Методика дембо-рубинштейн

Содержание:

Тест на самооценку личности

  1. Как правило, мне кажется, что я хуже других.
  2. Обычно я себе нравлюсь.
  3. В новых обстоятельствах, я скован и теряюсь.
  4. В большинстве случаев я проявляю дружелюбие и приветливость ко всем, с кем общаюсь.
  5. Я часто виню самого себя за проступки и ошибки.
  6. Я веду себя раскованно, меня не преследует чувство вины, не мучают угрызения совести, я безукоризнен.
  7. Я всегда стремлюсь поднять свою значимость и укреплять мои сильные стороны.
  8. Я постоянно радуюсь жизни.
  9. Меня обычно затрагивает то, что скажут или подумают обо мне окружающие.
  10. Я нормально воспринимаю другую точку зрения, и не навязываю собеседнику свою.
  11. Я очень нуждаюсь в понимании и поддержке.
  12. Мне неведомы чувство неудовлетворенности, разочарования и внутренние противоречия.
  13. Всевозможные неудачи приводят меня к разочарованию.
  14. К новому делу обычно приступаю спокойно и уверенно.
  15. Виню во всем других, считаю, что некоторых из них следовало бы проучить.
  16. Как правило, я в силах самостоятельно решить свои затруднения.
  17. Часто я пасую перед людьми, которые богаче и коих профессия престижнее чем моя.
  18. Я согласен, что-за мои поступки отвечаю лишь я сам, а не кто-то другой.
  19. Я могу прихвастнуть, и даже сказать ложь, лишь бы уберечь мою репутацию.
  20. Я не комплексую из-за моих желаний и потребностей.
  21. Я считаю себя не таким талантливым, чтобы чего-нибудь достичь в жизни.
  22. Я не стыжусь своих убеждений и всегда выражаю свое мнение.
  23. Как правило, я не признаю свои ошибки и промахи или же стараюсь объяснить или оправдать их.
  24. Даже в кругу незнакомых я ощущаю себя уверенно, и мне с ними комфортно.
  25. В своем окружении я обычно замечаю одни недостатки.
  26. Я в основном не скрываю своих чувств — ненависть или любовь, радость или обиду и т. д.
  27. Я болезненно реагирую на замечания и мнение окружающих, их оценку моего поведения.
  28. Мне почти неведомы чувства злобы и ревности, мне не свойственна подозрительность.
  29. Я стараюсь во всем угождать окружающим.
  30. У меня нет предвзятого отношения к какой-нибудь расе, религии или культуре.
  31. Я не решаюсь проявлять свое настоящее «я».
  32. С окружающими я как правило тактичен, дружелюбен и вежлив.
  33. В своих трудностях, ошибках и промахах я обвиняю окружающих.
  34. Мне комфортно, когда я один и совершенно не ощущаю своей изолированности.
  35. Я безнадежно болен совершенством.
  36. Комплименты и подарки меня не тревожат и никак не обязывают.
  37. Я обычно не сдержан в курении, еде, и злоупотребляю алкоголем.
  38. Я высоко оцениваю идеи и достижения других.
  39. Как правило, я уклоняюсь от новых дел, так как страшусь ошибок и неудач.
  40. Мне обычно неловко за поступки моих друзей или членов семьи.
  41. Я с легкостью приобретаю новых друзей и поддерживаю дружеские отношения.
  42. Я спокойно переживаю свои промахи, проступки и ошибки.
  43. Я считаю, что должен защищать свои поступки и мнение.
  44. Когда со мной не согласны или мне кто-то отказывает, я не вижу в этом унижения.
  45. Мне нужно всегда быть уверенным в своей правоте.
  46. Я рад новым идеям и предложениям.
  47. Я определяю своею значимость сопоставляя себя с другими.
  48. Я свободно размышляю над всем, что приходит мне в голову.
  49. Я обычно хвастаюсь своими успехами и достижениями.
  50. Я поступаю как мне кажется правильным, потому что я сам себе авторитет.

Как работает?

Исследуемому человеку выдается бланк с условиями и правилами выполнения работы. После ознакомления он приступает к отметкам на шкалах своей позиции. Как правило, отмечается уровень личностных качеств, после чего проводится беседа, в ходе которой испытуемый должен пояснить свою позицию.

Такая процедура дает четкое понимание и виденье позиции человека, помогает определить, какова самооценка. Метод Дембо — Рубинштейн представляет также возможность анализа эмоционального склада, темперамента и претензий к самому себе.

Этот метод достаточно прост в использовании. Пройти такой тест можно и самостоятельно, руководствуясь правилами. Однако большую рациональную пользу принесет прохождение теста под руководством психолога

Он сможет грамотно расставить акценты, обратить внимание на необходимые черты и задать правильные вопросы

С помощью метода Дембо — Рубинштейн можно составить представление о человеке на основании его ответов. Так как данный метод предполагает задействование не только строго определенных шкал параметров, но и произвольных. А также дает возможность легко расшифровать и интерпретировать позиции ответов.

Исследование самооценки

Иметь адекватную самооценку очень важно для личности, так как, в противном случае, проявляются проблемы в профессиональной деятельности, в общении, в родственных отношениях и т. п

Чтобы избежать ошибок и легко приспосабливаться в социуме необходимо своевременно обращать внимание на самооценку личности

Вопросы адекватности самооценки интересовали психологов всегда, и время от времени предпринимались попытки разработать действенную методику. Одна из наиболее известных — диагностика Дембо — Рубинштейн. Она названа в честь создателей Тамары Дембо и Сусанны Рубинштейн.

Внешне довольно простая методика позволяет определить отношение к себе при помощи теста, результаты которого интерпретируются психологом.

Для этого обследуемому предлагается отметить на вертикальных линиях уровень развития качеств личности и уровень притязаний: какой именно уровень развития этих качеств полностью бы удовлетворил человека.

Для проведения анализа испытуемому выдается бланк с изображением на нем семи линий. Линии имеют указания верхней, нижней и средней точки. При этом средняя отмечена еле заметно.

Методику проводят индивидуально либо с целой группой

Работая фронтально — важно проверить, чтобы каждый участник правильно применил предложенные значки, отвечая на вопросы. На заполнение шкалы выделяется 10-12 минут, включая время чтения инструкции

Примечания

  1. Дембо Т. В. Приспособление к увечью — проблема социально-психологической реабилитации — Рукопись. Пер. с англ., 1962
  2. ↑ Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике.— М., 1970.
  3. Яньшин П. В. Клиническая психодиагностика личности. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. — СПб.: Речь, 2007. — C. 320.
  4. Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И. В. Дубровина (отв.ред.) и др. — М.: изд. АПН СССР, 1988. — C. 110—128.

Когда она начинает формироваться?

Самооценка не может формироваться без наличия еще одного личностного свойства — самосознания. Оно возникает в детском возрасте, приблизительно до 3-х лет, когда ребенок осознает свою автономность от матери, идентифицирует себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность (т. наз. «семизвездие кризиса» этого возраста). Когда ребенок подрастает, у него появляется возможность на элементарном уровне оценивать себя и анализировать отношение окружающих к себе. В этом возрасте мы можем говорить о зачатках самооценки, так как она формируется продолжительное время и пребывает в динамике всю жизнь.

Описание[править | править код]

Стимульный материал методики представляет собой четыре вертикальные линии, последовательно расчерченные на горизонтальном листе бумаги и обозначающие собой четыре шкалы: шкалу здоровья, шкалу ума, шкалу характера и шкалу счастья.

Проведение методикиправить | править код

Методика проводится в форме свободной беседы. На листке бумаге чертится первая вертикальная линия. Экспериментатор объясняет испытуемому, что это шкала здоровья, в самом верху которой расположены самые здоровые люди, а в самом низу — самые больные, а затем просит отметить своё местоположение на шкале. Рядом с первой линией проводится вторая, шкала ума, и дается аналогичная задача. Затем третья линия, шкала характера, и четвёртая, шкала счастья.

Затем начинается этап экспериментально спровоцированной беседы. Испытуемому предлагается объяснить, каких людей он считает самыми счастливыми, а каких — самыми несчастными. Также, в зависимости от того, где на шкале расположил себя испытуемый, задается вопрос, почему он выбрал для себя именно такое местоположение, и что мешает ему причислить себя к самым счастливым людям. Кроме того, подлежит обсуждению и само понятие счастья. Далее экспериментатор таким же образом обсуждает с испытуемым три предыдущие шкалы. Особенной аккуратности требует шкала ума, где испытуемого просят также описать, какими качествами своего ума он недоволен. Вопросы об отметке на шкале характера задаются таким образом, чтобы выяснить, какими чертами своего характера больной недоволен, какие считает хорошими. Затем допускается создание испытуемым 1-3 собственных шкал с дальнейшей проработкой их по вышеуказанной схеме.

В процессе беседы допускается создание пометок на рабочем листе.

Анализ результатовправить | править код

Анализ методики опирается в большей степени на последующее обсуждение, а не на расположение меток. По данным исследований С. Я. Рубинштейн (1970), у большинство психически здоровых взрослых и подростков наблюдается тенденция расположения метки «чуть выше середины» вне зависимости от их самооценки. При различных психических заболеваниях обнаруживаются тенденции смещения отметки к крайним точкам шкалы. Так, например, больной шизофренией может отметить своё местоположение в высших точках первых трех шкал, а на последней шкале (шкале счастья) причислить себя к самым несчастным, объясняя это тем, что счастливые люди — творцы, а ему творить помешали врачи. Депрессивная больная шизофренией с идеями самообвинения может оценить себя как стоящую выше среднего уровня по здоровью, самой глупой и самой плохой по характеру, а также самой несчастной.

Абсолютного значения такие проявления самооценки не имеют, кроме того, нет диагностически значимых типов оценок. Данная методика способствует анализу личности испытуемого в каждом отдельном случае. Экспериментатор должен самостоятельно интегрировать полученные в результате проведения методики данные в общий личностный портрет испытуемого: оценить направленность его притязаний, самооценки, локус контроля. Особенно полезные данные могут быть выявлены при сопоставлении результатов этой методики с результатами исследований особенностей мышления и эмоционально-волевой сферы.

Области примененияправить | править код

Данная методика применяется как на здоровых испытуемых, так и на больных в рамках патопсихологической диагностики. В связи с тем, что методика может быть весьма очевидной для испытуемого, её не рекомендуется применять в ситуациях, когда результаты могут значительно повлиять на будущее испытуемого (например, при собеседовании на работу). Она может быть использована также в батареях психологических тестов на больших выборках.

Исследование самооценки: оценка и интерпретация результатов

Рассматриваемая методика выявляет уровень самооценки, а также уровень притязаний человека любого возраста (ребенка-школьника, взрослого).

Уровень самооценки по шкале измеряется от знака «о» до знака «–». Показатель притязаний личности – количество баллов от «о» до «x».

Нестандартная ситуация возникает, когда уровень притязаний ниже, чем оценка личности (расстояние от «x» до «–»). В данном случае баллы записываются со знаком минус. Заключительный этап всех измерений – подсчет количества баллов.

Высота самооценки

Интерпретация самооценки по этой методике:

  • Результат находится в диапазоне от 50 до 74 баллов. Можно говорить о нормальном уровне самооценки у испытуемого. Психологи считают, что человек себя реально оценивает.
  • Число находится в диапазоне от 75 до 100 баллов – завышенная самооценка. У подростка или взрослого человека имеются отклонения, связанные с формированием личности. Необходима беседа с психологом. Перечень возможных проблем: отсутствие самокритики, повышенные требования к людям.
  • Количество баллов ниже 50, показатель свидетельствует о заниженной самооценке. Проводимые исследования свидетельствуют о наличии следующих проблем: неготовность для получения нового опыта, боязнь развития в профессиональной сфере, отсутствие веры в собственную мечту. Бывают ситуации, когда человек сам навязывает себе низкий уровень самооценки для того, чтобы иметь возможность не принимать ответственных решений. Необходима работа психолога.

Уровень притязаний

Расшифровка:

  1. Диапазон от 75 до 89 баллов – нормальный уровень притязаний. Данные говорят о том, что человек адекватно оценивает свои способности.
  2. Диапазон от 90 до 100 баллов – высокая степень притязаний. У испытуемого полностью отсутствует самокритика. Такой человек обычно уверен, что он наделен редкими выдающимися способностями.
  3. Менее 60 баллов – низкий уровень притязаний. В данном случае человек не может нормально развиваться. Наблюдается полное отсутствие стремлений для достижения целей. Испытуемому кажется, что любая идея обречена на провал.

Обязательно почитайте:

Как воспитать силу воли: советы и эффективные упражнения

Тест Дембо-Рубинштейн: инструкция и задание

Методика проста для применения. Необходимо провести на листе бумаги четыре вертикальные черты. Названия линий: «Здоровье», «Умственные способности», «Характер», «Счастье». К данному списку можно добавить дополнительные шкалы: «Оптимистические качества», «Степень удовлетворенности собой» и пр.

Параметры каждой шкалы:

  • высота – 100 миллиметров;
  • 1 балл равен 1 миллиметру линии;
  • посередине каждой шкалы стоит точка;
  • на концах каждой шкалы есть горизонтальные черточки (верхняя черта – наиболее высокая оценка по исследуемому параметру, нижняя черта – самая низкая).

Испытуемому необходимо:

  1. Горизонтальной чертой «–» отметить свой текущий уровень.
  2. Кружочком «о» – то место, где бы он хотел находиться между этими двумя чертами (состояние удовлетворенности).
  3. Крестиком «х» – то место, где он может оказаться в случае реальной оценки собственных возможностей.

12 минут – максимальное время на выполнение теста.

Обязательно почитайте:

Завышенная самооценка: признаки, как влияет на жизнь, способы борьбы

Как обработать результаты?

Теперь вы должны найти связь между своим идеальным «Я» и тем, что есть в реальности. Это поможет понять уровень самооценки. Связь вы найдете, определив коэффициент ранговой корреляции. Звучит чуть пугающе, но это не сложно. Смело продолжайте работу.

Занесите в четвертую колонку своей таблицы (d) разность рангов каждого качества. Теперь разность возведите в квадрат (умножьте само на себя) и занесите в пятую колонку (d2). Сложите все квадраты, получив значение суммы Σ (d1-d2)*(d1-d2) . И занесите этот результат в последнее окошко пятого столбика в таблице (правый нижний угол).

Теперь занесите сумму квадратов в формулу:

r = l — 0,00075 x Σ d2.

Полученное значение r — коэффициент корреляции (количественное выражение уровня самооценки вашей личности).

Результаты и рекомендации

Обработка результатов здесь не займет много времени. Итоги проведенного теста, по уровню самооценки  можно анализировать отдельно по каждой конкретной шкале. Или как среднее арифметическое всех показателей.

Например, если для исследования применялось четыре шкалы, то общую сумму балов нужно разделить на четыре, если шесть шкал – то общую сумму делим на шесть и т. д.

Шкалу здоровья, как правило не оценивают, это проверочная шкала.

По ней психолог определяет на сколько правильно испытуемый понял принцип теста. Но при проверке себя, я счел нужным проанализировать и шкалу здоровья.

Ключи для уровня самооценки (черточка)

  • повышенный уровень оценки конкретной личности в рамках от 50 баллов до 75, такой показатель является реалистичным и адекватным;
  • баллы ваши — от 75 до 100 – это завышенный показатель, он говорит об умеренных, но отклонениях в личности, чуть завышенных притязаниях, нечувствительности к своим ошибкам;
  • баллы до 50 – весьма заниженная самооценка, в наборе с нею — проблемы с восприятием себя, уверенностью, возможно, нужна помощь специалиста и коррекция.

Ключи по притязаниям (крестики):

  • итоговые баллы  от 60 до 90 – притязания на реалистичном, достижимом уровне;
  • баллы от 90 до 100 – отсутствие критичности, завышенные ожидания и притязания;
  • баллы до 60 – слишком низкая степень притязаний, возможно — проблемы с развитием личности и уверенностью в себе.

Ключевые дополнения

Оптимальное состояние – это когда черточка (адекватная оценка себя) чуть выше линии, что по серединке. А кружочек («о») — умеренно ниже максимального уровня. Крестик при этом должен быть между черточкой и «о».

Крайне заниженная оценка своей личности – это когда отметки актуальности (-)   стоят ниже середины. Особенности такого человека – это излишняя критичность, завышенные требования к себе, отсутствие честолюбия.

Теперь детальнее – о соотношении значков. Крестики должны стоять между «о» и черточками. Расстояния между «о» и крестиком – ваши еще недостижимые интервалы. То, чего вы хотите, но не можете получить. Все, что выше крестиков – пока недостижимо.

Все, что ниже крестиков — в пределах достижимости. Соотношение между «ниже и выше крестиков — уровень имеющегося у вас запаса оптимизма. Чем короче отрезок невозможного, и больше – возможного, тем вы более оптимистичны, и это отлично!

Оптимально кружки должны быть чуть ниже верхнего полюса (макс. значения) . Если есть «о» на полюсе, это говорит о вашем весьма незрелом отношении к жизненным ценностям. Очевидно — зрелая личность не хочет стать идеальной во всем.

Ежели у вас показатели разных шкал очень сильно разнятся, это может быть показателем вашей эмоциональной нестабильности.

Все «о» — это оценивание себя в идеале, уровень вашей мечты. Подумайте о своих мечтах и целях. И о том, что каждая мечта, чтобы сбыться, должна стать вашей четкой целью. И я от души желаю вам этого!

Как пройти это исследование самостоятельно?

Все достаточно просто. Чтобы пройти тест Дембо Рубинштейна на самооценку, возьмите листик (либо бланк), и проведите четыре линии по вертикали. Высота каждой – четко 100 мм. Слегка отметьте середину каждой шкалы. Один балл – это 1 мм. Для этого идеально подойдет лист в клеточку.

Они будут означать показатели здоровья, развития интеллекта (умный), счастья и характера. Можете добавить еще оптимизм и общую удовлетворенность собой. Для подростков рекомендуют следующие показатели : здоровье, характер, ум, способности, красота, авторитет у сверстников, уверенность в себе ( см. картинку по тесту Дембо Рубинштейна).

Верх линии – это состояние максимального предела  показателя (например, счастливый, умный красивый), низ – минимальное значение (несчастный, глупый, уродливый). . Подумайте и поставьте черточки на линиях там, где находится ваше текущее состояние.

Тест Дембо Рубинштейна для самооценки, бланк учащегося:

Теперь, после размышления, нарисуйте кружочки («о») там, где вы хотели бы (мечтали бы) быть. И наконец,  крестики – там, где вы все-таки можете быть объективно, если приложить старания.

Если взять линейку  измерить расстояния в мм. и записать их.  Вы получили таблицу, где уровень ваших притязаний – отрезок от самого низа шкалы (нулевое значение) до крестиков. Уровень самооценки – интервал от низа шкалы до черточки (-). Расхождения  – это отрезок между уровнем ваших притязаний (крестик) вашей оценкой себя (черточка).

Виды самооценки

В психологии, в зависимости от того, насколько правильно оценивает себя человек, можно выделить 2 основных вида самооценки: адекватная, неадекватная.

Адекватной считается мнения человека о себе , совпадающее с действительностью. В ином случае, когда самооценка резко расходится с мнением окружающих — она неадекватная. При этом самомнение может быть завышенным или заниженным.

При заниженной оценке развивается неуверенность в себе, которая проявляется во всей деятельности человеке.

Противоположность – завышенная самооценка. В этом случае человек считает себя идеальным или близким к этому.

Еще один критерий — стабильность самооценки. Она может быть стабильной или поддаваться влиянию внешних факторов (плавающая). В первом случае мнение человека о себе остается неизменным в любых ситуациях. При плавающей оценке себя — она меняется в зависимости от успехов и поражений, от мнения окружающих, а именно от одобрения или осуждения.

Рекомендации и комментарии по полученным результатам, от автора теста

Нечеткое представление о реальном «я» может быть признаком неверного подсчета упражнения (теста).

Либо – показатель тревожности и непринятия себя

Уровень самооценки – низкий, над ним важно работать

Самооценка адекватная, но завышенная – это особенность положительного отношения к себе. А еще – ощущение своей полноценности, нахождение в гармонии со своим «я». Также – высокий уровень притязаний и ожиданий.

Завышенная неадекватная – обманчивое восприятие себя, гипертрофированная оценка достоинств. Важна работа над собой, выявление недостатков, взращивание адекватного отношения к себе.

Заниженная – это негативное отношение к своему «я», ощущение неполноценности, неприятие себя. С такими проблемами лучше обратиться к опытному психотерапевту. Повысить показатель помогут также упражнения, работа в группах.

Дополнительные приемы к методике Дембо-Рубинштейн

К дополнительному приему относится анализ поведения людей во время тестирования.

Признаки неустойчивой самооценки:

  • множество зачеркиваний (смена поставленной черты на более низкую и наоборот);
  • слишком медленное выполнение задания.

Признаки, указывающие на завышенное мнение о себе:

желание привлечь внимание окружающих во время выполнения задания;
слишком быстрое его выполнение (человек боится задуматься и по-настоящему оценить свой уровень, признать несостоятельность в каких-либо сферах).

Еще один дополнительный способ – индивидуальная беседа после окончания тестирования. Человека просят пояснить, каких людей он считает счастливыми, назвать причины собственных неудач. Таким же образом обсуждаются все остальные шкалы.

Шкала самооценки может колебаться от -75 до +75.

При этом следует понимать, что методика оценки не учитывает особенности каждого отдельного человека. Наши индивидуальные отличия способны в определенной мере повлиять на показатели тестирования. Результат теста показывает лишь приблизительный (усредненный) показатель вашей самооценки при условии, что вы старались честно отвечать на вопросы.

  • Отрицательный результат – заниженная самооценка или крайне низкий уровень самоуважения. Вам сложно строить отношения с окружающими, а неудачи приводят вас в отчаяние.
  • Результат: от 0 до 15 – низкая самооценка . Вам удается строить отношения, тем не менее вы достаточно замкнуты, промахи и ошибки вы переживаете с трудом.
  • Результат: от 16 до 35 —  средняя самооценка. Вам вполне комфортно в обществе, ошибки и неудачи сегодня вызывают грусть, но уже завтра вы вновь беретесь за начатое дело.
  • Результат: от 26 до 45 —   хорошая самооценка. Общество вас совершенно не тяготит, трудности и неудачи не выбивают вас из колеи.
  • Результат: от 46 до 65 — высокая самооценка В обществе в не испытываете ни какого напряжения, а трудности и поражения рассматриваете как очередную ступеньку, к достижению  ваших целей и успеха. Такая самооценка — настоящий капитал.
  • Результат: от 66 до 75 – завышенная самооценка. Окружающим с вами тяжело строить отношения. Главное для вас — это вы сами. Свои ошибки вы не замечаете (вы безупречны), а значит лишаете себя возможности личностного роста. Будьте честны и открыты перед собой. Ваша нездоровая самооценка нуждается в коррекции.

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан – Психологос

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д.

Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.

Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.

Инструкция

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Задание

Изображено семь линий, длина каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально – с целым классом (или группой), так и индивидуально.

При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная – “здоровье” – не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы (“О”) до знака “х”;

б) высоту самооценки – от “0” до знака “х”;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака “х” до знака “-“, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов.

Наиболее оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Результат от 90 до 100 баллов – обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 (“средняя” и “высокая” самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности.

Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности – “закрытости для опыта”, нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют “группу риска”, их, как правило, мало.

Моя самооценка (итог)

Чтобы определить вашу самооценку, нужно сложить все четные номера вопросов. Из этого результата отнимите сумму нечетных вопросов. Полученное число и есть ваш (усредненный)уровень самоуважения или самооценки.

Не огорчайтесь, если ваша самооценка будет иметь низкий или даже отрицательный показатель. Ведь, самоуважение  самопроизвольно суммируется из вашей наследственности и вашего жизненного опыта, поэтому вам не стоит смущаться и стыдиться.

Главное, что вы честно ответили на вопросы  и получили объективный результат. Этот показатель и будет отправной точкой в формировании самоуважения. Помните, даже если у вас получился очень низкий показатель самооценки, занимаясь саморазвитием, вы можете его значительно улучшить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector