Методика «индекс жизненного стиля»

РЕГИСТРАЦИЯ И ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Цель методики: выявление особенностей функционирования механизмов психологической защиты индивида (группы).

Материал: бланк обследования, авторучка или карандаш. Унифицированный бланк обследования включает графы, предназначенные для фамилии, инициалов, возраста и пола испытуемого, а также текущей даты. Они заполняются самим испытуемым. Если проводится анонимное групповое исследование, фамилия и инициалы записываются по желанию. Затем следует инструкция по заполнению бланка, которую, кроме того, сообщает экспериментатор. Тест содержит 97 стимульных утверждений, расположенных в бланке в два столбца сверху вниз под соответствующими номерами. При прочтении экспериментатором очередного стимульного утверждения испытуемому предлагается сделать отметку напротив соответствующего номера в левой крайней графе «Нет», если утверждение не характерно для него. Если испытуемый считает, что данное утверждение характерно для него, ему следует сделать отметку в одной из находящихся правее колонок «Да», помеченной скобками и находящейся на одной пунктирной линии с соответствующим номером.

Бланк обследования является одновременно и ключом, поскольку восемь колонок «Да» соответствуют восьми шкалам механизмов защиты, накапливающим только утвердительные ответы. В правом верхнем углу бланка имеется таблица для суммарных «сырых»

баллов по каждой шкале, соответствующих средненормативным показателям и процентильным шкальным оценкам, которые определяются по таблице процентилей, рассчитанных на базе данных выборки стандартизации.

Инструкция: отметьте, пожалуйста, описывают ли следующие утверждения Ваши обычные чувства, мысли или образ действий. Если утверждение не характерно для Вас, сделайте, пожалуйста, отметку в первой колонке, обозначенной как «Нет». Если утверждение характерно для Вас, сделайте, пожалуйста, отметку в одной из колонок «Да», помеченwww.metodi4ka.com Коллекция психологических методик

– &nbsp– &nbsp–

Процедура проведения

Инструкция

На следующих страницах Вы найдете ряд высказываний об опре­деленных способах поведении и установках.
Вы можете ответить да или нет (согласен или не согласен). Выбрав ответ, поставьте, пожалуйста, знак х (крест) в предусмотренном для этого месте на бланке для ответов.
Не существует правильных или неправильных ответов, так как каждый человек имеет право на собственную точку зрения

Отвечайте так, как считаете верным для себя.
Обратите, пожалуйста, внимание на следующее:

  • Не думайте о том, какой ответ мог бы создать лучшее впечатление о Вас и отвечайте так, как считаете для себя предпочтительнее. Обработка результатов автоматизирована и при этом содержание утверждений не проверяется.
  • Не думайте долго над предложениями, выбирая ответ, отмечайте тот, который первым пришел Вам в голову.
  • Может быть, некоторые утверждения Вам не очень подходят. Несмотря на это, по­метьте один из ответов, а именно тот, который для Вас наиболее приемлем.

Большое спасибо!

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ

В результате при среднем коэффициенте корреляции по кластеру, не менее чем 0,35, в кластер с наибольшей представленностью утверждений из полярных шкал «замещение — подавление» реально вошло 16 соответствующих заданий из 25 (64%); в кластер «реактивное образование — компенсация» 9 из 20 (45%); в кластер «интеллектуализация — регрессия» 11 из 26 (42,3%); в кластер «отрицание — проекция» 10 из 26 (38,4%).

Результаты отражают неудовлетворительную эмпирическую валидность шкал данной версии опросника. Они же подтверждают теоретическое положение о том, что некоторые механизмы защиты очень близко соотносятся друг с другом, так что строгая дифференциация между ними возможна только условно.

Последнее было учтено на втором этапе исследования, когда соответствующими шкале считались задания, не только теоретически входящие в нее и в полярную шкалу, но и попавшие в данный кластер задания из двух шкал смежных с ней, согласно круговой модели www.metodi4ka.com Коллекция психологических методик

– &nbsp– &nbsp–

Коэффициенты ретестовой надежности, представленные в таблице 5, отражают удовлетворительную надежность 6 шкал теста. Низкие показатели ретестовой надежности по шкалам компенсации и проекции объясняются, вероятно, фактором тревожности, связанности, связанным с приближением вступительных экзаменов. Показательным является возрастание среднегрупповых значений от выборки стандартизации к старшим и средним подwww.metodi4ka.com Коллекция психологических методик росткам по шкалам отрицания, регрессии, проекции и реактивного образования. Эти данные отражают динамику повышения уровня тревожности, неуверенности в себе, восприятия мира как враждебного и тенденции выражать нечто противоположное своим реальным чувствам от взрослых людей к средним подросткам. Это полностью совпадает с теоретическим положением о дезадаптированности подростков в период полоролевой идентификации, их ранимости и, следовательно, более интенсивном использовании механизмов психологической защиты. Более высокий показатель подростков по реактивному образованию может отчасти объясняться тем, что большинство испытуемых были женского пола. Шкала реактивного образования была одной из двух шкал опросника, реагировавших на половые различия в выборках испытуемых, в первой неадаптированной версии. Женщины имели по этой шкале значимо более высокие средние баллы, чем мужчины. Затем в результате корреляции недискриминативных заданий теста отдельно по группам мужчин и женщин шкала реактивного образования стала предположительно более нейтральной к половым различиям, хотя мы не проводили специального исследования по этому вопросу.

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ

– &nbsp– &nbsp–

Как видно из таблицы, первый фактор включает следующие шкалы со значимыми величинами, перечисляемые в порядке убывания веса факторной нагрузки: проекция, замещение, регрессия и компенсация. Они представляют из себя группу теоретически неполярных и преимущественно внешненаправленных механизмов защиты

Внутри этой группы обращает на себя внимание тенденция к снижению элемента враждебности, агрессивности соответствующего защитного поведения со снижением веса факторной нагрузки. Кроме того, поскольку защитная компенсация имеет как внешние, так и внутренние формы выражения, она с несколько меньшей, но также значимой факторной нагрузкой представлена и во втором факторе

Второй фактор включает представленные значимыми величинами шкалы интеллектуализации, подавления и компенсации. Содержание шкал, задающих полюса этого фактора, позволяет предположить, что соответствующие защитные механизмы сгруппировались по принципу интернальности, пассивности защитного поведения. Общим моментом, особенно в случаях подавления и интеллектуализации является тенденция к регулированию эмоционального компонента образа реальности.

Третий фактор представлен такими шкалами как реактивное образование и отрицание. Эти механизмы предназначены для сдерживания близких по модальности и теоретически смежных эмоций радости и принятия. Как смежные защитные механизмы, реактивное образование и отрицание характеризуется не редукцией, а переработкой эмоционального компонента образа реальности. Защитное поведение и в том, и в другом случае разнонаправлено, но при этом имеет выраженную тенденцию к ассимиляции, нарочитости, притворству, конформизму.

В целом результаты свидетельствуют о том, что использованная версия опросника полностью соответствует оригинальной теоретической модели механизмов защиты, и что

Результаты клинических исследований

Методика показала свою эффективность как составляюшая комплексной психодиагностики в клинике. Так, в НИПНИ им. Бехтерева была предложена комплексная психодиагностическая методика для больных эндогенными психозами, включая в себя обследование по опросникам копинг-тест Лазаруса, ТОБОЛ и ИЖС. Результаты, полученные в ходе этого исследования, представлены ниже и на страницах соответствующих методик.

Обследование проводилось на выборке из 410 больных: шизотипическим расстройством (82 человека), параноидной шизофренией (93 человека), шизоаффективным расстройством (26 человек) и биполярным расстройством (73 человека), проходивших лечение в отделении внебольничной психиатрии клиники НИПНИ им. Бехтерева.

Тип совладающего поведения Диагноз
Шизопическое расстройство Параноидная шизофрения Шизоаффективное расстройство Биполярное аффективное расстройство
χ ср σ χ ср σ χ ср σ χ ср σ
Отрицание 52.40 22.56 55.64 21.17 54.76 27.24 49.17 19.43
Вытеснение 64.14 25.31. 62.75 20.03 54.23 19.24 56.16 23.08
Регрессия 73.92 20.54 72.05 20.25 73.15 24.64 68.32 19.52
Компенсация 62.06 25.81 66.38 24.11 73.53 23.14 62.00 19.16
Проекция 44.36 15.90 54.42 23.58 38.76 14.08 52.83 23.81
Замещение 55.98 23.20 57.24 21.20 60.23 18.25 54.77 20.40
Рационализация 55.58 23.78 56.35 20.01 49.38 18.09 69.08 18.87
Реактивное образование 55.07 26.07 62.07 25.60 56.53 26.52 67.88 21.36
Индекс напряженности защит 57.13 4.00 52.76 8.63 63.52 7.12 55.13 5.22

Жирным выделены значения, по которым были получены достоверные различия.

Обработка результатов

Подсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом. Затем сырые баллы переводятся в проценты. На основе процентных показателей составляется профиль эго-защит.

Существует и другой вариант обработки результатов:

Восемь эгозащитных механизмов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные ниже утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле

\frac{n}{N}*100%

где n – число положительных ответов по шкале этой защиты, N – число всех утверждений, относящихся к этой шкале.

Тогда общая напряженность всех защит (ОНЗ) подсчитывается по формуле

\frac{n}{97}*100%

где n – сумма всех положительных ответов по опроснику.

По данным В.Г. Каменской (1999), нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40 – 50 %. ОНЗ, превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.

Ключ

№ > Название шкал Номера утверждений n
А Отрицание 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94 12
B Подавление 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89 12
C Регрессия 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95 14
D Компенсация 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74 10
E Проекция 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96 13
F Замещение 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97 13
G Интеллектуализация 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87 12
H Реактивное образование 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79, 10

Средние величины нормативных данных


Средние величины нормативных данных по 8 вариантам (Вассерман Л. И с соавт., 1999).

Механизмы защиты Данные авторов при

апробации методики

n = 140

Данные авторов методики

n = 104

M S +- m M S +- m
Отрицание
4, 5
2, 96
0, 25
3, 81
2, 07
0, 20
Вытеснение
4, 0
2, 97
0, 20
2, 59
1, 77
0, 17
Регрессия
4, 7
2, 96
0, 25
5, 12
3, 09
0, 30
Компенсация
3, 1
2, 13
0, 18
4, 38
1, 86
0, 18
Проекция
8, 2
3, 55
0, 30
5, 51
3, 01
0, 30
Замещение
3, 8
2, 96
0, 25
3, 12
2, 01
0, 20
Интеллектуализация
5, 9
2, 60
0, 22
6, 32
1, 95
0, 19
Реактивное образование
3, 1
2, 13
0, 18
2, 80
2, 35
0, 23

Шкалы перевода сырых балов в процентили

Шкала перевода сырых балов в процентили (при апробации)

Сырые очки отрицание вытеснение регрессия компенсация проекция замещение >интеллектуализация Реактивное образование
A B C D E F G H
2
1
2
2
4
13
1
2
15
6
5
2
15
38
2
8
34
15
16
4
27
3
56
3
19
54
30
29
9
40
16
71
4
33
71
47
45
16
53
32
81
5
52
83
61
62
26
69
51
88
6
70
91
73
79
39
83
74
93
7
83
96
82
90
53
90
87
95
8
91
99
89
97
68
94
95
98
9
97
93
99
70
96
99
99
10
99
97
88
99
11
99
94
12
98

Шкала перевода сырых баллов в процентили (авторы)

Сырые очки отрицание вытеснение регрессия компенсация проекция замещение интеллектуализация Реактивное образование
A B C D E F G H
3
2
2
5
1
6
7
1
13
8
6
20
5
23
3
19
2
27
25
19
37
6
37
6
39
3
39
42
35
63
7
48
17
61
4
50
63
53
78
12
65
28
76
5
61
76
70
88
20
77
42
91
6
79
87
80
95
27
86
59
97
7
84
92
85
97
36
93
76
98
8
90
97
88
99
46
97
87
99
9
97
98
95
64
98
92
10
98
99
97
72
99
97
11
99
99
90
99
12
96
13
99

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ТЕСТА

откл. = 1,81). Помимо ответов «да» и «нет» испытуемые в данном исследовании могли давать ответ «не знаю». Это предпринималось для установления тех стимульных утверждений, понимание которых затруднено по причине их неясности, неопределенности, двусмысленности, а также бессознательного нежелания отвечать.

В результате от 1 до 15 ответов «не знаю» было дано на каждое из утверждений теста, т.е. максимально непонятные задания были оценены как таковые не более чем 13,8% испытуемых. Несмотря на то, что результат отражает удовлетворительное понимание испытуемыми заданий теста, некоторые из них, набравшие наибольшее количество отказов, были переформулированы, конкретизированы или сокращены.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Механизмы психологической защиты понимаются как производные эмоций, поскольку каждая из основных защит онтогенетически развивалась для сдерживания одной из базисных эмоций. Например, теория утверждает, что замещение развивалось первоначально и главным образом для совладания с выражением гнева; подавление — для совладания с выражением тревоги; отрицание — с выражением доверия; а проекция — с выражением недоверия или неприятия. В каждом случае страх есть общий элемент, участвующий в конфликте эмоций.

Эта модель имеет несколько предпосылок для измерений. Предполагается, что существует восемь базисных защит, которые тесно связаны с восемью базисными эмоциями психоэволюционной теории. Эти защиты должны иметь специфические отношения сходстwww.metodi4ka.com Коллекция психологических методик ва — различия друг с другом. Более того, существование защит должно обеспечить возможность косвенного измерения уровней внутриличностного конфликта, т.е. дезадаптированные индивиды (установленные с помощью независимых методов) должны использовать защиты в большей степени, чем адаптированные испытуемые. Все эти предположения были подтверждены в процессе разработки и стандартизации теста-опросника защит Life Style Index, подробно описанном в приложении.

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИСКРИМИНАТИВНОСТИ ЗАДАНИЙ ТЕСТА

В результате из 97 стимульных утверждений теста 29 были признаны недискриминативными (более 70% одинаковых ответов; ур. знач. 0,05). Несмотря на то, обследование проводилось анонимно, и благополучие испытуемых не зависело от результата, дискриминативность этих заданий оказалась неудовлетворительной из-за установки на социально одобряемый ответ, которая объяснялась тенденцией выглядеть лучше в собственных глазах. С целью снятия этой установки некоторые из недискриминативных утверждений были обезличены, в других были заменены языковые единицы с нежелательными коннотативными значениями. Кроме того, при корреляции этих заданий учитывалась степень их категоричности или категоричности отдельных частей сложных предложений, которая в зависимости от направления смещения была ослаблена или усилена. В дальнейших исследованиях на более репрезентативных выборках с равным количеством испытуемых мужчин и женщин проводились аналогичные корреляционные процедуры, в результате чего все задания последней версии опросника обладают высокими дискриминативными возможностями (не более 60% одинаковых ответов; ур. знач. 0,5). Это является одним из показателей эмпирической валидности теста. Ниже приведены примеры изменения стимульных утверждений в разных версиях опросника с целью улучшения дискриминативности.

1. Когда я вижу окровавленного человека, это почти не волнует меня (91,7% «нет»).

2. Когда я вижу окровавленного человека, это не слишком волнует меня (67% «нет»).

3. Когда я вижу окровавленного человека на экране, это почти не волнует меня (52% «нет»).

1. Я склонен выслушивать все точки зрения в споре (85% «да»).

2. Я всегда выслушиваю все точки зрения в споре (70% «да»).

3. Я всегда внимательно выслушиваю все точки зрения в споре (50% «да»).

Обработка результатов

Подсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом. Затем сырые баллы переводятся в проценты. На основе процентных показателей составляется профиль эго-защит.

Существует и другой вариант обработки результатов:

Восемь эгозащитных механизмов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные ниже утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле

\frac{n}{N}*100%

где n – число положительных ответов по шкале этой защиты, N – число всех утверждений, относящихся к этой шкале.

Тогда общая напряженность всех защит (ОНЗ) подсчитывается по формуле

\frac{n}{97}*100%

где n – сумма всех положительных ответов по опроснику.

По данным В.Г. Каменской (1999), нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40 – 50 %. ОНЗ, превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.

Ключ

№ > Название шкал Номера утверждений n
А Отрицание 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94 12
B Подавление 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89 12
C Регрессия 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95 14
D Компенсация 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74 10
E Проекция 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96 13
F Замещение 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97 13
G Интеллектуализация 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87 12
H Реактивное образование 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79, 10

Средние величины нормативных данных


Средние величины нормативных данных по 8 вариантам (Вассерман Л. И с соавт., 1999).

Механизмы защиты Данные авторов при

апробации методики

n = 140

Данные авторов методики

n = 104

M S +- m M S +- m
Отрицание
4, 5
2, 96
0, 25
3, 81
2, 07
0, 20
Вытеснение
4, 0
2, 97
0, 20
2, 59
1, 77
0, 17
Регрессия
4, 7
2, 96
0, 25
5, 12
3, 09
0, 30
Компенсация
3, 1
2, 13
0, 18
4, 38
1, 86
0, 18
Проекция
8, 2
3, 55
0, 30
5, 51
3, 01
0, 30
Замещение
3, 8
2, 96
0, 25
3, 12
2, 01
0, 20
Интеллектуализация
5, 9
2, 60
0, 22
6, 32
1, 95
0, 19
Реактивное образование
3, 1
2, 13
0, 18
2, 80
2, 35
0, 23

Шкалы перевода сырых балов в процентили

Шкала перевода сырых балов в процентили (при апробации)

Сырые очки отрицание вытеснение регрессия компенсация проекция замещение >интеллектуализация Реактивное образование
A B C D E F G H
2
1
2
2
4
13
1
2
15
6
5
2
15
38
2
8
34
15
16
4
27
3
56
3
19
54
30
29
9
40
16
71
4
33
71
47
45
16
53
32
81
5
52
83
61
62
26
69
51
88
6
70
91
73
79
39
83
74
93
7
83
96
82
90
53
90
87
95
8
91
99
89
97
68
94
95
98
9
97
93
99
70
96
99
99
10
99
97
88
99
11
99
94
12
98

Шкала перевода сырых баллов в процентили (авторы)

Сырые очки отрицание вытеснение регрессия компенсация проекция замещение интеллектуализация Реактивное образование
A B C D E F G H
3
2
2
5
1
6
7
1
13
8
6
20
5
23
3
19
2
27
25
19
37
6
37
6
39
3
39
42
35
63
7
48
17
61
4
50
63
53
78
12
65
28
76
5
61
76
70
88
20
77
42
91
6
79
87
80
95
27
86
59
97
7
84
92
85
97
36
93
76
98
8
90
97
88
99
46
97
87
99
9
97
98
95
64
98
92
10
98
99
97
72
99
97
11
99
99
90
99
12
96
13
99

Процедура проведения

Инструкция

На следующих страницах Вы найдете ряд высказываний об опре­деленных способах поведении и установках.
Вы можете ответить да или нет (согласен или не согласен). Выбрав ответ, поставьте, пожалуйста, знак х (крест) в предусмотренном для этого месте на бланке для ответов.
Не существует правильных или неправильных ответов, так как каждый человек имеет право на собственную точку зрения

Отвечайте так, как считаете верным для себя.
Обратите, пожалуйста, внимание на следующее:

  • Не думайте о том, какой ответ мог бы создать лучшее впечатление о Вас и отвечайте так, как считаете для себя предпочтительнее. Обработка результатов автоматизирована и при этом содержание утверждений не проверяется.
  • Не думайте долго над предложениями, выбирая ответ, отмечайте тот, который первым пришел Вам в голову.
  • Может быть, некоторые утверждения Вам не очень подходят. Несмотря на это, по­метьте один из ответов, а именно тот, который для Вас наиболее приемлем.

Большое спасибо!

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Восемь механизмов психологической защиты личности формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные выше утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале.

Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле:

n/N х 100%, где,

n – число положительных ответов по шкале этой защиты,
N – число всех утверждений, относящихся к этой шкале.

Тогда общая напряженность всех защит (ОНЗ) подсчитывается по формуле

n/97 х 100%, где

n – сумма всех положительных ответов по опроснику.

По данным В.Г. Каменской (1999), нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40 – 50 %. ОНЗ, превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.

№п/п Названия шкал Номера утверждений n
1 Вытеснение 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92 10
2 Регрессия 2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84 17
3 Замещение 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89 10
4 Отрицание 1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90 11
5 Проекция 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88 12
6 Компенсация 3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85 10
7 Гиперкомпенсация 17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86 10
8 Рационализация 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91 12
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector