Опросник кеттелла: методика проведения тестов и их интерпретация

Процедура проведения

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Инструкция

Перед вами вопросы, которые помогут выяснить особенности вашего характера, вашей личности. Не существует «верных» и «неверных» ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Старайтесь отвечать искренне и точно. В начале Вы должны ответить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца и посмотреть не нуждаетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответствующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа. Существует три возможных ответа на каждый вопрос.

Пример:

1. Я люблю смотреть командные игры:
а) да в) иногда с) нет

2. Я предпочитаю людей:
а) сдержанных в) затрудняюсь ответить с) быстро устанавливающих дружеские контакты.

3. Деньги не могут принести счастья:
а) да в) не знаю с) нет

4. Женщина находится в таком же отношении к ребенку, как кошка к:
а) котенку в) собаке с) мальчику.

На последний вопрос есть правильный ответ: котенок. Но таких вопросов очень мало. Если Вам что-нибудь неясно, обратитесь к экспериментатору за разъяснениями. Не начинайте без сигнала экспериментатора.

Отвечая помните следующих четыре правила:

  1. У Вас времени на обдумывание нет. Давайте первый, естественный ответ, который Вам придет в голову. Конечно, вопросы сформулированы слишком кратко и неподробно, чтобы Вы могли выбрать то, что бы хотелось. Например, первый вопрос в примерах спрашивает Вас о «командных играх». Вы, возможно, больше любите футбол, чем баскетбол. Но Вас спрашивают о «средней игре», о той ситуации, которая в среднем соответствует этому случаю. Дайте самый точный ответ, который Вы можете. Вы должны закончить отвечать не позднее, чем за полчаса.
  2. Старайтесь не увлекаться средними, неопределенными ответами, за исключением тех случаев, когда. Вы действительно не можете выбрать крайний случай. Возможно, это будет в одном из четырех – пяти вопросов.
  3. Не пропускайте вопросов. Отвечайте хоть как-нибудь на все вопросы подряд. Некоторые вопросы могут не очень подходить к Вам, но дайте все же лучшее, что Вы можете предложить в данном случае. Некоторые вопросы могут показаться слишком личные, но помните, что результаты не разглашаются и не – могут быть получены без специального «ключа». Ответы на каждый отдельный вопрос не просматриваются.
  4. Отвечайте так честно, как возможно, то что верно для Вас. Но пишите того, что как Вы думаете, правильнее было бы сказать, чтобы произвести впечатление на экспериментатора.

Теоретические основы методики Кеттелла

Виды данных, использованных для составления опросника

Чтобы разработать собственный опросник, Кеттеллу было необходимо накопить и использовать в своей работе информацию о личностных характеристиках человека и методах, с помощью которых эти характеристики могут быть измерены. Кеттелл выделял следующие источники данных:

  1. L-данные. Эта информация извлекалась из данных, полученных путём наблюдения за действиями индивида, которые он совершал в своей повседневной жизни. Обычно L-данные извлекают из мнений квалифицированных психологов-экспертов, которые могли фиксировать поведение людей в определённых экспериментальных ситуациях, и формализуют их. Плюсом такого вида данных является то, что с их помощью можно установить измеримые поведенческие признаки. Но нельзя забывать о недостатках L-данных, на которые указывают критики метода Кеттелла, например, на то, что всегда существует риск искажения восприятия человека, даже если он считается признанным экспертом; в зависимости от наличествующих отношений между наблюдающим и наблюдаемым оценка действий может диаметрально различаться.
  2. Q-данные. Их источники – это опросники и иные методы для самооценки. Преимущество Q-данных заключается в том, что их легко и просто получить, поэтому они занимают главенствующее положение в исследованиях личностных характеристик. Недостатком подобных данных являются искажения, зависящие, в первую очередь, от самооценки человека, проходящего тест, и, как правило, имеющие мотивационное либо познавательное основание.
  3. T-данные. Их получают во время проведения психологических экспериментов, проходящих в заданных организаторами эксперимента условиях. Такие данные считаются наиболее объективными из всех видов данных, рассмотренных нами.

Этапы разработки методики опросника

При составлении опросника на первом этапе Кеттелл использовал труды психологов Одберта и Олпорта, занимавшихся тем, что они находили в английском языке слова, с помощью которых можно было описать отличительные черты характера и поведения личности. Поскольку таких слов было очень много (4,5 тысячи), то неудивительно, что Кеттелл решил уменьшить их число до разумного значения и использовал факторный анализ для решения этой задачи. Он разбил определения черт характера и поведения человека на группы исходя из их синонимичности, а затем выбирал какое-либо одно слово, которое, по его мнению, наиболее полно отражало сущность целой группы слов.

С помощью применения этого метода Кеттелл уменьшил число характеристик до 171 слова. Затем, заручившись помощью психологов-экспертов, Кеттеллу удалось осуществить взаимную корреляцию их оценок, на основе которой он смог отобрать тридцать шесть коррелирующих плеяд слов, являющихся биполярными или антонимами, например, «радостный — печальный».

В дальнейшем Кеттелл провёл несколько дополнительных исследований, установивших, что количество биполярных пар можно сократить до шестнадцати факторов. Значение полученных знаний очень велико, поскольку они способствовали подтверждению следующих психологических теорий: теория самоконтроля и теория интроверсии и экстраверсии.

Так как шестнадцать факторов были выделены только с помощью L-данных, то они являлись малопригодными для использования их на практике. Дело в том, что осуществить измерение личностных особенностей большого количества людей, применяя только L-данные, не представляется возможным, потому что экономически нецелесообразно обучать значительное число экспертов работе с испытуемыми.

Формы теста Кеттелла

На данный момент разработано несколько форм многофакторного опросника Кеттелла. Их многообразие связано не только с последующими адаптациями и доработками «исходных» вариантов, но и с тем, что для испытуемых разного возраста и с разным уровнем образования требовались различные списки вопросов.

Первые формы теста Кеттелла – A и B, состоящие из 187 вопросов,

– были опубликованы в 1949-1950 гг. Чуть позже появились формы С и D, содержащие по 105 вопросов . Все эти варианты рассчитаны на совершеннолетних опрашиваемых со средним или высшим образованием. В начале 1960-х свет увидели формыE и F, где было 128 вопросов . Еще чуть позже возникли варианты этого многофакторного опросника для несовершеннолетних испытуемых –для детей (12-факторный тест) иподростков (14-факторный) . Кроме того, существует краткая версия теста для взрослых –13-факторный тест (соответственно, его краткое название – 13 PF). Он содержит 79 вопросов.

В настоящее время самыми распространенными формами среди взрослых вариаций 16-факторного опросника Кеттелла являются форма A (которую вы найдете чуть ниже) и С (опробовать ее можно на этой странице). Кроме того, у нас представлен подростковый вариант данного теста.

Обработка результатов

Обработка полученных данных производится с помощью ключа.

Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в два балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «b» — в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» — здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл.

Таблица интерпретации сырых баллов (форма 13PF)

Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «—», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится так называемый «профиль личности».

Кроме первоначальных 16 факторов, можно выделить четыре фактора второго порядка.

Формулы расчета четырех вторичных факторов:

Вторичные факторы вычисляются только по стенам.

1. Тревожность (F1).

F1 = \frac{{(38 + 2L + 3O + 4Q_4)}-{2(C + H + Q_3)}}{10}

2. Интроверсия — экстраверсия (F2).

F2 = \frac{{(2A + 3E + 4F + 5H)}-{(2Q_2 + 11)}}{10}

3. Чувствительность (F3).

F3 = \frac{{(77 + 2C + 2E + 2F + 2N)}-{(4A + 6I + 2M)}}{10}

4. Конформность (F4).

F4 = \frac{{(4E + 3M + 4Q_1 + 4Q_2)}-{(3A + 2G)}}{10}

Описание методики

Многофакторный личностный опросник 16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF) является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р. Б. Кэттелла и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кэттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Впервые опросник Кэттелла (форма A, B) был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). В 1956-57 г. вышло второе издание, дополненное новыми разработками (форма C, D). В 1961-62 г. (форма E, F) – третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к опроснику. В 1970 году было опубликовано пособие, с которым, по выражению, Кэттелла, «можно работать в полной мере». Адаптированный русскоязычный вариант опросника разработан В. И. Похилько, А. С. Соловейчиком, А. Г. Шмелевым.

Существует 6 основных форм опросника: A и B (187 вопросов), C и D (105 вопросов), E и F (128 вопросов). Также были разработаны 14-факторный подростковый, 12-факторный детский и 13-факторный сокращённый взрослый варианты личностного опросника. Для их интерпретации используются специальные, упрощённые и сокращённые алгоритмы подсчёта. В России чаще всего используют формы А и С.

Методика Кэттелла широко используется в психодиагностической практике как за рубежом, так и у нас в стране. Его опросник универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности человека. Необходимо отметить, что опросник диагностирует черты личности, но не мотивационно-потребностную сферу (мотивы, потребности, интересы и ценности), требующую применения других методик. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии, при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

Опросник Кэттелла включает в себя все виды испытаний — и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Описание методики Кеттелла

В чём состоит смысл фактора, что входит в это понятие? Кеттелл понимал под фактором совокупность нескольких поверхностных качеств индивида, которые возможно объединить под одним общим знаменателем. Опросник был опубликован его создателем в 1949 году. Первоначально он включал в себя форму А и форму В, которые позднее были дополнены следующими тестами:

  • Форма С и форма D, появившиеся в 1956 году;
  • Форма Е и форма F, увидевшие свет в 1961 году;
  • подростковый опросник на четырнадцать факторов;
  • детский тест на двенадцать факторов;
  • сокращённый вариант для взрослых, рассчитанный на 13 факторов.

Для того чтобы верно интерпретировать полученные результаты, используется несколько алгоритмов подсчёта:

  • специальные,
  • сокращённые,
  • упрощённые.

Интерпретация результатов

Описание вторичных факторов

При интерпретации уделяется внимание в первую очередь «пикам» профиля, т. е

наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» — от 8 до 10 стенов.

Интерпретация сочетаний первичных факторов

При интерпретации полученных результатов целесообразно использовать не только выраженность отдельных факторов, но и их сочетаний, образующих симптомокомплексы коммуникативных, интеллектуальны, эмоциональных и регуляторных личностных свойств. При этом следует учитывать не только полюсные значения факторов, но и средние, которые довольно часто встречаются в практике работы психолога.

Группу коммуникативных свойств образуют следующие факторы:

  • А – общительность
  • Н – смелость
  • Е – доминантность
  • L – подозрительность
  • N – дипломатичность
  • Q2 – самостоятельность.

В группу интеллектуальных свойств входят следующие факторы:

  • В – интеллектуальность
  • М – мечтательность
  • N – дипломатичность
  • Q1 – восприимчивость к новому.

В группе эмоциональных свойств объединяются следующие факторы:

  • С – эмоциональная устойчивость
  • F – беспечность
  • H – смелость в социальных контактах
  • I – эмоциональная чувствительность
  • O – тревожность
  • Q4 – напряженность

В группу регуляторных свойств личности входят следующие факторы:

  • Q3 – самодисциплина
  • G – моральная нормативность

Интерпретация результатов опросника Кеттелла

Первичные факторы

Как говорилось в предыдущей главе, стены по всем шестнадцати факторам распределяются по биполярной шкале. Крайние значения на этой шкале — это один и десять. Если значение стена лежит в промежутке от одного до пяти с половиной, значит, фактору присваивается знак минус, а если значение стена находится в промежутке от пяти с половиной до десяти, то знак плюс. Когда специалисты интерпретируют первичные факторы, то они первым делом смотрят на их пиковые значения, т.е. находящиеся в самых верхних и самых нижних границах рассматриваемого диапазона.

В опроснике Кеттелла измеряются следующие факторы:

  1. Фактор А. Благодаря ему исследователи получают сведения об уровне замкнутости или, наоборот, общительности человека.
  2. Фактор В. С его помощью психологи измеряют уровень оперативности мышления индивида и общий уровень эрудиции, присущий ему.
  3. Фактор С. Он определяет способность личности быть уравновешенной в эмоциональном плане в стрессовых и фрустрирующих ситуациях.
  4. Фактор Е. Описывает уровень доминантности либо способности испытуемого подчиняться внешней воле.
  5. Фактор F. Определяет, является ли тестируемый сдержанным или экспрессивным человеком.
  6. Фактор G.Показывает, склонен ли в своём поведении индивид придерживаться социальных правил.
  7. Фактор H. Измеряет активность личности, проявляемую ею во взаимодействии с другими людьми. Иными словами, можно ли её назвать смелой или застенчивой.
  8. Фактор I. С его помощью возможно почерпнуть массу информации о развитии чувственной сферы человека, есть ли в индивиде романтический настрой или же он рассудительный, логичный и жёсткий.
  9. Фактор L. Измеряет уровень доверчивости испытуемого к людям.
  10. Фактор М. Человек с развитым фактором М имеет подвижное воображение и часто мечтает. Противоположностью ему является практичный, здравомыслящий и уравновешенный индивид.
  11. Фактор N. Демонстрирует то, как человек проявляет своё отношение к окружающим его людям, или, иными словами, что в нём более развито, дипломатичность или прямолинейность.
  12. Фактор О. Измеряет уровень спокойствия и тревожности испытуемого.

Вторичные факторы

  1. Q1. Если у человека низкие оценки данного фактора, то он обычно следует догме, чем новаторским правилам, больше полагается на традиции и принятые ритуалы, чем личность, обладающая высокими оценками по этому фактору.
  2. Q2. Показывает уровень конформизма в поведении личности.
  3. Q3. Лица, имеющие высокие показатели, имеют железную волю, отлично контролируют свои эмоции и поведение и, в целом, обладают превосходным самоконтролем.
  4. Q4. Характеризует степень расслабленности либо напряжённости, присутствующей в поведении индивида.

Интерпретация сочетаний факторов

Для толкования сочетаний факторов исследователи объединяют несколько родственных факторов в группу и на основе данных, полученных при интерпретации такой группы, вырабатывают заключение о психологических особенностях какой-либо из граней человеческой натуры.

Существуют следующие группы факторов:

  • коммуникативные факторы, объединяющие в себе такие черты характера, как дипломатичность, смелость, доминантность, общительность и самостоятельность. Изучив указанные свойства личности, психологи могут с достаточно высокой степенью точности судить, насколько развита у конкретного человека сфера взаимоотношений с людьми, как он проявляет себя в общении с членами социума и есть ли у него способности общаться;
  • к интеллектуальным факторам относятся восприимчивость к чему-либо новому, дипломатичность, интеллектуальность и мечтательность. С его помощью учёные определяют возможности интеллекта испытуемого, какой вид мышления преобладает в его деятельности (абстрактный или образный), как он обдумывает проблемные и сложные ситуации, склонен ли индивид погружаться во внутренние переживания или его фокус обращён вовне его;
  • эмоциональные факторы представлены чувствительностью, напряжённостью, беспечностью, устойчивостью в эмоциональном плане. Эти факторы характеризуют возможности индивида чувствовать или не чувствовать ситуации, связанные с эмоциями, способность его нервной системы справляться с потрясениями, восприятие личностью происходящего вокруг него на эмоциональном или рассудочно-логическом уровне;
  • последняя группа факторов — регуляторная. Она представлена всего лишь двумя свойствами: нормативность и самодисциплина. Прежде всего, они описывают, насколько человек способен идти к желаемому вопреки всему, есть ли у него такие черты, как организованность, настойчивость и самообладание.

16-факторный опросник: очерки по истории и методике Р. Б. Кеттелла

Те, кто перед прохождением многофакторного опросника Кеттелла, хотел бы узнать больше о самом тесте и его особенностях, найдут соответствующую информацию под спойлером.

Тест Кеттелла: общая информация

Реймонд Бернар Кеттел – приверженец дифференциальной психологии, автор свыше 50 книг по психологии и нескольких теорий, оказавших существенное влияние на развитие психологической науки и практики. При этом многим он известен именно как создатель 16-факторного личностного опросника. Справедливости ради заметим, что, конечно, Кеттелл разрабатывал этот тест не один, однако именно он руководил соответствующей научной группой

Специалисты отмечают, что Кеттелл – первый психолог, который обратил столь пристальное внимание на факторный анализ как метод психологической диагностики. В результате исследований Р

Б. Кеттелл выделил 16 независимых факторов, наиболее полно описывающих личность. Собственно, это количество и легло в основу данного теста. Конечно, факторные исследования существовали и до опросника Кеттелла, однако 16 PF впервые объединил столь много характеристик в рамках одного теста

. Интересно, что впоследствии другие психологи говорили, что 16-факторный опросник слишком подробен и для полноценной характеристики личности хватит и меньшего числа факторов. Но, на наш взгляд, вот уже более полувековая популярность этого теста и его широкое использование красноречиво свидетельствуют, что если результаты опросника и можно признать слишком подробными, то многочисленных пользователей это не только не останавливает, но и дополнительно привлекает. В общем и целомвопросы 16-факторного теста Кеттелла составлены таким образом, чтобы охватить большие число различных черт личности . При этом в ходе теста испытуемым предстоит как описать свое отношение к тому или иному явлению или рассказать о типичном для себя поведении, так и решить небольшие задачки на логику.

Мечтательность – практичность

Человек, отличающийся мечтательностью, видит мир в волшебном и таинственном свете. Он позволяет себе строить планы, вовсе не опираясь на реалии действительности. Мечтатель испытывает наслаждение от самого процесса созерцания, размышления. Практичный же человек всегда настроен решительно. Он верит только в то, что может увидеть собственными глазами. Как правило, строит далеко идущие планы, основывающиеся на приобретенном опыте. Практик не позволит себе мечтать напрасно, потому что боится разочарований. Ключ, представленный в тесте, позволит каждому составить конкретную интерпретацию.

Дополнения к расшифровке теста Кеттелла – вторичные факторы

На самом деле 16-факторный личностный опросник Кеттелла рассказывает больше, чем о 16 факторах

. Помимо первичных факторов (которых действительно 16), тест также дает результаты по4 вторичным. В тесте они обозначены как F1, F2, F3 и F4 . Напомним, что ярче всего о личности говорят высокие (8-10) или низкие (0-3) баллы, а средние значения указывают на середину между полюсами с преобладаением того или иного полюса.

F1 – тревожность

Высокие баллы

говорят о высоком же уровне тревоги, причем это может быть как тревога, обусловленная конкретной ситуацией, в которой находится испытуемый в данный момент (она может не иметь отношения к тесту, но, что называется, не выходить из головы), так и общий высокий уровень тревожности (чуть подробнее об этом факторе вам расскажет тест «Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора»). Кроме того, высокие баллы могут сигнализировать о внутреннем дискомфорте, связанном с тем, что человек хотел бы что-то поменять в своей жизни, но не может или не решается.Низкие, но близкие к средним (3-5) баллы свидетельствуют не только о низком уровне тревоги, но и о том, что, скорее всего, человек чувствует в себе достаточно уверенности и сил для того, чтобы достигать поставленных целей.Слишком низкие баллы (0-1) могут говорить о сниженной мотивации. F2 – экстраверсия/интроверсия

Высокие баллы

свойственны экстравертам (легко идут на контакт, любят завязывать знакомства, общительны),низкие баллы – интровертам (могут испытывать трудности в межличностном общении, не столь легко идут на контакт). F3 – чувствительность

Обладатели высоких баллов

в большинстве своем быстро принимают решения, не всегда заботясь о последствиях или о полноценном изучении вопроса. Их чувствительность (то есть эмоциональный отклик на различные события, слова, поступки и прочие «раздражители») находится не на самом высоком уровне. Что касается обладателейнизких баллов , то у них чувствительность, как правило, высока, и это сближает их с меланхоликами. При принятии каких-либо решений такие личности в большинстве своем предпочитают как следует обдумать действия, прежде чем начать их реализовывать, всесторонне проанализировать проблему, предугадать негативные последствия и максимально обезопасить себя от них. F4 – конформность

Данная черта говорит о зависимости от группы – о подчинении ее правилам и указаниям, об инициативности, о том, нуждается ли личность в поддержке и одобрении со стороны группы/общества, и т.д. Те, у кого баллы высокие

, как правило, предпочитают следовать своим правилам, не всегда обращая внимание на мнение окружающих. Часто высокие баллы означают, что человек способен и любит проявлять инициативу

Обладателинизких баллов зачастую рассуждают по-другому: они нуждаются в поддержке и подчиняются требованиям социальных групп. Такое поведение для них проще, так как позволяет не принимать собственных решений и не выделяться из толпы.

Процедура проведения теста

Прежде всего тестируемому предлагают прочитать инструкцию, подробно описывающую порядок действий при прохождении опросника. Затем специалисты предоставляют человеку, проходящему исследование, бланк, на котором он будет отмечать верные, с его точки зрения, варианты ответов. Обязательные условия прохождения теста: спокойная обстановка; испытуемый изолирован от других людей; максимальное время, выделяемое на все вопросы, – не более тридцати минут.

Примерная инструкция

С помощью вопросов, которые вы можете видеть в тесте, определяются отличительные черты вашей личности и характера. Любой из вариантов ответа является верным, поскольку существуют различные взгляды на одни и те же вещи. Вам нужно отвечать предельно точно и максимально искренне. Предварительно вам необходимо дать ответы на четыре предложенных вопроса. Исходя из этого, вы сможете осознать, требуется ли вам дополнительная помощь от организаторов исследования.

Имейте в виду, что периодически в опроснике встречаются вопросы, на которые есть только 1 правильный ответ. Вам нужно запомнить следующие 4 правила и неукоснительно пользоваться ими при прохождении теста:

  • вам нужно давать естественные ответы, те, которые молниеносно пришли вам на ум и не тратить время на размышления;
  • желательно давать как можно меньше ответов со средним значением или «не знаю»;
  • нельзя пропускать вопросы, если ни один из вариантов предложенных ответов не относится к вам. В таком случае нужно выбрать максимально близкий вам вариант. Если вопросы кажутся чересчур навязчивыми и вторгающимися в ваше личное пространство, учтите, что расшифровать результаты без применения ключа невозможно;
  • от вас требуется полная честность. При прохождении теста не думайте о том, какое впечатление вы производите и как, по вашему мнению, необходимо отвечать на вопросы, чтобы показать себя с выгодной стороны перед экспериментатором.

Обработка полученных результатов

Для расшифровки данных, которые используются в дальнейшем для интерпретации личностных характеристик тестируемого, применяется ключ. Если ответ испытуемого совпадает с ключом, ему начисляется определённое количество баллов, которые затем суммируются. В опроснике для оценки каждого фактора применяется несколько вопросов, разбросанных в произвольном порядке по тесту. Сумма баллов по таким вопросам в итоге даёт значение требуемого фактора.

Затем психолог-исследователь занимается тем, что трансформирует баллы в стандартные единицы или стены при помощи специальных таблиц. После этого специалист берёт биполярную шкалу и распределяет по ней стены на все шестнадцать факторов, которые в совокупности образуют то, что Кеттелл назвал профилем личности.

Конец первого столбца


  1. Иногда, хотя и очень недолго, я чувствовал ненависть к моим родителям.


а) Да в) Не знаю с) Нет

  1. Я бы скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:


а) моим друзьям в) Не знаю с) В своем дневнике

  1. Я думаю, что противоположным по значению словом по отношению к противоположности слова «неточный» будет:


а) Небрежный в) Тщательный с) Приблизительный

  1. Я всегда полон энергии, когда мне это необходимо


а) Да в) Трудно сказать с) Нет

  1. Меня больше раздражают люди, которые:


а) Своими непристойными шутками вгоняют других в краску

в) Не знаю

с) Опаздывают на условленную встречу и заставляют меня волноваться

  1. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать;


а) Верно в) Не знаю с) Неверно

  1. Я думаю, что…


а) Некоторые виды работ не возможно выполнить так же тщательно, как другие

в) Затрудняюсь сказать

с) Любую работу следует делать тщательно, если Вы вообще за нее взялись

  1. Мне всегда приходится бороться со своей робостью.


а) Да в) Возможно с) Нет

  1. Мои друзья чаще:


а) Спрашивают моего совета

б) Делают то и другое наполовину

с) Дают мне советы

  1. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачать его.


а) Да в) Иногда с) Нет

  1. Мне нравится друг, который…


а) Имеет действие и практические интересы

в) Не знаю

с) Серьезно обдумывает взгляды на жизнь

  1. Я раздражаюсь, когда слышу, что другие высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю.


а) Верно в) Затрудняюсь ответить с) Неверно

  1. Меня волнуют мои прошлые поступки ошибки.


а) Верно в) Не знаю с) Неверно

  1. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, я предпочел:


а) Играть в шахматы в) Затрудняюсь сказать с) Играть в городки

  1. Мне нравятся общительные кампанейские люди.


а) Да в) Не знаю с) Нет

  1. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случаются меньше неприятностей, неожиданностей, чем с другими людьми


а) Да в) Трудно сказать с) Нет

  1. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.


а) Да в) Иногда с) Нет



Конец второго столбца в бланке ответов


  1. Мне трудно признать, что я не прав.


а) Да в) Иногда с) Нет

  1. На заводе было бы интересно:


а) Работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве

в) Трудно сказать

с) Беседовать с другими и принимать их на работу

  1. Какое слово не связано с другими двумя:


а) Кошка в) Близко с) Солнце

То, что в некоторой степени отвлекает меня, мое внимание:


а) Раздражает меня в) Нечто среднее с) Не беспокоит

  1. Если бы у меня было много денег, я:


а) Я позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависть

в) Не знаю

с) Жил бы не стесняя себя ни в чем

  1. Худшее наказание для меня:


а) Тяжелая работа в) Не знаю с) Быть запертым в одиночестве

  1. Люди должны больше, чем они делают сейчас, требовать соблюдения законов морали


а) Да в) Иногда с) Нет

  1. Мне говорили, что ребенком я был скорее:


а) Спокойным и любил остаться один

в) Не знаю

с) Жизнерадостный и всегда активный

  1. Мне нравится практическая повседневная работа с различными установками и машинами


а) Да в) Трудно сказать с) Нет

44.Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это затрудняет их.


а) Да в) Трудно сказать с) Нет

  1. Если бы я беседовал с незнакомым человеком, я скорее:


а) Обсуждал бы с ним политические и общественные взгляды

в) Не знаю

с) Хотел бы услышать от него несколько новых анекдотов

  1. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей


а) Верно в) Не знаю с) Нет

  1. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочу плакать.


а) Верно в) Не знаю с) Нет

  1. В музыке я наслаждаюсь:


а) Маршами в исполнении военных оркестров

в) Не знаю

с) Типичное соло

  1. Я быстрее предпочел провести два летних месяца


а) В деревне одним или с двумя друзьями

в) Не знаю

с) Возглавляя группу в туристических лагерях

  1. Усилия, затраченные на составление предварительных планов


а) Никогда не лишне в) Трудно сказать с) Не стоит этого

  1. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей не обижают меня и не делают несчастным.


а) Верно в) Иногда с) Неверно

Внутренняя структура

Детский личностный вопросник содержит 120 вопросов, которые касаются самых различных сторон жизни ребенка: взаимоотношений с одноклассниками, отношений в семье, поведения на уроке, на улице, социальных установок, самооценки и пр. К каждому вопросу теста дается два ответа на выбор и только к вопросам фактора В – три варианта ответа.

Для коррекции возмодной установочности ответов вопросы были сформулированы по возможности нейтрально и сбалансированы так, чтобы одинаковое число положительных и отрицательных ответов давало равный вклад в счет шкалы.

Опросник сконструирован таким образом, чтобы вопросы были понятны как для младших школьников (8 лет), которые обязательно требуют индивидуального обследования, так и для учащихся более старшего возраста (12 лет). Вопросник разделен на 2 идентичные части по 60 вопросов, все 12 шкал содержат по 10 вопросов (5 в каждой части), значимый ответ на каждый из них оценивается в 1 балл. Сумма баллов по каждой шкале с помощью специальных таблиц переводится в специальные оценки – «стены».

Оценки 1 и 10 стенов, практически редко встречающиеся, представляют собой крайние диаметрально противоположные значения одного двухполюсного свойства личности. Как показало проведенное исследование, предлагаемая методика позволяет адекватно судить о возрастных и половых особенностях школьников и обладает достаточно широкими дифференцирующими возможностями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector