Кривая эббингауза: методика краткосрочных и долгосрочных повторений

Содержание

Опросник определения типа мышления и уровня креативности Джерома Брунера определяет какой тип мышления доминирует у взрослого человека, а также каков его уровень креативности (низкий, средний или высокий).Он состоит из 75 вопросов. Примерное время тестирования 15-20 минут.

Соответственно, в опросник включены следующие шкалы: предметное мышление, символическое мышление, образное мышление, знаковое мышление, креативность.

Джером Брунер рассматривал мышление как перевод  с  одного  языка  на другой. Таким образом, при четырех базовых языках возникает шесть вариантов  перевода:— предметно-образный (практический);— предметно-знаковый (гуманитарный);— предметно-символический (операторный);— образно-знаковый (художественный);— образно-символический (технический);— знаково-символический (теоретический).

12 лучших способов запомнить информацию

1.От общего к деталям. Человек лучше запоминает информацию, когда видит картину в целом. Поэтому при изучении всего глобального (законов, исторических сражений, химических опытов или при пересказе текста) сперва нужно прочитать все сведения и лишь потом переходить к запоминанию точных данных – формул, определений, персонажей.

2. Приемы мнемотехники. Подходят для того, чтобы хорошо запоминать цифры, а также для усвоения другой информации. Среди приемов мнемотехники наиболее действенны ассоциации, рифмы, параллели с уже известными данными, визуальные схемы.

3. Зрительная память. Отлично подходит, чтобы лучше запоминать слова, математические уравнения, целые абзацы информации. Кому-то достаточно прост несколько раз прочитать кусок текста, другим помогают рисунки, схемы, ментальные карты – любая визуализация.

4. Маркирование. Чтобы лучше запоминать прочитанное, необходим конспект с пометками. В советских школах учителя заставляли прорабатывать литературные тексты с карандашом в руке и многие из старшего поколения помнят классику со школьной скамьи именно из-за этого. Маркером можно выделять важные абзацы и тезисы в тетрадях, методичках, распечатках. Мозг лучше запоминает данные, выделяющиеся среди остальных, поэтому данный рецепт – идеальный метод для обработки больших информационных объемов и их запоминания.

5. Дозирование и чередование. Когда нужно запомнить огромный объем разной информации необходимо ее дозировать , чередовать. Причем можно чередовать с другими предметами и сведениями или же с физической активностью. В этом отлично поможет техника Помидоро и правильные настройки таймера. Лучше всего разделить все данные на блоки и тратить на их освоение по 20-30 минут. Чередовать лучше несмежные предметы (математику и историю), а также умственные и физические нагрузки.

6. Троекратное повторение. Чтобы лучше запоминать, повторяйте любой материал трижды. Первый раз через 5-10 минут после изучения, второй – через 2-4 часа, третий – через сутки. Рецепт проверенный и дает гарантию качественного запоминания.

7. Побудьте в роли учителя. Бытует мнение: сделал – лучше запомнил. Но алгоритм «рассказал – запомнил» работает не хуже. Рассказывайте все полученные сведения – кому-нибудь или даже самому себе, и это принесет отличные плоды.

8. Умейте сконцентрироваться

Чтобы лучше запомнить правило или стих, нужно сконцентрировать внимание и не отвлекаться. Если с концентрацией есть проблемы, стоит освоить несколько упражнений для работы над вниманием

9. Пересказывайте изученное. После изучения блока информации перескажите его. Лучше реальным людям, но можно и самому себе. И, главное, вслух.

10. Добавьте впечатлений. Память – интересная вещь и не всегда знаешь, как лучше запоминать. Например, хорошо работает эмоциональное восприятие. Чем больше эмоций вызывают те или иные данные, тем крепче они сохранятся в голове. Именно поэтому экспериментировать – это не плохо. Учитесь необычными способами и в необычных местах – помогает!

11. Мотивация. Как лучше запоминать материал? Найти вескую причину и необходимость его запомнить. Если подумать и четко осознать все преимущества освоения материала, учиться станет проще.

12. Без перегрузок! Что делать – чтобы лучше запоминать? Заниматься умеренно. Даже если до экзамена остались сутки, можно успеть подготовиться – выучите главные тезисы и исключите мелкие детали.

Память легко тренируется. И если уделять запоминанию больше внимания, то постепенно мозг начнет усваивать огромные объемы информации без серьезных усилий и стараний.

Интересно почитать:

Как проходили эксперименты Эббингауза

Герман Эббингауз проводил исследования в 2 этапа. Первый – с 1879 по 1880 год. Второй – с 1883-1884 года. Участникам эксперимента было предложено выучить наизусть ряд бессмысленных слогов. Они состояли из 3 букв: 1 гласная в центре и 2 согласные буквы по краям. Они не были похожи на знакомые слова, не вызывали никаких ассоциаций.

Как только слоги заканчивались, ученый перемешивал их и повторял процесс с начала. Когда испытуемый мог рассказать то, что запомнил, не сбиваясь, ряд считали выученным.

Эббингауз проводил опыты в одно и то же время. По его мнению, так можно было избежать воздействия непредвиденных обстоятельств.

Ученый выяснил, что память тесно связана с несколькими факторами:

  1. Объем информации. Показывает, сколько бессмысленных слогов мог вместить головной мозг испытуемого.
  2. Число повторений. Сколько повторений сделать, чтобы материал запомнился максимально качественно.
  3. Количество периодов времени между повторениями.
  4. Метод составления рядов из изучаемых слогов.

Эббингауз изучал влияние каждого фактора отдельно.

Эксперименты Эббингауза

Как и большинство его великих предшественников, в качестве объекта для научных опытов, этот ученый выбрал себя любимого, точнее свой мозг. В течение двух лет он путем проб и ошибок разработал собственный метод.

Герман Эббингауз составил 2300 карточек с трехбуквенными слогами, которые не имели никакого лексического или ассоциативного смысла. Таким образом, мозг не способен был их понять и запоминание сводилось к банальной зубрежке. Использование этих, так называемых бессмысленных слогов означало, что мозг экспериментатора ранее не сталкивался с ними и не мог знать их.

За специально отведенные периоды времени ученый заучивал содержимое карточек, путем повторения вслух выбранных в произвольном порядке слогов. Для упрощения этого процесса, экспериментатор использовал метроном или метод четок. Это помогало отмеривать точное количество изучаемого материала.

В дальнейшем, Эббингауз проверял свои результаты, путем других вариаций своего первого опыта, таким образом выявляя различные свойства человеческой памяти (время забывания и заучивание, количество усвоенной и забытой информации, подсознательную память и влияние эмоций на запоминание).

На основе многолетних экспериментов такого рода, был сформулирован метод «Бессмысленных слогов» Германа Эббингауза, который стал революционным для того времени. Считается, что полноценная экспериментальная психология начала свою историю именно с опытов этого ученого. Кстати, и сегодня многие психологи продолжают использовать его методы в своих исследованиях.

Работа с памятью

В своей методике Эббингауз описал разницу между непроизвольной и добровольной памятью. Первая происходит с кажущейся спонтанностью и без какого-либо волевого акта. Вторая — сознательно и при усилии воли. До Эббингауза, большинство вкладов в изучение памяти были предприняты философами и сосредоточены на наблюдательном описании и спекуляции. Его влияние на исследование памяти было почти немедленным. Оно было соединено с растущим развитием механизированных приборов, которые помогли в записи и изучении памяти. Реакция на его деятельность в свое время была в основном положительной.

В своей работе по памяти Эббингауз разделил свои исследования на четыре раздела: введение, методы, результаты и дискуссионный раздел. Ясность и организация этого формата была настолько впечатляющей для современников, что теперь он стал стандартом в дисциплине, которым следуют все исследовательские отчеты.

Этапы освоения методики

Освоение выполняется в четыре этапа:

1. кодировка – собираются абстрактные данные;

2. объединение образов – между несвязанными исходными компонентами устанавливается связь;

3. запоминание последовательности – повторение в любой удобной форме, расшифровка абстрактных данных;

4. направление в «длительную» память и воспроизведение при необходимости.

Такая последовательность помогает обрабатывать любое количество исходных данных

С помощью мнемотехники можно запомнить обширный объем информации, развить «супер-память». Обучение можно начинать в любом возрасте, результат зависит только от количества времени, потраченного на освоение методики и приложенных стараний.

Метод интервальных повторений для изучения английских слов

При разговоре о методе интервальных повторений сразу возникает ассоциация с интервальными тренировками и упражнениями — безусловными составляющими спортивной подготовки. Смысл их заключается в чередовании этапов занятия с низкой нагрузкой и этапов, которые требуют серьезных усилий. Такая технология заметно сокращает время тренировки, но качество занятия заметно возрастает. Мозг, конечно, не мышца, но тоже нуждается в регулярных тренировках. Весь секрет — в выборе правильного интервала между тренировками. Согласно методу, лучше всего мы вспоминаем, когда вот-вот готовы полностью забыть. Парадокс, но это работает.

Метод интервальных повторений на практике: советы студентам

Итак, как понять, что настал тот самый момент, когда нужно извлечь из памяти слово и «обновить» его? Специалисты считают, что интервалы между повторами должны быть как можно длиннее (на стороне студента будет статистический эффект распределения) и, в то же время, достаточно короткими, чтобы окончательно не забыть информацию. Попробуем на практике?

К примеру, вам нужно выучить слово «foal»

Первый раз необходимо повторить его примерно через пару минут после первого прочтения и осознания перевода термина (задействуем смысловую память — это важно!). Через час вы понимаете, что не уверены в произношении? Вернитесь к слову. Затем — через 24 часа, 5 суток, неделю и далее, в зависимости от потребностей

Американские исследователи памяти журналист Боб Салливан и математик Хью Томпсон предлагают следующий алгоритм повторений:

Затем — через 24 часа, 5 суток, неделю и далее, в зависимости от потребностей. Американские исследователи памяти журналист Боб Салливан и математик Хью Томпсон предлагают следующий алгоритм повторений:

5 секунд — 25 секунд — 2 минуты — 10 минут — 1 час — 5 часов — 5 суток — 25 дней — 4 месяца.

Метод Лейтнера

Хорошо, про частоту повторений понятно. Но что делать, если они малоэффективны, поскольку плохо развита визуальная память? Еще в 1970-е гг. ученый и журналист Себастьян Лейтнер придумал систему карточек, которую потом с успехом воплотили в разных компьютерных программах по обучению иностранным языкам. Обычные бумажные флэш-карточки превратились в электронные, а метод остался прежним.

Итак, заготовьте карточки с необходимой лексикой, рассортируйте их по коробкам. Помимо самого английского слова пишите перевод на русский и транскрипцию. В первую очередь определите, сколько коробок будет в вашей собственной системе. Но считается, что оптимальное количество коробок не должно превышать пять: в ином случае вы просто не будете успевать использовать их все. Лучше всего использовать три коробки: самую сложную коробку, самую легкую коробку и коробку с «ошибками». Одну коробку с наиболее сложными для запоминания словами нужно повторять ежедневно. Вторую — раз в двое суток, третью — один раз в неделю и так далее.

Если вы знаете, что выучили одну карточку, ее нужно перекладывать в следующую коробку, к примеру, из стопки для ежедневного повторения она может перейти в коробку номер два. Что делать, если вы не верно перевели или произнесли слово из любой коробки, помимо первой? Нужно вернуть ее — как бы то ни было обидно — в первую коробочку и повторять каждый день.

Этот метод можно модифицировать: например, записывать на карточку не перевод, а картинку или любой другой образ (знак), помогающий запомнить слово

Важно не останавливаться, а превратить набор знаний в единую систему, некую «картину мира»

Книга Германа Эббингауза «О памяти» (1885) и дальнейшая работа

На основе результатов своих многолетних экспериментов Эббингауз написал книгу Über das Gedächtnis. Untersuchungen zur experellen Psychologie, которая принесла ему признание и широкую известность среди ученых всего мира.

Вскоре она была переведена на английский под именем Memory: A Contribution to Experimental Psychology («Память: вклад в экспериментальную психологию»). В российском переводе данный труд известен под названием «О памяти».

Герман Эббингауз благодаря своему труду получил не только признание, но и определенную финансовую стабильность. Благодаря этому он смог оставить работу в Берлинском университете, где его карьера развивалась не очень успешно. Дело в том, что он игнорировал необходимость постоянного написания теоретических статей, из-за постоянной занятости в лаборатории. Поэтому не смог получить желанное место руководителя философского факультета, которое было отдано другому преподавателю.

Покинув Берлин, ученый вскоре находит работу в польском университете в Бреслау (ныне Вроцлав), который специализируется на изучении снижения количества усеваемого материала у школьников.

На основе результатов и методик, применяемых в опытах Эббингауза и других его коллег из Бреслау, в дальнейшем был сформирован метод проверки детского умственных способностей Альфреда Бинета и создана известная ныне шкала интеллекта Бинета-Саймона.

Немного о разновидностях памяти и кривой забывания

Конечно, за бессонную ночь перед экзаменом можно вызубрить необходимую информацию, воспользовавшись механической памятью. Главный недостаток этого действия в том, что оно бессмысленно. Да-да, механическая память позволяет мозгу сохранять практически любую информацию без изменений, «исходник», но совершенно не позволяет производить над ним какие-то еще действия, кроме воспроизведения. Системное усвоение новой информации возможно только с помощью смысловой памяти.

Разновидности памяти: какая подойдет для учебы?

В первую очередь нужно понять, как происходит градация памяти на виды и чем эти виды друг от друга отличаются. Первая — мгновенная память — длится не более 0,5 секунд. Тем не менее, за это время органы чувств успевают отразить информацию; картина мира становится полной и детальной. Следующая называется кратковременной, такая память не превышает 20 секунд. Этот вид памяти используется во время разговора или обсуждения, новая информация сохраняется лишь в обобщенном виде. Очевидно, что если вы хотите запомнить новую лексику, эти виды памяти не стоит использовать — ведь нужные слова и выражения из нее просто физически не достать

И это не метафора: мозг «экономит» место для той информации, которую относит к действительно важной. Если он посчитает, что вам действительно нужно ее запомнить, он задействует долговременную память. Объем кратковременной памяти ограничен 5-7 единицами, поэтому рассчитывать, что вы на переменке повторите список нужных слов к контрольной просто наивно

Объем кратковременной памяти ограничен 5-7 единицами, поэтому рассчитывать, что вы на переменке повторите список нужных слов к контрольной просто наивно.

Когда вы изучаете новый материал, то задействуете оперативную память. Она отличается от кратковременной тем, что способна дольше сохранять промежуточные цели и знания. Оперативная память действует при работе с книгой, рефератом или исследованием: она хранит информацию столько, сколько сам человек решил. Что же происходит со знаниями после того, как дела закончены? Они могут как стереться, так и перенестись в долговременную память.

Долговременная память позволяет хранить информацию неограниченное время, именно поэтому она наиболее важна для учебы. В обучении иностранным языкам часто используется метод интервальных повторений. Его «отцом» косвенно можно считать немецкого психолога Генриха Эббингауза.

«Кривая Эббингауза» и успехи в английском

На картинке справа — знаменитая кривая Эббингауза. В своей работе, написанной еще в 1885 году, Эббингауз исследовал «чистую память», то есть память, на которую не влияют процессы осознанного мышления. С целью эксперимента он заучивал бессмысленные слоги из двух согласных и одной гласной буквы. Выборка производилась так, чтобы ни сам слог, ни их порядок не вызывали у испытуемого ассоциаций. Из графика, отражающего результаты исследований, видно, что забывание усвоенного материала идет очень быстро уже в течение первого часа. То есть, повторять материал сразу перед экзаменом — вредно! Есть риск, что вы вообще ничего не вспомните, еще и растерявшись в стрессовой обстановке. Эббингауз показал: в течение первого часа люди забывают 60% информации. Это больше половины, тогда как за следующие 10 часов теряется всего 5% информации. Постепенно процесс забывания замедляется и через 6-7 дней в памяти остается 1/5 материала. Как же вернуть остальные 80%?

Эффект края

В процессе исследований Г. Эббингауз открыл массу интересных закономерностей. И одну из них назвали «эффектом края». В чем ее суть?

Есть простой пример. Если прочесть список слов, то, скорее всего, вы запомните лишь первой и последнее. Информацию из средины перечня будет запомнить сложнее. Ученый доказал, что лучше всего усваиваются начало и конец. Например, если пересказывать текст, то его начало и концовка запоминаются четко, а вот к заучиванию середины придется приложить больше усилий.

Кстати, эта особенность человеческого мозга работает не только со списками и текстами. Эффект края активно используется в разведке и некоторых других областях

Если человек начинает общение с отвлеченной темы, далее спрашивает о чем-то важном для него, а заканчивает, опять же, рассказывая о мелочах, скорее всего, вы запомните лишь начало и конец разговора

Запоминание по методике Эббингауза

Герман Эббингауз

Герман Эббингауз доказал, что основная часть данных забывается в несколько первых часов после заучивания. Что же с этим делать? Как запомнить нужную информацию и без труда воспроизвести её в нужный момент?

Эффективное запоминание происходит благодаря повторению заученного ранее материала. Вы можете снизить скорость забывания, если будете повторять уже заученный материал. Так как повторение – мать учения, то нет ничего удивительного в том, что оно помогает запомнить важные данные.

Повторение положительно влияет на долгосрочную память, тем самым помогая запомнить изучаемый материал на длительный срок. Заучивание же какого-либо материала за один раз не принесет практически никакой пользы.

Хотите запомнить объемную информацию? Тогда прислушайтесь к мнению специалистов и поступайте следующим образом: заучивайте материал в несколько подходов и не забудьте выделить определенное количество времени на повторение.

Повторение по методике Эббингауза, распределенное во времени определенным образом, по сравнению с многократным воспроизведением, дает более ощутимые результаты. Данный вид повторения не только способствует прочному усвоению изучаемого материала, но и помогает сэкономить много времени и сил.

Повторение по методике Эббингауза обладает массой достоинств. Рассмотрим самые яркие эффекты использования данного вида повторения.

Научно доказано, что заучивание любой информации не протекает равномерно, а имеет временные регрессы. Хорошее и эффективное запоминание сменяется очередным провалом в памяти. Но временные регрессы имеют временный характер, поэтому память может снова воссоздать уже забытую информацию.

Так как запоминание материала происходит скачками, то каждое последующее повторение, по сравнению с предыдущим повторением, может быть как менее, так и более эффективным.

Если вы изучаете легкий для запоминания материал, то первые повторения, по сравнению с последующими повторениями, позволят вам добиться более ощутимых результатов. Каждое же новое повторение лишь незначительно увеличит объем уже заученной информации.

Если же вам необходимо выучить сложный для воспризведения материал, то сначала процесс запоминания будет протекать очень медленно, а затем его скорость начнет увеличиваться в геометрической прогрессии. Не ждите каких-то феерических результатов после первых повторений, ведь объем сложной для запоминания информации начнет увеличиваться только благодаря многократным повторениям.

Запоминание по методике Эббингауза обладает таким удивительным эффектом, как реминисценция. Через некоторое время после ознакомления с информацией вы начнете вспоминать те дополнительные детали, на которые сразу не обратили никакого внимания. Именно поэтому запоминание, разработанное по методике Эббингауза, намного продуктивнее и эффективнее, чем несколько повторений сразу же после изучения информации.

Почему так происходит? Дело в том, что во временных промежутках между запоминанием и повторением на бессознательном уровне дополнительно происходит закрепление нужной информации в головном мозге. Если же несколько раз повторить материал сразу же после его изучения, то такое закрепление просто не произойдет.

Еще несколько закономерностей запоминания и забывания

  • Мозг постоянно связывает опыт с новыми проблемами, и чем больше человек знает, тем легче запоминаете новое.
  • Вспоминается лучше всего в тишине и одиночестве, т.к. мозг не отвлекается на фоновые шумы, от которых он призван нас защищать.
  • Больше всего информации приходит на сытый желудок или после небольшого стресса. Еда — это возможность для мозга потребить глюкозу. А стресс — эмоции, способствующие процессу памяти.
  • Те, кто занят умственным трудом, меньше страдают от ухудшения памяти в старости и живут дольше.
  • Заучивание перед сном дает эффект замедления «стирание информации». Это происходит потому, что между стадиями забывания и воспроизведения нет никакой деятельности, т.к. человек спит. Повторили на ночь, и спать. Утром опять подучили, вспоминается очень легко.
  • Важна внутренняя установка на запоминание. Причем лучше всего срабатывает «эффект будильника»: запомнить на год, месяц, день. Наш заботливый мозг тут же укладывает информацию в соответствующее хранилище памяти. Здесь действует как кратковременная, так и долговременная память.

Однако исследования показали, что постоянные повторения ведут к «плато». Где же выход?

Расписание для повторения

Метод интервальных повторений впервые предложен Алексом Мейсом в 1932 году. Этот метод был создан ради того, чтобы улучшить запоминание. Исследователи памяти пришли к выводу, что частые повторения быстро приведут к плато и вовсе не являются благом. Успех оказался связанным с более редкими повторами. Оказалось, что если повторять нужную информацию в тот самый момент, когда она вот-вот забудется, то успех гарантирован! Но это еще не все. В момент, когда вы чувствуете, что шанс помнить материал снизился до 10 процентов («тут помню, тут не помню»), опять организуете повторение темы. Наконец, после истечения определенного времени, когда забывание вот-вот готово стереть усвоенное в порошок, вы опять вытаскиваете покрытое пылью на поверхность своего рабочего стола. Проделав такие манипуляции с нужной информацией несколько раз, вы никогда ее не забудете! Главное — не количество часов на повторение, а расписание этих занятий!

Что это такое?

Немцу было интересно, как работает память человека, что он запоминает и забывает в первую очередь, а что дается сложнее. Для того чтобы понять этот процесс, ученый проводил различные эксперименты. Для начала он давал своим подопечным задание выучить ряд совершенно бессмысленных слогов. Он составлял их из двух согласных и одной гласной.

Одним из условий была полная бессмыслица – сочетания звуков не должны были вызывать ассоциацию с каким-либо существующим словом. Поэтому он предлагал такие слоги, как «кен», «хат», «зыф», «чуц», «фют» и так далее.

Таким образом увлеченный психолог старался исключить факторы влияния на процесс запоминания извне — ничто не влияет на сам процесс.

Если набор бессмысленных слов заканчивался, то ученый менял их местами и просил присутствующих выучить и их. После того как участники эксперимента справлялись с поставленной задачей, им предстояло еще одно испытание. Повторить несвязанную речь через определенное время. Так Герман Эббингауз и открыл свою кривую, которая отражает процесс забывания информации человеком. График выглядит следующим образом.

Быстрее всего наш мозг расстается с информацией в течение часа после ее получения. Он отсекает большую половину — около 60% ненужных сведений. По истечении 10 часов он оставляет всего 35% вызубренного нами текста. А вот далее процесс сильно замедляется. Даже через 6 дней в голове остается примерно 20% полученного почти неделю назад набора слогов.

Что интересно, этот результат практически не меняется и через месяц. Мозг по-прежнему выдаст 20% набора звуков. Однако это было не единственной целью исследования.

Задач было несколько.

  • Изучить, сколько в принципе готов вместить в себя человеческий мозг.
  • Выяснить, что нужно сделать для того, чтобы продлить время хранения этой информации. Немецкий специалист использовал для этого метод повторения.
  • Установить сроки повторений для лучшего запоминания информации.
  • Выяснить, как должна быть расположена информация, чтобы она легче запоминалась.

6 главных результатов

Ученый сделал несколько интересных выводов, которые получили название кривой забывания Эббингауза:

  1. Поначалу информация забывается очень быстро. Потом процесс замедляется.
  2. Сложность работы по запоминанию зависит от объема информации. Эта зависимость не прямо пропорциональна. То есть, 2 главы из какого-либо произведения будет выучить в несколько, а не в 2 раза сложнее, чем 1 главу.
  3. Информацию со смыслом вы сможете выучить в разы быстрее, чем бессмыслицу. Так, главу из закона запомнить легче, чем все тот же набор слогов.
  4. Эффективность запоминания не зависит от количества повторений. 20 повторений не эффективнее, чем 10.
  5. Человеческий мозг лучше запоминает то, что находится в начале и в конце списка, главы и т.д. Если вы попытаетесь запомнить список слов, а после повторить его, то со 100% вероятностью в первую очередь вспомните первое и последнее из них. Интересно! Эффект края часто используется в разведке. Он помогает скрыть свою заинтересованность в том или ином вопросе. Нужно всего лишь не говорить о важных вещах в начале и конце беседы. Упомяните их в середине разговора.
  6. Если вы уверены, что изучаемый материал пригодится вам в жизни, вы запомните его быстрее.

Согласно кривой забывания по Эббингаузу, по истечении 1 часа вы забываете 60% всей полученной информации. Через 10 часов – плюс еще 5%. Спустя 6 дней – еще 15%. После этого процесс забывания замедляется. В вашем мозгу остается лишь 20% того, что вы узнали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector