Ценностные ориентиры учащихся 9-х классов

Роль жизненных ценностей

Каждому человеку следует четко разбираться в своей внутренней системе координат. Это понимание поможет при решении непростых вопросов, в момент, когда необходимо сделать выбор. Осознание того, что для вас на самом деле первично в данный момент времени, позволит избежать глобальных ошибок и сожалений.

Иерархия значимых установок индивидуальна. Опираясь на нее, индивид выстраивает свою жизнь. Очень часто приходится выбирать между двумя важными вещами, остановить внутренние терзания и сомнения как раз и помогает анализ собственных ориентиров и приоритетов. В вопросе о том, какими должны быть основные базовые ценности для человека, нет однозначного, правильного или неправильного ответа. Все зависит от мироощущения конкретного индивида.

Составляющие личности

Формирование ценностных установок – обязательная часть процесса социализации и личностного становления. В идеальных условиях они должны быть упорядочены, структурированы в сознании, а их владельцу следует четко представлять, что имеет для него первостепенную значимость на данном этапе жизни. Но далеко не все умеют работать со своими убеждениями и приоритезировать их.

Взаимоотношения между людьми во многом строятся на совпадении или несовпадении внутренних ориентиров, приоритетов. Совместимость и схожесть их ценностей укрепляет отношения и связи, а расхождение становится причиной конфликтных ситуаций. Новые ценностные установки формируются при условии естественного вовлечения индивида в незнакомую ему среду, где и обнаруживается его потребность в чем-либо, о чем он ранее не задумывался.

Предпосылки поведения

Приоритезация внутренних убеждений – это основной мотив, определяющие поступки людей, образ жизни и направленность деятельности

В зависимости от того, что важно индивиду, он осознанно или неосознанно будет стремиться следовать этой парадигме, выстраивать вокруг нее свои желания и планы

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Каждый поступок личности является отражением ее ценностей. Зная, на что в первую очередь опирается человек, можно предугадать его реакцию на какое-либо явление, лучше понять его мотивацию. Все мы воспринимаем мир через призму уже существующих парадигм, которые сформировались на основе прошлого опыта, поэтому так сложно бывает услышать и принять позицию другого.

Ценностная ориентация

Говоря о ценностной ориентации, как об устойчивой структуре сознания и об осознанном выборе человек, мы имеем дело с рядом очень неоднозначных и сложных оценочных критериев. Сложность заключается в первую очередь в том, что культурная и социальная среда, в которой формируются подобные личностные ориентиры, в любом случае оказывает давление на личность, заставляя ее принимать соответствующую «форму». Во многих случаях такая «внешняя» ценностная структура личности, формально отвечающая общим социально-культурным и моральным нормам, является неосознанной и непрочувствованной психологической мимикрией, по сути — инстинктивной. И до тех пор, пока подобная, формально структурированная личность не сталкивается с серьезным противодействием со стороны окружения относительно избранных ей ценностей, либо пока она не испытывает мощного внутреннего импульса самостоятельно нарушить иерархию приобретенных оценочных критериев, невозможно говорить об осознанном выборе, хотя такой выбор и может быть вполне осознанным с самого начала.

В то же время, общая устойчивая формальная структура ценностных ориентиров в социуме служит серьезной опорой для реализации ценностного выбора в конкретных ситуациях, и мощной психологической подпиткой для развития более осознанного внутреннего подхода личности к выбору ценностей, уверенности в таком выборе.

Как определять результат?

Это важная тема. Результаты по методике Рокича обычно определяет психолог, так как и тест проводит тоже он. Но в общих чертах стоит рассказать, как это делается.

Итак, тест направлен на изучение ценностей человека. Чтобы лучше понять смысл его действий или поступков. Результаты определяются по так называемой шкале достоверности. Она призвана определить, насколько сильно человек хочет, чтобы его поступки положительно оценивались окружающими. И чем выше оказывается результат – тем больше испытуемый соответствует, так называемому, «одобряемому» образу. Но критическим порогом общепринятого теста является отметка в 42 балла. Если результаты его перешагнули, то либо они недостоверны, и человек был нечестен, либо перед психологом сидит сложная личность.

Но во внимание принимаются не те баллы, которые набрал человек, выставляя номера ценностям. Психолог обращается к шкале достоверности

Если человек, например, поставил пятёрку утверждению, которое относится к отрицательной шкале, то ему присвоят 1 балл. То, что несёт отрицательное значение, он отметил единицей? Тогда ему ставят «пять». Шкала весьма объёмная, но с ней при желании можно ознакомиться в индивидуальном порядке.

Как формируются

Фундамент формирования ценностных ориентиров закладывается еще в детстве. Ребенок, как губка, впитывает результаты его взаимодействия с миром, раскладывает происходящее по полочкам «хорошо», «плохо» с помощью ближайшего окружения (родителей и сверстников). Во взрослом возрасте гораздо сложнее изменить свои убеждения, повернуть вектор мышления в кардинально новом направлении

Поэтому так важно уделять внимание становлению личности в подростковом возрасте

Что же влияет на возникновение тех или иных ценностей:

Процесс воспитания. На ранних этапах жизни именно родители являются для ребенка образцами, благодаря которым он понимает, как себя вести в конкретной ситуации, что приятно, а что нежелательно. Даже интересы формируются на основе базиса, закладываемого близкими. Взрослые демонстрируют детям своеобразные модели поведения, на которые они осознанно и неосознанно опираются в будущем.
Образовательные учреждения. Детский сад и школа играют не менее важную роль в жизни ребенка, чем семья

Получая новые знания и навыки от педагогов, школьники уже начинают понимать, что для них важно в большей, а что в меньшей степени.
Социальные нормы. Едва ощутив себя частью общества, мы сталкиваемся с определенными рамками и требованиями поведения, в которые соглашаемся вписываться, чтобы не вызвать осуждения.
Самопознание

Освоив этот инструмент развития личности, человек открывает для себя неограниченные возможности самоанализа. Они позволяют отделить свои взгляды от чужих, абстрагироваться от навязчивого влияния ценностных координат других людей.

Переосмысление

Периодически ваша внутренняя система координат нуждается в корректировке. Такая необходимость возникает, например, когда вы сталкиваетесь с неразрешимым внутренним конфликтом.

Если у вас есть неудовлетворенность жизнью, собой, не устраивает происходящее вокруг (супруг, работа, окружение), нужно в срочном порядке понять, что к этому привело, и не забыли ли вы о своем внутреннем компасе. А может, ваши приоритеты просто изменились, а вы вовремя не сошли с проложенного ранее пути?

Поверхностно разобравшись в том, какие есть фундаментальные жизненные ценности у человека, запишитесь на мою консультацию и сделайте большой шаг к ощущению себя как цельной, самодостаточной личности.

Список № 2

Но это ещё не всё, что включает в себя методика Рокича. Обработка результатов выполняется психологом только после того, как человек разберется с каждым списком. И вот что включает в себя второй, инструментальный:

  • Аккуратность.
  • Воспитанность.
  • Умение радоваться жизни.
  • Высокие требования к людям и к миру.
  • Исполнительность.
  • Независимость.
  • Неумение принимать недостатки (как в себе, так и в остальных).
  • Интеллектуальность и образованность.
  • Ответственность.
  • Рационализм.
  • Самоконтроль.
  • Смелость, храбрость.
  • Твёрдая воля.
  • Умение проявлять терпимость.
  • Широкие взгляды, отсутствие «рамок».
  • Честность.
  • Трудолюбие и продуктивность.
  • Заботливость, чуткость.

Как можно видеть, списки отличаются принципиально. Как минимум тем, что во второй список включены понятия, относящиеся к личностным качествам, которые нередко играют роль в процессе достижения того, что перечислялось в первом.

Психологические процессы

Сложность применения распознавательных критериев внутренней ценностной иерархии так же связана с тем, что даже если личность относится к выбору не формально, а вполне осознает несоответствие своих собственных ценностных приоритетов в сравнении с ценностями социально-культурной среды, в которой существует, мимикрия может приобретать и сознательный статус. Но существует и еще более изощренная форма мимикрии (психологической имитации), когда личность подсознательно действует в соответствии с собственными интересами, скрывая это от рационального сознания, и формально сохраняя для себя внутренний статус соответствия ценностным интересам общества.

Такие сложные психологические процессы присутствовали в человеческом сообществе на всех этапах развития, и на этом фоне действительно альтруистически выстроенные ценностные ориентиры всегда были явлением достаточно редким, и даже более редким, чем это может показаться, исходя из вышеописанной картины. Дело в том, что мотивации альтруистических поступков, на которые направляет человека общественная иерархия ценностей, могут быть вполне эгоистическими, например — желание награды в виде признания общества, удовольствие от самоуважения, удовольствие от причастности к важным, или даже возвышенным в глазах общества делам и поступкам. Оказание кому-либо помощи и поддержки, исходя из расчета на то, что сам получишь подобную помощь, попав в схожую ситуации. Все это вполне эгоистические причины, но они помогают людям реализовывать альтруистические ценности, и независимо от мотивации таких поступков, служат прекрасным примером и воодушевляют других.

Особо сострадательные люди, обладающие повышенной чувствительностью (а это во многом генетический фактор) не могут выносить страдания других, поскольку экстраполируют их на себя, и чтобы избежать этих страданий, иногда полностью отдаются помощи окружающим, и даже стремятся к такого рода деятельности. В обществе принято наделять таких людей светлыми гуманистическими образами, вплоть до возведения их в сан святых, и это тоже служит воодушевляющим ориентиром для многих, способствует гуманизации всего общества.

Такие люди обычно действуют исходя из порыва души, как это принято называть, и «форма» их потребности, или желания, поддерживается в любом окружении, и возводится в ранг высокой ценности. Однако оценка подобных действий в качестве самостоятельно выстроенной внутренней иерархической структуры ценностей скорее является фиксацией и поддержкой врожденных свойств таких людей, и их выбора в соответствии со свойствами, а не оценкой осознанного внутреннего процесса формирования ценностей. Осознанным действием в этом направлении вероятно можно было бы назвать действия личности с противоположными, или нейтральными свойствами, которая сумела подняться над своими собственными внутренними приоритетами, ориентируясь на шкалу общественных ценностей из соображений глубоко выясненного характера.

В качестве различного уровня осознанности формирования внутренней шкалы ценностей можно рассмотреть такое явление, как «патриотизм», которое в любой общественной формации ставится на очень высокое место в ценностной иерархии.

Патриотизм имеет вполне естественные природные корни. Любовь и привязанность к своим корням, к своему народу, к близким по духу, обычаям и понятиям людям — что может быть более естественно для любого человека. Это мощная психологическая защитная сила, объединяющая общество в случае опасности, или агрессии со стороны

Это и энергия, способная вызвать большой эмоциональный подъем от ощущения единства, принадлежности к чему-то гораздо большему и важному, чем ты сам, как отдельная личность

Эйфория от подобных состояний объединения, заложенная в нас природой, так же является существенным фактором в формировании важности патриотизма, как общественной ценности. Но там, где присутствует эйфория, всегда есть почва для манипуляций массовым сознанием, и если внутренняя ценностная структура человека сформирована не вполне осознанно, не выверена в опыте выяснений, а является лишь калькой общих распространенных представлений и штампов, такого человека очень легко направить на что угодно, используя эйфорическую подпитку природного патриотического инстинкта

И история знает немало таких примеров.

Что такое ценность?

С понятием «ценность» всегда соотносится степень важности для человека каких-то качеств, принципов, взглядов, взаимоотношений, или даже предметов — в зависимости от тех обстоятельств, которые эти ценности сформировали. Ценности принято разделять на материальные, культурные и моральные, а так же на общественные и индивидуальные

Такие атрибуты, как редкость и уникальность, так же часто относят к понятию ценности, хотя, в определенных условиях, важными могут становится и вполне обычные и распространенные вещи, явления и понятия, такие как еда, или дождь, социальный статус, или мода, поэтому иерархия ценностей в человеческом сообществе явление очень многообразное и зависимое от конкретной ситуации.

Материальные ценности могут иметь для человека очень высокую важность даже в высокоразвитых социально-культурных системах, как в личном, так и в общественном плане. Но все же, когда речь идет о «человеческих» ценностях, обычно имеются ввиду именно моральные ценности, то есть — иерархии ценностей, в которых общие интересы превалируют над частными.

Какие могут быть жизненные ценности

Общечеловеческие. Иначе они называются культурными. На основе этих представлений социумом формируются понятия о том, как надо поступать следует, а как — нет. В мироощущении индивида они образуются в процессе воспитания в семье.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

К ним относят:

  • здоровье;
  • образование;
  • социальный статус;
  • любовь;
  • семейные узы;
  • детей;
  • развитие;
  • самореализацию.

Индивидуальные. Возникают с течением жизни. Это не просто убеждения, которые транслирует общественное сознания, а личные установки каждого человека.

Что это такое

У каждого из нас есть своеобразные ориентиры, благодаря которым мы понимаем, что более, а что менее важно, что допустимо, а что нет. Это комплекс убеждений, идеалов и принципов, которым мы следуем при совершении того или иного поступка

С помощью этих внутренних «стандартов качества» можно определить, что является самым значимым в вашей личной вселенной.

Эти координаты человек иногда устанавливает сам, полагаясь на пережитый опыт, а порой они приобретаются им извне с легкой подачи социума и прочно врастают в его мироощущение. Если индивид предаст свои базовые установки, он столкнется с внутриличностным конфликтом, что повлечет за собой состояние подавленности.

Определение понятия и признаки

Жизненные ценности – это своего рода абсолют, занимающий первичное положение в мировосприятии. Ими мы руководствуемся, ставя перед собой те или иные цели, через их призму оцениваем свои поступки, желания, а также поведение других людей. С их помощью мы расставляем приоритеты.

Чтобы стать ценностным ориентиром, существующее явление действительности должно получить эмоциональный отклик и рациональное объяснение своей значимости для конкретного человека. Поэтому навязать свою систему координат другому нельзя.

В процессе становления и развития личности ценности могут и наверняка будут меняться. В детстве на первый план выходят одни вещи, в юности иные, а во взрослом возрасте абсолютно противоположные. Приоритеты человека напрямую зависят от переживаемых им событий, влиянию на него определенных идей. Некоторые ситуации способны перевернуть сознание, посмотреть на свою жизнь под другим углом и полностью переосмыслить свою иерархию ориентиров.

Список основных признаков ценностных установок

Значимость

Они обладают весом и важностью в глазах того, кто ими владеет. Во что бы то ни стало владелец стремится их соблюдать и оберегать.
Осознаваемость

Как правило, люди отдают себе отчет в том, что для них важно. На основе этого понимания они выстраивают определенную модель поведения, которую подгоняют под существующие внутренние нормы и правила с помощью самоконтроля и самодисциплины.
Самодостаточность. Личные ориентиры не нуждаются в одобрении или советах окружающих.
Позитивный характер. Эти убеждения не воспринимаются индивидом, как обязанности. Они не тяготят, а вызывают лишь положительные эмоции.

Теория Рокича

М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной.

Природа человеческих ценностей по Рокичу:

  1. общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико;
  2. все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
  3. ценности организованы в системы;
  4. истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах, и личности;
  5. влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные:

  • Терминальные ценности М. Рокич определяет, как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;
  • Инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной, точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector