Совпадение по ценностям в работе и личных отношениях

Содержание:

Ценности Шварца Vs. Ценности Инглхарта

11 апреля на Мясницкой, 20 состоялось выступление со-руководителя Международной лаборатории социокультурных исследований, одного из ведущих специалистов по количественным методам в кросс-культурном сопоставлении Питера Шмидта в рамках научного семинара «Культура имеет значение». П. Шмидт выступил с докладом “Inglehart and Schwartz approaches in comparison: measurements and theoretical predictions” («Сравнительный анализ подходов Шварца и Инглхарта: измерения и теоретическая предсказательность»).

Наукаисследования и аналитикарепортаж о событиибазовые ценностииндивидуальные ценностикультура имеет значение ценности культуры

19 апреля
 2011

Духовные ценности человека

Духовные ценности человека — это набор понятий и принципов, которых личность придерживается и которые готова отстаивать. Первые понятия складываются в детстве под влиянием близких. Семья формирует у ребенка понятие об окружающем мире и учит хорошему или плохому поведению.

Какие бывают принципы

Ценности делятся на материальные и духовные:

  • материальными считаются деньги, совокупность дорогих товаров, драгоценности, предметы роскоши и т. д.;
  • духовные ценности — объединение важных для индивида нравственных, моральных, этических и религиозных понятий. К ним относятся любовь, уважение, дружба, творчество, честность, преданность, миролюбивость, понимание. Понятие «духовный» происходит от слов «дух», «душа». Это свидетельство того, что нужно ценить душевные качества людей.

Любой индивид в той или иной степени зависит от материальных благ. Но нельзя ставить материальное благополучие выше духовных принципов.

С возрастом приоритеты меняются. Это происходит под влиянием окружающих людей и произошедших событий. В дошкольном возрасте дети ценят дружбу, родительскую любовь, и им безразлично, какие материальные предметы их окружают и богаты ли их друзья.

В школьном и подростковом возрасте мальчики и девочки обращают внимание на уровень достатка своих и чужих родителей. Часто духовные и моральные принципы уходят на второй план

В старшем возрасте приходит осознание, что за деньги не купить доверие, любовь, честность, и нравственные ценности становятся приоритетными.

Важно с ранних лет прививать детям доброту, способность понимать и сочувствовать

Виды нравственных идеалов

Виды духовно-нравственных ценностей:

  1. Смысложизненные. Отражают мировоззрение народа и его отношение к своей культуре. Они же формируют личность и помогают определить отношение к окружающим людям и всему миру.
  2. Нравственные. Эти ценности регулируют взаимоотношения людей. К ним относятся понятия добра, вежливости, взаимопомощи, чести, верности, патриотизма. Благодаря нравственным понятиям появилось известное высказывание: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой».
  3. Эстетические. Этот вид ценностей подразумевает душевный комфорт. Он наступает, когда индивид самореализовался и находится в гармонии с собой и окружающим миром. Эстетические ценности включают в себя понятия возвышенного, прекрасного, трагического и комичного.

Основные духовные понятия

Добрые люди счастливее остальных, потому что, совершая добро, они несут миру радость и пользу, помогают окружающим. В основе добрых поступков лежит сострадание, бескорыстие и желание помочь. Таких людей уважают и любят.

Красота

Увидеть красоту в окружающем мире и передать ее другим способен только талантливый человек. Красота вдохновляет творческих людей создавать произведения искусства. Этот важный ориентир стараются найти многие художники, поэты, артисты и музыканты.

Истина

Эта ценность ведет к самопознанию и поиску ответов на важные нравственные вопросы. Истина помогает людям отделить добро от зла, разобраться в отношениях, проанализировать свои действия. Благодаря истине как духовной потребности человечество создало свод моральных законов и правил поведения.

Искусство

Искусство вносит огромный вклад в развитие личности. Оно побуждает нестандартно мыслить и раскрывать внутренний потенциал. Благодаря искусству круг интересов индивида расширяется и позволяет духовно развиваться, видеть прекрасное. Деятели искусства на протяжении всей истории вносили свой вклад в культуру и повседневную жизнь.

Творчество

Эта духовная потребность помогает личности реализовывать индивидуальные таланты, развиваться и стремиться к высокому. Творчество способствует проявлению способностей во благо общества. Творческие деятели склонны преображать мир, они идут к новому, мыслят шире и продуктивнее, оставляя после себя:

  • памятники культуры;
  • литературу;
  • музыку;
  • живопись.

Все эти вещи в совокупности влияют на общество и побуждают других людей развиваться и не стоять на месте. В повседневной жизни творческие личности помогают прогрессу преображать окружающий мир.

Любовь

Эта один из первых нравственных ориентиров, с которым сталкивается человек. Родительская, дружеская любовь, любовь к противоположному полу рождает множество эмоций. Под влиянием любви формируются другие ценности:

  • сопереживание;
  • верность;
  • уважение.

Без нее невозможно существование.

Духовные ценности и понятия играют важную роль в жизни каждого индивида и народа в целом, сопровождая их на протяжении всей жизни.

Вопросы, которые раскрывают духовные ценности

В состоянии ли вы перестать пытаться контролировать результат?

В целом, люди имеют мало контроля – от места,
времени рождения, до времени, когда жизнь заканчивается.

Стоит быть в настоящем моменте, принимая его таким, какой он есть на самом деле.
Не пытаться представить «каким бы он мог быть, если бы вы что-то в прошлом сделали по-другому».

Убедите себя, что независимо от происходящего, всё будет так, как нужно.
Вы можете ощутить, как спадёт огромный груз с ваших плеч.
Не моментально, но пока такая установка не станет частью вашего постоянного мировоззрения.

Считаете ли вы, что есть нечто большее, чем мы?

В мире множество необыкновенного, которое не поддаётся контролю.
Примеры: рождение детей,
инстинктивное поведение перелётных птиц, мотыльков, циклы обновления живой природы на Земле.

Каждый человек является уникальным чудом.

Когда люди открывают глаза на все свои таланты и способности, начинают понимать,
как их можно применить для пользы других существ.
Тогда появляется необходимая гибкость, позволяющая быть неотъемлемой частью чего-то большего и необыкновенного.

Наполнены ли вы ощущением единства со всем?

Что бы люди ни думали о существовании высшей силы, признавали её или отрицали, без сомнения, им хочется почувствовать связь с ней.
Под этой силой можно понимать: Вселенную, Великий Дух, Божественное или Бога.

Это помогает почувствовать, что люди не одиноки в жизни вне зависимости от происходящего в ней.

Если каждый день быть благодарным и научиться выражать свою признательность этому всеединству,
человеку будет доступно большее чувство связи, любви.

Какие духовные качества восхищают вас в других людях?

Люди чувствуют потребность в других людях.
Один из самых важных шагов в духовном развитии человека предполагает, что он должен научиться общению с другими людьми на глубоком уровне.
Благодаря таким изменениям жизнь получает смысл.

Сострадание, благодарность и великодушие – это универсальные ценности, которые служат высшему благу.

Если человек посвящает свою жизнь служению на благо других, он ясно видит цель.
Поскольку энергия направляется на действительно важные вещи, а не тратится на несущественные.

Фундаментальные духовные ценности

Опыт коллективной деятельности показывает, что пять человеческих ценностей лежат в основе общества. Нормальная, правильная, здоровая и жизнеспособная организация общества, которая объединяет активных, здоровых и жизнеспособных людей.

Примеры общечеловеческих духовных ценностей:

  1. Правда помогает установить доверие и честное общение.
  2. Праведность помогает действовать на более высоком уровне и достигать высокого качества работы.
  3. Мир способствует принятию творческих и мудрых решений.
  4. Любовь способствует бескорыстному служению, которое основывается на заботе о благе и счастливой жизни других.
  5. Ненасилие помогает установить взаимовыгодное сотрудничество.

Данные ценности обычно называют не духовными, а человеческими. Понятие «духовные ценности» подразумевает, что они являются тем идеалом, к которому необходимо стремиться и которого, как надеются люди, получится достичь.

Для большинства людей природа человека воспринимается как далёкая от совершенства, ограниченная, но не как духовная. Это не правильно, поскольку люди являются разумными существами, а быть человеком – значит быть духовным.

Любви не учат в школе. Любовь встроена в нас

Стоит подчеркнуть три принципа:

  1. Эти ценности не нужно изучать; скорее их стоит раскрывать.
  2. Эти духовные ценности представляют всех людей.
  3. Эти духовно-нравственные ценности можно понять с трёх точек зрения:

    • Их сущность базируется на принципе, что божественность заключена во всех творениях.
    • Их кросс-культурные выражения проявляются во всех обществах, хотя могут видоизменяться.
    • У каждого человека выражаются индивидуально, в установках и мотивах, которые лежат в основе поведения и личности человека.

https://www.youtube.com/watch?v=vrPcyduNV_E

Духовная сущность человеческих ценностей заложена в нас самих. А межкультурные и индивидуальные ценностные проявления усваиваются, развиваются и практикуются на протяжении всей нашей жизни в той среде, где мы живём. При исследовании проявлений этих ценностей, их можно увидеть в повседневности.

Согласно мнению исследователей все эти ценности представляют собой интегрированное неделимое целое, одна из них не может существовать отдельно. К тому же человеку, который воплощает ценности в своей деятельности, они дают огромную силу.

Профессионализм и самооценка

Высоким уровнем профессионализма обладают люди с нормальной высокой самооценкой (то есть адекватной, не путать с завышенной). Они осознают ценность своей работы и вкладываются согласно условиям, а также четко выстраивают деловой контакт

Стремясь нанять профессионала, важно уделять большое значение личностному тестированию, это можно сделать на уровне диалога. 

Большие сложности возникают с людьми с заниженной самооценкой. На первый взгляд может показаться, что они выкладываются сверхсилы, чтобы угодить другим, и работать с ними в плане бизнеса очень выгодно – но такое восприятие уловка. Имея заниженную самооценку, человек с большей вероятностью будет метаться от дела к делу, он менее надежный и скорее меньше проработает в одном коллективе, а также ему трудно рассчитать свои силы, поэтому и дедлайны могут быть согласованы неадекватно. 

Конечно, заниженная самооценка, это не приговор, и среди таких людей также немало профессионалов, а среди их ценностей – профессионализм. Однако такая самооценка доставляет немало хлопот как ее владельцу, так и окружающим его людям.

Если у человека завышенная самооценка, ему особенно трудно адекватно воспринять реальность, оценить свои навыки и рассчитать силы. Однако, как ни странно, такие люди больше склонны вылезать из кожи вон, чтобы выполнить то, за что взялись. Но работа с ними не будет стабильной и долгосрочной – выгорая на проекте, чтобы выполнить свои обещания, люди с завышенной самооценкой редко понимают свою ошибку, а скорее будут сетовать на компанию и искать новых заказчиков или партнеров, чем менять формат работы с этими же. 

Профессионализм – это сильный фундамент рабочих отношений. И по достоинству он служит в тех отношениях, когда исходит с двух сторон – тогда формируется крепкое надежное партнерство. 

Как воплотить духовные ценности на практике?

  1. Правдивость.Говорить с коллегами и клиентами честно и открыто.

  2. Праведность.Придерживаться всех достигнутых договоренностей.

  3. Внутренний мир.Быть невозмутимым и спокойным даже в кризисных ситуациях, получили вы прибыль или пострадали от убытков, порицают вас или хвалят.

  4. Любовь.Быть великодушным к словам других, проявлять сострадание.

  5. Ненасилие.Находить такой вариант решения проблемы, который окажется беспроигрышным, не пытаться достичь успеха за чужой счет.

https://www.youtube.com/watch?v=YqZZkV8mZwo

Держать свое сердце открытым для принятия и любви к себе и другим – это ключ к поддержанию постоянной духовной связи. Когда мы слишком заняты собой, чтобы думать о цели нашего существования, наша жизнь перестает иметь смысл.

Только тогда, когда мы полностью принимаем реальность нашей смертности, мы начинаем жить

В этот момент мы начинаем узнавать о духовном измерении, которое так важно для определения того, что действительно имеет значение в жизни

Каждому человеку стоит исследовать, что эти духовные ценности значат для него лично и как он выражает их в своей работе.

Отыскать профессионализм внутри

Вопреки сложностям с трактовкой ценностей, в этой размытости есть и огромная прелесть – большое поле для творческого ресурса. Внутри каждого человека есть стремление к идеалу, желание стать лучше и даже лучшим, и именно это поможет отыскать и воспитать профессионала в любом. Сделать это можно при правильной постановке вопросов и внимательности к потребностям человека.

  • Вы эффективны в тех рабочих рамках, в которых находитесь (функционал, формат взаимодействия, рабочий график и условия труда)?

  • Что мотивирует вас выполнять работу на “отлично”? (Вспомните конкретные ситуации и отметьте для себя мотивацию).

  • В каких условиях работы вы наиболее эффективны?

  • Какая работа приносит больше всего удовольствия и вдохновения?

  • Когда у вас пропадает интерес к работе?

Проанализируйте свои ответы и в дальнейшем стремитесь к той деятельности, в которой готовы выкладываться на полную – ровно так, какого исполнения ждете от окружающих вас специалистов. Согласитесь, не совсем справедливо ждать от официанта в ресторане примерной вежливости и скорости работы, если сами вы, являясь дизайнером, срываете дедлайны и сдаете работу с проблемными слоями в Photoshop. 

Честно говорите о своих чувствах и ожиданиях, потому что за вас этого никто не сделает, а у других не будет шанса понять вас правильно. 

Воспитать в себе профессионала – это значит найти ту отрасль и тот формат работы, когда высокое качество ее исполнения стоит среди главных приоритетов, когда вы заботитесь о своей репутации как специалиста и принимаете на себя ответственность. Вы можете наделить любыми другими словами это понятие, главное – в основе должна быть любовь к тому, что вы делаете, и искренняя забота о тех, кто вас окружает. В ином случае гиперответственность и самоотверженность быстро приведут к эмоциональному выгоранию. 

Что такое нравственные ценности

Нравственные ценности – это значимые и важные, наделенные субъективным смыслом материальные и нематериальные объекты. Ежедневно мы сталкиваемся с ситуацией нравственного выбора, наши поступки основаны на внутренних ценностях и убеждениях.

Сами по себе ценности объективны. Они уже существуют в мире, люди только принимают или отвергают их. А вот личная система и иерархия ценностей всегда субъективна. Человек выбирает и ранжирует ценности согласно своим потребностям, знаниям, опыту, мотивации и восприятию. Ценности – это жизненные ориентиры, которые объединяют или разъединяют людей, определяют специфику и характер межличностных взаимоотношений.

Нравственные ценности помогают отличить добро от зла, определить, что хорошо, а что плохо. К общечеловеческим нравственным ценностям относится:

  • мудрость,
  • счастье,
  • свобода,
  • любовь,
  • семья,
  • милосердие,
  • честность,
  • искренность,
  • исполнительность,
  • верность,
  • правдивость,
  • доброжелательность,
  • надежность,
  • порядочность,
  • ответственность,
  • труд,
  • истина,
  • человек,
  • знания,
  • культура и т. д.

Ценится уважение прав и свобод человека, сам факт человеческой жизни. Можно назвать еще много общечеловеческих нравственных ценностей (самая большая классификация насчитывает 46 позиций). Но не для всех людей общечеловеческие ценности являются внутренними ценностями. Формирование системы ценностей зависит о среды, в которой растет и воспитывается человек.

В свою очередь ценности влияют на направленность деятельности и личности, поступки и действия, социальную активность и позицию, отношение к себе и миру, поведение, цели и выбор средств их достижения. Ценности нужны человеку для поддержания смысла жизни, понимания траектории жизненного пути. Если система ценностей рушится, то человек оказывается в трудной, кризисной ситуации, состоянии растерянности и неопределенности. Он не знает, чего хочет от жизни, сомневается при принятии решений.

Нравственное развитие личности

Система ценностей отражает индивидуальность человека, но вначале жизненного пути (первые годы после рождения) человек усваивает чью-то систему ценностей (родители, педагоги). Постепенно формируется одно из возможных отношений к ней:

  • активное (полное принятие и поддержание);
  • противодействующее (внутреннее и внешнее противоречие предложенной системе);
  • конформное (условное внешнее принятие с внутренним отрицанием);
  • полностью равнодушное;
  • отрицающее (критика системы, отрицание, попытки изменить ее).

Первый серьезный слом устоявшейся системы ценностей приходится на подростковый возраст. Тогда же наступает пик развития нравственного сознания. Однако его формирование начинается еще раньше.

Американский психолог Лоуренс Кольберг разработал теорию морального развития личности. Автор выделил три стадии развития нравственного сознания. Каждая из стадий имеет два подэтапа:

  1. Доконвенциональный. Первый этап – ориентация на наказание и послушание (как мне избежать наказания?). Второй этап – гедонистическая ориентация (какая мне от этого польза?).
  2. Конвенциональный. Первый этап – ориентация на ценности значимой группы (модель хорошего ребенка, послушного гражданина). Второй этап – установка на поддержание установленного порядка, правил, справедливости (следование правилам и законам).
  3. Постконвенциональный. Первый этап – представление о морали как о продукте социального договора. Второй этап – собственные этические принципы, жизнь по совести. Законы воспринимаются как гибкий механизм, но жизнь, свобода и справедливость ценится больше.

Согласно теории Кольберга, большинство людей достигают второго этапа второй стадии и останавливаются на этом. В целом же уровень развития нравственного сознания зависит от уровня интеллекта и общего развития личности.

Переход на новый уровень или этап происходит за счет развития эмпатии и когнитивных навыков. Новый этап сохраняет все, что было усвоено на предыдущих. Нельзя перескочить какой-либо этап, но задержаться на одном из этапов или спуститься вниз можно. Притом развитие и переходы не зависят от возраста. Кто-то уже в юности может достичь третьего уровня, а кто-то всю жизнь находится на первом.

Моральные нормы и принципы формируются исключительно в процессе социального взаимодействия. Наказание и порицание не являются эффективными методами нравственного воспитания. Воспитать в ребенке ценности можно только личным примером или примерами из книг, фильмов, мультфильмов, игр и т. д. Так же происходит и во взрослой жизни. Изменить систему ценностей, развить нравственное сознание можно в любом возрасте.

Духовные ценности, иерархия ценностей — мораль у каждого своя

Есть ли люди без морали — духовных ценностей?

Вот, мы говорим о морали у человека — о тех или иных духовных ценностях в голове человека, которые определяют его образ жизни, его отношение к людям, миру и прочее.
Или, об отсутствии этих духовных ценностей, а, значит, и морали.

Смею вас заверить, что каждый человек, без всяких если, мораль имеет — духовные ценности у каждого человека наличествуют.

Ибо, если он социализирован — живёт в обществе, где все социальные явления для всех представлены (так сказать, в свободном доступе), и каждый, тем или иным образом, или участвует в них или, как минимум, имеет возможность их наблюдать и знать.

Каждый человек имеет такие духовные ценности: семья, любовь, дети, родители, счастье, честность или более широкое понятие «порядочность», и прочее и прочее.

«На каждый чих» в жизни, создан образ в сознании, как оно должно или не должно быть, то есть, представление об идеальном состоянии этого объекта — идеал, ценность, к которым следует в жизни стремиться и следовать.

Или, как минимум, если не стремиться и не следовать, то ориентироваться — знать, как к этому относиться.

Без этого, без духовных ценностей в голове, человек попросту становится совершенно дезориентирован в социуме, ибо, оказывается в состоянии «поди туда, — не знаю куда, сделай то, — не знаю что».

Тогда, «от чего же, от чего» мы такие разные и так по разному живём — относимся к жизни?

Почему духовные ценности есть у всех, а мораль у каждого своя?

Всё очень просто понять, если только уразуметь, что мораль, как и всё в нашей жизни, находится в системном состоянии — в структуре элементов и связей между ними.

Которая обладает, помимо всего прочего, ИЕРАРХИЕЙ — соподчиненностью и расположением по значимости в этой системе — что главнее, а что не значимое, что приоритет, а что второстепенное.

Духовные ценности. Иерархия и приоритеты ценностей

Иерархия ценностей, результаты: если друзья, компания, родственники и прочее, будут у человека в иерархии ценностей стоять выше семьи или любви, то, сами понимаете, что из этого получается.

Иерархия ценностей, результаты: если работа — это приоритет номер один, то нечего ждать успехов в семейном строительстве.

Иерархия ценностей, результаты: если любовь к себе, единственному и не повторимому, звездит в голове, то ни близким ни далёким людям с этим человеком «нечего ловить» в отношениях.

И так далее и тому подобное.
Дело, как говорится, в расстановке приоритетов.

Ну и, конечно, в содержании самих ценностей.

Поясню на примере: Вот, человек имеет в своей голове приоритетную ценность «любовь» в отношениях мужчины и женщины.
Но, тем не менее, ни в любви, ни в отношениях у него не складывается, как он хочет.

Отчего?
Оттого, что, хотя любовь стоит в иерархии ценностей на высоком месте, но, представления о ней не верны.

Например, он представляет любовь эгоистичной или жертвенной, а любимого принцем или идеальной, «ангельской» девушкой и тому подобное. И, соответственно, исходя из таких качеств содержимого своей ценности «любовь», строит свои отношения.

Резюме:

Духовные ценности, приоритеты и иерархия ценностей — мораль у каждого своя

У всех у нас есть система духовных ценностей, как ориентиры и маяки на дороге жизни.

Но, в результате воспитания, собственных знаний и опыта, духовные ценности, у каждого, мало того, что имеют разное содержание, но ещё и стоят на своём определённом месте в иерархии ценностей, ранжируясь по приоритетности и значимости.

И это, как минимум, надо учитывать в отношениях с людьми.

А, в особенности, естественно, если вы собрались перевести эти отношения в разряд серьёзных для себя.

Смотрите: Серьёзные и несерьёзные отношения. Весы отношений

Мораль и нравственность. В чём отличие?

Следует разъяснить отличие понятий «мораль» и «нравственность»:

Мораль — это духовные ценности, принятые в данном государстве, которые, как правило, активно пропагандируются и, даже, навязываются и обществу и каждому человеку в нём.

Иначе говоря: мораль — официальные духовные ценности данного социума.

Нравственность — это проявление нрава человека на основе ЛИЧНЫХ духовных ценностей, которые ему привиты воспитанием, пропагандой (промыванием мозгов), или выработаны самим человеком, как плоды его жизни и духовных терзаний и опыта, прежде всего.

Понятно, что мораль и нравственность находятся, в подчас, сложном переплетении и в социуме и в сознании людей.

Например: духовные ценности морали и духовные ценности нравственности могут не только не совпадать, но и в ступать в противоречие.
При этом, что в социуме, что в сознании отдельной личности.

Так, вот, дамы и господа, а как вы думаете: духовные ценности есть у каждого?

Ещё статьи по этой тематике:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector