Построение угловой перспективы

Рисунок куба с тенью карандашом

Приступая к объему, выделите ближайшие грани более жирно. Можно заметить, что от одного лишь жирного выделения грани стали смотреться «ближе». Это ярко демонстрирует один из важнейших принципов передачи пространства – при удалении от зрителя краски теряют контрастность. Поэтому передние края плоскостей куба лучше сделать более контрастными.

Тон лучше набирать постепенно, сначала твердым карандашом, постепенно добавляя штрихи мягким грифелем. Чтобы не ошибиться с тоном, создавайте светотень сразу на всем рисунке. Тогда ошибку в передачи тени, света и тонов можно будет увидеть на ранней стадии. При штриховке левой грани лучше использовать вертикальные штрихи. Для штриховки верхней и правой грани подойдут диагональные штрихи. В заключении добавьте больше контраста на передний край куба.

Шаг 4 — Проверка пропорций

Для того, чтобы проверить пропорции, закройте один глаз, возьмите карандаш и на вытянутой руке сопоставьте его кончик с верхом переднего ребра куба. Большой палец передвиньте в то место, где ребро заканчивается.

Высота ребра найдена. Теперь, не переставляя палец, наклоните кисть руки на 90 градусов и уже по горизонтали сопоставьте величину одного ребра с другим. Таким образом вы можете проверять и другие величины.

С опытом художники измеряют пропорции «на глаз», это значит, что они обходятся без метода визирования. Их глаз настолько натренирован, что видит размеры без измерений.

Итак, линейное построение подошло к концу, а значит, мы переходим к воздушной перспективе или, проще говоря, к штрихованию.

Обратная перспектива

Этот вид применялся в живописи: в данной технике образы выглядят увеличивающимися с отдалением от точки зрения наблюдателя. Картина в данном случае будет иметь несколько линий горизонта и точек зрения. Таким образом, при создании обратной линейной перспективы на плоскости центр схода линий расположен не на линии горизонта, а в самом наблюдателе.

Данный вид возник в период становления средневекового искусства, когда были особенно популярны такие виды изобразительной деятельности как иконы и фрески. Такое изображение подчеркивало религиозную тему, которая была особенно популярна в изобразительном искусстве в то время. Обратная перспектива подчеркивала полную ничтожность зрителя перед божественным изображением, возвышая последнего не только визуально с помощью перспективы, но и с применением других изобразительных эффектов

Такой метод создает особый трепет в душе зрителя, что было особенно важно во времена Средневековья, когда роли религии отдавалось очень большое значение, и искусство также не обходило его стороной

Причем обратную перспективу в этот период замечали в разных областях – как в византийских странах, так и в Западной Европе. Данный феномен ученые объясняют тем, что художники еще неумело отображали окружающий мир, каким его видел зритель. Такой метод считали ложным способом, как и вообще перспективу. По заявлению исследователя П. А. Флоренского, обратная перспектива четко обоснована математически: по сути она равна прямой перспективе, при это создавая символическое пространство, обращенное к наблюдателю. Такая техника подразумевает связь наблюдателя с миром символических и порой религиозных образов. Она помогает воплощать сверхчувственное содержание в зримую форму, лишенную, однако, материальной конкретности. Л. Ф. Жегин считал, что обратная перспектива является перенесенной на какую-либо изобразительную поверхность суммы визуальных восприятий зрителя, который, тем самым, становится «точкой схода». По его заявлению, данная перспектива не может быть единственно верной пространственной системой в живописи. Б. В. Раушенбах также опротестовал мнение об обратной перспективе как о единственной верной. Тому были приведены доказательства. Он продемонстрировал, что зрение в некоторых условиях видит объекты не в прямой, а в обратной перспективе. По мнению Жегина, феномен явления находится в самом человеческом восприятии.

Светотеневой рисунок куба

Усиление линейного рисунка

Прежде чем наносить светотени усилим линейный рисунок куба за счет увеличения толщин линий и их контрастности. Чем ближе к зрителю расположена грань куба, тем следует сделать ее более толстой и контрастной. Соответственно, чем дальше расположена грань, тем она должна быть менее заметна на рисунке.

Построение теней

На этом этапе . Причем именно построим. Для этого определим местоположение источника света относительно куба и обозначим его на рисунке. Если источник света естественный (Солнце), то проводим вертикаль от источника света до линии горизонта. Если источник света искусственный, то проводим вертикаль от источника света до поверхности, на которой расположен куб.

Затем от источника света проводим лучи через верхние углы куба. После чего, от нижней точки вертикали, опущенной от источника света, проводим лучи через нижние грани куба до пересечения с лучами, проходящими от источника света через верхние углы куба. Ставим точки в местах пересечения верхних и нижних лучей. Теперь соединяем полученные точки между собой и с нижними углами куба. Таким образом получается контур падающей тени.

Собственная тень на кубе определяется визуально. Как правило, собственная тень расположена на предмете с противоположной стороны от источника освещения. Исключением из этого правила являются случаи, когда источников освещения несколько и они расположены с различных сторон от изображаемого предмет. Но, в последнем случае и падающих теней будет несколько.

Тональный рисунок куба

В академическом рисунке тон следует наносить аккуратными штрихами по форме предмета. Мы же допускаем нанесение тона в свободной манере, как штрихами по форме предмета, так и по направлению световых потоков, и даже под любым желаемым углом. Главное, правильно распределить тональные пятна. Начнем с того, что нанесем на всю поверхность тени легкий тон. Далее усилим тени у граней, граничащих с осветленными сторонами куба. После этого еще более усилим те части теней, которые расположены ближе к зрителю.

При всех перечисленных манипуляциях с тоном следует следить за общей тональностью куба и окружающей его обстановки. Если куб выполнен из белого гипса, то и на рисунке он должен выглядеть белым относительно своего окружения

Очень важно не впасть в крайность, при которой в погоне за контрастностями и перепадами светотени, однотонный предмет может на рисунке оказаться практически черно-белым

Далее следует усложнить рисунок за счет бликов и рефлексов. Блики на кубе должны оказаться самым светлым местом на рисунке. В тени самыми светлыми местами должны стать рефлексы

Теперь обратим внимание на падающие тени. Как правило, они более контрастные и темные ближе к предмету, от которого образовались

Чем дальше от него, тем границы становятся более размытыми, а тон легким. И в завершении следует добавить тон на фон вокруг куба. Именно фон оттенит освещенные его грани и создаст иллюзию световоздушной среды в рисунке.

Прямая перспектива

Данный тип рассчитан на точку зрения с единой точкой схода на горизонте: то есть, все объекты уменьшаются с отдалением от них наблюдателя. Впервые мнение о линейной перспективе высказал Амброджо Лоренцетти еще в XIV веке. Об этой теории стали упоминать только в эру Возрождения. Альберти, Брунеллески и другие исследователи опирались на элементарные законы оптики, которые легко было подтвердить на практике.

Прямая перспектива долго считалась единственно истинным изображением окружающего мира на плоской поверхности. При том, что линейная перспектива по сути является изображением на плоскости, она может быть ориентирована как вертикально, так и горизонтально, или под углом в соответствии с назначением изображения. К примеру, вертикальная поверхность, как правило, использовалась при станковой живописи или создании настенных панно. Поверхность, расположенная под углом, обычно применялась при занятиях живописью: например, при росписях внутренних помещений. В станковой живописи на наклонной поверхности художники строили перспективные изображения больших построек. Перспектива в горизонтальной плоскости использовалась в основном при росписи потолков.

В современности преобладает обращение к прямой линейной перспективе, в основном из-за особой реалистичности получающихся картин. А также из-за применения этой проекции в компьютерных играх. По сей день на мастер-классах по живописи именно о прямой перспективе рассказывают первым делом.

Для получения похожей на реальную линейную перспективу проекции на снимках, фотографы прибегают к специальным фотобъективам с особым фокусным расстоянием, примерно равняющимся диагонали желаемого кадра. Для еще большего эффекта они могут использовать широкоугольные объективы, которые визуально делают изображение выпуклым – так перспектива обостряется еще сильнее. Для эффекта смягчения применяют, наоборот, длиннофокусные объективы, способные уравнять разницу величин ближайших и отдаленных объектов.

Линейная перспектива с одной точкой схода

Перспектива с одной точкой схода – это когда все линии, уходящие от нас вдаль, в реальности параллельны (как рельсы на железной дороге). Такие линии все до одной сойдутся в одной-единственной точке на линии горизонта. Те линии, которые не удаляются от нас в реальности (параллельны или перпендикулярны линии горизонта, или говоря математическим языком, лежат в плоскости, перпендикулярной горизонтальной плоскости и параллельной линии горизонта) – не сходятся. Это упрощенная модель, и глаз видит всё немного иначе, но для рисования этого почти всегда достаточно.

Виды штриховки

Перед тем, как мы начнем штриховать куб, вкратце расскажу о том, как техники нанесения линий существуют. Так сложилось, что художники люди творческие и следовать четким правилам им не свойственно, поэтому нет конкретного материала, в котором бы черным по белому были описаны техники штрихования. Однако несколько техник все же используются чаще других, что делает их самыми популярными и основными, среди них:

  • Параллельная;
  • Перекрестная;
  • По контуру;
  • Точечная.

В подробном рассмотрении затрону лишь те техники, которые могут пригодиться для штриховки куба.

Параллельная

Состоит из параллельных линий горизонтального или вертикального положения, толщину линий, расстояние между ними и количество слоев индивидуальны. Зависят от того, какая цель перед художником.

Перекрестная

Параллельные вертикальные и горизонтальные линии перекрывают друг друга, образовывая данный подход. Не рекомендуется прямые горизонтальные линии, перекрывать прямыми вертикальными и наоборот, чтобы не создать эффект решетки. Линии должны быть под наклоном, даже если наклон минимальный.

Точечная

По названию не сложно догадаться, что штриховка происходит с помощью точек, расположенных рядом друг c другом. Плотность и количество слоев на ваше усмотрение.

Накладывание линий на куб

Техники штриховки и правила ее наложения были описаны не случайно, они на прямую влияют на штриховку карандашом геометрических фигур, в частности куба. Зная эту информацию, не должно возникнуть никаких проблем на практике.
В первую очередь следует нарисовать куб и выбрать какую технику использовать. На примере выбрана перекрестная штриховка.


На переднем плане рисуются прямые параллельные вертикальные линии, а с боку горизонтальные.


Параллельными линиями под наклоном штрихуем куб, перекрывая первый слой линий, как спереди, так и сзади.

Готово!

Таким же незамысловатым способом можно наложить другие типы линий и использовать другие техники.

Однако этот способ простой, он подойдет для новичков, чтобы просто научиться штриховать. Если вами уже пройден этот этап, берите рисунок куба, учитываете его положение, падающие свет и тень и старайтесь перенести увиденное на бумагу. При этом вами будут использованы те же техники, просто нужно будет поиграть с количеством линий, их плотностью и толщиной. Таким образом вы передадите самые темные и светлые места фигуры и сделаете ее объемной.

Как видите, ничего сложного и сверхъестественного делать не нужно. Практикуйтесь и результат не заставит себя долго ждать. Рисуйте сразу несколько кубов и штрихуйте разными способами. Такое упражнение поможет вам определить, какая техника получается лучше всего и качественнее. Если сложно на первоначальном этапе рисовать куб, тренируйтесь на листке в клеточку, а потом рисуйте от руки. Или накладывайте штрихи на квадрат, но так не получится научиться затенять фигуру.
Практикуйтесь, следуйте правилам и экспериментируйте, может быть вы придумаете, как по-своему заштриховать объект, чтобы получилось красиво. Рисование не точная наука, можно творить по велению сердца.

Что такое линейная перспектива

  1. Есть разные способы передать глубину пространства. Прямая линейная перспектива – один из них.
  2. Воображаемая линия на уровне наших глаз называется линией горизонта. Можно придираться к четкости формулировки, но главное, что Вы должны усвоить – это не какая-то материальная линия, висящая где-то далеко. То есть, она двигается в зависимости от Вашего положения: опускается или поднимается.
  3. Один и тот же предмет, лежащий в горизонтальной плоскости, может выглядеть по-разному в зависимости от его расположения по отношению к линии горизонта (выше или ниже). Проще говоря, крышка стола будет выглядеть по-разному, в зависимости от того, смотрим мы на неё сверху или снизу.

Перспектива без точек схождения

В маленьком масштабе, в том, в котором люди наблюдают за животными, нам не нужна точка схождения линий, но горизонт по-прежнему необходим. Так видит глаз человека, когда дело доходит до небольшого пространства (без сходящихся линий). Отметьте две средние линии — горизонтальную и вертикальную. По сути можно использовать любую из них, но мы предпочитаем горизонталь, потому что мы редко двигаем взгляд вверх и вниз, да и наши глаза расположены также на горизонтальной линии.

В центре, на пересечении линий, расположена точка, на которую мы чаще всего обращаем внимание, когда смотрим. Когда вы поднимаете взгляд вверх, горизонталь вашего взгляда скользит по вертикали

Вы не можете смотреть никуда, кроме этой центральной точки, точки поля зрения (ТПЗ). К тому же, для простоты мы можем игнорировать движение глазных яблок и следить лишь за движениями головы для того, чтобы изменить ракурс. Обе линии — горизонталь и вертикаль пересекаются в одной точке, и ни одна из них может не совпасть с горизонтом земли.

Куб выглядит двухмерным только когда мы видим его центральную проекцию

Каждый поворот относительно горизонтали (не важно, в какую сторону) покажет в результате другую сторону куба, за счет точных расчетов. Куб, двигающийся относительно центра выглядит вращающимся:

  • куб вращается вверх и постепенно открывает свое основание, до тех пор, пока оно не станет квадратом, а противоположная сторона не превратится в линию
  • куб вращается вниз и постепенно открывает свою верхушку, до тех пор, пока она не станет квадратом, а противоположная сторона не превратится в линию
  • куб вращается влево и постепенно открывает свою правую сторону, до тех пор, пока она не станет квадратом, а левая не превратится в линию
  • куб вращается вправо и постепенно открывает свою левую сторону, до тех пор, пока она не станет квадратом, а правая не превратится в линию.

Эти движения могут объединяться — например, куб может двигаться вверх и влево, открывая три видимые грани (основание, правая сторона и передняя сторона).

Что примечательно, куб вращающийся вокруг центральной точки одной из сторон, будет выглядеть без изменений.

Изображенный на рисунке пример показывает, как отображение куба меняется при вращении вверх, вправо или смешанным образом.

Почему самолет в небе такой маленький – конспект

  1. Мы видим предметы потому что наш глаз регистрирует свет, отраженный от них. В темноте нет света, вот мы и не видим предметы, хотя они никуда не исчезают.
  2. Свет летает по прямым. Мы замечаем только тот свет, который прилетает от предметов в наш глаз по прямым линиям. А те лучи, которые отражаются в другие стороны, мы не чувствуем. Конечно, иногда свет отражается сначала от одного предмета, потом от другого, и прилетает нам в глаз – тогда мы видим рефлексы (отражения) на предметах.
  3. Свет проходит в наш глаз через зрачок и попадает на заднюю стенку глаза. На задней стенке глаза есть рецепторы (нервные клетки), которые регистрируют этот свет. Если провести линии через зрачок от краёв предмета до стенки глаза, мы поймём какой размер предмета регистрирует глаз (см. схему в видео). Это очень условно, но достаточно, чтобы понять идею. Если попробовать это нарисовать — сразу станет ясно, почему далекие предметы кажутся нам маленькими.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector