Когнитивный диссонанс (что это такое, как преодолеть)

Симптомы когнитивных расстройств

Расстройство когнитивных функций характеризуется специфической симптоматикой, которая зависит от того, в какой степени выраженности находится патологический процесс, и какие отделы мозга он затрагивает. Поражение отдельных участков обуславливает нарушения отдельных когнитивных функций, однако все же чаще встречается расстройство нескольких сразу или всех функций.

Расстройство когнитивных функций вызывает снижение умственной работоспособности, ухудшение памяти, трудности с выражением собственных мыслей или осмыслением чужой речи, ухудшение концентрации внимания. При тяжелых нарушениях пациенты могут ни на что не жаловаться вследствие потери критичности к собственному состоянию.

Среди патологий познавательной сферы самым частым симптомом считается ухудшение памяти. Вначале возникают прогрессирующие нарушения в запоминании недавних событий, а постепенно и отдаленных событий. Наряду с этим может снижаться умственная активность, нарушаться мышление, вследствие чего индивид не может правильно оценить информацию, ухудшается способность обобщать данные, делать выводы. Еще одним не менее распространенным проявлением познавательных нарушений является ухудшение концентрации внимания. Индивидам с такими проявлениями сложно поддерживать энергичную умственную деятельность, концентрироваться на конкретных задачах.

Под понятием умеренные когнитивные расстройства личности обычно подразумевают нарушение работы одного либо нескольких когнитивных процессов, выходящих за границы возрастной нормы, но при этом не доходящих до выраженности деменции. Умеренные когнитивные нарушения, главным образом, считаются патологическим состоянием, результатом которого трансформации на данной стадии не исчерпываются только лишь возрастными инволютивными процессами.

В соответствии с данными ряда исследований, синдром умеренных познавательных расстройств наблюдается у 20% индивидов старше 65 лет. Также исследования свидетельствуют о том, что деменция развивается у 60% индивидов с данной патологией в течение пяти лет.

Умеренные когнитивные расстройства в 20-30% случаев носят устойчивый или вяло прогрессирующий характер, другими словами не преобразуются в деменцию. Такие расстройства способны в течение довольно длительного времени оставаться незамеченными индивидами. Однако если обнаружено наличие нескольких симптомов за короткий срок, то стоит обратиться к специалистам за консультацией.

О наличии расстройства когнитивной сферы свидетельствуют следующие симптомы: сложности в выполнении обычных счетных операций, трудности с повторением только что полученных сведений, нарушение ориентации в малознакомой местности, трудности в запоминании имен людей, новых в окружении, очевидные сложности в подборе слов при обычном разговоре.

Умеренные когнитивные расстройства, выявленные на ранних фазах своего развития, довольно успешно поддаются коррекции при помощи лекарственных препаратов и различных психологических методик.

С целью оценки выраженности нарушений когнитивной сферы применяются специальное нейропсихологическое тестирование, которое заключается в ответе на ряд вопросов и выполнении некоторых заданий пациентом. В соответствии с результатами тестирования становится возможным определить наличие отклонений определенных когнитивных функций, а также их выраженность. Задания теста могут быть в виде простых математических действий, таких как прибавление или вычитание, написания чего-нибудь на бумаге, повторения нескольких слов, определения показанных предметов и др.

Развитие когнитивных способностей

Как развить когнитивные способности в любом возрасте? Нормальное развитие человека предполагает интерес, любознательность и стремление к развитию – это заложено природой, поэтому важно поддерживать это и находится в состоянии постоянного интереса к миру и тому, что происходит вокруг. С самого момента рождения, когнитивные (познавательные) способности ребенка нуждаются в развитии — это должно стать одной из важных задач родителей

Развитие когнитивных способностей у взрослых

Улучшение когнитивных способностей возможно в разном возрасте, и подходить к этому надо правильно, используя творческий подход, чтобы это не казалось рутиной. Открывая в себе исследовательский дух, человек улучшает свое мировосприятие, настроение и помогает развитию высших психических функций, к которым относятся когнитивные способности. Простые рекомендации психологов для продуктивной мозговой активности:

  • чистить зубы левой рукой (левшам – правой);
  • следуя на работу выбрать новый маршрут;
  • выбрать свой вариант физической нагрузки;
  • начать изучать иностранный язык;
  • разгадывание кроссвордов, загадок, шарад;
  • несколько минут в день делать простые вещи с закрытыми глазами;
  • развивать интуицию;
  • отказаться от вредной пищи в пользу здорового питания.

Развитие когнитивных способностей у детей

Когнитивные навыки важно развивать с самого младенчества. Современный выбор развивающих игрушек для детей огромен, но и не стоит пренебрегать подручными средствами, которые есть в каждом доме

Когнитивные способности у маленьких детей можно развивать следующими способами:

  • игры с крупами и пуговицами (под строгим присмотром взрослых) – пересыпание из контейнера в контейнер);
  • разнообразные пальчиковые игры с потешками и прибаутками («сорока-ворона», «пальчик-пальчик где ты был»);
  • игры с водой (разливание по емкостям).

Постепенно игры и занятия усложняются и направлены на развитие моторных навыков и речи:

  • рисование и раскрашивание;
  • составление пазлов, мозаики;
  • вырезание изображения по контуру;
  • конструирование;
  • заучивание стихов;
  • чтение и пересказ;
  • нахождение отличий в двух одинаковых изображениях;
  • сочинение историй.

Как побороть это состояние

Человек должен быть способен адаптироваться в новых условиях и легче справляться с событиями, которые ему непонятны

Нужно научиться менять поведение, исходя из обстоятельств.
Человек должен уметь переубедить самого себя в своей неправоте при наличии провоцирующих факторов.
Важно быть способным переоценить ситуацию, осознавать собственные ошибки и принимать свои недостатки.
Избегать ситуаций, которые могут развить конфликт, спровоцировать дискомфорт.
Важно научиться изменять свою поведенческую линию. Если возникает ощущение того, что поступок будет ошибочным, неправильным, расходящимся с убеждениями, то необходимо изменить свое поведение, возможно, и вовсе отказаться от действий.
Если возникает чувство виновности, есть желание повысить мнение о том, что был совершен правильный поступок, то необходимо сменить личное восприятие ситуации.
Можно дозировать поступающую информацию

Человек должен научиться воспринимать положительные моменты, не допуская возможный негатив. Нужно уходить от отрицательных эмоций или не воспринимать их серьезно.
Важно научиться изучать ситуацию с разных точек зрения. Вникать во все факты, нюансы, менять восприятие, которое помогает формировать правильную линию поведения.
Нужно научиться адаптироваться к новой действительности. Осознать, что любая ситуация может стать приемлемой.

https://youtube.com/watch?v=tLJtk-Wjjug

Теперь Вы знаете, что собой представляет такое понятие, как когнитивный диссонанс. С ним сталкиваются все люди, однако, не каждый способен принять ситуацию, которая полностью противоречит его мнению или мировоззрению

Помните о том, что в редких случаях сильный дискомфорт может вызывать какие-то нарушения в психике, вызывать депрессию, апатию, поэтому важно развивать лабильность своей нервной системы и гибкость интеллекта

Причины когнитивного диссонанса

Выделяют следующие факторы, вызывающие состояние когнитивного диссонанса, вследствие которого индивиды зачастую ощущают внутреннюю неудовлетворенность:

— логическое несоответствие;

— несхожесть мнения одного человека с общепринятым;

— нежелание следовать нормам культуры, устоявшимся на определенной территории, где традициям временами руководствуются больше чем законодательством;

— конфликт уже пережитого опыта со сходной новой ситуацией.

Когнитивный диссонанс личности возникает вследствие неадекватности двух когниций индивида. Личность, располагая сведениями по какой-нибудь проблеме, бывает вынуждена проигнорировать их при принятии решения и как результат, появляется несоответствие или диссонанс между представлениями индивида и его реальными действиями. Вследствие подобного поведения наблюдается смена определенных представлений индивида. Оправдывается такое изменение, исходя из жизненной необходимости человека, поддерживать согласованность собственных знаний.

Именно поэтому человечество готово оправдывать собственные заблуждения, ведь индивид, совершивший проступок, склонен выискивать оправдания для себя в мыслях, при этом постепенно сдвигая собственные установки относительно произошедшего в направлении того, что случившееся в действительности не настолько страшно. Таким путем индивид «управляет» собственным мышлением с целью минимизации конфронтации внутри себя.

Современная теория когнитивного диссонанса Фестингера обнаруживает свою цель в изучении и истолковании противоречий, возникающих, как у отдельных человеческих особей, так и у коллектива людей.

Каждый индивид в течение определенного отрезка времени приобретает некоторое количество жизненного опыта, но преодолевая временной предел, ему надлежит функционировать согласно обстоятельствам, в которых он существует, вразрез полученным знаниям. Это будет вызывать психологический дискомфорт. А для ослабления такого дискомфорта личности приходится выискивать компромисс.

Когнитивный диссонанс в психологии это попытка объяснить мотивацию человеческих поступков, их действий в многообразии житейских ситуаций. А эмоции являются основным мотивом соответствующего поведения и действий.

В концепции когнитивного диссонанса знаниям логически противоречивым приписывается статус мотивации, которая призвана обеспечить ликвидацию зарождающегося чувства дискомфорта при столкновении с несоответствиями за счет трансформации существующих знаний или социальных предписаний.

Автор теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер утверждал, что данное состояние является сильнейшей мотивацией. По классической формулировке Л. Фестингера, диссонанс когниций является несоответствием между мыслями, установками, информацией и др., при этом отрицание одного понятия исходит из существования другого.

Концепция когнитивного диссонанса характеризует методы ликвидации или сглаживания таких противоречий и демонстрирует то, как индивид это совершает в типичных случаях.

Когнитивный диссонанс — примеры из жизни: в институт поступило два индивида, один из которых медалист, а второй – троечник. Естественно преподавательский состав ожидает отличных знаний от медалиста, а от троечника ничего не ждут. Диссонанс наступает тогда, когда такой троечник отвечает грамотнее, более развернуто и полно на вопрос, чем медалист.

Что такое когнитивный диссонанс?

Когнитивный диссонанс — это психологический дискомфорт, который вызывают у человека противоречащие друг другу знания, установки и действия. Например, обман со стороны человека, которому мы привыкли доверять, провоцирует у нас шок и недоумение: как такое вообще может быть, может быть, это ошибка?

Термин «когнитивный диссонанс» придумал в 1957 году американский психолог Леон Фестингер. Человек стремится к связному, упорядоченному восприятию мира (консонансу), объяснял Фестингер. Поэтому мы страдаем, когда возникают очевидные противоречия, и стремимся избавиться от когнитивного диссонанса, избегаем ситуаций, где он возникает.

К примеру, курильщик хорошо знает, что табак вреден, но при этом продолжает курить. Это создает когнитивный диссонанс. А избавиться от него можно по-разному: либо бросить курить, либо убедить себя, что сигареты не так уж вредны, либо просто игнорировать неприятную информацию.

Фестингер делал из своей теории оптимистичный вывод: ощутив когнитивный диссонанс и разобравшись в его причинах, человек может измениться в лучшую сторону, поменять свое восприятие и поведение.

Вклад Карла Прибрама

Одно из вызывающих большой интерес у учёных направлений когнитивной психологии — разработка голографической модели функционирования психики. Эта модель получила широкую известность благодаря работам Карла Прибрама, которые стали результатом его сотрудничества с известным американским психологом и физиологом Карлом Спенсером Лешли. Прибрам оказывал ему помощь в систематизации результатов исследований по резекции части головного мозга у животных. В результате проделанной работы Прибрам сделал вывод, что память и имеющиеся навыки сохраняются у подвергшихся резекции животных и после удаления обширных участков мозга. Это означает, что память и выработанные навыки распределены по всему объёму мозга, а не локализованы в его определённых участках. Прибрам использовал работы физика Дэвида Бома и уподобил функционирование памяти физической голограмме. Сущность голограммы состоит в сохранении в материальном носителе результатов интерференции двух электромагнитных волн, которые испускаются когерентными источниками. Один из источников представляет собой отражение определённого объекта, а при интерференции этих двух источников происходит формирование интерференционного изображения в виде светлых и тёмных колец. Освещение голограммы лучом лазера приводит к появлению объёмного изображения объекта, зафиксированного в голограмме. Особенность голографической матрицы состоит в том, что при отделении от неё части любого размера в этой части сохраняется вся картина целиком, хотя и менее чёткая. Некоторые положения этих теоретических построений были экспериментально подтверждены А. Лурией, Б. Величковским, В. Кучеренко. Хотя предложенная Прибрамом голографическая модель не получила всеобщего признания научного сообщества, она обсуждается многими известными психологами, а также играет важную роль в трансперсональной психологии.

История

Формальное начало когнитивной психологии датируется 11 сентября 1956 года, когда в Массачусетском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Среди присутствующих были Джордж Миллер, Герберт Саймон, Ньюэлл Аллен, Ноам Хомски, Дэвид Грин и Джон Свитс.

Б. М. Величковский излагает историю когнитивной психологии в следующих основных тезисах.

Когнитивная психология является продуктом воздействия на психологию достижений в смежных технических дисциплинах как инженерная психология и эргономика. Большое влияние на формирование когнитивной психологии оказала необходимость психологической поддержки процессов обучения и в исследования интеллектуального развития детей (Бюлер, Выготский, Пиаже). Эти задачи не могли быть решены в рамках устаревшего к 1960-х гг. бихевиоризма, построенного на опытах с животными и предположением, что люди ведут себя также.

Когнитивная психология была создана представителями гештальтпсихологии и представителями необихевиоризма понимавших ограниченность старых моделей и учитывающих новые открытия. Например, открытие Э.Ч. Толменом когнитивных карт. Большой вклад в становлении когнитивной психологии внесли представители нейропсихологии (А.Р. Лурия и др.). Все эти модели приобрели инновационную форму за счёт компьютерной революции XX века и в связи с лингвистическими работами Н. Хомского, доказавшего, что лингвистика сводима к алгоритмическим моделям. Д. Бродбент развил компьютерные модели сенсорного восприятия информации. Р. Аткинсон (англ.)русск. смоделировал процессы памяти человека по аналогии с компьютером. Практическое компьютерное моделирование процессов решения задач в рамках работ по искусственному интеллекту началось в вюрцбургской школе. В 1967 У. Найссером написано первое учебное руководство по когнитивной психологии.

С момента возможности проведения прямого исследования мозга такими средствами как МРТ с одной стороны когнитивные модели получили возможность усовершенствования, с другой стороны стал вопрос должен ли искусственный интеллект ведущий себя как человек быть устроен как человек.

Что такое когнитивная психология?

На сегодняшний день когнитивная психология занимает прочное положение среди направлений психологии и имеет множество разных определений и описаний как перспективное и молодое направление. Формальное начало когнитивной психологии – это 11 сентября 1956 года, когда в Массачусетском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Когнитивная психология является продуктом воздействия на психологию достижений в смежных технических дисциплинах, например в инженерной психологии. 

Все познавательные процессы задействуются на разных этапах получения, хранения и воспроизведения полученной информации. Познавательные процессы рассматриваются как функции психики человека, которая выполняет операции, связанные с получением, хранением, обработкой и выдачей информации, то есть когнитивная психология рассматривает и изучает процесс переработки информации в знания, процесс формирования понятий и ассоциаций.

Ученые проводят аналогию между работой головного мозга человека и работой компьютера. Психологи даже заимствовали термин «переработка информации» и успешно применяют его в своих научных психологических трудах. Таким образом, когнитивная психология основывается на представлении о человеке как о системе, занятой поиском сведений об объектах и событиях окружающего мира,  а также перерабатывающей и хранящей поступающую информацию.

При этом отдельные познавательные процессы обеспечивают реализацию разных стадий переработки информации. Предполагается, что информация перерабатывается поэтапно, причем на каждом этапе и стадии обработки она находится определённое время и представлена в различной форме. 

Основная идея когнитивной психологии сводится к тому, что все знания, полученные человеком, преобразуются в схемы или так называемые шаблоны, которые хранятся в памяти и извлекаются оттуда по мере необходимости. Создание шаблона позволяет ускорить ответ на последующее аналогичное воздействие. Однако, это не статичные схемы, а динамичные, и изменяются они благодаря тому, что человек получает новые знания, так как познавательная деятельность происходит непрерывно. Ведь именно знания позволяют извлечь опыт из ситуации или принять верное решение. Таким образом, появляются новые схемы и обновляются старые.

С этой позиции главная задача когнитивной психологии состоит в том, чтобы найти максимально эффективные и естественные методики работы психики для получения и обработки информации. В соответствии с этой задачей, целью когнитивной психологии является понимание и моделирование процессов познания, формулировка алгоритма работы мозговых функций.

Когнитивный подход. Фото Tim Gouw, Unsplash

Как развиваются когнитивные функции ребёнка

Развитие когнитивных функций у человека происходит на протяжении всей жизни. Все, чем ребенок занимается в течение первых лет после рождения, является фундаментом для последующего формирования познавательных способностей:

Благодаря любопытным вопросам «почему?», постепенно развивается мышление малыша

Самый пик поиска ответов приходится на возраст 3-5 лет.
Игровая деятельность формирует у малышей внимание, а также способность к построению межличностных коммуникаций. У младших дошкольников активно развивается непроизвольный интерес к привлекательным предметам, людям или событиям, старшие – могут сосредоточенно наблюдать за чем угодно.
К 6-7 годам формируются произвольное запоминание и припоминание

Ребенок может воспроизвести названные предметы, объединить их по значению.
В детском возрасте у малышей развивается воображение. Первое формирование происходит в игре или творчестве.
Чем больше опыта накапливается у ребенка, тем активнее происходит развитие восприятия малыша.
Постепенно у детей накапливается словарный запас. В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать собственное произношение. К 3-5 годам малыш в состоянии усвоить «взрослые» слова.

Согласно детской психологии, формирование всех базовых навыков восприятия происходит 6-7 годам.

Стадии когнитивного развития ребенка

Когда ребенок идет в школу, он уже умеет говорить, у него есть способности к обучению. В образовательном учреждении у него развиваются:

  • словесно-логическое мышление;
  • вербальная и образная память;
  • письменная речь.

Развитие аналитических функций осуществляется к 12-15-летнему возрасту. Их совершенствование происходит на протяжении всей жизни.

Когнитивный диссонанс в психологии

Психологические понятия сложно понимать и разбираться в их значении. Многие даже не пытаются вникать в суть научных терминов. И зря, именно они помогают раскрыть явления, от которых зависит психический настрой личности. В таком незаслуженном положении находится и когнитивный диссонанс. Поэтому психологи взяли на себя задачу раскрыть простыми словами, что это когнитивный диссонанс.

Разобраться в терминологии помогают определения. Так «dissonantia» в переводе с древнегреческого означает «несозвучность». Изначально термин применялся в музыкальной культуре для обозначения негармоничного звучания. Позже его стали использовать в научных областях, в том числе в психологии, которая применила к нему еще одно понятие: cognitiо – «познание».

Проще говоря, диссонанс – это в психологии такое явление, когда мнение индивида не является общепринятым и отличается от общественного, вызывая «разноголосие» мнений. Часто внешний дискомфорт возникает по вине самого человека, переходя во внутренний диссонанс

Ярким примером подобного состояния является ситуация, когда надо принять важное решение. Многим известны метания в поиске нужного варианта

Приходится выбирать один из нескольких, несмотря на это, сомнения о принятом решении остаются. Мысли еще некоторое время направлены на перебирание других путей и их последствий. В таком случае говорят о конфликте в сознании, то есть у личности одновременно формируются два противоположных взгляда: «Прав ли я, что выбрал этот путь» и «Я все правильно сделал, по-другому бы не получилось».

Когнитивный диссонанс нужно рассматривать с разных позиций, в зависимости от того, с каким объектом дискомфорта сталкивается личность. Например, если речь идет о визуальных объектах, то он может быть конъюнктивный, то есть на первый взгляд все факты достоверные, но противоречат друг другу, иронично говорят про такое состояние «очевидное невероятное».

Визуальные объекты, привычные, но представленные в другом свете, могут вызывать конъюнктивный диссонанс

Конъюнктивный диссонанс – это состояние, с которым сталкиваются люди ежедневно, то есть стремление к гармонии разбивается о реалии. К нему не следует относиться негативно, так как процесс идет естественно, на пользу индивиду, давая новые стимулы к развитию и превращаясь в конструктивный диссонанс.

Еще один тип – ассоциативный, возникает, когда у индивида снимается связь между фактами, предметами, объединенными в сознании. Наиболее остро ощущается ассоциативный диссонанс при прослушивании музыки, если невозможно уловить музыкальную гармонию. Набор звуков вызывает ощущение какофонии, то есть идет разрушение ассоциативных связей.

К сведению. Иными словами, если понятие, эмоция, поступок вписываются в ассоциативный ряд, то создается сходство или когнитивный консонанс, не вписывается диссонанс.

Психологи также обращают внимание на конвективный диссонанс, говоря что это синоним когнитивного несоответствия

Информация к размышлению и выводы

Итак, когнитивный диссонанс – это специфический вариант конфликта, возникающий в ситуации выбора и решаемый через изменение мировоззрения (убеждений) личности или наоборот поступков. Напоследок хочу познакомить вас с несколькими интересными фактами по теме.

  1. Теория когнитивного диссонанса принадлежит американскому психологу Леону Фестингеру. Если вам интересно более углубленное и научное объяснение феномена когнитивного диссонанса, то можно обратиться к авторскому первоисточнику («Теория когнитивного диссонанса» / «A theory of cognitive dissonance»).
  2. Экспериментально доказано, что алкоголь предупреждает и устраняет ощущение внутреннего дисбаланса. Именно отсюда вытекает присказка, что «нужно выпить» в трудной ситуации. Однако, уважаемый читатель, следует понимать, что выпивка не решит проблему (вместе с трезвостью диссонанс вернется). Но этот факт объясняет многие истории опущения людей на социальное дно. При определенных свойствах психики и внешних обстоятельствах человек с внутренним конфликтом может погрязнуть в аддиктивном (зависимом) поведении, которое разрушает личность.
  3. Экспериментально также была доказана фраза «Что у трезвого в голове, то у пьяного на языке». Некоторые люди используют алкоголь как средство для того, чтобы быть собой и не испытывать внутреннего дискомфорта, а потом сказать: «Я был пьян».
  4. Когнитивный диссонанс – явление неоднозначное. Так, у сектантов или участников каких-либо малых групп его может вызвать привычное в общепринятом понимании поведение. Например, по закону криминальной группировки нельзя оставлять свидетелей, но один из ее участников нарушил этот принцип. После чего испытывает внутреннее противоречие.
  5. Размер когнитивного диссонанса может отличаться и не всегда однозначно понимается разными людьми. Например, срыв с диеты (всего одна конфетка) способен вызвать реальный дисбаланс у девушки, но фразу «это же всего конфетка, дурью не страдай» со стороны.
  6. Через многочисленные когнитивные диссонансы происходит изменение личности (регресс либо прогресс). Чем чаще человек меняет свои убеждения в соответствие своим поступкам, тем проще повторять эти поступки снова и снова. Этот факт одинаково верен как в отношении «падения» личности, так и в плане перевоспитания. Например, с каждой ситуацией проще врать, но также отпетому лгуну говорить правду, если он поймет, что она приносит больше положительных лично для него результатов.
  7. Иногда в когнитивном диссонансе участвует три компонента: убеждения, знания и реальное поведение. Пример: я знаю, что курить вредно, но продолжаю, хотя и хочу бросить.
  8. Нередко после возникновения когнитивного диссонанса речь идет уже не о рациональности поведения, а о манипуляциях для его логического объяснения.
  9. Как правило, аргументы человек придумывает не только в пользу выбранного варианта, но и против отвергнутых.

Таким образом, когнитивный диссонанс – это внутреннее противоречие мотивов, потребностей, поступков и убеждений. В основном возникает в ситуации выбора. Устраняется с помощью взвешиваний всех «за» и «против» для каждого варианта и убеждения себя в собственной правоте (если выбор уже сделан) либо изменения условий, вызывающих рассогласованность когнитивной сферы личности.

И напоследок еще кое-что. Помните, в начале статьи я обещала сказать, опасен ли когнитивный диссонанс? В определенной степени да. А чем опасен? Внутренней тревогой, напряжением, раздражительностью, депрессией, апатией, агрессией и другими негативные психологическими состояниями. Они в свою очередь могут вызвать ухудшение взаимоотношений с семьей, на работе, в любви; формирование вредных привычек; деградацию личности и так далее (накапливать как снежный ком дополнительные проблемы, включая психосоматические). Потому бороться с этим состоянием нужно. А как? Правильно! Менять себя или окружающую среду. Ну, а этот вопрос требует детального изучения конкретного случая.

Психологического здоровья вам и отсутствия когнитивных диссонансов! Благодарю за уделенное внимание

Заключение

Проблемы когнитивного диссонанса рассматривали многие знаменитые ученные, среди которых можно выделить Леона Фестингера и Зигмунда Фрейда. Именно они доказали, что есть такое явление, которое способно вводить человека в депрессии или просто доставлять дискомфорт. Кроме этого, они ещё и выяснили, как бороться с таким психологическим состоянием и избегать его. Следуя их примерам и методикам, можно обезопасить себя от нервного срыва.

Кроме того, помогает и адаптация к когнитивному состоянию. Это помогает не только избегать депрессий, но и в принципе научиться положительно, воспринимать негативную информацию. Главное это следовать всем рекомендациям и находить только положительные эмоции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector