Что такое психологический барьер и как его преодолеть
Содержание:
- 3.2. Семантический барьер непонимания
- Как преодолеть психологические барьеры
- Определение и классификация
- Барьер саморазвития №3. Зона комфорта.
- Что такое психологический барьер?
- В чем особенность коммуникационных барьеров?
- Типы субъектов общения
- Как преодолеть языковый барьер в английском языке
- Проблемы в отношениях начальник-подчиненный
- Психологические барьеры в общении
- Классические
- Как преодолеть психологический барьер?
- MK_Preodolenie_baryerov_professionalnogo_razvitia — Стр 2
- Как преодолеть психологические барьеры?
- Что такое психологический барьер?
3.2. Семантический барьер непонимания
Возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно по следующим причинам:
- любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений;
- «смысловые» поля у разных людей разные;
- зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры (например, смысл слов «перо», «капуста» и др. на воровском жаргоне существенно отличается от истинного значения).
Возникновение барьера можно объяснить так: мы обычно исходим из того, что «все понимают, как я», а между тем правильнее было бы сказать обратное — «все понимают по-своему».
Для преодоления семантического барьера необходимо:
- говорить максимально просто;
- заранее договариваться об одинаковом понимании каких-то ключевых слов, понятий, терминов, если надо разъяснить их в начале разговора.
Как преодолеть психологические барьеры
Ответственность за преодоление психологических барьеров входит в компетенцию работы руководителя. Чтобы избежать сопротивления нужно следовать простым правилам, а именно:
- Активно вовлекать сотрудников в принятие нововведения;
- Внимательное изучение позиции подчиненных и исследование отрицательных и положительных результатов их реакции;
- Работа с конструктивной критикой сотрудников и обращение внимания на их пожелания;
- Создание мотивационных механизмов привлечения работников в новые процессы;
- Создание зависимости профессиональной реализации подчиненных и их работы с нововведениями;
- Информационное обеспечение нововведений. Объяснение их сущности и реальной пользы, демонстрация реальных примеров;
- Не сковывайте инициативу подчиненных;
- Раскрытие возможности карьерного роста, создания планов на будущее членов организации в связи с новыми правилами работы.
Постоянный мониторинг процесса введения инноваций и контроль за реакцией подчиненных позволить успешно справиться с ситуацией и получить положительные результаты.
Определение и классификация
Психологическим барьером называют специфическое состояние человека, препятствующее осуществлению его планов, не дающее занимать активную жизненную позицию. Каждый индивид рано или поздно сталкивается с такими барьерами, даже не догадываясь об этом, так как они возникают на подсознательном уровне.
Выделяют такие виды психологических барьеров.
- «Барьер противоположностей». Возникает в случае контакта индивидов, имеющих контрастные темпераменты, например, общение холерика с меланхоликом, оптимиста с пессимистом, сюда же можно отнести взаимодействие начальника с подчиненным. Во всех этих парах отмечается противопоставление темпа речи, жестикуляции, возможны различные социальные статусы, приводящие к противоположным взглядам на жизнь.
- «Первое впечатление». Данный барьер является внутренним страхом индивида, неуверенного в себе, который переживает о том, что не сможет произвести должного впечатления при необходимом знакомстве.
- «Моральный барьер». Ситуация, когда индивид, не терпящий хамства, грубого отношения, лживости, создает защитный барьер, основанный на его моральных принципах. По сути, индивид ограждает себя от общения с людьми, которые ему неприятны.
- «Личный барьер». Возможен, например, когда при общении двух собеседников возникает конфликтная ситуация, обусловленная разными взглядами на жизнь. Каждый собеседник остается при своем мнении. В такой ситуации может выстроиться личный барьер между людьми, который зачастую оказывается сложно преодолимым или вообще приводящим к полному завершению общения.
- «Индивидуальный барьер». Является особенностью характера. Подобный вид может отмечаться у людей, имеющих повышенную застенчивость, тревожность. Данное состояние препятствует самореализации. Если с ним не бороться, то со временем оно повлияет на формирование устойчивых свойств личности, таких как недоверчивость, мнительность и настороженность.
Коммуникативные барьеры включают в себя такие виды:
- сематический, возникающий при наличии разного восприятия двумя людьми одного и того же понятия;
- логический, отмечается в случае неумения индивида четко и внятно озвучивать свои мысли (может присутствовать перескакивание с одной темы на другую, непоследовательное выкладывание информации);
- фонетический, возникающий при наличии плохо поставленной речи у индивида, ведущего диалог.
Возникновение психологических барьеров возможно и в интимной жизни. При этом у человека могут отмечаться такие проявления:
- наигранная сексуальность;
- скованность движений, боязнь издавать звуки, двигаться во время близости;
- отсутствие возбуждения;
- потеря чувствительности;
- напряженность;
- отстраненность.
Вариантом нормы считается ситуация, когда человек в очень редких случаях сталкивается со сложностями в озвучивании своих желаний, у него возникают проблемы с отстаиванием своей точки зрения, он не в силах переступить через себя. Однако, если подобные трудности отмечаются на постоянной основе, то налицо серьезная проблема. Человек, испытывающий психологические барьеры, находится в состоянии стресса, он ограничен в своих действиях, скован в рассуждениях.
Барьер саморазвития №3. Зона комфорта.
Зона комфорта – это все то, с чем вы знакомы уже многие годы и, возможно, которые не требуют от вас дополнительных усилий. Внутри этой зоны все вам знакомо, у вас есть чувство, что вы справитесь со всем, что может возникнуть на вашем пути. Вы проделывали это раньше, таким образом, вы легко можете справиться и сейчас. Выйти за пределы зоны комфорта, значит, бросить вызов вашим убеждениям и вашим ожиданиям. Но выход за пределы зоны также будет означать, что вы будете развиваться дальше. Потому что вам необходимо постоянно расти вне своей зоны, чтобы выжить. Многие из ваших пределов находятся внутри вас, и они подконтрольны убеждению, что вы можете, а чего нет, что вам нравится, и что нет, что правильно и что нет. Вам постоянно надо двигаться вперед физически, эмоционально, умственно и духовно, чтобы избежать тюрьмы, которая вам кажется зоной комфорта. Как говорил Оливер Вендель Холмс: «Как только человеческий мозг расширился от новой идеи, он уже не вернется в прежнее состояние».
Все барьеры – это всего лишь барьеры. Мне всегда было жутко интересно, как надписи «Стоп» на шлагбаумах могут останавливать машины. Но ведь на самом деле, они даже велосипедиста не могут остановить, и все-таки перед ними замирают огромные большегрузные машины. Барьер он больше физический, чем есть на самом деле. Такими же являются и барьеры для вашего саморазвития. Они могут вас остановить, но они не смогут, если только вы им не позволите. Просто знайте их в глаза и двигайтесь дальше. Саморазвитие – это выбор каждого. Чтобы жить счастливой и полноценной жизнью, вам необходимо постоянно расти.
Что такое психологический барьер?
Психологическим барьером называется неспособность человека совершить определенное действие в процессе общения. Причинами того могут стать:
- Непонимание значения слов друг друга. Это распространенная причина, поскольку каждый человек вносит свое эмоциональное значение каждому слову.
- Неспособность установить коммуникацию. Здесь может быть что угодно: незнание языка, незнание этикета, неумение совладать со своим волнением, незнание грамматики составления предложений и пр.
- Внутренние психологические причины, которые могут заключаться в чувстве вины, неполноценности, стыда, страха, застенчивости, неуверенности в себе и пр.
Таким образом, люди не способны поговорить, договориться, найти общее решение проблемы, подружиться или достичь определенной положительной цели, поскольку один или оба столкнулись с определенными психологическими во время общения друг с другом. Обычно люди начинают испытывать негативные эмоции и желание как можно быстрее закончить общение. В такой ситуации они просто уходят от общения, не желая больше повторять его.
Понимание другого человека – залог крепких отношений. Не имеет значения, о любви, дружбе или деловых отношениях идет речь. В любом союзе двух и более людей должно присутствовать понимание. Если его нет, тогда такие отношения обречены.
Откуда возникает непонимание между людьми? Здесь присутствует множество факторов в таком процессе, как понять другого человека или быть понятым:
- Умение четко и ясно говорить свои мысли и желания.
Непонимание зачастую происходит потому, что человек не может четко и ясно выразить собственные мысли и желания. Попробуйте спросить другого человека: «Что такое любовь?». Пусть он четко и ясно ответит на вопрос, как будто вы 2-летний ребенок, который ничего не понимает в этой жизни.
Довольно часто люди чего-то хотят или о чем-то думают, но не могут это выразить словами. А как можно понять человека, если он сам далеко не всегда понимает все, что происходит у него в голове?
- Умение услышать другого человека и понять смысл его слов таким, каким он его представляет.
Вторая проблема непонимания заключается в том, что люди не просто не умеют слушать друг друга, но еще и неправильно интерпретируют сказанное. Человек говорит: «Я был занят, поэтому не позвонил!». Один собеседник поймет это как «Я был занят, поэтому не было возможности позвонить», а второй — «Я не хотел звонить, поэтому моя отговорка заключается в моей занятости». Одна и та же фраза интерпретируется людьми по-разному. В этом и заключается непонимание. Мало того, что сам человек неправильно выражает свои мысли и желания, так вдобавок собеседник может не услышать его или интерпретировать сказанное так, как ему хочется, а не так, как оно было сказано.
- Понятие «Есть мое мнение и неправильное».
Человек считает, что другие люди думают так же, как и он. Есть его мнение и неправильное. Есть его способ мышления и непонятная логика. Есть развитие событий, которое себе придумывает человек, и неправильная стратегия, которая не вписывается в его привычный образ мышления.
Другими словами, человек хочет, чтобы окружающие пользовались такой же логикой и способом мышления, как и он. А все, что не вписывается в привычное, считается неправильным, аморальным, непонятным, странным, чужеродным. Непонимание возникает там, где индивид желает видеть людей, мыслящих так же, как и он. В противном случае он не будет желать их понимать, поскольку их способ мышления противоречит его логике и мыслям.
В чем особенность коммуникационных барьеров?
Особое состояние психики, которое мешает человеку выполнить определенное действие, называется психологическим барьером. Попадая в ситуацию барьера, люди испытывают резко негативные эмоции. Барьер проживается человеком, как непреодолимое препятствие. В результате он не способен создавать и поддерживать коммуникативные связи, во время попыток испытывает сильные отрицательные переживания. Это приводит к заниженной самооценке, отсутствию амбиций, неудовлетворенностью собой и своей жизнью, тревожности, чувству вины и возникновению комплекса неполноценности.
Индивидуальные барьеры личности появляются в раннем детстве или в результате проживания им стрессовой ситуации. Они отражаются на развитии личности, проявляясь застенчивостью, неуверенностью в себе, сомнениях и зажатости. Человек может преодолеть психологический барьер самостоятельно, но для этого потребуется серьезная работа над собой. Большинству людей необходима помощь психотерапевта и прохождение тренингов личностного роста.
Социальный психологический барьер не зависит от внутреннего состояния человека или его психологических особенностей. Состояние барьера вызывает внешняя ситуация
Она виляет на его эмоциональное состояние, рассеивает внимание и искажает восприятие действительности. Человек теряет способность адекватно оценивать поступки других людей
Часто результатом социального барьера становится неспособность достичь взаимопонимания и невозможность совместной работы.
Барьеры общения бывают психологическими и смысловыми. Психологический возникает в момент коммуникации, когда человек испытывает затруднение с налаживанием коммуникативной связи. Для него сложно вступить в контакт и поддержать установку контакта по инициативе собеседника. Смысловой возникает в процессе общения. Поскольку у каждого человека видение конкретной ситуации индивидуальное, его субъективное мнение может не совпадать с мнением других людей. Разница в восприятии приводит к развитию конфликтов. В некоторых случаях конфликты полезны: они стимулируют поиск оптимального решения. Но часто результатом конфликта становится нарушение коммуникации. Оно может возникнуть в любой социальной ситуации. Чаще всего, это возникает при взаимодействии членов семьи или коллег.
Типы субъектов общения
Психологические барьеры взаимодействия возникают в результате разницы в темпераментах людей. При встрече двух личностей с различными типами нервной системы, реакцией на окружающую среду и манерой воспитания, обязательно возникнет неописуемая преграда, которая навредит их общению. Психологи рекомендуют разобраться, к какому типу относится сам человек и его собеседник. Это определение поможет правильно выстроить дальнейший диалог или принять решение о прекращении общения.
Как преодолеть языковый барьер в английском языке
Спокойствие
Первые разговоры с иностранцем даются непросто
В этот момент важно успокоиться. Вспомните, как приятно, когда иностранец говорит на русском языке с многочисленными ошибками и нисколько от этого не волнуется. Мы воспринимаем его с пониманием и стараемся всячески помочь
Мы воспринимаем его с пониманием и стараемся всячески помочь.
То же самое происходит и тогда, когда начинаете говорить Вы. Даже имея начальные знания иностранного языка можно быть понятым. Старайтесь объясняться спокойно, не нервничайте. Иностранцы благодушно относятся ко всем, кто старается освоить их язык.
Не боитесь допускать ошибки
Избавьтесь от перфекционизма. Разрешите себе допускать ошибки. На первоначальном уровне оттачивания разговорной речи их будет очень много. И это не страшно. Иностранцы снисходительно относятся и с удовольствием общаются даже с начинающим практикующим иностранную речь.
Не торопитесь, старайтесь четко произносить звуки
Конечно, хочется сразу же научиться бегло говорить по-английски. К сожалению, это невозможно. Просите собеседника указывать Вам на ошибки речи, поправлять Вас. Вначале первых шагов при общении делайте упор на грамотную речь, а не на быструю.
Учитесь улавливать суть разговора
Чтобы общаться с иностранцами, нужно понимать о чем говорят они. Больше смотрите фильмы и сериалы на английском. Не старайтесь понимать все дословно, улавливайте суть сказанного.
Вслушивайтесь в блок высказывания, а не зацикливайтесь на переводе отдельных слов.
Переспрашивайте
Если Вы ничего не поняли из сказанного Вам, попросите повторить собеседника в медленном темпе, а возможно и более простыми фразами. Вашу просьбу обязательно воспримут адекватно. Ведь каждый человек понимает, как сложно воспринимается на слух неродной язык.
Проблемы в отношениях начальник-подчиненный
Очень часто возникают психологические барьеры общения в системе начальник-подчиненный. Эта проблема весьма актуальна для современной жизни, поскольку именно от правильного управления зависит оптимизация социально-психологической атмосферы в коллективе. А это значительно влияет на возможность реализации целей производства или предприятия. В задачи руководителя входит решение управленческих задач и возможности для самоусовершенствования и достижения успехов его сотрудников. Начальник должен построить отношения так, чтобы подчиненный понимал, что хочет от него босс, и принимал его позицию. Конфликтные ситуации возникают в процессе выдачи распорядительной информации, которая не всегда подается в надлежащем виде. Начальник может злоупотреблять своей властью и применять чрезмерно строгие меры.
Психологические барьеры начальник-подчиненный становятся основным препятствием для качественного выполнения работ наемным сотрудником. Когда человек ощущает на себе чрезмерное давление, предвзятое отношение и демонстративное игнорирование его интересов, его производительность резко снижается. Подчиненный находится в постоянном стрессе, что отражается не только на его показателях в работе, но и на состоянии здоровья. Очень часто нездоровые отношения в коллективе становятся причиной и личных трагедий и банкротства целых предприятий.
Психологические барьеры в общении
В общении психологические барьеры возникают, когда человек сталкивается с мнением, которое не согласуется с его точкой зрения. Когда люди не могут прийти к общему пониманию, возникает пассивность, которая не позволяет совершить необходимые действия. Все это основывается на установках и отрицательных эмоциях, темпераменте личностей, манерах поведения и эмоциональных состояниях. Вот почему барьер в общении часто приводит к конфликтам и ссорам между участниками.
В зависимости от темперамента и акцентуации личности (его проявляющихся качеств), следует разделять типы собеседников, чтобы понимать, как с ними общаться:
Доминантный тип – он инициирует общение, желает доминировать, влиять на собеседников, подавлять их активность. Это делается путем перебиваний, повышения голоса, повторения одной фразы. С таким собеседником следует спокойно придерживаться своей позиции.
Недоминантный тип – он не провоцирует собеседника на диалог. Такой человек уступчив, боится высказать личное мнение, чувствует себя виноватым. Его следует стимулировать на открытое общение, где он будет самовыражаться.
Мобильный тип – он быстро разговаривает, перескакивает с темы на тему, перебивает, вставляет высказывания и реплики, сам задает тему общения. С таким собеседником лучше не обговаривать серьезные темы, где необходимо рассуждать и обдумывать какие-то вопросы.
Ригидный тип – он долго слушает собеседника, чтобы понять его намерений. Обычно разговаривает неспеша, обдуманно, тщательно излагает свои мысли. Он не любит, когда его перебивают или торопят. Вот почему с таким собеседником следует быть неторопливыми, придерживаться норм этикета.
Экстравертированный тип – он всегда готов к общению
Он проявляет симпатию и внимание к собеседнику, чего ждет в ответ. С ним легко общаться, поскольку он всегда положительно настроен.
Интровертированный тип – он общается без удовольствия, особенно если разговор происходит в большом коллективе
Он предпочитает общаться с самим собой, поэтому если нужно с ним поговорить, то лучше сделать это тет-а-тет, чтобы разговорить.
Зная типажи людей, можно обеспечить себе комфортное общение. Более того, следует учитывать, что на формирование качества взаимодействия влияют эмоции. Здесь рассматриваются такие эмоциональные барьеры:
- Боль страдания, когда человеку причинена боль, занижена самооценка, трагическое событие и пр. В такой ситуации человек не расположен к общению.
- Барьер гнева, когда человек активно проявляет действия и агрессивно словесно или физически нападает на окружающих. Людей в гневе лучше избегать, поскольку неизвестно, что они сделают.
- Барьер отвращения, когда человеку неприятно по различным причинам общаться с собеседником. Здесь брезгливость может проявляться в отношении внешности, запаха, манер собеседника, отсутствии гигиены и пр.
- Барьер презрения, когда собеседник вызывает своими поступками или взглядами отрицательные эмоции.
- Барьер страха, когда собеседник вызывает пугающие эмоции. Обычно такого человека стараются избегать.
- Барьер вины или стыда, когда человек понимает неуместность своего действия либо чувствует себя неловко из-за того, что окружающие им гордятся.
- Барьер плохого настроения, когда собеседник находится в отрицательных эмоциях, что отталкивает от него.
- Барьер речи, когда собеседник совершает ошибки в произношении слов, построении предложений, использовании смысла выражений и пр.
Защитные механизмы, которые были рассмотрены ранее, помогают человеку защититься от негативного воздействия мира. На самом деле негативно мир воздействует только на впечатлительных и чувствительных людей, у которых имеется слабая нервная система. Именно им необходимо психологические механизмы, которые их будут защищать в сложных ситуациях, создавая барьеры на пути совершения определенных действий.
Классические
Как стать оратором и постичь красивую речь? Одно из самых основных упражнений не поменялось ещё со времён Демосфена. Оно подходит как театралам, так и будущим управляющим. Для начала необходимо набрать в рот орешки и произносить скороговорки, пробуя это делать правильно и внятно. Но не стоит вот так сразу прибегать к этому методу
Это, несомненно, важное упражнение, но для начала лучше заняться коррекцией трудностей с речью. Совершенно грамотно сейчас не говорят даже дикторы на телевизионных каналах
Советуем вам найти записи дикторов советского времени (которые как раз таки говорили верно) и взять их речь за пример.
Как преодолеть психологический барьер?
Психологический барьер толкает человека на совершение или несовершение действий, которые зачастую приводят к не всегда положительным последствиям. Если человеку не нравится, как он действует в стрессовой ситуации, ему необходимо разобраться в том, как преодолеть психологический барьер.
Это можно сделать, совершив 3 шага:
- Распознать стрессовую ситуацию, изучить ее, понять суть, причины возникновения.
- Найти различные пути выхода из сложившейся ситуации.
- Подобрать действия, которые необходимо совершить для достижения цели. Здесь человек должен отказаться от своих эмоций и страхов, которые он переживает, и просто совершить нужные действия.
Данный навык следует тренировать, поскольку в самый разгар неприятной ситуации человек обычно скатывается на эмоции, не может разумно мыслить, рассуждать и искать адекватные выходы. Однако по мере тренировки навык будет выработан, что позволит людям налаживать взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Придерживайтесь следующих полезных правил для улучшения взаимоотношений с людьми и для преодоления психологических барьеров:
- Помните, что человек в стрессовой ситуации действует на эмоциях.
- Отстаивайте свою точку зрения, но и не игнорируйте мнение собеседника. Старайтесь найти альтернативные решения.
- Представьте, что будет, если проблема не разрешится. Что лучше – заняться решением ситуации или развитием конфликта?
- Замолчите, если собеседник раздражен или агрессивен.
- Ориентируйтесь на положительные собственные и собеседника качества. Ищите им применение в решении проблемы.
- Ставьте себя на место собеседника, чтобы понимать его.
- Никого не обвиняйте в случившемся.
- Не возвышайтесь и не принижайте себя за счет собеседника.
Консультации у психолога и различные методы релаксации помогут в устранении психологических барьеров.
MK_Preodolenie_baryerov_professionalnogo_razvitia — Стр 2
После общего обсуждения записей упражнение продолжается. Каждый участник садится перед группой, все остальные высказываются о том, какой профессиональный стиль ему наиболее подходит и, по мнению членов группы, будет наиболее эффективным. Участник группы выслушивает мнение других и высказывает по этому поводу свои соображения.
Психологический комментарий. Упражнение способствует выяснению ценностных ориентаций в работе, позиций по отношению к значимым людям для выработки своего собственного профессионального стиля.
Упражнение «Корреспондент»
Инструкция. Участники работают в парах. Один задает вопросы, другой отвечает: один ответ – обычного человека, другой – психолога. Вопросы могут быть самыми разными. Если не хочется работать, что делать? Можно ли психологу совершать ошибки? Должно ли зависеть чувство самоуважения от профессиональных успехов?
Вопросы для обсуждения:
1. Что отличает «обычного человека» от «психолога»?
2. Какие установки проявились в общении?
3. Обнаружились ли профессиональные стереотипы и деформации в коммуникации?
Психологический комментарий. Упражнение направлено на рефлексию составляющих профессионального образа психолога, освоение «естественного» стиля профессионального поведения.
Заключительная фаза
На этой стадии подводятся итоги тренинга (в ходе совместной дискуссии).
Упражнение «Горячий стул»
Упражнение можно делать по окончании ролевой игры, занятия или тренинга. Возможно несколько вариантов его выполнения, здесь описываются два варианта.
Инструкция. Упражнение выполняется в круге. В центре круга ставится стул, который и будет называться «горячим». Почему «горячий» каждый участник поймет, когда на него сядет. Всем участникам по очереди (по кругу) предлагается сесть на стул. При этом возможны следующие варианты.
Вариант 1. Когда участник садится на «горячий стул», он может говорить все что захочет, но в соответствии с тремя условиями:
1) участник может говорить только то, что имеет отношение к работе группы (о том, что происходило в группе, своем отношении к происходившему, своих чувствах, пожеланиях себе или группе и т.д.);
2) участник не может ничего не говорить;
3) что бы ни говорил участник, остальные могут только слушать. Это мысли одного из участников группы, которые нужно принять такими, какие они есть. У каждого будет возможность высказаться, когда дойдет очередь.
Вариант 2. Один из участников садится на «горячий стул». Каждому из членов группы по очереди (по кругу) необходимо высказать участнику, сидящему на «горячем стуле», свое отношение или пожелание. При этом также должны соблюдаться три условия:
1) отношения должны высказываться только по поводу действий человека, а не самого человека (например, «Когда ты делаешь или говоришь то-то, то у меня возникают такие-то чувства…» или «Когда ты поступаешь так-то, то мне кажется, что это означает то-то…»; не должно быть оценок типа «Ты такой…»);
2) пожелания должны выражаться только в позитивной форме;
3) участник, сидящий на «горячем стуле», не может что-либо отвечать.
Психологический комментарий
Ведущему следует с особым вниманием контролировать процедуру выполнения упражнения в последнем варианте и не допускать превращение ее в выяснение отношений. Можно предоставить каждому участнику, садящемуся на «горячий стул», возможность выбрать один из описанных выше вариантов
Завершающее упражнение
В конце занятия ведущий встает, вытягивает вперед руку и говорит, например: «Мне очень приятно было работать с вами!» Затем поднимается один из участников, тоже говорит что-нибудь типа: «Спасибо всем!» и кладет свою руку на руку ведущего. Так же поступают и другие участники. Когда правые руки будут задействованы, в дело вступают левые. Таким образом, каждый участник высказывает два раза за упражнение. После того как речи сказаны и руки соединены, ведущий говорит всем «До свидания!» и группа расходится.
Как преодолеть психологические барьеры?
Когда речь заходит о непонимании в любовных отношениях, то обычно звучит вопрос: «Почему он меня не понимает?» или «Почему она меня не понимает?». Вчитайтесь в эти вопросы и увидите, что вопрошающий почему-то видит причину своих проблем в другом человеке, а не в себе или в обоих. «Почему я такая понятливая, а он меня не понимает?», «Почему я ей говорю, а она меня не слышит?» — таков смысл этих вопросов. Но чаще всего оказывается так, что партнер тоже возмущается по поводу непонимания со стороны вопрошающего.
Так, кто же кого не понимает? Наверное, оба партнера не понимают друг друга, думая, что с их стороны все возможное сделано. Но для умных людей не будет секретом, если сказать о том, что, если бы вы все возможное сделали, тогда понимание уже было достигнуто. Однако если понимания в ваших отношениях нет, значит, вы еще не сделали того, что могли бы.
Но бывает так, что партнеры действительно говорят о разном. Вы вроде хотите одного и того же, но почему-то каждый идет в своем направлении. Вы оба хотите любви, но один говорит о сексе, а второй – о взаимоподдержке. Стоит ли удивляться, что в таком случае мужчина и женщина не понимают друг друга?
Когда вы произносите одни и те же слова, но результат заставляет вас думать о непонимании друг друга, следует задуматься над тем, какой смысл каждый из вас вкладывает в них. Если в первом случае люди говорили об одном и том же разными словами, то здесь люди говорят одни и те же слова, но смысл у этих слов разный.
Непонимание в отношениях возникает тогда, когда люди говорят правильные слова, но под ними имеются разные значения. Мужчина хочет понимания, то есть, чтобы жена его не пилила, когда он поздно приходит домой, а женщина под пониманием подразумевает то, что муж приходит домой сразу после работы. Непонимание? Да. Хотя сами партнеры произносят правильные красивые слова.
Непонимание возникает тогда, когда люди не утруждают себя попытками узнать, что каждый из собеседников имел в виду в том или ином случае. Уже не имеет значения, какие слова произносятся
Важно, что понимается под этими словами. Человек может произносить матерные слова
Но если смысл этих слов совпадает с вашим смыслом, тогда понимание достигается.
Психологические барьеры возникают в любых отношениях, поэтому чтобы их преодолеть, нужно придерживаться некоторых рекомендаций:
- Поскольку люди в состоянии конфликта оперируют эмоциями, а не разумом, сначала нужно успокоиться самим и оппонентов.
- Понять причины конфликта. Что пошло не так? Что было понято неправильно? Как это можно совместно устранить?
- Видеть в оппонентах достоинства. Не считать себя умнее и главнее.
- Старайтесь понимать друг друга. В этом поможет представление себя на месте другого человека.
- Помните о том, что вы хотите решить некий вопрос, а не поссориться. Если вы будете думать о том, как решить проблему, а не оскорбить друг друга, тогда психологический барьер исчезнет.
Что такое психологический барьер?
Что такое психологический барьер? Под ним понимается состояние психики, при котором человек не способен совершить нужные действия. Это происходит под воздействием негативных переживаний, когда человек относится к ситуации как к непреодолимой трудности. Если он не решает вопроса, тогда он начинает ощущать самонеприятие, самонеудовлетворенность, низкую самооценку, неуверенность в себе.
Все это приводит к внутренним комплексам, страхам, тревогам и чувству вины. Человек просто начинает испытывать комплекс неполноценности, что подтверждается ситуацией, когда он не смог чего-то сделать или решить какую-то проблему.
Выделяют следующие виды психологических барьеров:
- Барьер общения. Он в свою очередь делится на:
- Барьер коммуникации, когда человек не может организовать связь с другими людьми.
- Смысловой барьер, когда собеседники вкладывают в одно событие различные смыслы. Такой барьер часто возникает между детьми и родителями, супругами, подчиненными и руководителями.
- Индивидуальный психологический барьер. Он является следствием неуверенности в себе, страхов, зажатости, комплексов, тревожности. Человеку в данном случае предлагается посетить тренинги для саморазвития.
- Социальный психологический барьер личности. Возникает в конкретной ситуации. Например, под действием эмоций человек неправильно интерпретирует ситуацию, что не позволяет ему действовать эффективно.
Все эти психологические барьеры в итоге выливаются в определенные поступки, которые совершает или не совершает человек. Их условно можно назвать защитными механизмами.
Защитные механизмы — бессознательные приемы, ослабляющие страдания, которые отрицают, фальсифицируют или деформируют реальность
Понимание защитных механизмов очень важно для установления успешных любовных отношений. Если каждый из партнеров будет психологически отгораживаться от другого, они никогда не смогут увидеть и понять реальность. Защитные механизмы:
Защитные механизмы:
Подавление – отрицание бессознательного импульса с целью устранения вызванной им боли.
Проекция состоит в замене давления Супер-Эго на вымышленную внешнюю причину. Например, человек думает «Он меня ненавидит» вместо «Я его ненавижу», «Он мне действует на нервы» вместо «Мне неприятно видеть, что я такой же». На самом деле происходит проекция собственной агрессии на другого.
- Реактивное образование – одновременное существование противоположных импульсов: жизнь и смерть, любовь и ненависть, созидание и разрушение, пассивность и активность. Когда один из импульсов, например, ненависть, беспокоит Эго, оно может компенсировать в его концентрации на противоположном чувстве. Наиболее яркими примерами могут быть женственные мужчины, которые ведут себя грубо, пытаясь выглядеть более мужественными, но так все преувеличивают, что превращаются в карикатуру.
- Фиксация. В развитии человека есть 4 этапа: младенчество, детство, отрочество, зрелость. Фиксация означает остановку психологического развития на определенном возрасте, обычно на младенчестве или детстве. Это продиктовано бессознательным страхом сделать следующий шаг. Почему человек боится идти вперед? Потому что не уверен, его пугают неудачи и наказания, он также может оставаться психологически зафиксированным на матери, как ребенок, который боится одиночества и стремится к защите.
- Регрессия – это возвращение к предыдущему этапу развития из-за каких-то страхов. Обычно панику и регрессию вызывают те, кто обладает властью: зубной врач, например, или образ матери.
Почти у всех людей защитные механизмы образуются, потому что они слишком слабые и не могут защитить себя, не способны развиваться, поскольку тратят всю свою энергию на защиту от реальной или мнимой опасности. Таким образом, пытаются уменьшить тревогу следующими способами:
- Отрицая опасность (подавление).
- Вытесняя опасность (проекция).
- Скрывая опасность (реактивное образование).
- Оставаясь в неизменном состоянии (фиксация).
- Возвращаясь к предыдущим этапам (регрессия).