Эпистемология

Филон Александрийский: познание истины

Филон Александрийский родился в Александрии – городе, основанном великим Александром Македонским. Наряду с Римом и Афинами, Александрия была культурным центром: сюда съезжались ученые и философы из других стран, и каждый приносил свои, новые для местной диаспоры, взгляды и идеи.

До 3 века до н. э. основной религией Александрии был иудаизм, но постепенно религиозные и философские взгляды перемешались. Большинство жителей Александрии стало говорить на греческом языке, и возникла потребность в переводе Ветхого завета с древнееврейского на греческий. Имея возможность читать различные религиозные тексты, представители нового поколения еврейской общины сформировали особенное синтетическое воззрение на Бога. Самым ярким представителем нового взгляда на религию стал Филон Александрийский.

Филон был толкователем Пятикнижия Моисея. Согласно Библии, откровение недоступно простым людям, и открывается только избранным. Так же рассуждал и Филон, пытаясь растолковать скрытое повествование Моисея. Философ был уверен, что для понимания сокровенной истины необходимо достичь особого состояния души, чтобы удостоится божественной благодати. А для получения возможности понять божественные откровения требуется долгие годы готовить свой разум: изучать астрономию, геометрию, грамматику, риторику и другие свободные науки.

Происхождение и предмет философии.

Философия появилась как результат осознания человеком самого себя.
«Желаешь познать себя – философствуй» — это утверждение справедливо как для
отдельного человека, так и для любой эпохи.

Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка
означает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал
древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Однако это не
означает, что философия чисто древнегреческое «изобретение».
Философия возникла одновременно и на западе (среднеземноморская –
греческая культура) и на востоке (Индия, Китай) в «осевой» период по
определению немецкого философа ХХ в. К.Ясперса. В 800-600 гг. до н.э. –
происходит резкий поворот в истории: начинается процесс самосознания
человеком своего собственного бытия и мира в целом, что приводит к
возникновению большинства религий и появлению философии.

В это время жили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы в Китае; В Индии возникли
Упанишады, жил Сиддхарта Гаутама – Будда; в Иране Заратустра учил о мире, где
идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророкиИлия, Исайя, Иеремия; в
Греции– это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, историка
Фукидида и механика Архимеда. Практически в одно и тоже время и независимо друг
от друга в разных частях мира появились все направления философии, были
разработаны основные категории, которые используются и сейчас, заложены основы мировых
религий. Это период мощного духовного подъема в истории человечества.
Как устроен мир в целом? Есть ли первоначала и первопричины бытия и в чем
они состоят? Существует ли истина и возможно ли ее познание? В чем назначение
человека и почему его жизнь столь сложна и противоречива? Возможно ли
построение справедливого общества, где все были бы счастливы? На эти
вопросы человек пытается дать ответы вот уже 2 500 лет и именно они
составляют предмет философии. 

Этим вопросам соответствуют основные разделы философии: онтология –
учение о бытии, гносеология – учение о познании, антропология – учение о
человеке, социальная философия – учение об обществе, философия истории – учение
об основных закономерностях развития истории, аксиология – учение о
ценностях, этика – учение о морали, эстетика – учение о красоте. В
целом философию можно определить как науку, изучающую
основные закономерности развития и существования природы,
общества, человека и мира в целом.

Философы, внесшие вклад в развитие учения

У каждой отдельной эпохи были свои яркие представители гносеологии:

  1. Античный период. Парменид один из первых задавался вопросами познания. Он разграничил истину и мнение, назвав истину неизменной, непротиворечивой и вневременной. Авторство одного из первых методов познания — майевтики, принадлежит Сократу. Аристотель разработал основные принципы рационализма и аналитику в качестве одного из методов познания.
  2. Средневековая эпоха. В этот период, изучением познания занимаются схоласты. Философ Ориген выдвигает теорию о трехуровневом понимании.
  3. Новоевропейский период. Научный подход становится основным методом познания. Рационалисты, в лице Декарта и Лейбница, конфликтуют с эмпириками — Локком, Юмом, Бэконом. Они выдвигают противоположные методы — дедукцию и опыт. Дедуктивный подход опирается на логические умозаключения на основе наблюдений, а опыт основывается на личном восприятии.
  4. Немецкая классическая философия. Возможность познания мира ставится под сомнение. Кант задается вопросом о предпосылках знания. Гегель апеллирует к логике, как единственному методу познания. Остальные виды познавательных способностей он представляет, как недоразвившиеся методы мышления.
  5. Классическое неокантианство. Благодаря неокантианству, гносеология обретает статус самостоятельной науки. Представители различных ответвлений этой школы сходились во мнении, что гносеология — это учение о знании и границах познания. Определение гносеологии было сформулировано русским философом — Введенским.
  6. Марксизм. Энгельс выделяет учение о мышлении в отдельную отрасль философии, которое базируется на формальной логике. Все остальные сферы науки опираются на анализ истории и культуры.

Литература

  • Теория познания // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гносеология в системе философского мировоззрения. — М., 1983. — 383 с.
  • Теория познания. В 4-х томах. — М., 1992—1994. Под ред. В. А. Лекторского и Т. И. Ойзермана.
  • Гносеологические проблемы диалектического материализма. — М., 1974. — 357 с.
  • Елсуков А. Н. История античной гносеологии. — Минск, 1992. — 82 с.
  • Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. — 2-е издание. — М.: Либроком, 2010. — Т. 1. — 168 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-397-01280-5.
  • Ильин В. В. Теория познания. Эпистемология. — М.: Издательство МГУ, 1994. — Т. 2. — 136 с. — ISBN 5-211-03240-3.
  • Абачиев С. К. Эволюционная теория познания. (Опыт систематического построения). — М.: URSS, 2004. — 520 с. — ISBN 5-354-00724-0

    Др. изд.: Абачиев С. К. Эволюционная теория познания. (Основные понятия и законы. Гносеологическая теория труда и техники). Изд. 2-е, сущ. доп. — М.: URSS, 2013. — 664 с. — ISBN 978-5-396-00519-8.

    .

  • Кезин А. В. Эволюционная эпистемология: современная междисциплинарная парадигма // Вестник Московского университета. — Серия 7. Философия. — 1994. — № 5. — С.3-11.
  • Никитин Е. П. Исторические судьбы гносеологии // Философские исследования. — 1993. — № 1. — С.61-70.
  • Пиаже Ж. Генетическая эпистемология // Вопросы философии. — 1993. — № 5.
  • Соболев А. В. О персоналистической гносеологии // Вопросы философии. — № 4. — С.121-137.
  • Фурманов Ю. Р. Критика метафизического разума в эволюционной теории познания // Философские науки. — 1991. — № 8. — С.34-50.
  • Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. — М., 2000. — 463 с.

Теория познания школы Эпикура

Эпикур назвал свою теорию познания «каноникой». Он развил ее из собственной идеи о критериях – канонах истины. Эпикур не был согласен с мнением Платона и Аристотеля о разуме, как единственном способе познания. Он утверждал, что чувственность – главный способ познания. Узнать истину можно с помощью разума, а он управляется чувствами. Чувственное познание само по себе не допускает ошибок, оно непогрешимо. Человек заблуждается, только если он сам неверно трактует ощущения.

В «канонике» Эпикур описал 3 критерия истины:

  1. Предвосхищение. К нему относятся общие представления о предметах и явлениях, которые человек получает в процессе жизни. Предвосхищение – результат единичного представления, мимолетного воздействия предмета или явления.
  2. Претерпевание. Это оценка каждой вещи с точки зрения субъективной морали. Для каждого человека претерпевание будет уникальным процессом.
  3. Образный бросок мысли. Под образным броском мысли Эпикур понимал интуицию. Только используя интуитивное восприятие, человек познает истину. Чем сильнее он доверяет интуиции, тем ближе он становится к полному знанию.

Мнение Эпикура было новаторским для своего времени. Несмотря на его радикальные, а для многих и оскорбительные, взгляды на философию, у него было много последователей. Ученики школы Эпикура назвались эпикурейцами. Благодаря их стараниям, учение философа сохранялось и оставалось популярным после его смерти.

Об открытии свойств интеллекта

Создание Научной теории познания стало возможным благодаря открытию некоторых важных свойств интеллекта, в частности, принципа относительности познания. Суть открытия — в правильном описании соотношения между субъектом познания и реальностью. Именно неправильное понимание этого соотношения является причиной трудностей в описании интеллекта, а также причиной многочисленных проблем в основаниях человеческого знания. А осознание правильного соотношения делает решения большинства этих проблем почти очевидными.

Это открытие показывает, что нынешние научные представления о восприятии реальности являются, во многом, ошибочными.

Оказалось, что вопреки многочисленным утверждениям о чрезвычайной сложности человеческого интеллекта, реальное принципиальное устройство интеллекта очень просто.

Если осознать истинное соотношение между реальностью и субъектом познания, очень легко понять, как устроен процесс познания, что такое интеллект, мышление, понимание, знания, понятия, как устроен естественный человеческий язык и как он связан с мышлением:

  • Становится понятно происхождение законов логики и их связь с теорией множеств.

  • Становится понятно, почему теория множеств является основой математики, а также, чем является сама математика в системе человеческих знаний, почему она столь эффективна и где находятся границы её эффективности.

  • Становится понятно, что является врождённым человеческим знанием, на основе которого строятся все остальные знания.

  • Становится понятно, как возможно объединить все человеческие знания в единой теории.

  • Становится очевидным, что основой познания является физическое взаимодействие субъекта познания с реальностью, которое переживается субъектом познания, как ощущение реальности.

  • Становится очевидным, что способность к познанию и интеллект — это свойства всех без исключения живых организмов, обеспечивающие их выживание.

  • Становится очевидным, что интеллект — это свойство исключительно материальных объектов, а также, что интеллект неотделим от самого организма и его жизненного опыта.

Этот сайт был создан до создания текста теории, пригодного для публикации, поэтому здесь опубликованы только некоторые элементы и следствия теории.

Как сказано выше, Теория относительности познания недавно опубликована в Zenodo, но в очень сокращенном варианте, поскольку для полного описания Теории у автора отсутствуют ресурсы. К сожалению, в настоящее время у автора нет возможности полноценно заниматься развитием Теории и этого сайта. Поэтому сайт остаётся практически в том состоянии, в каком был до публикации. Наиболее полное изложение Теории содержится в работе «Теория относительности познания. Решение некоторых ключевых проблем науки и философии.«, хотя в каждой из опубликованных работ есть некоторые элементы, отсутствующие в других работах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector