Истина
Содержание:
6 Истина и ее критерии. Относительность истины.
Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».
1. В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:
- Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)
- Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)
- Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)
- Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)
- Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения:
- соответствие знаний действительности;
- то, что подтверждено опытом;
- некое соглашение, конвенция;
- свойство самосогласованности знаний;
- полезность полученного знания для практики.
Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества
Абсолютная истина
Относительная истина
исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе;
знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.
- неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения знания;
- знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.
Истина конкретна – связана с определенным местом, временем, обстоятельствами
3. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
1. соответствие законам логики;
2. соответствие ранее открытым законам науки;
3. соответствие фундаментальным законам;
4. простота, экономичность формулы;
5. парадоксальность идеи;
4. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
- материальное производство (труд, преобразование природы);
- социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);
- научный эксперимент.
- источник познания (практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);
- основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);
- цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
- критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).
Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
Формы представления
Всё разнообразие форм представления истины можно классифицировать по различным категориям. Одна из них выделяется по объекту отображения: так, весь мир можно разделить на материальный и духовный. В материальной сфере истина представляется прежде всего как предметная: предметно-экономическая, предметно-биологическая и другие.
Духовная сфера является более разнообразной, так как её составляют чувства отдельно взятых индивидов, коллективные представления, культурные течения, религия и так далее. Поскольку каждый человек в связи с этим определяет факт или процесс истинным с точки зрения своих этических и моральных установок, комплекса представлений о хорошем и плохом, о добре и зле, можно говорить о существовании экзистенциальной истины.
Многообразие религиозных и научных концепций, обеспечивающих существование инструментария познавательной деятельности и оценочных суждений, ведёт к выделению концептуальной истины. Её примерами могут послужить ньютоновская теория гравитации, дарвиновская теория эволюции, цивилизационная парадигма истории Тойнби в научной сфере, а учение о триединстве Бога в Отце, Сыне и Духе, представление о нирване и кармическом законе в буддизме — в религиозной.
https://youtube.com/watch?v=IpLPL0yEzDI
Сущность познавательной деятельности также определяет формы представления истины. Уже на нижних уровнях можно разделить знание на обыденное (огонь горячий, вода жидкая) и научное (например, приведённые выше концепции). Кроме того, истина может быть нравственной (будь то библейские заповеди или современные правовые кодексы), художественной (как в технической сфере, то есть соблюдение закона перспективы в изобразительном искусстве, так и в этической) и религиозной.
Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, можно остановиться на том, что соответствие или несоответствие истине представляется одной из фундаментальных характеристик опыта и знаний, полученных человеком как в ходе индивидуального развития, так и в наследство от предшествующих эпох и концепций. Можно даже сказать, что настойчивое желание отделить плохое от хорошего, правду ото лжи является одним из фундаментальных признаков, выделяющих человека во всем животном мире.
Категории и критерии истинности работают во всех сферах жизни: материальной и духовной, научной и религиозной, обыденной и художественной. Категории истинного и ложного формируют комплекс этических представлений индивида, которые впоследствии формируют новые представления об истине — это бесконечный процесс взаимовыгодного сотрудничества, связанный со стремлением достичь объективного характера истины.
https://youtube.com/watch?v=zcVzSWf8ocY
Определения
В философии
Самое известное определение истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Исраэли; от Ибн Сины оно было воспринято Фомой Аквинским и всей схоластической философией. Это определение гласит, что истина есть интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей (лат. conformitas seu adaequatio intentionalis intellectus cum re). В частности, в Сумме Теологии Фома пишет: «истина состоит в согласованности ума и вещи» (veritas consistit in adaequatione intellectus et rei).
В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической.
В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его логической противоречивости/непротиворечивости, по степени его соответствия априорным принципам.
В марксизме
Марксизм не отрицает существования вечной или абсолютной истины как динамической целостности бытия во всей своей полноте, и в своей гносеологии рассматривает процесс постижения абсолютной истины в контексте диалектической взаимосвязи абсолютной и относительной истины. В. И. Ленин в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» утверждал, что «человеческое мышление по природе своей способно давать и даёт нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зёрна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного утверждения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания» (ПСС, Т. 18, с. 137). Ленин характеризовал истину, как надклассовое и надысторичное содержание наших представлений.
В логике
В логике, для которой значение истинности суждений и умозаключений является одним из преимущественных предметов изучения, критерием истинности выступает логическая правильность: относительная полнота формальных аксиоматических систем и абсолютное отсутствие в них противоречий.
В науке
В разделах науки (физике, химии, истории, социологии и др.) категория истины обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью, как минимум быть комплексом базовых решений теоретических и практических задач.[источник не указан 3065 дней]
Дополнение (к пункту 2)
«Я — Всевышний — не изменился»
Говорит пророк: «Я — Всевышний — не изменился, и вы, сыновья Яакова, не исчезли». Этот стих выражает вечность Всевышнего и Его знание творений.
Простой смысл этого стиха означает, что Всевышний говорит: «Я — Всевышний — не изменился», не изменил своего мнения, не дай Б-г — возлюбить зло и т.д.
Если более глубоко, то внутренний смысл этой идеи, как объясняется в учении хасидизма, означает отрицание изменения во Всевышнем, в его единстве. Что Его единство не изменяется, не дай Б-г, и не становится ущербным в результате сотворения творений в аспекте «бытие из небытия».
Как мы говорим в молитве: «Ты тот (же самый) до того, как был сотворен мир, Ты тот (же самый) после сотворения мира». То есть буквально без каких-либо изменений.
Единство Всевышнего означает, что только Он один существует, и нет ничего, кроме Него, (не только, что нет существования богов кроме Него, не дай Б-г!), поскольку Он единственный существует, и нет ничего, кроме Него.
И об этом говорит пророк, что единство Всевышнего не изменилось посредством сотворения творений, не произошло ни изменения в аспекте места, ни изменения в аспекте времени.
Отсутствие изменений в аспекте места, то есть «изменение в поступенчатом спуске миров от высших ступеней к низшим, что подобно тому, как Он, Благословенный, находится в высших, также Он находится и в нижних».
Отсутствие изменения в аспекте времени — «подобно тому, как Он один, Единственный, (существовал) до их сотворения, также Он один и единственный после их сотворения, поскольку перед Ним все как будто не существует, буквально как ничто и ноль».
То есть существование творений, претерпевшее спуск и сжатие, — не является вовсе существованием по отношению к возвышенному существованию Всевышнего и как будто ничто и ноль в буквальном смысле.
Точно так же отсутствует изменение в мудрости и знании Всевышнего. Подобно тому, как не существует изменений, не дай Б-г, в самом Всевышнем, посредством осуществления творений. Также не существует изменений, не дай Б-г, в Его мудрости, в результате осуществления творений.
Несмотря на то, что осуществление творений произошло в форме «бытие из небытия», то, на первый взгляд, прежде, чем были сотворены, не знал их, поскольку их еще не было, и только после того, как были сотворены, узнал их своей мудростью. Выходит, что после творения, вроде бы, добавилось у Него знания и мудрости, что может привести нас к ошибочному представлению, что до творения Его знание и мудрость были меньше, не дай Б-г, по отношению к нынешнему положению, когда добавилось также знание творений…
Об этом и сказано: «Я — Всевышний — не изменился …», чтобы, не дай Б-г, не возникло у нас негодной мысли, если предположим, что до творения у Него отсутствовало знание…
Это абсолютно невозможно, поскольку Всевышний является абсолютной полнотой без какого-либо ущерба до сотворения, и, само собой, без какого-либо добавления после него, но Он был, есть и будет как одно.
Идея в этом такова, поскольку «нет места, свободного от Него», и нет ничего, кроме Него, то все возникает от Него и аннулировано Ему. Поэтому Его знание творений и всего, что происходит с ними, не подобно знанию творений, поскольку они постигают знанием, которое вне них и поэтому является существованием добавочным к их существованию и отделенным от них.
Но Всевышний «знанием себя знает все творения», поскольку из истинности Его существования возникли все творения, то есть их существование происходит из Его существования, поэтому тем, что знает себя, знает также и все творения, так что нет в этом никакого добавления и изменения, не дай Б-г.
Поскольку Он и Его мудрость — одно, то Он — «знающий, знание и результат познания» — все одно, и нет ничего, кроме Него.
Картина «Что есть истина» Николая Ге
Тема истины затрагивается не только в философии и литературе, но и в искусстве. Наиболее полно она раскрывается в картине Николая Ге.
История написания
Осенью в 1889 году Николай Ге задумывается о написании картины, которая представила бы собой живописную версию восемнадцатой главы (Евангелие от Иоанна). Картина Ге «Что есть истина: Пилат и Христос» была закончена художником поразительно быстро — уже к середине января 1890-го она была готова, а спустя всего лишь месяц была показана на восемнадцатой Передвижной выставке.
Как обычно, Николай Ге готовился к работе очень тщательно: несколько раз посетил Киев, оставив свой хутор, изучал необходимые моменты, позаботился о тканях для одежд персонажей, заказал их, и всего за несколько дней его невестка, Екатерина Ивановна, сшила тогу для Пилата и рубище для Христа.
Изображенные события
Герои картины были написаны художником с поразительной остротой, непривычной для конца 19 века. Выразительный, мощный затылок Понтия Пилата, его широкая спина — создавали впечатление того, насколько властным, самоуверенным римлянам хотел передать его образ художник. Пилат задает вопрос об истине обвиняемому, не испытывая ни ярости, ни злобы, а лишь — высокомерную насмешку. Он не ждет ответа на свой вопрос, он уверен в том, что и сам знает его. Его и Иисуса разделяет луч света, словно меч, что мысленно относит нас к другим словам Христа:
Но очень необычно изображен здесь Христос.
Со времен эпохи Возрождения Иисуса изображали физически очень красивым человеком, в русской живописи эта традиция прерывается как раз на данном художнике — Николае Ге
Спаситель на его холсте выглядит настолько изнуренным — почерневшее лицо и всклокоченные волосы, — что племянница автора Зоя имела неосторожность сказать, что Он некрасив. Замечание это настолько возмутило Ге, что он ответил Зое горячей отповедью:
Художественные особенности
Дочь писателя, Татьяна Львовна Сухотина-Толстая, в работе над мемуарами упоминала, что картину эту Ге написал поверх другой картины, которая была также на библейскую тему. Изначальная картина называлась «Милосердие». На ней был изображен Христос и женщина-самаритянка возле колодца. «Милосердие» не было одобрено публикой, а Николай Ге, не испытывающий священного трепета перед своими работами, мог картину, которая казалась ему неудачной, легко записать, либо отрезать часть холста, либо даже бросить в мастерской на пол.
В 2011-м году в Третьяковской галерее проводили масштабную выставку Николая Ге. К тому времени появилась возможность проверить, правдивы ли слова Татьяны Львовны при помощи рентгенограмм, коих было сделано в процессе исследования не менее тридцати, а также других современных методик. Под красочным слоем картины о Христе и Пилате обнаружилась утраченная картина «Милосердие».
Темное круглое пятно, проступившее со временем на картине между лицами героев, когда-то было головой Христа с картины «Милосердие», а женщина-самарянка Николаем Ге была переделана в фигуру Иисуса. Полученная реконструкция «Милосердия» в 2011-м году была выставлена рядом с той, на которую она была заменена.
История
Основоположник современного конвенционализма — Анри Пуанкаре. Например, в связи с появлением неевклидовых геометрий он охарактеризовал системы аксиом различных математических теорий как соглашения, которые находятся вне поля истины или ложности. Предпочтение одной системы аксиом другой обусловлено принципом удобства. Единственное ограничение на их произвольный выбор состоит в требовании непротиворечивости. Развитие математической логики в 1930-х привело к усилению позиций конвенционали́зма. С формально-логической точки зрения для мира объектов возможны отличные системы классификаций. Так, согласно «принципу терпимости» Карнапа, в основе данной научной теории может находиться любой «языковой каркас», то есть любая совокупность правил синтаксиса. «Принять мир вещей значит лишь принять определённую форму языка». «Языковые формы» следует использовать с учётом их полезности, при этом вопросы, которые касаются реальности системы объектов данной теории, по выражению Карнапа, оказываются сугубо внешними принятому «языковому каркасу». Более крайней позицией явился «радикальный конвенционали́зм» Айдукевича, в соответствии с утверждением которого, отображение объектов в науке зависит от выбора понятийного аппарата (терминологии), причём этот выбор осуществляется свободно.
Литература
- Вейнгартнер П. Фундаментальные проблемы теорий истины. М.: Росспэн. 2005.
- Дзэн / Померанц Г. С. // Дебитор — Евкалипт. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — ( : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 8).
- Соболева М. Е. Истина: свойство, оператор, событие? // Вопросы философии. № 2. 2008.
- Судзуки Д. Т., Кацуки С. Дзэн-Буддизм: Основы Дзэн-Буддизма. Практика Дзэн. — Бишкек: МП «Одиссей», 1993. — 672 с. — (Библиотека Восточной религиозно-мистической философии). — ISBN 5-89750-046-0.
- Тарский А. Понятие истины в языках дедуктивных наук // Философия и логика Львовско-Варшавской школы. М.: РОССПЭН, 1999.
- Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 304 с. — ISBN 5-93597-019-8.
- Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. Вопрос 16: Об истине; Вопрос 17: О лжи // Фома Аквинский. Сумма теологии: Часть первая: Вопросы 1—64 / Пер. А. В. Аполлонова. М.: Издатель Савин С. А., 2006.
- Фома Аквинский. Дискуссионные вопросы об истине.
Примечания
- Истина // Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с. — ISBN 5-8297-0050-6.
- Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- Алексеев П. В. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- Успенский Б. А. Семантика «правды» и «истины» в связи с распределением функций церковнославянского языка // Краткий очерк истории русского литературного языка (XI-XIX вв.). М., 1994, с. 191
- ↑
- Знаков В. В. Категории правды и лжи в русской духовной традиции и современной психологии понимания //Вопросы психологии. – 1994. – №. 2. – С. 55-64.
- Смирнова Е. Е. Смысловое наполнение концептов ПРАВДА и ИСТИНА в русском языковом сознании и их языковая объективация в современной русской речи //Нижний Новгород. – 2016.
- Чудинов Э. М. Природа научной истины. — 2 изд. — М.: УРСС, 2010. — 312 с. ISBN 978-5-397-01376-5
-
- Швырёв В. С. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. Восхождение от абстрактного к конкретному // Философский энциклопедический словарь. — Советская энциклопедия (рус.). — М., 1983. // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.— М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
- ↑
- ↑
- , с. 67—69.
- .
- , с. 30.
- Кохановский В., Яковлев В. История философии
- Армстронг К. История Бога: Тысячелетние искания в иудаизме, христианстве и исламе
- Мень А. В. Сын Человеческий//«Смена», 1990, № 6-12 текст книги
Побольше и пострашнее Править
Конвенционализм — направление в философии науки, провозглашающее в качестве основы научных теорий конвенции между учеными, выбор которых обусловлен соображениями удобства и простоты и не связан непосредственно с критериями истинности. Наука представляет собой набор обобщений опытных фактов — правил действия, которые оказываются успешными.
Основные принципы и аксиомы науки следует понимать как конвенции, служащие для выбора теоретического описания физических явлений среди ряда различных одинаково возможных описаний.
Гипотезы бывают разного рода: «одни допускают проверку и подтверждение опытом, становятся плодотворными истинами; другие, не приводя нас к ошибкам, могут быть полезными, фиксируя нашу мысль; наконец, есть гипотезы, только кажущиеся таковыми, но сводящиеся к определенным или замаскированным соглашениям». Последние гипотезы встречаются в основном в науках математических и соприкасающихся с ними. Условные гипотетические положения являются продуктом свободной деятельности ума: ум может утверждать, так как он здесь предписывает; но его предписания налагаются на нашу науку, которая без них была бы невозможна, они не налагаются на природу». Предписания выбираются согласно с опытом. Конвенции не являются произвольными.
Соотношение конвенций и реальности: «Никакая геометрия не может быть более истинна, чем другая; та или иная геометрия может быть только более удобной.» Формализованная система геометрии ничего не говорит нам о мире физических экспериментов и состоит из условных определений. Законы геометрии представляют собой произвольные соглашения о том, как употреблять такие термины, как «прямая линия» и «точка».
Проблема объективности. «Гарантией объективного мира служит общность этого мира для нас и для других мыслящих существ». Путь к объективности есть путь общения посредством речи (рассуждений, логики). Все что объективно, является чистым отношением вещей, эти отношения объективны, так как они общи для всех мыслящих существ. Если предложением выражается условное соглашение, то нельзя сказать, что оно верно в собственном смысле слова, так как оно не могло быть верно помимо воли ученого: оно верно лишь потому, что ученый этого хочет.
Конвенционализм А. Пуанкаре был ориентирован на удобство. «Наука есть лишь классификация и что классификация не может быть верною, а только удобною. Но это верно, что она удобна; верно, что она является такой не только для меня, но и для всех людей; верно, что она останется удобной для наших потомков; наконец, верно, что это не может быть плодом случайности».
Научные законы являются условно принятыми положениями, которые необходимы для наиболее удобного описания соответствующих явлений, произвольность выбора которых ограничена стремлением ученого к максимальной простоте и необходимостью успешного использования.
Новые результаты невозможно получить лишь при помощи логики, нужна интуиция. Долгая бессознательная внутренняя работа заканчивается внезапным озарением, когда бессознательное Я отыскивает результаты, пока не обнаруживается такой результат, который благодаря своей интересности проникает в поле сознания.
Искусственна ли наука? 1. Совокупность правил действия, приводящих к успеху, и составляет то, что называют наукой, тогда как противоположное правило не имело бы успеха. 2. Научный факт есть ни что иное, как голый факт в переводе на удобный язык… Вся свободная деятельность ученого по отношению к факту исчерпывается высказыванием, которым он выражает этот факт.
История
Основоположник современного конвенционализма — Анри Пуанкаре. Например, в связи с появлением неевклидовых геометрий он охарактеризовал системы аксиом различных математических теорий как соглашения, которые находятся вне поля истины или ложности. Предпочтение одной системы аксиом другой обусловлено принципом удобства. Единственное ограничение на их произвольный выбор состоит в требовании непротиворечивости. Развитие математической логики в 1930-х привело к усилению позиций конвенционали́зма. С формально-логической точки зрения для мира объектов возможны отличные системы классификаций. Так, согласно «принципу терпимости» Карнапа, в основе данной научной теории может находиться любой «языковой каркас», то есть любая совокупность правил синтаксиса. «Принять мир вещей значит лишь принять определённую форму языка». «Языковые формы» следует использовать с учётом их полезности, при этом вопросы, которые касаются реальности системы объектов данной теории, по выражению Карнапа, оказываются сугубо внешними принятому «языковому каркасу». Более крайней позицией явился «радикальный конвенционали́зм» Айдукевича, в соответствии с утверждением которого, отображение объектов в науке зависит от выбора понятийного аппарата (терминологии), причём этот выбор осуществляется свободно.