Агностик
Содержание:
- Агностицизм в истории философии
- Суть[править]
- Известные агностики
- Чуть больше о сути понятия
- Кто такие агностики, чем отличаются от атеистов?
- Классификация гностических учений
- Агностик – кто это? Общее понятие термина
- Языческий гностицизм
- Литература
- Отношение к религиям
- Виды агностицизма
- Кто это такой
- Отношение к различным религиям
- Подкатегории агностицизма
- Почему люди становятся агностиками
Агностицизм в истории философии
В философии агностицизмом называют не самостоятельную концепцию, а общую скептическую позицию в познании: как сомнение в адекватности доступных человеку методов, так и гносеологический пессимизм относительно объективной реальности вообще. В различной форме такие взгляды формулировались в самых разных философских школах. Например, субъективный идеализм Канта считает познание объективных сущностей принципиально невозможным для субъективного разума, а позитивизм утверждает бессмысленность постановки вопросов, выходящих за пределы доступного эмпирической проверке.
Впервые агностическую тенденцию озвучивали уже греческие софисты: Протагор учил, что «всё таково, каким оно кажется нам» (в духе гносеологического релятивизма), а Горгий сформулировал своего рода манифест агностицизма: «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно непознаваемо; но даже если и познаваемо, то необъяснимо для другого».
Философы-эмпирики обращали внимание, что приобретаемый опыт знакомит нас только с ощущениями, а не с самими вещами. Д
Юм сделал поэтому вывод, что мы не можем знать не только того, насколько субъективное восприятие соответствует объективной реальности, но даже и того, существует ли она вообще вне наших ощущений. И. Кант в своей Критической философии постулировал существование объективных «вещей-в-себе» (сущностей, ноуменов), реальных источников наших ощущений, однако считал единственной формой познания субъективный чувственный опыт, поэтому сделал вывод о принципиальной ограниченности познания устройством познавательных возможностей самого субъекта: мы можем познать не реальный объект, а лишь то, как он предстаёт в человеческом опыте — явление («вещь-для-нас», феномен).
Агностицизм игнорирует базовый для философии императив поиска универсального объективного основания, поэтому подвергается постоянной критике как с позиций религиозной философии, так и с позиций материализма, которые видят такое основание в Боге и в материи соответственно. Так, Лев Толстой писал: «Я говорю, что агностицизм, хотя и хочет быть чем-то особенным от атеизма, выставляя вперёд мнимую невозможность знать, но в сущности то же, что атеизм, потому что корень всего есть непризнание Бога». А В. И. Ленин, рассуждая о противоположности материализма и идеализма, напротив, упрекал агностицизм в интеллектуальной нерешительности и реакционности: «Агностицизм есть колебание между материализмом и идеализмом, то есть на практике колебание между материалистической наукой и поповщиной. К агностикам принадлежат сторонники Канта (кантианцы), Юма (позитивисты, реалисты и пр.) и современные „махисты“». В диалектическом материализме гносеологическим основанием агностицизма называлась абсолютизация относительности, а его исторической предпосылкой — конфликт религиозного и научного мировоззрения, желание избежать этой альтернативы либо попытка их синтеза.
Суть[править]
Основная идея агностицизма — окружающий мир непознаваем в принципе. Всегда найдётся хоть что-то тайное, а некоторые вопросы человечеству и вовсе неподвластны — по крайней мере, на нынешней ступени развития. Конкретно религиозный агностицизм полагает, что неподвластны
Зачастую и атеисты, и верующие агностиков не любят.
Некоторые атеисты считает, что агностики своей неопределённостью лишь потворствуют религии, поскольку допускают существование Бога Другие полагают, что агностиками себя часто называют не в меру вежливые атеисты. Некоторым такая деликатность представляется излишней, с учетом, что ответная деликатность наблюдается не слишком часто. Кроме того, агностиками часто себя ошибочно называют люди, пытающиеся занять позицию над спором верующих и атеистов: «неизвестно, есть ли бог, или же его нет». Вот только это никакой не агностицизм, а «слабый» атеизм: считающий так, вовсе не считает вопрос о существовании бога неразрешимым, он лишь считает, что в настоящий момент на него нет ответа. Ну нелюбовь к людям, которые без всякого на то основания пытаются занять позицию интеллектуального превосходства, вполне понятна.
Верующие же не любят агностиков за то, что те утверждают: если Бог существует, то он настолько непознаваемое, чуждое и могущественное создание, что впаять его в рамки существующих религий практически невозможно. Поэтому же многие агностики зачастую являются антиклерикалами: сама идея о установке общественных правил согласно мнению, что так желает некое недоказанное существо, кажется им невероятно глупой и даже опасной. Впрочем, некоторые верующие умудряются успешно сочетать агностицизм с приверженностью конкретной религии, делая финты ушами вида «бог, конечно, непознаваем, но наш великий пророк превозмог/через апофатическое богословие мы сумели…»
Известные агностики
Агностицизм, как система взглядов существовал ещё задолго о появления самого термина и поддерживался многими философами.
Иммануил Кант утверждал одновременное существование внешней реальности (окружающий мир) и внутренней (система представлений, чувствований и оценок внешнего мира человеком) реальность, причём внешняя является независимой, но вот влияет на внутреннюю
В итоге он с осторожностью относился к любым утверждениям о мире, а говорил, что знания мы получаем только опосредовано через призму собственного опыта и потом этот же опыт формирует призму преломления последующих фактов
Дэвид Юм поддерживал идеи агностицизма, утверждая, что личность существует только в чувственном мире, где нет объективности и материальности, а соответственно реальной картиной мира обладать не может. Беря во внимания любые научные исследования, как инструмент агностицизма Герберт Спенсер указывает на то, что всегда будут вещи и процессы, превосходящие возможности осознания и понимания. Он пытается донести до общества абсурдность попыток это всё обосновать, показывая, как упрощается модель религиозными объяснениями. В некоторых моментах критика религиозного мировоззрения такова, что она убирает чувство экзистенциальной тревоги и ежедневное ощущение бессмысленности существования, с которым всегда сталкиваются сторонники агностицизма.
Нил Тайсон является современным представителем агностицизма, говоря, что он не относится ни к одной концепции, т.к. (при любой широте взглядов) навешивает ярлык на самого человека и ограничения на его возможности познавать мир
Он всегда акцентировал внимание на том, что он ученый и выбирает объективное и доказательное знание, как базу для построения дальнейших собственных выводов. Практически все учёные любой сферы, а особенно физики и астрофизики это агностики, поскольку напрямую изучают те материи, которые для простых обывателей являются чудесами
Чёрные дыры, странные звуки в пустой комнате, иллюзии, называемые привидениями и пустота космоса, где нет всевластного дяди с бородой – это мир агностиков, где ежедневно они видят научные и обоснованные доказательства отсутствия бога.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Чуть больше о сути понятия
Для того чтобы понять в полной мере смысл данного термина, обратимся снова к этимологии. Уже при зарождении агностицизма к заимствованному из греческого языка корню была добавлена морфема отрицания. Так из gnosis получилось agnostos, что в переводе означает «недоступный познанию».
Что же скрывается за словом «агностик»? Определение его было окончательно сформулировано относительно недавно — в 1869 году, однако это вовсе не свидетельствует об отсутствии агностицизма как явления и точки зрения до этих пор. Еще во времена Античности данная позиция имела место, а со временем она укреплялась, развивалась и совершенствовалась. В частности, в философии Протагора, в античном скептицизме и у софистов четко прослеживались ключевые идеи данного направления.
В большей же мере взгляды такого рода были присущи философам-идеалистам.
Кто такие агностики, чем отличаются от атеистов?
Слова «атеист» и «агностик» вызывают в воображении много различных ассоциаций и значений.
Когда существование Бога ставится под вопрос, сам предмет дебатов оказывается непростым и часто неправильно понимается.
Неважно, по каким причинам или как они рассматривают этот вопрос, агностики и атеисты существенно отличаются, но в то же время имеют ряд общих черт. Многие люди, которые начинают называть себя агностиком, одновременно отказываются от понятия «атеист», даже если технически оно относится и к ним
Многие люди, которые начинают называть себя агностиком, одновременно отказываются от понятия «атеист», даже если технически оно относится и к ним.
Давайте поймем различия между тем, что значит быть атеистом и быть агностиком, и оставим в прошлом любые предвзятые мнения или неверные истолкования.
Кто такой атеист?
Атеист – человек, который не верит ни в каких богов. Это очень простое понятие, но часто оно повсеместно неправильно толкуется. По этой причине существует множество других способов определений.
Атеизм – недостаток или отсутствие веры в богов, или сомнение в их существовании.
Кто такой агностик?
Агностик – любой, кто не утверждает, что знает, существуют какие-либо боги или нет. Данная идея тоже достаточно несложная, но она может быть также неправильно понята как атеизм.
Одна из основных проблем состоит в том, что атеизм и агностицизм касаются одного и того же вопроса относительно существования богов
Следует принять во внимание, что атеизм подразумевает, что человек не верит, что Бог существует, а агностицизм – что человек не знает, существует ли Бог. Вера и знание связаны, но, тем не менее, являются отдельными понятиями
Есть простой тест, чтобы узнать, являетесь ли вы агностиком или нет. Вы точно знаете, что какие-либо боги существуют? Если так, тогда вы не агностик, а теист или верующий. Вы уверены, что боги не существуют или даже не могут существовать? Если так, тогда вы не агностик, а атеист.
Агностики-теисты или агностики-атеисты?
Агностик-атеист не верит ни в каких богов, в то время как агностик-теист верит в существование по крайней мере одного бога. Однако они оба не могут заявить, что имеют какие-то знания, подтверждающие эту веру. По существу, остается открытым еще один вопрос: почему они агностики.
Как только становится понятным, что атеизм – это просто отсутствие веры в любых богов, то проясняется и то, что агностицизм – это не «третий путь» между атеизмом и теизмом, как многие привыкли думать. Наличие веры в бога и отсутствие веры в бога не исчерпывает все возможности.
И все же у многих людей складывается ошибочное впечатление, что агностицизм и атеизм являются взаимоисключающими понятиями. Но почему? Не существует такого «я не знаю», которое логически бы исключало «я верю».
Наоборот, не только знания и убеждения совместимы, но они часто связаны между собой, потому что незнание чего-либо зачастую становится причиной для того, чтобы не верить.
Стоит отметить, что существуют двойные стандарты в отношении атеистов и агностиков. Со стороны верующих часто наблюдается ситуация, когда они хуже относятся к тем людям, которые утверждают, что не верят в Бога (то есть атеистам), тогда как агностиков воспринимают более доброжелательно.
Классификация гностических учений
Персидский гностицизм
В начале III века гностические системы начинают терять своё значение. На смену им является новое еретическое учение, по началам сходное с гностицизмом, но отличающееся от него тем, что, при полнейшем отсутствии идей греческой философии и учения иудаизма, оно представляет собой смесь христианства с началами религии Зороастра.
- Мандеи — название происходит от арамейского «знание». Основана в II веке н. э. Представители этого течения считали себя последователями Иоанна Крестителя. До сих пор существуют небольшие группы мандеев в южном Ираке (ок. 60 тыс. чел.), а также в иранской провинции Хузистан.
- Манихейство — составленное из вавилонско-халдейских, иудейских, христианских, иранских (зороастризм) гностических представлений синкретическое религиозное учение перса Мани (III век).
Поздний гностицизм
- Офиты
- Борбориты
- Каиниты
- Сифиане
- Евтихий (ересиарх)
- Павликиане
- Тондракийцы
- Богомилы
- Катары
- Каббала
- Теософское общество
Маркион
По мнению Г. Йонаса, несмотря на полемику отцов церкви, Маркион не может быть с полной уверенностью причислен к гностикам, как Василид и Валентин, чей гностицизм бесспорен, ибо:
- им руководили не метафизические и не апологетические, а чисто сотериологические интересы;
- он ради этого придавал главное значение чистому Евангелию и вере (а не познанию);
- он для своего понимания христианства не использовал философию — это был, по крайней мере, его принцип;
- он старался не основывать школы знающих (не было тайного учения), а преобразовывать соответственно Евангелию ап. Павла все общины, христианство которых он признавал законническим (иудействующим) и исключающим свободную благодать (у Маркиона не было различия между пневматиками и гиликами: Евангелие для всех, а не тайное знание).
Маркион, в отличие от гностиков, признавал Спасение верой, а не знанием и признавал буквальное, а не аллегорическое толкование Библии[источник не указан 740 дней].
Агностик – кто это? Общее понятие термина
Агностиками называют людей, которые придерживаются агностицизма. Слово происходит от древнегреческого “”, что переводится как “непознаваемый”, “непознанный”. Люди, относящие себя к агностикам придерживаются теории невозможности познания аксиомы существования любых богов, а следовательно они не причисляют себя ни к одной из существующих вер. Отличной чертой от атеизма является то, что агностицизм не отрицает возможного существования божественных квинтэссенций.
История возникновения идеологии
Первые упоминания об агностицизме относятся к философии античности (конец VII – VI в. н. э.), где древнегреческий философ Протагор, представитель философского направления софистов, утверждал, что наше сознание относительно и субъективно. Его древнеиндийский современник поддерживал агностические взгляды на бытие и считал, что после смерти нас ждет какая-либо жизнь.
Впервые определение было дано Томасом Генри Гексли, английским зоологом, в 1869 году. Он первым официально высказал суждение о том, что не может и не собирается относить себя к какой-либо из существующих религий. По его мнению, агностик – это человек, который не отрицает существование высшей силы, но и не примет существование какого бы то ни было определенного бога. В то время как агностик не отрицает, также он и не подтверждает существование богов, считая, что первичное – неопознано, а потому неизвестно.
Идеи агностицизма получили широкое распространение среди английских естествоиспытателей в 19 веке.
Агностицизм в общем виде
Агностики отрицают существование какой-либо определенной истины, и утверждают, что окружающий нас мир нельзя познать объективно. Согласно обсуждаемой концепции, мы ничего не можем знать о божественных проявлениях, о Боге, загробной и иной жизни, ведь наши знания невозможно подтвердить свидетельствами опытной науки.
Иными словами, у нас нет неопровержимых доказательств существования божественных сил, но также нет и доказательств того, что этих сил не существует – тоже нет. Доказать наличие души научными методами не представляется возможным либо на данный момент развития человечества, либо вообще.
При всем вышесказанном, агностик может быть как верующим, так и неверующим. Для приверженцев агностической философии сама идея споров о существовании, либо не существовании высших сил является ненужной.
Чем отличается агностик от атеиста?
Периодически агностиков путают с атеистами. Переплетение этих философских течений является в корне неверным. Атеисты резко отрицают существование Бога, в то время как агностики воздерживаются от суждения. Они не знают, ведь ничто не доказано.
Атеизм не является противоборством какой-либо определенной вере: атеист одинаково скептичен по отношению к христианскому Богу и Зевсу. Аналогичным образом агностики относятся к проявлениям божества – в равной мере к Аллаху и Тору. Они не признают проявление “чудес”, если они противоречат законам природы.
Отношение между агностицизмом и другими религиями
Затронутые выше атеисты с недоверием относятся к агностикам за их “неопределенность”. Приверженцы атеизма считают, что на вопрос “Верите ли вы в Бога?” есть только два варианта ответа, в то время как агностики выбирают третий. По мнению первых, если ответом будет “нет” то вы автоматически атеист, а если “нет”, то вы верующий по обозначению.
Исключительно верующие люди считают агностиков банальными “лентяями”, которые могут перекреститься в тяжелый момент жизни, но ни за что не придут на службу в воскресенье. Учитывая, что вера основывается не только на библии, но и на личном опыте, зачастую верующие пытаются повернуть агностиков на свою сторону путем рассказов о “божественном даре” или “чуде”.
Естественным образом, верующие лучше относятся к агностикам, чем к атеистам, по причине того, что любой агностик имеет возможность найти свой путь и примкнуть к религии. Несомненным плюсом также является хотя бы теоретическая возможность существования внеземного разума.
Кто может считать себя агностиком?
Современное общество по праву может считать агностицизм “удобным”. Способны ли вы внутри себя поставить на один уровень существование души в целом как понятия, Бога, лесных нимф, Орфея и Будду? Агностик может. Для него любое верование – интересно, и он может с благоговением относиться как к Евангелию, священному писанию, так и найти что-то стоящее в законах шариата.
Языческий гностицизм
Исторических памятников, отражающих картину дохристианского гностицизма, сохранилось немного. В основном это отрывки космогоний и гимнов из мистических культов, а также гермесианская литература. Определить время происхождения этих документов очень сложно так как многие из них подверглись разным наслоениям, особенно трактаты герметики.
Более 40 арабских, а также латинских трактатов I века, содержавших платоническо-пифагорейские элементы учения и мистические взгляды на гносеологическую теорию возникновения мира и сотериологию (учение о спасении), в частности заимствованные из работ Поседония. Авторство герметических трудов приписывалось Гермесу Трисмегисту, греческому богу наук и покровителю магии, который считался посредником между богами и человеком.
Литература
- на русском языке
- Гайденко П. П. Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьева // Вопросы философии. — 1998. — № 4. — С.75-93.
- Гностицизм // Энциклопедия Кольера. — Открытое общество (рус.). — 2000. // Энциклопедия Кольера. — М.: Открытое общество, 2000.
- Дьяков А. В. Гностицизм и русская философия. Опыт историко-философского анализа. — М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2003. — 328 с.
- Козырев А. П. Соловьев и гностики М.: Изд. Савин С. А., 2007. — 544 с. ISBN 978-5-902121-12-1
- Оренбург М. Ю. Гностический миф: Реконструкция и интерпретация. Изд. 2. — М.: Либроком, 2013
- Памятники литературы на коптском языке. Введение, перевод с коптского и комментарии А. И. Еланской. СПб: Издательство Чернышева, 1993. — 316 с.
- Сидоров А. И. Гностицизм // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 118—119. — 840 с.
- Соловьёв В. С. Гностицизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Трофимова М. К. Историко-философские вопросы гностицизма (Наг-Хаммади, II, соч. 2, 3, 6, 7). М., 1979.
- Хосроев А. Л. Александрийское христианство по данным текстов из Наг Хаммади (II, 7; VI, 3;. VII, 4; IX, 3). Ответственный редактор К. Н. Юзбашян. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — 276 с.
- на других языках
Massimo Introvigne Il ritorno dello gnosticismo (Nuove spiritualità), SugarCo, Carnago (Varese), 1993 pp. 266. ISBN 88-7198-216-9
Отношение к религиям
Агностицизм не означает отрицание существования Высшей силы, он лишь утверждает невозможность познать, есть или нет Бог на самом деле, объясняет нереальность получения достоверной и точной информации, истинных знаний по этому факту.
Когда человек не имеет достаточного количества доказательств существования Бога, он предпринимает попытки найти их, выдвигает гипотезы, проводит исследования, опровергая или доказывая их, но в конечном счете делает вывод о том, что доказать существование или не существование Высших сил все-таки невозможно. То же самое относится и к различным когнитивным и философским рассуждениям.
Важно! Агностик не исповедует «агностицизм», ведь такой религии просто не существует. Агностицизм – это философское направление, учение, теория познания.. Агностицизм ведет к тому, что он и сам непознаваем, он всего лишь средство пополнения и расширения знаний, формирования мыслей, приобретения опыта
Агностицизм ведет к тому, что он и сам непознаваем, он всего лишь средство пополнения и расширения знаний, формирования мыслей, приобретения опыта.
К известным агностикам относятся: И.Кант, Б.Рассел, Ф.Хайек, Ч.Дарвин, А.Эйнштейн, Е.Гайдар и др.
Виды агностицизма
Скептицизм
Направление в философии, которое выдвигает сомнение в качестве принципа мышления, в частности сомнение в точности истины
Следует обратить внимание, что существуют различия между обыденным скептицизмом, научным и философским скептицизмом
Философский скептицизм
Это направление в философии, которое проявляет сомнения в возможности истинного знания.
Скептики опровергали догматы всех школ, для них знание – это что-то, что должно быть полностью и окончательно верно, а это для них невозможно, из-за этого одни были уверены, что знание всегда ошибочно, для других – знание могло быть ошибочно.
Скептики призывают к поиску истины, но при этом пытаются доказывать равносильность противоположных суждений. Для них истина недостижима, критерии истины не существуют, чувствительный метод вводит человека в заблуждение и мы можем воспринимать то, что не существует — сны и иллюзии.
Разум нас тоже обманывает: он не способен разрешить противоречия.
Релятивизм
Релятивизм — методологический принцип, сторонники которого, абсолютизируя относительности и условности содержания всего познания, считают объективное познание действительности невозможным.
Релятивизм, как методологическая установка, восходит к учению древнегреческих софистов. Как писал Протагор: «человек есть мера всех вещей…», релятивисты делают вывод, что основой познания является текучая чувственность и она не отражает ничего объективного и никаких устойчивых явлений.
Иррационализм
Иррационализм — философское учение, отрицающее важнейшую роль разума в познании. Оно выдвигает на передний план использование других видов человеческих способностей, таких как: созерцание, инстинкт и интуиция, вера, воображение и и другие чувства.
Иррационализм заявляет об алогичности и иррациональности самой действительности, поэтому познание с помощью разума становится второстепенным.
Кто это такой
Непонятность термина агностик и кто это простыми словами можно объяснить, как присутствие постоянных сомнений человека в истинности фактов. Это тот, кто не поверит чужому опыту или взглядам без предоставленных объективных, научных доказательств. Это материализм, но вместе с тем, агностик не отрицает присутствие духовного мира и влияние энергий на развитие человека, только ждёт реальных доказательств, прежде чем это утверждать. Таким людям свойственен высокий интеллект, заставляющий постоянно сомневаться, анализировать вселенную во всей её совокупности и каждый раз приходить к выводу сколь малы человеческие возможности, а также продолжительность жизни, чтобы реально постигнуть то, что происходит в мировых процессах на глобальном уровне (а это необходимо даже для объяснения функционирования наших клеток).
Агностики отрицают только мистическую сторону веры и религии, при этом поддерживают её влияние на ценностно-смысловое и духовное пространство личности, на формирование её внутренней структуры, а также регулировки поступков. Агностик рассматривает любую религию не как набор верований и утверждений существования невидимого мира, но как модель построения жизни, определённый набор норм и правил, руководствуясь которыми личность продолжает свой путь. Это касается любых информаций, не принимаемых за точку отсчёта, ведь любое знание меняет субъективную картину мира и тогда личность подвергается изменениям, под этими изменениями происходит также трансформация трактовки. В итоге через множество накладок субъективного восприятия реальное представление о чём бы то ни было отсутствует, о чём и говорит агностик.
Единственные религии, способные обойти агностицизм в его критическом отношении – это буддизм и даосизм, поскольку в них нет трактовки персоны бога, а есть только свод предлагаемых правил построения своей жизни. Вера, как руководство по оптимальному построению внутренних этических норм вполне подходит агностику, поэтому если они и увлекаются какой-то верой, то обычно это учения об энергиях, взаимодействии и подобные, где нет персонификации.
Отношение к различным религиям
Познание истины считается невозможным для агностика в таких вопросах, как вечная жизнь, существование богов и других различных сверхъестественных существ, явлений и понятий. Однако сторонники этой точки зрения принципиально не исключают подобной вероятности, как и отсутствие ее. Ими отвергается только сама возможность доказать ложность или истинность рациональным путем подобных утверждений. Поэтому сторонник этой точки зрения в Бога верить может, но при этом не является приверженцем каких бы то ни было догматических религий (ислама, иудаизма, христианства и др.), так как догматизм, присутствующий в них, противоречит принципиальному убеждению о непознаваемости мира, которое разделяют агностики. Таким образом, приверженец этой позиции верить в Бога может, но только как допущение возможности того, что он существует, зная при этом, что может ошибаться, поскольку приводимые в пользу несуществования или существования Бога аргументы считает недостаточными и неубедительными для того, чтобы на их основании прийти к однозначному выводу.
Однако некоторые религии, такие как даосизм и буддизм, не имеют изначально учения о существовании персонифицированного бога.
Этот факт устраняет главный конфликт, благодаря которому являются несовместимыми агностицизм и религия. Агностик — это не обязательно человек, принципиально отрицающий веру.
Подкатегории агностицизма
В агностицизме выделяют 4 подкатегории:
- Слабый. Для сторонников слабого или временного агностицизма вопрос изучения бога не имеет ответа. Они убеждены, что человеческому разуму подобное не доступно.
- Сильный. Его также называют абсолютным или строгим. Агностики этого направления считают доказательство существования или несуществования бога невозможным, поскольку ни одну из теорий нельзя проверить.
- Безразличный. Приверженцы безразличного направление считают сам вопрос существования или несуществования бога не существенным. Оно основано на убеждении, что ни у теистов ни у атеистов нет убедительных доказательств, поэтому эту тему бессмысленно рассматривать.
- Игностицизм. Представителей этого направления интересует не только сама возможность существования бога. В первую очередь ни стремятся дать точное определение понятию «бог». Пока в научном сообществе не будет четкого определения для объекта исследования, начать его изучение невозможно.
Зачастую агностики не присоединяются к конкретной группе, называя себя просто агностиками, без уточнений.
Почему люди становятся агностиками
Доводы в пользу агностицизма:
- Даже если какие-то вещи воздействуют на сознание человека, оно меняется только так, как заложено его природой. То есть, человек воспринимает все только со стороны тех изменений, которые эти вещи оказывают на его сознание. Человеческие ощущения — это область, закрытая для каких-то внешних вещей. Опыт человека имеет ограничения и конец: реальный мир шире того представления, которое о нем имеет конкретный человек. В связи с этим нет возможности делать истинные выводы.
Считается, что причинами, по которым человек начинает придерживаться агностицизма, являются:
сложность объекта познания (то есть существования Бога); сложность самого процесса познания.
Гедонисты и гедонизм — кайф без наркотиков