Основы социальной философии
Содержание:
- Диалектический метод
- Анторопосоциогенез как философское направление
- История философии
- Современная философия
- Модель и структура
- Взаимодействие человека и природы
- Современная философия[править]
- Историческое развитие
- 1.1Понятие философии
- 1.3Формы философской деятельности
- Герменевтический метод
- Что такое философия? Определение
- Навигаторы[править]
- Основные проблемы теоретической философии
- История
- Современная
- Смысл жизни
- Эмпиризм, как теория познания
- Софизм, как метод доказательства
Диалектический метод
Диалектический метод в философии – это способ поиска истины путем сопоставления двух или более противоположных теорий. Буквально термин «диалектика» переводится с греческого как «искусство спорить». Его изобретатель – Зенон Элейский, изучавший противоречия единства и множества. На основании его выводов развивалось учение элеатов и софистов о несовместимости основных состояний человека:
- бытия,
- движения;
- покоя.
В Средние века диалектика вошла в состав семи свободных наук, и стала одним из основных методов доказательства и способов классификации.
Современная философия использует диалектику для изучения человеческой деятельности. Она позволяет разрешать противоречия в гуманитарных науках, в частности, в психологии и социологии. Диалектика не обладает четкой логической структурой, но позволяет всем участникам рассуждения прийти к одним и тем же выводам.
Анторопосоциогенез как философское направление
В философии у понятия «человек» несколько значений. Античные философы рассматривали его, как часть мироздания. Он – мерило всех вещей. В эпоху Возрождения, он – самостоятельный творец, наделенный свободой выбора. Современная философия рассматривает его в симбиозе с другими гуманитарными науками: социологией и психологий. Она не дает четкого определения человеку, как объекту изучения, наделяя его способностью самостоятельно определять свое понимание бытия.
Многие философы сомневались в том, можно ли считать человека разумным. Его животное начало очень сильно, но все-таки он возвышается над другими видами. Ницше полагал, что индивид способен уничтожить в себе животную составляющую и культивировать социальную. Он является субъектом деятельности, формируя себя и свое окружение. Позже его идеи развили марксисты. Их основной тезис – бытие определяет сознание. Он означает, что окружающая среда оказывает решающее воздействие на индивида и его становление как личность.
Возможности социализации изучает антропогенез. Это – процесс вытеснения биологических законов и замена их социальными. При этом биологические законы не исчезают вовсе, а облекаются в социально приемлемые нормы. Процесс антропогенеза длится с момента появления социума.
История философии
Основная статья: История философии
История философии — это исторический процесс
развития и изменения философских учений. Также историей философии называется историко-философская
наука.
Существуют разные точки зрения на соотношение философии и истории философии.
Гегельянство и близкие к нему школы считают всю историю
философии по своему существу внутренне необходимым, последовательным
поступательным движением, которое разумно внутри себя. Каждая система философии
необходимо существовала и продолжает ещё и теперь необходимо существовать: ни
одна из них, следовательно, не исчезла, а все они сохранились в философии как
моменты одного целого. Принципы сохранились, новейшая философия есть результат
всех предшествовавших принципов; таким образом, ни одна система философии не
опровергнута. Опровергнут не принцип данной философии, а опровергнуто лишь
предположение, что данный принцип есть окончательное абсолютное определение.
История философии — это не просто собрание случайных событий и мнений, в
ней есть существенная связь, это система развития мышления. Содержание этой
истории представляет собой научные продукты мышления.
Как бы то ни было, в философии соотношение предмета исследований и истории исследований отличается от характерного для
обычных наук, где изучение их истории не обязательно для понимания их предмета,
современного состояния исследований, которое всегда считается более истинным по
отношению к предшествующим. Если история обычных гуманитарных или, тем более,
естественных наук представляет собой скорее небольшой раздел истории, чем
раздел самих этих наук, история философии сама является содержанием
философского знания, предметом философского постижения, что скорее роднит
философию с
или .
Преемственность между философскими учениями носит неоднозначный характер, любая
появляющаяся концепция рассматривается как развитие и/или новое сочетание уже
существовавших, кем-то уже высказанных принципов. В противном случае она вообще
не признаётся философской. Русский мыслитель В. Ф. Асмус выразился об
этом ярко: «Если что нибудь открыли , покопайтесь в истории
философии; если там ничего не найдёте — значит открыли глупость».
Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время»(термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему
миру. Последовательность эпох и взаимное влияние регионов мира представлена
здесь в виде краткой таблицы.
Современная философия
Основная статья: Современная философия
Современные
философские направления
- Аналитическая философия
- Когнитивный
релятивизм - Критическая теория
- Либерализм
- Марксизм
- Неопозитивизм
- Неопрагматизм
- Неотомизм
- Новая
философия во Франции - Позитивизм
- Постмодернизм
- Постпозитивизм
- Постструктурализм
- Структурализм
- Феноменология
- Экзистенциализм
Методы
современной философии
Основная статья: Философский метод
- Феноменология (дескрипция)
- История понятий (история идей)
- Логический анализ
языка (анализ языка, логический анализ) - Герменевтика
- Структурализм
- Семиотика
- Деконструкция
- Диалектика
Модель и структура
Существуют следующие социально-философские модели:
- Натуралистические теории, развитые и изучаемые Гоббсом, Локком, Дидро. Человек рассматривается, как самостоятельное, разумное природное существо.
- Позитивистский эволюционизм Конта и Спенсера, в котором история человечества рассматривается как естественный процесс. По отношению к обществу проводится аналогия с биологическим организмом.
- Идеалистические модели социума. Сознание в жизни человека определяет исторический процесс, а общественные отношения основываются на духовной природе.
- Материалистические теории (марксизм) основываются на процессах вне сознания, управляющих общественными отношениями.
Структура, рассматриваемой философии, изучается с различных сторон познания. Выделяют следующие части социальной философии:
Онтологическая – объясняет закономерности развития жизни человека, как часть общественных отношений. Вопрос о сущности социального бытия человека рассматривался многими мыслителями
Основой бытия социума и деятельности людей принимали разнообразные факторы: Платон – идею справедливости, Монтексье и Чаадаев – географическую среду, Гегель – разум.
Гносеологическая – изучает вопрос, касающийся особенностей познания: имеет ли познание собственные законы, и может ли претендовать на истину.
Ценностно-аксиологическая сторона познания акцентирует внимание на его специфике.
Взаимодействие человека и природы
В науке определение «природа» включает весь материальный мир Вселенной. В него входят все природные и культурные объекты.
Природные объекты могут быть:
- живыми – совокупностью организмов.
- неживыми – веществами и полем, обладающим энергией.
Живые предметы – результат жизни, возникшей и развившейся в географической среде. Под географической средой понимают ту часть природы, которая необходима для жизни человечества (растительный и животный мир, почва, земная кора, вода, нижняя часть атмосферы). Географическая среда вовлечена в процесс общественного бытия.
С момента появления общества природные процессы на Земле разделились на:
- природные;
- специфически общественные;
- природно-социальные.
Современный уровень развития общества позволяет индивиду не зависеть от природы непосредственно, удовлетворяя свои потребности с помощью достижений науки. Опосредованная зависимость возрастает. Человек преобразует природу и увеличивает свою власть над ней.
Современная философия[править]
- Основная статья: Современная философия
Современные философские направленияправить
- After-постмодернизм
- Аналитическая философия
- Критическая теория
- Либерализм
- Марксизм
- Неопозитивизм
- Неопрагматизм
- Неотомизм
- Новая философия во Франции
- Позитивизм
- Постмодернизм
- Постпозитивизм
- Постструктурализм
- Структурализм
- Феноменология
- Экзистенциализм
- Философия носителей
- Философия по Христу
Нерешённые философские проблемыправить
Строение мозга по представлениям Рене Декарта (из его работы О человеке, 1664). Эпифиз, или пинеальная железа (на схеме обозначен буквой H) — тот орган, в котором, по мнению Декарта, заключена душа человека. Таким образом он пытался решить психофизическую проблему.
Проблемы, которыми занимается современная философия
- Проблема Другого
- Проблема универсалий
- Психофизическая проблема (см. также Основной вопрос философии)
- Парадокс Мура
- Проблема Геттиэра
- Проблема Молиньё (Молиньё, Молинё, Молине)
- Пирроновский регресс в познании
- Восприятие цвета
- Контрафактические суждения
- Материальная импликация
- Счастливая случайность
- Проблема зла
- Дилемма Евтифорна
- Проблема демаркации
- Эссенциализм в эстетике
- Средство есть сообщение (The Medium is the Message)
- Что является произведением искусства?
- Искусственный интеллект
- Сущность и статус математических объектов
Решённые философские проблемыправить
Список решённых проблем варьируется в зависимости от философской школы. Там, где одни видят решение, другие продолжают видеть проблему, третьи же признают проблему псевдопроблемой. Например, проблема универсалий считается решённой в философии носителей, использующей в качестве философской логики синкретику.
- Ахиллес и черепаха (проблема бесконечно малых).
- Проблема метода (научный метод, метод философии и т. д.)
- Проблема обоснования логики и проблемы её применения в конкретных науках
Историческое развитие
Социальная философия, как самостоятельная наука, берет начало с Древнего мира. Ее называли по-разному: «этика», «политическая философия», «историософия». Так проявлялись разнообразные грани этой науки. Современное название наука получила благодаря французскому философу Огюсту Конту, который ввел такое обозначение в 40-х гг. ХIХ в. Термин получил распространение во Франции, после – в Германии, и в начале XX в. стал популярен в России.
Важной вехой в истории, стала эпоха Возрождения. Мыслители того времени придерживались гуманистических и антропоцентрических взглядов
В эпоху Ренессанса зародился новый уклад и образ жизни. Изменения в социально-философских взглядах повлияли и на социально-политическую сферу жизни людей. Взгляды гуманистического антропоцентризма тех времен выражались в следующих идеях:
- история человечества – это история жизни индивидов, с их характерами, волей и чувствами;
- в политической борьбе, старые сословия стремятся сохранить неизменными привычные порядки, традиции и институты, а новые им противодействуют;
- доказано, что в основе социально-политической борьбы заложены имущественные отношения и собственнические интересы.
Другой значимый этап развития – философия Нового времени. Мыслители той эпохи не изучали вопросы социального бытия. Основным вопросом социальной философии Нового времени было отношение между личностью и обществом. Мнения мыслителей сходились на теории атомизма. Права индивида приоритетнее по сравнению с социумом.
Происхождение социума не подразумевает божественного начала. Индивиды – автономные «атомы», тогда как общество – совокупность этих атомов.
1.1Понятие философии
Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого — универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — одной из основных философских категорий. К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности
Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории
Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.
Сам термин «философия» всегда имел славу термина, с трудом поддающегося определению из-за подчас фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и используемыми в философии идеями.
Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём». В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления». Хайдеггер в первой лекции своего курса «Основные понятия метафизики», последовательно рассмотрев взаимоотношения философии с наукой, мировоззренческой проповедью, искусством и религией, предложил при сущностном определении философии отталкиваться не от них, а от высказывания немецкого поэта Новалиса: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Тем самым, признав фактически не только возможность, но в данном случае и необходимость использования «взгляда со стороны» (поэзии) для философии.
Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности».
1.3Формы философской деятельности
Философия как мировоззрение
Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.
Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию, философию и другие.
Есть мнение, что философия — это мировоззрение человека, то есть его суждение об окружающем его мире, о событиях происходящих в этом мире, комплекс понятий о культуре, идеологиях, его заблуждения и прозрения.
Мировоззрение формируется под воздействием личного жизненного опыта, школ и течений, существующих в умах людей в данную эпоху, на склад ума индивидуума. Часто индивидуум не высказывает свои мировоззренческие взгляды. Но это не значит, что их нет. Часто философ рассматривает явление через ту или иную призму предвзятости. Бердяев, например, в своей работе «Смысл творчества» прямо определяет эту свою предвзятость русским православием, причём, в своей собственной трактовке этого православия. Призма К. Маркса: бытие определяет сознание. Да, вполне вероятно, что у каждого индивидуума есть своя призма, может быть не сформулированная. Очень часто философы формулируют какой-никакой постулат, а потом на протяжении всей своей жизни строят натянутые схемы в поддержку этого постулата.
Философия как образ жизни
В античной, индийской и китайской философии сама философия рассматривалась не только как теория, но и как образ жизни (деятельность).
Философия и наука
Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки:
Является ли философия наукой?
Как соотносятся между собой философия и частные (конкретные) науки?
Как соотносятся между собой философия и вненаучное знание?
При рассмотрении первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию, прежде всего с точки зрения «науки логики».
Герменевтический метод
Под герменевтикой понимают метод, позволяющий толковать, т.е. понимать и интерпретировать различные тексты. Изначально герменевтика применялась для восстановления частично утраченных и искаженных библейских текстов и произведений древних авторов. Автор первой работы по герменевтике – А. Августин, христианский мыслитель.
Процесс понимания текста называют герменевтическим кругом. Для глубинного анализа, текст рассматривают в контексте эпохи, в которой он был создан, и личности его автора. Применение герменевтики в философии позволяет рассмотреть явление со всех позиций и прийти к его глубинному пониманию.
Что такое философия? Определение
В отличие от других дисциплин, философия не имеет строгих определений, не ограничена в вопросах изучения и в прямом смысле объединяет в себе все и сразу. Попытка дать исчерпывающие ответы на все возникающие вопросы о мироздании кажется успешной, потому что благодаря науке о жизни, на сегодняшний день есть боле менее четкое понимание роли человека в разрезе мироздания.
Итак, что такое философия?
Определение
Мировоззренческое течение и философские размышления действуют сообща, они словно дополняют друг друга. Мыслительная деятельность упорядочивает взгляды на окружающую действительность и придает им теоретичность. Можно смело предположить, что мировоззрение является частью философской мысли. «Любовь к мудрости» широко демонстрирует мироздание и место индивида в нем. Мировоззрение дает конкретные ответы на возникающие вопросы. Действуя сообща, оба направления дополняют друг друга и дают человечеству возможность увидеть полную картину деятельности всего живого на земле.
Есть такая категория людей, которая не воспринимает философскую мыслительную деятельность серьезно, они уверены – это пустая трата времени. Так происходит, потому что люди не понимают прикладного значения философии. Им сложно понять глобальные размышления о мироздании, они не видят, как решаются теоретические задачи и главное, для них остается загадкой, как «любовь к мудрости» можно применять в повседневной жизни.
Отвечая на вопрос, что такое философия, стоит отметить, что это, прежде всего наука о жизни. Она помогает решить ряд жизненных задач. Между тем, «любовь к мудрости» нельзя классифицировать, как точную науку. Она не дает конкретных ответов, она рассуждает, выдвигает гипотезы, озвучивает теории. Эта наука, которую возможно постичь, только самостоятельно, через собственный выстраданный опыт и путем личных исканий истины. Мысль в разрезе данной науки объединяет в себе ценности и знания, таким образом, давая людям полное понимание происходящего вокруг.
Навигаторы[править]
Мировоззрение
мифологическое |
религиозное |
мистическое |
философское |
научное |
художественное |
политическое |
архаическое |
традиционное |
модерновое |
постмодернистское |
современное
Наука | ||||||||||
Одна из областей науки | ||||||||||
|
||||||||||
Метафилософия | Разделы философии | Портал | |
---|---|---|---|
Философия | познания | теоретическая | практическая |
Дисциплины | Эпистемология • Логика | Онтология • Метафизика | Аксиология • Этика • Эстетика |
Философия предметной области | науки • математики • техники • сознания • языка | природы • человека • духа • теология | • истории • культуры • • общества • • права • религии • |
Это незавершённая статья по философии.Вы можете помочь «Традиции», исправив и дополнив эту статью. |
Основные проблемы теоретической философии
Если брать во внимание основные проблемы теоретической философии, то они выражаются в следующих вопросах:
- Какова цель введения идеальных объектов в философское учение?
- Нужны ли идеальные объекты, чтобы наука развивалась в дальнейшем?
- Можно ли пользоваться лишь эмпирическими знаниями?
Когда-то Мах, мыслитель из Австрии, попытался ответить на выше спрашиваемые вопросы. Он настаивал, что основная цель любой научной теории заключена в возможности экономной репрезентации эмпирических информационных данных о той или иной сфере знаний.
Реализовать же такие цели можно, если выстраивать логические эмпирические модели, когда бралось немного допущений и из них вырабатывалось, как можно больше следствий. Интеграция идеального объекта является неизбежным следствием для мышления. Случается же так потому, что объективная реальность не показывает никаких закономерностей или связей.
Логическое отношение возможно лишь в области сознания, в мыслительных процессах, наполненных понятиями. Такие модели нуждаются в определенном упрощении, создании их схем, получении новых детерминаций, имеющих инструментальный характер. Главным предназначением любой логической модели является помощь в создании целостной теоретической системы.
Мах считал, что эмпирические информационные данные, содержащиеся в теоретических системах, оказываются защищенными, могут транслироваться в культурных процессах, считаются обозримыми и неплохо усваиваются при обучении.
История
История началась более 2000 лет назад на территории стран древнего мира. Родиной данного направления считается Древняя Греция. Платон считал философию особой дисциплиной, которая была призвана дать ответы на глобальные вопросы существования всего живого на земле.
Пифагор первым назвал себя истинным знатоком древней дисциплины, посвятив большую часть своей жизни изучению всего, что с ней было связано. Именно он основал философскую школу пифагорейцев, в рамках которой изучалась планиметрия. Позже была предложена знаменитая теорема Пифагора. С тех пор в рамках рассматриваемого научного познания изучался не только симбиоз мира и человека, но и взаимодействие с другими научными направлениями.
Первоначально эта предложенная доктрина включала в себя изучение разных областей, спустя время трансформировалось в систему знаний о мироздании. Основная задача дисциплины заключалась в том, чтобы давать исчерпывающие ответы на вопросы существования общества, человека и устройства природы. Философия открывала секреты, давала всеобъемлющее понимание сути бытия в целом и жизнедеятельности общества в частности.
Познание всеобщей сферы было основой данного научного течения. Попытка объять необъятное оказалась успешной. Впоследствии философы имели возможность ответить на любой возникающий вопрос, связанный с мирозданием.
Название дисциплины о познании всеобщей сферы происходит от двух греческих слов Phileo – люблю и Sophia – мудрость, или по-другому «любовь к мудрости». Она занималась изучением контакта отдельно-взятого индивида с окружающей действительностью, устанавливала верный путь развития человеческого поведения и в целом формировала мировоззрение обществ.
Философское мышление и мифологическое миропонимание были тесно связаны между собой. В настоящее время «любовь к мудрости» продолжает быть характеристикой симбиоза мира и человека, но с небольшими поправками. Основными научными вопросами сегодня, являются размышления о жизнедеятельности индивида в разрезе существования общей сферы и других наук.
Сегодня к научным размышлениям относятся двояко: одни считают, что «любовь к мудрости» — это серьезное течение, которое требует тщательного изучения, другие уверены, что подобная мыслительная деятельность – это пустая трата времени.
Данная научная мыслительная деятельность направлена на оценку не только всего существующего на земле, но и на действующие параллельные науки. Философия объединяет их для того, чтобы дать наиболее исчерпывающие ответы. Известно, что математика тесно связана с данной дисциплиной, она предоставляет возможность более точно обозначить всего существующего на земле. При этом, указывает точный путь развития индивида в разрезе действующей реальности.
Современная
Прежде чем изучать особенности, следует конкретизировать, что имеется в виду под понятием «социальная». Это понятие рассматривают в широком и узком смысле. Понятие применимо как к любым процессам, происходящим в социуме, так и к тем, которые имеют отношение к данной сфере.
Под современной социальной философией понимают изучение исторического развития социума с философских позиций. К областям исследования, причисляют структуру систем социума, их эволюционное развитие и способ работы, а также различные институты и ценности.
К главным задачам относят следующие:
- Изучение человеческой природы и эволюционных изменений за время истории.
- Определение смысла истории, главных тенденций.
- Исследование общества наших дней, и его дальнейшее развитие. Этот вопрос занимает особое место среди задач.
- Анализ и критика актуальных концепций. К таким концепциям можно отнести консерватизм, либерализм, социализм.
Смысл жизни
Самое простое определение термина «жизнь» – это отличие мира организмов от остальной действительности. Поиск смысла жизни – один из главных вопросов философии, имеющий богатую историю.
В исследованиях античных мыслителей довлеет тезис «смысл жизни — в самой жизни». В зависимости от различных школ, смыслом жизни считали:
- наслаждение;
- счастье;
- действие;
- страдание.
Античные философы рассматривали индивида, как природное существо, поэтому течение его жизни не должно отличаться от жизни животного или растения, и включать в себя воспроизведение потомства, выполнение специфических функций, удовлетворение потребностей.
В Средневековье развивалась парадигма смысла вне жизни. Главной жизненной ценностью является: Бог, идея, служение. Потеря веры в Бога равносильна потере смысла жизни.
В эпоху Возрождения под смыслом жизни понимали служение высшему существу. Цель человеческой жизни – самосовершенствование.
Эпоха Просвещения преподносит смысл жизни, как служение идее. Под идеей подразумевали социальное равенство, реорганизацию общества, благополучное будущее.
Новейшая философия трактует смысл жизни, как самореализацию. Подразумевается, что индивид должен создать себя сам – создать индивидуальный смысл жизни. Личность не ищет его, а вырабатывает, основываясь на своем опыте и опыте предыдущих поколений.
Эмпиризм, как теория познания
Эмпирический метод – направление познания, признающие источником знания личный опыт индивида. Идеалисты рассматривают опыт, как внутренние переживания субъекта, интуитивное достижение поставленной цели. Эмпирическое познание отображает действительность, основываясь на внешних проявлениях процессов. Создание концепции эмпиризма принадлежит Ф. Бэкону.
Существует 2 вида эмпиризма: имманентный и трансцедентный. Первый объясняет состав познания, как комбинацию отдельных представлений и ощущений. Второй – выражен в форме материализма, он рассматривает индивида с точки зрения его взаимодействия с окружающей материальной средой.
Софизм, как метод доказательства
Софизм появился в эпоху античности, как один из приемов подготовки будущих ораторов. Буквально этот термин переводится как «уловка», «хитрость». Аристотель называл софизм мнимым доказательством, вызванным недостатком логического анализа. Софистику используют в дебатах и во время публичных выступлений, для сознательной фальсификации.
Софизм допускает три вида ошибок:
- логические;
- терминологические;
- психологические.
Софизм нельзя назвать классическим методом философии. Это способ развития философского мышления. Задача философа – поиск ошибки в софизме. В современной науке с помощью такого подхода можно находить нестандартные решения сложной задачи.