Определение философии по аристотелю
Содержание:
- №1. Он был назван последним человеком, который все знал, что нужно знать.
- Физика
- Влияние и память
- Книги Аристотеля
- Разделы философии Аристотеля
- №10. Он написал одну из самых влиятельных работ по риторике.
- Метафизика
- Странствия Аристотеля
- Этика
- Философское наследие
- Метафизика Аристотеля
- Понятие метафизики
- Юные годы и семья.
- Аристотель
- Биография
- Логика Аристотеля – кратко
№1. Он был назван последним человеком, который все знал, что нужно знать.
В течение своей жизни Аристотель много писал, внося заметный вклад в многочисленные области, включая астрономию, анатомию, эмбриологию, геологию, географию, метеорологию, зоологию, физику, этику, эстетику, политику, метафизику, экономику, риторику, психологию и теологию. Он также изучал изобразительное искусство, вносил значительный вклад в такие предметы, как литература, поэзия, драма и риторика. Аристотель был известен в свое время как “человек, который знал все”. Позже, в 13 веке, Фома Аквинский назвал его «философом», поскольку он считал, что Аристотель — единственный философ, который когда-либо понадобится. В Средние века знаменитый итальянский поэт Данте в своем шедевре “Божественная комедия” назвал Аристотеля «мастером». Аристотеля также называли последним человеком, который знал все, что нужно было знать; не потому, что не было других великих полиматов, а потому, что знание росло экспоненциально со временем.
Аристотель, человек, который знал все.
Физика
К физической проблематике у Аристотеля относятся все естественнонаучные вопросы – от теории элементов и движения, структуры космоса, превращении элементов до биологии, зоологии и психологии (учение о душе, ее частях и функциях). Аристотель исходит из первичности качественных характеристик чувственно-данного сущего по отношению к его количественным описаниям, согласно его теории в основе природных закономерностей лежит фундаментальное взаимодействие двух пар противоположных качеств: горячего – холодного и сухого – влажного, которые образуют т.н. элементы: огонь, воздух, воду и землю, которые могут преобразовываться друг в друга благодаря силам взаимодействия. Четыре элемента образуют весь чувственный космос (подлунный мир). В космических сферах, которые находятся выше Луны (надлунный мир), материя иная, она образована пятым элементом – эфиром (лат. квинтэссенция), вечным и совершающим круговые движения телом. Бесконечной величины не может существовать, потому космос конечен и вечен, его движение концептуально инициировано божественным перводвигателем, который движет все в мире нетелесным образом, но как благо и предмет любви, к которому устремлено все сознательно и бессознательно.
В своих физических трактатах предлагает универсальную схему четырех причин, которая играет важную роль как в физике, так и в метафизике: формальная причина (что это?), материальная причина (из чего состоит?), движущая причина (откуда произошло?), целевая причина (ради чего существует?). Природа есть причина всего существующего по природе, искусство – причина всех рукотворных вещей; основное отличие сущего по природе в том, что оно существует «для себя», а цель сущего согласно искусству всегда установлена его создателем и, таким образом, является внешним по отношению к его сущности.
Влияние и память
После падения Римской империи и конца эпохи Античности наследие Аристотеля стало забываться. Европа погрузилась в «Темные века». Труды философа сохранились лишь на арабском Востоке, где его почитали как великого мудреца.
Площадь Аристотеля в Салониках. Фото: Depositphotos
Первое полное издание трудов Аристотеля в Европе вышло на латинском языке с комментариями арабского философа Аверроэса лишь в 1489 году в Венеции. На разговорные языки — немецкий и французский — они были переведены лишь в XIX веке.
В честь Аристотеля названы Университет и площадь в Салониках, крупнейшем городе полуострова Халкидики, а также растение и кратер на Луне. В фильме «Александр» роль философа сыграл канадский актер Кристофер Пламмер.
Книги Аристотеля
Аристотель написал около 200 работ. Одни из них имеют форму диалогов, другие представляют собой записи научных наблюдений и работ по систематизации. Сохранением его работ занимался его ученик Теофраст: он присутствовал при их написании, а затем передавал их своему ученику Нелею, тот относил их в хранилище, чтобы защитить от влаги, а впоследствии собрание сочинений отвезли в Рим, и там над ним работали ученые. Из 200 работ Аристотеля сохранилась всего тридцать одна. Большинство датируется периодом, когда Аристотель работал в Лицее.
«Поэтика»
Одна из известнейших его работ «Поэтика» ― это научное исследование драмы и поэзии. В ней Аристотель рассматривает и анализирует, в основном, греческую трагедию и эпос. По его мнению, в сравнении с философией, основа которой идея, поэзия ― это подражание языку, ритму и гармонии для воспроизведения объектов и событий. В трактате он исследует основу сюжета, развитие персонажа и сюжетных линий.
«Этика Никомаха» и «Эвдемоническая этика»
В «Никомаховой этике», которая, как считается, была так названа в честь сына Аристотеля, Никомаха, содержится моральный кодекс поведения. Он утверждал, что правила жизни в какой-то степени противоречат законам логики, поскольку в реальном мире существуют обстоятельства, которые могут вступить в конфликт с личными ценностями. Тем не менее, человек должен научиться рассуждать, развивая свое собственное видение. «Эвдемоническая этика» ― еще один из основных трактатов Аристотеля о поведении и нравственных рассуждениях, которые помогают выбрать правильный жизненный путь.
В этих трудах Аристотель выделяет понятия «счастье» и «добродетель»: высшая польза для человека, по его словам, ― это стремление к счастью. Наше счастье ― это не состояние, а активность, и это определяется нашей способностью жить жизнью, которая позволяет нам использовать и развивать наш разум. Добродетель, по мнению Аристотеля, была конечной целью. Это означает, что каждую дилемму нужно рассматривать, находя середину между недостаточным и избыточным с учетом потребностей и обстоятельств человека.
«Метафизика»
Предметом этого трактата является различие между материей и формой. Для Аристотеля материя была физической субстанцией вещей, а форма была уникальной природой вещи, которая определяет ее идентичность.
«Политика»
Труд посвящен поведению человека в контексте общества и правительства. Аристотель считал, что цель правительства ― дать гражданам возможность достичь добродетели и счастья. В помощь государственным деятелям и правителям в «Политике» рассматриваются вопросы о том, как и почему возникают города; роль граждан и политиков; богатство и классовая система. Какова цель политической системы, какие бывают типы правительств и демократий; какова роль рабов и женщин в семье и обществе.
«Риторика»
Здесь изложен анализ публичных выступлений, чтобы научить читателей, как быть более эффективными ораторами. Аристотель считал, что риторика важна в политике и праве. Она помогает отстоять правду и справедливость. Риторика, по мнению Аристотеля, может воспитывать людей и побуждать их учитывать обе противодействующие стороны в споре.
Работы по научным дисциплинам
Сохранились труды Аристотеля по астрономии, в том числе о небесах и науках о Земле, включая метеорологию. Метеорология, по Аристотелю, не просто изучение погоды. Его определение включало в себя «все появления, которые мы можем назвать общими для воздуха и воды, а также виды и части земли и проявления ее элементов». В «Метеорологии» Аристотель определил круговорот воды и затронул темы, начиная от природных катастроф до астрономических явлений. Хотя многие из его взглядов на природу Земли были спорными в то время, они были вновь приняты и популяризированы в позднем Средневековье.
Работы по психологии
В книге «О душе» Аристотель рассматривает человеческую психологию. Выводы Аристотеля о том, как люди воспринимают мир, по-прежнему лежат в основе многих принципов современной психологии.
Разделы философии Аристотеля
Подробнее – см. в статьях Сочинения Аристотеля и Труды Аристотеля
Учение Аристотеля чаще всего подразделяют на четыре раздела.
I. (излагается в группе трудов, получивших общее название «Органон»).
II. Теоретическая философия. Она в свою очередь делится на: 1. «Первую философию» – учение об основах истинного бытия. В своде сочинений Аристотеля «первая философия» была размещена после его сочинений по физике и из-за этого чисто случайного обстоятельства получила название «», получившее затем у философов гораздо более важный смысл. 2. Математику – учение о количестве и протяжении; 3. – учение о движении предметов. Понятие «движения» Аристотель толкует весьма широко, понимая его как любое изменение качества.
III. Практическая философия – учение о принципах человеческой жизни и деятельности. Она состоит из: 1. (науки о цели жизни отдельного человека). 2. Экономики (науке о домашнем хозяйстве). 3. (науки о государстве).
IV. : трактаты Аристотеля о поэзии и риторике.
Аристотель. Скульптура работы Лисиппа
№10. Он написал одну из самых влиятельных работ по риторике.
Через риторику, трактат об искусстве убеждения, Аристотелю также приписывают развитие основ риторики и влияние на развитие риторической теории с древности до современности. Риторика Аристотеля предполагает, что говорящий может использовать три типа призывов, чтобы убедить аудиторию: этос-призыв к характеру говорящего; пафос-призыв к эмоциям аудитории; и логос-призыв к логическому рассуждению. Он также классифицирует риторике в трех жанрах: epideictic, торжественных речей, нужных для того, чтобы хвалить или ругать; судебные, судебные речи о виновности или невиновности; и совещательные речи, призывающие аудиторию принять решение по вопросу.
Аристотель, «Риторика»
Метафизика
Трактаты Аристотеля в области физики, биологии, психологии оказали большое влияние на научное развитие западной цивилизации, но известен он в основном как философ (благодаря его текстам, объединенным позже в «Метафизику»). Когда в I веке до н.э. Андроник Родосский издавал труды Аристотеля о философии, он их объединил и поместил после книг по физике. Этот человек так их и назвал: «То, что после физики». Отсюда и пришло название «Метафизика». Оно закрепилось и стало обозначать отдельную область философии, занимающуюся размышлениями о сверхчувственном бытие.
Стоит понимать, что Аристотель не просто сел и написал свои труды, а занимался этим в течение всей своей жизни. Поэтому его философия со временем менялась, обретала что-то новое, а иногда и противоречила себе ранней. Пожалуй, главным и наиболее подробно изученным является учение о причинах.
Рассматривая главный на тот момент вопрос философии о сущем, о возникновении вещей, Аристотель не хотел соглашаться с Платоном и его теорией об идеях. Согласно Платону, у каждой существующей в материальном мире вещи есть прообраз в мире идей, нечто первозданное, неизменное. Люди же своим разумом могут «припомнить» то, что уже некогда видели в мире идей еще до своего рождения. Например, в быту существует огромное количество различных стульев разной формы и размеров, но в мире идей есть лишь одна версия этого предмета мебели — первозданная. Все существующие стулья отличаются между собой, потому что люди не могут повторить в материальном воплощении чистую идею.
Аристотель же считал учение Платона противоречивым. Ему не нравилось разделение на мир идей и мир материи. Он считал, что у каждой вещи есть свои четыре принципа или четыре причины. Рассмотрим его подробнее.
Странствия Аристотеля
Покинув Афины, Аристотель направился в прибрежный город Ассос, где в то время правил тиран Гермий. Стоит понимать, что в древней Греции тиран — это правитель, насильно захвативший власть и притесняющий аристократов, но он не всегда являлся жестоким и деспотичным. Например, Гермий посещал лекции Платона и очень его уважал. Он просил помощи у философов для создания законодательства в своей державе. Аристотель пробыл у него три года, помогая советами, женился на его племяннице Пифиаде. Впоследствии он начал оформлять свое собственное учение, выйдя за рамки платонизма.
Аристотель прожил еще три года с женой и дочкой на соседнем острове Лесбос в городе Митилена, пока в 343 году до н.э. не отправляется в новую столицу Македонии — город Пеллу. Так как в детстве он дружил с нынешним царем Македонии Филиппом II, тот предложил своему старому знакомому стать учителем у Александра – своего тринадцатилетнего сына. Известность философа тоже сыграла свою роль.
Этика
В чем заключается этика Сократа? Этический смысл в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его. Справедливый – тот кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания. Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла.
Добродетель достигается только благородными людьми. Среди о добродетелей философ выделил:
- Сдержанность – способность совладать со страстью.
- Мужество – способность преодолевать опасность.
- Справедливость – соблюдение закона людей и бога.
Добродетели философ считал неизменными и вечными.
Рассмотрим философскую этику Сократа:
Познание космоса невозможно, человек не найдет выход из противоречий. Он в состоянии познать то, что ему принадлежит – собственную душу. Отсюда вышло требование философа «Познай самого себя». Цель познания в направлении человека в жизни. Ценность познания явлений в умении жить разумно.
Философское наследие
Наука, которой этот знаменитый человек уделял больше всего внимания, это философия. В биографии Аристотеля об этом неоднократно упоминается. Но он был человеком весьма разносторонним. Ему принадлежат сочинения по физике, естествознанию, биологии, политике, этике, психологии, риторике. На трудах Платона и Аристотеля основана вся позднейшая западная философия.
Как уже упоминалось выше, часть работ, написанных им еще вовремя его учебы в Академии, до нас не дошла. То же самое во многом касается и тех работ, которые были созданы им совместно со студентами во время его преподавания в Лицее. Но до нас дошли его наиболее зрелые труды, написанные им конкретно для преподавания, а потому имеющие вид достаточно сложных объемных трактатов. Также мы много знаем о нем из работ более поздних античных авторов, которые не только оставили нам пересказы его мыслей, но и написали краткую биографию Аристотеля.
Пожалуй, среди всех античных ученых мужей он выделялся именно тем, что не был философом в вакууме. Он занимался многими науками, деятельностью человека, природой и связывал все эти дисциплины между собой. Именно благодаря ему философия вышла на один уровень с другими науками.
Метафизика Аристотеля
См. также статьи Метафизика Аристотеля – кратко и Критика метафизики Аристотеля
Главное содержание метафизики («первой философии») Аристотеля сводится к критике платоновского учения об обособленности мира идей от мира вещей. Аристотель доказывает, что «идея» – лишь конкретная форма материи, которую последняя приобретает при помощи «движения» (то есть, любого изменения). Материя и форма нераздельны, они не могут существовать друг без друга. В природе нет ни чистой, бесформенной материи, ни нематериальной, неовеществлённой идеи. Материя каждого предмета содержит в себе возможность (потенцию) его существования, а форма даёт этой возможности осуществление. Материи всегда присуще внутреннее (а не получаемое извне) стремление воплотить содержащиеся в ней возможности – получить тот или иной конкретно-предметный вид. Эта присущая материи внутренняя тяга к «оформлению» в философии Аристотеля именуется энтелехией.
В некоторых сочинениях Аристотеля учение о материи и форме получает расширенную трактовку. Понятие «формы» рассматривается там с трёх различных сторон: не только как идея предмета «в настоящем времени», но и как совокупность возможностей, которые могут реализоваться из неё в будущем, а также как итог некоего создавшего её творческого акта. Таким образом, получается, что реальная вещь, с учётом ещё и её материи, имеет не два, а целых четыре основополагающих начала – «четыре причины», по выражению самого Аристотеля.
Аристотель. Голова Статуи работы Лисиппа
Любой переход возможности в действительность, в осуществление, по философии Аристотелю, есть движение. Благодаря порождаемому энтелехией движению, из простых материальных форм создаются всё более и более сложные, постепенно восходя к первоисточнику всякого движения – «Первому двигателю», Богу. Бог есть «форма форм» – чистое мышление, чьим предметом может быть только высочайшее и совершеннейшее, то есть только он сам. Мышление Бога о самом себе не сопровождается никаким развитием, ибо он – законченная «высшая форма», последняя ступень совершенства, которую уже невозможно превзойти. Деятельность Бога, таким образом, состоит лишь в блаженном теоретическом самосозерцании, без практических актов. Бог Аристотеля, по сути, безличен. Он является не столько источником, сколько конечной целью природного движения, которое создается не его собственным деятельным усилием, а лежащей внутри материальных вещей тягой обрести более высокую идею и тем самым приобщиться к красоте и блаженству Божественного Разума. В философии Аристотеля Вселенная стремится к Божеству, но оно само относится к этому стремлению бездейственно
Важно, что как никакая форма не может существовать без материи, так, по мнению Аристотеля, и Бог не может существовать без материального мира
Понятие метафизики
Суть метафизики Аристотеля — критика трудов Платона и его концепции о разделении мира идей и мира вещей. Ученый считает, что форма и материя неотделимы друг от друга. В материи заложено стремление воплотить в жизни те возможности, которые она заключает в себе.
Понятие «формы» по Аристотелю включает в себя три момента: сущность предмета «в настоящем времени», и потенциально возможные вещи, которые могут получиться из неё после – результат определенного создавшего её акта творчества.
Переход потенциальной возможности в существующую действительность – движение. В процессе движения, простые вещи превращаются во все более и более сложные. Постепенно, они приближаются к совершенству и к своему первоисточнику — Богу. Согласно этой концепции, Бог — это чистое мышление, которое не имеет выражения в вещественной форме. В дальнейшем, мышление просто не может развиваться – оно достигло совершенства, но Бог не существует отдельно от материального мира.
Юные годы и семья.
Имя Аристотеля с древнегреческого переводится как «лучшая цель» . Он родился в 384 году до нашей эры в древнегреческом городе Стагира, расположенном на полуострове Халкидики в центральной Македонии. Его родина находится примерно в 55 км к востоку от современных Салоников. Аристотель был сыном Никомаха, который по профессии был врачом. Его мать, Фестис, родом из Халкиды в Эвия. Никомах был личным врачом короля Македонского Аминты, деда Александра Македонского. В связи с этим предполагается, что Аристотель провел часть своего детства в македонском дворце. Правда это или нет, но почти наверняка Аристотель дружил с Филиппом, сыном царя Аминты. Эти двое были почти ровесниками.
отец Аристотеля Никомах
Детство было трудным для него, так как оба его родителя умерли, когда ему было около 13 лет. После этого Проксен Атарнеусстал его опекуном. Проксен был мужем старшей сестры Аристотеля, Аримнесты. Он преподавал Аристотелю греческий язык, риторику и поэзию. Это было в дополнение к обучению медицине. Науке, которая стала основной в жизни Аристотеля и позволила ему продолжить дело его отца.
Аристотель
Аристотель Родился: 384 до н. э.
Умер: 322 до н. э.
Биография
Аристотель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 до н. э., Стагира, Фракия — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (др.-греч. Λύκειο Лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления.
Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.
Аристотель родился в Стагире (поэтому получил прозвание Стагирит), греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы, в 384 году до нашей эры. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра.
Юношеские годы Аристотеля пришлись на время начала расцвета Македонии. Аристотель получил греческое образование и был носителем этого языка, он симпатизировал демократическому образу правления, но в то же время он был подданным македонского правителя. Это противоречие сыграет определённую роль в его судьбе.
В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Опекуном юного философа стал Проксен (впоследствии Аристотель тепло отзывался о нём, а когда Проксен умер, усыновил его сына Никанора). Аристотель наследовал от отца значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством Проксена. Книги тогда были очень дороги, но Проксен покупал ему даже самые редкие. Таким образом, Аристотель в юности пристрастился к чтению. Под руководством своего опекуна Аристотель изучал растения и животных, что в будущем развилось в отдельную работу «О возникновении животных».
В 367 году до н. э. Аристотель поселился в Афинах, где стал философом в Академии Платона, в которой состоял двадцать лет, до самой смерти Платона.
В 347 году до н. э. Аристотель женился на Пифиаде, приёмной дочери Гермия, тирана Ассоса в Троаде. У Аристотеля и Пифиады была дочь Пифиада. В 345 году до н. э. Гермий выступает против персов, за что был свергнут ими и казнён. Аристотель вынужден уехать в город Митилену на о. Лесбос.
В 343 году до н. э. по приглашению македонского царя Аристотель занял место воспитателя царского сына Александра, будущего знаменитого полководца. В 335 году до н. э. Аристотель вернулся в Афины, где основал свою философскую школу Ликей (известную также под названием перипатетической). После смерти Александра Македонского Аристотель вынужден был покинуть Афины (с ростом там освободительного движения против македонского господства). Год спустя он умер.
Логика Аристотеля – кратко
Подробнее – см. в отдельных статьях Логика Аристотеля и Логика Аристотеля – кратко
В основу философской логики Аристотель кладёт ряд «категорий» – наиболее общих понятий, обозначающих самые общие характеристики бытия. Их перечень и число различны в разных его сочинениях. Чаще всего он называет десять категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Категория сущности – то есть, ответ на вопрос, чем именно является тот или иной предмет (человеком, лошадью, деревом, камнем и т. п.) – играет в философии Аристотеля особую роль.
Из сочетания различных категорий создаются сложные высказывания, которые логика Аристотеля делит на четыре вида общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные. Высказывания могут обладать различными типами модальности (возможность и невозможность, случайность и необходимость). Чтобы содержать в себе истину, они должны подчиняться законам логического мышления (закону тождества, закону исключения противоречия, закону исключённого третьего).
Высказывания тоже могут сочетаться, образуя силлогизмы с новыми логическими выводами. Например, из двух разных высказываний: 1. Все люди смертны и 2. Сократ – человек, вытекает третье: Сократ смертен. В своей философской логике Аристотель подробно разбирает различные виды силлогизма, различая в нём три фигуры с 16 модусами каждая. Силлогизмы могут давать как общие, так и частные выводы.
В сочинении «Топика» Аристотель анализирует свыше 300 «топов» – общих приемов мышления, направленных на достижение истины. Он излагает правила диалога, который следует вести посредством топов, и вскрывает недостатки отдельных их видов.