Кратко о философии древнего китая

Суть и идеи Даосизма

главным образом на природном аспекте дао

Идеи даосизма

  • Во-первых, питание духа: человек — это скопление многочисленных духов — божественных сил, которым соответствовали небесные духи. Небесные духи ведут счет добрых и злых дел человека и определяют срок его жизни. Таким образом, питание духа — это совершение добродетельных поступков.
  • Во-вторых, необходимо питание тела: соблюдение строжайшей диеты (идеалом была способность питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы), физические и дыхательные упражнения, сексуальная практика.

подданные сами разберутся

Оставшиеся в живых повстанцы бежали на север

Сравнительная таблица

Сравнительная таблица конфуцианства и даосизма
конфуцианство даосизм
практика Посещение храмов, чтобы отдать дань уважения Тиену (хотя он может относиться к Богу или Небесам, он традиционно относится к социальной власти), Конфуцию и предкам; Практиковать («Цзин цзо») или «Тихое сидение», неоконфуцианское стремление к самосовершенствованию. Философская зрелость, добродетельное поведение, внутренняя алхимия и некоторые сексуальные практики.
Место происхождения Китай Китай
Использование статуй и картинок Разрешенный. общий
Вера бога В зависимости от религии, как правило, буддизм. Конфуцианство не является строго религией, а скорее советует схему социального порядка. Дао буквально означает Путь, который указывает движение динамического существования, состоящего из противоборствующих сил. Даосы не верят в личного Бога.
основатель Конг Цю (Конфуций) Лао Цзы
Жизнь после смерти Предки и наследство важны, но им не поклоняются. Если бессмертие не достигается в течение жизни, Дао будет продолжать развиваться и проявляться в различных формах в соответствии с общим поведением сущности в состоянии существования. Это относится ко всем чувствующим и неумышленным существам.
Литературное значение Ученик Конфуция. Чтобы следовать Дао.
клир Бюрократы. Даосские духовенства возглавляют даоси, мастера Дао, а затем даосжиот, последователи даосизма, которые также поддерживают духовенство, хотя это не распространено.
Природа человека Люди должны уважать тех, кто превосходит их. Если люди настроены на Дао, их страдания прекратятся. Даосизм учит, что люди способны испытывать бессмертие.
Взгляд Будды За Буддой следуют многие конфуцианцы. Некоторые даосы утверждают, что Будда был учеником Лао Цзы, хотя нет конкретных доказательств этому. Большинство даосов уважают и следуют учению Будды.
Исходный язык (и) Мандарин или кантонский диалект Старый китайский
Писание Аналоги Конфуция и Менция; Я цзин; Учение о Скупом и т. Д. Daozang, коллекция из 1400 текстов, организованная в 3 разделах, которая включает в себя Дао Те Чинг, Чжуан Цзы, И Цин и некоторые другие.
Читают конфуцианцы даосы
Принцип Конфуцианство — это все о братстве человечества. Дао — единственный принцип. В остальном это его проявления.
Статус женщины Социально уступает мужчинам. Нет различий между мужчинами и женщинами, так как оба рассматриваются как проявления Дао.
Цель философии Социальная гармония. Чтобы получить баланс в жизни.
Святые дни / Официальные праздники Китайский Новый год, День учителя, День предка. Китайский Новый год, 3-дневный фестиваль мертвых, День предков.
Время происхождения Прибл. 550 г. до н.э. (до нашей эры) Прибл. 550 г. до н.э. (до нашей эры)
Взгляды на другие религии Конфуцианцы не видят противоречия в следовании более чем одной религии. Даосизм учит, что все религии, как и все остальное; проявления безличного Дао.
Взгляд других дхармических религий Конфуцианцы обычно следуют буддизму, который является религией Дхармы. Даосизм имеет много общего с буддизмом. Даосы нейтральны против других дхармических религий.
Географическое распространение и преобладание Азии. Китай, Корея, в меньшей степени Вьетнам и Япония.
Могут ли атеисты участвовать в практике этой религии? Да. Да.
Концепция Божества Большинство верят в Единого Бога, но в этом нет необходимости, поскольку конфуцианство — это не религия, а система убеждений в отношении социального порядка. Будучи проявлениями Дао, Боги рассматриваются как высшие формы жизни.

Основная философия

Дегустаторы уксуса

Основная философия конфуцианства заключается в том, что правила и ритуалы необходимы для исправления вырождения людей. Основная вера даосизма заключается в том, что между небом и землей существует естественная гармония, которую может открыть каждый.

Дегустаторы уксуса — распространенный предмет в традиционной китайской религиозной живописи. На ней изображены Будда, Конфуций и Лао-Цзы (он же Лаоси, автор книги « Дао дэ цзин» ) вокруг чана с уксусом. Все трое мужчин попробовали уксус, но по-разному реагируют на него. Конфуций находит это кислым, Будда находит это горьким, а Лао-цзы — сладким.

Картина представляет собой аллегорию, описывающую различия в основной философии трех великих учителей. Бенджамин Хофф пишет в «Дао Пуха» :

Мужское и женское проявление Дао

В основе мироздания лежит две противоположные силы: женская Инь и мужская Ян. Инь пассивная, мягкая, она замедляет процессы и удерживает в состоянии покоя. Ян агрессивная и яркая, способствует увеличению активности. Силы наполняются энергией Ци, дающей жизнь всем вещам и явлениям. Всеми жизненными процессами в природе руководит взаимодействие этих трех начал.

Все медитативные практики основаны на взаимодействии Инь и Ян. Если энергии находятся в балансе — человек здоров. Если одна из энергии непропорционально возрастает — изменяется физическое и психическое состояние. Мужчина с избытком Инь становится нерешительным и безразличным. Женщина, скопившая слишком много Ян, становится агрессивной и не контролирует свои поступки. Лечебные практики направлены на восстановление и поддержание регуляции женского и мужского начала и насыщение тела энергией Ци. Учение об организации пространства — фен-шуй также строится на взаимодействии трех начал.

Что такое Дао?

У понятия Дао нет конкретного значения. Даже знаменитые даосы, проповедующие учение, не могут точно сказать, в чем заключается его главная идея. Описание, данное Лао Цзы, представляет Дао, как начало всего. Это источник жизни и сама жизнь. Философ называет Дао дорогой жизни, законом и судьбой, которая предопределена божественным Дао.

В даосизме есть два Дао. Одно из них не имеет имени, его визуальное воплощение — Уроборос. Это вселенский дракон, который пожирает свой хвост. Уроборос символизирует бесконечный цикл жизни. Человеку не дано познать истинную суть жизненного круговорота, он может только созерцать. Сознанию людей доступно Дао с именем — оно символизирует конечность земной жизни. Только принявший скоротечность и временность своего физического существования познает Дао и станет частью вечности.

Сравнительный анализ

Конфуцианство и даосизм имеют общие культурные корни, оба вероучения переняли традиции первобытной религии с ее культом природы:

  • культ предков относят к конфуцианству. Но принципы культа (сыновья почтительность, например) характерны для всего китайского общества;
  • даосизму присуще многобожие, в конфуцианстве господствует культ императора и Неба;
  • конфуцианство – это путь к совершенству через самоограничение, подавление низменных страстей, переделывание себя. Учение побуждает к постоянной общественной активности. Главный акцент сделан на моральные и нравственные принципы;
  • конфуцианство обращается к человеку как существу социальному, у которого разум должен главенствовать над чувствами, даосизм – как к порождению природы, со всеми достоинствами и недостатками, эмоциями и страстями;
  • даосизм принимает человека таким, какой он есть;
  • главная добродетель даосизма – это недеяние, так как попытки изменить что-либо в природе или обществе нарушают естественный порядок вещей.

Кратко о даосизме

Так как все в мире предопределено, то жить нужно в соответствии с Дао, не сопротивляясь предначертанности, следуя потоку жизни (Дао). Философские даосские сочинения появляются в пятом веке до н. э.

В качестве первоисточника в них упоминается имя легендарного Желтого императора, Хуань Ши. Более достоверным автором даосизма считается китайский мудрец Лао-цзы. Ему приписывают авторство основной книги даосизма «Трактата о пути и его проявлениях во Вселенной». В книге собраны постулаты и ритуалы учения Дао.

Легенда о Лао-цзы

Всю жизнь он служил хранителем книг. Видя вокруг несправедливость и горести, Лао-цзы решил покинуть Китай в поисках благословенной страны, но на границе начальник стражников отказался пропустить мудреца, пока он не опишет свое учение.

Лао-цзы начертал пять тысяч знаков, сел на своего вола и уехал в Индию. Там он стал Буддой. Изображения Лао-цзы на воле очень популярны в Китае.

Лао-цзы учил, что жизнь – это чередование парных состояний, грусти и радости, счастья и несчастья, любви и ненависти. И так как все переменчиво, то, что бы ни случилось, надо просто ждать следующей перемены.

Принципы

Чтобы постичь Дао, нужно соблюдать определенные правила, касающиеся тела и духа, а также правило ничегонедеяния:

  • в человеке борются божественные духи и злые демоны. Добрыми поступками можно умилостивить духов, и они приоткроют путь к познанию Дао;
  • поиски благословенного пути идут через телесное совершенство. Физическими упражнениями человек должен достичь полного подчинения своего тела разуму;
  • принцип недеяния заключается в отрицании какой-либо деятельности, ведущей к изменениям, ибо природа и Небо и так уже все придумали, а человек своим вмешательством может только все испортить.

Последователи Дао в своем стремлении познать Дао отгораживались от всего, что мешало им размышлять и созерцать, строили монастыри и посвящали жизнь служению Небу и Дао. В даосизме большое значение придавалось поискам долголетия, а позже и бессмертия.

Долголетие у китайцев является признаком того , что человек идет по «пути Неба и Дао», не ропщет, принимая жизнь со всеми ее радостями и печалями как должное Символически бессмертие рассматривалось как внутренняя свобода.

Инь и ян

Только гармония двух начал может привести человека в Дао. Даосы не имели пышных религиозных обрядов, поэтому нет даосских храмов, только монастыри. Ритуалы проводят исключительно посвященные. Даосизм проповедует обращение к природе и созерцательность.

Энергия ци

Вся китайская медицина – иглоукалывание, дыхательные гимнастики, боевые искусства, вышли из даосской практики. Даосизм рассматривает человека как средоточие жизненной энергии ци. Управление этой энергией отражено в китайских дыхательных гимнастиках.

Выполняя упражнения, человек концентрировался, что позволяло соединить свою внутреннюю энергию с природной и отодвинуть предел возможностей. В монастырях создавались атласы, где на теле человека указывались меридианы – путы движения энергии ци.

Протекая по этим меридианам, энергия обеспечивала равновесие инь и ян. Эти документы сохранялись в тайне от непосвященных. Во втором веке н. э. образ Лао-цзы приобретает божественные черты.

Божества и демоны выстраиваются в сложную иерархическую систему. Для религиозного даосизма характерна вера в духов, культ предков и магические ритуалы. Культовые церемонии сопровождают все события в жизни. Соблюдение обрядов и ритуалов помогает уравновесить силы инь и ян в природе и в обществе.

Примером может служить празднование китайского Нового года, когда вывешенные символы с изображением инь и ян призваны защитить жилища от злых духов на весь следующий год.

Фэн шуй

С даосской практикой связано и фэн шуй – умение определять благоприятные места для человека, места, где свободно течет энергия ци.

Даосизм и другие учения

Даосизм и конфуцианство

Даосизм, с его концепцией недеяния, традиционно находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу. Это противостояние было настолько глубоким, что нашло отражение даже в деятельности иезуитских миссионеров: так, Маттео Риччи состоял в тесном контакте с конфуцианской элитой и отвергал даосизм как языческую практику — в то время как его оппонент, Микеле Руджиери, утверждал сходство между понятиями Дао и логос.

Об интеграции элементов даосизма в конфуцианство см. неоконфуцианство.

Даосизм и буддизм

Первой даосской школой, возникшей на изучении буддийских трактатов, была школа Линбао. Её основатель Гэ Чаофу перенял из буддизма представление о перерождениях в пяти мирах и в сильно упрощённом виде элементы космологии. При этом даосы не оставили практику достижения бессмертия, однако усовершенствовали понятие бессмертия, отказавшись от буквальной трактовки бесконечного пребывания в том же земном теле, и введя для небожителей другие миры — счастливые земли, острова бессмертных и т. д. Из буддийской теории перерождений следовало учение о карме и воздаянии. Позднее буддийские элементы стали привычны для даосских школ, которые переняли также буддийские методы медитации.

Религиозные обряды и божества

После канонизации Лао Цзы в основу даосской философии легла сложная иерархия добрых богов и злых демонов. Перечень основных богов, признанных разными школами даосизма, примерно совпадает. Главную роль в пантеоне занимают Три чистых божества, сменявшие друг друга и правившие миром несколько временных циклов. Следом за ними располагается Нефритовый император — властитель людских судеб. Почти равнозначна ему Владычица Запада. Она открывает врата жизни, выпуская души на землю и впуская их на Небо после смерти.

Нефритовому императору подчиняются Семь владык звезд Северного ковша и Шесть владык звезд Южного ковша. Далее, следуют стражи сторон света и хранители стихий. У них в подчинении тысячи божеств, в том числе и тех, кто присоединился к пантеону после земной жизни.

Религиозные обряды в доасизме носят условный характер. Они призваны объединить людей, выразить почтение божествам и получить их благословение. Самые популярные ритуалы проводятся накануне Нового года и после него. Подготовка к празднику начинается в январе. Люди делают генеральную уборку в своих домах, развешивают украшения красного цвета, дарят друг другу подарки и ходят в гости. Празднование Нового года длится несколько дней подряд. В это время устраиваются массовые народные гуляния. Главный герой праздника — китайский дракон, символ проявления Ян.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector