Кратко о философии древнего китая
Содержание:
Суть и идеи Даосизма
главным образом на природном аспекте дао
Идеи даосизма
- Во-первых, питание духа: человек — это скопление многочисленных духов — божественных сил, которым соответствовали небесные духи. Небесные духи ведут счет добрых и злых дел человека и определяют срок его жизни. Таким образом, питание духа — это совершение добродетельных поступков.
- Во-вторых, необходимо питание тела: соблюдение строжайшей диеты (идеалом была способность питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы), физические и дыхательные упражнения, сексуальная практика.
подданные сами разберутся
Оставшиеся в живых повстанцы бежали на север
Сравнительная таблица
конфуцианство | даосизм | |
---|---|---|
практика | Посещение храмов, чтобы отдать дань уважения Тиену (хотя он может относиться к Богу или Небесам, он традиционно относится к социальной власти), Конфуцию и предкам; Практиковать («Цзин цзо») или «Тихое сидение», неоконфуцианское стремление к самосовершенствованию. | Философская зрелость, добродетельное поведение, внутренняя алхимия и некоторые сексуальные практики. |
Место происхождения | Китай | Китай |
Использование статуй и картинок | Разрешенный. | общий |
Вера бога | В зависимости от религии, как правило, буддизм. Конфуцианство не является строго религией, а скорее советует схему социального порядка. | Дао буквально означает Путь, который указывает движение динамического существования, состоящего из противоборствующих сил. Даосы не верят в личного Бога. |
основатель | Конг Цю (Конфуций) | Лао Цзы |
Жизнь после смерти | Предки и наследство важны, но им не поклоняются. | Если бессмертие не достигается в течение жизни, Дао будет продолжать развиваться и проявляться в различных формах в соответствии с общим поведением сущности в состоянии существования. Это относится ко всем чувствующим и неумышленным существам. |
Литературное значение | Ученик Конфуция. | Чтобы следовать Дао. |
клир | Бюрократы. | Даосские духовенства возглавляют даоси, мастера Дао, а затем даосжиот, последователи даосизма, которые также поддерживают духовенство, хотя это не распространено. |
Природа человека | Люди должны уважать тех, кто превосходит их. | Если люди настроены на Дао, их страдания прекратятся. Даосизм учит, что люди способны испытывать бессмертие. |
Взгляд Будды | За Буддой следуют многие конфуцианцы. | Некоторые даосы утверждают, что Будда был учеником Лао Цзы, хотя нет конкретных доказательств этому. Большинство даосов уважают и следуют учению Будды. |
Исходный язык (и) | Мандарин или кантонский диалект | Старый китайский |
Писание | Аналоги Конфуция и Менция; Я цзин; Учение о Скупом и т. Д. | Daozang, коллекция из 1400 текстов, организованная в 3 разделах, которая включает в себя Дао Те Чинг, Чжуан Цзы, И Цин и некоторые другие. |
Читают | конфуцианцы | даосы |
Принцип | Конфуцианство — это все о братстве человечества. | Дао — единственный принцип. В остальном это его проявления. |
Статус женщины | Социально уступает мужчинам. | Нет различий между мужчинами и женщинами, так как оба рассматриваются как проявления Дао. |
Цель философии | Социальная гармония. | Чтобы получить баланс в жизни. |
Святые дни / Официальные праздники | Китайский Новый год, День учителя, День предка. | Китайский Новый год, 3-дневный фестиваль мертвых, День предков. |
Время происхождения | Прибл. 550 г. до н.э. (до нашей эры) | Прибл. 550 г. до н.э. (до нашей эры) |
Взгляды на другие религии | Конфуцианцы не видят противоречия в следовании более чем одной религии. | Даосизм учит, что все религии, как и все остальное; проявления безличного Дао. |
Взгляд других дхармических религий | Конфуцианцы обычно следуют буддизму, который является религией Дхармы. | Даосизм имеет много общего с буддизмом. Даосы нейтральны против других дхармических религий. |
Географическое распространение и преобладание | Азии. | Китай, Корея, в меньшей степени Вьетнам и Япония. |
Могут ли атеисты участвовать в практике этой религии? | Да. | Да. |
Концепция Божества | Большинство верят в Единого Бога, но в этом нет необходимости, поскольку конфуцианство — это не религия, а система убеждений в отношении социального порядка. | Будучи проявлениями Дао, Боги рассматриваются как высшие формы жизни. |
Основная философия
Дегустаторы уксуса
Основная философия конфуцианства заключается в том, что правила и ритуалы необходимы для исправления вырождения людей. Основная вера даосизма заключается в том, что между небом и землей существует естественная гармония, которую может открыть каждый.
Дегустаторы уксуса — распространенный предмет в традиционной китайской религиозной живописи. На ней изображены Будда, Конфуций и Лао-Цзы (он же Лаоси, автор книги « Дао дэ цзин» ) вокруг чана с уксусом. Все трое мужчин попробовали уксус, но по-разному реагируют на него. Конфуций находит это кислым, Будда находит это горьким, а Лао-цзы — сладким.
Картина представляет собой аллегорию, описывающую различия в основной философии трех великих учителей. Бенджамин Хофф пишет в «Дао Пуха» :
Мужское и женское проявление Дао
В основе мироздания лежит две противоположные силы: женская Инь и мужская Ян. Инь пассивная, мягкая, она замедляет процессы и удерживает в состоянии покоя. Ян агрессивная и яркая, способствует увеличению активности. Силы наполняются энергией Ци, дающей жизнь всем вещам и явлениям. Всеми жизненными процессами в природе руководит взаимодействие этих трех начал.
Все медитативные практики основаны на взаимодействии Инь и Ян. Если энергии находятся в балансе — человек здоров. Если одна из энергии непропорционально возрастает — изменяется физическое и психическое состояние. Мужчина с избытком Инь становится нерешительным и безразличным. Женщина, скопившая слишком много Ян, становится агрессивной и не контролирует свои поступки. Лечебные практики направлены на восстановление и поддержание регуляции женского и мужского начала и насыщение тела энергией Ци. Учение об организации пространства — фен-шуй также строится на взаимодействии трех начал.
Что такое Дао?
У понятия Дао нет конкретного значения. Даже знаменитые даосы, проповедующие учение, не могут точно сказать, в чем заключается его главная идея. Описание, данное Лао Цзы, представляет Дао, как начало всего. Это источник жизни и сама жизнь. Философ называет Дао дорогой жизни, законом и судьбой, которая предопределена божественным Дао.
В даосизме есть два Дао. Одно из них не имеет имени, его визуальное воплощение — Уроборос. Это вселенский дракон, который пожирает свой хвост. Уроборос символизирует бесконечный цикл жизни. Человеку не дано познать истинную суть жизненного круговорота, он может только созерцать. Сознанию людей доступно Дао с именем — оно символизирует конечность земной жизни. Только принявший скоротечность и временность своего физического существования познает Дао и станет частью вечности.
Сравнительный анализ
Конфуцианство и даосизм имеют общие культурные корни, оба вероучения переняли традиции первобытной религии с ее культом природы:
- культ предков относят к конфуцианству. Но принципы культа (сыновья почтительность, например) характерны для всего китайского общества;
- даосизму присуще многобожие, в конфуцианстве господствует культ императора и Неба;
- конфуцианство – это путь к совершенству через самоограничение, подавление низменных страстей, переделывание себя. Учение побуждает к постоянной общественной активности. Главный акцент сделан на моральные и нравственные принципы;
- конфуцианство обращается к человеку как существу социальному, у которого разум должен главенствовать над чувствами, даосизм – как к порождению природы, со всеми достоинствами и недостатками, эмоциями и страстями;
- даосизм принимает человека таким, какой он есть;
- главная добродетель даосизма – это недеяние, так как попытки изменить что-либо в природе или обществе нарушают естественный порядок вещей.
Кратко о даосизме
Так как все в мире предопределено, то жить нужно в соответствии с Дао, не сопротивляясь предначертанности, следуя потоку жизни (Дао). Философские даосские сочинения появляются в пятом веке до н. э.
В качестве первоисточника в них упоминается имя легендарного Желтого императора, Хуань Ши. Более достоверным автором даосизма считается китайский мудрец Лао-цзы. Ему приписывают авторство основной книги даосизма «Трактата о пути и его проявлениях во Вселенной». В книге собраны постулаты и ритуалы учения Дао.
Легенда о Лао-цзы
Всю жизнь он служил хранителем книг. Видя вокруг несправедливость и горести, Лао-цзы решил покинуть Китай в поисках благословенной страны, но на границе начальник стражников отказался пропустить мудреца, пока он не опишет свое учение.
Лао-цзы начертал пять тысяч знаков, сел на своего вола и уехал в Индию. Там он стал Буддой. Изображения Лао-цзы на воле очень популярны в Китае.
Лао-цзы учил, что жизнь – это чередование парных состояний, грусти и радости, счастья и несчастья, любви и ненависти. И так как все переменчиво, то, что бы ни случилось, надо просто ждать следующей перемены.
Принципы
Чтобы постичь Дао, нужно соблюдать определенные правила, касающиеся тела и духа, а также правило ничегонедеяния:
- в человеке борются божественные духи и злые демоны. Добрыми поступками можно умилостивить духов, и они приоткроют путь к познанию Дао;
- поиски благословенного пути идут через телесное совершенство. Физическими упражнениями человек должен достичь полного подчинения своего тела разуму;
- принцип недеяния заключается в отрицании какой-либо деятельности, ведущей к изменениям, ибо природа и Небо и так уже все придумали, а человек своим вмешательством может только все испортить.
Последователи Дао в своем стремлении познать Дао отгораживались от всего, что мешало им размышлять и созерцать, строили монастыри и посвящали жизнь служению Небу и Дао. В даосизме большое значение придавалось поискам долголетия, а позже и бессмертия.
Долголетие у китайцев является признаком того , что человек идет по «пути Неба и Дао», не ропщет, принимая жизнь со всеми ее радостями и печалями как должное Символически бессмертие рассматривалось как внутренняя свобода.
Инь и ян
Только гармония двух начал может привести человека в Дао. Даосы не имели пышных религиозных обрядов, поэтому нет даосских храмов, только монастыри. Ритуалы проводят исключительно посвященные. Даосизм проповедует обращение к природе и созерцательность.
Энергия ци
Вся китайская медицина – иглоукалывание, дыхательные гимнастики, боевые искусства, вышли из даосской практики. Даосизм рассматривает человека как средоточие жизненной энергии ци. Управление этой энергией отражено в китайских дыхательных гимнастиках.
Выполняя упражнения, человек концентрировался, что позволяло соединить свою внутреннюю энергию с природной и отодвинуть предел возможностей. В монастырях создавались атласы, где на теле человека указывались меридианы – путы движения энергии ци.
Протекая по этим меридианам, энергия обеспечивала равновесие инь и ян. Эти документы сохранялись в тайне от непосвященных. Во втором веке н. э. образ Лао-цзы приобретает божественные черты.
Божества и демоны выстраиваются в сложную иерархическую систему. Для религиозного даосизма характерна вера в духов, культ предков и магические ритуалы. Культовые церемонии сопровождают все события в жизни. Соблюдение обрядов и ритуалов помогает уравновесить силы инь и ян в природе и в обществе.
Примером может служить празднование китайского Нового года, когда вывешенные символы с изображением инь и ян призваны защитить жилища от злых духов на весь следующий год.
Фэн шуй
С даосской практикой связано и фэн шуй – умение определять благоприятные места для человека, места, где свободно течет энергия ци.
Даосизм и другие учения
Даосизм и конфуцианство
Даосизм, с его концепцией недеяния, традиционно находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу. Это противостояние было настолько глубоким, что нашло отражение даже в деятельности иезуитских миссионеров: так, Маттео Риччи состоял в тесном контакте с конфуцианской элитой и отвергал даосизм как языческую практику — в то время как его оппонент, Микеле Руджиери, утверждал сходство между понятиями Дао и логос.
Об интеграции элементов даосизма в конфуцианство см. неоконфуцианство.
Даосизм и буддизм
Первой даосской школой, возникшей на изучении буддийских трактатов, была школа Линбао. Её основатель Гэ Чаофу перенял из буддизма представление о перерождениях в пяти мирах и в сильно упрощённом виде элементы космологии. При этом даосы не оставили практику достижения бессмертия, однако усовершенствовали понятие бессмертия, отказавшись от буквальной трактовки бесконечного пребывания в том же земном теле, и введя для небожителей другие миры — счастливые земли, острова бессмертных и т. д. Из буддийской теории перерождений следовало учение о карме и воздаянии. Позднее буддийские элементы стали привычны для даосских школ, которые переняли также буддийские методы медитации.
Религиозные обряды и божества
После канонизации Лао Цзы в основу даосской философии легла сложная иерархия добрых богов и злых демонов. Перечень основных богов, признанных разными школами даосизма, примерно совпадает. Главную роль в пантеоне занимают Три чистых божества, сменявшие друг друга и правившие миром несколько временных циклов. Следом за ними располагается Нефритовый император — властитель людских судеб. Почти равнозначна ему Владычица Запада. Она открывает врата жизни, выпуская души на землю и впуская их на Небо после смерти.
Нефритовому императору подчиняются Семь владык звезд Северного ковша и Шесть владык звезд Южного ковша. Далее, следуют стражи сторон света и хранители стихий. У них в подчинении тысячи божеств, в том числе и тех, кто присоединился к пантеону после земной жизни.
Религиозные обряды в доасизме носят условный характер. Они призваны объединить людей, выразить почтение божествам и получить их благословение. Самые популярные ритуалы проводятся накануне Нового года и после него. Подготовка к празднику начинается в январе. Люди делают генеральную уборку в своих домах, развешивают украшения красного цвета, дарят друг другу подарки и ходят в гости. Празднование Нового года длится несколько дней подряд. В это время устраиваются массовые народные гуляния. Главный герой праздника — китайский дракон, символ проявления Ян.