Бек, аарон

Принципы когнитивной психологии.

Рассмотрим основные принципы его подхода. По мнению Аарона Бека источником реакций человека на окружающие события были его представления об окружающем мире, сформировавшиеся ранее и представляющие из себя не только представления о внешнем мире, но и мире внутреннем, говоря иначе, представления индивида о себе самом в контексте его бытия в социуме.

Вот цитата Бека, достаточно ярко иллюстрирующая его подход.

«Человеческие мысли определяют его эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение в свою очередь формирует наше место в окружающем мире». «Дело не в том, что мир плох, а в том, как часто мы видим его таким». — А.Бек.

Если у нас есть четкие представления о мире, то их расхождения с реальностью неизбежно приведут к негативной психологической реакции (фрустрации), а в случае сильных расхождений и к серьезным психологическим проблемам.

Аарон Бек в качестве психолога довольно много занимался пациентами страдающими депрессией и в процессе таких наблюдений вывел их основные эмоциональные проявления в которых часто доминировала тема безнадежности, вины, проигрыша.

Исходя из опыта исследования таких пациентов, Бек предположил, что невротические проявления появились в значительной степени благодаря восприятию мира в негативных красках, то есть когнитивная система его пациентов была настроена изначально именно на такой тип реакций. По мнению Бека невротические проявления таких людей имели три особенности.

— Вне зависимости от происходящего человек выделяет в основном негативные стороны внешних событий, принижая значение позитивной стороны или даже вовсе ее не замечая.

— Вследствие особенностей такого восприятия событий внешнего мира для этих людей характерен и пессимистичный взгляд на будущее, которое, по их мнению, не может принести им ничего позитивного, ведь ожидаемые события также не несут ничего хорошего.

— Для многих из подобных людей характерна заниженная самооценка, то есть человек изначально рассматривает себя как недостойного, несостоявшегося, безнадежного.

Кроме того, все вышеизложенное часто приводит к чисто когнитивным искажениями, когда человек строит свое поведение исходя из ошибочных обобщений.  Пример таких обобщений — когнитивные предположения — «я никому не нужен», «я ни на что не годен», «мир несправедлив» и т.п.

Конечно, когнитивная система человека формируется не вдруг и не на пустом месте, это происходит постепенно и вследствие воздействия вполне определенных внешних событий.

Когда такие события происходят постоянно и носят негативный характер, что зачастую бывает в период роста индивида и его взросления, то часто говорят о формировании стойких поведенческих стратегий, которые довольно быстро приобретают автоматических характер и, будучи вполне адаптивными в период их появления, становятся совершенно деструктивными при других условиях и обстоятельствах, например уже во взрослой жизни. Но в действительности, вследствие упомянутых выше жизненных обстоятельств, сначала формируется именно когнитивная система человека, которая и определяет его поведение.

По мнению Аарона Бека когнитивная система человека создается в основном в детский период. Дети, в этот ранний период жизни мыслят полярными категориями по типу все или ничего, такой способ думать называют черно-белым мышлением, при определенных обстоятельствах, подобный тип мышления сохраняется и в зрелом возрасте, что приводит к дезадаптивному поведению, ошибочному восприятию мира и последующим психологическим проблемам.

Конечно тенденции людей к ошибочному мышлению, обобщениям, стереотипному восприятию мира далеко не всегда является причиной невротических симптомов и тем более депрессии. Огромное количество людей (если не подавляющее большинство) обладает когнитивной системой (картой сознания), которая во многом построена на ошибочных предположениях, тем не менее, большинство людей вряд ли можно назвать невротиками. Это означает, что причины серьезных психологических проблем таких как депрессия, конечно, не ограничиваются склонностью к примитивному мышлению.

Когнитивная триада Бека

?

Сергей Шварацкий (utro_vecher) wrote, 2010-08-19 11:25:00 Сергей Шварацкийutro_vecher 2010-08-19 11:25:00 Categories:

  • Психология
  • Общество
  • Cancel

Аарон Бек – это человек, который сделал когнитивную психотерапию.

Когнитивной триадой Бека называют данное им объяснение причин психологических страданий человека.Изначально оно относилось к депрессии. Но депрессию можно понимать в узком, больничном смысле – 4 конкретных симптома, которые продолжаются более 2 недель… А можно понимать и более философски. В таком случае депрессия есть девитализация человека.

То есть постепенное иссякание у него жизненных сил. Как уровень воды в русле реки во время засухи… С каждым днем все меньше, меньше и меньше…А вот это уже – в сущности, обо всем сразу.Со времен оных депрессию пытались понять медицински: как результат неких нарушений в работе организма.

Отсюда, в частности, классика жанра – селективные ингибиторы обратного захвата моноаминов Красиво, кстати, звучит, черт возьми!Но имеет место быть и классический вопрос к классике жанра: это депрессия начинается из-за того, что серотонина не хватает? Или это серотонина не хватает потому что депрессия?Со временем пришли к четкому пониманию: депрессия есть явление биопсихосоциальное. С главенствованием, безусловно, психосоциального. Ибо, например: “За последние 15 лет проведены сотни систематических исследований, имеющих отношение к биологическому субстрату депрессии и фармакотерапии депрессий. В различных публикациях, исходящих как из правительственных источников, так и из частного сектора, утверждается, что произошел определенный прорыв в понимании психобиологии депрессий и лечении этого расстройства медикаментозными средствами. Однако эта в целом радужная картина приводит в замешательство клиницистов. Несмотря на значительные достижения в области фармакотерапии депрессий, это заболевание имеет по-прежнему широкое распространение. Более того, количество самоубийств, которое принято считать показателем распространенности депрессий, не только не снизилось, но возросло за последние годы”. И добавим сюда: “По самым оптимистическим оценкам, сделанным по результатам многочисленных контролируемых исследований в области фармакотерапии депрессий, только 60-65 % пациентов показывают выраженное улучшениев результате применения обычных трициклических препаратов”. То есть? Использование таблеточек как-то так помогает, что не сильно-то и помогает. А некоторым, которых примерно треть, так и вообще не помогает никак.И вот господин Бек сосредоточился на объяснении именно психосоциального компонента вот этой девитализации, при которой жизненные силы человека постепенно иссякают. Кстати, сие можно понимать и как старение человека, да. По крайней мере, мне удается так понимать – депрессия есть ускоренное старение.И вот увидел он здесь три основные причины у всей этой фигни. Которые и получили название когнитивной триады Бека

1. Человек плохо думает про самого себя

Он считает себя уебком какого-либо рода. Ущербным в каком-либо отношении. Свои неудачи объясняет этими имеющимися у него недостатками. И гнобит себя за это.

2. Человек плохо думает про окружающую его жизнь

Уроды эти вместе с созданными этими уродами обстоятельствами жить ему мешают, все чего-то непомерного и несуразного от него хотят, а в результате в его собственной жизни получаются из-за этих долбоебов с их уебищными делами сплошь какие-то потери да провалы. В общем, жизни из-за них всех – никакой нету!

3. Человек плохо думает про свое будущее

Итак: я, бля, какой-то уебок. Кругом, бля, какие-то сплошные уроды. Поэтому ваще получается какая-то херня везде и всюду.

И отсюда – че оно все изменится? Да так оно все и будет!Ну и вот когда человек уже основательно проникнется мыслями о том, что сам он урод, кругом – сплошные уроды, жизнь от этого – напрочь какая-то уродская, и так оно все и будет, а что ж тут поделаешь-то?Тогда и наступает вот такая ерунда, о которой писал еще Гомер: “Он по Алейскому полю скитался кругом, одинокий, сердце глодая себе, убегая следов человека…”.И процитирую здесь еще одного красавца поэта, Тейлора Кольриджа, “Ода удрученным”. В назидание.I see them all so excellently fair,I see, not feel, how beautiful they are.Я так отчетливо и ясно вижу их,Вижу, но не чувствую, как они прекрасны.P.S. В завершение цитата из отца-основателя: “Все другие симптомы, входящие в депрессивный синдром, рассматриваются в когнитивной модели как последствия активации вышеназванных негативных паттернов”.

That’s all.

Психология

Научные труды

  • Beck A. T. The diagnosis and management of depression. — Philadelphia: University of Pennsylvania Press (англ.)русск., 1967. — ISBN 0-8122-7674-4.
  • Beck A T. Depression: Causes and treatment. — Philadelphia: University of Pennsylvania Press (англ.)русск., 1972. — ISBN 978-0-8122-7652-7.
  • Beck A T. Cognitive therapy and the emotional disorders. — Madison: International Universities Press, Inc. (англ.)русск., 1975. — ISBN 0-8236-0990-1.
  • Beck A. T., Rush, A. J., Shaw B. F., Emery G. Cognitive therapy of depression. — New York: Guilford Press (англ.)русск., 1979. — ISBN 0-89862-000-7.
  • Beck A. T. Love is never enough: How couples can overcome misunderstandings, resolve conflicts, and solve relationship problems through cognitive therapy. — New York: Harper Paperbacks, 1989. — ISBN 978-0-06-091604-6.
  • Scott J., Williams J. M., Beck A.T. Cognitive therapy in clinical practice: An illustrative casebook. — New York, London: Routledge, 1989. — ISBN 0-415-00518-3.
  • Beck A. T., Wright F. D., Newman C. F., Liese B. S. Cognitive therapy of substance abuse. — New York: Guilford Press (англ.)русск., 1993. — ISBN 9781572306592.
  • Alford B. A., Beck A. T. The integrative power of cognitive therapy. — New York: Guilford Press (англ.)русск., 1998. — ISBN 1-57230-396-4.
  • Beck A. T. Prisoners of hate: The cognitive basis of anger, hostility, and violence. — New York: HarperCollins Publishers, 1999. — ISBN 0-06-019377-8.
  • Clark D. A., Beck A. T. Scientific foundations of cognitive theory and therapy of depression. — New York: Wiley, 1999. — ISBN 0-471-18970-7.
  • Beck A. T., Freeman A., Davis D. D. Cognitive therapy of personality disorders. — New York: Guilford Press (англ.)русск., 2003. — ISBN 1-57230-856-7.
  • Wright J. H., Thase M. E., Beck A. T., Ludgate J. W. Cognitive therapy with inpatients: Developing a cognitive milieu. — New York: Guilford Press (англ.)русск., 2003. — ISBN 0-89862-890-3.
  • Winterowd C., Beck A. T., Gruener D. Cognitive therapy with chronic pain patients. — New York: Springer Publishing Company, 2003. — ISBN 0-8261-4595-7.
  • Beck A. T., Emery G., Greenberg R. L. Anxiety disorders and phobias: A cognitive perspective. — New York: Basic Books, 2005. — ISBN 0-465-00587-X.
  • Beck A. T., Rector N. A., Stolar N., Grant P. Schizophrenia: Cognitive theory, research, and therapy. — New York: Guilford Press (англ.)русск., 2008. — ISBN 978-1-60623-018-3.
  • Clark D. A., Beck A. T. Cognitive therapy of anxiety disorders: Science and practice. — New York: Guilford Press (англ.)русск., 2010. — ISBN 978-1-60623-434-1.
  • Wenzel A., Liese B. S., Beck A. T., Friedman-Wheeler D. Group cognitive therapy of addictions. — New York: Guilford Press (англ.)русск., 2012. — ISBN 9781462505661.

Переводы на русский язык

  • Когнитивная психотерапия расстройств личности = Cognitive Therapy of Personality Disorders / Под ред. А. Бека, А. Фримена. — СПб.: Питер, 2002. — 544 с. — (Практикум по психотерапии). — 5000 экз. — ISBN 5-318-00199-8.
  • Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии = Cognitive Therapy of depression. — СПб.: Питер, 2003. — 304 с. — (Золотой фонд психотерапии). — 3000 экз. — ISBN 5-318-00689-2.
  • Бек А. Предисловие // Фриман А., Девульф Р. 10 ошибок, которые совершают люди. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 240 с. — (Сам себе психолог). — 5000 экз. — ISBN 978-5-388-00056-9.

Описание депрессии

Когда в нашем обществе речь заходит о депрессии применительно к конкретному человеку, многие, «просвещённые» ушедшей эпохой, недовольно ухмыляются, предлагая – мысленно или вслух – универсальную методику лечения: дать в руки лопату и отправить в поле, выбивать «дурь». К сожалению, часто в наших краях депрессию не считают за болезнь вовсе. Сложилось мнение, что депрессивное состояние – не что иное, как скверная черта характера, от которой помогают только «исправительные работы».

Между тем, ещё Гиппократ всерьёз подходил к недугу, который в те времена называли меланхолией. Правда, древнегреческий врач, не будучи психотерапевтом, в лечении всё больше увлекался клизмами, заметив, что у многих меланхоликов «запорные» проблемы. Разумеется, доктор опирался не только на столь «очевидное» решение, но и на доступные в античной Греции продукты фармацевтической индустрии, вроде настойки опия или воды, содержащей ионы лития (конечно, о составе жидкости он не догадывался – один сплошной опыт).

Что же такое депрессия? Заболевание представляет собой психическое расстройство, которое характеризуется «меланхолической» тройкой: подавленным настроением и потерей способности испытывать радость, пессимистическим умонастроением, связанным с дисфункцией мышления и двигательной заторможенностью. Расстройство, при котором пропадает интерес к жизни, сегодня возглавляет список психических недугов в плане распространённости. Оно хорошо знакомо каждому десятому, перешагнувшему сорокалетний рубеж. Около 70% страдальцев – женщины.

Упражнения когнитивной психотерапии

То, как человек мыслит, влияет на то, что он чувствует, как к себе и окружающим относится, какие решения принимает и поступки совершает. Одну ситуацию люди по-разному воспринимают. Если выделяется всего лишь одна грань, то это значительно обедняет жизнь человека, который не может быть гибок в своем мышлении и совершаемых поступках. Вот почему эффективными становятся упражнения когнитивной психотерапии.

Их существует большое количество. Все они могут выглядеть в качестве домашних заданий, когда человек закрепляет в условиях реальной жизни новые навыки, полученные и выработанные на сеансах с психотерапевтом.

Всех людей с детства приучают к однозначному мышлению. Например, «Если у меня ничего не получается, значит, я неудачник». На самом деле такое мышление ограничивает поведение человека, который теперь даже не собирается предпринимать попыток опровергнуть ее.

Упражнение «Пятая колонка».

  • В первую колонку на листке бумаги запишите ситуацию, которая является для вас проблемной.
  • Во вторую колонку запишите чувства и эмоции, которые у вас возникают в данной ситуации.
  • В третью колонку запишите «автоматические мысли», которые часто промелькают у вас в голове в данной ситуации.
  • В четвертой колонке обозначьте, на основе каких убеждений у вас промелькают такие «автоматические мысли». Какими установками вы руководствуетесь, из-за чего подобным образом думаете?
  • В пятой колонке пропишите мысли, убеждения, установки, положительные высказывания, которые опровергают идеи из четвертой колонки.

Рекомендуется в дальнейшем пользоваться идеями из пятой колонки, когда снова будет возникать стрессовая ситуация.

После выявления автоматических мыслей предлагается выполнить различные упражнения, где человек сможет изменить свои установки за счет совершения иных поступков, а не тех, которые он делал ранее. Затем предлагается в реальных условиях выполнить данные действия, чтобы посмотреть на то, какой результат будет достигнут.

Техники когнитивной психотерапии

Когнитивный подход в терапии неразрывно связан с формированием когнитивной психологии, делающей основной акцент на познавательных структурах психики и занимающейся личностными элементами и способностями логического характера. Обучение когнитивной психотерапии сегодня получило широкое распространение. По мнению А. Бондаренко когнитивное направление соединяет три подхода: непосредственно когнитивную психотерапию А. Бека, рационально-эмотивную концепцию А. Эллиса, реалистичную концепцию В. Глассер.

Когнитивный подход заключается в структурированном обучении, эксперименте, тренировках в ментальном плане и поведенческом аспекте. Он призван оказать помощь личности в овладении нижеописанными операциями:

— обнаружение собственных негативных автоматических дум;

— нахождение связи между поведением, знаниями и аффектами;

— нахождение фактов «за» и «против» выявленных автоматических мыслей;

— нахождение более реалистичных трактовок для них;

— обучение выявлению и трансформации дезорганизующих убеждений, ведущих к уродованию навыков и пережитого опыта.

Обучение когнитивной психотерапии, ее основным методам и техникам помогает выявить, разобрать и в случае необходимости трансформировать негативное восприятие ситуаций или обстоятельств. Люди, зачастую, начинают бояться того, что сами себе напророчили, вследствие чего ожидают худшего. Иначе говоря, подсознание индивида предупреждает его о возможной опасности до момента попадания в опасную ситуацию. В результате этого субъект пугается заранее и стремится этого избежать.

Систематически отслеживая собственные эмоции и стремясь трансформировать негативное мышление, можно уменьшить преждевременный страх, который способен модифицироваться в паническую атаку. При помощи когнитивных техник существует возможность изменения характерного для таких мыслей фатального восприятия панических атак. Благодаря этому укорачивается длительность приступа паники, и понижается его отрицательное воздействие на эмоциональное состояние.

Техника когнитивной психотерапии состоит в выявлении установок больных (то есть для пациентов должны стать явными их негативные установки) и помощи в осознании разрушительного воздействия таких установок

Немаловажно также, чтобы субъект, основываясь на собственном опыте, удостоверился в том, что из-за собственных убеждений он недостаточно счастлив и что он мог быть счастливее, если бы руководился более реалистическими установками. Роль психотерапевта лежит в предоставлении пациенту альтернативных установок или правил

Когнитивная психотерапия упражнения по релаксации, остановке потока мыслей, управлению побуждениями применяются в комплексе с анализом и регулированием повседневной деятельности с целью приумножения навыков субъектов и их акцентирования на позитивных воспоминаниях.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Объяснительная модель депрессии Бека

Для Бека психологические расстройства возникают из-за когнитивных искажений (ошибок в когнитивных процессах), которые представляют собой неправильные способы мышления, которые появляются в форме автоматических мыслей (когнитивных продуктов) в определенных ситуациях и которые вызывают негативные эмоциональные состояния и неправильное поведение. Таким образом, Эти когнитивные искажения вызваны иррациональными убеждениями или личными предположениями, усвоенными в прошлом то, что неосознанно обуславливает восприятие и интерпретацию прошлого, настоящего и будущего.

Люди, страдающие депрессией, становятся уязвимыми к определенным ситуациям, и важно понимать, что в этой теории не предполагается, что познание является причиной депрессии или другого эмоционального расстройства, что на самом деле постулируется, это примат симптомов: активация негативных схем и последующие когнитивные искажения были бы первым звеном в цепи депрессивных симптомов

Лечение депрессии

Обычно депрессию лечат комплексно, применяя медикаментозные методы и психотерапию. Фармакотерапия – важный шаг на пути к выздоровлению, однако её можно считать всего лишь обезболивающим, который не устраняет, а лишь притупляет симптомы, позволяя эффективней работать с психикой пациента

Поэтому основное внимание следует уделять именно психотерапии депрессии. Под ней понимают воздействие на человеческую психику с целью откорректировать протекающие неправильно и вредящие организму процессы

Различают следующие психотерапевтические методики:

  • психодинамическую;
  • межличностную (интерперсональную);
  • когнитивно-поведенческую;

Психодинамическая психотерапия

В основе методики лежит предположение или представление о том, что причиной депрессии является неразрешенный внутренний конфликт. Согласно теории, он, конфликт, протекает бессознательно и базируется на противоречии. Например, пациент страдает от парадоксальных стремлений: при наличии регулярных вспышек ярости он всячески желает быть уравновешенным и спокойным. Или, к примеру, человек, подобно Буриданову ослу, который оголодал, будучи между парой стогов сена, раздираем одновременными желаниями ни от кого не зависеть и в то же время быть зависимым, возложить ответственность за себя на кого-то.

Непосредственно лечение заключается в поиске причин конфликта, противоречия. Отыскав проблему, психотерапевт теоретически может сбалансировать внутренние устремления пациента. В некоторых случаях следует, к примеру, искать компромисс, чтобы искренне выражать доброжелательное отношение к людям – речь о приступах гнева при общих гуманистических и альтруистических принципах пациента. В других подобных случаях, возможно, нужно обратиться к иной модели поведения.

Что касается другого примера, то, ощущая нужду в заботе и параллельно этому стремление к независимости, больной депрессией может рассчитывать, что психотерапевт поможет выявить более интенсивную потребность и сделать упор именно на это желание.

Межличностная психотерапия

Эта методика, которая считается стратегической и прагматической, основана на определении депрессии как состояния, вытекающего из сложных и неправильно сформированных отношений пациента с окружающими. Многими психотерапевтами МП признана как очень эффективная, её терапевтические элементы перекочевали и в прочие области (групповую терапию, семейную, телефонное консультирование).

Основные провокаторы депрессии, согласно интерперсональной психотерапии:

  • «Однородительские» семьи.
  • Разногласия или социальные конфликты.
  • Горе.
  • Трансформация ролей.
  • Нехватка общения и отношений.

Межличностная психотерапия загоняет причину депрессий в рамки социального положения пациента и участия его в общественной жизни, которые компонуются из положения пациента в текущий момент, целей больного относительно будущего места в социуме и взаимоотношений с миром. В зависимости от того, как человек, страдающий депрессией, взаимодействует с окружением, определяется степень психотерапевтического участия.

Обычно методы интерперсональной психотерапии работают с некоей основной причиной депрессии и одной второстепенной (как правило, имеется и то, и другое). Методика направлена на то, чтобы скорректировать отношения пациента с социумом, обучить его навыкам, ведущим к гармоничным взаимоотношениям и сосуществованию с окружающими. Практикуются различные социальные роли, которые в реальности вызывают беспокойство и дискомфорт вследствие отсутствия коммуникативных навыков, балансируются ожидания пациента от отношений с людьми, вырабатывается умение бороться с общественной самоизоляцией.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

КПП определяет расстройство как следствие ложных убеждений и установок. Исходя из этого, в задачи терапии входят:

  • Умножение эффективности фармакотерапии депрессии.
  • Коррекция поведенческих ошибок и установок, приводящих к расстройству.
  • Борьба с симптоматикой.
  • Работа над социальной составляющей, которая может быть как причиной депрессии, так и её следствием.
  • Снижение вероятности рецидива после психотерапии.

В технический арсенал КПП входят анализ негативных мыслей, выявление взаимосвязей, поиск способов донесения до пациента ошибочности его суждений, формирование психических и поведенческих паттернов, ведущих к новым – осознанным и правильным – установкам.

Психотерапия неплохо решает задачи вывода из состояния депрессии, однако очень многое зависит от готовности пациента сотрудничать со специалистами, его настроя на исцеление и от степени и вида расстройства.

Когнитивная психотерапия Бека

Современная когнитивно-бихевиоральная психотерапия считается общим названием для психотерапий, базис которых заключается в утверждении, что фактором, провоцирующим все психологические отклонения, являются дисфункциональные воззрения и установки. Создателем направления когнитивной психотерапии считается Аарон Бек. Он дал старт развитию когнитивного направления в психиатрии и психологии. Суть ее лежит в том, что абсолютно все человеческие проблемы формируются негативным мышлением. Личность интерпретирует внешние события по следующей схеме: стимулы воздействуют на когнитивную систему, которая, в свой черед, интерпретирует посыл, то есть рождаются мысли, порождающие чувства или провоцирующие определенное поведение.

Аарон Бек полагал, что мысли людей обуславливают их эмоции, которые определяют соответствующие поведенческие реакции, а те, в свой черед, формируют их место в социуме. Он утверждал, что не мир изначально плохой, а люди видят его таким. Когда интерпретации индивида сильно расходятся с внешними событиями, появляется психическая патология.

Бек наблюдал пациентов, страдающих невротической депрессией. В ходе наблюдений он заметил, что в переживаниях больных постоянно раздавались темы пораженческого настроя, безысходности и неадекватности. Вследствие этого вывел следующий тезис, что депрессивное состояние развивается у субъектов, которые постигают мир через три негативные категории:

— отрицательный взор на настоящее, то есть в независимости от происходящего депрессивная личность концентрируется на негативных аспектах притом, что повседневная жизнь дает им определенный опыт, который большинству индивидуумов приносит удовольствие;

— безысходность, ощущаемая в отношении будущего, то есть депрессивный индивид, представляя будущее, находит в нем исключительно мрачные события;

— пониженное чувство собственного достоинства, то есть депрессивный субъект думает, что он несостоятельный, ничего нестоящая и беспомощная личность.

Аарон Бек в когнитивной психотерапии разработал терапевтическую программу поведенческой направленности, в которой используются такие механизмы, как самоконтроль, моделирование, домашние задания, ролевые игры и др. В основном он работал с пациентами, страдающими различными расстройствами личности.

Его концепция описана в труде под названием: «Бек, Фримен когнитивная психотерапия расстройств личности». Фримен и Бек были убеждены, что каждое расстройство личности характеризуется преобладанием определенных воззрений и стратегий, формирующих определенный профиль, свойственный конкретному расстройству. Бек выдвинул утверждение, что стратегии могут либо компенсировать определенный опыт, либо проистекать из него. Глубинные схемы коррекции личностных расстройств можно вывести в результате быстрого анализа машинальных мыслей индивида. Применение воображения и вторичного переживания травмирующего опыта может спровоцировать активизацию глубинных схем.

Также в труде Бек, Фримен «Когнитивная психотерапия расстройств личности» авторы акцентировали внимание на важности психотерапевтических отношений в работе с индивидами, мучающимися расстройствами личности. Поскольку довольно часто в практике встречается такой специфический аспект взаимоотношений, выстраивающихся между терапевтом и больным, известный как «сопротивление»

Когнитивная психотерапия расстройств личности является систематическим конструированным, разрешающим проблемные ситуации направлением современной психотерапевтической практики. Зачастую она ограничена временными рамками и практически никогда не превышает тридцати сеансов. Бек полагал, что психотерапевт должен быть благожелательным, сопереживающим и искренним. Сам терапевт должен являться эталоном того, чему он стремится научить.

Конечной целью когнитивной психотерапевтической помощи является обнаружение дисфункциональных суждений, которые провоцируют возникновение депрессивных настроев и поведения, а затем их трансформация. Следует отметить, что А. Бека интересовало не то, о чем пациент размышляет, а как он думает. Он считал, что проблема не заключается в том, любит ли себя данный пациент, а состоит в том, какими категориями он мыслит в зависимости от условий («Я хороший или плохой»).

Автоматические мысли

Поэтому при активации этих характерных схем депрессивных лиц, когнитивные продукты будут дезадаптивными и негативными .

автоматические мысли это внутренние диалоги, мысли или образы, которые появляются в данной ситуации, и пациенты обычно считают их истинными утверждениями без искажений. Они показывают ряд характеристик и являются следующими:

Это конкретные сообщения или предложения, относящиеся к конкретной ситуации

Им всегда будут верить, независимо от того, иррациональны они или нет

Они выучены

Они спонтанно входят в сознание, драматизируя и преувеличивая негативную ситуацию

Их нелегко обнаружить или контролировать, потому что они появляются в потоке внутреннего диалога

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector