Поведенческие факторы и с чем их едят

Источники

  1. Определение дано по Биологический энциклопедический словарь / под. ред. М.С. Гилярова. — второе, исправленное. — Москва: Советская энциклопедия, 1989. — С. 483. — 864 с. — ISBN 5-85270-002-9.
  2. Ю.К. Рощевский. Особенности группового поведения животных. — учебное пособие. — Куйбышев: обл. типография им. Мяги, 1978. — С. 9—10. — 1 000 экз экз.
  3. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. Поведение // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия (рус.). — 1983.
  4.  (недоступная ссылка). МИКРОМИР. Дата обращения 14 января 2011.
  5. Рейхольд Вайнар. Движения у растений / перевод А.Н. Сладкова. — Москва: Знание, 1987. — С. 75, 122—125. — 174 с. — (Переводная научно-популярная литература).
  6. З. А. Зорина, И.И. Полетаева. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: учебное пособие. — М.: Аспект-Пресс, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-7567-0588-1.
  7. Жданова Т. Д.  (рус.)  (неопр.) ? (недоступная ссылка). Дата обращения 14 июня 2010.
  8.  (рус.)  (неопр.) ?. Дата обращения 22 июня 2010.
  9. Гран В.  (недоступная ссылка). Дата обращения 17 июня 2010.
  10. Frank B. Gill. Ornithology. — 3d. — N.Y.: W. H. Freeman and Company, 2007. — P. 377. — 758 p.
  11. Smith, Robert L. Evolution of Exclusive Postovulatory Paternal Care in the Insects (англ.) // Florida Entomologist. — 1980. — Т. 63, вып. 1. — С. 67—68.
  12. Руковский Н.Н.  (рус.)  (неопр.) ?. Дата обращения 25 июня 2010. на сайте «Питерский охотник»
  13. Miller, G. F. (1998). How mate choice shaped human nature: A review of sexual selection and human evolution. In C. Crawford & D. L. Krebs (Eds.), Handbook of evolutionary psychology: Ideas, issues, and applications. Mah-wah, NJ: Eribaum

Кто разработал метод когнитивной терапии?

Над тем, что управляет мыслями и действиями человека, размышляли ещё в далёкой древности. Великие мыслители и философы Римской империи (Эпиктет, Сенека, Цицерон) первыми пришли к мысли, что душевные тревоги и психологические заболевания возникают из-за неправильных психологических установок, субъективного понимания мира и заблуждений. Позже аналогичные высказывания озвучивали философы Френсис Бэкон и Бенедикт Спиноза.

Изучая работы этих мыслителей и проводя собственные исследования, американский психотерапевт Аарон Бек разработал когнитивное направление в психологии. Он стал создателем принципиально новой методики психотерапии, позволившей решить множество проблем, и начать лечить ряд психологических заболеваний.

❯❯❯ Американский психотерапевт Аарон Бек

В основе исследований Аарона Бека лежало наблюдение, что люди с определённым складом мышления больше других склонны к возникновению психоэмоциональных заболеваний. Это означало, что возникающие у людей с негативным мышлением мысли и чувства отрицательно влияли на их поведение, здоровье и жизнь в целом. Поэтому методика КПТ была направлена изменение мышления.

Согласно работам Аарона Бека, цель когнитивно-поведенческой терапии заключается в следующем:

  • Решить проблемы, провоцирующие возникновение психических расстройств;
  • Снизить либо полностью устранить симптоматику заболевания;
  • Снизить вероятность повторного возникновения болезни;
  • Повысить эффективность медикаментозного лечения.

При этом основной целью является устранение причин возникновения психических расстройств, а именно деструктивных мыслей, идей и образов, искажающих восприятие мира и поведенческие реакции человека. По сути, психотерапевт с помощью методики КПТ учит пациента не пытаться контролировать всё, что происходит вокруг него, а управлять только своими действиями и своим восприятием мира.

Показания

Поведенческая психотерапия применяется при широком спектре расстройств: при психических и так называемых психосоматических расстройствах, а также при чисто соматических заболеваниях. Она особенно полезна при лечении тревожных расстройств, в частности при панических расстройствах, фобиях, навязчивостях, а также лечении депрессий и других аффективных расстройств, нарушениях приёма пищи, сексуальных проблемах, шизофрении, асоциальном поведении, расстройствах сна и внимания, гиперактивности, аутизме, трудностях в обучении и других нарушениях развития в детском возрасте, а также при языковых и разговорных проблемах  .

Кроме того, поведенческая психотерапия может использоваться для преодоления стрессов и лечения клинических проявлений повышенного артериального давления, головных болей, астмы и некоторых желудочно-кишечных заболеваний, в частности энтеритов и хронических болей  .

Точный перевод терминологии и названий

Верным переводом названия терапии (англ. Rational Emotive Behavior Therapy) является именно «рационально-эмоционально-поведенческая» (два дефиса), а не «рационально-эмоциональная поведенческая» (последнее слово — отдельно), так как сам Эллис неоднократно подчёркивал равнозначность когнитивной (рациональной), эмоциональной и поведенческой (бихевиоральной) составляющих. Тем не менее в переведённых на русский язык книгах А. Эллиса часто встречается второй вариант — вероятно, так сложилось исторически.

Термин «irrational beliefs» верно переводить именно как «иррациональные верования», а не «убеждения», поскольку, во-первых, глагол «to believe» переводится как «верить», а не как «убеждать», а во-вторых, слово «убеждение» можно понять двояко: как «идея, мысль о чём-либо» и как «процесс уговаривания».

Термин «musturbation» (не путать с «masturbation») как неологизм следует переводить термином «должнонанизм» — в литературе можно встретить перевод «тирания долженствования, однако не следует путать эти термины, так как в книгах Эллиса употребляются разные слова: «demandingness», «musturbatory», «musturbate».

Бихевиоризм в повседневной жизни

Обусловливание можно заметить во многих областях жизни: от школ до психбольниц, от мира спорта до мест лишения свободы.

Когда идеи бихевиоризма используются в естественной среде, можно говорить об естественном изменении поведения.

Примеры изменения поведения

Цель изменения поведения состоит в том, чтобы заменить деструктивное поведение на более продуктивное.

Ниже несколько эффектов от применения методов позитивной психологии. Бихевиоризм — примеры из жизни:

Исправление речи

Поведенческая психология позволяет детям с аутизмом, которые вообще не говорят, развить словарный запас из нескольких сотен слов. То же самое относится к людям, которые перенесли повреждение мозга.

Самостоятельность

Поведенческое направление в психологии помогает взрослым с ограниченными интеллектуальными возможностями общаться с окружающими и быть более самостоятельными. Это позволяет им развивать социальные навыки, выполнять повседневные задачи и даже удерживать хорошую работу.

Обучение детей

Принцип изменения поведения очень часто применяется при воспитании детей. Приучение к горшку — хороший пример.

Обучение музыке или спорту

Приобретение новых навыков осуществляется за счет повторений определенных действий.

Избавление от нежелательного поведения

Поведенческая психология эффективно помогает избавиться от вредных привычек.

Формирование нового поведения

Большинство примеров, упомянутых выше, относятся к изучению “сложного” поведения, то есть действий, которые не могут происходить спонтанно (играть на пианино, говорить и т.д.) Для такого типа поведения обучение осуществляется путем формирования новых навыков и привычек.

Результаты такого обучения превосходны и иногда очень удивительны. Например, Б. Ф. Скиннер, инициатор этого метода, сумел научить голубей играть в пинг-понг своими клювами!

Более серьезно: поведенческая психология обычно применяется для обучения собак-поводырей, для обучения детей чистоте и общению со сверстниками и т.д.

Теория бихевиоризма

Теория анализа поведения оформилась в самостоятельную школу и была названа «бихевиоризм». Представители этой школы в качестве методологии психологического бихевиоризма выделили:

  • Теоретическую базу: поведение человека обусловлено физиологическими рефлексами (одни формы поведения являются врожденными, другие – передаются по наследству);
  • Предмет изучения: поведение и различные поведенческие реакции;
  • Основной метод – наблюдение;
  • Гипотезу: зарождение поведения происходит в результате действия стимулов (если известен стимул, можно предугадать реакцию) и систематического обучения (понятными примерами этого являются овладение речью и формирование мышления);
  • Условие подтверждения гипотезы: развитие психических функций способствует закреплению приобретенных навыков;
  • Задачу направления: формировать и контролировать поведение людей.

Важно! Бихевиоризм – это систематический подход, имеющий четкую структуру. Согласно положениям этой научной школы, поведение человека – это совокупность внешних реакций, которые возникли в результате воздействия на организм внешних раздражителей

Подходы и направления

См. также: История психологии и История развития зоопсихологии

Корни наук о поведении уходят в античные времена. Вопросами психологии и поведения людей и животных занимались ещё Аристотель, Хрисипп, Сократ и Платон, однако, серьёзно научно изучать поведение стало возможно лишь с появлением идеи эволюционизма. Современные научные дисциплины, занимающиеся изучением поведения, тесно связаны между собой и во многом пересекаются, а различия в предметах и методах способствует более полному раскрытию сущности поведения различных позиций. В настоящее время наблюдается объединение наук о поведении в междисциплинарные направления.

Психология

См. также: Психология

Основные понятия

Индивид, личность, память, восприятие, мышление

Психология изучает психику человека, а именно закономерности, особенности и развитие психической деятельности человека. Предметом бихевиористического направления психологии является поведение человека, однако психология в целом неоднократно меняла предмет своего исследования на протяжении долгой истории своего развития. Современная психология представляет собой развитую науку, опирающуюся на достижения психоанализа, зоопсихологии, нейрофизиологии, экспериментальной психологии и целого ряда естественных и технических наук.

Зоопсихология

См. также: Зоопсихология

Зоопсихология занимается изучением психической деятельности животных. Объектом зоопсихологии является поведение животных. Предметом зоопсихологии являются особенности и закономерности психической деятельности животных, а также её развитие в онтогенезе и филогенезе

Внимание зоопсихологов направлено на изучение восприятия, памяти, мышления животных.

Поведение растений

Хотя растения и бактерии обладают способностью к перемещению под действием внешних факторов (таксису), а высшие растения также не лишены способности к движению и обучению, тем не менее, поскольку механизмы движения растений носят чисто физиологический характер, нельзя говорить о наличии у них психики. В психологии движения растений часто относят к «допсихическому уровню отражения».

Сравнительная психология

См. также: Сравнительная психология

Сравнительная психология занимается сравнительным анализом психических процессов представителей разных таксономических групп. Характерной чертой сравнительной психологии является применение сравнительного анализа в качестве основного метода.

Бихевиоризм и необихевиоризм

См. также: Бихевиоризм

Основные понятия

Оперантное научение, чёрный ящик, инструментальный рефлекс, промежуточные переменные, реактивное поведение «стимул-реакция»

Бихевиоризм — направление в американской психологии, зародившееся в начале XX века. Особенностью этого направления был отказ от изучения психики, как непознаваемого явления. При этом полностью исключались из рассмотрения психические процессы, а поведение сводилось к совокупности реакций на стимулы. Основателем бихевиоризма является американский психолог Джон Уотсон, он же и предложил этот термин.
Представители этого направления внесли большой вклад в науки о поведении, в частности, определили предмет психологии, разработали классические методы, практически ценные технологии и способствовали распространению математических методов в психологии.

Этология

См. также: Этология

Основные понятия

ФКД, импринтинг, специфическая мотивация, ключевой раздражитель, этограмма, поисковое поведение

Этология в современном понимании — наука о биологических основах поведения животных. Предметом этологии являются механизмы, адаптивное значение, особенности развития поведенческих актов в онтогенезе и вопросы эволюции поведения. Этология зародилась в рамках «классической этологии» — научного направления, занимавшегося изучением поведения животных как адаптации к окружающей среде в их естественной среде обитания. Предмет этологии составляют законченные, скоординированные поведенческие акты.
Основателями этологии как научного направления считаются Конрад Лоренц и Николас Тинбергенс.51-52.

Заболевания, при которых применяется

В академических сообществах когнитивно-поведенческую психотерапию признали наиболее эффективной методикой лечения различных расстройств психического и невротического характера.

Расстройство личности

Важно! Главенствующими принципами подхода являются безусловное принятие индивидуальных черт личности, хорошее отношение к каждому индивиду с сохранением здоровой критики к его негативным поступкам. Использование когнитивно-бихевиоральной терапии проводится при лечении следующих заболеваний:

Использование когнитивно-бихевиоральной терапии проводится при лечении следующих заболеваний:

  • депрессий и тревожных расстройств;
  • шизофрении и психозов;
  • расстройств, которые связаны с употреблением психотропных и наркотических веществ;
  • психологических зависимостей (например, игромании);
  • суицидальных мыслей у подростков;
  • дисморфофобии;
  • расстройств пищевого поведения (булимии, анорексии, ожирении).

КБТ используется при психотерапии детей и взрослых. Применение методики обязательно должно быть скорректировано под возраст клиента.

Поведенческая психология — книги

Предлагаем вам список из 4-х книг, раскрывающих феномен поведения человека.

1. «Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы» — коллектив авторов.

Книга адресована широкому кругу специалистов, интересующихся адаптивными возможностями человека, столкнувшвегося с трудными жизненными ситуациями.

2. «Как подобрать ключик к решению любой ситуации. 30 правил эффективного общения, решения конфликтов, управления поведением» — Лариса Большакова.

В этой книге – тридцать новых психологических приемов. Как избежать конфликтной ситуации и найти компромисс? Как подобрать ключик к любому человеку? Что сделать, чтобы преодолеть агрессию? И многое другое!

3. «Организационное поведение» — Людмила Згонник.

В книге рассмотрены сущность организационного поведения, различные аспекты управления поведением человека и групп в организации.

4. «Власть привычки. Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе» — Чарльз Даххиг.

Наблюдения и открытия Дахигга во многом дополняют и развивают идеи лауреата Нобелевской премии по экономике Даниэля Канемана, автора бестселлера «Думай медленно… решай быстро».

Книга рекомендована для прочтения всем, кто работает над собой и хочет изменить свою жизнь!

Мотивы возникновения бихевиоризма

Бихевиоризм в психологии зародился в последние годы 19 века в результате обнаружения несовершенства интроспекции как научного метода. Известные ученые усомнились в достоверности результатов, получаемых с помощью самонаблюдения.

Необъективность самонаблюдения

Можно выделить такие мотивы возникновения поведенческого подхода в психологии, как:

  • Достижения зоопсихологии, развитие концепций детской психологии (в этих науках метод самонаблюдения не может применяться в качестве основного диагностического инструментария).
  • Положения концепции Дж. Локка в философии о том, что человек от рождения не обладает понятиями. Мыслительный компонент структуры поведения отрицался. В философии Дж. Локка поведение и деятельность человека объяснялись средой его обитания.
  • Положения биологического подхода о том, что воздействие любого стимула вызывает определенную реакцию.
  • Реакции организма на воздействие стимула поддаются измерению, их можно зафиксировать. Это значит, что эти реакции могут считаться предметом изучения науки.
  • К моменту появления бихевиоризма науке уже были известны эксперименты и выводы Павлова, который изучал рефлексы у животных.

Виды и типы психотерапии

Когда многие люди слышат слово «психотерапия», они сразу же представляют себе пациента, лежащего на диване и разговаривающего, в то время как терапевт сидит в соседнем кресле, записывая мысли на желтом блокноте. На самом деле в психотерапии используются самые разные техники и практики. Точный метод, используемый в каждой ситуации, зависит от множества факторов, в том числе от подготовки и опыта терапевта, предпочтений клиента и точного характера текущей проблемы клиента.

Некоторые из основных подходов к психотерапии включают в себя:

Психоаналитическая терапия. Хотя психотерапия практиковалась в различных формах еще во времена древних греков, она получила официальное начало, когда Зигмунд Фрейд начал использовать разговорную терапию для работы с пациентами. Некоторые из методов, обычно используемых Фрейдом, включали анализ переноса, интерпретацию сновидений и свободную ассоциацию. Этот психоаналитический подход включает в себя погружение в мысли и прошлый опыт пациента для поиска бессознательных мыслей, чувств и воспоминаний, которые могут влиять на поведение.

Поведенческая терапия: когда бихевиоризм стал более заметной школой мысли в начале двадцатого века, такие методы, как различные типы условий, начали играть важную роль в психотерапии. Хотя бихевиоризм может быть не таким доминирующим, как раньше, многие из его методов все еще очень популярны сегодня. Поведенческая терапия часто использует классическую обусловленность, оперантную обусловленность и социальное обучение, чтобы помочь клиентам изменить проблемное поведение.

Гуманистическая терапия. Начиная с 1950-х годов, школа мысли, известная как гуманистическая психология, начала оказывать влияние на психотерапию. Гуманистический психолог Карл Роджерс разработал подход, известный как клиентоориентированная терапия, который фокусировался на терапевте, демонстрирующем безоговорочное позитивное отношение к клиенту. Сегодня аспекты этого подхода остаются широко используемыми. Гуманистический подход к психотерапии направлен на то, чтобы помочь людям максимально раскрыть свой потенциал

Такие подходы имеют тенденцию подчеркивать важность самоисследования, свободной воли и самореализации

Когнитивная терапия. Когнитивная революция 1960-х годов также оказала большое влияние на психотерапевтическую практику, поскольку психологи начали уделять все больше внимания тому, как мыслительные процессы человека влияют на поведение и функционирование. Когнитивная терапия основана на идее, что наши мысли оказывают сильное влияние на наше психическое благополучие. Например, если вы склонны видеть негативные аспекты каждой ситуации, у вас, вероятно, будет более пессимистичный прогноз и более мрачное общее настроение. Цель когнитивной терапии — выявить когнитивные искажения, которые приводят к такому типу мышления, и заменить такие мысли более реалистичными и позитивными. Благодаря этому люди могут улучшить свое настроение и общее самочувствие.

Когнитивно-поведенческая терапия. Подход, известный как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), представляет собой тип психотерапевтического лечения, которое помогает пациентам понять мысли и чувства, которые влияют на поведение. КПТ обычно используется для лечения широкого спектра расстройств, включая фобии, зависимость, депрессию и тревогу. КПТ — это тип психотерапии, который включает когнитивные и поведенческие методы для изменения негативных мыслей и дезадаптивного поведения. Этот подход включает в себя изменение основных мыслей, которые способствуют дистрессу, и изменение проблемного поведения, которое возникает в результате этих мыслей.

Методы поведенческой терапии

  • Имитационное научение — при использовании этого метода клиенту предлагается наблюдать и имитировать желательные паттерны поведения (например, поведение терапевта или ассистента терапевта). Для этого может использоваться не только «живая модель» (реальный человек), но и «символическая модель», которой может быть герой книги или образ, созданный воображением самого клиента. Одной из форм научения по образцу является самомоделирование. Этот прием заключается в том, что терапевт производит видеозапись успешных моментов поведения клиента, а затем демонстрирует клиенту эту видеозапись.
  • Ролевой тренинг — методика, используемая для научения определенным типам поведения (например, тренинг навыков общения), является разновидностью ролевой игры. Эффект ролевого тренинга основан на сочетании приемов конфронтации, систематической десенсибилизации (что способствует снижению тревожности) и подкреплении удачного поведения в виде положительной обратной связи со стороны терапевта. При применении этой техники пациент и терапевт разыгрывают проблемную ситуацию. Эта техника может быть также использована в групповой терапии. Чаще всего пациент играет самого себя, но иногда это делает терапевт или кто-то из членов группы, что позволяет пациенту увидеть свою проблему со стороны, а также понять, что в этой проблемной ситуации можно действовать по-другому.
  • Биологическая обратная связь — методика, в которой используется аппаратура, отслеживающая признаки стресса у пациента. По мере того как пациенту удается достичь состояния мышечного расслабления, он получает положительное зрительное или звуковое подкрепление (например, приятная музыка или изображение на экране компьютера).
  • Методы отучивания (аверсивная терапия)
  • Систематическая десенсибилизация
  • Имплозивная терапия
  • Шейпинг (моделирование поведения)
  • Метод аутоинструкций
  • Стресс-прививочная терапия
  • Метод «остановки мысли»

Методы поведенческой терапии в образовательной практике

Функциональный анализ поведения — дисциплина, основанная на научных взглядах Б. Ф. Скиннера, а частности, на концепции оперантного обусловливания. Ведущим методом анализа поведения является метод функциональной оценки — выявления антецедентов (предшествовавших условий) и постцедентов (последствий) определенных действий с целью нахождения факторов, связанных с проявлением интересующего терапевта поведения. Прикладной анализ поведения — технологическая реализация функционального анализа поведения: методы разбора и изменения условий с целью коррекции поведения  . Прикладной анализ поведения применяется в системе образования как для улучшения показателей — учебной успеваемости, дисциплины, посещаемости у всех детей, так и для инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья и проблемами с социальнизацией (например, с РАС) в общеобразовательные классы  .

Суть подхода, плюсы и минусы

Теория бихевиоризма важным определяющим фактором поведенческих реакций человека и животных считает стимул, в качестве которого может выступать любое внешнее воздействие.

Со временем сторонники поведенческого подхода осознали ограниченность разработанной ими теории. Однако это направление психологии нельзя считать неактуальным. Сегодня бихевиоризм кратко применяется в психотерапии и ряде других прикладных наук, связанных с изучением социального взаимодействия людей.

Внимание! Противопоставление бихевиоризму в психологии – это концепция когнитивного подхода, где основным объектом изучения являются интеллектуальные способности и мыслительная деятельность. Как самостоятельное течение, бихевиоризм в психологии имеет следующие плюсы:

Как самостоятельное течение, бихевиоризм в психологии имеет следующие плюсы:

Предметом исследования данного направления являются поведенческие реакции. Для того чтобы их зафиксировать, в исследованиях применяются метод наблюдения и описательная статистика. На фоне альтернативных подходов к изучению человека бихевиоризм оперирует реальными фактами, которые исследователь видит.

Поведенческие реакции

  • Открытие нового в поведении, определение причин поведенческих реакций осуществлялись в ходе специально организованного эксперимента, где четко продумывались условия. Это давало возможность сравнения результатов у разных групп испытуемых.
  • Психологические особенности личности изучались в этой школе объективно. Наблюдение, в отличие от интроспекции, позволяло экспериментатору не вмешиваться в протекание исследования, а только констатировать и описывать увиденное.

Несмотря на ряд достоинств, данная научная концепция обладает некоторыми недостатками:

Исследователи не выделяли различий в поведении животных и человека. Определенные сходства между организацией психической жизни животных и людей есть, но это не дает права их уравнивать. Так, например, животным, как и людям, доступны некоторые эмоциональные переживания, но при этом способность к эмпатии является исключительно человеческим проявлением.
Авторы подхода полностью игнорировали сознание как рациональное звено социальной активности человека. Идея концепции состояла в изучении стимулов поведения. Однако без учета способности людей к рассуждению и анализу ситуации такая схема объяснения поведения выглядит однобокой.
Мотивационный блок личности и ее ценностные ориентации игнорировались. Поведение сводилось к совокупности действий человека

Его потребности, желания и эмоции не рассматривались в качестве причин тех или иных действий.
Социальные основания поведенческих реакций не принимались во внимание. При этом наблюдать своеобразие поведенческих проявлений можно только в условиях межличностного взаимодействия

Если человек находится в одиночестве, он не будет проявлять эмоциональность и свойственные ему типологические особенности деятельности.
Ученые полагали, что на одинаковые внешние воздействия реакции людей будут схожими. Индивидуальность личности и ее способность сознательно выбрать вариант реагирования не принимались в учет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector