Социализация личности, её факторы. социализированность и воспитанность

Виды социализации

Поскольку социализация это процесс, сопровождающий нас всю жизнь, то вполне понятно, что в различные периоды она принимает ту или иную форму, иными словами социализация имеет несколько видов:

  • Полная социализация личности — полное соответствие индивида выбранной социальной группе, а также результативное выполнение заданных функций.
  • Неполная или частичная социализация личности — соответствие полученных навыков и умений необходимых для принадлежности к выбранной социальной группе.
  • Односторонняя социализация индивида — когда человек получил полный объем знаний и умений только в одной из сфер своей жизни, например в карьере, или только в семейных отношениях.
  • Десоциализация — отказ от выработанных навыков, ролей и моделей поведения
  • Ресоциализация — получение новых понятий, норм и правил поведения взамен отторгнутых старых, необходимое для достижения поставленных целей.

Типы социализации

Социализация — это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически[источник не указан 1433 дня], человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.

Первичная социализация

Первичная социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой личности. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.[нет в источнике]

Школа

В дальнейшем основой социализации становится школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. На этом этапе индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.

Ресоциализация

Основная статья: Ресоциализация

Ресоциализация, или вторичная социализация, — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. При этом изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.

Групповая социализация

Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Гендерная социализация

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола

Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками, и девочки учатся быть девочками.

Организационная социализация

Работа

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся со своими новыми коллегами и узнают об особенностях их работы.

Досрочная социализация

Досрочная социализация представляет собой «репетицию» будущих социальных отношений, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития (например — игра девочек в дочки-матери).

Этапы социализации

Социализация – это многоэтапный процесс, длящийся десятилетиями. Первоначально проходит , то есть гармоничное вхождение индивида в предлагаемые условия социальной среды. Для адаптации характерно три направления: физиологическая, социальная и психологическая.

Физиологическое направление предусматривает знакомство с окружением и формирование социальных связей, способствующих обеспечению самореализации. Человек общается с окружением и познает окружающее пространство, прикладывая в дальнейшем силы для реализации целей, стоящих перед коллективом.

Индивидуализация представляет собой этап, на котором человек уже полностью определился со своим местом, сформировался в качестве личности со своими позициями, убеждениями и оценками происходящего вокруг. Если первоначально человек в обществе стремится к сходству с другими членами, то на этапе индивидуализации человек стремится стать непохожим на окружение, но при этом его персональные особенности должны укладываться в границы ценностей, принятых в социуме.

Интеграция отражает процесс принятия личности другими участниками социума. В результате формируется своеобразный консенсус — социум, принимая индивида в свое общество, накладывает обязательства соблюдения им определенных норм и правил поведения. Более высокий интеграционный потенциал имеют новички, полезные для социальной группы. В такой ситуации не исключена возможность предоставления личности определенных преференций и послаблений, возможности несоответствия отдельным критериям, принятых в группе.

Психологические механизмы социализации

Вопросы, связанные с социализацией, активно изучались Н. Смелзером, Дж. Клаузеном, Э. Эриксоном, З. Фрейдом, Л.С. Выготским и другими великими психологами. Обобщая все имеющиеся данные, можно выделить 5 универсальных психологических механизмов, которые обязательно нужно учитывать при воспитании индивида.

Импринтинг

Слово «импринтинг» произошло от слова imprint, что в переводе означает «оставить след», «зафиксировать». Запечатление представляет собой фиксацию человека на важных для него вещах. Происходит это на подсознательном и рецепторном уровнях.

Важно! Импринтинг характерен преимущественно для младенческого возраста. Не исключено запечатление каких-либо ощущений или образов на более поздних этапах жизни

Для импринтинга не требуется много времени. Для фиксации достаточно нескольких секунд. Например, мать сразу же привыкает к своему новорожденному ребенку и начинает ощущать с ним связь и близость. Также для этого явления характерна необратимость. Все созданные образы и ощущения сохраняются на всю оставшуюся жизнь.

Подражание

Подражание, как психологический механизм социализации, представляет собой малоосознанное или неосознанное следование личности или целой группы людей какому-то определенному образцу или эталону путем заимствования и воспроизведения поведения или черт характера других индивидов.

Дополнительная информация. Г. Тардом была разработана теоретическая концепция этого явления. Она заключается в том, что подражание необходимо для существования и развития общества. Благодаря этому механизму, появляются групповые ценности и нормы.

Подражание сына отцу

Идентификация

Идентификация с латинского языка Identificare переводится как «установить совпадение», «отожествлять». Объединяет в себе все социальные и психологические установки, которые есть в человеке. Благодаря этому механизму, индивид начинает неосознанно отождествлять себя с другими людьми или образами.

Идентификация может быть 2-х видов:

  1. Адекватная. При которой человек ощущает комфорт во время реальной принадлежности к какой-либо группе или образу. Например, «Я-мать», «Я-психолог», «Я-студент».
  2. Неадекватная. При этой идентификации индивид сталкивается с серьезным конфликтом во время самоопределения. Например, « Я стесняюсь своих родителей», «Я недовольна своим общественным статусом», «Мне не нравится моя социальная роль».

Идентификация неразрывно связана с усвоением индивида стереотипов, взглядов и норм общественной среды, в которой он живет. Именно по «лекалам» других людей у человека формируется собственное «Я».

Рефлексия

Рефлексия представляет собой своеобразный внутренний диалог, благодаря которому человек начинает осознавать свои индивидуальные особенности, их проявление во внешнем мире, а также реакцию на это других людей.

Важно! Благодаря этому механизму, личность может корректировать свой образ, чтобы стать более или менее привлекательной. Как бы хорошо человек ни разобрался в себе, собственный образ будет все равно искажен

Только другие индивиды могут служить «зеркалом», через которое личность будет смотреть на свое «Я» наиболее адекватно

Как бы хорошо человек ни разобрался в себе, собственный образ будет все равно искажен. Только другие индивиды могут служить «зеркалом», через которое личность будет смотреть на свое «Я» наиболее адекватно.

Экзистенциальный нажим

Речевая культура – мощная движущая сила, которая оказывает значительное влияние на ориентацию и самосознание личности. В процессе общения с близкими людьми человек овладевает языком, а также усваивает нормы поведения.

Активизируется оно одновременно с рефлексией. Благодаря этим двум механизмам, осуществляется культурный и поведенческий обмены в группе.

Мама учит ребенка говорить

Механизмы социализации играют важную роль в жизни каждого человека. Их нельзя относить на «задворки» становления личности. Благодаря им, человек развивается и познает окружающий мир.

Организационная социализация


Организационная, или профессиональная социализация — процесс освоения индивидом навыков и установок, принятых в организации для успешного выполнения основных функций, а также для налаживания отношений с коллегами. Первое время, поступив на работу, новички знакомятся с общепринятыми стандартами поведения в организации, осваивают жаргон, стиль общения, учатся соответствовать дресс-коду и воспринимают расстановку сил между людьми. Это тоже социализация личности, и очень важная — нередко проблемы с работой возникают у нас не потому, что мы являемся плохими профессионалами, а лишь потому, что даже отличный профессионал, неспособный наладить отношения с людьми, не принесет организации ничего, кроме вреда.

Для улучшения организационной социализации на фирмах принято устраивать различные совместные праздники, выезды на природу, проводить игры и занятия по улучшению коммуникации между коллегами.

Умение успешно вписаться в любую систему пригодится всем, и нельзя думать, что социализация важна только для тех, кто не успешен и не вписывается в рамки. Поскольку любые рамки имеют свои ценности исключительно в данный период времени, и нет гарантий, что завтра понятие нормы не изменится, и что вчерашний успешный человек не окажется на обочине жизни со своими замшелыми понятиями о норме.

Десоциализация и ее причины

Итак, что такое десоциализация? Это, прежде всего, утрата человеком социального опыта, которая отражается на всей его деятельности и возможности самореализации. Человек становится изгоем, как правило, не по своей воле — к этому ведут сильные стрессы или изначально неполная социализация.

Разумеется, десоциализация — это многоуровневый процесс. Небольшая десоциализация может возникнуть при долгом отсутствии в коллективе, например, при затянувшейся болезни или длительном отпуске. Человек теряет прямой контакт с людьми и «выпадает» из привычного образа жизни. Такой же эффект может вызвать злоупотребление социальными сетями, телевизионными программами и компьютерными играми, то есть в случае, если реальная жизнь подменяется виртуальной.

При таком уровне десоциализации не происходит глубоких изменений психики, поэтому этот процесс можно обратить. Если человек решит изменить образ жизни и поменять свои установки, то он начнет ресоциализироваться. Ресоциализация предполагает самовоспитание, обретение новых ценностей и освоение новых ролей либо возврат к нормальному уровню жизни. Десоциализация и ресоциализация также являются естественными процессами взросления, так как индивид меняется в течение жизни и пересматривает свои взгляды.

Более глубокая десоциализация возникает, например, при неправильном воспитании в семье. Если окружить подростка атмосферой потворства и попытаться оградить его от всех жизненных трудностей, это повысит шансы на то, что социализация пройдет неправильно. Тепличные условия не способствуют усвоению норм и правил общества, которое окружает индивида, поэтому такому человеку сложнее освоиться и подчас трудно выполнять простейшие действия, включающие в себя общение с людьми. Помимо этого, на процесс социализации может оказать влияние принадлежность к различного рода субкультурам или преступным группировкам: их нормы и правила зачастую противоположны общественным, что также создает для индивида неблагоприятные условия развития.

В более зрелом возрасте к десоциализации могут привести такие факторы, как:

  • потеря работы
  • смерть близких
  • участие в продолжительных военных действиях
  • наличие психических заболеваний или личностных расстройств
  • различные аддикции

Сильные стрессовые события могут надолго вывести человека из привычного образа жизни и круга общения, он становится замкнутым и теряет наработанные социальные навыки.

Помимо всего вышеперечисленного, существует и добровольная десоциализация. Классическим примером может служить уход в монастырь — человек отстраняется от мира и всего, что ему присуще, однако не деградирует, а перенимает другие нормы поведения и духовно обогащается. Стоит отметить, что в таких случаях десоциализация и ресоциализация происходят одновременно.

Функции социализации

Социальный опыт передается от поколения к поколению. При нарушениях в этом процессе возможна асоциализация индивидуумов, групп и даже государств.

Социализирующие институты выполняют следующие функции:

  1. Социокультурную. Она определяет возможность применения методов и способов адаптации, и при необходимости ограничивает их. Например, в государственных школах многих стран регулируются вопросы религиозного воспитания и образования.
  2. Интегративную. Выбираются ценности и нормы, которые содействуют объединению различных сил в обществе и направлены на его развитие.
  3. Реляционную. Передает молодым людям ожидаемые обществом стандарты поведения. Предписывает требования к разным статусно-ролевым структурам и определяет распределение людей в общественном пространстве.
  4. Нормативную. Устанавливает рамки нормального процесса адаптации субъекта к социуму. Например, в отличии от советского периода, сегодня в России востребованы навыки предприимчивости.
  5. Регулятивную. Указывает границы, в которых индивидуальные действия не подвергаются осуждению со стороны общества. Осуществляет социальный контроль за поведением отдельного человека. В демократических системах большинство управляющих функций реализуется через саморегулирование. Общественные институты определяют лишь общие рамки и санкции, которые может применить социум в том или ином случае.

Факторы социализации

Социализация индивида осуществляется под влиянием генетических, индивидуально-личностных и социальных факторов.

Микрофакторы

Они учитывают влияние нерегулируемых общностей, учебных заведений, религиозных организаций, трудового коллектива, семьи – малых групп.

Требования к личности меняются в зависимости от истории развития социальных структур:

  • особенностей перераспределения собственности;
  • господствующей религиозной ориентации;
  • характеристик трудовых отношений;
  • принципов организации коллективов;
  • состояния образования.

В условиях стабильного прогрессивного развития или общественно кризиса процессы адаптации отличаются. В последнем случае люди отчуждаются друг от друга, находятся в состоянии беззакония и деформированной системы ценностей.

Макрофакторы

Социальная личность образуется под влиянием институтов государства. Большие социальные общности создают психологические, социально-экономические, политические, культурные и духовные различия.

Важное значение имеет государственная идеология, которая:

  1. Формирует идентификацию личности, ее социальный статус, перспективы развития, возможности реализации, права и обязанности.
  2. Закрепляет систему ценностей, образцы поощряемого социального поведения.
  3. Создает средства массовой информации, политические партии и общественные организации, систему обучения и воспитания подрастающего поколения.

Мезофакторы

К ним относятся влияния на индивида со стороны общностей средних размеров. Свой след на формировании мировоззрения и поведения личности оставляют:

  1. Национальная принадлежность человека. Людей одного этноса объединяют: язык, традиции, культурные особенности, распространенные стереотипы поведения.
  2. Государственная религия. Закрепленные в религиозных ритуалах и литературе ценности и святыни часто являются отличительными особенностями принадлежащего к той или иной конфессии человека.
  3. Специфика региона. Социальное, культурное, историческое своеобразие свойственно многим регионам России. Свои шаблоны поведения, традиции, моральные нормы и духовные ценности имеют, например, казаки или сибиряки.

Методы трезвенного воспитания

Методы трезвенного воспитания — способы управления познавательной и практической деятельностью индивида, группы лиц, социальной общности, направленные на формирование культуры, позитивных в отношении и реализуемые в условиях взаимосвязанной деятельности специалиста и лиц, на которых направлен процесс .

М.т.в. представляют собой трансформацию дидактических методов обучения. Эти методы предусматривают формирование различных компонентов культуры: знаний, умений, навыков, убеждений ценностных ориентаций, связанных со и, в конечном итоге позитивного в отношении , поведения. Совокупность приемов, применяемых при реализации каждого метода, обусловлена его целями и содержанием. Выделяют методы: информационно-рецептивный; репродуктивный; проблемного изложения информации; эвристический и другие.

Мезофакторы социализации

Это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, компьютеры и др.).

Этническая или национальная принадлежность человека определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, культуру.

Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные, то есть жизненно важные (способы физического развития детей — вскармливание ребенка, характер питания, охрана здоровья детей и др.) и ментальные, то есть духовные (менталитет — совокупность установок людей к определенному типу мышления и действия).

Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни: в жизненном укладе сел силен контроль за поведением человека, характерна открытость в общении; город предоставляет личности возможность широкого выбора групп общения, системы ценностей, стиля жизни, многообразные возможности для самореализации; результатом социализации подрастающего поколения в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни.

Основные функции средств массовой коммуникации: поддержание и укрепление общественных отношений, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры и т. д. СМИ выполняют социально-психологические функции, удовлетворяя потребность человека в информации для ориентировки в социуме, потребность в связях с другими людьми, в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды.

Этапы социализации

Стадии социализации можно выделить в зависимости от возраста:

Детский период – время становления человеческого “Я”. Ошибки и нарушения на этом этапе часто имеют необратимые последствия для личности. По оценкам науки, 70% навыков, знаний, стереотипов поведения, особенности характера закладывается в это время.
Подростковый период. Характеризуется физиологической перестройкой организма, влекущей за собой сильные психологические изменения

Молодые люди больше обращают внимание на свой внешний вид и место среди ровесников, становятся перед выбором профессии.
Взрослый этап – время самореализации человека. Усиливаются связи с выбранной социальной группой, межличностное общение становится более тесным, происходит выбор супруга, накопленный жизненный опыт передается детям.
Для периода жизни после 50 лет и старости свойственны принятие своей жизни, полного осознания своего “Я”

Происходит постепенное угасание физической и ментальной активности.

Как государство влияет на социализацию человека: примеры


Государство и социализация

Государство является агентом, который помогает в социализации человека. Оно обладает большими возможностями и оказывает влияние на приобщение личности к требованиям общества. Более того, государство регулирует данный процесс.

Способами регулирования являются:

Идеология. В рамках этого метода человек переосмысливает историю своей нации, ее место в современном обществе, а также проблемы и перспективы. Кроме того, у человека формируются такие ценности, которые важны для консолидации нации и одобряются на определенных этапах развития. При этом, для каждого члена социума является обязательной система ценностей. Их ориентируют базовые институты, такие как СМИ, семья, образование. Так что, человек, чтобы стать частью общества, должен все это принять как свое.

Институциональные. В данном случае государством регулируется деятельность базовых институтов. То есть, системы образования, партий, СМИ

Особенно это важно при переходе от традиционного общества к современному. Если интенсивность процессов слишком высокая, то человек просто не успевает адаптироваться.

Таким образом государство имеет приоритетную роль в процессе управления социализацией. Это проявляется на двух этих уровнях. Государство формирует общественные ценности и развивает базовые институты, которые позволяют людям усваивать эти самые ценности.

Если социализация не удается…

Бывает так, что условия социализации ребенка совершенно неподходящие и несоответствующие общепринятым требованиям. Это можно сравнить с выстрелом: процесс пошел, но он не достигает желаемой цели. Почему же иногда социализация бывает неудачной?

  1. Некоторые специалисты готовы утверждать, что есть связь с психическими заболеваниями и неудачной социализацией.
  2. Неудачной оказывается социализация еще и в том случае, если ребенок проходит данные процессы в раннем возрасте не в семье, а в различных заведениях: интернате, доме малютки.
  3. Одна из причин неудачной социализации – госпитализм малышей. То есть если ребенок проводит много времени в стенах больниц. Специалисты утверждают, что процессы социализации у таких детей также нарушаются и не соответствуют общепринятым нормам.
  4. Ну и, конечно же, неудачной социализация может быть в случае слишком сильного влияния на малыша средств массовой информации, телевидения или же интернета.

Где производится первичная и вторичная социализация человека?


Формы социализации

  • Первичную социализацию, как правило, еще называют детской. Этот процесс происходит неосознанно. Просто на ребенка оказывают влияние различные факторы и он уже с их помощью усваивает определенные нормы поведения. При этом помощниками в этом деле выступают родители, воспитатели и родственники. Чем старше становится ребенок, тем осознаннее он становится. В итоге, после достижения определенного возраста он может отвергать какие-то нормы поведения и вести себя иначе, чем остальные. Так, он получает право выбора собственной линии поведения. При этом, самым первым местом, где формируются первые социальные качества, является семья.
  • Что касается вторичной социализации, то это уже происходит при взрослении ребенка. Он в любом случае продолжает усваивать общественные нормы поведения. И вот тут уже начинается вторичная социализация, когда приходится привыкать к разным коллективам. К примеру, ребенок поступает в университет, где уже другое общество и новые нормы поведения. Им приходится соответствовать. Гораздо сложнее, когда человек переезжает в другую страну, потому что в данном случае приходится менять привычки и принимать новые традиции, а это довольно тяжело. Нередко люди не справляются без профессиональной помощи.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector