Бихевиоризм

Необихевиоризм в психологии кратко. Что это такое: кратко и понятно

Рассмотрим основные понятия.

Бихевиоризм — это ответвление психологии, которое изучает набор реакций, формирующихся в результате воздействия внешних стимулов.

Ключевая особенность направления состоит в том, что оно полностью исключает вероятность существования сознания у человека в качестве самостоятельного явления.

При этом сознание отождествлялось с поведенческими реакциями, возникающими в ответ на различные стимулы.

Поскольку бихевиористы ставили «во главу угла» поведение , считая именно его предметом изучения психологии, они как бы перечеркивали явление сознания как такового.

А так как до появления революционной теории сознание отождествляли с психикой, то непризнание первого влекло за собой исключение факта наличия второго.

Бихевиорист — кто это? Это приверженец бихевиоризма, разделяющий и принимающий позицию бихевиоризма в качестве справедливой позиции по отношению к изучаемому предмету.

Бихевиористика — это интерпретированный бихевиоризм, видоизменившийся в результате дополнительных исследований и внесенных корректив.

Необихевиоризм — направление психологии, являющееся логическим продолжением или ответом классическому бихевиоризму, неспособному объяснить целостность поведения разумных организмов.

Так в классическом варианте поведение рассматривалось как множество цепочек состоящих из стимула и реакции, сформировавшихся благодаря подкреплению.

А нео-направление вводит еще одну переменную под названием «промежуточные факторы». Эта переменная влияет на процесс подкрепления помогая или препятствуя ему.

Анализ поведения в 21 веке

Ранний термин «модификация поведения» является устаревшим с начала 1990-х годов. В настоящее время он подразумевает краткое возрождение методологического бихевиоризма в начале 1950-х годов, а затем ещё одно скорые[прояснить] 1970-х до 1980 года.Прикладной анализ поведения — термин, появившийся в этой процветающей области и заменивший модификацию поведения.

Международная ассоциация анализа поведения (ABAI) в настоящий момент включает в себя 32 штата и региональные секции в США. Около 30 дополнительных секций находятся в Европе, Азии, Южной Америке и на юге Тихого Океана. Вдобавок к 34-м ежегодным конференциям, проводимыми ABAI в США и Канаде, ABAI провела пятую ежегодную международную конференцию в Норвегии в 2009. Независимое развитие анализа поведения за пределами США также продолжается. Например, сообщество анализа поведения в Англии было основано в 2013, чтобы продолжать развитие науки и практики. Говоря о мотивации, имеется сильная заинтересованность в разнообразии мотивирующих поведение факторов. Также можно утверждать, что вся индустрия психологического консультирования если не полностью, то частично основана на анализе индивидуального поведения. Некоторые могут предположить, что настоящее быстрое изменение в организационном поведении может быть частично приписано к некоторым из этих или близких к ним теориям.

Сегодня интересы поведенческих аналитиков имеют широкий спектр. Среди них все, начиная от проблем с развитием и аутизма, до культурной психологии, клинической психологии, речевого поведения, управления организационным поведением (OBM — Organizational Behavior Management).

Лечение людей с расстройствами аутистического спектра усиленно распространялось с середины 1990-х годов. Потребность в таком роде услуг способствовало формированию профессиональной программы аттестации под руководством Международной сертификационной комиссии BACB, аккредитированной Национальной комиссией по сертификации (NCCA). На начало 2012 года, существует более 300 обучающих программ, одобренных BACB, которые предлагают около 200 колледжей и университетов по всему миру, а также 11,000 специалистов с сертификатом BACB, большинство из которых работает в США. Ассоциация профессиональных поведенческих аналитиков была сформирована в 2008, для решения проблем связанных с работой специалистов ABA.

Современный анализ поведения совершил серьезный прорыв в исследованиях и решении прикладных задач, связанных с языком и мышлением благодаря развитию теории относительного фрейминга (RFT, relational frame theory — пост-скиннеровская теория языка и мышления). RFT также является эмпирической основой терапии принятия и ответственности (ACT). Более того, исследователи и практикующие RFT/ACT получили значительную известность благодаря сформированной ими организацией — ассоциации контекстуальной поведенческой науки (ACBS). За несколько лет своего существования она быстро разрослась и набрала 5,000 членов по всему миру.

На данный момент наиболее известными журналами являются журнал прикладного анализа поведения, журнал экспериментального анализа поведения, журнал управления организационным поведением, Behavior and Social Issues (BSI), а также Psychological Record. На сегодня в США существует 14 сертифицированных ABAI программ докторской степени и степени магистра для всеобъемлющего изучения анализа поведения.

Бихевиоризм значим в области педагогики. Так в системе образования США популярны подходы, основанные на идеях бихевиоризма, которые используются как для улучшения показателей — учебной успеваемости, дисциплины, посещаемости у всех детей, так и для инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья и проблемами с социализацией (например, с РАС) в общеобразовательные классы. Наиболее разработанным является прикладной анализ поведения — технологическая реализация функционального анализа поведения: методы разбора и изменения условий с целью коррекции поведения. Прикладной анализ поведения стал единственной конкретной методикой, рекомендуемой для применения в школах законом о совершенствовании образования лиц с инвалидностью (Individuals with Disabilities Education Improvement Act, 2004).

Малыш Альберт

Методы бихевиоризма с трудом можно назвать гуманными и этичными. Речь не только об экспериментах с крысами, где их в качестве отрицательного подкрепления били электрическим током. Уотсон экспериментировал также с детьми. Настоящей жертвой научного знания стал младенец Альберт (ему было 9-11 месяцев к началу опыта). Уотсон решил проверить на крохе, работают ли условные рефлексы, открытые Павловым, у людей. Альберту искусственно привили страх перед белой крысой (пугая резкими звуками молотка при ее демонстрации). Более того, ребенок начал бояться и других белых предметов: даже белого кролика или бороду Санта Клауса. К слову, став взрослым, он так и не смог избавиться от этой фобии.

Вот такие результаты (успешные и не очень) преследовали ранних бихевиористов. Гораздо позже на них выросло современное поколение НЛПистов, которые продолжают идеи управления человеческим поведением и манипулированием личности до сих пор.

Спасибо за репост. С уважением Александр Фадеев!

Направления бихевиоризма

Внимание! Последователи бихевиоризма ощутили недоработанность данного подхода. Объяснение работы сознания человека не вписывалось в стандартную схему «стимул – реакция»

Возникла необходимость введения в поведенческие схемы мотивационного звена.

В результате бихевиоризм распался на несколько направлений:

  • Когнитивный бихевиоризм, основанный Э. Толменом. Исследователь добавил в традиционную схему «стимул – реакция» промежуточное звено «познавательную деятельность».
  • Целевой бихевиоризм – это аргументирование поведения стоящей перед животным или человеком целью. Так, например, в ряде исследований наглядно проиллюстрировано, что крысы бегут по лабиринту, потому что они голодны, ими движет голод. Цель их поведения – найти пищу.
  • Социальный бихевиоризм предлагает в изучении реагирования человека на ту или иную ситуацию принимать в учет его социальный опыт.

Зарождение бихевиоризма произошло в 19 веке. Первоначальные методологические основы этого подхода нельзя брать для работы в неизменном виде. Однако сегодня достижения этой психологической школы находят применение в психоанализе, политологии и менеджменте.

Бихевиоризм в менеджменте

Воспитание молотком и другие эксперименты доктора Уотсона

Но вернемся к Джону Уотсону.

Вооружившись полученными знаниями, он провел ряд экспериментов, чтобы доказать правоту практическим путем.

Сначала подопытными были грызуны и голуби, после — младенцы. Джону удалось установить, что первичными и главными являются три реакции — гнев, страх и любовь, остальные — вторичны.

В учебники по психологии вошла история 11-месячного младенца Альберта Б.

Ее повторение невозможно сегодня по этическим соображениям — самого доктора не только выгнали бы из института, но и посадили в тюрьму за издевательства над детьми.

Ребенку поочередно показывали белую крысу и отдаленно имеющие сходство предметы (бороду, пряжу или мех).

Мальчик не боялся, тогда доктор бил тяжелым молотком по куску металла, расположенному над его головой.

Альберт этого не видел. Через месяц крыса, кролик, меховое пальто и борода Санты вызывали у малыша страх.

Джон Уотсон и Розали Рейнер во время эксперимента с маленьким Альбертом, 1920 г.

Реакция закрепилась, и Уотсон обещал так же быстро ее снять, но родители забрали ребенка, не дав продолжить исследования.

Вскоре разразился скандал — выяснилось, что данные о быстром предопределении реакции были преувеличены.

Уотсон и его ассистентка Розали Рейнер периодически повторяли действия с молотком: малыш боялся не крысы, а громких звуков.

Отмотать реакцию назад ученый собирался, одновременно показывая крысу и предлагая конфету.

Сегодня Уотсона уволили бы за неэтичное поведение и подтасовки опытов, столетие назад причиной стал роман с Розали, ибо доктор оказался женат.

Карьера была закончена — Уотсона на работу не брал ни один институт. Тогда он предприимчиво перебросил знания в рекламу, где, надо сказать, преуспел.

Это с его легкой руки бихевиоризм внедрился в мир потребления и научил нас покупать ненужное, а потом нашел применение в политологии, где всегда пригодятся модели управления сознанием избирателей.

Нечестные эксперименты поставили точку на карьере доктора Уотсона

Только в 2012 году стали известны все детали «дела Альберта Б.» (в реальной жизни Дугласа Мерритта).

От рождения ребенок страдал гидроцефалией — болезнью, являющейся причиной неврологических нарушений, поэтому не мог быть предметом объективного исследования. Мальчик умер в шесть лет.

Джон Уотсон и Розали Рейнер о заболевании знали и заведомо пошли на подлог ради славы.

Представители бихевиоризма были ярыми экспериментаторами и иногда настолько углублялись в исследования, что напрочь забывали об их целях.

Методы и техники экзистенциального подхода

Экзистенциальное направление в психологии можно считать научным, потому что у него есть свои объект, предмет, методы исследования и специфические приемы работы.

Внимание! Все методы и психотерапевтические техники данного подхода отличаются аутентичностью. Психолог не просто дает клиенту выговориться, он становится для него наставником

В основе сотрудничества специалиста и клиента лежат личное участие и заинтересованность.

Чтобы психотерапевтический процесс был эффективным, специалисту нужно установить доверительные отношения с клиентом. Это выводит процесс консультирования на новый уровень: клиент признает свои проблемы. Согласно принципам экзистенциального подхода, выход из вакуума начинается в тот момент, когда человек осознает, где он ошибся, что делал не так. Накопленный опыт помогает поставить цель и продумать путь ее достижения.

Наиболее распространенными методами работы экзистенциальных психологов являются:

Техника «Ценность времени». Через открытый диалог с клиентом психотерапевт учит его ценить время, рационально его использовать.

Ценность времени

  • Методика определения способов уклонения от ответственности. В основе нее лежит анализ привычных стереотипов поведения личности. Психолог учит клиента брать на себя ответственность за собственные неудачи и плохое настроение. В результате психотерапевтической работы нормализуются отношения клиента с родственниками и коллегами.
  • Техника «Работа с механизмами защиты личности». Она направлена на трансформацию неадекватных механизмов личностной защиты в рациональные способы достижения цели.
  • Методика работы со сновидениями позволяет выявить фобии и внутриличностные конфликты человека.
  • Методика «Недолговечность» помогает понять тревогу пациента за свою жизнь и состояние здоровья через описание клиентом признаков заболевания. Данный метод работы позволяет человеку спокойно принять тот факт, что по достижению взрослости начинается процесс старения организма.
  • Техника «Столкновение с реальностью» предназначена для того, чтобы изменить отношение клиента к неприятным событиям в его жизни. Психолог помогает человеку выделить те сферы жизни, которые можно изменить. При этом он показывает, что существуют такие стороны жизни, воздействовать на которые люди не в силах.
  • Методика работы с чувством вины. Ошибки и неудачи снижают у человека уверенность в себе. Низкая самооценка порождает чувство вины, которое тормозит процесс личностного развития. Коррекционная работа ведется в группе с использованием притч и тренинговых упражнений.
  • Техника «Принятие решений». Она используется в работе с неуверенными в себе людьми. Психолог учит клиента продумывать несколько вариантов развития ситуации и выбирать оптимальный.
  • Методика «Переопределение проблемы» основана на углубленном понимании человеком проблемы с помощью многократного объяснения ее разными фразами и формулировками. В результате клиент сам продуцирует комплексное видение проблемы и находит способы ее решения.

Внимание! В зависимости от запроса клиента и выявленных у него проблем, психотерапевт выбирает те или иные методы работы. Форма коррекционной терапии может быть как групповой, так и индивидуальной

Экзистенциальный подход в психологии не теряет актуальности, так как обретение жизненной цели и смысла деятельности крайне важно для любого человека. Работа с психотерапевтом в рамках этого подхода помогает клиенту преодолеть страх смерти, научиться ценить жизнь и замечать в ней прекрасное

Ценность жизни

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector