Iherb

Объекты изучения

Как мы уже увидели из истории психологии, наука все время менялась в зависимости от разных факторов. Несмотря на весь прогресс в развитии, объект концентрации внимания психологов, философов, ученых и даже обычных людей каждый период был разным:

Самое долгое время, начиная от 2 тысячелетия до н.э

и заканчивая XVII веком н.э., ученые и мыслители уделяли особое внимание познанию души. Именно она была объектом для изучения все это время

Стоит отметить, что душа понималась по-разному: как часть физического тела (в современном мире так назвали бы психику человека) или как нечто идеальное, нематериальное, вечное, эфирное, иногда божественное. С XVII в. по начало XX в. объектом психологии выступало сознание. Религия не так уже влиятельна, как в прошлые столетия, люди стали более материалистичными. Декарт предположил, что сознание определяет бытие, психологию конкретного индивидуума. Также он считал, что все субъективно и должно подвергаться сомнению. Конец XIX — начало XX вв. Как раз с развитием нового ответвления в психологии — бихевиоризма — объектом становится поведение человека. Главной формулой приверженцев такой теории было то, что стимул порождает реакцию. В 50-е годы прошлого века психологи наконец стали акцентироваться на психике.

Отечественная психология

Эта наука является более частным видом от общего. Отечественные ученые тоже вносили вклад в развитие и занимали свою твердую нишу в качестве психологов-теоретиков. Поэтому стоит отметить, что принципы отечественной психологии немного отличаются:

  • Материалистический монизм означает необходимость в первую очередь рассматривать психически-физиологические процессы, чтобы от физиологии переходить к процессам психики.
  • Отражение. Такой принцип заключен в том, что сознание субъективно отображает объективную действительность.
  • Единство теории и практики — для решения практических задач нужно принимать участие и в теоретических исследованиях.
  • Принцип объективности. Хоть некоторые психологи и придерживаются мнения, что внутренний мир человека очень субъективен, а значит, непознаваем, большинство все же считает, что можно объективно судить о мыслях, желаниях, мотивах, переживаниях путем рассмотрения его поступков, деятельности, анализа речи, слов, поведения.
  • Детерменизм, развитие психики, единство сознания и деятельности (как и в общей психологии).

История

Психология возникла еще во времена Античности. Многие ученые и философы того времени стали задумываться о человеческой душе (психике). Из письменных работ до наших дней уцелело немного. Но именно в Античности заложились первые основы для психологии как науки. Например, Гиппократ сделал классификацию темпераментов, Платон занимался психоаналитикой, вывел некоторые основы в психологии, которые актуальные до сих пор. Но был еще один важный человек по имени Аристотель в истории психологии, который, можно сказать, положил начало науке, написав трактат «О душе», где подробно касается многих вопросов человеческой психики.

В Средневековье людей интересует человеческое сознание с точки зрения веры и религии. А вот в новое время идет развитие. В 1590 году термин «психология» впервые употребляется Рудольфом Гоклениусом в обозначении науки о душе. Примерно в это же время Отто Касман впервые употребляет слово в более современном научном понимании. Также многие ученые нового времени уже считали, что душа и тело имеют «разную природу» (Рене Декарт).

В XIX веке психология твердо заняла свою нишу полноценной науки. Официально годом рождения считается 1789-й, когда Вильгельм Вундт организовал первую психологическую лабораторию. Также большой вклад в развитие науки внесли Эрнст Вебер, Герман Гельмгольц и многие другие ученые.

В двадцатом веке психология вышла на совсем другой уровень. Развитие получила и медицина, и биология. Человечество уже знало о взаимосвязях мозга, о влиянии психики на самого человека, но именно в XX веке стали применять на практике различные терапии и методы. Было много выдающихся психологов того времени, чьи идеи порой были противоречивы друг другу и подвергались критике, тем не менее благодаря многим гипотезам психология развивалась. Например, Зигмунд Фрейд вывел психоанализ, вывел теорию сознательного и бессознательного. Также были Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрих Фромм и другие ученые.

В прошлом столетии психология начала активно разделяться на школы, течения, виды. Например, в начале века изначально в Германии появилась гештальтпсихология (которая актуальна до сих пор по всему миру), а американский психолог Джон Уотсон вывел основные принципы в психологии поведения. Так появился бихевиоризм.

Наука шла параллельно с историей. Во время Первой мировой войны для тестирования солдат использовали психодиагностику. Также выделяются виды: например когнитивная, социальная и культурно-историческая психология (основанная на марксизме). Но это не было пределом. Ученые также начали замечать, как психология переплетается со многими другими науками. Так, например, возникла психолингвистика.

В нынешнем же веке, когда на помощь пришло оборудование и техника, акцент делается на исследовании нейронных сетей с помощью томографии, изучаются не до конца выявленные функции мозга и прочее.

Принципы

Ученые выделяют теоретические основные принципы психологии, потому что они нужны как основополагающие утверждения, без которых не была бы возможна сама наука:

  • Детерминированность (определяемость) — это означает признание того факта, что человеческое сознание, способность мыслить и другие психические процессы являются результатом социализации, влияния социума на развитие человека (еще в раннем возрасте).
  • Единение деятельности и сознания. То есть все наши действия — это влияние нашего разума; другими словами, люди делают все дела осознанно.
  • Принцип развития в психологии. Психика всегда меняется, развивается, она не может «застыть» раз и навсегда.
  • Личностный подход. Каждый человек индивидуален, несмотря на то что психика в общем может функционировать по определенным законам. Но в частном подходе просто необходимо учитывать личность и характер индивидуума.

Мы рассмотрели самые основные принципы в общей психологи. Они влияют на все другие ответвления, однако есть более частные случаи со своими основами, которые мы сейчас и рассмотрим.

А.Д.Леонтьев: строение деятельности.

Положение о
том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его
деятельности, развивал также Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979). Сперва он
следовал линии, намеченной Выготским. Но затем, высоко оценив идеи Басова о
«морфологии» (строении) деятельности, он предложил схему ее
организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, в
истории человеческого общества, а также в индивидуальном развитии человека –
«Проблемы развития психики» (1959).

Леонтьев
подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные
компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они
образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснял на
следующем примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе.
Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика вспугивает дичь,
чтобы направить ее к другим охотникам, которые скрываются в засаде. Мотивом его
деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он свою потребность,
отгоняя добычу, из чего следует, что его деятельность определяется мотивом,
тогда как действие – той целью, которая им достигается (вспугивание дичи) ради
реализации этого мотива.

Аналогичен
психологический анализ ситуации обучения ребенка. Школьник читает книгу, чтобы
сдать экзамен. Мотивом его деятельности может служить сдача экзамена, получение
отметки, а действием усвоение содержания книги. Возможна, однако, ситуация,
когда содержание само станет мотивом и увлечет учащегося настолько, что он
сосредоточится на нем независимо от экзамена и отметки. Тогда произойдет
«сдвиг мотива (сдача экзамена) на цель (решение учебной задачи)». Тем
самым появится новый мотив. Прежнее действие превратится в самостоятельную
деятельность.

Из этих простых
примеров видно, насколько важно, изучая одни и те же объективно наблюдаемые
действия, раскрывать их внутреннюю психологическую подоплеку. Обращение к
деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включить в
широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (образ,
действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную
систему

Обращение к
деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включить в
широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (образ,
действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную
систему.

Методы

Принцип психологии заключается еще и в том, что психологи используют разные способы, чтобы выявить что-то новое, касаемо так и конкретного индивидуума, так и науки в целом:

  • Экспериментальный метод является одним из самых главных. Его еще называют лабораторным, потому что для данном способе людей обычно помещают в искусственно созданные ситуации, чтобы узнать, как они себя поведут, и сделать определенные выводы.
  • Метод научного наблюдения подразумевает под собой объяснение какого-либо процесса в рамках его естественного течения, основанного на теории. Так, например, психологи или ученые наблюдают за человеком и ходом его действий, реакций, за речью.
  • Тестирование обозначает выявление некоторых особенностей с помощью тестирования. Вопросы могут быть разными, цели — тоже.
  • Изучение продуктов деятельности человека. Например, почерк, рисунки и др., что может говорить о своем «творце», какой он по характеру (является ли он творческим, неаккуратным, неразборчивым, старательным, спокойным и т.д.).
  • Психологи также часто используют биографический анализ. Другими словами, диагностируют жизнь человека, его привычки, семью, способы адаптации в обществе. Таким образом, можно предугадать то, какой сложится дальнейшая жизнь, как будут складываться дальнейшие отношения с людьми, в семье, на работе, какие будут кризисы, а также способы преодолеть возможные трудности.

На этом методы на заканчиваются. Существуют еще сравнительно-генетический, психологическое моделирование и прочие, но выше мы рассмотрели 5 наиболее основных способов изучения чего-либо в науке о душе.

Основные психологические концепции.

Первый систематический курс по психологии был создан немецким психиатром Эмилем Кальпериным в 1883 году. С тех пор внутри психологической науки образовалось множество школ и концепций, которые пытаются объяснить те или иные психические явления.

1. Психоанализ или фрейдизм.

Самая популярная концепция, известная за пределами психологической науки. Названа по имени основателя – Зигмунда Фрейда, который первым разделил три уровня психической жизни: сознание (Эго или Я), предсознание (сверх-Я), бессознательное (Оно или либидо). Постепенно психоанализ обогащался новыми идеями, теориями, психоаналитическими концепциями.

2. Логотерапия.

Идея о поиске смысла жизни базируется на идее австрийского психиатра Виктора Франкла. В этом плане категория смысла жизни противопоставляется вечному поиску удовольствия, который пропагандировался Фрейдом.

3. Гештальтпсихология.

Возникла благодаря усилиям немецких психологов Макса Вертгеймера, Вольфганга Келера, Курта Коффки как попытка выстроить психологическую теорию по аналогии с физикой. Сам термин «гештальт» обозначает целостные образования сознания, а главным объяснительным принципом гештальтпсихологии считается принцип целостности.

4. Гуманистическая психология.

Направление сформировалось в рамках гуманистического подхода. Ее виднейшие представители А. Маслоу, К. Роджерс. Согласно гуманистической теории главной целью существования человека является самоактуализация, самореализация, непрерывное саморазвитие. Ответвлением гуманистической концепции можно считать духовную (христианскую) психологию.

5. Когнитивизм.

Слово «когнитивный» переводится с латыни как «знать». Главные представители направления – Джордж Келли, Арон Бек, который говорил: «человеческие чувства и действия определяются мышлением». Сторонники концепции отстаивают мнение, что человек – это не машина, которая слепо реагирует на изменения внешнего мира, а мыслящая личность, способная анализировать информацию, свои поступки и поведение, проводить сравнение, решать проблемы.

6. Бихевиоризм.

Основоположник бихевиоризма (в переводе «поведение») – американский психолог Джон Уотсон, разработавший идею взаимосвязи поведения, стимула и передающей реакции. Девиз бихевиоризма «психология – это наука о поведении», а сознание здесь не изучается, поскольку не имеет поведенческих показателей.

7. Трансперсональная (надличностная).

В переводе означает «душа по ту сторону маски». Исследует человеческую духовность, надличностные переживания во всех формах и проявлениях, а также парапсихологические феномены, кармическую динамику, неразрешившиеся психотравмы рождения. Трансперсональные техники делают упор на необычных состояниях сознания – интуиции, медитативном трансе, гипнозе, медиумизме. Основатель направления и изобретатель главной техники для «погружения в себя» (холотропного дыхания) – С. Гроф.

8. Интерактивная.

Название направления переводится как «интеракция» – «социальное взаимодействие». Цель направления – изучение законов взаимодействия: гармоничного, позитивного, дисгармоничного, конфликтного. Основателем интерактивной концепции является Джордж Мид, а популяризатором – Эрик Берн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector