Тупость

Что это такое

Волевые расстройства – это группа нарушений, при которых человек осознает мотив и цель действия, но не может приложить необходимых усилий, что их реализовать. У больного отсутствуют желания к любой деятельности, вплоть до того, что человек не может помочиться в туалете, делая это «под себя».

Волевые расстройства бывают количественными и качественными (парабулии). Рассмотрим количественные волевые нарушения:

  1. Гипобулия – это снижение воли, однако минимальная волевая активность сохраняется. Через усилия человек заставляет себя приготовить обед, сходить в душ или встать с кровами.
  2. Абулия – это полное отсутствие волевой активности больного. Больной не может заставить себя сделать минимальное усилие.

Не всегда, говоря о нарушении воли, имеется в виду ее снижение. Существует противоположное расстройство – гипербулия. Это чрезмерное и интенсивное увлечение деятельностью, повышение мотивации и желание как можно быстрее достичь цели.

Абулия, гипобулия и гипербулия – не отдельные заболевания. Они всегда рассматриваются в структуре синдрома или как симптом в структуре психического расстройства.

Воля тесно сопрягается с эмоциями. Они придают деятельности субъективную оценку: «нравится–не нравится», «интересно–не интересно». Эмоции вызывают у человека побуждение, желание и влечение, которые достигаются волевыми усилиями: «хочу–не хочу», «сделаю–не сделаю». Схема взаимодействия эмоций и воли на примере:

«Человек спит. Ночью на улице через открытое окно слышны крики пьяниц под подъездом. Возникает эмоция отвращения, раздражительности и злости. Чтобы устранить неприятные эмоции и выспаться у человека возникает нужда и желание – понятия воли: он поднимается с кровати и закрывает окно». Человек совершил волевой акт. Больной с абулией не смог бы подняться с кровати и закрыть окно.

Эмоциональная усталость, как преодолеть негативный синдром

Чтобы плохое эмоциональное состояние не стало причиной реальных физических заболеваний, нужно стараться как можно раньше начинать с ним бороться. Но это не значит, что предстоит преодолевать свои желания и делать что-то через силу

Наоборот, нужно заострить на себе внимание, оказаться в фокусе и анализировать любые, даже не очень хорошие поступки или чувства. Однако осуждать себя не стоит

Нужно попытаться исправить положение следующим образом:

  1. Отдыхать и не вспоминать о раздражающих моментах на работе. Забыть о ссорах с любимым человеком, заняться хобби, медитацией. Отправиться в туристическую поездку или сходить на массаж, в тренажерный зал.
  2. Не менее одного дня в неделю выделять для своих нужд. Иметь возможность отдохнуть таким образом, чтобы никто не мешал и не вторгался в личное пространство.
  3. Стараться чтобы любому выполненному поручению или заданию была дана положительная оценка. В крайнем случае, самостоятельно оценивать свой труд и награждать себя ценными призами. Например, покупкой любимого мороженого или новым альбомом популярной рок-группы.

Что такое эмоциональная тупость и почему она возникает

Эмоции – это психическое состояние, которое возникает в ответ на события окружающего мира, мысли и поступки окружающих людей и свои собственные. Негативные и положительные эмоции необходимы человеку не только для взаимодействия с окружающей средой, но и для побуждения к действию и развитию.

Эмоции могут быть первичными и вторичными. Первичные эмоции – это те, которые возникают в ответ на раздражение извне: радость, страх, печаль, удивление и так далее. Вторичные – более сложные, появляются после «обработки» в мозгу первичных эмоций. Например, страх может перейти в агрессию, радость – в гордость, удивление – в восхищение и так далее.

Также виды эмоциональных переживаний делят на простые или «низшие» и сложные или «высшие». Простые эмоции – это ответ организма на различные раздражители, как положительные, так и отрицательные. Так вкус, запах, вид может вызвать удовольствие или отвращение, любое событие окружающего мира – неприятное или приятное переживание.

Сложные эмоции: сопереживание, стыд, страдание, отвращение, требуют от сознания человека достаточно большой работы и возникают только по мере осознания им норм и правил окружающего общества, в процессе воспитания или наблюдения за окружающими людьми. Именно с недостатком или отсутствием эмоций из этой группы и связано понятие «эмоциональная глухота» или тупость.

Эмоциональная тупость или нарушения эмоционально-волевой сферы обычно возникает из-за нарушения связи между происходящими событиями и возникающими в ответ эмоциями в мозгу больного. Причем нарушаются, как правило, только сложные связи, отвечающие за «высшие» функции.

Эмоциональная тупость или эмоциональная ригидность может возникнуть в любом возрасте. Неожиданно возникшие эмоционально-волевые нарушения могут свидетельствовать о серьезных проблемах с психикой или о развитии таких заболеваний, как шизофрения, депрессия, психопатия или деменция. У ребенка этот синдром может возникнуть в ответ на неправильное воспитание, негативное отношение родителей или перенесенную травму. У таких детей, в будущем, также могут быть выявлены нарушения эмоционально-волевых процессов, даже при полном психическом здоровье.

Причины развития эмоциональной тупости

Эмоциональная глухота может развиться из-за органических, физиологических или психологических причин.

У взрослых расстройства эмоционально волевой сферы обычно развиваются из-за органических поражений головного мозга в результате травмы, инфекционного заболевания, инсульта или другого заболевания головного мозга. Иногда симптомы эмоциональной тупости свидетельствуют о начале другого психического заболевания: шизофрении, депрессии или психоза.

Эмоциональные нарушения у детей могут быть обусловлены психической травмой, отставанием в психическом развитии, психическими заболеваниями (аутизм, шизофрения) или родительской депривацией ребенка, а также тяжелыми социально-бытовыми условиями. Другими словами, если ребенок не получает в определенном возрасте достаточно примеров «правильных» эмоций, они могут не развиться у него и в дальнейшем. Так, эмоциональная глухота часто встречается у воспитанников детских домов, о которых в детстве не заботились родители или которые провели раннее детство в асоциальных условиях.

Проявление патологии

Пациент с такой патологией выглядит безучастным, равнодушным ко всему, апатичным, опустошённым, эмоционально парализованным.

Он безразличен к своему окружению, холоден, иногда демонстрирует грубость, бесцеремонность, может показывать негативное отношение к людям.

Например, ребёнок с таким симптомом может не радоваться собственной матери, которая берёт его на руки, а отталкивать её.

Больной не проявляет интереса к самому себе и к своему состоянию, вплоть до полного отсутствия реагирования на происходящие вокруг события. Таким образом, нарушается эмоциональное и энергетическое взаимодействие его с окружающей средой, имеет место разобщение с внешним миром.

Эмоциональная тупость, эмоциональная деменция[править | править код]

Выделяется также «аффективная» или «эмоциональная тупость» как расстройство с крайней слабостью эмоциональных реакций (либо полным отсутствием) и эмоциональной холодностью. В его крайних проявлениях наблюдается и внутреннее отсутствие переживаний: полное безразличие к страданиям и чувствам окружающих, а также к своей судьбе. Аффективная тупость иногда встречается при таких психотических расстройствах, как шизофрения (при шизофреническом дефекте), а также при некоторых формах слабоумия (атеросклеротической или сенильной деменции, олигофрении с недоразвитостью эмоциональной сферы).

Слово «тупость» в данном случае означает пассивную бесчувственность.

Аналогом в западной психиатрии служит термин «плоский аффект» (англ. flat affect).

Диагностика и лечение

диагностика проводится в специализированной клиник

  • Сниженное настроение
  • Апатия
  • Снижение концентрации и внимания
  • Потеря интереса к ранее любимым делам
  • Ограничение социальных контактов
  • Иногда – психосоматические проявления (боли различной локализации)
  • Этап 1. Купирование острой симптоматики. Достигается путем применения фармакотерапии.
  • Этап 2. Стабилизирующая терапия. Прием медикаментов в поддерживающей дозировке и курс психотерапии.
  • Этап 3. Профилактика депрессивных эмоциональных расстройств. Достигается с помощью поддерживающей психотерапии и психообразовательных бесед.

Лечение

Лечение аффективного уплощения напрямую зависит от причин отклонения, поэтому первична диагностика состояния и сбор анамнеза. В раннем возрасте благодаря комплексному воздействию медикаментов, психолого-педагогической коррекции можно выровнять состояние. В ситуациях, где нет поражения головного мозга, ситуацию можно исправить исключительно психотерапией, хоть и достаточно длительной. Важным моментом является терапия всей семьи, поскольку именно ее устройство спровоцировало эмоциональную тупость.

В случае с взрослыми необходимо обследование сразу у нескольких специалистов, чтобы выявить состояние нервной системы, работоспособности мозга, уровня развития когнитивных и мыслительных процессов. Терапия строится с учетом приоритета основного заболевания, так если подобные изменения спровоцированы опухолью в мозгу, то первостепенным будет ее удаление и последующее лечение, а только потом психотерапия, если показания еще останутся актуальными.

При крайних стадиях развития обычно не требуется длительная диагностика – всем окружающим видно патологическое состояние человека и в данном контексте показана принудительная госпитализация в психиатрический стационар для медикаментозного лечения.

Диагностика эмоций и их нарушений у детей и взрослых достаточно сложна. Если крайние формы нарушений эмоционально-волевых процессов диагностировать легко, то легкая эмоциональная тупость или эмоциональная глухота могут долго оставаться незамеченными окружающими.

При выявлении симптомов заболевания больному обязательно нужно пройти ряд обследований. Это помогает исключить органическую патологию головного мозга, новообразования нервной системы, психические заболевания и некоторые другие патологические состояния (последствия употребления психоактивных веществ) которые также могут вызвать похожие симптомы.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Лечение эмоциональной тупости начинают с терапии основного заболевания или посещения психотерапевта, который помогает разобраться в причинах развития такого состояния.

Симптомы эмоциональной тупости

Признаки тупости человека в эмоциональном плане на начальном этапе проявляются чрезмерной холодностью даже к близким. Это отсутствие сочувствия или сопереживания, радости за успехи тех, кто причастен к жизни человека. На первых этапах человеку еще доступны эмоциональные переживания, но чем дальше, тем примитивнее они становятся. Так реагирование, подразумевающее негатив (там, где может быть обида, расстройство, недовольство, отсутствие удовлетворения потребности и грусть) реализуются через яркие аффективные вспышки гнева. Часто эти переживания вытесняются, и после приступа он может продолжать предыдущую линию поведения, просто потому что не помнит, как кричал или бил кого-то. Эмоции положительного спектра (удовольствие, радость, получение желаемого, гордость и прочие) переживаются также ярким аффективным состоянием эйфории. Отсутствует критика относительно реальных проблем, возникающих преград, цельное восприятие ситуации нарушено.

Присуще снижение понимания этических и нравственных норм, поскольку основными регулирующими факторами становятся первичные эмоции. Проявляется это пошлым юмором (а впоследствии отсутствием понимания шуток), грубостью, бесцеремонностью и демонстративностью поведения.

Находясь в эйфории, человек будет привлекать к себе внимание ярким и нелепым внешним видом, громким голосом и смехом, в состоянии депрессии могут игнорироваться банальные социальные номы общения и поведения. Часто люди сами понимают неадекватность своих реакций и степень непопадания в общие нормы общества

Они способны замечать реакцию окружающих, но не имеют инструментов коррекции своих действий и проявлений. Без должной поддержки и лечения аффективное уплощение неизбежно приводит в депрессивную фазу, на фоне которой возникают суицидальные попытки от непереносимости происходящего

Часто люди сами понимают неадекватность своих реакций и степень непопадания в общие нормы общества. Они способны замечать реакцию окружающих, но не имеют инструментов коррекции своих действий и проявлений. Без должной поддержки и лечения аффективное уплощение неизбежно приводит в депрессивную фазу, на фоне которой возникают суицидальные попытки от непереносимости происходящего.

На последних стадиях наступает полная отстраненность от внешнего мира, внутренние переживания человека становятся недоступны даже ему. Это сравнимо с опустошенностью, безразличием, вопросы о настроении и испытываемых эмоциях могут оставаться без ответа сверх длительное время или полностью игнорироваться. Это не нежелание отвечать или сильные переживания, просто находясь в крайней точке эмоционального уплощения, это сравнимо с тем, как спрашивать слепого от рождения какой его любимый цвет или на каком кресле он сейчас сидит.

При клинической картине последних стадий человек способен на совершение любых аморальных и преступных поступков – рамки цензуры, этики и воспитания полностью отсутствуют, а эмоциональная холодность позволяет снять внутренние ограничения. Такие люди могут задушить младенца, чтобы выспаться, пройти мимо аварийной ситуации, выгнать на мороз тех, кто мешает им получить удовлетворение в настоящем времени и множество других противоправных и антигуманных поступков. Если нарушения еще не столь серьезны, то с данным аффективным нарушением люди могут соблюдать социальные нормы, но делать они это будут скорее по памяти, ориентируясь на то, что так было всегда, а не на собственные внутренние ценности и ощущения.

При эмоциональной тупости меняется и внешний вид человека. Лицо становится похожим на маску, голос невыразительный, тихий, без эмоциональный; движения замедляются вплоть до того, что человек может не двигаться сутками.

Примечания[ | ]

  1. 1234567World Health Organisation. The ICD-10 Classification of Mental and Behavioural Disorders. Clinical descriptions and diagnostic guidelines. — Geneva. — 267 p. (англ.)
  2. 123Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — ISBN 5-86727-005-8.
  3. 12Носачёв Г. Н., Баранов В. С. 5.5.2. Негативные эмоциональные расстройства // Семиотика психических заболеваний (общая психопатология). — Форум, Инфра-М, 2015. — ISBN 978-5-00091-086-3. — ISBN 978-5-16-011041-7. — ISBN 978-5-16-103106-3.
  4. A. Morrison, J. Renton, H. Dunn. Cognitive Therapy for Psychosis: A Formulation-Based Approach. — Routledge, 2004. — P. 196. — ISBN 1-135-44780-2. (англ.)<
  5. 12David P. Moore, Basant K. Puri. Textbook of Clinical Neuropsychiatry and Behavioral Neuroscience 3E. — CRC Press, 2012. — P. 187. — ISBN 978-1-4441-6494-7. (англ.)
  6. Глоссарий симптомов для психических расстройств: Глоссарий симптомов, используемых для определения при классификации психических и поведенческих расстройств в МКБ-10 = ICD-10 Symptom Glossary for Mental Disorders / Подг. M. Isaac, A. Janga, N. Sartorius. — СПб.: «Оверлайд», 1994. — С. 34. — 47 с.
  7. 12Paula T. Trzepacz, Robert W. Baker. The Psychiatric Mental Status Examination. — Oxford University Press, 1993. — P. 49—52. — ISBN 978-0-19-802280-0. (англ.)
  8. Hoyle Leigh. The Patient: Biological, Psychological, and Social Dimensions of Medical Practice. — Springer Science & Business Media, 8 March 2013. — P. 151. — ISBN 978-1-4684-4955-6. (англ.)
  9. 123, . Современная клиническая психиатрия. — М.: «Экспертное бюро-М», 1997. — С. 23, 98, 284. — 496 с. — ISBN 5-86065-32-9 (ошибоч.).
  10. 12Аведисова А. С. Новые возможности улучшения когнитивных функций и социальной адаптации при терапии шизофрении // Фарматека. — 2004. — № 9/10 (87).
  11. 12Н. Е. Бачериков, К. В. Михайлова, В. Л. Гавенко, С. Л. Рак, Г. А. Самардакова, П. Т. Згонников, А. Н. Бачериков, Г. Л. Воронков. Патология эмоций // Клиническая психиатрия / Под ред. Бачерикова Н. Е.. — Здоров’я, 1989. — С. 80. — ISBN 5-31100-334-0.
  12. Самохвалов В. П. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства (F2) // Психиатрия (Учебное пособие для студентов медицинских вузов). — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — С. 155. — 575 с. — (Серия «Высшее образование»). — ISBN 5-222-02133-5.
  13. , , и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: «МАУП», 2003. — С. 96—97. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.

Проявления эмоциональной глухоты

Эмоциональная холодность может быть разной по выраженности. Некоторый недостаток эмоций или отсутствие сопереживания, так называемой «импатии», встречается достаточно часто у здоровых психически людей и является вариантом нормы. Крайние стадии эмоциональной апатии наблюдаются при тяжелых психических заболеваниях, таких как шизофрения или депрессия.

Эмоциональная тупость в основном проявляется обеднением эмоциональных проявлений, равнодушием, безразличием к окружающим, в том числе и к близким людям, своим родным и друзьям.

Это состояние может быть достаточно мучительным для самого больного, который прекрасно понимает, что его поведение и ощущение не вписываются в общепринятые рамки или кажется ненормальным ему самому, но ничего поделать с этим он не может. Из-за органических или психологических причин у больного отсутствуют «нужные» реакции на происходящее вокруг. Он не чувствует радости за кого-то, не переживает из-за трагедий и бед, происходящих с кем-то, не способен испытывать привязанность, любовь или сочувствие.

Соответственно, меняется поведение и потребности человека. Он не обращает на нужды окружающих, руководствуется только собственной выгодой, практической пользой или другими мотивами, не всегда понятными здоровым людям.

При тяжелых эмоционально волевых расстройствах, больные могут не оказать помощи человеку, попавшему в аварию, пройти мимо младенца в лесу или хладнокровно совершить любое преступление, если это ему выгодно.

При психических заболеваниях у больного могут исчезнуть вообще все эмоции: лицо у таких людей становится маскообразным, голос глухим, движения замедленным, никаких желаний, как правило, также не остается. Такое состояние характерно для шизофрении, депрессии и некоторых видов ступора.

В более легких вариантах эмоциональная тупость приводит к нарушению социальной жизни человека, он не подчиняется общепринятым правилам, не соблюдает нормы морали и этики, равнодушен к своим близким и кажется абсолютно эгоистичным.

При психических заболеваниях больные не осознают неправильность своего поведения, в случае сохранения критики такие люди могут притворяться и действовать «правильно», если считают это выгодным, нужным для себя или «по памяти», так как помнят, что поступать нужно именно так или даже не понимают, почему они должны действовать по-другому, ведь их поведение и поступки обычно вполне рациональны и объяснимы.

Эмоциональное состояние ребенка, страдающего от подобной патологии, может быть разным

Часть детей учатся соответствовать общепринятым требованиям, даже не понимая их, например, уступая место в автобусе старшим, хотя и не испытывают никакого уважения или жалости к бабушкам и дедушкам, а другие отстаивают собственное мнение, не обращая внимание на то, как к этому относятся окружающие их люди

Эмоциональная тупость — жизнь без чувств

Эмоциональная тупость это особое состояние психики человека, которое характеризуется слабой выраженностью или даже утратой высших эмоций (чувство благодарности, сострадания, уважения, терпимость или деликатность, стыд, совесть, честь)

В норме все люди испытывают эмоции – то есть как-то реагируют, оценивая происходящее вокруг или самого себя. Эмоциональный отклик может проявляться и более бурно, и более сдержанно, но он всегда есть. По разным причинам эта норма может быть нарушена.

Эмоциональная тупость, сама по себе не являясь болезнью, часто бывает симптомом сложных заболеваний или психических нарушений:

  • шизофрении;
  • органического поражения коры головного мозга;
  • деменции;
  • гебоидного синдрома;
  • психопатии;
  • депрессии.

Репертуар эмоций личности в этом случае сильно ограничен. Человек, как правило, не проявляет высших эмоций, связанных с выражением этических, морально-нравственных, эстетических чувств. Он не способен на глубокие переживания.

При этом у пациента чаще всего относительно сохраняется проявление эмоциональных реакций, связанных с основными биологическими потребностями (потребностью в пище, питье, сне, безопасности), но и они значительно обеднены.

Такое состояние эмоциональной сферы больного характеризуется как «моральная идиотия».

В отдельных случаях понятие аффекта приравнивается к понятию эмоционального процесса вообще. Тогда при эмоциональной тупости говорят об аффективном уплощении, то есть эмоциональные реакции человека с этим расстройством слабые, как будто сглаженные, плоские.

Проявление патологии

Пациент с такой патологией выглядит безучастным, равнодушным ко всему, апатичным, опустошённым, эмоционально парализованным.

Интересное по теме: Гипертимия – польза и вред излишней активности

Он безразличен к своему окружению, холоден, иногда демонстрирует грубость, бесцеремонность, может показывать негативное отношение к людям.

Больной не проявляет интереса к самому себе и к своему состоянию, вплоть до полного отсутствия реагирования на происходящие вокруг события. Таким образом, нарушается эмоциональное и энергетическое взаимодействие его с окружающей средой, имеет место разобщение с внешним миром.

Причины

Ключевой провоцирующий фактор — психические нарушения органического или физиологического характера. Часто признаки эмоциональной тупости, наряду с расстройством мышления, бредом и кататонией, служат одним из ранних проявлений шизофренического процесса. При шизофрении процесс притупления эмоций нарастает, потом приходит эмоциональная тупость.

У больных шизофренией по мере прогрессирования заболевания наблюдается феномен стекла и дерева, который описал немецкий психиатр Э.Кречмер.

В этом проявление компенсаторного механизма психики шизофреников: их психологическая защита слабо развита, поэтому эмоциональная холодность в одних случаях компенсируется сверхчувствительностью в других.Некоторые больные шизофренией вообще не демонстрируют никаких эмоций. У них маскообразное лицо, «пустые» глаза, монотонная речь.

Такое состояние называют эмоциональным уплощением. Исследования показали, что такие пациенты могут всё же испытывать эмоции, но выразить их не способны.

Интересное по теме: Эмоциональная лабильность в зависимости от возраста

Эмоциональная тупость шизофреников — это необратимое состояние.

Являясь специфическим признаком, в первую очередь, шизофрении, эмоциональная тупость наблюдается и при других психических расстройствах.

В частности, при разных формах психопатий:

  • истерической
  • неустойчивой
  • шизоидной и других.

Считается, что у психопатов эмоциональная сфера претерпевает задержку своего развития.

Больные психопатиями безразличны к своему ближнему окружению, не способны к жалости, доброте, состраданию и к другим нормальным для здорового человека чувствам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector