Психологическая зрелость
Содержание:
Концепция Олпорта
Американский психолог Гордон Олпорт предлагает шесть основных критериев развитой личности:
- Принятие себя и терпимость к окружающим. Развитая личность имеет собственные крепкие убеждения и при этом допускает существование иной точки зрения.
- Крепкие социальные связи. Развитая личность умеет поддерживать близкие отношения и при этом не мешать своим существованием другим.
- Расширение Я-концепции. Это активность личности, целенаправленность ее деятельности.
- Единство мировоззренческих взглядов. У зрелой личности присутствует представление о своей жизненной цели.
- Самообъективизация. Человек способен быть самим собой, находиться в гармонии со своим внутренним миром и не играть чужих ролей.
- Реалистичное восприятие, оценка умений и поставленной задачи. Человек не должен подвергаться сиюминутным увлечениям, а вместо этого ставить перед собой цель и достигать ее.
Рекомендуем: Обида — манипуляция или душевная боль?
Признаки
Но незрелую личность тоже можно определить по признакам, которые присущи только ей:
- Неспособность принимать собственные ошибки.
- Взрывной характер.
- Тяга к соперничеству.
- Неприятие проигрыша.
- Эмоциональная нестабильность.
- Капризы.
- Неприятие критики.
- Неумение прощать.
- Боязнь перед изменениями.
- Зависимость.
- Необоснованная требовательность.
- И довольно часто встречается неадекватность.
Это лишь основные из многих качеств, которые характеризуют незрелую личность. Если внимательно на них посмотреть, то можно сказать, что это черты, присущие ребенку: капризный, требующий внимания и не принимающий воспитания. Такое поведение может существенно осложнить жизнь в социальной среде.
Социальная зрелость наступит тогда, когда человек сможет преодолеть все черты характера, которые свойственны детскому мышлению. Незрелость может проявляться и в абсолютно зрелой личности – точнее, некоторые её признаки.
Рекомендуем: Гиперкомпенсация — это
Это не означает деградации развития, напротив, иногда обстоятельства принуждают проявить нетерпимость или же соперничество. А некоторые индивиды обладают азартным характером, что тоже может показать признаки незрелости.
Психология зрелости выявила некоторые моменты развития, которые могут охарактеризовать зрелую личность или же помогут понять, насколько правилен выбранный путь к зрелости
Здесь очень много второстепенных факторов, но мы обратим внимание на основные критерии
1. Любовь. Только зрелая личность может развить чувство безопасности при повышенной ранимости. Это сложное сочетание чувств содержит риск, который может разбить сердце. Однако только эти чувства в гармонии помогают человеку любить и быть любимым.
2. Реальность. Возможность отличать выдуманное от реального, видеть вещи в их истинном виде, не наделяя собственными качествами. Только зрелая личность сможет признать свои проблемы и разобраться в них – незрелая постарается избежать этого.
Рекомендуем: Как развить силу воли?
3. Отзывчивость. Это качество требует делиться не из расчетливых целей, а для блага остальных. Давать и принимать бывает очень сложно.
4. Положительное восприятие окружающего мира. Принимать все повороты судьбы такими, какие они есть, и уметь их проходить. При этом не просто преодолевать сложности, а становиться сильнее, извлекать жизненные уроки. Видеть причину изменений в себе, а не винить обстоятельства.
5. Конструктивность. Зрелый индивид не будет воспринимать критику враждебно. Он будет искать проблемы, которые можно решить и исправить сложившуюся ситуацию. Для него избавление от недругов означает, что их нужно сделать друзьями. И он достигнет этого путем преодоления неприязни.
6. Расслабление. Полноценная личность не будет никогда испытывать напряженность. Она может в любой момент расслабиться, ведь она сильна и достигнет своего, несмотря на преграды.
Признаки психологической зрелости
Психологическая зрелость и психологический возраст – тесно связанные понятия, но это не дает понимания и определения такой личности. Наиболее оптимально определять категории через признаки, в зависимости от научной концепции их насчитывается от четырех до пятнадцати. К основным признакам относят:
– естественное и спонтанное поведение, а также эмоциональное реагирование. Это подразумевает свободное и открытое самопредъявление, но при этом существует уважение к принятым общественным нормам. Зрелая личность будет проявлять свои желания и чувства, но выберет для этого такой способ, чтобы не травмировать психическое состояние окружающий, соблюдая этикет и толерантность;
– относительная вовлечённость в мировые процессы. Человек осведомлен об основных мировых событиях и в важных для него социальных группах, но достаточно независим в своих суждениях, чтобы не поддаваться на пропаганду и манипуляции. Доля юмора и отрешенности позволяют не сильно эмоционально вовлекаться в мировые социальные процессы, что дарит независимость;
– в отношениях отсутствуют меркантильные интересы и искусственные формы поведения. Вместо этого присутствует принятие себя и других людей в том состоянии, в котором они естественны и не пытаются переделать в более удобные и выгодные варианты;
– наличие глобальных целей и смыслов и постоянная работа над их реализацией. Это заставляет совершенствоваться, развиваться, постоянно двигаться и быть занятым. Среди подобных целей обычно что-то, имеющее высокую духовную ценность или практическое значение для многих людей, а не пользу в настоящем моменте;
– процесс достижения целей никак не корректирует моральные ценности и устремления личности. Чувствительность к несправедливости, невозможность предать собственные идеалы в сочетании с высоким уровнем развития позволяют выбирать пути достижения в рамках своей моральной концепции;
– отношения, выстраиваемые в узком личном кругу обычно долговременные, глубоки, открыты. В контексте подобного взаимодействия происходит совместное развитие партнеров и постоянное углубление в познание внутреннего мира, как своего, так и другого;
– креативность и чувство юмора. Данные проявления спонтанны и естественны, для их проявления подойдет и бытовая ситуация и профессиональные вопросы. Кроме того подобное восприятие касается собственных качеств и взаимоотношений с другими. Позволяет легче адаптироваться и быстрее переживать кризисные моменты, находить простые и неожиданные выходы из сложных ситуаций.
Естественно автоматически сюда включаются все факторы, определяющие взрослого человека, несущего полную материальную и уголовную ответственность. Зрелая личность способна нести ответственность, обусловленную любыми законодательными актами и документальными требованиями.
Зрелость социальная
Достигая очередного этапа в самосовершенствовании, человек много раз себя утверждает или отрицает. Непрерывно идёт борьба между достигнутым и еще непознанным, между балансом, творческим взлётом и кризисом. Это закон процесса социализации индивида.
Социализация человека проходит в условиях выбора модели поведения. Ожидания реакции при взаимодействии с обществом рассматривается как стимул для развития, улучшения контакта с социальной средой.
Относительно социальной зрелости рассматриваются политические, общественные, эстетические стороны жизнедеятельности человека. При этом показатель — это самореализация индивида.
Социальная зрелость включает зрелость:
- нравственную — понимание, принятие норм морали, развитая совесть; согласие с существующими нормами отношений людей; применяемые моральные ценности в построении семьи и будущего;
- гражданскую — осознание долга перед обществом, народом;
- эстетическую — восприятие искусства, природы;
- идейно-политическую.
Признаки социальной зрелости:
- умение прогнозировать развитие социальной среды, способность понимать других людей;
- способность отвечать за свои действия;
- использование времени, навыков, знаний;
- участие в жизни общества;
- потребность заботиться о других;
- самореализация через конструктивное решение жизненных ситуаций.
Социальная зрелость – это адекватное исполнение роли взрослого человека в социальной среде, в соответствии с собственными и общественными интересами.
Возможна ли зрелость социальная, психологическая, личностная без эмоциональной зрелости? Эмоциональная зрелость – это способность обрабатывать опыт, эмоции, знания и выражать соответствующим образом. Жизнь состоит из того, что происходит вокруг и что человек чувствует по этому поводу. Без умения управлять эмоциями: интерпретировать, выражать и сдерживать их, люди ограничены в развитии. Не могут стать зрелыми ни в личностном плане, ни в социальном.
Человеку, не испытывающему страх перед выбором в жизненных ситуациях, присущи уверенность и способность справляться с трудностями, формировать созидательные отношения. Осознание происходящего вокруг, помогает заглянуть внутрь себя, принять то, что есть. Иначе говоря, эмоциональная зрелость учит принимать жизнь.
Личность, становясь зрелой, проходит путь от поиска опоры в окружающих до уверенности в себе.
Как повзрослеть
Зрелость социальная, психологическая, эмоциональная – это все личностная зрелость. Не стоит дожидаться, пока проявляющийся признак развития подтолкнет в нужную сторону. Зрелую натуру нужно обязательно развивать самостоятельно.
Для этого существует немало методик психологической терапии. Каждая по-своему действенна, и человек должен индивидуально подбирать нужную для себя. Однако существуют и основные шаги к личностному росту, подходящие для любого индивида.
Рекомендуем: Как контролировать свои эмоции?
Решить все мелкие проблемы, простить обиды и помириться с окружающими. Завершить все, на что не хватало времени или желания. Избавиться от ненужных вещей, приучить себя к порядку. Порядок должен быть не только в доме, но и в мыслях. И самое главное – найти в своей жизни то, что будет гораздо важнее вас самих, то, ради чего стоит стараться быть лучше.
Понятие личности в психологии
Основная статья: Психология личности
Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
В аналитической психологии К. Юнга структуру личности составляют следующие компоненты сознания и бессознательного (архетипы):
- самость
- тень
- анима и анимус
- эго
- персона.
Устойчивые свойства личности
- Темперамент
- Характер
- Способности
- Мотивация
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 ноября 2013 года |
Личность, индивид и индивидуальность
- Индивид-отдельно взятый человек, представитель человеческого рода .
- Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причём специфика эта может носить наследственный или случайный характер.
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 ноября 2013 года |
Особенности кризисов
Кризисы взрослости отличаются от предшествующих им кризисов – они не имеют четкой хронологии и в большей степени являются личностными кризисами, а не возрастными. Продолжительность, острота, момент возникновения скорее зависят от личных обстоятельств, а не от возраста.
Выраженное внутреннее стремление к росту и совершенствованию способно значительно приблизить кризисы взрослости, равно как и сам период взрослости. Именно в это время физический и психологический возраст имеют свойство максимально расходиться.
К другим факторам, приближающим и провоцирующим кризис, относят:
- ухудшение здоровья (болезни, гормональные сдвиги);
- экономические проблемы;
- политическая нестабильность в стране;
- смена привычного образа жизни;
- рост требований и ожиданий;
- социальное давление.
Высок риск наложения личностного кризиса на возрастной кризис. Тогда течение будет тяжелее, как и переосмысление жизни.
Периоды
Выделяют период зрелости: 25 – 65 лет. Существует градация: ранняя, средняя и поздняя зрелость. Ранняя: 25 – 35 лет — это период вхождения индивида в сферы жизнедеятельности, приобретение навыков построения собственной жизни, вступление в профессиональную среду и начало творчества.
Средний период зрелости длится дольше: до 55 лет. Период становления профессионалом в выбранном деле. В данном отрезке времени присутствуют: устойчивость в личных отношениях (семья, дети), переоценка ценностей, поиск новых путей достижения целей и ответов на вопросы о сущности жизни.
Поздний период зрелости длится до 65 лет. Сложившиеся ценности помогают видеть в это время картину устройства мира в реалии, не в желаниях. Выделяется период уровнем самопознания, активностью в семейных, социальных отношениях. Человек приобретает терпимость, демонстрирует психологическую устойчивость.
В свете увеличения продолжительности жизни на планете, научно — социальные исследования выявили факт “созревания” личности до 75 лет и дали возможность перегруппировки периодов. Любопытный факт: те, кому сегодня 55-65 лет, насыщенно проживают плодотворный отрезок времени первыми в истории человечества. Когда есть здоровье, силы, а жизненный опыт уже приобретён. Раньше люди старели намного раньше, после 65 лет происходило угасание активности.
Тождественны ли понятия «взрослость» и «зрелость»? Многие сталкивались с людьми преклонного возраста, инфантильными в решениях, безответственными в словах и поступках. Бесспорно, «взрослеть» и «зреть» человек способен только с течением времени. Но очевидно и то, что дело не только в годах. Джон Роберт Фаулз писал: «Зрелость — это не годы, а состояние познания самого себя». Вернее рассматривать качественное определение личностной, психологической, социальной зрелости. Дата рождения в паспорте при этом не важна.
Концепция Обуховского
Концепция польского психолога Казимежа Обуховского представляет особый интерес, потому что она наименее похожа на остальные из списка. Он предлагает рассматривать четыре параметра и при этом не выделять среди них главного — все они должны быть развитыми в равной мере, чтобы личность можно было считать сформировавшейся.
- Ощущение удовлетворенности жизнью: это общий положительный фон, на котором личность рассматривает свое существование. Однако это не значит, что такой человек не может испытывать негативных эмоций, которые являются неизбежной реакцией на трудности жизни. Вместе с тем, если влияние разрушающих эмоций продолжается достаточно долго, человек теряет способности к развитию.
- Появление новых особенностей: иное понимание мира, новые взгляды. А самое главное — переход к абстрактной концепции мира.
- Развитие умений: человеку нужно стремиться получать новые навыки, умения и знания, несмотря на то, что это приводит к росту сложности задач, которые перед ним стоят. Он должен постоянно совершенствоваться, чтобы поспевать за требованиями.
- Способность к самоконтролю: человека контролируют его эмоции, поэтому он должен научиться дистанцироваться от них, чтобы это не влияло на его интеллектуальные возможности.
Критерии взрослости
По Арнетту, существует три критерия взрослости — «Большая тройка»: ответственность за себя, независимость в принятии решений и финансовая независимость. Эти три критерия обрели большой вес не только в США, но и в других странах мира (Китае, Греции, Израиле, Индии, Аргентине), правда, с некоторыми нюансами. Например, в Китае к этим критериям добавляют возможность финансово поддерживать своих родителей, а в Индии — обеспечить безопасность своей семьи.
Ученый-исследователь психологии развития Эрик Эриксон представил свои стадии развития, каждая из которых призвана найти ответ на центральный вопрос. Для подростничества центральным вопросом является идентичность, поиск самого себя и своего места в этом мире. В юности фокус внимания смещается на поиск близких отношений и построение дружеских и романтических связей.
Энтони Берроу, доцент кафедры развития человека в Корнеллском университете, изучает вопрос поиска смысла жизни в среде молодых людей. Вместе с коллегами он обнаружил, что жизненная цель у них ассоциируется с поиском своего места среди других студентов. Стремление к цели было связано с большей удовлетворенностью жизнью и позитивными чувствами. Также ученые просили респондентов оценить по шкале соответствия своим чувствам утверждения вроде «Я ищу цель или миссию в своей жизни».
Старость .Классификация приспособления личности к старости.
Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, которую предложила Д. Б. Бромлей. Она выделяет пять видов приспособлении личности к старости:
12 стр., 5539 слов
Коррекция моторного развития слепых детей первого года жизни
… другой — переставляет его ступни. Слепые дети могут испытывать страх при ходьбе, поскольку не видят препятствия на своем пути … развития слепых детей раннего возраста (первый год жизни). Первый год жизни ребенка является чрезвычайно важным для проведения психолого- … возраста. По некоторым данным 80% — 90% информации человек получает с помощью зрения. Отсутствие зрения в критический период …
1) Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешенны, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие, не вызывающее печали и страха. Не пережив в прошлом слишком много травм и потрясений, они не проявляют ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы и постоянные планы на будущее. Благодаря своему положительному жизненному балансу они с уверенностью рассчитывают на помощь окружающих. Самооценка этой группы пожилых и старых людей довольно высока.
2) Отношение зависимости. Зависимая личность это человек, подчинённый кому-либо, зависимый от супружеского партнера или от своею ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий из профессиональной среды. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, нe испытывать ни враждебности, ни страха
3) Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность; некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности» и неохотному принятию помощи от других людей. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими проблемами, сомнениями. Оборонительную позицию занимают иногда по отношению ко всей семье. Если даже имеются какие-то претензии и жалобы в адрес семьи, они их не выражают. Защитным механизмом, который они используют против страха смерти и обездоленности, является их активность «через силу», постоянная подпитка внешними действиями. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу.
4) Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремятся «переложить» на других людей вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Недоверие и подозрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими людьми. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, т.к. используют механизм разрядки напряжения через активность. Их жизненный путь, как правило, сопровождался многочисленными стрессами и неудачами, многие из которых превратились в нервные заболевания. Люди, относящиеся к данному типу отношения к старости, склонны к острым реакциям страха, они не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Если все это соединяется еще и с враждебным отношением к молодым людям, иногда с переносом этого отношения на весь «новый, чужой мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти.
5) Отношение враждебности человека к себе самому. Люди такого типа избегают воспоминании, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Невозможность удовлетворить потребность в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали.
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
Психология зрелости
Личность может считаться зрелой только если способна развиваться гармонично в условиях негативных и положительных событий. Стоит помнить, что жизненный опыт черпается и в неудачах. Если человеку пришлось столкнуться с сильным разочарованием, предательством со стороны близкого человека или разрушенными мечтами, то он может почерпнуть из этого определенное благо.
Зрелость определяется способностью ценить даже самый отрицательный опыт, понимая, что без него полноценно развиваться не получится.
Человек, стремящийся к самодостаточности, принимает необходимость уметь совершать выбор даже в самых экстремальных ситуациях и готов нести за него ответственность. Молодые люди, отличающиеся адекватностью сознания и признающие за собой потребность социальной и профессиональной реализации, имеют больше шансов достигнуть психологической зрелости, чем те, кто не может вырваться из-под жесткого контроля и гиперопеки близких людей.
В редких случаях человек может заниматься любимым делом, которое обеспечит ему социальное положение и признание окружающих. Чаще всего приходится ходить на нелюбимую работу, которая позволяет обеспечивать свои бытовые потребности и нужды. В таких случаях зрелую личность отличают умение быть настойчивой в реализации своих целей и готовность идти на компромисс с собой в тяжелые периоды жизни.
Важно
Получение образования и освоение профессии являются важными психологическими этапами зрелости, равно как и построение семейных и дружеских отношений.
Да, наличие красного диплома не говорит о зрелости, но умение и готовность учиться и развиваться – обязательная черта характера зрелого человека. Способность жить в гармонии с собой и окружающими, а также создавать социальные связи, заводить друзей и семью ощутимо помогают в достижении зрелости.
Рождение и воспитание детей прививают ответственность и способствуют «созреванию» родителей. Дружеские же отношения помогают личности формировать демократичность, толерантность и принятие себя и окружающих в контексте взаимодействия.
Признаки зрелой личности
Принятие конструктивной критики
Справедливая оценка собственных достоинств и искренность, прежде всего перед самим собой, является наиболее важной и сложной характеристикой. Такой человек всегда готов услышать правду, не отрицая ее
Адекватное принятие критики говорит о том, что личность не убегает от проблем и не закрывает на них глаза. Такие люди не живут иллюзиями, которые могут привести к разочарованиям.
Адекватное восприятие перемен
Способность быстро реагировать на перемены и подстраиваться к ним говорит о стрессоустойчивости. Поменяться может все, что окружает человека, в любой момент: работа, жилье, финансовый кризис, болезни и другие трудности. Зрелую личность характеризует способность не позволять изменениям выбить себя из колеи.
Способность удерживать баланс в отношениях
К признакам зрелой личности относится способность отдавать ровно столько же или даже больше, чем они получают в ответ: энергия, информация, знания, деньги, ресурсы и прочее.
Понимание людей
Умение понимать людей в нужный момент является зрелым процессом взаимодействия и коммуникации. Выстраивание отношений, своих личных границ, любви и уважения – важные факторы гармоничной жизни.
Ответственность
Зрелая личность умеет нести ответственность за свои чувства, действия, личные причины. Зрелая личность ответственна за свою жизнь в отличие от инфантильного человека и не перекладывает это на других. К признакам инфантильности можно отнести невыполнение своих обещаний, перекладывание ответственных решений на других.
Самодостаточность
Это отсутствие стремления заполнить личное пространство, чтобы не быть наедине с собой. Самодостаточный человек наоборот не боится остаться в одиночестве и проводит это время с пользой, например, в работе над собой.
Работа над собой
Изучение себя, своих особенностей, своего тела, души и психологического состояния, кто ты есть на самом деле и кем бы хотел стать. Также это касается постоянного нахождения в процессе обучения, работе над физическим состоянием.
Выводы
Зрелая личность извлекает уроки из пройденных ситуаций и этапов жизни. Даже не самые хорошие жизненные ситуации такие люди перевоплащают в ресурс, откуда черпают энергию. Инфантильное поведение – плыть по течению, ожидая повторение сценария.