Психологическая помощь самому себе: 6 упражнений и активное слушание

Содержание:

Пиленкова Татьяна Александровна

Психолог I квалификационная категория, арт-терапевт

Образование: высшее психологическое

Московский психолого-социальный институт

Специальность: Психолог. Преподаватель психологии.

Институт практической психологии «Иматон», СП.б,

Курс «Арт-терапия в медицине, образовании и бизнесе»

Специализация: арт-терапевт

Стаж работы: 8 лет

Профессиональные навыки

  • психологическая консультация по вопросам детско-родительских отношений, развития и воспитания ребенка;
  • психологическая диагностика
  • коррекция трудностей познавательного развития, эмоционально — волевой сферы  
  • арт-терапия как здоровьесберегающий метод.

Консультирование

  • Консультации родителей по вопросам детско-родительских отношений, трудностей в поведении и особенностей в развитии детей.
  • Консультации подростков по вопросам профориентации и др.

Диагностика

  • Диагностика возрастного развития детей.
  • Диагностика особенностей детско-родительских отношений.
  • Выявление особенностей развития познавательной сферы детей, их наклонностей и способностей.

Развитие и коррекция

  • Развивающие индивидуальные занятия педагога-психолога с детьми по преодолению личностных трудностей: детские страхи, застенчивость, а также развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной сферы (внимания, памяти, мышления, воображения, речевое развитие, психомоторика).
  • Групповые развивающие занятия психолога с детьми 5-7 лет  «Скоро в школу!».
  • Групповые развивающие занятия  психолога с детьми 2-4 лет «Учимся, играя!».
  • Индивидуальные  развивающие занятия с психологом по преодолению застенчивого или агрессивного поведения.
  • Индивидуальные занятия по развитию речи «Читайка!», по кубикам Зайцева.

Психологическая профилактика

  • Работа с детьми накануне перемен: перед посещением детского сада, рождением второго ребенка, госпитализацией, сменой места жительства и др.
  • Тренинги для детей и подростков (7-14 лет) под руководством психолога.
  • Методы: игровая терапия, сказкотерапия, песочная терапия, арт-терапия, психологические игры и упражнения, беседы.

Арт-терапия для детей и взрослых

Арт-терапия — исцеление творческим самовыражением, это скорее обретение гармонии, развитие личности, чем лечение. Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в арт-терапии. Сочинение сказок, живопись, танцы, пение, работа за гончарным кругом, игротерапия, маскотерапия, песочная терапия, цветотерапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия и т.д.

Дети в большинстве случаев затрудняются объяснить словами свои проблемы и переживания. Несловесное выражение для них более естественно. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя, других людей и мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и в одиночестве. Объяснения, убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком объяснить, что с ним происходит: почему он не хочет идти в детский сад или чего он боится в темноте. Как раз в таких случаях и может помочь арт-терапия.

На арт-терапевтических сессиях:

  • устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса, появляется демократизм отношений;
  • у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
  • отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);
  • задействованы интеллектуальные и эмоциональные ресурсы, познавательная активность;
  • создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
  • формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать свою точку зрения;
  • идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
  • уменьшается чувство тревожности, страха, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.

Еще по теме «Психологические упражнения и позитивное мышление»:

Ох уж эти «психологи»

Вообще, само по себе «задание» не такое уж и зверское, пусть бы ползали, мяукали дурным голосом от души и лапами безнаказанно «тестостероновыx» драли. Психологическая помощь самому себе : 6 упражнений и активное слушание.

Психологи и шаблоность мышления

Психологи и шаблоность мышления. — посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе психология — настолько ангажированная обществом (а в каждом обществе свои каноны) область «деятельность» человека, что говорить о том, что быть…

Практика позитивного мышления

Практика позитивного мышления. Просто поделиться…. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе Практика позитивного мышления. Все себе представляют примерно, что это такое. А на практике вы как-то реализуете какие-то идеи?

Школа активного мышления Ильина. Вопрос

Психологическая помощь самому себе: 6 упражнений и активное слушание. …освоить позитивное мышление, визуализацию, активное слушание реально и по советам из книги. У нас потрясающая психолог в школе. При проблеме с поведением завуч сразу к ней…

Посоветуйте плиз, позитивные книжки и фильмы

Позитивная, увлекательная книга о беременности ? Недавно задурилась искать увлекательную, позитивную, какую-нибудь психологическую или Психологическая помощь самому себе: 6 упражнений и активное слушание. Вместо консультации психолога — позитивное мышление.

про «позитивное мышление»

про » позитивное мышление «. …затрудняюсь выбрать раздел. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Постоянно сталкиваюсь в современной психологической литературе с этим тезисом.

психология. упражнения

психология. упражнения. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Нужны упражнения на преодоление стеснительности, застенчивости, эмоциональной закрытости.

Активное слушание/проговаривание

Активное слушание /проговаривание. Картинка: идет мое дите по площадке, никого не трогает. Молча — прижать к себе, погладить по спине или по ушибленному месту, подуть. Вы сами все хорошо рассказали и объяснили. Да и у Гиппенрейтер в какой-то главе был описан…

Позитивное отношение к жизни

Позитивное отношение к жизни. — посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. А американские ученые выяснили, что позитивное мышление способствует долголетию намного эффективнее, чем…

5 советов тем, кто начинает изучение психологии

После встречи с Алиской я была озадачена. Дома я, конечно же, потрясла мужа с вопросом «почему же так много людей хочет изучать психологию?». В итоге только испугала и его, и кота.

Заварив чашечку кофе, я углубилась в Интернет. Ночь предстояла бессонная, а предмет изучения – глубокий.

Чем я могу помочь моей горе-подружке? С чего каких шагов начать погружаться в пучины психологии?

Совет №1. Сформулируй цель изучения.

Первая истина, которую я усвоила, стара, как мир. Прежде чем начать изучать психологию, нужно четко определить: для чего тебе нужны эти знания?

Моя приятельница Лола пользуется огромной популярностью у мужчин. Она красива, умна и невероятно привлекательна. Но даже женщины очарованы ею и хотят вытащить на «еще одну» чашечку кофе! Секрета нет. Лола – профи в области психологии, и давно уже нашла ключик к человеческому сознанию.

Как-то она поведала мне, что каждый человек – это ребенок. Стоит найти ключ к внутреннему ребенку, и барьер между вами исчезнет. Для этого достаточно внимательно слушать и анализировать.

Мотивы для того, чтобы начать изучение психологии могут быть разными:

  • налаживание контакта с окружающими,
  • построение бизнес-отношений,
  • достойное воспитание ребенка,
  • улучшение качества брака и еще 100 и 1 причина.

Ведь наше поведение, образ нашего мышления, наши поступки – все это наша психология. Начать изучать эту науку – значит, начать погружение вглубь, в мотивы и следствия.

Сделав глоток кофе, я задумалась. Ведь вряд ли влиятельнейшие мира сего – специалисты только в одной «своей отрасли»? Не построив качественных отношений с окружающими людьми, не поднимешься слишком высоко.

Вывод делай сама.

Совет № 2. Начать наблюдение.

<?php if ( ! is_single ( array(883, 15772, 33900, 37506) ) ) { ?>

<?php } ?>
Второй шаг, который стоит сделать в начале пути по изучению психологии – наблюдать. Начать вникать в эту науку невозможно без наблюдения за поведением человека.

Следить можно за любимым, свекровью или друзьями. Коллеги – тоже очень интересные подопытные кролики. Хотя бы потому, что они представляют собой скооперированную группу людей, а там уже свои приколы и иерархии.

Приступить к изучению с интуитивного наблюдения – отличная идея.

Чтобы повысить эффективность этого совета, заведи отдельный дневник. Там ты будешь писать свои открытия о людях, которые сделала только с помощью наблюдения.

Таким образом, ты будешь для себя вести изучение людей с разных сторон. И когда в твои руки попадет первая книга по психологии, ты будешь интуитивно понимать, о чем идет речь.

Совет № 3. Книги по психологии.

Тонны литературы посвящены человеческому сознанию. И еще тонны – разбору этого сознания до мельчайших винтиков и шпунтиков.

Совет № 4. Обучение.

Если твоей целью является помогать людям – этот совет для тебя.

Ведь естественно в этом случае стоит начать изучение науки с выбора подходящего учебного заведения.

Ну не верю я в специалистов—самоучек! Квалифицированные преподаватели, практика и многое другое сделают из тебя специалиста. При условии самостоятельной работы и влюбленности в предмет, который изучаешь, конечно.

Погуглив, я поняла, что психология охватывает практически все сферы жизни. Посмотри, разве не потрясающе?

Совет №5. Осознание.

Ты должна понимать что:

  • Ты не имеешь права осуждать и давать оценочное суждение о человеке, его проблеме.
  • Ты должна хранить всю информацию, которую тебе доверил человек, углядев в тебе специалиста.
  • Ты должна быть бескорыстной. Ни в коем случае не используй свои знания в психологии для манипуляции людьми и их решениями в своих корыстных целях. Никогда не используй полученную информацию для шантажа.
  • Ты не должна навязываться. Всегда помни, что если ты и приблизилась к пониманию человеческой души, нельзя требовать откровенности, лезть не в свое дело. Если человек захочет с тобой обсудить свою проблему, он сделает это.
  • Не берись помогать человеку, только начав изучение психологии. Помни, что человеческая психика очень хрупкая. Если нанести ей урон, это может остаться травмой на всю жизнь.

Не знаете, с чего начать изучение психологии?

Ответ на вопрос дает профессиональный психолог, коуч с 10-летним опытом:

Советы психолога: простые психологические занятия с детьми

Избавиться от накопленного стресса, агрессии помогут:

  • битье подушки;
  • энергичные танцы;
  • первобытный клич: попросите малыша встать с широко расставленными ногами, поднятыми вверх руками и прокричать какой-нибудь боевой клич;
  • приготовление теста: малыш с огромным чувством гордости возьмется помогать вам на кухне, с огромным удовольствием будет пачкать руки в муке, месить тесто, и незаметно для себя снимет стресс.
  • выдувание мыльных пузырей;
  • пение;
  • задувание свечей: относите свечи от малыша все дальше и дальше с каждым успешным их задуванием;
  • брюшное дыхание: попросите ребенка представить, что его животик — надувной шарик, который нужно надуть при вдохе и сдуть при выдохе.

Другие способы успокоить ребенка:

  • наблюдение за рыбками (снижает кровяное давление и частоту сердечных сокращений): сводите малыша в океанариум, а лучше приобретите аквариум для дома;
  • обратный отсчет — требует дополнительной концентрации и отвлекает от неприятных переживаний: попробуйте вместе считать звезды, листья на деревьях, прохожих за окном;
  • рукоделье — вязание, плетение браслетика, шитье одежды для кукол легко вводит ребенка в спокойное состояние.

Научите малыша понимать и озвучивать свои негативные эмоции. Придумайте специальные названия, которые помогут ребенку быстро их распознать и дадут рассмотреть как бы со стороны. Например, вместо «ты злишься?», можно спросить «в тебе опять проснулся Халк (склонный к гневу персонаж комиксов)? Почему он злится?».

С детьми впечатлительными, тревожными рекомендуется рисовать, добавлять забавные детали объекту страха на рисунке. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит негативные эмоции.

Саморазвитие через самоутверждение

Кажется, противоречивость у нас в крови. С одной стороны эго цепляется за оценки и стопорится, с другой — стремится развиваться. Но зачем нашему эго саморазвитие? Зачем вылезать из уютного болота зоны комфорта? Просто эго тащится от перспектив, которые маячат на новых этапах развития.

Эго потенциально чувствует, что может стать сильным и продвинутым. А став сильней, сможет самоутверждаться на порядок искусней! Героизм Эгоизм — мощнейший мотиватор саморазвития.

Наш ум удивительно самонадеянная штуковина! Он представляет собой сборник концепций о происходящей жизни. Но сам ум, порой, полагает, что является сводом законов, по которым жизнь живет.

Субъективные концепции ума отличаются от «объективных» законов реальности, как отличается фантазия от живого человека. В уме все перемешивается и становятся фантазиями, потому что сам ум способен оперировать только концепциями, но ни как не реальными законами бытия.

Самоутверждение как мотив для саморазвития, побуждает к эффективности и успешности. Для этого мы используем осознанность — по мере ее развития, наши фантазии концепции о жизни становятся все более реалистичными. Чем больше концепции ума походят на реальность, тем эффективней становишься, применяя их на практике. Честная реалистичность — залог личной эффективности.

Осознанность сдирает наши маски, отбирает у эго опоры, разрушает стереотипы, разоблачает иллюзии и привязанности. Но, по-моему, куда интересней — видеть настоящие чудеса, чем довольствоваться «тайнами», которые держатся на лжи. Именно так «сгорают» вчерашние грубые тенденции ума. И где-то здесь все рамки начинают размываться.

Наверное, не так важно, что руководит нашим саморазвитием. Где-то — эгоизм, страх и самоутверждение, где-то — мораль, вина, смелость и доблесть, а где-то тяга к неизвестной, запредельной, удивительной реальности вне концепций

Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме

П.С.Как дополнение выкладываю отрывок про «я» из одной своей старой статьи:

«Для человека основная задача – увидеть истинный источник всех его волнений. Основная игра — это его собственное «я»! По мере углубления постигающей мудрости в распознавании уровней и аспектов реальности, мы вдруг обнаруживаем, что все-все это центрировалось в одной неуловимой точке. Все явления и объекты жизни, словно куклы были подвешены за нити к этой точке. «Я» — это самая главная волна, источник всех движений, желание, заключенное в самом себе и к себе же ведущее. Всматриваясь в источник всего, мы приходим к «я». Когда мы удерживаемся на этом тонком уровне, мы, наконец, распознаем то, что заставляло нас метаться от центра к бесконечным бессмысленным следствиям».

Важность уроков психологии

Знание психологии человека применимы практически во всех областях человеческой жизни

Иногда случаются ситуации, требующие от людей принятия важного решения, определения правильного подхода. Сделать безошибочный шаг помогают уроки психологии социального направления

Они будут полезны всем людям, желающих адаптироваться в социуме, достичь взаимного понимания с окружением, осознать причинные факторы происходящих событий, мотивы, движущие другими людьми. Психологические знания помогают в решении личных жизненных задач, противостоянии проблемам, сопровождающим человека в жизни. Кроме специализированной литературы по психологии для начинающих, обучиться этой науке можно с помощью экспертных рекомендаций.

Разработанные для обучения уроки психологии воплощают знания, взятые из различных теоретических материалов. Над ними работают профессиональные психологи, задача которых заключается не только в привнесении ряда научных выводов к учащимся, но и в их адаптации к практическому использованию. Каждый урок содержит полезные рекомендации, различные тематические советы.

Первый шаг в обучении — изучение личности человека. Исследование причинных факторов, воздействующих на поведение людей, требует определения причинных факторов, влияют на их психическое состояние. Практически психологическая теория применяться благодаря специальным методам. Изучив все о психологии, будущий специалист учится воздействовать на других людей, создавать с ними дружеские отношения.

В чем заключается преимущество специализированных уроков психологии перед самостоятельным обучением с помощью литературы? Обучающий курс специально создается для новичков в этой науке, желающих быстро обучиться пониманию людей. Опытный специалист наряду с теоретической информацией указывает на возможности их практического применения. Без этого обучение с помощью психологических книг может длиться годами без результата — человек не научится вести себя в конфликтной, сложной ситуации.

Кроме теоретического материала, специалист на занятиях применяет тематические игры, упражнения. Это способствует закреплению полученных знаний, улучшению понимания не только окружающих, но и самого себя. На уроках учащиеся могут участвовать в психологических тестах, просматривать тематическое видео.

С чего начать?

Вполне возможно, что сама жизнь вам это подскажет. Вот приходите вы на работу, и в первый день завуч/директор говорит вам: «А нам сейчас надо сделать то-то и то-то (провести тестирование, родительское собрание и пр.)». С этого и начинайте.

Если срочных пожеланий у администрации нет, то можно начать грамотно – как это написано в «Годовом плане работы школьного психолога». Вы ведь, среди прочей отчетности, его писали? Если нет, идите в местный методкабинет и просите образец.

Так же образцы подобных планов работы есть в книгах для школьных психологов. Конкретно посоветовать не могу — их сейчас много. Надо пойти на книжный рынок или в магазин и посмотреть хорошую книгу по этому вопросу. Но вам нужна именно та, где конкретно расписано, что и как делать (сейчас такие книги есть). Заглавие будет примерно такое: «Практическое пособие школьного психолога» или «Организация работы психолога в школе», или «Практическая психология образования». Открывайте и смотрите — в нужной вам книге все должно быть конкретно расписано, с опорой на документы Министерства образования, и дано много полезных вам рекомендаций.

Очень хороши в этом вопросе книги Натальи Самоукиной, а также большие толстые книги под редакцией И. Дубровиной, академика Реана. Много таких книг у издательств «Питер», «Феникс», «Владос».

Обычно в начале учебного года психолог занимается диагностикой набранных первых классов, составлением личных карт на первоклашек, проводит родительское собрание для родителей первоклассников, где рассказывает о результатах тестирование и отвечает на вопросы. Именно этим людям и этим детям сейчас нужна помощь – ведь они попали в совершенно новую среду и новый вид деятельности.

Попозже хорошо бы заняться пятиклашками – они тоже перешли в новую обстановку, из начальной школы в среднюю.

А еще попозже можно начать профориентацию среди старшеклассников – чтобы в течение всего учебного года они могли разобраться, к чему их тянет, к какой профессии есть способности, куда поступать и ходить на подготовительные курсы.

Как вырастить неудачника

Существует несколько достаточно распространенных постулатов, вбивание которых в голову ребенка в качестве основных поведенческих стратегий гарантированно сделает его неудачником:

1. Сильный должен уступить.

Правильно, если хотите, чтобы слабые помыкали вашим ребенком – вперед, пусть уступает. Но только в этом случае ни хорошей работы, ни красивой женщины (мужчины), ни других радостей жизни ему не видать, так как в этом случае ему придется все это уступить слабым, а самому довольствоваться тем, что останется. Видя такое дело, многие воспитанные уступать сами пытаются стать слабыми, чтобы и им хоть что-то досталось, но проигрывают и в этом, так как далеко не все родители стараются вырастить своих детей интеллигентствующими бесхребетниками. И другие, более адаптированные к жизни в нашем мире люди ничего им уступать за их слабость не будут.

2. Драка – не способ выяснения отношений.

– Драться нехорошо! – авторитетно заявляет припацифизднутая мамаша.

– Он первый лезет, – пытается оправдаться ребенок.

– Лезет – отойди.

Это ж надо додуматься: отойди… словно тот, кто лезет – дерево или куст. Лучше, наверно, только предложить ребенку сразу повеситься или кинуться под поезд, потому что уж лучше сдохнуть, чем всю жизнь отходить, когда кто-то лезет. Тем более что тот, кто лезет, может опять подойти. В результате «не дерись» всегда означает «отхватывай молча от всех, кто захочет тебя пнуть». И пинают с завидным постоянством. А чего не пнуть, если за это ничего не будет? Позже подобная философия переформулируется в «мы не должны опускаться до их методов», и воспитанные в этом духе начинают сбиваться вместе там, куда их заставляют отойти с праздника жизни, чтобы с гордо поднятой головой отсасывать все, что предложат те, кто отходить не привык.

Кто-то из гордо отсасывающих может, конечно, сослаться на книгу о парне, который учил подставлять вторую щеку. Только прежде, чем выдвинуть его на пост бога, его весьма жестоко грохнули, как грохнули и всех его ближайших последователей.

3. Девочек обижать нельзя.

Прекрасное добавление к двум верхним пунктам, если у вас мальчик. Может, тем, кто начитался всякой рыцарски-романтической хрени для умственно отсталых дебилов, в этом постулате и видится что-то возвышенно духовное, но только в реалиях нашего бытия этот принцип заставляет вашего мальчика безропотно сносить от девочек то, за что ему бы или другому мальчишке давно уже отрехтовали клюв. А девочки – тоже люди! И ведут себя по-людски, обставляя таких рыцарей в конкурентной борьбе, особенно в наш феминистический век. При этом рыцарей они в глубине души считают тряпками и вытирают о них ноги.

Почему же тогда эти киты будущих неудач столь популярны? Да потому, что нашлись люди, до которых дошло следующее золотое правило: Хотите, чтобы ваши дети преуспевали – воспитывайте неудачниками всех остальных.

А так, как людям в большинстве своем свойственно в качестве альтернативы какой-нибудь маразматической хрени принимать не менее маразматическую хрень, но с противоположным знаком, многие родители растят из своих детей неудачников второго типа.

Здесь постулаты такие:

1. Ты должен быть сильнее всех, и все должны понимать, кто самый сильный.

2. Драться надо всегда – иначе могут решить, что ты – чмо.

3. Бабы – это недочеловеки. Они должны подчиняться мужчине, и если ты не можешь заставить ее подчиняться, ты сам баба.

В результате вырастает быдлоидно-уголовный субъект (у меня рука отказывается писать слово «личность»). Несмотря на то, что таких много в бизнесе, политике и на государственной службе, в тюрьмах и на хреновых работах их еще больше. Но даже при бабле и власти такие экземпляры вряд ли чувствуют себя счастливо, да и расслабиться более чем на несколько минут в день в сортире наедине с собой они не могут себе позволить – расслабишься, и кто-то другой станет самым сильным.

Михай Чиксентмихайи «Поток»

c http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>lass=»article-image»>

Источник фото: psychologies.ru

Профессор психологии Чикагского университета Михай Чиксентмихайи разработал идею достижения наибольшей продуктивности, которую назвал потоком. В этом состоянии человек полностью сосредоточен на том, что делает, и испытывает от этого эмоциональный подъем.

Идея оказалась востребованной не только среди творческих людей, но и бизнесменов, заинтересованных в увеличении продуктивности своих сотрудников. Поэтому Чиксентмихайи сегодня один из наиболее цитируемых авторов.

В книге «Поток» автор доказывает, что состояние слияния с тем, что ты делаешь, доступна не только избранным. Это состояние, которого может достичь каждый человек при правильном подходе. Для этого необходимо определить свои жизненные приоритеты и четко сформулировать цели. Они и достижение контроля над тем, что происходит в жизни, помогут достичь желаемого состояния потока.

Перечисленные книги написаны простым языком и доступны даже неподготовленному читателю. Благодаря этому они стали популярными и востребованными во всем мире. Их рекомендуют специалисты тем, кто хочет ближе познакомиться с психологией человека.

2020-08-23

2020-08-23

2020-08-23

2020-08-23

2020-08-23

2020-08-23

2020-08-23

2020-08-23

2020-08-23

2020-08-23

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector