Информационное (сообщающее) обучение

По форме событийных ситуаций взаимодействия

Виды обучения можно различить исходя из структур общения людей в со-бытийных ситуациях. Перечень ситуаций исчерпывается следующими: опосредованное общение, общение в паре и общение в группе. В свою очередь, в группе могут быть две разные структуры взаимодействия её участников: «один говорит, делает — остальные слушают, наблюдают» (один общается с несколькими как с одним) и «каждый общается по очереди с каждым». Находящиеся рядом, но делающие автономную индивидуальную работу, группу не представляют.
Таким образом, имеют место только четыре следующих формы организации обучения (они названы В. К. Дьяченко базисными):

  • индивидуально-опосредованная форма обучения. Она соответствует опосредованному общению (индивидуальная работа обучающегося с учебным материалом, посредством которого он находится в ситуации общения с другим человеком);
  • парная форма организации обучения. Она соответствует взаимодействию в обособленной паре (результаты его не используются в других парах, то есть участники занятия не представляют собой группу);
  • групповая форма организации обучения. Она соответствует общению в группе, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем;
  • коллективная форма организации обучения. Она соответствует взаимодействию в группе, когда общение происходит в парах сменного состава.
В конце 20-го века вопросы организации учебной работы в парах оформились в технологию парного обучения.

Базисные формы являются «строительным материалом». В конкретных процессах обучения используется комбинация из этих четырёх видов обучения в различных пропорциях. Определённое сочетание базисных форм представляет собой «конкретную форму организации обучения», так же как из одних и тех же кирпичей строятся разные сооружения. Это сочетание бывает как простым, так и очень сложным.

Похожие термины:

  • технология обучения, ставящая своей целью организацию активности обучаемых. В процессе обучения моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности обучаемы

  • предполагает активизацию учебного процесса путем внедрения методов активного обучения. К ним относятся деловые игры, анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, проблемные и другие виды

  • обучение, при котором усвоение знаний идет путем последовательного выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций.

  • применение новых технологий обучения, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов

  • методика включения в учебный процесс глубокого и детального исследования реальной или имитированной ситуации, выполняемого для того, чтобы выявить ее частные и/или общие характерные свойства. Эт

  • (offline learning) – обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной сети.

  • (mobile learning, m-learning) – электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося.

  • формирование у обучающегося как можно более широкого и упорядоченного читательского кругозора на основе типа правильной читательской деятельности (Светловская н.н., 1993).

  • обучение, при котором приобретение новых знаний и умений осуществляется путем применения их к новой ситуации и представлений об аналогичных случаях.

  • организация обучения и воспитания детей с дефектами развития в различных типах специальных (коррекционных) образовательных учреждений в зависимости от характера и степени выраженности дефекта.

  • обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизич. развития в учреждения общей системы образования вместе с нормально -развивающимися детьми.

  • audiovisual education) – процесс развития личности с помощью и на материале аудиовизуальных средств (массовой) коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативны

  • одно из средств воспитания аномальных детей дошкольного возраста.

  • образование и профессиональная подготовка, ориентированные на трудоустройство. Литература: .

  • (online learning) – обучение с помощью информационно-телекоммуникационной сети.

  • метод преподавания, при котором ученики остаются относительно пассивными, а учитель полностью определяет ход и содержание урока при использовании незначительных учебных ресурсов.

  • определенным образом спроектированная организация процесса обучения, создающая условия для развития у обучаемых способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, само

  • система обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей. Б. о. применяется как один из альтернативных подходов наряду с орализмом (использование словесного языка, преимущественно в устной форм

  • разработанная в Америке система обучения математике в начальных классах, когда индивидуальные занятия сочетаются с организацией работы учащихся в малых группах.

  • форма организации производственного обучения, основой которого является обеспечение взаимосвязи трудовой деятельности обучающихся, с одной стороны, а с другой — взаимосвязи обучающихся между с

Дистанционное обучение — метод обучения вне рабочего места

Дистанционное обучение (eLearning) используют практически все крупнейшие мировые компании. Среди них Honeywell, Johnson & Johnson, Microsoft, Adidas, «Газпром», «Яндекс». Весь мировой рынок онлайн-образования оценивается в $165 млрд, а к 2023 году, по прогнозу Global Market Insights, он вырастет до $240 млрд, — и это консервативный прогноз. Как проходит обучение?

Компании открывают в онлайне учебный портал и загружают туда материалы: книги, видеоуроки, регламенты, презентации по продуктам, электронный курсы. У каждого сотрудника есть логин и пароль. Они могут в любой момент зайти на портал с компьютера, планшета, смартфона и изучить нужный материал, а после пройти тест. Руководитель обучения по отчетам видит, сколько времени «ученики» тратят на уроки, какие курсы изучают больше всего и какие ошибки допускают в тестах.

Преимущества Недостатки
Расширенный охват. Одновременно можно обучать сотрудников из нескольких филиалов. Расширение штата. Чтобы управлять учебным порталом и создавать электронные курсы понадобятся дополнительные специалисты.
Общая база знаний. Все учебные материалы хранятся в одном месте. Доступ к ним есть у каждого сотрудника компании.  
Единый стандарт обучения. У сотрудников из Челябинска и Краснодара одинаковая «закалка», т.к. они учатся по одной программе.  
Аттестация на автомате. Собрав электронный тест, можно провести срез знаний сразу во всех филиалах. Тратить время на обработку результатов не придется. Система учебного портала сделает это автоматически.  
Сокращение издержек. Бизнес-тренерам больше не нужно объезжать филиалы и читать лекции. Всю необходимую информацию сотрудники получат на портале. А значит не придется тратить деньги на перелет, гостиницу и  командировочные для тренеров.  
Мобильное обучение. Все материалы можно открыть с планшета или телефона в любое время. Знания всегда под рукой.  
Вариативность. Лекции, вебинары, игры, тесты, программы — дистанционное обучение позволяет подобрать наиболее удобный для сотрудников формат.  

Подробнее о преимуществах  eLearning и его особенностях вы можете прочитать в статье «Дистанционное обучение в организации: стратегия запуска».

Основные типы средств

Современный образовательный процесс вообще сложно себе представить без задействования каких-либо дополнительных средств обучения, поскольку современные дети практически не усваивают информацию, которая была подана только в виде устной речи. Тем более, задействовав дополнительные средства, учитель может активизировать чуть-ли не все типы памяти детей, что оставляет положительную отметку на усвоении материала. Итак, сейчас выделяют материальные и идеальные средства обучения.

К первым относятся различные физические объекты, которые может использовать учитель во время подачи материала. Ко второй группе относятся те знания и умения, которыми уже обладает аудитория и активно использует их, чтобы получить и узнать что-то новое.

Это разделение считается весьма условным, поскольку типы могут меняться местами, это происходит в зависимости от того, в какое время был задействован тот или иной тип. Кроме этого, средства обучения делят еще и по такому принципу:

  • есть средства, которыми чаще пользуются ученики, чтобы самостоятельно получить новые знания или же подготовиться к уроку;
  • есть такие средства, которые, наоборот, используются учителями для того, чтобы преподнести материал, который таким образом будет усваиваться куда лучше.

Почти школа

Виды обучения детей могут включать в себя что-то похожее на реальную школу. Иначе говоря, это подготовительные школы. Обучение здесь намного отличается от детского сада.

В отличие от садиков, малышам не нужно целый день находиться на территории учебного заведения: родители приводят своих деток на несколько часов на занятия, после чего благополучно забирают их домой. В это время ребята в игровой форме получают необходимые знания. При всем этом помещение, где они занимаются, напоминает школьный класс. Пожалуй, это наиболее подходящее начальное обучение для детей, которые не пошли в детский сад. Ребенок не станет ощущать себя брошенным, как часто бывает с детками из садиков. Тем не менее кто-то должен вовремя забирать малыша с занятий. Пожалуй, это единственный минус такого обучения.

Объяснительно-иллюстрационное обучение

Если рассматривать со стороны педагогики виды обучения и их характеристику, то можно заметить, что плавно на смену догматическому пришло объяснительно-иллюстрационное обучение. Здесь учителя не просто рассказывали заученный текст, но еще и приводили наглядный материал, чтобы информация усваивалась лучше. Всем известный Я. А. Коменский стал основоположником такого вида обучения.

Цель его заключалась в том, что ученики должны были не просто заучить материал, но и умело применить его на практике. То есть, на этом этапе уже происходило активное усвоение умений и навыков. Такой вид обучения используется по сегодняшний день, однако он не входит в число наиболее эффективных. На подобных уроках учителя подготавливают хороших исполнителей, однако абсолютно не развивают творческих навыков у детей

Ведь здесь учителю важно только то, чтобы дети усвоили материал и запомнили его

Характерные черты

Что представляет собой догматическое обучение? Характеристика способа обучения и воспитания, созданная в Средневековье, считается вариантом церковно-религиозного обучения. Оно предполагает механическое запоминание услышанного текста, его дословное воспроизводство.

Догматическое обучение — это усвоение знаний без их осознания и понимания, оно не предполагает использования полученных знаний на практике. Данный тип обучения в определенной степени способствует развитию механической памяти, но он не предполагает развития интеллектуального потенциала отдельной личности, не готовит ребенка к жизни в обществе.

Подобная образовательная система не способствовала выявлению талантливых и творческих детей, поэтому нуждалась в переработке и модернизации. Такой тип обучения позволяет в некоторой степени развивать механическую память, но он не способствует созданию условий для интеллектуального развития потенциала личности, не гарантирует подготовки ребенка к практической жизни на базе приобретенных им навыков и знаний.

Условия высокоэффективного образовательного процесса

Во время образовательного процесса должны быть созданы условия эффективного обучения.

Подумайте об отношениях между учителем и учеником. Это взаимодействие оказывает большое влияние на обучение, а также на «климат в классе»

Важно создать классную среду, которая «постоянно требует большего», подтверждая при этом самооценку учащихся. Успех должен быть приписан усилию, а не способности

Немаловажную роль играет управление поведением. Казалось бы, это не так важно, как знание предмета и обучение в классе, однако поведение — это мощный фактор, способствующий успеху учителя. Но управление классом – включая то, насколько хорошо учитель использует время урока, координирует ресурсы класса и управляет поведением, отмечается как исключительно важное условие эффективного обучения. Правильные отношения с коллегами и родителями. Профессиональное поведение учителя, включая поддержку коллег и общение с родителями, также оказывает умеренное влияние на эффективный процесс обучения учащихся.

Онлайн-образование и НКО

Онлайн-обучение доказывает свою состоятельность как инструмент для НКО (некоммерческих организаций — прим. ред.): как способ продвижения миссий, вовлечения целевых групп, обучения сотрудников.

В прошлом году исключительный проект запустил итальянский университет International Telematic University UNINETTUNO — единственный в мире, где преподавание ведется на пяти языках. На его базе был создан портал «Образование без границ». С его помощью мигранты и беженцы могут подтвердить свои дипломы, продолжить обучение или записаться на профессиональные или языковые курсы.

eLearnAfrica — социальный проект, запущенный в 2016 году. Эта бесплатная МООК-платформа нацелена на облегчение доступа к образованию для африканских студентов. Siyavula — южноафриканская компания, занимающаяся разработкой учебных онлайн-материалов категории «К-12».

Я начале года гомпания HeyPayless сообщила о запуске принципиально новой игровой платформы онлайн-обучения Dyslexia Dragon, специально созданной под нужды детей с дислексией.

Чтение по теме: «Как создать онлайн-курс для НКО»

НКО используют онлайн-обучение для повышения информированности аудитории о проблемах, на борьбу с которыми направлена деятельность организации. МООК-платформа Женевского центра аутизма работает уже много лет, на ней размещены курсы, посвященные особенностям аутизма. В 2015 году Amnesty International на базе edX запустила курс по основам прав человека.

МООК могут служить тренажерами, симуляторами, бесконечным источником информации для НКО и гуманитарных работников, как NGO Academy или Agora ЮНИСЕФ. Или австралийская МООК-платформа BloodSafe, нацеленная на подготовку медицинских работников к безопасному переливанию, забору и хранению крови. Все курсы на ней бесплатные.

Множество курсов на русском языке предлагает программа Восточного партнерства ЕС. У Global Health Learning Center есть бесплатные онлайн-программы по вопросам здравоохранения. Save the Children разработала свой курс по адвокации, а Всемирное антидопинговое агентство буквально на днях запустило антидопинговую платформу онлайн-обучения.

Традиционный подход к образованию изменится в сторону полной геймификации, гибкости и использования новейших технологий для лучшего и более полного усвоения получаемых знаний.

Офлайн-формат останется в нишах, где для освоения новых навыков присутствие схемы «учитель — ученик» строго необходимо. В остальном уже сейчас понятно, что онлайн-образование выигрывает по многим параметрам: доступность, гибкость, демократичность, универсальность.

Читать ещё: «Как найти работу с дипломом Нетологии и нулевым опытом»

Однако остаются нерешенными проблемы качества и актуальности материалов и экспертности преподавателей — хотя, такие же проблемы (даже в более остром виде) стоят и перед традиционным образованием. Время покажет, как эволюционирует сфера обучения, а пока мы лишь можем наблюдать за тенденциями.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Формы получения образования в организации

В государственных или традиционных частных школах можно выбрать одну из трёх форм обучения: очную, очно-заочную или заочную. Перейти на любую из них можно как в начальных классах, так и среднем и старшем звене.

Что такое очная форма обучения

На очной форме обучения ребёнок пять-шесть дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. На юридическом языке это называется «находиться в контингенте образовательной организации».

В идеале школьник, как промокашка, впитывает знания и мудрость учителя, а на переменах весело проводит время с одноклассниками. В жизни многие родители недовольны качеством школьного образования, а дети сталкиваются с буллингом.

Очная форма обучения подойдёт, если:

  • ребёнку нравится ходить в школу, он не мыслит себя без своего класса;
  • вы не можете уделять образованию ребёнка много времени и ресурсов;
  • ребёнок не привык к дисциплине и нуждается в жёстких рамках извне.

Вариацией очного является надомное обучение. Его организуют для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы

Обратите внимание: вариацией, но не самостоятельной формой обучения

Что такое очно-заочное обучение

На очно-заочном обучении ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестовываться он обязан вместе с классом: если сегодня пишут контрольную, надо присутствовать.

Школы переводят детей на очно-заочное обучение неохотно и довольно редко. Во-первых, из-за лишних хлопот для учителей, а во-вторых, дабы не создавать прецедентов. «Почему Петрову можно не ходить в школу, а мне нельзя?!»

Очно-заочная форма обучения подойдёт, если:

  • ребёнок легко по учебникам, без помощи педагогов, осваивает программу;
  • вы хотите, чтобы у ребёнка было немного больше свободного времени, но не терялась связь со сверстниками;
  • спортивный или творческий график ребёнка не совпадает со школьным.

Заочная форма обучения

На заочной форме обучения ребёнок не ходит в школу и осваивает программу своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-ресурсов. Но он находится в контингенте школы, а значит, нельзя менять программу, перескакивать через классы, и придётся придерживаться графика аттестаций.

Правда, контрольные можно сдавать дистанционно: через сайт школы или, например, по Скайпу. В законе это называется «реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Иными словами, дистанционное обучение не является его самостоятельной формой, это лишь способ организации учебного процесса. 

Государственные школы неохотно переводят учеников на заочную форму обучения

Ведь юридически при получении образования в школе (неважно в какой форме) ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят с учителей. 

Заочная форма обучения подойдёт, если:

  • ребёнок прекрасно осваивает программу сам;
  • семья часто переезжает или много путешествует;
  • ребёнок профессионально занимается спортом или творчеством.

§ 8. Проблемное обучение

Действия учителя Действия ученика
1. Создает проблемную ситуацию Осознает противоречия в изучаемом явлении
2. Организует размышления над проблемой и ее формулировкой Формулирует проблему
3. Организует поиск гипотезы – предположительного объяснения обнаруженных противоречий Выдвигает гипотезы, объясняющие явления
4. Организует проверку гипотезы Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д.
5. Организует обобщение результатов и применение полученных знаний. Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания

Достоинства Недостатки:

Наглядные методы обучения

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ студентам иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и др.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

  • применяемая наглядность должна соответствовать возрасту студентов;
  • наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы студенты могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
  • необходимо четко выделить главное, существенное при показе иллюстраций;
  • детально продумать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
  • демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
  • привлекать самих студентов к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрируемом устройстве.

Среднее профессиональное образование

Поговорим о данном виде обучения. Такое образование можно получить в колледжах. Так, после 9 или 11 класса любой выпускник может подать заявление в учебное заведение и быть в него зачисленным. Обучаются там несколько лет. После окончания колледжа ребята получают диплом о среднем профессиональном образовании и могут быть зачислены в ВУЗ, обычно даже не на первый курс, а как минимум на второй-третий.

К подобному виду получения знаний обычно относятся скептически. Всему виной стереотипы, согласно которым, ребенок должен окончить 11 классов обучения в школе, после чего поступить в институт, отучиться там, получить диплом и работать. Среднее профессиональное образование же считают уделом неучей. Это неправильно. Кроме того, в некоторых случаях среднее профессиональное образование бывает даже лучшим вариантом. Так, во время обучения в ВУЗе у студентов нет возможности полноценно работать и получать опыт, который необходим для приема на работу. В итоге выпускники университетов остаются с «бумажкой» и без работы. Среднее профессиональное образование же позволяет закрепить полученные знания на практике, да еще и предоставляет ценный опыт работы.

Смешанное обучение – будущее России?

В числе первых подключившихся к онлайн-эфиру стала депутат Госдумы Лидия Антонова, которая также является членом Президиума Российской Академии образования. Она заметила, что если ранее дистанционное обучение считалось дополнительным, то сегодня оно переходит в разряд традиционных.

Доктор педагогических наук констатирует, что сегодня есть даже «конкурентные группы, которые борются за свою электронную платформу» по образованию. Антонова призналась, что ей в рамках текущей ситуации нравится подход смешанного обучения в школах и вузах. По его словам, Россия может прийти к такому виду обучения.

Объяснительно-иллюстративное обучение

Рассматривая догматическое обучение, остановимся на объяснительно-иллюстративном варианте обучения. Его основной целью является передача и усвоение знаний, их практическое применение. Часто данный метод именуют пассивно-созерцательным способом обучения. Учитель старается изложить учебный материал с использованием иллюстративных и наглядных материалов, обеспечить усвоение его на основе воспроизводства и использования для разрешения практических задач.

Объяснительно-иллюстративный вариант обучения обладает следующими особенностями:

  • преподаватель рассказывает своим ученикам какую-то информацию, поясняет суть процессов, явлений, правил, законов с применением иллюстративного материала;
  • ученики сознательно усваивают эту долю знаний, воспроизводят ее на осознанном уровне, применяют их в разных видах в реальных жизненных ситуациях.

Новый этап

Все знакомы со школой. Это еще один важный этап процесса обучения. Здесь уже нет игр и прочих ребячеств: дети должны более серьезно подходить к предметам. Кроме того, в современном мире все большую популярность набирает тенденция проводить экзамены уже с первого класса. Два раза в год малыши и подростки должны сдавать предметы, которые они изучали.

Однако школа предполагает разные виды форм обучения. О них знают далеко не все, да и большинство родителей не одобряет нестандартные подходы. Итак, какие еще могут быть виды обучения в школе?

Первый, привычный нам способ получения знаний в школе, — очный. Дети должны посещать занятия, проводимые по расписанию, а дома выполнять домашние задания. Ученикам нельзя пропускать уроки и следует принимать участие в школьной жизни. Время от времени ребята будут писать проверочные и контрольные работы, сдавать рефераты. Особенно неудобным такое обучение бывает для учащихся средних и старших классов школы. Ведь вторая смена заканчивается приблизительно в 7 часов вечера, а начинается в обед. День получается разорванным и коротким.

Второй способ — это обучение на дому. К сожалению, не во всех школах есть такая возможность. Во время домашнего обучения школьник должен писать контрольные и проверочные работы, а также сдавать все рефераты и домашние задания. Но необходимости в посещении уроков у него нет, так как весь процесс обучения проходит дома. Это можно назвать своеобразным самообразованием, которое регулируется школой. Такая форма обучения получает негативную оценку многих родителей, так как ребенок, по их мнению, все время сидит дома. На самом же деле обучение на дому признано более эффективным методом получения знаний, нежели очная форма. Особенно это заметно у деток, обладающих хорошей усидчивостью.

Поднять зарплату учителям

Модератор дискуссии спрашивал всех гостей онлайн-эфира, не стоит ли установить надбавки для учителей по аналогии с врачами. В свою очередь, депутат Антонова подчеркнула, что нынешняя ситуация прибавила учителю работы, которую раньше он не выполнял в жестком режиме до этого.

Ильяс Тааев сообщил, что с такой просьбой в профильное ведомство никто не обращался, но все стимулирующие надбавки сохранились.

Председатель комитета Совфеда по науке, культуре и образованию Лилия Гумерова также допустила возможность увеличения зарплат для учителей, но не всех.

Актриса и председатель благотворительного фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматова считает, что медицина и образование должны быть приоритетами в России, и в любой стране, которая считает себя цивилизованной.

Сократическая беседа

Самым известным видом систематического обучения является обучение посредством постановки во время диалога наводящих вопросов, которые помогают находить истину. Этот вариант обучения и воспитания использовался древнегреческим философом Сократом, а потому был назван методом сократической беседы.

Подобное воспитание и обучение является противоположностью догматического подхода.

Сократ считал основной задачей наставника пробуждение глобальных душевных сил своих учеников. Его беседы были направлены на то, чтобы оказать помощь «самозарождению» в сознании воспитанников истины.

Беседа-диалог состояла из двух частей. На первом этапе образовательного процесса Сократ серией вопросов побуждал своих воспитанников находить истину. Ученик должен был увидеть и осознать проблему там, где ему до этого все казалось понятным и простым.

При раскрытии противоречий устранялось мнимое знание, а беспокойство, в которое вводился ум, вызывало мысль о поиске настоящей истины.

Вторая часть беседы стала называться «майевтикой». Это слово в буквальном смысле означает « повивальное искусство». Ученика с помощью правильно сформулированных вопросов приводили к осознанию положений, что являются истинными.

В процессе поиска истины наставник и ученик находятся в одинаковых условиях. В качестве одного из достоинств Сократа как учителя было его отталкивание из того, что ученик понимал свою ограниченность, что способствовало побуждению его к самостоятельному мыслительному процессу.

В настоящее время сократическую беседу активно используют в рамках постановки и решения проблем во многих учетных дисциплинах, а также при необходимости выбора конкретных решений.

Четкие цели урока

Стратегии для обеспечения эффективного обучения на основе фактических данных включают в себя следующие пункты:

  • Цели. Решающее значение имеет то, что, по вашему мнению, должны узнать учащиеся во время каждого урока. Четкие цели урока помогают вам и вашим ученикам сосредоточиться на каждом аспекте вашего урока, на том, что важнее всего.
  • Показать и рассказать. Как правило, вы должны начинать свои уроки со своего рода шоу, представления и рассказа. Проще говоря, рассказ включает в себя обмен информацией или знаниями с вашими учениками. После того, как вы ясно сообщили о том, что вы хотите, чтобы ваши подопечные знали и были в состоянии рассказать к концу урока, вы должны сказать им, что они должны знать, и показать им, как решать задачи, которые вы хотите, чтобы они были в состоянии решить. Вы не хотите тратить весь свой урок на то, чтобы дети слушали вас, поэтому сосредоточьтесь на своем шоу и расскажите, что важнее всего.

Обучение на практике

Обучение на практике или обучение действием (action learning) — это активная форма обучения навыкам, необходимых в работе. Метафора: «Обучение в боевых условиях». Отличительной особенностью метода является то, что участники сразу решают свои актуальные задачи с помощью необходимых знаний. В связи с этим возникает ряд преимуществ. Участникам не приходится переносить знания и умения, полученные в учебных условиях на реальную ситуацию. Кроме того, происходит одновременное усвоение новых знаний и решение значимых задач

Наставничество — это одна из форм обучения на рабочем месте для вновь принятых или переведенных на другую должность работниками, акцент в которой делается на практическую составляющую. В процессе наставничества более опытный и квалифицированный сотрудник организации передает своему подопечному (наставляемому, обучаемому) знания и навыки, необходимые тому для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. Иными словами наставничество направлено на развитие прикладных профессиональных компетенций человек, а также на социокультурную адаптацию в коллективе.

Стажировка — это обучение в процессе деятельности, которое предусматривает изучение лучшего отечественного и зарубежного опыта, обретение практических умений и навыков относительновыполнения обязанностей на занимаемой должности или на должности высшего уровня. Стажировка полезна тем, что позволяет попрактиковаться и получить обратную связь. В ТБМ стажировки применяются не так часто и используются они, чаще всего, для обмена опытом руководителей подразделений.

Участие в проектах — процесс обучения действием состоит из обучения через проживание ситуаций, решения проблемных и креативных задач, получения соответствующих знаний, направленной групповой обучающей работы.

Основными характеристиками метода являются:

— Сосредоточенность на обучении через делание

— Групповая работа

— Принятие командных решений

— Формализация результатов (презентации, материалы).

В ТБМ, чаще всего, обучение на проектах применяется для подготовки кайдзен-менеджеров. 

Заключение

Догматическое образование долгое время оставалось единственным вариантом формирования знаний у школьников. Подобная форма обучения не позволяла педагогам выявлять талантливых и одаренных детей, подбирать эффективные способы их воспитания и развития. Для решения подобной проблемы в отечественной педагогике были проведены существенные реформы. На смену догматическому образованию пришел личностно-ориентированный подход и проблемное обучение.

В основе последнего метода обучения лежит идея психолога С. Л. Рубинштейна о варианте развития сознания человека путем разрешения познавательных проблем, которые содержат противоречия. Суть проблемного обучения заключается в постановке педагогом и решении школьником проблемной задачи, вопроса, ситуации.

Специфика методики в том, что в отличие от догматической формы при проблемном подходе знания не предоставляются в готовом виде, они формируются самими школьниками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector