Перевернутое обучение: плюсы и минусы

Необходимость применения

В чем состоит ценность методики «Перевернутый класс»? Во время проведения обычных уроков ученикам не всегда удается понять то, что они слышат от учителя. Школьники не могут взять паузу и обдумать сказанное. В связи с этим они порой упускают самые важные моменты.

Совершенно другое дело — видеолекция, предлагаемая методикой «Перевернутый класс». Использование информационных носителей дает возможность полностью контролировать для себя подачу новой темы. При желании обучающиеся просматривают ее и перематывают, по мере необходимости, назад или вперед. Подобная возможность особенно актуальная для детей, имеющих некоторые физические ограничения.

Преимущества метода

В чем заключаются плюсы уроков «Перевернутого класса»? К основным преимуществам модели относят:

  • наличие у педагогов большего времени для оказания помощи обучающимся и объяснения им тех разделов, которые вызвали затруднение при самостоятельном изучении;
  • обязательное выполнение домашнего задания всеми школьниками, так как практическая его часть будет сделана в классе при поддержке учителя;
  • отсутствие смущения и неловкости у детей, которым необходимо просмотреть один и тот же материал по несколько раз для того, чтобы окончательно разобраться в нем (ученики записывают возникшие дома вопросы, а в школе учитель разбирает их дополнительно);
  • возможность для педагога организовать свою деятельность на более качественном уровне, вовлекая детей на уроке в различные виды работ;
  • использование возможностей Интернета, которые позволяют больше общаться с детьми, что способствует у учащихся формированию ответственности за свое образование, развитие критического мышления, а также интеллектуальных способностей.

Помимо этого, инновационная технология позволяет выработать у учеников те качества, которые просто необходимы человеку 21 века в учебе, в работе и в жизни. Среди них:

  • новаторство и творческий подход;
  • способность решать возникшие проблемы;
  • сотрудничество и коммуникабельность;
  • информационная грамотность;
  • способность к адаптации в любых ситуациях;
  • гибкость ума;
  • грамотность в ИКТ;
  • самостоятельность и инициативность;
  • ответственность и лидерство.

Видео для прогульщиков

Само понятие «перевернутое обучение» появилось в 2007 году. В одной из сельских американских школ, ученики которой часто пропускали занятия, два учителя химии стали готовить видеоуроки для прогульщиков – чтобы не тратить время занятий на повторное объяснение пройденных тем. В результате эти записи стали использовать и те, кто уроков не пропускал, а общая успеваемость стала лучше. 

Когда речь идет о средней школе, под перевернутым обучением обычно понимают именно просмотр коротких видеолекций дома, а закрепление знаний и отработку практических навыков в классе – в форме групповой, творческой, проектной работы. Сильно упрощая, можно сказать, что классная и домашняя работа как бы меняются местами – отсюда «перевернутость». И хотя идея самостоятельного изучения нового материала не нова, перевернутое обучение в его современном виде стало возможным совсем недавно благодаря развитию информационных технологий. 

Есть и варианты сложнее – например, когда учащиеся сами ищут теоретическую информацию по теме. Это похоже на привычный для российских вузов формат семинара, к которому все студенты в группе готовятся по одному списку вопросов, а не делят их между собой. 

Смешанное обучение

Эта технология используется педагогами всего мира уже более 10 лет. Смешанное обучение, примененное на практике, позволяет:

  • расширить возможности получения знаний учащимися за счет гибкости педагогического процесса и его доступности, учитывающего индивидуальные качества ребенка, в том числе его ритм и темп освоения новой темы;
  • сформировать у школьника активную позицию, повысить его мотивацию, социальную активность и самостоятельность;
  • трансформировать роль педагога, перейдя от пассивной трансляции новых знаний к интерактивному общению с учениками;
  • персонализировать и индивидуализировать процесс изучения материала.

Недостатки методики

Как видим, идея перевернутой модели обучения довольно проста. Однако внедрение этой педагогической технологии потребует тщательной подготовки. В противном случае никакого положительного эффекта от ее применения не будет. Преподавателю нужно быть готовым тратить много времени и усилий на запись видеолекций. При этом ему необходимо организовать свою деятельность таким образом, чтобы классное и внеклассное обучение детей составляло единое целое. Лишь в этом случае школьники поймут основной принцип данной технологии и будут мотивированы на подготовку к занятиям на уроке.

Некоторые нарекания по поводу перевернутых уроков поступают и от школьников. Они бывают недовольны потерей очных объяснений тем. Многие дети не сразу объективно оценивают практическую часть метода. Они умаляют его значение, неверно полагая, что такое же обучение им доступно и в результате простого поиска в Интернете. Тот, кто привык слушать на уроке изложение новой темы, вполне может быть неактивен на уроке, предполагающем проведение практических занятий.

Из недостатков методики можно выделить также тот момент, что порой индивидуальное оборудование школьника не может позволить с нужным качеством принимать, а также просматривать видеолекцию.

Развеиваем мифы

Иногда модель перевернутого класса винят в ослаблении роли учителя

На самом же деле переход к этой модели открывает путь к повышению важности роли учителя в обучении. Высвобожденное за счет пре-водкастинга время учитель может тратить на более сложные профессиональные задачи – закрепление и углубление знаний, полученных учениками самостоятельно

Перевернутый класс часто путают с дистанционным образованием. Отличие лежит на поверхности – время классной работы «лицом к лицу» остается без изменения, принципиально меняется лишь ее содержание.

Другие критики перевернутого класса утверждают, что эта модель ухудшает традиционный аспект образования из-за невозможности оперативно задать вопросы лектору. Защитники модели отвечают, что потребность в таких вопросах снижается за счет дополнительных возможностей, появляющихся при использовании LMS:

  • непонятное место видеолекции можно пересмотреть сколько угодно раз; можно обратиться к справочнику FAQ (часто задаваемые вопросы);
  • можно задавать вопросы другим ученикам с помощью модуля дискуссии в LMS (здесь дополнительно включаются механизмы социальной теории познания);
  • можно отправить вопросы учителю через встроенную электронную почту, чтобы получить разъяснения на предстоящем занятии в классе.

Несмотря на критику, спустя десятилетие своего существования популярность модели перевернутого обучения продолжает расти. Это подтверждается диаграммой, полученной с помощью Google Trends. В качестве ключевых терминов используются Flipped Class и Flipped Learning.

Снять нагрузку с родителей

Лариса Юровская

Лариса Юровских, заведующая учебно-­методическим центром электронного обучения и технологического сопровождения Института развития образования Омской области.

«У нас в Омске смешанное обучение реализуется. Может быть, не все знают, что это именно оно. Кто-то использует его элементы. Популярна сейчас технология «Перевёрнутый класс». Либо используется технология формирующего оценивания. Вот у нас есть стандартизированное оценивание — это когда уже имеется результат, а формирующее — когда в канун контрольных мы начинаем работать с детьми и смотрим, где у них есть проблемы.

Родители хотят, чтобы ребёнок меньше их трогал. Например, у него задание посмотреть обучающее видео, там родитель не нужен, а отработать домашнее задание школьник должен в классе. С родителя мы снимаем нагрузку».

Заблуждение первое

О том, что перевёрнутое обучение является составной частью смешанного обучения. Вовсе не обязательно. Смешанное обучение, как известно,  предполагает образовательный подход,  совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) и онлайн обучение. Это своего рода рамочная технология, предполагающая различные формы онлайн обучения. И, прежде всего, в режиме онлайн предполагается контроль педагога, самоконтроль обучаемого за процессом усвоения учебного материала.

В свою очередь перевёрнутое обучение — чётко прописанная система активного обучения, где освоение нового учебного материала делегируется, прежде всего, обучаемым. Учитель создаёт для этого все необходимые условия. Прежде всего, это касается тщательного отбора контента. Иногда перевёрнутое обучение рассматривают как одну из форм смешанного обучения.

Всё по QR-коду

Первыми забеспокоились педагоги со стажем. Часто ведь приходилось родителям слышать произнесённые с огромной гордостью слова: «Я работаю в школе 30 лет» или «Я помню ещё вашу маму». Родители сейчас смотрят на такую даму с подозрением: а на каком уровне будет общаться этот учитель с нынешними продвинутыми детьми? Они с самого детства на ты с компьютерами, айфонами, айпадами и прочими IT-новинками.

Статья по теме

Хорошо любить читать! Как привить ребёнку любовь к книге?

Работать по системе «Перевёрнутый класс» можно и без Интернета. Большой объём информации можно закодировать. Для этого используют двухмерный штрих или QR-код. Россияне начали постепенно привыкать к нему. Этот небольшой узор в углу распечатки квитанций по оплате коммунальных платежей, на товарах или сайтах может сэкономить время, избавить от перепечатывания длинных ссылок или хотя бы разнообразить рутину. Но заговорили в обществе о QR-коде после выхода в эфир шоу «Удивительные люди» с участием мальчика, который в уме расшифровывал информацию, напечатанную на футболках. Перед ним стояли 20 статистов, на узоре был зашифрован возраст и имя человека, но три пары поменялись одеждой, и нужно было обман разгадать. Владислав Шипулин из Новосибирска справился с заданием за несколько минут. Способность расшифровывать информацию с QR-кодов достигнута им путём усердных занятий. Его мама рассказывала, как Влад исписывал вычислениями тетрадку, чтобы получить одну только букву.


Как обеспечивают безопасность в омских школах?
Подробнее

Задано устно – значит, не задано

Даже в самом простом варианте перевернутое обучение требует от студентов и школьников самостоятельности и вовлеченности. Тут уже нельзя рассчитывать, что материал будут «разжевывать» или хотя бы поставят плюсик за присутствие на лекции, даже если ее содержание пропущено мимо ушей. 

Неудивительно, что «перевернуть» обучение в условиях российской системы образования не самая простая задача. Значительная часть школьников и студентов в принципе не умеет работать самостоятельно. Поэтому новая модель может оказаться полезной сильным и мотивированным ученикам, а слабые, лишившись постоянной поддержки педагога, будут отставать еще больше. 

К тому же привычка к традиционной домашней работе вырабатывает у школьников рефлекс: «задано устно – значит, не задано». А за робким «я учил» или «я читал» часто скрывается полное отсутствие знаний. Здесь в какой-то степени может помочь использование обратной связи: есть вопросы – напиши учителю. Другой вариант – введение входного контроля: к аудиторным занятиям допускаются только те, кто прошел короткий письменный тест по теоретическому материалу. 

Роль ученика

Перевернутое обучение предполагает изменение функций не только преподавателя. Затрагивают подобные процессы и школьников. Ведь при традиционной системе получения знаний они являются пассивными участниками процесса, так как материал подается им в уже готовом виде. Использование перевернутой модели возлагает на плечи детей большую ответственность. При этом они получают стимул к экспериментированию.

Так, порой деятельность на уроке возглавляется самими школьниками, а общение учеников класса между собой становится движущей и определяющей силой прогресса, позволяющего получить знания посредством применения практических навыков. Особенно эффективно использование перевернутого обучения при стремлении педагога сместить приоритеты от обычной подачи материала до работы ученика над его совершенствованием.

Ключевые понятия методики

Обучающая технология «Перевернутый класс» использует термины «водкаст», «подкаст» и «пре-водкастинг». Они и являются ключевыми понятиями данной методики.

Подкаст — звуковой файл. Автор, создавший такую аудиолекцию, рассылает ее по подписке, используя сеть Интернет. Получателям можно скачать подкасты на свои персональные мобильные или стационарные устройства. Возможно также прослушивание лекций в режиме онлайн.

Водкаст представляет собой такой же продукт, как подкаст, только уже с видеофайлами.

Пре-водкастинг является образовательным методом, применяя который школьный учитель создает водкаст с записью своей лекции. Это позволяет учащимся ознакомиться с темой еще до начала занятия, на котором она будет рассмотрена. Стоит отметить, что пре-водкастинг является первоначальным названием методики перевернутого класса.

Видеолекции в учебном процессе порой применяются с использованием специально разработанного для этих целей программного обеспечения, а именно:

  1. CMS. Эту систему используют для создания и дальнейшего управления содержанием учебного материала.
  2. LMS. Это система дистанционного обучения, обеспечивающая доступ школьника к учебному материалу, а также организацию горизонтальных и обратных связей.

Использование модели обучения «Перевернутый класс» способно найти свое применение именно благодаря доступности Интернета, в котором всегда можно просмотреть видео с новым материалом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector