Обучение чтению дошкольников

Содержание:

Тест на готовность

Еще один вариант для оценки готовности ребенка к чтению — тест. Пройдите его вместе с дошкольником, на некоторые вопросы ответьте сами. Каждый положительный ответ оценивается 1 баллом, отрицательный — 0 баллов.

  1. Дошкольник любит, когда ему читают?
  2. Внимательно слушает чужое чтение?
  3. Может пересказать услышанный текст?
  4. Любит самостоятельно рассматривать книгу?
  5. Содержание интересует детсадовца больше, чем картинки?
  6. Изображает ли дошкольник чтение? Например, раскрывает любимую сказку и пересказывает ее с выражением и демонстративно водит пальчиком по строчкам?
  7. Ему больше нравятся игры с книгами, изучение азбуки, чем просмотр мультиков?
  8. Мастерит ли дошкольник игрушечные книжки или журналы (комиксы) из подручных материалов?
  9. Детские книжки хранит и рассматривает аккуратно?
  10. У малыша обширная лексика?
  11. Чаще говорит полными, развернутыми предложениями?
  12. Знает большое количество небольших стихов, сказок, песенок?
  13. Может подобрать слово на заданную букву? Например, скажи слово, которое начинается на М (подставьте любую фонему).
  14. Знает алфавит, если нет, хочет выучить буквы?
  15. Если знаком с буквами, пытается сам соединить их в слоги?
  16. Хорошо проговаривает все звуки?
  17. Может понять, чем отличаются слова РАК и МАК?
  18. Просит научить его читать?

Суммируйте баллы, ознакомьтесь с результатами:

0–5 очков

Учиться читать вашему малышу рано.

Это не интересует его в силу возраста, темперамента. Если дошкольнику меньше 5 лет, расстраиваться, тревожиться не стоит, это нормально. Детей после 5 лет с таким результатом тестирования нужно начинать приучать к книгам, заинтересовывать, увлекать картинками, потом содержанием. Придумайте игру со сборниками сказок, чаще читайте крохе перед сном сами.

6–12 очков

Стремление к самостоятельному чтению неустойчивое

Обратите внимание на домашнюю библиотеку, сходите в книжный магазин вместе. Покупка интересного сборника сказок, рассказов с яркими картинками помогут проявить инициативу в большей степени

Ваша задача — уделять чтению больше времени, зажигать интерес к сюжету, технике словосложения. Например, не дочитывать до конца, останавливаться в момент развязки и сетовать, что читать он сам пока не может, поэтому узнает концовку только завтра.

13–18 очков

Поздравляем! Ваш ребенок готов к чтению полностью, ждет новой информации, хочет получать ее в большом объеме с помощью книг, читая самостоятельно. Откладывать обучение не нужно, начните прямо сегодня.

Полезные советы

Обучение чтению детей может стать мукой для первоклассника и его родителей. Чтобы избежать скандалов, разочарований и не отбить желание освоить грамоту, воспользуйтесь маленькими хитростями:

  1. Занимайтесь регулярно. Уроки, проводимые время от времени или плохо организованные, необходимого эффекта не дадут. Ребенок просто забудет всю информацию. Составьте план занятий и следуйте ему неукоснительно. Иногда делайте каникулы на пару дней.
  2. Учите в игровой форме. Например, собирайте из кубиков с буквами домики, возите их на грузовике, чтобы составить слоги. Без строгих правил и сидения за столом по 30–40 минут информация усвоится легко, с интересом.
  3. Соблюдайте последовательность обучения. План может выглядеть так: звуки – буквы – слоги – слова – предложения – тексты. Двигайтесь от простого к сложному последовательно.
  4. Используйте видеоуроки для занятий в домашних условиях. Этот вариант подойдет старшим дошкольникам, применяйте в целях самообразования для родителей.
  5. Регулярно повторяйте пройденное. Используйте для этого разные методы: распечатывайте карточки, делайте рисунки, учите загадки, песни.
  6. Ищите буквы везде. Для занятий чтением не обязательно иметь под рукой книгу или кубики.

    На прогулке просите малыша показать знакомые символы на доске объявлений, на ценнике в магазине, на табличках домов. Это отличный практический опыт.

  7. Не заставляйте читать, если малыш не хочет заниматься. Точно не стоит учить слоговому чтению детей 3–4 лет, им это не нужно и неинтересно. Дошкольников, в 6–7 лет, учить читать уже пора. Но если детсадовец не хочет, используйте разные способы мотивации для оживления интереса: собственный пример, награды за трудолюбие, похвалу.

Особенности

Чтение не сводится к связыванию письменных знаков с соответствующими звуками, это сложный когнитивный процесс, в котором непосредственное участие принимают высшие психические функции.
Процесс чтения включает в себя как фонетический процесс, так и семантический, то есть понимание прочитанного, при этом перевод письменной речи в устную зависит от системы письменности, существенно отличаясь для алфавитной, логографической и идеографической письменности.
Чтение — одно из средств усвоения языка, общения, обмена информацией и идеями. Представляет собой сложное взаимодействие между текстом и читателем, формируемое на основе предварительных знаний, опыта и отношения читателя с языковой общностью, обусловленное культурно и социально. Кроме того, чтение требует творческого подхода и критического анализа. Каких-либо законов в чтении нет, читателя в чтении ничего не ограничивает. Это помогает исследовать тексты во время интерпретации.

Авторы «The World Book Encyclopedia» считают, что

Чтение входит в сферу коммуникативной деятельности людей, является одним из видов речевой деятельности и обеспечивает письменную форму общения.

Навыки и привычки в работе с книгой, включая выбор тем и конкретных книг для чтения и умение находить их, взаимодействие с библиотеками, книжными магазинами и другими источниками литературы, степень систематичности и последовательности чтения, применение специальных приемов для усвоения прочитанного, передачи и обсуждения полученного знания (конспектирование, написание отзывов и т. п.) составляет культуру чтения.

Существуют различные стратегии чтения, которые выбираются читателями из соображений цели чтения (поисковое, ознакомительное, реферативное и изучающее чтение) и из соображений удобства.

Чтение с экрана монитора и других устройств

Чтение с экрана монитора — это иной тип чтения людьми, отличающийся от принципа чтения книг и другой печатной информации. Разница — в движении глаз и восприятии текста.

Исследование проведено Якобом Нильсеном (результаты опубликованы в 2006 году), которого часто называют самым знаменитым гуру дизайна и юзабилити в сети. В исследовании приняли участие 232 человека.
Результаты показали, что у большинства испытуемых движение взгляда по странице монитора напоминает по форме букву F: сначала горизонтально (верхняя перекладина), чуть вниз, далее снова горизонтально (короткая перекладина буквы), и вниз по странице. F for fast. F — для скорости.

Другие обнаруженные варианты чтения с монитора — движение по форме буквы E и буквы L.

Это исследование — ключевое для понимания того, как следует располагать текст на странице сайта, чтобы он гарантированно был прочитан пользователем. Имеет отношение к веб-дизайну. Основные мысли текста следует располагать так, чтобы они попадали в зоны наиболее часто просматриваемых частей страницы. Подспорье для дизайнеров и верстальщиков.

При этом не имеет значения, какая именно страница перед человеком и какая именно на ней информация (описание товара, выдача в поисковике, или что-то ещё): принципы слежения глаз по монитору при чтении с экрана остаются неизменными.

Таким образом, с экранов (компьютеров, планшетов) человек текст не читает, как по книге, а сканирует глазами.

Самое главное на странице должно располагаться в левом верхнем углу. Желательно использовать выделения заголовками.

Ключевые данные на странице следует располагать вверху (как вершину пирамиды), далее — менее важная информация, а в конце — широкий спектр сведений, которые прочитают уже только те, кто заинтересовался темой страницы.

Готовую страницу интернет-сайта всегда нужно рассматривать на предмет юзабилити — насколько легко на ней найти ключевые моменты.

Что если…

Итак, давайте представим, что все книги внезапно исчезли. И бумажные, и электронные. Остались статьи на сайтах, Википедия, видеоролики, всё кроме книг.

Подозреваю, некоторые поначалу этого не заметят. Но первыми, конечно, дискомфорт почувствуют работники библиотек, книжных магазинов и те, кто постоянно читает. Сложно не заметить внезапно опустевшие полки. Следующими будут учителя, школьники и студенты. Попробуйте выучить студента-медика по роликам на Ютубе. Сразу вопрос: пойдете к такому врачу?

Возможно, это будет работать, пока будут учителя с полным запасом знаний. А книг все нет. Сказки детям придется рассказывать по памяти или придумывать

Дальше, я думаю, начнется хаос. Поскольку людей с супер-памятью немного, неизбежно пойдет искажение и потеря информации, как в игре «глухой телефон». Исчезнут все знания накопленные человечеством в письменном виде. Вы хорошо помните историю? А если даже посмотреть негде? Придется фантазировать! И через несколько поколений реальность приблизится к фильмам про постапокалипсис. 

Возможно это будет общество, разбитое на группировки или общины, каждая с альтернативной историей, которая будет считаться истинной. Люди с хорошей памятью и знаниями будут кем-то типа волхвов древнего мира. Дальше придумайте сами

Примечания

  1. ↑ Чтение — статья из Оксфордского толкового словаря по психологии // Под ред. А. Ребера: в 2-х тт: Т.1. / Пер. с англ. Чеботарева Е. Ю. — М.: Вече АСТ, 2003. — 592.
  2. De Certeau, Michel. «Reading as Poaching.» The Practice of Everyday Life. Trans. Steven F. Rendall. Berkeley: University of California Press, 1984. 165—176.
  3. Чтение — статья из Словаря Л. С. Выготского // ред. А. Леонтьев — М.: «Смысл», 2010.
  4. ↑ Чтение — статья из Словаря методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) // М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
  5. Культура чтения — статья из Педагогического словаря // Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
  6. ↑ Чтение — статья из энциклопедии «История Философии» // Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко. 2002.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения 29 июля 2015.
  8. .
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения 4 июля 2015.
  10. Контент — это валюта. Манн, Иванов и Фербер, Москва, 2014. ISBN 978-5-00057-077-7

Истории успеха

Меня многие спрашивают, как наши дети научились читать рано? Ну, во-первых, у них должно быть желание. Чтобы желание появилось, нужно хотя бы начать знакомить их с буквами. Если ребёнок сам проявляет интерес, мы просто подогреваем это чувство, начинаем с ним играть в буквы, показывать разные книги. Обычно сразу видно, пойдет дело дальше или нет))) Джамиля очень рано выучила буквы и находила их везде: в названиях, заголовках, этикетках. У нас дома был Букварь. Она с ним играла. Пока однажды не пришла ко мне и не сказала :«Давай учиться читать!». И научились)) С Амирханом я решила отдохнуть))) и не стала напрягать его ничем, потому что попытки были, но всё тщетно. Цифры и всякие логические задания ему нравились, но буквы он не любил. Но стоило ему познакомиться с красочной книгой, разработанной Павлом @pavelseremin и Ульяной @ulianaeremina Еремиными (основатели сети центров раннего развития @yarkie_deti , авторы серии развивающих онлайн-игр и онлайн-школы для детей по обучению чтению,родители 4 детей), его мнение кардинально поменялось. Оказалось, что изучение букв — это увлекательное занятие! Д…жамиля даже позавидовала братику, потому что у неё такой книги не было. Это книга-рабочая тетрадь. Она авторская. Разрабатывалась в течении нескольких лет. Разрабатывалась для своих детей. Изучать каждую букву, читать по слогам одно удовольствие))) Поэтому, дорогие родители, если вы хотите сохранить с ребенком дружеские отношения))), я РЕКОМЕНДУЮ!!! Она продается в Екатеринбурге (250 руб).Если надумаете купить, торопитесь. Я возвращаюсь в Казань в конце недели, могу привезти:)

Алсу Галимова Казань

Доброго дня, Павел и Ульяна! Огромное спасибо Вам за отличный учебник! Я занимаюсь репетиторством и подготовкой детей к школе на дому. Много учебников перепробовала для обучения чтению, но остановилась на Вашем. Не могу сказать, что-то плохое про другие учебники, каждый хорош по-своему! Но в Вашем мне понравились оригинальные упражнения и задания, которые сразу увлекают и заинтересовывают ребенка. Спасибо Вам! Надеюсь, что опять к Вам обращусь!

Ольга Шипнягова Карталы

Получили учебник по почте — очень понравился! Яркий, красочный, задания необычные, можно сказать «неизбитые». Дочке 4,5 года, занимается с удовольствием. Какие-то буквы уже знали раньше, какие-то освоили с помощью Вашей книги. Будем идти дальше к нашему успеху.
А вам желаю творческого подъема, процветания и как можно больше детей, любящих читать!

Юлия Бойко Краснодар

Огромное спасибо за разработку!

Татьяна Агафапудова Копорье

Как должно проходить обучение

Несмотря на отсутствие единой методики для обучения чтению, существуют правила, соблюдение которых поможет родителям освоить чтение для дошкольников.

Важно! Каждый родитель может самостоятельно определять алгоритм, по которому будет приобщать своего ребенка к литературе. Главное помнить о том, что вся ответственность за образовательный процесс лежит на учителе, в данном случае на родителе

Тем, кто сомневается в собственных силах, можно прибегнуть к помощи специалиста. Современный рынок услуг предлагает огромное количество учителей, готовых научить ребенка читать хоть в пять, хоть в шесть или семь лет.

С ребенком лучше заниматься родителям

Но будет ли интересно малышу заниматься с незнакомым человеком незнакомым ему делом? Скорее всего, нет. Поэтому взрослым стоит тщательно все обдумать и честно ответить на вопрос, хотят ли они отнимать у своего ребенка беззаботное время детских шалостей, и тратить его на учебу?

Тренажеры для чтения

Начинать обучение чтению принято с книг, где слова сопровождаются картинками. Однако детям зачастую легче прочитать первую букву и, сопоставив ее с картинкой, угадать слово. Чтобы избежать этого, предлагается использовать картотеку со словами.

Сначала ребенку дают карточки со словами из трех букв: дом, кот, сад….. Когда он научился свободно читать такие слова, можно переходить к карточкам со словами из четырех букв. Далее — слова, где три, четыре слога.

Важно! Такой тренажер предполагает отсутствие ассоциации слово-картинка-предмет, поэтому нельзя делать упор только на занятия с ним. Но практика «только слова» иногда полезна

Еще один хороший тренажер по чтению для дошкольников, который развивает у ребенка возможность логически мыслить и увеличивает скорость чтения — анаграммы. Стоит предложить составить из набора букв слово, и помочь малышу понять суть игры, и она обязательно его затянет. Для наглядности буквы можно распечатать на листе бумаги, и вырезать. Например, из «яруб» ребенку предстоит собрать слово «буря».

Пример тренажера с карточками

Полезные упражнения

Интересное упражнение, помогающее развить у ребенка интерес к чтению, и быстрее закрепить уже освоенный навык — «половинка слова». Необходимо линейкой закрыть слова в предложении ровно наполовину, и предложить ребенку прочитать их.

Так же можно на карточках распечатать несложные слова, разрезать бумажки напополам, и предложить ребенку собрать слова по кусочкам. Такое интересное задание вызовет у малыша азарт. А наличие азарта предполагает наличие интереса, что является одним из ключевых факторов в процессе обучения чтению дошкольников.

Чтение по слогам

На начальных этапах обучения детей дошкольного возраста чтению самый важный момент — чтение по слогам. Именно это станет основой для чтения слов в будущем.

Когда дошколенок закончил изучение букв, обычную азбуку можно заменить на «азбуку со слогами». Она поможет ребенку визуализировать звуки и слоги, от которых получаются эти звуки. Так же она предполагает наличие правил на некоторых слогах (сочетания «чя» нету — оно заменено на «ча-ща пиши с буквой а»).

Важно! Начинать обучать малыша чтению лучше с повторяющихся слогов. Например, ма-ма, па-па, дя-дя и другие

Это упражнение поможет ребенку осмыслить связь слогов и слов.

Записки и письма

Многим детям нравится искать призы и клады. Сначала вы покупаете десяток простых конвертов и кладете в каждый конверт простые записки типа: «Ищи в шкафу». Можно прямо в шкафу положить приз, а можно там оставить второй конверт: «Ищи у папы на столе», «Ищи на кухне под стулом».

По мере того, как ребенок учится читать, можно оставлять ему и более сложные записки.

Когда ребенок начнет бойко читать короткие фразы, можно присылать ему письма — от гномика, от кошки, от сказочных персонажей — как вам больше нравится.

Ну, а дальше надо найти простую книжку, которую ребенку было бы интересно прочесть, начать читать вслух — и оставить недочитанной на видном месте. Одни дети начинают читать с тоненьких малышовых книжек. Другие тонкие книжки презирают и хотят сразу читать настоящие, то есть толстые. Мой брат, например, начал читать с толстого тома рассказов Носова.

Моему сыну было скучно читать азбуку, где Нина и Инна у окна

Во многих азбуках и букварях прибавляют по одной букве за урок, а Гришке это было не так важно, потому что он знал почти все буквы. И я начала для него придумывать короткие рассказы, причем такие, которые ему было бы интересно прочесть, — про мальчиков, которые строили шалаш, про корабль, который плыл в Африку

Эти рассказы я писала печатными буквами на обычном листе бумаги, причем новое слово появлялось не раньше, чем Гриша читал все предыдущие. Сын старался прочитать поскорее, чтобы узнать, что было дальше.

Первый опыт чтения очень труден для ребенка, особенно пока каждое слово он читает долго и с трудом. Помогите ему, поддержите его на этом этапе! Многие дети, умея складывать буквы в слова, не читают сами потому, что стесняются взрослых — боятся, что над ними будут смеяться или дразнить…

Чему бы вы ни учили своих детей, результат будет не один, а несколько. Предположим, вы учите малыша читать. Первый результат очевиден — малыш начал читать сам. Ура! Второй результат: ребенок смог изменить свое отношение к учебе в целом, например, теперь он считает, что учиться чему-то новому — это очень интересно (или, наоборот, что это очень скучно). Третий результат: меняются ваши отношения с ребенком. Если вы успешно научили его читать, но далось это ценой угроз, криков, скандалов, то, возможно, лучше было не учить — но оставаться друзьями…

Чтение книг: определение

Чтение представляет один из основополагающих видов речевой деятельности человека. В зависимости от условий оно выступает или самоцелью, или вспомогательным средством обучения. Благодаря чтению человек с ранних лет приобщается к культурному и научному наследию человечества, знакомится с традициями, правилами, достижениями, произведениями искусства как своего, так и других народов. Самыми элементарными и лежащими на поверхности преимуществами процесса чтения являются обогащение активного и пассивного лексического запаса читающего, формирование у него грамматических навыков.

Одной из характерных, но далеко не специфичных особенностей чтения является выявление и активная обработка получаемой из книг информации. В этом чтение схоже с прочими формами сообщений, например слушанием, письмом и т. п. Качественным отличием от них будет то, что чтение – это операция, которая так или иначе сопровождается воссозданием звуковой формы речи. Несмотря на то что доведенное до механичности чтение превращается в достаточно свернутый, ускоренный и молчаливый процесс, стоит человеку наткнуться на незнакомое или сложное для воспроизведения в речи слово, он, возможно, негромко, неосознанно, но всё же перейдет к шепотному повторению. Здесь явно проступит первичная, изначальная форма чтения как воссоздания звуковой стороны слов, словосочетаний, предложений.

Подготовка к школе

с 4 до 7 лет

Подготовка к школе:обучение чтению, счету, письму, развитие речи, развитие графических навыков (от 3-х до 7 лет) 

Первое сентября -это очень важное событие для всей семьи! Поступление ребенка в школу не только праздник в семье, но и масса новых проблем и забот. Требования к навыкам и умениям детей поступающих в школу достаточно высоки

И самое главное – это даже не навыки чтения и счета, а умение ребенка сосредоточиться, услышать и понять то, что хочет донести до него учитель. Уже в начальной школе дети должны работать с большими объемами информации, а малыши к этому просто не готовы. Кроме психологических изменений ребят ждет огромный темп накопления новых знаний

Для успешного старта, ребенок должен быть хорошо подготовлен к школе. Именно поэтому мы предлагаем программу «ЭКСПРЕСС ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ», которая позволит  вашему ребенку, приобрести необходимую базу знаний и навыков.

Подготовительные занятия в Строгино включают в себя:

Обучение элементам грамоты/чтение. Основная задача — развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа, подготовка руки к письму.На занятиях дети учатся произносить все звуки  родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи, различают короткие, длинные слова, звуки родного языка, учатся делить слова на слоги, определять место звука в слове, учатся составлять и записывать условными обозначениями слова и предложения, писать буквы и слова, составлять рассказы по картинке, на заданную тему.

Математика. Основная задача — ознакомление детей с математическими понятиями и развитие логического мышления. Дети осваивают  количественный (прямой и обратный), порядковый счет, знакомятся с цифрами, составом числа, геометрическими фигурами, решают арифметические и логические задачи, примеры на сложение и вычитание.

Для облегчения процесса входа в школьную жизнь мы даём детям много тестов и заданий на концентрацию, умение долго удерживать внимание, на различные виды памяти. Обязательными являются упражнения на укрепление пальцев и кисти и отработка навыков каллиграфического письма. 

  Расписание занятий

  Подготовка к школе по программе «СТАНДАРТ»    ПШ1-Группа 4-5лет: Вторник, Четверг     18:30-20:00  ПШ1-Группа 5-6лет: Вторник, Четверг     17:00-18:30      ПШ2-Группа 4-5лет:   Пятница                18:30-20:00                                      Суббота                 09:30-11:00  ПШ2-«Год до школы»: Вторник,Четверг   15:30-17:00 

  Стоимость 1 занятия

  1+ (разовое занятие) — 1100руб.  4+ (оплата 4-х и более занятий) — 1000 руб.  8+ (оплата 8 и более занятий) — 800 руб.

  Расписание занятий

  Подготовка к школе по программе «КУМОН»    ПШ3-Группа 4-5лет: Среда, Пятница     17:00-18:30  ПШ3-Группа 5-6лет: Среда, Пятница     18:30-20:00  ПШ3-Группа 6-7лет: Среда, Пятница     15:30-17:00

  Стоимость 1 занятия

  1+ (разовое занятие) — 1200руб.  4+ (оплата 4-х и более занятий) — 1100 руб.  8+ (оплата 8 и более занятий) — 1000 руб.

  Расписание занятий

  Подготовка к школе — Группа выходного дня    ПШ4-ГВХ 5-6 лет:       Суббота     11:00-13:00  ПШ4-ГВХ 6-7 лет:       Суббота     13:00-15:00

  Стоимость 1 занятия

  1+ (разовое занятие) — 1300руб.  4+ (оплата 4-х и более занятий) — 1150 руб.

Читаем предложениями

Освоив чтение слов, переходите к предложениям, а затем к небольшим текстам. Есть специальные издания для начинающих читать детей

Важно, чтобы чтение доставляло удовольствие ребенку, было сложным, но выполнимым

Какие трудности чаще всего возникают на этом этапе?

Звукослияние. Если ребенок произносит каждый звук по отдельности, но слитно произнести не получается, нарисуйте дорожку, по краям напишите две буквы слога. Поставьте пальчик ребенка на первый звук, тяните его, пока «бежите» по дорожке до второго. Протяните вместе с ребенком звуки, покажите, как они сливаются в слово.

Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Чтобы не сформировать привычку несколько раз прочитывать и проговаривать слово, внимательно наблюдайте, как читает ребенок. Не торопитесь переходить от слогового чтения к чтению словами, иначе ребенок привыкнет сначала читать про себя по слогам, а затем вслух прочитывать целым словом.

Антиципация. Так называется смысловая догадка, умение предполагать логику текста. Очень полезное умение, но на первых этапах обучения чтению приводит к ошибкам. Ребенок, торопясь прочитать слово и получить одобрение, «опускает» окончания, прочитав только первый слог, «додумывает» слово. Чтобы преодолеть такие ошибки, предложите игры со словами, например, почитать «тарабарские» стихи — набор рифмующихся сочетаний звуков. И вновь не «подгоняйте» ребенка в овладении навыком чтения. Это длительный и сложный процесс.

Старайтесь сразу ориентировать ребенка на осмысленное чтение. Перед чтением рассмотрите иллюстрации, прочитайте заголовок, предположите, о чем этот текст, задайте вопросы. Во время чтения задавайте уточняющие вопросы на понимание уже прочитанного, проясняйте значение новых слов. После прочтения обсудите, о ком прочитали, что он/она делают. Нарисуйте, разыграйте прочитанные истории.

Для преодоления медленного чтения развивайте у ребенка память, внимание. Играйте со словами и в слова, расширяйте словарный запас

Успешность обучения чтению определяется развитостью мышления, памяти и речи, сформированной мотивацией.

После наших уроков

Весело и легко запомнит буквыи научится их писать.

Мы называем все буквы только звуками и используем яркие ассоциации. Это позволяет увеличить скорость запоминания и объем памяти малыша.

Начнет хорошо узнавать складыи составлять из них слова.

Ребенок читает и обводит слоги, находит картинки, названия которых начинаются с этого слога. Начинает воспринимать склад целиком. Составляет и прочитывает слова по складам.

Научится разгадывать ребусы и кроссворды.

Ребенок учится называть звуки по порядку в каждом слоге, вписывает (выкладывает) соответствующие буквы и прочитывает слова. Развивает навык звукового анализа.

Начнет осмысленно и свободночитать любые незнакомые слова.

У ребенка появляется интерес к чтению, он начинает читать везде и всюду: вывески на улице, заголовки книжек, этикетки… Задача родителей — поддержать у ребенка любовь к чтению, постоянно снабжая его увлекательной детской литературой!

Расширит кругозор, узнает много новых слов, научится рассуждать и анализировать.

Все задания на курсе направлены на развитие не только навыка чтения, но и на расширение словарного запаса ребенка, увеличение объема памяти и внимания!

История

Вместе с появлением письменности, как формы фиксации выражаемых в языке смыслов, в качестве оборотной стороны письма появилось и чтение, как часть коммуникации, отделенной от ситуации взаимодействия «здесь-и-сейчас». Первоначально главными сферами применения чтения были сфера хозяйственной деятельности (учет и контроль), в которой чтение закрепляло систему властных отношений, сфера религии, где «священные тексты» предполагали избирательное чтение (в особое время, особыми лицами) как один из основных компонентов в культовых практиках, и сфера литературы, предполагавшая зачтение текста в разной мере ритуализированных пространствах.

Для развития практик и процедур чтения большое значение имело возникновение основанных на алфавитах фонетических систем письменности, сделавших возможным прочтение текста без знания и понимания значений образующих его единиц, что позволило изменить систему обучения чтению и расширить круг читателей, овладевших хотя бы элементарной грамотностью.

Игры для закрепления навыка сложения букв

Далее мы переходим к закреплению этого навыка и чтению простых слов. Закрепить навык сложения букв в слоги вам помогут различные игры со слогами, такие как:

— Слоговые лото

Их очень просто сделать самим, для этого нужно подобрать несколько картинок – 6 для каждой карточки и распечатать соответствующие слоги.

  • Вам поможет пособие «Слоги. Выбери картинку по первому слог БА-, ВА- , МА-, СА-, ТА-. Развивающие игры-лото. ФГОС ДО» Е. В. Васильевой — в этой серии есть еще несколько пособий
  • Игра «Буквы, слоги и слова. Лото с проверкой» А. Аникушеной
  • Подобные упражнения есть в книге «Слоговые таблицы. ФГОС» Н. Нещаевой

— Игра в магазин

Разложите на прилавке игрушечные товары или картинки с их изображениями (например, РЫ-ба, ДЫ-ня, ПИ-рожки, БУ-лка, ЯБ-локи, МЯ-со). Приготовьте «деньги» — бумажки с названием первых слогов этих слов. Ребёнок может покупать товары только за те «купюры», на которых написан правильный слог.

— Альбомы со слогами

Сделайте своими руками с ребёнком альбомчик, в котором на одной странице разворота будет написан слог, а на другой – предметы, название которых начинается на этот слог. Периодически рассматривайте и дополняйте эти альбомчики. Для более эффективного обучения чтению закрывайте то одну, то вторую половинку разворота (чтобы у ребёнка не было лишних подсказок при назывании слога или подборе слов на определённый слог).

В этом вам помогут «Карточки для звукового и слогового анализа слов.»

— Игра в аэродром (гаражи)

На листах бумаги крупно пишем слоги, раскладываем их по комнате. Это будут в нашей игре разные аэродромы (гаражи). Ребёнок берёт игрушечный самолёт (машину), а взрослый командует – на какой именно аэродром (в какой гараж) нужно посадить самолёт (припарковать машину).

— Дорожки из слогов

Для этого упражнения подойдут кубики Зайцева или любые карточки со слогами (можно их сделать в виде следов). Строим из них длинную дорожку – из одного конца комнаты в другой. Выбираем две фигурки/игрушки. Одной играете вы, другой — ребёнок. Кидайте кубик — ходите по очереди вашими фигурками по карточкам на столько ходов, сколько выпало на кубике. Наступая на каждую карточку, называйте слог, написанный на ней.

Для этой игры также можно использовать различные «бродилки», написав слоги в кружочках на игровом поле.

Дополнительные положения классификации

Кроме вышеупомянутых, в системе видов чтения иногда выделяется также чтение филологическое, которым занимаются преимущественно студенты профильных языковых вузов для того, чтобы проанализировать филологические составляющие текста, как правило, художественного.

Художественное чтение – это особая самостоятельная форма чтения, при которой произведения литературы исполняются публично. Этот вид относится к жанру эстрадного искусства, куда входит также устное творчество поэтов-импровизаторов, на ходу придумывающих стихи, прозу, публицистику и драматические отрывки перед собравшимися людьми. Сюда же относится и так называемое авторское чтение. Для декламации неимоверно велико значение слова. Чтения, последователями которых в России были многие поэты и писатели, часто устраивались, например, А. С. Пушкиным, А. Н. Островским, Н. В. Гоголем, а позже – В. В. Маяковским, С. А. Есениным и др. Авторы зачитывали произведения так, как понимали и видели, с нужными интонациями, паузами, повышениями тона и пр.

Искусство декламирования зародилось еще в античной Греции, после чего перекочевало в Рим и распространилось далее в Западную Европу, где прочно прижилось и использовалось такими выдающимися актерами, как И. Кайнц (Германия), братья Коклен, Г. Ирвинг (Англия). В России зарождение художественного чтения связано с именем М.С. Щепкина, а к выдающимся отечественным рассказчикам принадлежат И. Ф. Горбунов (импровизатор), М. Н. Ермолова, чьё чтение отличалось героическим тоном, В. Н. Андреев-Бурлак, который инсценировал на сцене произведения Гоголя и Достоевского. В советское время развитие этого вида речевого искусства также продолжилось: его обогатил мастер слова А. Я. Закушняк, последовавший по его стопам В. Н. Яхонтов, А. И. Шварц и многие другие.

Кроме этого, противопоставленными друг другу в классификации видами чтения являются чтение вслух и чтение про себя, которых мы уже немного коснулись в самом начале. Целью первого является максимально полное усвоение получаемой информации, для чего используется даже прием развернутого проговаривания; скорость чтения при этом равна скорости говорения. Само такое чтение не относится к видам речевой деятельности, а является приемом обучения. Задача второго типа чтения (silent reading) – получение информации благодаря свернутому, внутреннему проговариванию. Это настоящий вид речевой деятельности как он есть.

Мобильные приложения и тренажеры

Если кроху невозможно усадить за книги, они не любят играть с кубиками, карточками с буквами, используйте интерактивные тренажеры для обучения чтению. Их можно скачать в планшет, мобильный телефон (айфон и андроид), играть дома или в дороге.

Лунтик. Учимся читать!

С любимыми мультяшными героями ребенок научится узнавать буквы, складывать их в слоги, читать слова. Приложение подойдет как годовалым малышам, так и будущим первоклассникам. Программа разбита на 10 уровней: 4 самых простых и 6 сложнее.

Говорящая азбука

Дошкольник выучит алфавит с помощью песенок и пластилиновых помощников. Яркая анимация, веселые игры делают уроки занимательными, нескучными.

Учимся читать по слогам

Приложение рассчитано на детсадовцев 5–7 лет, знающих буквы. Методика обучения основана на программе Зайцева. Пользователи составляют слова из складов, карточек с буквами и слогами. С помощью простых игр, занимательных заданий будущий школьник быстро учится читать, делить слова на части.

Азбука для детей! Учим алфавит!

Буквы прячутся в цветных коробочках с картинками. Задача — поймать их и сложить слово. Игра рассчитана на малышей с 2–3 лет в режиме «Учим буквы», и дошкольников 4–7 лет — в блоке «Читаем по слогам». Приложение получило массу положительных отзывов от родителей.

Учим буквы весело!

Программа полезна детсадовцам, незнакомым с алфавитом. Игры разбиты на три части. В первой ребенок по картинкам знакомится с буквами, учится их произносить, узнавать. Во второй — закрепляет полученные знания, составляет слова. В третьей — его ждут умные раскраски, любимые персонажи мультиков. Раскрашивать картинки нужно с помощью букв.

С помощью игр на компьютере даже слабый ребенок сможет выучить алфавит, научится прочитывать слоги, слова, предложения. Кроме учебных упражнений на образовательном сайте есть масса заданий на развитие внимания, памяти, скорости реакции.

Обучение чтению

Обучение чтению включает обучение технике чтения (умением переводить знаки письменности, слова и предложения в их звуковую форму) и обучение реальному чтению с формированием стратегии чтения, навыков опытного чтеца. Неопытного чтеца, помимо медленной скорости чтения, перечитывания текста и значительного числа фиксаций глаз, характеризует проговаривание читаемого вместо тихого чтения (чтения про себя), монотонность чтения, сосредоточение в большей степени на форме, а не содержании текста, смысловая переработка читаемого по окончании прочтения порции текста.
На понимание при чтении влияют как особенности текста — информационная насыщенность, логическая структура текста, языковая реализация и выраженность логической, эмоциональной и др. информации текста, так и особенности чтеца — степень приближения лексики, грамматики и стиля речи читающего к лексике, грамматике и стилю текста; организация направленности внимания при восприятии текста; индивидуально-психологические особенности.

Методики

Помимо традиционных, «школьных» методик обучения чтению, во второй половине XX века появились и новые методики, обычно направленные на «раннее» обучение чтению, такие как .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector