Консультация «умственное развитие дошкольников» учебно-методический материал на тему

Актуальность, важнейшие функции зарядки для ума

Вспомните себя в 2-3-летнем возрасте. Теперь посмотрите на нынешних двухлеток. Есть ли разница? Да и разительная. Их с первых же дней жизни окружают чудеса технического прогресса. И они должны успеть влиться в него. Другими словами, злободневность обозначенной проблемы стоит как никогда остро.

И чем раньше родители обратят внимание на ее серьезность, тем лучше. Тем более что, мозг ребенка изначально предрасположен впитывать в себя новый опыт

Кстати, к трем годам он достигает 80-процентов от общего объема мозга среднестатистического взрослого. Будет этот объем заполнен или пуст – зависит только от внутренних и внешних факторов:

  • родителей;
  • социальной среды;
  • ближайшего окружения малыша.

Какие же основные функции интеллектуального воспитания дошколят? — Ознакомить с навыками, дать знания. Прежде всего:

необходимо помочь сформировать представление о мире, действительных свойствах предметов – сенсорное развитие (хватание, удерживание, складывание, сравнение – пирамидки, кубики, пазлы; понимание формы – треугольник и квадрат, круг и трапеция; различие цвета – красный, желтый, зеленый; элементарные графические навыки – штриховка, рисование папы-мамы, кошечек-собачек, машинок-самолетиков); 

аналитическое мышление, воображение, основанное уже на сенсорном восприятии (есть замечательная игра-мотиватор, предложенная Надеждой Крупской. Суть ее заключается в том, что во время прогулки, вы поднимаете с земли, скажем, листочек, и начинаете игру-размышлялку. Задаете малышу вопросы и продумываете вместе с ним ответы: Откуда этот листочек? Для чего нужен? Какой он формы? Какого цвета? С каким звуком упал на землю? На каком дереве рос? Здесь и анализ, и размышление, и воображение – целый пласт мозговой стимулирующей деятельности

А можно воспользоваться и современными технологиями – аудиокнигами, развивающими компьютерными программами);
важно привить умение правильно формулировать свои мысли – речь (умиляться, что малыш по-детски говорит «шафрик», а не «шарфик», «ашколадка», а не «шоколадка» можно сколько угодно, но в корне неверно это поощрять. Дошколенка нужно поправить – не криком и дерганьем, а тактично. А еще читать и придумывать сказки, четко проговаривая слова, петь  и постоянно общаться, отвечая на всевозможные вопросы.);
необходимо развивать память (учим считалочки, стишки, делимся впечатлениями о только что просмотренном мультике, называя имена героев, или вспоминая во что они были одеты, что держали в руках, куда бегали, что делали…).

Также к основополагающим функциям описываемого процесса следует отнести закрепление полученного информационного материала. Другими словами – оттачивание приобретенных навыков. То есть необходима правильная организация развития умственной деятельности – систематические, а не периодические занятия.

Средства и методы физического воспитания дошкольника

Для общего развития ребенка дошкольного возраста немаловажное значение имеет физическое воспитание. Дети в этот период наиболее подвижны

Правильно направленная активность ведет к формированию выносливости и приобщению к здоровому образу жизни.

Физическая форма воспитания детей до семи лет заключается в использовании некоторых методов:

  • оздоровление – зарядка, закаливание, процедуры для профилактики сколиоза и плоскостопия;
  • приобретение двигательных умений – плавание, бег, прыжки, лазанье;
  • формирование выносливости, быстроты и ловкости.


Состав физического воспитания – описание

Способы привлечь ребенка к физической активности довольно простые:

  • совместные занятия спортом и выполнение всех оздоровительных процедур всей семьей;
  • приобретение спортивного снаряжения – турник, скакалка, шведская стенка, мячи;
  • определения ребенка в специальные спортивные секции.

Физическое воспитание помогает развить у дошкольника:

  • положительные качества характера – организованность, сдержанность, стойкость;
  • базовые основы нравственности – ответственность, взаимоуважение, справедливость, взаимоотношения в коллективе;
  • волевые качества – преодоление трудностей, решительность, смелость, выдержка.

Занятие физкультурой – это важная форма обучения и воспитания, которая готовит ребенка к дальнейшей жизни.


Занятия физкультурой – важный элемент развития

Воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста включает в себя совокупность всех необходимых методов и средств, направленных для формирования положительных индивидуальных качеств дошкольника, которые позволят ему легко адаптироваться в коллективе. Но все воспитательные работы не принесут желаемого результата без любви, заботы и терпения.

Мне нравитсяНе нравится

Особенности дошкольного возраста

Развитие детей от рождения до зачисления в школьники происходит поэтапно. Изначально ребенок находиться в своем маленьком мире. Он интересуется вкусовыми качествами окружающих предметов, старается распознавать различные ароматы, совершает первые шаги и начинает выговаривать слова.

Далее следует дошкольный возраст, который обусловлено, делится на три периода:

  1. Младший – дети от трех до четырех лет. В это время происходит зарождение собственного «я». Ребенок уже знает, к какому относится он и окружающие. У него вырабатывается координация движений и мелкая моторика.
  2. Средний – дети от четырех до пяти лет. Период отмечается появлением мысленных действий с конкретными понятиями. У ребенка развивается самосознание и начинает сформировываться характер. Также разрабатываются сложные двигательные функции.
  3. Старший – дети от пяти до семи лет. В этом возрасте дошкольник начинает усиленно мыслить, распознавать свои обязанности и права, контролировать эмоции и поведение. Ребенок ловок и подвижен и легко поддается обучению.


3 периоды дошкольного возраста

Следующей ступенью формирования становиться школа. Как проявит ребенок себя в коллективе, насколько интересно будет для него обучение, что станет важным в этот период – во многом все зависит от дошкольной подготовки.


Ключевые новообразования дошкольного возраста

Методы и формы умственного воспитания дошкольников

Методами называют способы достижения целей умственного воспитания. Их делят на игровые, наглядные и словесные. Формы — это инструменты методов.

Наглядные методы соответствуют особенностям детского мышления. Девочки и мальчики всегда легче воспринимают информацию в форме картинки. То есть наглядность в умственном воспитании — это не обязательно раздаточный материал, кубики, пазлы. Это, например, наблюдение как форма словесного метода. Оно дает возможность координировать восприятие, мышление, речь ребенка. Наблюдением взрослый учит ребенка выделять в предметах их существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстративные приемы наглядных методов — это рассматривание картинок, предметов, орудий труда, иллюстраций, кинофильмов, видеоматериалов. Оно помогает детям изучить то, что в повседневной жизни они не видят. Например, изображение слона на картинке дает возможность малышу понять, что это крупный зверь, рассмотреть его хобот, уши. Затем, когда ребенок увидит зверя в зоопарке, сработает прием узнавания, то есть воссоздания знакомой информации. 

Словесные методы всегда используются вместе с наглядными. Рассматривая того же слона, воспитатель или мама объясняют ребенку словами, для чего служит зверю хобот, информируют о месте его проживания, питания. Объяснение взрослого дает возможность уточнять наглядное восприятие. Рассказ как форма словесного метода представляет собой эмоциональное и образное изложение событий, которое базируется на фактическом материале. Например, в дошкольном возрасте рассказ о войне должен быть доступным, без трагических подробностей. Часто рассказ воспитателя прерывается вопросами детей. И тогда эта форма подачи информации переходит в объяснение.

Практические методы используются для формирования умений ребенка, углубления его знаний. Они применяются педагогами в тесной связи со словесными и наглядными методами. Чаще используются в старшем дошкольном и школьном возрасте. Их формами бывают упражнения, игры, эксперименты. Например, последний используют для понимания ребенком необходимых условий для роста и развития растений. Эксперимент заключается в том, что двум одинаковым растениям создают разные условия. Одно стоит на окне и ежедневно поливается, другое помещают в шкаф и на некоторое время оставляют без воды. В результате дети наглядно видят, что второе растение погибает. Они объясняют это словесно. 

Умственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой

Наблюдая за живой природой, ребенок приобретает много новых знаний. Развитие растений, повадки птиц, поведение животных в зоопарке дает возможность усваивать знания о сезонных явлениях в природе, биоритмах, временах года. Детские познания в процессе наблюдений уточняет воспитатель. Он, например, конкретизирует, что жуки, как и птицы, умеют летать. Но последние поедают первых, и это свидетельство взаимосвязи всего живого в природе.

Детям интересно наблюдать за птицами, прилетающими на сооруженную ими кормушку. Так они изучают строение их тела, знакомятся с клювом — специфическим органом добывания и усвоения пищи. Они различают щебет воробья и синицы, учатся бережно и заботливо относиться к братьям нашим меньшим. В процессе регулярных наблюдений за природой у девочек и мальчиков развивается такое качество как наблюдательность — способность замечать изменения в окружающей среде. В процессе ознакомления с причинными связями развивается мышление ребенка.

Сенсорное развитие детей педагоги осуществляют при наблюдениях за многообразием красок неживой природы, восприятия звуков животных. Приучение к наблюдениям за живыми объектами — это и развитие внимания детей, которое является основой мыслительных процессов.

Детям очень дорого то, что выращено своими руками. Поэтому их приобщение к труду в природе (на грядке, огороде) — это не только вооружение ребенка трудовыми навыками, получение радости от своей востребованности, а и нравственное воспитание.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Для таких детей умственное воспитание осуществляется в более ограниченном объеме знаний. Для развития зрительного внимания малышей с нарушением интеллекта имеют значение игры с перемещением в пространстве различных предметов. Что изменилось? Чего не хватает? Такие вопросы задает детям воспитатель в процессе изменения их места положения.

Зрительное внимание у таких детей активизируется в играх, где они запоминают местонахождение игрушек. Сначала это делают в ограниченном пространстве, позже — в пределах комнаты

Необходимо регулярно менять предметы, с которыми дети действуют. Это помогает переходить от тактильных восприятий предмета к усвоению его свойств.

Детей с нарушениями интеллекта учат складывать разрезные картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Сначала такая картинка состоит из двух частей, затем их количество нужно увеличивать. Но делать это после того, как предыдущая задача усвоена полностью.

Важную роль в формировании целостности образов играет изобразительная деятельность дошкольника. Это лепка, аппликация, рисование.

В дошкольном возрасте мальчиков и девочек с нарушениями интеллекта надо знакомить с изменчивостью как важным законом действительности. И лучше всего это делать в живой природе посредством наблюдений. Конечно же, специфика обучения в этом случае заключается в многочисленных повторениях. Например, если здоровые, нормально развивающиеся дети дифференцируют пение двух птиц с первого-второго повторения, то этой категории воспитанников понадобится для этого гораздо больше занятий.

Знания о социальных явлениях и умение вести себя в обществе начинается с формирования у таких детей представлений о себе. Педагоги и родители должны учить их называть свое имя и части тела, узнавать себя на фотографии. Далее круг познаний расширяется на семью ребенка. Мальчик или девочка должны уметь коротко рассказать о папе и маме, знать об их профессии, вкусах. Сформированные знания о социальных явлениях — это основа психологической готовности такого ребенка к обучению в школе.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Умственное развитие дошколят

Что такое умственное развитие и умственное воспитание

Умственное развитие — это процесс, а также уровень познавательной деятельности ребенка, который проявляется в знаниях, способностях и умениях. Оно осуществляется в повседневной жизни, в игровой деятельности, через отношения с другими детьми и со взрослыми, в ходе занятий с детьми. Главную роль в умственном развитии детей имеет умственное воспитание.

Умственное воспитание — это овладение знаниями, умениями и навыками умственной деятельности, формирование различных способов умственной деятельности ребенка.

Основная цель умственного воспитания: повысить уровень общего развития ребенка. Умственное воспитание осуществляется взрослыми и включает целый ряд разнообразных средств и методов.

Особенности умственного развития детей:

  • у дошкольников темп умственного развития намного выше, чем у детей — школьников
  • умственное воспитание дошкольников связано с эмоциональным воспитанием (большую роль здесь играют положительные эмоции при обучении и игре)
  • дошкольники могут усваивать внешние свойства предметов и явлений и их внутренние связи
  • в дошкольном возрасте формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения

Задачи умственного воспитания

  1. формирование системы элементарных научных знаний о человеке, обществе и природе
  2. развитие системы умственных действий (синтез, анализ, обобщение, классификация, сравнение)
  3. развитие способности к самостоятельному познанию
  4. воспитание познавательных интересов

Содержание умственного воспитания

  1. Знания об окружающих предметах, их качествах и свойствах, о их использовании и способах изготовления
  2. В дошкольном возрасте раньше развиваются и осваиваются чувственные способы познания, которые протекают в процессе сенсорного развития, когда в предметах выявляются сенсорные качества и свойства при помощи классификаций, сравнений и обобщений. Основное содержание знаний, которое формируется на основе этих способов, — представления.
  3. Развивается умение принять или поставить задачу, проверить и оценить результат, обобрать способы решения
  4. Формирование познавательного интереса и осознанности этого процесса

Средства умственного воспитания

  1. В игре. В творческих играх отражаются впечатления детей об окружающем мире, их знания. В играх с правилами отражаются различные знания, действия, умственные операции, которые дети осваивают.
  2. В процессе конструирования и изобразительной деятельности. Конструирование помогает формировать конкретные представления о предметах, развивает умение видеть общее и своеобразное для группы предметов. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка) формируют сенсорные способности, умственные действия, пространственные представления.
  3. В трудовой деятельности формируется система знаний об орудиях труда и инструментах, о свойствах и качествах материалов, о значении труда, о способах выполнения определенных трудовых операций.
  4. Обучение — это главное средство умственного воспитания, потому что имеет программу обучения, формы и методы обучения. И все это соответствует возрасту детей и и отводит в этом процессе ведущую  роль воспитателю в детском саду, а также родителям.

Методы умственного воспитания: наглядные, словесные, практические.

Мы сегодня говорили об умственном развитии и воспитании детей, о его задачах и содержании, а также о средствах и методах умственного воспитания.

Если у вас есть дополнения по этому вопросу, обязательно оставьте свой комментарий.

Своевременная точка отсчета

Итак, тренировка интеллекта – не абстрактная субстанция. Это комплекс приобретенных знаний, опыта, умений, развивающих восприятие, память, логику, речевые навыки – количественное и, конечно же, качественное изменение мыслительных процессов в соответствии с возрастом.

Тематический материал:

Развитие творческих способностей у дошколят

Фундамент ума закладывается непосредственно в том возрасте, который принято называть младшим дошкольным. А если быть еще более точными, первые кирпичики – с первого вдоха маленького человека. Основные блоки – годом-другим позже.

И как бы ни странно это прозвучало, но все те навыки, что ребенок получил в возрасте от двух до пяти лет, практически полностью формируют его дальнейшую жизнь. Ведь именно тогда закладывается:

  • желание думать;
  • умение размышлять;
  • логически мыслить;
  • воспринимать информацию;
  • запоминать;
  • воображать;
  • стремление познавать.

В лучшем случае родитель успеет заскочить лишь в последний вагон качественного воспитания ребенка, нанеся ему непоправимый вред.

Все это – азы понимания умственного развития. Или по-другому теоретические основы умственного воспитания. Каково же их практическое применение?

Популярные методы умственного воспитания детей

Не удивительно, что большинство родителей стремятся найти наиболее эффективную методику умственного развития детей. Сегодня существует множество детских развивающих центров, предлагающих методы воспитания, основанные на опыте известных специалистов в области детского развития.

  • Метод умственного воспитания детей Марии Монтессори. Автором данной методики является итальянский педагог Мария Монтессори. Изначально, Мария разрабатывала данную методику для воспитания детей с отставанием в развитии. Результаты были просто потрясающими и через некоторое время, Мария решила воспользоваться теми же принципами при воспитании обычных детей. В основе методики лежит постулат о том, что каждый ребенок талантлив от природы, а вот быстрее раскрыть заложенный в нем потенциал может взрослый. Основными компонентами системы Монетессори являются ребенок, учитель и окружающая среда. Задача учителя не навязывать ребенку те или иные представления, а наблюдать за тем, как он ведет себя, и создавать среду, способствующую всестороннему развитию личности малыша.
  • Метод умственного воспитания детей Глена Домана. Глен Доман – американский педиатр, который считает, что учеба наиболее эффективна в период активного роста мозга, а это происходит в период от 2 до 4 лет. Поэтому в этом временном промежутке любого ребенка легко обучить чему угодно, будь то иностранный язык или математика. Нужно признать, что у данной методики есть много противников, поскольку она достаточно трудоемка.
  • Метод умственного воспитания детей Зайцева. Автор данной методики, педагог из Санкт-Петербурга, разработал новаторские методы обучения детей математике и грамматике. Наверное, многие из нас слышали об уникальных «Кубиках Зайцева», благодаря которым дети учатся читать в совсем раннем возрасте. Существуют также картинки для обучения письму и рисованию и пр.
  • Методика Никитиных. Никитины сами являются родителями семерых детей, на которых они и опробовали свою модель воспитания. В двух словах, система Никитиных включает в себя множество идей для интеллектуального и физического развития детей. Никитины приветствуют свободу творчества в занятиях, а также создают особую среду, в которой ребенок быстрее развивается. Основная идея данной системы – не заставлять и не давить на ребенка, а наблюдать за ним и помогать самостоятельно развиваться. Впрочем, такой подход просматривается и во многих других современных методиках воспитания.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector