Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Содержание:
- Нравственный человек – продукт воспитания моралью
- Система средств воспитания нравственности
- Что такое нравственность
- Как сформировать основы нравственного мышления
- Духовно-нравственное воспитание посредством сказки
- Нравственное развитие
- Роль и формы общения родителей с ребенком
- Духовно нравственное воспитание и творческая деятельность в жизни ученического класса
- Роль и цели
- Чувство чести
- Честность и правдивость
- Цели, задачи, проблемы воспитания
- О чем нужно помнить родителям
- Примеры моральных ценностей
Нравственный человек – продукт воспитания моралью
Любое воспитание имеет свою конечную цель. В нашем случае целью является личность, обладающая определенным набором качеств, таких как доброта, честность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность, а также верность. Нравственность есть качество индивидуальное для каждого. Каждый из нас вносит в это понятие свои характеристики. Определенные моральные качества диктует человеку его профессия: солдат должен быть смел, доктор и педагог – добрым, человечным, судья – честным, а пожарный – самоотверженным.
Стоит ли намеренно заниматься нравственным воспитанием? Об этом писал Л.С. Выготский, утверждая, что попытки намеренного обучения нравственности бессмысленны. Такое воспитание должно осуществляться незаметно, как бы растворяясь в повседневной жизни. Нельзя воспитать лекцией нравственности. Лучший метод – пример родителей и педагогов. Воспитание нравственностью происходит в процессе просмотра фильма, беседы или чтения рассказа с последующим анализированием поведения и чувств героев. Невозможно представить специального занятия «по морали», это было бы просто нелепо. Претворяя в жизнь идею нравственного воспитания, педагог должен уметь «растворить нужную порцию воспитательной деятельности» в привычный учебный процесс. Уметь правильно и четко организовать свою нравственно-воспитательную деятельность так, чтобы ребенок об этом не знал, а только чувствовал и впитывал, как губка – это признак мастерства педагога. А результатом станет зрелая, нравственно воспитанная личность, богатая духовно и выносливая психически – отличная основа для нашего «светлого завтра».
Система средств воспитания нравственности
Средств воспитания духовной культуры человека достаточно много. К ним относятся общие и специфические формы. Самая распространенная форма – информирование школьников о нормах, ценностях; обсуждение наиболее актуальных проблем. Традиционный метод – этическая беседа. Она содействует приобретению знаний, формированию этических представлений, взглядов, понятий, формированию интереса к моральным проблемам, стремлению оценке высоконравственного или безнравственного поведения людей.
Беседа помогает помочь разобраться в сложных ситуациях и вопросах морали, сформировать твердую позицию, помочь каждому осознать личный опыт поведения, способствует привитию умений вырабатывать собственные взгляды и идеалы
К важной группе методов относится вовлечение ребенка в различные формы деятельности: трудовую, эстетическую, художественную, спортивную и другие ее виды
Основными средствами являются:
- художественные средства;
- окружающая живая и неживая природа;
- собственная деятельность;
- общение;
- окружающая обстановка.
?
Выбор средств или сочетания их компонентов зависит от поставленной задачи, возраста воспитанников, общего уровня их развития, интеллектуальных способностей, этапа развития качеств (только начало формирования качества, закрепление, перевоспитание).
Художественные средства воспитания
Эта группа средств, включающая в себя литературу, разные виды изобразительного искусства, кино и музыку, театр, очень эффективна при формировании нравственных качеств маленького человека. Она способствует приданию эмоциональной окраски познаваемым сложным моральным явлениям. Эти средства самые эффективные при становлении сложных моральных качеств, чувств, идеалов.
Нравственному воспитанию способствует книга, развивающая моральную и волевую сферы, содействующая формированию единства сознания, мировоззрения, поведения. С помощью нее можно прививать самые важные нравственные нормы.
Средством воспитания может быть любой предмет искусства или творчества, все зависит от усилий воспитателя. Любые произведения искусства или народного творчества производят огромное впечатление на ребенка, изображают мир реалистично, что делает их понятными для любого, в том числе ребенка дошкольного возраста, который только учится понимать мир образно, ощущать его.
Природа
Природа и природные явления помогают вызвать у воспитанников чувства заботы об окружающем их мире, защиты тех, кто намного слабее, кто нуждается в посторонней помощи. Природа помогает сформировать первоначальный фундамент для развития чувства гуманности, уверенности. Влияние природы и ее объектов на ребенка многогранно и при правильном подходе обладает значительным потенциалом воспитательного влияния.
Собственная деятельность – практическое средство нравственного воспитания
Любая деятельность ребенка: игра, творчество, труд или учение, является средством формирования морально-нравственных качеств. Каждый вид деятельности обладает своей спецификой, выполняет работу по формированию конкретных качеств, развитие которых при помощи других средств затруднено.
Деятельность в первую очередь необходима для привития навыков практики нравственно правильного поведения. У собственной деятельности есть огромное практическое значение: она позволяет дать оценку нравственному воздействию ребенка в процессе взаимодействия с другими людьми, детьми или взрослыми.
Общение
Общению отводится особое внимание. Оно, как средство формирования нравственности, выполняет задачу корректировки основных моральных представлений, нравственных отношений в окружающем человека обществе
Только в общении сформированные или начавшие формироваться чувства, качества и моральные идеалы закрепляются и приобретают характер умений и навыков.
Окружающая обстановка
Окружение, атмосфера, в которой ребенок постоянно проживает, учится, играет немаловажную роль в становлении моральной культуры. Атмосфера, пронизанная доброжелательностью, любовью, гуманностью всегда положительно скажется на воспитанности человека, и наоборот безнравственная и жестокая обстановка сможет сформировать только негативные черты характера.
Окружающая среда, активизируя весь ранее сформированный потенциал нравственных качеств, становится средством становления моральных чувств, правильных норм поведения.
Что такое нравственность
О ней всегда любили поговорить
Ей уделяли внимание педагоги, психологи, религиозные деятели. Нравственные нормы были и есть основой цивилизации, общества
Это единство душевного и духовного в человеке, то, что обеспечивает его поведения в обществе, его отношение с миром. Наиболее распространенный синоним нравственности – мораль.
Что это для личности? Это ее желание оценивать свои сознательные действия (состояния) на основании принятых им норм поведения. Измерителем собственной нравственности для нас является совесть. Это та самая шкала, которая определяет баланс плохого и хорошего в нашем поведении. Каждый из нас имеет шкалу для измерения нравственности, свои критерии, свои правила, которые он получает с воспитанием в семье, школе, с религиозным учением и во взаимоотношениях с окружающим его обществом.
Если этимологически разобрать этот термин, то сразу выявляется корень «нрав» – характер. Впервые понятие «нравственность» было введено в 1789 году и опубликовано «Словаре Академии Российской».
Как сформировать основы нравственного мышления
Понятие нравственного мышления подразумевает процесс усвоения и осмысления нравственных правил и фактов, их анализ и оценку с последующей выработкой нравственных решений.
Нравственное мышление предполагает наличие навыка сопоставления своих поступков с их последствиями для других. Основой его становления является способность ребенка быть чувствительным по отношению к окружающим, умение сочувствовать. На первых этапах эти качества закладываются примером внимательного и чуткого отношения родителей к потребностям малыша. Он находит понимание, которое потом вырастает во взаимопонимание. Дружественная атмосфера формирует в нем положительные шаблоны взаимодействия с окружающими. Ребенок демонстрирует положительные поступки по отношению к другим, так как он сам обладает опытом положительного восприятия их применения по отношению к нему. Такой ребенок не сторонится людей, не проявляет безучастия.
Методологические основы нравственного воспитания
Умение помнить о других – необходимое условие формирования способности думать о последствиях своих шагов и готовности нести ответственность. С развитием ребенка, эти качества формируются и закрепляются путем постоянного и терпеливого объяснения допустимости или, наоборот, неприемлемости тех или иных действий.
Активно комментируйте жизненные ситуации, свидетелем которых стал ваш ребенок. Объясняйте свои поступки и решения, особенно, когда речь идет о выборе между собственным благополучием и необходимостью поступить “правильно”. Не избегайте дискуссий, если ребенок высказывает мнение, отличное от вашего. Рассуждайте, приводите примеры из книг, из фильмов, из жизни. Не стесняйтесь принимать точку зрения ребенка, если его аргументы справедливы.
Внеклассная работа – посещение библиотеки как метод воспитания
Духовно-нравственное воспитание посредством сказки
Сказка – самый воспринимаемый детьми жанр художественной литературы. Роль сказки просто неоценима. Это первое произведение литературы, которое каждый слышит в детстве.
Первые представления о мире подрастающее поколение получает, слушая или читая истории о Колобке, Морозко, Курочке Рябе, Золушке. Стремясь пробудить чувства, уберечь от равнодушия, наш народ очень красочно рисовал борьбу сил зла и добра в сказках. Чтобы закалить ребенка, вселить уверенность в неизбежности победы добра, сказки всегда рассказывали, как мужество и преданность всегда побеждают зло.
Благодаря сказке дети способны познавать мир не только умом, но и всем сердцем выражать свое отношение происходящему. Они узнают, что такое хорошо и плохо, что можно, а что нельзя. Герои становятся образцами поведения, отождествления.
Самый распространенные методы работы со сказкой – чтение, рассказ наизусть, обсуждение героев и иллюстраций. Для закрепления воспитательного воздействия сказок рекомендуется обыгрывать их при проведении дидактических игр, викторин.
Дошкольный возраст – время формирования души. Духовно-нравственное воспитание в этот период – прежде всего воспитание чувств к близким людям: родителям, воспитателям, ровесниками, Родине. Оно затрагивает полный спектр отношений ребенка к себе и окружающему миру, определяя главное направление для дальнейшего развития человека.
Нравственное развитие
Нравственное развитие ребенка в какой-то степени начинается с рождения. Малыш чувствует мамино тепло и любовь (или наоборот, отторжение и нелюбовь), учится воспринимать мир и отношение.
Психологи подразделяют, что нравственное развитие ребенка связано с возрастными этапами:
С рождения до года. Ребенок еще не в состоянии понять, какие различия существуют между добром и злом. Малыш воспринимает только то отношение, которое чувствует. Дети в этом возрасте еще не обладают осознанностью, но способны воспринимать мир по ощущениям. Младенческая чуткость позволяет распознавать добро и зло интуитивно.
От 1 до 2 лет. Малыш учится познавать мир, но пока не знает, как это делать
На этом этапе важно не ругать ребенка за проступки, и предотвращать их. Боитесь, что стянет нож со стола – не оставляйте нож в пределах доступности.
- От 2 до 4 лет дети нередко ударяются в крайности: становятся слишком добрыми или слишком агрессивными. Ребенок не чувствует грани, не осознает степени обиды или радости других людей, поэтому на этом этапе нравственное развитие должно быть полностью под контролем взрослых.
- От 4 до 5 лет. Малыши становятся управляемыми и лучше понимают, что такое добро и зло. В этом возрасте ребенка рекомендуют чаще хвалить и меньше ругать.
В этом возрасте малыши часто копируют поведение взрослых, подражают манерам и стилю разговора. Следите за собой и будьте вежливы с окружающими, не позволяйте грубости и критики в присутствии ребенка.
От 6 до 8 лет, когда дети становятся активными участниками социальной жизни. Приходит осознание, что другие люди могут чувствовать, обижаться, предъявлять претензии. В этом возрасте малышам следует знать, что есть общественные правила, которых нужно придерживаться.
От 8 до 11 лет. Ребенок формирует свое мнение об обществе, людях, поступках. Формируется мнение о себе, назревают вопросы в области полового воспитания. В это время дети осознанно ставят себя в противовес взрослым
Крайне важно быть с детьми на связи и обсуждать интересующие темы.
От 12 до 17 лет. Период переходного возраста полностью переворачивает детское понимание мира
Многие уроки дети получают самостоятельно, многие вопросы решают сами. Нравственность и безнравственность становятся под сомнение, максимализм во всем мешает видеть очевидное и адекватно воспринимать жизненные ситуации.
Подростковый возраст приносит проблемы с родителями, почти всегда есть возможность конфликта «отцов и детей»
Поэтому с детьми в это время важно сохранить доверительные отношения и продолжать мягко воздействовать на их поведение. . После 18 лет молодые люди уже имеют собственную систему жизненных взглядов и способны отстаивать имеющееся мнение относительно каких-то ситуаций и устоев
Недостаток жизненного опыта все же может негативно повлиять на формирование нравственности повзрослевшего подростка. Поэтому важно продолжать оставаться в контакте детьми и разговаривать о насущных проблемах
После 18 лет молодые люди уже имеют собственную систему жизненных взглядов и способны отстаивать имеющееся мнение относительно каких-то ситуаций и устоев. Недостаток жизненного опыта все же может негативно повлиять на формирование нравственности повзрослевшего подростка
Поэтому важно продолжать оставаться в контакте детьми и разговаривать о насущных проблемах
Роль и формы общения родителей с ребенком
Нравственно духовные основы воспитания в каждой семье закладываются уже в первые месяцы жизни. В возрасте около шести месяцев общение между ребенком и родителями начинает претерпевать некоторые изменения. И если раньше оно было преимущественно эмоциональным, то сейчас оно становится более конкретным и предметным. Подражая своим родителям, ребёнок начинает усваивать новые действия и привыкать к новым формам поведения.
Обучение от окружающих – что оказывает влияние на детей
Уже в этом возрасте ребенок начинает усваивать первые слова, обозначающие разрешение или запрет на ту или иную деятельность. Но, более важную роль в восприятии речи все еще играет не значение и смысл слов, а их эмоциональная окраска. Речь, не сопровождаемая сменой интонации или мимикой, будет восприниматься им хуже эмоционально окрашенной. Окончательный смысл слов будет доступен ребенку лишь к первому году жизни. До этого его поведение будет руководить, в основном, подражание.
Более эффективный контроль поведения активности ребенка достигается за счет понимания им слова и речи в целом
Немаловажно также и то, что годовалый ребенок прибирает такие качества, как автономия, способность к доверию, что обеспечивает ему возможность выходить за рамки своей семьи. И начинать активно взаимодействовать со сверстниками, другими взрослыми
Расширившиеся возможности общения формируют у ребенка доброжелательное отношение не только к своим близким, но также и другим людям, с которыми он будет взаимодействовать в повседневной жизни: к их числу относятся, например, его друзья, другие родители, воспитатели и т.д.
Принцип доверия – основа общения с родителями
Духовно нравственное воспитание и творческая деятельность в жизни ученического класса
Преподавателям следует организовывать и проводить культурные вечера, танцевальные конкурсы, предновогодние встречи, а также посещение музеев и драматических кружков во время проведения внеклассного развития юных учеников. Это поможет создать условие для самореализации личности детей, повышения их моральных ценностей.
Игра “Зарница” – воспитание патриотизма и физическое развитие
Частое посещение библиотек поможет развить у ребёнка навыки творческой деятельности, привить любовь к своей родной земле, к окружающим людям, а также изучению исторического наследия своего государства.
Занятие физкультурой, общее оздоровление организма
Необходимо проводить для учеников класса дни для занятия своим здоровьем, чтобы воспитать нравственное и духовно гуманное отношение к себе и окружающему детей миру. В рамках таких мероприятий хорошо зарекомендовали себя спортивные состязания среди учеников класса. НА классных уроках следует проводить занятия по общей гигиене у человека, а также о пропаганде здорового образа жизни учеников, отказа от курения, алкоголя и других вредных привычек у подрастающего поколения. Учащиеся должны знать, что иметь хорошее здоровье и не зависеть от собственных слабостей – это здорово.
Уроки физкультуры также несут воспитательную нагрузку
Организовывать процесс духовного, патриотического и нравственного воспитания в детях следует, выполняя некоторые важные функции:
- Нравственное, а также духовно гуманное воспитание учащихся достигается путём создания среды, которая благотворно влияет на учащихся (повышение дружественной обстановки в классе, работа с педагогами и родителями учащихся, проведение внешкольных мероприятий, экскурсий и т.п.);
- Проведение уроков по физической культуре, проведение спортивных мероприятий, обучение гигиене;
- Организация творческого досуга среди детей во время их свободного времени (различные кружки для занятий танцами, музыкой, спортивные секции);
- Индивидуальный подход к каждому ученику для воспитания в нём духовно патриотического воспитания, необходимо привить ему нравственное поведение. Нужно стимулировать в учащихся самостоятельно проводить воспитание своей личности. Семья ему должна помогать в этом деле, поддерживать его и помогать решать общественные дела в школе.
Нравственное воспитание в привлечением церкви
Учитель, как классный руководитель класса в школе, должен работать над рядом задач для того, чтобы воспитать духовно нравственное воспитание у детей:
- Повышать чувство ответственности, патриотизм у детей.
- Организовывать и проводить самостоятельно соревнования, выездные экскурсии, встречи с родителями обучающихся детей.
- Учитель должен организовать внеурочные часы для дополнительного развития у подопечных учеников духовного воспитания, развития нравственных качеств в семье и школе.
- Способствовать формированию у учеников стремления к занятию спортом, движению в повседневной жизни, активном участии в жизни окружающего их общества.
- Классный руководитель должен укреплять связь между родителями учеников.
- Организовывать совместные походы учеников и их родителей. Это поможет сплотиться семьям, и всему классу в целом.
- Необходимо проводить индивидуальные совместные встречи родителей с учителями для обсуждения не только успеваемости учеников, но и чтобы оценить качество развития личности у детей.
Родительское собрание на тему духовно-нравственного воспитания
Семья ученика должна всячески помогать своему чаду в планировании свободного времени от учёбы.
Школа и семья имеет ряд возможностей по передаче ученикам представлений и знаний о моральных ценностях и морали. Воспитание в детях патриотических чувств, нравственности и духовности – это приоритетная задача для всех учителей, работающих в учебных заведениях.
Мне нравитсяНе нравится
Роль и цели
Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня вопрос нравственности в нашей стране решается весьма успешно. Существуют проблемы, с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:
- отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения
- постоянное ухудшение морально-нравственной среды
- уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми
- ухудшение физического развития молодого поколения
- отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни
- негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты)
- отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)
- наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.)
Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.
Ребёнок в какой-то момент покидает страну детства и входит в большой мир, наполненный радостями и страданиями, счастьем и горем, правдой и ложью, участие и бездушием.
Именно в детстве можно заложить способность с радостью идти по жизни и стойко преодолевать препятствия. Дети очень восприимчиво всё чувствуют. Лучше всего с детства детей учить хорошему: добру, сочувствию, пониманию проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению видеть прекрасное, правильному отношению к природе.
Школьная пора — хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей, таких как:
- гуманные (дружелюбные) отношения между детьми
- чувство долга, ответственности за своё поведение
- трудолюбие и потребность в труде
- бережливое отношение к природе
- ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь
- культура общения
- самопознание и самовоспитание.
Чувство чести
Чувство чести — это высокое моральное качество, лежащее в основе воспитания патриотизма. Оно рождается в повседневной жизни детей в семье.
Детям приятно, когда взрослые отмечают их хорошие поступки, положительные черты. Но они остро переживают, когда к ним относятся несправедливо, сомневаются в их честности. Они пытаются всеми силами доказать свою правдивость, хотят, чтобы верили каждому их слову. Так рождается чувство чести, которое в более старшем возрасте превращается в мощную нравственную силу. Возникновение и развитие чувства чести — узловой момент в формировании нравственного облика личности. Оно поднимает детей на высшую ступень и заставляет быть верным своему слову.
Но нельзя отождествлять чувство чести и честолюбие. Ученик, уважающий родителей, школу, свой класс, не хочет осрамить родных и школу; это — честь. Однако некоторые дети, которым свойственны отрицательные черты, не хотят их признать и добиваются того, чтобы о них были самого лучшего мнения, независимо от настоящих их качеств. Это — честолюбие. Родителям необходимо всячески развивать у детей чувство чести и бороться с их честолюбием.
Важнейшую роль в воспитании чувства чести играет внимание к положительным поступкам ребенка. Нельзя не замечать, если дети тщательно выполнили работу или совершили достойный поступок
Если никто никогда не замечает этого, у детей развивается безразличие. Им надоедают постоянные выражения вроде «Как тебе не стыдно!», «Посмотрите на него, какой он бесстыдник» и т. д. Они привыкают к подобным восклицаниям и не реагируют на них даже тогда, когда такие выражения вызываются действительно очень нехорошим поведением их.
О неправильных поступках детей нужно говорить им в глаза. Но если ребенка стыдят понапрасну, следует брать его под защиту, отстаивать его честь. Если ребенка обидели по ошибке, вследствие недоразумения, заподозрив его в нехороших делах, надо попросить извинения.
Честь — очень сильное чувство, которое нужно оберегать и поддерживать. Если честь детей защищают взрослые, если их достоинство оберегается,— они становятся чуткими и к другим, в первую очередь к родителям и учителям. Дети, умеющие защищать честь родителей и учителей, никогда не позволят порочить их имя своими недостойными поступками.
Честность и правдивость
Воспитание правдивости у детей — одна из важнейших обязанностей семьи. Правдивость детей в большой степени зависит от родителей. Иногда, сами того не желая, они воспитывают у детей нечестность. Случается, что мать, скрывая это от отца, старается удовлетворить требования своих детей для того, чтобы они гордились перед другими. Часто по секрету от чужих детей она дает своему ребенку сладости, кормит его, прячась от других. Бывает и так, что родители оставляют ребенка дома для выполнения каких-нибудь поручений по хозяйству и велят ему сказать в школе, что он болел. Так зарождается нечестность у детей, и в более старшем возрасте она причиняет родителям большие неприятности.
Родители обязаны воспитывать честность у детей, быть с ними откровенными. Чем больше откровенности между взрослыми и детьми, чем меньше у детей секретов, тем лучше для их воспитания.
От детей ничего не нужно запирать. Необходимо приучать их не брать ничего без разрешения. Полезно иногда оставлять на видном месте наиболее соблазнительные вещи, чтобы дети привыкли спокойно относиться к ним. Нельзя приучать ребенка к безотчетности: какая бы работа ни была поручена ему, результаты ее нужно проверять, даже если она не заслуживает похвалы, не играет сколько-нибудь значительной роли. Без этого развивается безответственность, нечестность. Обязательной проверке подлежат покупки, сделанные по поручению взрослых, даже если родители полностью уверены в честности детей.
Проверка должна производиться тактично, без проявления подозрительности.
Цели, задачи, проблемы воспитания
Важнейшими темами для духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время становятся те, которые дают учащимся усвоить азы не их обычного, вполне безнравственного, а должного поведения в жизни. К ним относятся:
- гуманность, которая в школе должна прививаться уже на уровне отношений между учащимися;
- культура в общении друг с другом;
- чувство долга — на уровне личных отношений в классе, школе, а также в семье и обществе;
- трудолюбие — внушение детям мысли, что только так можно чего-то добиться в жизни;
- экологическое сознание: любовь и бережное отношение к природе;
- благополучная жизнь в семье, одобряемая обществом;
- познание окружающего и воспитание самого себя.
Под эти направления подстраиваются стратегические цели духовно-нравственного воспитания и тактические задачи, позволяющие их решить наиболее оптимально.Основная цель процесса, ведущего к духовно-нравственному подъему детской личности, — создание адекватных условий на каждой стадии воспитания, причем не только учителями, но и родителями. Последнее обстоятельство зависит от ряда проблем:
отсутствие в современном обществе положительных идеалов, затрудняющее выбор по-настоящему ценностного ориентира подрастающим поколением;
аморальные явления в окружающем мире, недостаточно пресекаемые властью и склоняющие молодежь к мнению о вседозволенности;
слабая организация досуга и культурных мероприятий с детьми;
поверхностное отношение государства и школы к физическому развитию учащихся;
недостаточное внимание властей, учителей и родителей к негативным пристрастиям детей. Сюда относятся: алкоголизм, наркомания, курение табака, слишком раннее начало половой жизни
Это приводит к всеобщей распущенности;
развращающая информация в СМИ и интернете, склоняющая молодых людей к беззаботному, агрессивному, нездоровому образу жизни, а также к жестокости и экстремизму;
чрезвычайно низкая культура речи и поведения в обществе.
Все эти факторы отнюдь не способствуют формированию и развитию личности в духе декларируемых в педагогике идеалов. Школьники, видя на улице, в семье и по телевизору совсем другое, просто не верят своим учителям, несмотря на всю их убедительность и педагогический дар.На то, чтобы преодолеть этот скепсис подрастающего поколения, должны быть направлены все усилия семьи, государства, а с ним — образовательных учреждений.
Самостоятельно дети в силу своей наивности и максимализма сделать это просто не способны. На начальном этапе жизни только взрослые смогут стать их нравственными поводырями и указать возможные ориентиры для нравственного созидания. И чем раньше взрослые сделают это, тем больше вероятность счастливого будущего молодежи.
Ребенок — существо очень восприимчивое ко всему, что происходит вокруг. Поэтому предпочтительно уже с детства учить его только хорошему. Добро, сочувствие, самокритика, трудолюбие, любовь к людям, животным, природе, понимание проблем, возникающих у других людей, а также многое другое закладывается на ранней стадии жизни. Школа — идеальное место для этого.
О чем нужно помнить родителям
Нравственное воспитание ни в коем случае не должно сводиться к насаждению ограничений и запретов. Можно, конечно, путем наказаний и угроз заставить ребенка поступать так, как принято. Такой подход на какой-то период действительно даст результат. Его нельзя абсолютно исключать из процесса воспитания, особенно на ранних этапах и в случаях, когда невыполнение требований родителей может нести потенциальную угрозу здоровью и жизни ребенка. Но с точки зрения длительной перспективы и по мере взросления малыша эта тактика окажется малоэффективной и даже вредной
Ведь важно не просто заставить ребенка следовать некоему набору правил, а заложить в нем понимание необходимости этих правил. Сформировать в нем отношение к власти (в широком смысле этого слова) на основе принятия ее объективного авторитета, а не из-за страха перед наказанием
Ребенок в процессе нравственного роста должен обрести понимание, почему именно так, а не иначе следует поступать и относиться к окружающим. Родители, которые выбирают такой путь, должны призвать в помощники внимательность, терпение, тактичность, объективность и справедливость.
Цели воспитания нравственности
Примеры моральных ценностей
Примеры моральных ценностей современного человека можно разделить на следующие группы:
- Семейные ценности. Необходимо прививать их с рождения, подготавливая детей к будущей роли родителей. Внимательное отношение и любовь к ребенку формируют правильное восприятие семьи и позитивно влияют на развитие гармоничной личности. Девочки как будущие матери и мальчики как будущие отцы должны воспитываться так, чтобы осознавать ответственность и правильно понимать родительские обязанности.
- Личная свобода. Имеется в виду свобода личности и независимость как одна из моральных ценностей неправильно под словом «свобода» понимать распущенность и вседозволенность. Здесь имеется в виду соблюдение личных границ и уважение себя и других людей как равноправных представителей социума.
- Совесть. Следует воспитывать у ребенка способность критически оценивать собственное поведение и мысли, контролировать желания и поступки.
- Милосердное отношение к окружающим. Подавайте ребенку пример, помогая старшим, вежливо разговаривая с людьми, проявляя сострадание.
- Собственное достоинство, честь, благородство.
Используйте дополнительно литературные произведения, мультфильмы, которые учат добру и состраданию. Ребенок поймет, что значит сочувствовать и сострадать, осознает значение помощи другим людям.