Консультация»как научить детей читать стихи с выражением» консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Содержание:
- С какого возраста учить стихи с ребенком?
- Как тренировать память
- Ознакомьтесь с основами стихосложения
- Как легко выучить стихотворение: инструкция в несколько этапов
- Добрый друг и учитель
- Ребенок 2, 3, 4, 5 лет не запоминает стихи – что делать, как учить стихи с таким ребенком: советы
- Метод караоке — помогает легче учить стихи
- Как правильно читать стихи с выражением
- Аргументы о вредности заучивания произведений
- Что точно нельзя делать, чтобы быстро выучить стих
- Почему ребенок не запоминает стихи или плохо запоминает: как правильно учить?
- Проблема культуры
- Стихи Николая Зверева
- Как написать красивое стихотворение о любви?
С какого возраста учить стихи с ребенком?
Начинать учить стихи с ребенком можно в разном возрасте, все зависит от вашего желания и конечной цели. Конечно же, ребенок в возрасте 1 года вряд ли выучит стихотворение, даже если вы сильно будете этого хотеть и приложите максимум усилий – этот фактор естественно нужно учитывать.
Начинайте рассказывать короткие стишки, потешки, прибаутки малышу с рождения. Это будет приучать кроху к ритмически организованной информации, и развивать память.
Более того такие чтения и рассказы дадут ребенку понять, что это весело и забавно, следовательно у малыша будет приятный опыт и он будет в более сознательном возрасте без проблем изучать произведения.
Что касается осознанного запоминания текста, специалисты утверждают, что лучший возраст это 3-5 лет. Связано это с тем, что в таком возрасте ребенок уже понимает, что он делает, получает от этого удовольствие и т. д
Также именно в возрасте 3-5 лет наша память развивается быстрее и лучше всего, поэтому малышу будет очень просто разучивать стихи, даже весьма длинные.
Обратите внимание, что все детки разные, поэтому сильно привязываться к указанному возрасту не нужно. Если видите, что кроха проявляет интерес к изучению и чтению стишков раньше, начинайте заниматься раньше
Если даже в 5 лет малыш категорически отказывается учить стихи, не заставляйте, возможно, желание появится немного позже или не появится вообще – так бывает редко, но бывает.
В таком случае попробуйте найти другое занятие, которое ребенку будет по душе
Как тренировать память
Развивать память педагоги и детские психологи рекомендуют начинать как можно раньше. Одно из самых простых детских упражнений — это, конечно, учить стихи. Начинать надо с самых простых, затем перейти на более серьезные объемы. Учить прозу с маленькими детьми нежелательно — это будет для них слишком сложно. Прозу лучше оставить для средних и старших классов школы.
В детском саду стихи наизусть дети учат с воспитателем. Если ребенок не посещает детский сад, за его развитие отвечаете только вы, поэтому придется взять роль воспитателя на себя. Если ребенок небольшой, то слишком сложные стихотворения учить ни к чему. Выбирайте стихи с легко запоминающимися словами и легким слогом.
В школьном возрасте для развития памяти крайне важно как можно больше читать. Даже если ребенок читает «Гарри Поттера» — это уже отлично
Пусть осваивает то, что ему интересно, не настаивайте исключительно на классике — в любом случае чтение прекрасно развивает его память.
Отлично способствует развитию памяти и овладение новым умением. Можно записать ребенка на интересный ему кружок или начать вместе с ним осваивать какое-то новое знание — например, учиться рисовать или моделировать самолеты. Новая информация требует усвоения, поэтому обучающий процесс, интересный ребенку, незаметно и мягко развивает его память.
Не забывайте обогащать словарный запас своего чада, не бойтесь рассказывать ему что-то, применяя сложные слова — как раз и будет повод объяснить их значение. Это здорово развивает лексикон и память школьника.
Память можно развить в любом возрасте, поэтому не отчаивайтесь, если ребенок не может пока как следует учиться — при регулярных занятиях его учеба обязательно улучшится.
И чем больше будет тренироваться ребенок в запоминании, тем лучше. Поэтому не сердитесь на школьную программу, которая предусмотрела детям для заучивания слишком длинные и сложные стихотворения. Поймите, что так будет лучше для вашего же ребенка. Пусть он лучше сейчас обзаведется полезным умением и разовьет свою память, чем потом всю жизнь будет страдать от невнимательности и от того, что в голове не держится информация.
Ознакомьтесь с основами стихосложения
Многие считают, будто поэзия — это свободное от каких-либо рамок искусство, а творить нужно, как сердце подскажет, однако это совсем не так.
Вдохновение — очень важная составляющая создания стихов, тем не менее, существуют определенные правила стихосложения, при несоблюдении которых ваша работа вряд ли удовлетворит вас и возможную аудиторию слушателей.
Какой стихотворный размер выбрать
В стихосложении есть такое важное понятие как стихотворный размер, или метр. Оно означает определенный порядок чередования гласных, ударных и безударных
Ямбом называется двусложная стопа, ударение в которой приходится на каждый четный слог:
(А.С.Пушкин)Стопой называют повторяющиеся группы ударных и безударных слогов одной строки. Схематически стопу ямба можно представить так: (- !).Хорей — это двусложная стопа с ударением на каждый первый (нечетный) слог:(! -)
(А.С. Пушкин)Дактиль, амфибрахий и анапест являются трехсложными стихотворными размерами. Ударение в дактиле падает на каждый первый слог, то есть долгими будут первый слог, четвертый, седьмой и т. д.:(! — -)
(А.А. Блок)Амфибрахий — трехсложная стопа в которой ударение падает на каждый второй слог: второй, пятый, восьмой, одиннадцатый и т. д.:(- ! -)
(Н.А. Некрасов)Анапест — долгим слогом в этой стопе будет каждый третий: третий, шестой, девятый и т. д.:(- — !)
(Я.П. Полонский)Выбрав один из этих размеров, вам следует научиться его придерживаться.
Если сложно соблюдать один размер на протяжении всего стиха, попробуйте, например, одну строчку написать в одном размере, а вторую в другом, самое главное — не нарушать ритмический рисунок стихотворения.
Какую рифмовку выбрать
Говоря о том, как писать стихи, нельзя обойти стороной вопрос: а как же научиться стихи рифмовать?
К основным способам рифмовки относят смежную, кольцевую, перекрестную, холостую.Смежной называют рифмовку, при которой первая строка рифмуется со второй, третья с четвертое и так далее. Схематично такая рифмовка выглядит как ААВВ:
(А. Прокофьев)Кольцевая рифмовка — первая строка рифмуется с четвертой, вторая с третьей:(АВВА)
(Ф.И. Тютчев)При перекрестном способе рифмовки первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой:(АВАВ)
(Ф.И. Тютчев)Холостая рифмовка — вторая строка рифмуется с четвертой, а первая и третья строки не рифмуются между собой:(АВСВ)
(А.Н. Плещеев)
Как легко выучить стихотворение: инструкция в несколько этапов
Не стоит затягивать с изучением, в запасе должно оставаться 2-3 дня, особенно, если стих большой и сложен в восприятии. Создайте благоприятные условия: кто-то нуждается в полной тишине, а кто-то легко воспринимает информацию, когда на фоне играет спокойная музыка, главное – создать атмосферу комфорта и уединиться. Например, некоторые стесняются читаться вслух при родителях.
Этап №1 – подготовительный
- Прочитайте произведение вслух и про себя. Не начинайте сразу заучивать и зубрить, достаточно несколько раз пробежать глазами и почувствовать общее настроение, понять смысл произведения.
- Изучите незнакомые слова – поэзия авторов XIX-XX века наполнена метафорами, аллегорией, параллелизмом, старорусскими словами и фразами, вышедшими из общего обихода. Все вместе это называется – архаизмы (давеча, ведать, иже, злато, уста, зеницы, десница и другие). Не забывайте, что это время символизма, акмеизма, футуризма, имажинизма, где каждый представитель стремился создать уникальную форму.
- Поиграйте в ассоциации, подумайте, какие чувства вызывают у вас эти строки, какой смысл вкладывает автор, кто главный герой, а кто второстепенный.
- Если есть желание и умение, можно попробовать нарисовать прочитанное ‒ это хорошая тренировка художественных способностей и развитие креативности.
- Читайте стихотворение со знаками препинания и правильно расставляйте ударение, если сомневаетесь – лучше погуглите незнакомые слова. Читая с интонацией, мозг проще воспринимает информацию и расставляет акценты. После правильного прочтения, обычно приходит понимание рифмы и смысла.
- Читая произведение вслух, вы активизируете не только зрительную, но и слуховую память.
Первый этап пройден, пора сделать небольшой перерыв и «переварить» информацию. Но, надолго не отвлекайтесь, чтобы потом снова не направлять мозг в нужное русло. На втором этапе изучения придется приступать к конкретным действиям и задействовать все свои умственные способности.
Этап №2 — как выучить стихи за 5 минут
Выучить произведение за 5 минут возможно, конечно, если это небольшое стихотворение, а простенькое четверостишие. Но вернемся за работу.
Попробуйте переписать стих на лист бумаги, это активирует моторную память. Процесс займет больше 15 минут, но затраченные усилия окупаются сполна
Важно во время написания проговаривать каждую строчку. Такой метод подходит для небольших произведений, ведь переписывать «Бородино» Лермонтова на лист захочет не каждый
Продолжайте изучение с того листа на который был переписан стих. Повторите первую строчку, а потом не глядя в листок, повторите по памяти и так до конца, пока не запомните все произведение.
Сложности в заучивании вызывают слова, расположенные на стыке циклов. Создайте шпаргалку и подсматривайте начало цикла, если с ним возникают сложности.
Когда переписывать неохота, работайте по следующей схеме: повторите несколько раз первую строчку, не смотря в книгу, затем к первой добавьте вторую, также не подглядывая. Каждый раз, прибавляя строчку, вы дойдете до самого конца. Главное вести себя честно и не смотреть в книгу.
Воспользуйтесь помощью друзей или родителей. В этом случае работает принцип эха: один человек читает строчку, а вы сразу повторяете за ним. А после стараетесь воспроизвести отрывок полностью. Второй способ – продолжать начатую строку: вы говорите первую, а помощник вторую, а потом наоборот.
Учеба растянулась больше, чем на час – отдохните и повторите произведение перед сном. Мозг осмыслит полученную информацию и утром, вы сами того не осознавая, будете знать произведение на зубок.
Как легко выучить стихотворение, когда в голове, словно, ничего не хочет откладываться? Такое бывает, главное не корить себя, возможно, вам мешает внешний раздражитель или вы озабочены другой проблемой. Попробуйте успокоиться и настроиться на работу. Если возникают сложности с пониманием смысла, всегда можно найти дополнительную информацию в интернете. Выучить стих будет проще, если начать изучение не за час до сдачи
Именно поэтому важно оставлять в запасе 2-3 дня
Небольшой лайфхак
Когда в распоряжении есть 2-3 дня, в первый день потратьте на изучение 20 минут, а на следующий день уделите 1 час. Ночью вы осмыслите полученную информацию, а утром на свежую голову, закрепите результат.
Добрый друг и учитель
Читайте деткам поэзию и дайте им почувствовать, что книжка, это не только учитель, но и добрый, верный друг, который всегда подскажет правильное решение, научит, посоветует и достучится к совести, если она однажды, спрячется куда-то далеко или глубоко.
Боитесь, что маленькие детки не поймут все, о чем рассказывают им стихи о книгах для детей?
Не стоит беспокоиться. Главную мысль мудрых строчек они уловят очень быстро и поймут:
— яркие картинки можно отыскать только в здоровой книжечке, а значит не стоит ее разрисовывать и чертить, вырывать страницы и терять на улице;
— книга их лучший друг, а друзей нужно любить и уважать;
— на белых страницах есть маленькие черные буквы и если с ними подружиться, то можно самому научиться читать стихи о книгах для детей, сказки и истории о приключениях;
— стихотворения часто превращаются в песни и если выучить стишок, то его можно не только рассказывать, но и петь;
— если читать много книг и стихов, то можно самому стать поэтом и писать книги и разрисовывать их картинками.
Каждый взрослый человек, который воспитывает маленьких деток, должен понимать, что стихотворения помогают ему правильно воспринимать маленького человечка и подсказывают решение многих проблем, с которым они сталкиваются при общении с детьми.
Когда малыш слушает стихотворение о детях, которые научились читать или подружились с буквами, то и он начинает стремиться к подобному. Ребенок наследует героев истории и его воображение рисует картинку о том, как он будет читать сам любимые истории и сказки.
Когда дети слушают историю о школьниках, которые небрежно относились к учебе и учебникам, то четко понимает, что это очень плохо. Малыши не захотят быть негативными персонажами.
Стихи имеют удивительную силу – учить детей и взрослых, показывать им каким должен быть наш мир и как можно сделать счастливым каждого человека. Попробуйте отыскать этот рецепт счастья вместе со своими детками.
Ребенок 2, 3, 4, 5 лет не запоминает стихи – что делать, как учить стихи с таким ребенком: советы
- Как правило, причиной, по которой ребенок 2, 3, 4, 5 лет не запоминает стихи, является то, что родители не читали ему их, когда он был еще младенцем. Когда ребенок с самых пеленок слышит разные стихотворные произведения, это для него становится привычным занятием. Такого малыша потом не нужно заставлять разучивать стихи.
- Он с удовольствием повторяет рифмы сам. И чем раньше ребенок будет слышать рифмованные строчки, тем легче ему будет запоминать стихи, когда он подрастет. В семьях, где крохе с самого рождения поют песенки и колыбельные, а уход за ним сопровождают прибаутками и стишками, он уже с годика начинает ритмично раскачиваться в такт рифмованных строк.
Важно
Метод караоке — помогает легче учить стихи
Попробуйте выучить стихотворение Владимира Маяковского с помощью этого видео ролика. Автор читает вслух и помогает более простому запоминанию текста.
Маяковский — «Послушайте»
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
Далее
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Нравиться читать и учить стихи — пишите как вы это делаете.
А занаете ли вы, кто автор строк на заставке к этой статье? И кто перевел эти строки на русский язык?
Все просто:
Автор строк — Иога́нн Во́льфганг Гете. А перевел это короткое стихотворение с немецкого языка — Михаил Юрьевич Лермонтов
Как правильно читать стихи с выражением
Усадите ребенка в кресло в качестве зрителя, а сами встаньте перед ним, и красиво прочтите стихотворение. Не спеша, с выражением, выдерживая нужные паузы, четко выговаривая слова. Видя своего авторитетного родителя в роли выступающего, ребенок и сам с радостью попытается воспроизвести нечто подобное.
Внимательно слушайте своего ребенка
Очень хорошо, если вы находите время для того, чтобы послушать речь вашего ребенка. Слушайте, как он разговаривает, и, если нужно, поправляйте его, подсказывайте правильное произношение и ударение, рассказывайте значение слов. Даже если вы будете претворяться, что внимательно слушаете ребенка, это будет намного лучше и полезнее, чем фраза типа «Отстань, я очень устала и хочу отдохнуть… Потом расскажешь». Ведь если ребенок поймет, что даже вам его рассказы не интересны, то, что уж говорить про публичные выступления!
Записать его выступление на диктофон (веб-камеру, камеру телефона и т.д.)
Чтобы ребенок прочувствовал, что и где он делает не так, обязательно дайте ему послушать собственное выступление, записанное на цифровой носитель. После прослушивания вместе с ребенком обсудите, хорошо ли он прочел стихотворение, что в его выступлении было хорошо, а что — не очень. Обязательно найдите, за что похвалить своего оратора. Сплошная критика — это «не наш метод».
После того, как все замечания учтены, запишите выступление еще раз. Ребенок привыкнет к своему голосу, будет меньше стесняться, и ваши записи будут с каждым разом все лучше. И не забывайте про похвалу — это огромный стимул к новым свершениям.
Предоставить ребенку свободу выбора
Если есть такая возможность, то выбирайте стихотворение для выступления вместе с ребенком. Те строки, которые придутся ему по душе, где он будет понимать суть прочитанного, ребенок выучит с гораздо большим удовольствием, чем тот стих, который ему навязали.
Читать, читать, и еще раз читать
Если ваш малыш еще не умеет читать, то читайте ему вслух вы, и как можно чаще. Конечно же, читать стихи и сказки нужно с выражением, интересно, чтобы ребенок на подсознательном уровне впитал то, как нужно правильно говорить, чтобы было интересно слушать.
Если ребенок умеет читать сам, то пусть читает как можно больше. И опять же, пусть не просто бубнит себе под нос, а медленно, четко произносит все слова, выдерживает интонацию и паузы. Иногда давайте ребенку передохнуть, и почитайте пару страниц сами. Это будет очень интересно.
Хвалить ребенка, замечать все его успехи
Очень важно, чтобы в процессе обучения ваш ребенок чувствовал вашу поддержку и любовь. Напоминайте ему, какой он молодец, какой он способный ученик, что у него обязательно все получится
Ваша похвала может выглядеть примерно так:
«Мне очень нравится, как ты сегодня читаешь»,
«С тобой очень весело читать сказки, ты молодец»,
«Сегодня ты постарался, мне особенно понравилась интонация»,
«Как приятно видеть тебя с книгой в руках!»,
«У тебя приятный голос, мне он очень нравится» и т.д.
Это придаст ребенку дополнительную уверенность в собственных силах.
Успехов вам, и пусть у вас всегда будет повод для того, чтобы гордиться своим ребенком!
Аргументы о вредности заучивания произведений
Ради справедливости приведем самые часто встречающиеся аргументы не в пользу заучивания:
Бестолковое зазубривание не развивает ребенка, а превращает его в робота, который механически запомнил стихотворение, пересказал его и тут же благополучно забыл.
Некоторые педагоги всерьез полагают, что ребенок должен учить только то, что может понять и то, что ему нравится. Но о каком развитии речи тогда можно говорить? Ведь развитие и идет как раз через преодоление трудностей и усвоение нового. Запоминание самых простых стихов и прозаических произведений оттачивает речь, развивает языковое чутье и формирует внутреннюю грамотность. Ребенок, заучивая сложные стихи, учится без ошибок писать, запоминает знаки препинания и орфограммы в сложных речевых оборотах.
Поэтому совершенно необходимо пусть даже и механически зубрить сложные произведения, которые кажутся сейчас столь ненужными. При запоминании все равно какая-то часть правильного произношения и литературной красивой речи осядет, застрянет, запишется на подкорку — и во взрослой жизни при соответствующей ситуации себя проявит.
Многие дети и родители обижаются, что учитель литературы снижает общую оценку ребенку за несколько невыученных им стихотворений, хотя сочинения и прочие задания выполнены на отлично.
Родители говорят — почему ему снизили оценку — подумаешь, не выучил какое-то никому не нужное стихотворение. Но если выучить это стихотворение было обозначено в программе как обязательное требование к учащемуся, то преподаватель имеет право снизить общую оценку за успеваемость, если ребенок задание не выполнил.
Вот, пожалуй, и все. Это два основных аргумента, которым недовольные дети и их родители объясняют свое нежелание учить стихи в школе. Аргументы, признаться, не самые сильные. Доводов «За» гораздо больше, и они несравнимо более впечатляющи.
Что точно нельзя делать, чтобы быстро выучить стих
Запоминать весь текст одновременно
Важно разбить стихотворение построчно, как удобно именно вам, а далее повторять раз за разом, добавляя по новой строчке. Лучше воспользоваться методом снежного кома, о котором мы расскажем дальше.
Перед началом заучивания важно прочитать стих целиком, чтобы не потерять логическую цепочку, связь между строфами и правильно расставить знаки препинания.
Если забыли строчку, не пытайтесь вспомнить ее самостоятельно, такие паузы только отвлекают
Можно подсмотреть, главное не прерывать процесс декларирования.
Тренируйте память: чем больше вы читаете и учите произведений, тем легче в дальнейшем изучать новые.
Прислушиваясь к этим советам, вы точно будете знать, как запомнить стих, не затрачивая много времени.
Почему ребенок не запоминает стихи или плохо запоминает: как правильно учить?
Если ваш ребенок плохо запоминает стихи, занимайтесь с ним, учитывая рекомендации специалистов:
Стихотворение должно быть доступным для детского восприятия
Принимайте во внимание возраст малыша. Чем меньше ребенок, тем короче должно быть стихотворение
Слишком большой объем информации его мозг воспринимать пока не может.
Подбирайте для заучивания динамичные стишки с интересным и ярким сюжетом. Они должны содержать преимущественно действие, а не описание. Строки стихотворения должны быть короткими, а ритм – простым.
Для того, чтобы ребенок с удовольствием выучил стихи, очень важно, чтобы они ему нравились. Если малышу нравится стишок, то он охотно будет с вами заниматься.
Читайте стихи с выражением, эмоционально
Так произведение наполнится для ребенка смыслом, что позволит ему полюбить поэзию с раннего детства. И он, подражая вашим интонациям, станет так же выразительно декламировать.
Учитывайте темперамент своего чада. Для спокойных и медлительных детишек подбирайте плавные стихи, а для непосед – ритмичные и энергичные.
Если у ребенка плохо получается запоминать стихи, не давайте ему слишком объемный материал. Заучивайте стихотворение частями, не повторяя целиком. Но вначале обсудите с малышом весь сюжет, чтобы избежать впоследствии возможного переставления четверостиший местами.
Независимо от того, насколько много приходится подсказывать ребенку, когда он читает наизусть стихотворение, хвалите его. Говорите ему, что он молодец и замечательно все запомнил.
Изучение стихов
- Ни в коем случае не ругайте свое чадо, если он не хочет учить стихи или плохо их запоминает. Так вы только расстроите и напугаете его, а также снизите мотивацию к дальнейшим занятиям.
- Чтобы процесс обучения проходил более охотно, посвятите определенный стишок кому-то из родственников. Скажите ребенку, что бабушке, дедушке или тете будет очень приятно, если он выучит стихотворение для них.
- Заведите специальный альбом, в котором ребенок будет рисовать каждый выученный стишок. Напишите имя автора, название. Это послужит дополнительным стимулом к заучиванию, ведь потом будет так интересно разглядывать свои рисунки. Периодически доставайте этот альбом, рассматривайте и повторяйте выученные стихи.
- Следите за тем, чтобы ребенок проговаривал слова выразительно и внятно, не торопясь и не глотая окончания. Если малыш тараторит, остановите его и поправьте, чтобы это не вошло у него в привычку.
- Если ребенок категорически не хочет учить и сопротивляется, попробуйте усыпить его бдительность. Скажите, что не будете учить с ним. А просто будете ему рассказывать, а он пусть повторяет. Повторяйте только по одной строчке стихотворения.
- Заучивая с ребенком стихи, настройтесь на позитивный лад. Не подходите к этому как к трудной работе. Это позволит ребенку получать от процесса удовольствие.
- Учитывайте индивидуальные особенности своего чада. Для заучивания четверостишия одному малышу достаточно часа, а другому понадобится несколько дней. Ничего страшного. Не сравнивайте своего ребенка с другими. У каждого свой темп.
- Повторяйте стихи, которые вы разучивали раньше. Это позволит развить у ребенка долговременную память.
- Не заставляйте малыша учить стихи, если он чем-то расстроен или увлечен другим занятием. Иначе это может отбить у него охоту разучивать стихи в дальнейшем.
Не заставляйте
- Предложите ребенку самому выбрать стихотворение из нескольких предложенных вами. Спросите, какое бы он хотел прочитать бабушке или на детском утреннике.
- Исследования показали, что дети хорошо запоминают стихи, если учить их перед сном. А «магический» ритуал в виде книжки под подушкой только усилит эффект.
- Расширяйте кругозор своего чада. Играйте с ним в развивающие интеллектуальные игры. Развитый интеллект и богатый словарный запас способствуют более легкому заучиванию стихов.
Проблема культуры
Возвращаясь к несчастному ребенку, которого пытают Плещеевым, — заметна вторая серьезная проблема: отсутствие стиховой культуры (да и вообще культуры). Про общую культуру и так понятно: мама даже не реагирует, когда ребенок на видео первый раз матерится. Давайте лучше о стиховой культуре.
Ребенок на видео не чувствует поэтического ритма, сбивается с него, все время ломает строку, делая ее прозаической. Так редко бывает с детьми, которым с раннего детства много пели песен и читали стихов (кстати, замечу, что особенно в этом смысле хорош Чуковский, которого принято шпынять за страшные ужасные сюжеты; хорош он необыкновенной стиховой энергией и поразительным разнообразием стиха: он ненавязчиво вводит ребенка в мир русской поэзии, знакомя его не только с типичными для детской поэзии хореями, но и с дактилями, и с амфибрахиями, и с пэонами…
Ребенок вырастает, уже пропитанный этими ритмами, стихи легко воспринимаются и легко учатся. А когда этого нет – попытка выучить стихотворение оказывается сродни попытке за один вечер овладеть тувинским горловым пением. Вот вам запись и полчаса времени на домашнюю работу – попробуйте-ка выучить и спеть:
Разумеется, бывает стиховая глухота. Дети, когда учат длинные стихи, часто забывают отдельные слова. Но одни подставляют синонимы с сохранением размера – «мой дядя самых честных правил, когда ужасно занемог», а другие – выбрасывают забытое слово, переставляют слова – и, кажется, вовсе не слышат, что у них вышло. «Ну и день был, сквозь дым летучий французы пошли как тучи»
В этих случаях обязательно нужно обращать внимание на ритм, отбивать его, отстукивать, скандировать, — учить слышать стихи
Глухота бывает и менее выраженной – например, читая вслух Пушкина, дети по привычке читают «раскаленной» и «безнадежно» как «раскалённой»и «безнадёжно», отчего стихи сразу начинают хромать. Они, разумеется, ничего не знают о церковнославянизмах и не понимают, почему тут должно быть Е вместо Ё, и их не смущают даже рифмы «раскалённой – Вселенной» « «безнадёжно – нежно». Но что мешает взрослым поговорить с ними об этом?
Стихи Николая Зверева
Скажу вам честно, писалось не всегда легко и сразу. Муза – подруга капризная: может посетить и уйти в одночасье. Каждое произведение прошло через душу и сердце, в каждом много из пережитого и увиденного в жизни. Но теперь пришло время, я решил выставить на ваш суд, читатель, свои произведения.
Прежде чем их выложить в данной заметке, я десятки раз перечитывал их, да и другие, не вошедшие сюда. И мне кажется, что все сложилось и получилось более менее удачно. Конечно, я не профессиональный поэт и писатель, но как говорится, что написано пером, не вырубить топором! Читайте, жду ваших откликов. Ниже дана ссылка на мои первые произведения.
Мои сборники “Откровение души” и “На рубеже веков”
Продолжаем наш разговор о поэзии. Вернее сказать, я продолжаю знакомить вас, дорогой читатель, со 2-ой частью сборника своих белых стихов. Большинство из них были написаны в конце прошлого бурного двадцатого века, так что пора было им появиться на свет.
«Откровение души» – так я назвал 2-ю часть сборника своих стихов. В ней прослеживаются те же темы, но присутствует больше любовной лирики. Как получилось, судить вам. Ссылка на чтение:
Продолжаем разговор о поэзии, о моих произведениях. В юности и молодости я любил читать А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова – это мои самые любимые поэты 19 века. Также читал Федора Тютчева, Афанасия Фета, Евгения Баратынского и многих других.
Из современных поэтов, к сожалению, никого не знаю, но в 70-90 годы прошлого века читал Евгения Евтушенко, Эдуарда Асадова, Николая Доризо, Расула Гамзатова и других. Тогда эти мастера жанра гремели на всю Россию, их знал каждый школьник и студент.
Сегодня я представляю последнюю часть своих рукописей, она называется “На рубеже веков”. Часть 3. Продолжение всех предыдущих тем и, конечно, любовной лирики, которая занимает определенное место в моем творчестве. Поверьте, писать о себе, о пережитом – это одновременно легко и сложно. Кто когда-либо занимался сочинением, тот поймет меня. Читайте по этой ссылке:
Стихи Николая Зверева. На рубеже веков. Часть III
Как написать красивое стихотворение о любви?
Любовная лирика будет существовать на земле до тех пор, пока люди будут способны чувствовать. Душа поет или грустит, слова сами ложатся на чистый лист, из каждой строки рвутся эмоции и страсти, но вот в чем загадка: одни стихи мы запоминаем надолго, а другие даже дочитывать не хочется. Почему так? Как писать стихи о любви, чтобы их хотелось читать?
Советы:
- В первую очередь, в вашем стихотворении должна быть сильной «техническая» сторона. Любые стихи нужно писать грамотно. Грубые ошибки в самых простых словах способны оттолкнуть читателя. Речь автора должна быть ясной и четкой. Использование вводных слов лишь для связки и слов-паразитов в стихах (тем более о любви) необходимо вообще исключить. Не злоупотребляйте союзами в начале строки.
- Если вы начали стихотворение в определенном ритме, сохраняйте его до конца. Частые и неуместные переходы от одного метра к другому сложны для восприятия. Создается впечатление, что автор – новичок, причем, далеко не талантливый. Перечитывайте уже написанное, проверяйте себя. Не растягивайте на страницы то, что можно изложить в паре строф.
- Стихи о любви играют на тонких струнах человеческой души, следовательно, ваше творение должно найти отклик у слушателя. Казалось бы, это не так сложно, ведь практически каждый хоть раз в своей жизни любил. Но успех зависит не от того, что кто-то когда-то испытывал, а от того, насколько точно вы сможете описать состояние любви. Залог читаемого и популярного о любви – созвучность ваших мыслей с переживаниями других людей.
- Яркие и красочные образы запоминаются лучше, поэтому в любовной лирике много метафор и сравнений. Научитесь использовать их в тех местах, где это действительно необходимо, но не переусердствуйте. За живописными картинами воображения не должны потеряться смысл и логика вашего произведения.
- Больший отклик у аудитории находят стихи о любовных страданиях, муках и томлениях, нежели вирши в духе «мы встретились, влюбились, у нас все замечательно». Во-первых, это связано с тем, что читатель примеряет описанную ситуацию на себя и сравнивает, так ли это было у него, а во-вторых, людям просто интереснее читать о трагедии и изломанной судьбе. И это далеко не садистские наклонности, а всего лишь детское любопытство той души, которая впитывает в себя ваши стихи.