Как правильно и быстро научить ребенка 5-6-7 лет читать по слогам в домашних условиях

Содержание:

Алгоритм обучения ребенка чтению по слогам

План действий можно разбить на 3 шага:

  1. Знакомство с алфавитом.

Этот этап начинайте с 2-3 лет. Он не вызывает затруднений у детей, буквы запоминаются и заучиваются легко.

Advertisement

  1. Складывание слогов.

Требует от ребенка понимания звуков, а не букв. Раньше, чем 4-5 лет, к этому этапу приступать не нужно. Если складывание слогов из согласных и гласных дается тяжело, отбивает охоту к чтению, предложите малышу спеть вместе пару гласных. Например, АУ, ЭУ…

  1. Слитное чтение нескольких слогов.

Если ребенок хорошо усвоить слияние букв в слоги. Перейти к чтению простых слов будет несложно. Таким образом, основным и самым сложным шагом для дошкольников будет 2 этап обучения чтению. Ему уделяйте больше времени, занятия проводите регулярно, чтобы навык не терялся. В помощь себе и ребенку выберите одну из признанных в педагогическом сообществе методик обучения слоговому чтению, представленных ниже.

Методики для обучения дома

Существует огромное количество различных методик для обучения детей чтению. Наибольшее распространение получили ниже представленные.

Методика Зайцева

На сегодняшний день является одной из самых популярных и распространенных. Автором был создан способ по размещению часто произносимых букв в одной таблице, а в последствии поделил их на множество кубиков. В данном случае получилось так, что ребенок изучает буквы и слоги в игровой манере, на кубиках.

Способ имеет несколько негативных моментов, которые заключаются в том, что изучив буквы и чтение, дети начинают «проглатывать» окончание слова, впоследствии не могут также разобрать состав слова, поскольку знают его только полностью.

Обратите внимание! Несмотря на недочеты, методика активно применяется многими родителями. 

Кубики Зайцева

Способ Глена Домана

Представляет собой простейшую методику обучения, которая состоит из нескольких этапов. В данном случае автор не ставит перед ребенком недостижимых целей и сложных задач, поэтому нет никакой сложности для малыша и его родителей. Основные этапы, из которых состоит методика:

  1. Чтение отдельных слов;
  2. Чтение словосочетаний;
  3. Изучение простых предложений;
  4. Переход на более сложные распространённые предложения;
  5. Книги.

Способ Марии Монтессори

Заключается в стимулировании самостоятельности и самобытности малыша. Это природные вещи, которые присутствуют в каждом человеке

Однако автором предлагается уделить им внимание с самого детства, то есть проявить все способности и таланты заранее

Методика заключается в наличии нескольких этапов:

  1. Обводить и штриховать. Чтение начинается с письма, а письмо — с подготовки руки. Для этого монтессори-педагоги советуют заняться штриховками и обводками. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает свободу движения кисти и твердость пальцев.
  2. Ощупывание букв. На ощупь дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.
  3. Составление слов. Когда дети узнают несколько гласных (3-4) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита.
  4. Написание слов.
  5. Чтение.

Еще по теме «Как научить ребенка до года говорить»:

Как научить ребенка опираться на ручки?

Как научить ребенка ходить и говорить : 2 развивающие игры. Цель — развить координацию движений, научить балансировать и удерживать равновесие. Упражнение 4. Возраст: когда ребёнок уже умеет подниматься с коленей при помощи опоры.

как научить чисто говорить?

дочери 3,2 года. говорит много, но всё почти непонятно.Как мать я её понимаю, но даже для папы иногда её слова загадка. В саду логопед сказал что учить надо с 4,5— 5 лет. Это неправильно, но как заниматься можно дома? (алфавит повторяет почти чисто)или куда-то обращаться?

что умеет ребенок в 13-14 мес?

Как научить ребенка ходить и говорить : 2 развивающие игры. Ученые установили, что дети, которые к 13 — месячному возрасту уже Питание ребенка от года до полутора лет. Не нужно забывать об этом и вводить кефир в рацион 6-7 месячных малышей. Сейчас дети 8 и 13 лет с…

Ребенок боится ходить

Дочке скоро год и месяц. Встает везде месяцев с 10. Ходит только за две ручки и вдоль опоры. Без поддержки тоже почти не стоит. Неделю назад сделала шагов пять, держась одной рукой, но и то потому что рука была игрушкой занята, и все. А сейчас боится, садится сразу же.

А ваш ребенок ругается матом?

А ваш ребенок ругается матом?. — посиделки. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и Как научить ребенка ходить и говорить : 2 развивающие игры. Раз понимает речь хорошо, значит, скоро заговорит.

Ребенок не умеет объяснить

Ребенок не умеет объяснить. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет : школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Как научить его формулировать свои мысли?

Как научить ребенка говорить?:)

Как научить ребенка говорить ?:). Речь. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет : закаливание и развитие, питание и болезни Говорю : скажи Оля — говорит «О…» Предлагаю по другому: скажи «О-ля» (четко разбиваю слово на слоги, почти два отдельных…

как научить ребенка играть самостоятельн

Как научить ребенка ходить и говорить : 2 развивающие игры. В ходе эксперимента, проведенного в 2011 г., ученые в домашних условиях наблюдали за тем, как 11- месячные дети, еще не научившиеся ходить, но уже активно ползающие, играли со своими мамами.

Как учить читать ребенка до года – двух

Ребенок начал говорить в 1 год 7 месяцев. Как разговорить ребенка : опыт мамы. Думала, как же я сама буду учить своего ребенка научить ребенка читать в этом возрасте можно. лучше Если ребенок четко различает языки, то можно, наверное, изучать Мой ребенок проявил…

ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ

Правильная речь – с рождения: развитие речи у детей до года. То, что в 5 лет ребенок не понимает речь взрослого (о чем вы ниже Как научить ребенка рано говорить : 2 успешные методики для развития речи. 1) дети с задержкой умственого развития проxодят теже етапы…

Мамы детей-аутистов подскажите, во-сколь

Мамы детей -аутистов подскажите, во-сколько лет аутисты начинают говорить ? Как их разговорить ? И еще хочу сказать, что самый тяжелый период моей депрессии по поводу ребенка приходился как раз на возраст 2-4 года, то есть где-то в 3 был самый пик, правда кто…

как «научить ребенка говорить»

Нашему Никите 1 и 9 почти. Любит книжки смотреть, сказки слушает с интересом, зверюшкам подражает (не оч. похоже, но эмоционально). Моторика рук вполне развита на мой взгляд. Если поем песенки, он может спеть ля-ля-ля или та-та-та. Папа говорит, мама реже. И то, если что-то хочет, а если попросишь сказать, то редко. Если просит что-нибудь, а я в ответ прошу сказать «мама, дай!», то он злится просто (или нельзя так?).

Мы еще не говорим

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет : закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Отличные советы у всех, хочу еще добавить — мы очень любим с дочкой разговаривать. Ей тоже 1,9, но у нас месяца два назад начался…

Слабослышащий ребенок

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет : закаливание и развитие, питание и Слабослышащий ребенок. Девочки, подскажите что почитать. У знакомой мальчику только годик Самое главное, научить рано читать, у нас это было в 5 лет. Что ребёнок не услышит…

Как приучить ребенка к спокойным играм или книгам.

А чтение придется совмещать с игрой. Дайте ребенку возможность прожить самому то, что Например можно не просто бегать-прыгать, а ходить -бегать-скакать по линии, по кругу или по У ребенка безусловно откладывается в головке то, что мы им говорим. Но не всегда они сходу…

Как развивать речь у детей до года?

Родителям, которых интересует, как научить ребенка рано разговаривать, необходимо ознакомиться с приведенными ниже рекомендациями специалистов, направленными на развитие речевого аппарата у детей. Следуя им, можно научить малыша говорить гораздо раньше его сверстников:

  • Чтобы научить ребенка хорошо разговаривать, необходимо приучать его к общению с самого рождения. Новорожденные дети не понимают смысла слов, однако они отлично воспринимают обращенные к ним эмоции. По этой причине взрослым нужно стараться как можно чаще улыбаться малышу, а при обращении к нему постоянно изменять интонацию своего голоса.
  • Общение с маленькими детьми нельзя ограничивать стандартным набором слов и фраз. Чтобы кроха научился рано говорить, маме нужно объяснять ему, как называется тот или иной предмет, описывать происходящие вокруг действия, читать ему сказки и стихи, петь песни. Нет ничего страшного в том, что ребенок еще слишком мал для того, чтобы повторять услышанные слова. Наступит момент, когда он начнет разговаривать, и речь его тогда будет намного богаче и правильней, чем у его ровесников.
  • Родителям, интересующимся тем, как правильно разговаривать с ребенком, необходимо при общении с ним произносить все слова четко. Это позволит малышу правильно их запоминать и воспроизводить.
  • Ребенку уже исполнился год, но он по-прежнему показывает пальцем на вещь, которую хочет получить? Взрослым нужно взять за правило не обращать внимания на его жесты. Пусть малыш сначала скажет слово «дай» и только после того получит желаемый предмет.

Почему дети не хотят учиться читать?

А зачем? Есть много других интересных занятий, а мотивации — нет. Бывает, причина в том, что ребенка начинают обучать чтению слишком рано:

  • ему приходится тратить много времени и усилий;
  • слова складываются автоматически (как при игре в кубики), малыш не понимает связь между буквами и значениями, забывает первую половину слова или предложения, когда дочитывает до конца;
  • ребенок боится расстроить родителей, при обучении отсутствует элемент игры.

Этапы обучения чтению

  • Играем со звуками: можно пошипеть, как змея, или пожужжать, как самолет, или посчитать, сколько звуков в коротком слове.
  • Знакомим с ударением, гласными и согласными.
  • Учим буквы и цифры с помощью кубиков, азбуки или букваря, для непосед можно использовать лото, доску с магнитными буквами или просто лист с карандашами.
  • Учим составлять из слов слоги и затем целые слова и предложения. Постепенно переходим к чтению предложений.

Как тренировать ребенка

Итак, дошкольник научился читать

Пришло время обратить внимание на скорость словосложения, чтобы укладываться в нормативы техники чтения в школе. Используйте следующие упражнения для повышения темпа воспроизведения отрывков вслух

Чтение слоговых таблиц

Таблицу можно распечатать в большом размере, нажмите на картинку и скачайте её:

Эффективное средство перехода от слогового к пословному чтению. Если проводить тренировки регулярно, будущий первоклассник будет складывать слова из слогов автоматически.

Читайте таблицы столбиками (вертикально), на каждую по 30 секунд на начальном этапе. Записывайте потраченное время в дневник, отмечайте прогресс. Через 7–10 дней дошкольник должен подойти к такому результату: 3 таблицы за 30 секунд, то есть практически выучит их наизусть. Тренируйтесь каждый день 2 раза.

Волна

Положите книгу на стол перед ребенком, текст должен быть небольшой. Пусть прочитает в удобном для него ритме. Затем разверните учебник на 90°, попросите прочитать отрывок или весь текст. Потом расположите ее вверх ногами, повторите задание. Объем текста увеличивайте постепенно.

Чтение отрывками

Упражнение подходит для детей со средним или быстрым темпом речи. Задача родителя или педагога: максимально улучшить результат. При выборе тренировочного текста учитывайте технику чтения на данный момент и прибавьте к результату 30 слов. Если дошкольник читает 20 слов, дайте текст на 50 единиц, если 30 слов — на 60 единиц.

Тренировка состоит из трех этапов. Сначала ребенок прочитает заданный отрывок без задания, в привычном для него ритме. Затем старается уложиться в 1 минуту, использует две попытки. Увеличивайте количество слов в отрывке, когда дошкольник спокойно, без усилий справляется с поставленной задачей. Тренировку проводите каждый день 2 раза (утром, вечером).

Пересказ прочитанного текста

Это задание полезно ученикам с любым ритмом чтения. Учите пересказывать прочитанное по абзацам, затем по странице, потом полностью. Если детсадовец читает совсем медленно, по слогам, воспроизводите текст сами вслух. Пусть расскажет, что услышал и понял. Затем прочитает самостоятельно.

Как определить готов ли ребенок к обучению чтению

Как узнать готов ли ребенок к обучению чтению? Это может сделать любой наблюдательный родитель, а также нужно учитывать психологические, физиологические и индивидуальные особенности каждого малыша.

Приведу примет из личной жизни. Обучение чтению моих двух дочерей проходило по совершенно разному сценарию и срокам. Старший ребенок начал интересоваться буквами уже в 1,5 года. Показываешь букву и она мигом ее запоминала и воспроизводила в других ситуациях ( показывала эту букву в книге, на упаковках продуктов на одежде и т.д). К двум годам знала все буквы, при этом не составляя сложных предложений. В три года ребенок уже читал слоги, а к четырем слова и короткие предложения. В пять лет это было уже сознательное беглое чтение. Усилий в обучении совершенно не было, это был интерес и желание самого ребенка. Это говорит об эмоциональной и психологической готовности к обучению.

С младшим ребенком все было иначе. Интереса к буквам и чтению не было до лет 4, а может и позже. Далее в игровых приемах по обучению чтению было обнаружено, что нарушен фонематический слух. Ребенок путал слова, схожие по звучанию (мишка — миска, том — дом и т.д.). Кроме это было нарушено произношение нескольких звуков. На этом примере показано, что ребенок в 4 года еще не был физиологически и психологически готов к обучению.

Критерии готовности к обучению чтению

Очень важным показателем готовности к обучению чтению является развитая связная речь ребенка. Он говорит полными предложениями, может составить рассказ, пересказать прочитанное вами, тогда начинайте смело заниматься.
Вторым важным показателем является правильная речь и развитие фонематического слуха (различение близких по звучанию слов дом — ком). А правильно ли развивается речь вашего малыша Вы сможете узнать по выделенной ссылке

Если ребенок говорит мало или неправильно произносит звуки обратитесь за помощью к учителю-дефектологу (логопеду), если вы его уже посещаете, то следуйте и выполняйте все его инструкции.
Малыш вполне способен сконцентрировать свое внимание на 10-15 минут, в противном случае даже начинать учить чтению не стоит.
Ваш ребенок постоянно просит почитать или часами рассматривает книги, любит слушать сказки и задает вопросы по их содержанию.
Различает где право — лево, вверху — внизу. Если этого ребенок не умеет, научите его

Это поможет ему ориентироваться на странице или тексте: с какой стороны начинать читать, где верх и низ.

Лучший возраст

Итак, специалисты уверены, что приступать к обучению науке чтения следует в дошкольном возрасте. В школе ребенок столкнется с множеством нововведений, прежде всего – изменится его основной вид деятельности, от игры он неожиданно для себя перейдет к обучению. Это непросто. Приходится длительное время сидеть за партой, концентрироваться на том, о чем рассказывает учитель, учиться общаться с ранее незнакомыми ровесниками, искать свое место в социуме.

Ученик становится более самостоятельным, ему теперь необходимо дисциплинированно себя вести, знакомиться с арифметическими действиями, учиться рисовать, мастерить и прочее. Поэтому получение еще одного нового навыка – чтения – будет стоить больших усилий. И те родители, которые жалеют ребенка, не хотят заниматься с ним чтением, стремятся хотя бы на год продлить детство, на самом деле оказывают ему медвежью услугу – время потеряно, в школе их малышу предстоит усиленно и напряженно заниматься.

Начинать лучше в 4,5-5 лет

В это время ребенок способен концентрировать внимание около 10 минут, этого для обучения вполне достаточно. Изучать буквы можно и раньше – в 3 — 4 года малыш обладает всеми резервами для знакомства с алфавитом и постепенного запоминания букв

Полезным будет давать ребенку в 3-4 годика играть с кубиками, на гранях которых написаны буквы и нарисован предмет, название которого начинается с каждой из них (например, К и котик). Ребенок, выстраивая крепость из кубиков, будет в процессе игры постепенно запоминать, как выглядят буквы и что они обозначают.

Не менее важно формировать устойчивый интерес к книге. На родителей дошкольников возлагается большая ответственность: если они будут заставлять ребенка читать, кричать на него, нервничать, то велик риск, что малыш навсегда разочаруется в чтении и даже во взрослой жизни будет крайне неохотно открывать книгу

Этого можно избежать, если регулярно хвалить его, а сам процесс, при всей его серьезности, преобразовать в увлекательную игру.

Обучение в игровой форме: плюсы и минусы

Обучение ребенка чтению в 5-6 лет, построенное в игровой форме, имеет массу положительных сторон. Эффективность уроков можно объяснить возрастными особенностями старших дошколят, повышенным уровнем любопытства ко всему новому и яркому.

Преимущества метода:

  • Ребенок не устает, не теряет интерес в процессе получения новой информации.
  • Каждый урок можно выстраивать по индивидуальному плану, выбирая разноплановые задания из богатой картотеки.
  • Дошкольник принимает непосредственное участие в создании раздаточного и демонстрационного материала к уроку. Например, рисует буквы, лепит или вырезает из бумаги для аппликации.
  • Чтение не выдвигается на первый главный план урока. Буквы, слоги, слова познаются ребенком исподволь.
  • Ребенок на игровых уроках развивается интеллектуально, творчески, психологически.
  • Детский коллектив сплачивается.
  • Если урок проводится в группе, можно делать упор на соревновательный момент в играх. У детей появляется желание успевать, читать и учиться лучше других.

Недостатки метода:

  • У педагога могут возникнуть проблемы с дисциплиной. Возбужденные дети часто заигрываются, не слышат наставления учителя, родителя.
  • Игры, головоломки отнимают много времени.
  • Переход к традиционным способам подачи нужной для обучения чтению информации воспринимается дошкольниками с трудом, требуется время для переключения внимания.

Перед началом курса обучения чтению составьте примерный план работы, программу на 6 месяцев или год:

  1. Начните с изучения и запоминания букв. В качестве помощника используйте методику кубиков Зайцева.
  2. Автоматизируйте их поиск, называние. Делайте поделки из пластилина, разукрашивайте буквенные символы, подбирайте слова на один звук.
  3. Постепенно соединяйте звуки в слоги, предлагайте ребенку составлять простые слова самостоятельно, искать их на картинках, писать. Играйте в чтение слогов, поиск букв, ассоциации. Это помогает слиянию звуков.
  4. Читайте слова отдельно друг от друга и в маленьких предложениях. На этом этапе используйте задания с поиском названий для картинок, разгадывание ребусов, кроссвордов.
  5. Пробуйте прочитывать небольшие тексты. На начальном этапе подбирайте в картотеке рассказы для чтения с мамой вместе, с картинками вместо слов. Задачу усложняйте постепенно. В помощь возьмите букварь Жуковой.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector