Обучение, а не развлечение: как читать книги максимально эффективно
Содержание:
Тренировка периферического зрения для диагонального чтения
Периферическое зрение — Это способность воспринимать движение или цвет
объекта в стороне от прямого взгляда.
Развивая угол зрения человек приобретает способность читать больше текста за
одну фиксацию взгляда. По сравнению с пословной (узко-угольной) стратегией чтения
широкий угол зрения позволяет читать фразами за одну фиксацию взгляда, что позволяет
значительно увеличить скорость чтения. Это разновидность упражнения «Киновидная
таблица»
Чтобы поломать психологический барьер сдерживающий скорость чтения воспользуйтесь
следующим тренингом. Тренинг показывает, что угол зрения при котором вы еще разбираете
значения цифр шире чем вы думаете, значит, вы имеете все возможности читать несколько
слов за одну фиксацию взгляда.
Книги об эффективном чтении
- «Как читать книги», Мортимер Адлер — американский педагог, писатель и философ рассказывает о том, что литература может приносить не только пользу, но и удовольствие.
- «Не надейтесь избавиться от книг!», соавторы Умберто Эко и Жан-Клод Карьер — диалог писателя и драматурга о месте литературы в нашем изменчивом мире. Что интересно, в произведении много историй из жизни, отступлений на тему науки и философии, поэтому читатель вряд ли заскучает.
- «Техника быстрого чтения», О. Кузнецов, Л. Хромов, О. Андреев — подробный разбор приемов скорочтения, советы по тренировке внимания и долговременной памяти. Отличный учебник для тех, кто хочет читать больше и быстрее.
- «Как писать книги», Стивен Кинг — казалось бы, речь совсем о другом, но знаменитый фантаст заодно рассказывает о собственном опыте изучения чужих произведений.
- «Искусство чтения», Томас Фостер — книга об умении анализировать художественный текст, видеть в нем скрытые смыслы, понимать метафоры и все, что автор хотел спрятать «между строк».
Что почитать еще
Методы медленного чтения:
- Дэвид Микикс Slow Reading in a Hurried Age — еще больше практических советов по медленному чтению;
- Борис Эйхенбаум «Как сделана „Шинель“ Гоголя» — о том, как внимательно относиться к стилистическим особенностям автора;
- Владимир Набоков «О хороших читателях и хороших писателях» и его лекции по русской и зарубежной литературе — ваше впечатление от школьной классики может заметно поменяться;
- Юрий Лотман «Структура художественного текста. Анализ поэтического текста» — о методе строгого научного анализа текста;
- Сергей Поварнин «Как читать книги» — о методе аналитического чтения;
- Гарольд Блум «Западный канон» и список Бродского — о тех книгах, которые стоит читать медленно.
Примеры медленного чтения поэзии:
- Иосиф Бродский — эссе о , , , , , и ;
- Томас Стёрнз Элиот — статьи и лекции «Назначение поэзии» и «Избранное»;
- Уистен Хью Оден — сборник эссе «Чтение. Письмо. О литературе»;
- Ольга Седакова — эссе.
Теоретические тексты о медленном чтении:
- Марсель Пруст «Против Сент-Бёва»,
- Ролан Барт «Смерть автора»,
- Владимир Бибихин — курс лекций «Чтение философии».
Отдельный вид медленного чтения — это комментарии:
- Набокова и Лотмана к «Евгению Онегину»,
- русского философа Густава Шпета к «Посмертным запискам Пиквикского клуба» Чарльза Диккенса,
- лингвиста Юрия Щеглова к романам Ильфа и Петрова,
- историка литературы Александра Долинина к роману Владимира Набокова «Дар»,
- группы филологов во главе с Олегом Лекмановым к «Египетской марке» Осипа Мандельштама,
- советского литературоведа Александра Аникста к «Фаусту» Гёте, «Гамлету» и остальным пьесам Шекспира,
- современного поэта Всеволода Зельченко к стихотворению Владислава Ходасевича «Обезьяна»,
- философа Джорджо Агамбена к «Посланию к римлянам»,
- Прокла и Дамаския к «Пармениду» Платона,
- Жака Деррида ко всей западноевропейской философской традиции.
И последний совет
За всем пристальным вниманием к тексту, за всеми практиками медленного чтения важно не забыть слова грузинского философа Мераба Мамардашвили: «Литература — никакая не священная корова, а лишь один из духовных инструментов движения к тому, чтобы самому обнаружить себя в действительном испытании жизни, уникальном, которое испытал только ты, и кроме тебя и за тебя никто извлечь истину из этого испытания не сможет»
Эффективные приемы чтения для глубокой проработки
Мы разобрались, как быстро изучить материал, а теперь посмотрим, как это сделать вдумчиво. На самом деле навыки работы с информацией — часть школьной программы, но осознание, насколько они важны, может прийти намного позже. Речь идет о конспектировании, пересказе, записи тезисов и других банальных вещах, с которыми каждый сталкивался на уроках. Формирование эффективного чтения — всего лишь оттачивание таких навыков.
Основные правила для усвоения материала:
- Длинный текст раздели мысленно на куски или смысловые единицы, чтобы каждую из них проработать отдельно.
- По возможности делай пометки на полях, подчеркивай важные мысли, цитаты (если, конечно, книга — твоя собственная).
- Рисуй схемы и графики, чтобы запомнить логику повествования, связать воедино разные факты.
- Прочитав книгу или отдельную главу, запиши по памяти тезисы. Если не получается это сделать — значит, материал плохо усвоен, есть повод перечитать.
- Учись конспектировать и выделять факты, отбрасывая «лирику» (повторы, отступления, метафоры и т.д.).
- Сразу выясняй значение незнакомых слов и терминов — иначе часть текста останется непонятой, а это отразиться на усвоении в целом.
- Перескажи прочитанное кому-то из друзей или просто самому себе, но обязательно вслух — ты сразу заметишь пробелы в понимании.
- Подумай, как материал перекликается с твоим опытом. Лучше всего мы запоминаем те вещи, которые можем проассоциировать с собой.
Почему важно записывать тезисы и конспекты, а не просто составлять их в уме? Все просто: во время письма мы задействуем не только зрительную, но также мышечную память. Создаются новые нейронные связи, которые помогают обучению
Если нужно подробно изучить какую-то тему, пригодятся навыки реферирования. Сравни 3-4 источника, выдели общие мысли, а после проанализируй, в чем авторы не согласны друг с другом. Составление реферата — это синтез всего прочитанного и лучший метод для усвоения материала. Такая работа помогает увидеть одну и ту же проблему с разных сторон, надежно впечатывая в память новые знания.
Угол зрения и скорочтение
Человек имеет следующие характеристики зрения:
Уж лучше совсем не помышлять об
отыскании каких бы то ни было истин,
чем делать это без всякого метода
(Декарт)
1. По области охвата:
- Область наилучшего видения 1.5 градуса.
- Зона ясного видения 15 градусов.
- Максимальная зона видения 35 градусов.
2. По виду движения глаз:
- Дрейф – медленные движения глаз.
- Быстрые скачки.
3. По характеру движения глаз:
- При чтении 90% времени взгляд неподвижен,
- На протяжении 10% времени глаз совершает скачки.
Рассматривая какой — либо предмет, глаза человека совершают по его контуру скачкообразные
движения с частотой 2-5 раз в секунду. В процессе чтения скачкообразные движения
совершаются 3-4 раза в секунду как и у быстро читающего, так и у медленно читающего
человека. Разница между людми заключается в объеме воспринимаемой информации в момент
фиксации глаза. Восприятие текста происходит только во время фиксаций глаз. Длительные
остановки вызываются незнакомыми словами или опечатками в тексте. Для ускорения
чтения необходимо расширить угол охвата текста и увеличить узнаваемость текста.
Узнаваемость текста тренируется постоянным чтением. Постепенно сознание формирует
базу данных из слов, терминов и словесных штампов. За счет применения накопленного
опыта человек меньше тратит времени на опознание слов в тексте.
Онлайн флеш тренинги для освоения навыка быстрого чтения
Расширение угла зрения |
Перемешанные буквы в словах воспринимайте текст блоками |
Таблица Шульте |
Разорванный текст |
Подсчитай числа |
тренировка диагонального чтения |
Таблица Шульте |
Чтение без пропусков между слов |
Чтение без гласных |
Деконцентрация |
Вращающийся текст |
Таблица Шульте |
Чтение текстов по диагонали
Развитый угол зрения помогает научиться быстрее схватывать важную информацию
в тексте и перейти к новому приниципу чтения — чтению по диагонали. Во время диагонального
чтения, человек перемещает взгляд из верхнего угла страницы в нижний
Как только
взгляд цепляется за что либо непонятное или важное с точки зрения подсознания, читатель
останавливается и переходит в обычный режим чтения
Вот правила чтения текстов по диагонали:
Расслабите взгляд перед чтением
Поставьте конкретную цель чтения
Перемещайте взгляд с верхнего угла к нижнему
Как только какое либо слово привлекло внимание, то переходите на обычное
чтение
Клиновидные таблицы и скорочтение
Клиновидные таблицы были изобретены в прошлом веке для тренировки угла зрения
и делались на бумаге. С тех пор утекло много времени, и оказалось, что гораздо проще
делать эти таблицы с применением программных средств.
Медленно передвигайте взгляд вниз по таблице до того момента, когда
ваше сознание перестает воспринимать информацию. Это и есть ваш текущий угол зрения.
Как видите, он может быть достаточно широк для обычного человека.
Развитие навыков скорочтения
Тема скорочтения — отдельный вопрос, о котором сложно рассказать в двух словах. Здесь мы коснемся лишь того, что потребуется для быстрого ознакомления с материалом.
Главный прием, позволяющий читать «по диагонали», состоит в охватывании одним взглядом как можно больших кусков текста
Первым делом нужно обращать внимание на заголовки, списки, выделенные слова. Это поможет уловить главное, а недостающие фрагменты наш мозг подставит сам, словно пазлы в незавершенной картинке
Мозг человека всегда так делает во время чтения про себя, если тема ему хоть немного знакома.
Специалисты также советуют не проговаривать мысленно слова — достаточно лишь улавливать их общий смысл. Но когда перед тобой сложная, малопонятная тема, поможет именно проговаривание, а лучше даже чтение вслух.
Зачем читать медленно
В 1924 году в Советском Союзе вышла брошюра «Как читать книги». Ее автор, дореволюционный профессор логики и философии Сергей Иннокентьевич Поварнин, писал об опасностях быстрого, поверхностного чтения так:
Сегодня некоторые из утверждений Поварнина можно поставить под сомнение, но одно из них остается неоспоримым:
Что же это за польза?
Во-первых, медленное чтение — это активное занятие. Мы привыкли относиться к художественной и философской литературе как к еще одному источнику информации, которая автоматически записывается в наш мозг, пока мы читаем. Поэтому нам кажется, что чем больше книг мы проглотим, чем больше информации употребим, тем умнее станем — отсюда все эти курсы по скорочтению и списки «50 главных книг». К сожалению, это так не работает.
Медленное чтение развивает критическое мышление и умение думать. Активно работая с книгой, читатель самостоятельно ищет дополнительные сведения, сверяет источники, находит ключевые слова, сопоставляет идеи, оценивает суждения автора и продумывает свои аргументы. Всё это прекрасная школа мысли. Крупнейший европейский интеллектуал ХХ века Жак Деррида, критически отнесшийся к основаниям всей европейской культуры, в одном интервью признался, что из всей своей громадной библиотеки прочитал от силы три или четыре книги. «Но я прочел их очень, очень внимательно», — сказал он.
Жак Деррида показывает свою библиотеку
Во-вторых, серьезная и вдумчивая работа с книгой иногда приводит к настоящим озарениям. Медленное чтение заставляет нас долго концентрироваться на фрагменте текста, воспринимать его как проблему, требующую решения, и подбирать к ней ключи. Когда наш мозг после такой интенсивной деятельности переключается в пассивный режим, случаются творческие прозрения.
Взгляд на литературу как на источник готовой информации укрепляет и школьное образование. Вспомните, как часто учителя требовали от вас «знание текста» и «содержания», и при этом они обычно имели в виду сюжет. Но еще в начале ХХ века один из предшественников структурализма Владимир Яковлевич Пропп в своей работе «Морфология сказки» показал, что по большому счету все истории состоят из 31 варьирующейся функции и даже самые запутанные из них строятся по одним и тем же схемам.
Значит ли это, что сюжет не имеет значения? Нет, просто дело не только в нем. Авторы неспроста изводят бумагу и чернила, подбирая нужные эпитеты и выражения и сотню раз исправляя один и тот же абзац.
Художественное произведение раскрывает свой смысл в полной мере только тогда, когда его рассматривают как целостный эстетический объект, состоящий из системы образов, соответствий и переплетений. Каждая ветка сирени, рассеченная лягушка, грамматически неправильная фраза героя или его описание играют в произведениях великого автора свою роль. Пропустить их или не придать им значения — то же самое, что пролистать два параграфа в учебнике математики. Но чтобы эти детали заиграли красками и наполнились смыслами, во время чтения нужно использовать свое воображение. Не ленитесь думать о душевном состоянии героя, вместе с ним обхватывать широкий дуб или дорисовывать недостающие краски на обоях — всё это разовьет ваш эмоциональный интеллект и эмпатию и подарит драгоценный опыт тысячи непрожитых жизней.