Тест векслера на интелект для детей
Содержание:
Возраст 13 лет 3 мес до 13 лет 7 мес
Вербальныеые субтесты | Невербальныеые субтесты | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Шакльныеоценки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Шакльныеоценки |
0 — 3 | 0 — 2 | 0 — 2 | 0 — 1 | 0 — 13 | 0 — 3 | 0 — 3 | 0 — 3 | 0 — 2 | 0 — 6 | 0 — 14 | 0 — 1 | ||
1 | 4 — 5 | 3 — 4 | 3 | 2 | 14 — 16 | 4 | 4 | 4 — 5 | 3 | 7 | 15 — 17 | 2 — 3 | 1 |
2 | 6 | 5 | 4 | 3 | 17 — 18 | 5 | 5 | 6 — 8 | 4 | 8 — 9 | 18 — 21 | 4 — 5 | 2 |
3 | 7 — 8 | 6 — 7 | 5 | 4 | 19 — 21 | 6 | 6 | 9 — 11 | 5 | 10 — 11 | 22 — 25 | 6 — 8 | 3 |
4 | 9 — 10 | 8 | 6 | 5 | 22 — 24 | 7 | 12 — 16 | 6 | 12 — 14 | 26 — 27 | 9 — 10 | 4 | |
5 | 11 | 9 — 10 | 7 | 6 | 25 — 28 | 7 | 8 | 17 — 20 | 7 — 8 | 15 — 17 | 28 — 33 | 11 — 12 | 5 |
6 | 12 — 13 | 11 — 12 | 8 | 7 — 8 | 29 — 32 | 9 | 21 — 23 | 9 — 11 | 18 — 19 | 34 — 37 | 13 | 6 | |
7 | 14 | 13 | 9 | 9 | 33 — 36 | 8 | 10 | 24 — 25 | 12 — 16 | 20 — 21 | 38 — 40 | 14 | 7 |
8 | 15 — 16 | 14 | 10 | 10 | 37 — 39 | 9 | 11 | 26 — 28 | 17 — 22 | 22 | 41 — 43 | 15 | 8 |
9 | 17 | 15 | 11 | 11 — 12 | 40 — 41 | 12 | 29 — 30 | 23 — 28 | 23 | 44 — 46 | 16 | 9 | |
10 | 18 | 16 | 12 | 13 | 42 — 44 | 10 | 13 | 31 — 33 | 29 — 33 | 24 | 47 — 49 | 17 | 10 |
11 | 19 | 17 | 14 | 45 — 47 | 11 | 14 | 34 — 36 | 34 — 37 | 25 | 50 — 52 | 18 | 11 | |
12 | 20 | 18 | 13 | 15 — 16 | 48 — 49 | 12 | 15 | 37 — 39 | 38 — 40 | 26 — 27 | 53 — 56 | 19 | 12 |
13 | 21 — 22 | 19 | 17 | 50 — 52 | 16 | 40 — 42 | 41 — 43 | 28 | 57 — 60 | 13 | |||
14 | 23 | 20 | 14 | 18 | 53 — 55 | 13 | 43 — 44 | 44 — 46 | 29 — 30 | 61 — 63 | 20 | 14 | |
15 | 24 | 21 | 19 | 56 — 58 | 14 | 17 | 45 — 46 | 47 — 48 | 31 | 64 — 66 | 15 | ||
16 | 25 | 22 | 15 | 20 | 59 — 60 | 15 | 47 — 48 | 49 — 50 | 32 | 67 — 70 | 21 | 16 | |
17 | 26 | 23 | 21 | 61 — 63 | 18 | 49 | 51 — 52 | 33 | 71 — 73 | 17 | |||
18 | 27 | 16 | 22 | 64 — 65 | 16 | 50 | 53 — 54 | 74 — 75 | 18 | ||||
19 | 28 | 24 | 23 | 66 — 67 | 17 | 19 | 51 | 55 | 34 | 76 — 77 | 19 | ||
20 | 29 — 30 | 25 — 28 | 24 — 28 | 68 — 80 | 20 | 52 — 57 | 78 — 93 | 20 |
Существующие вариации тестов
В настоящее время стандартизированы и применяются на практике только три варианта тестирования, разработанные американским специалистом в области психологии и психодиагностики Дэвидом Векслером.
Каждая из форм теста рассчитана на определенную возрастную группу:
- Обычный, классический тест (WAIS) для взрослых, которые достигли 16 лет, но не превысили 64.
- Опросник для детей, который также применяется для оценивания IQ подростков. Рассчитан на возрастной интервал 6,5-16,5 лет (WISС).
- Для младшей детской группы 4-6,5 лет (WРРSI).
Стоит заметить, что адаптированными для использования в России являются лишь две первые версии тестов. Тест Векслера для дошкольников применяется крайне редко. И потому именно о тестах для взрослых (WAIS) и тестах для детей (WISС) мы будем говорить дальше более подробно.
Субтест 6. Повторение цифр
Общие правила.
- Цифры произносить предельно четко с интервалом в 1 секунду (в ритме стартового отсчета времени).
- В период от окончания счета экспериментатором и до начала его воспроизведения испытуемым не должно быть никаких звуков, команду к воспроизведению подавать жестом.
- Один и тот же ряд дважды не повторять.
- Начинать с прямого счета. По его окончании перейти к счету в обратном порядке.
- Предложить 1 ряд 1 серии. При удаче дать следующий ряд этой серии. При неудачном воспроизведении какого-либо ряда 1 серии дать аналогичный по длине ряд 2 серии. В случае правильного его воспроизведения предложить следующий ряд первой серии. При неправильном воспроизведении 2-х одинаковых по величине рядов 1 и 2 серий при прямом счете – перейти к обратному, при обратном – прекратить.
- Оценка за каждый вид счета (прямой или обратный) равна количеству цифр в максимальном ряду, воспроизведенном правильно. Общая оценка субтеста равняется сумме оценок за прямой и обратный счет.
Прямой счет.
Инструкция: «Сейчас я скажу тебе несколько цифр, а ты как только я кончу говорить, точно в таком же порядке их повтори. Хорошо? Ну, давай, попробуем
Внимание…»
Первая серия | Вторая серия | Оценка | |
---|---|---|---|
3-8-6 | 6-1-2 | 3 | |
3-4-1-7 | 6-1-5-8 | 4 | |
8-4-2-3-9 | 5-2-1-8-6 | 5 | |
3-8-9-1-7-4 | 7-9-6-4-8-3 | 6 | |
5-1-7-4-2-3-8 | 9-8-5-2-1-6-3 | 7 | |
1-6-4-5-9-7-6-3 | 2-9-7-6-3-1-5-4 | 8 | |
5-3-8-7-1-2-4-6-9 | 4-2-6-9-1-7-8-3-5 | 9 |
Обратный счет.
Инструкция: «Сейчас я тебе скажу еще несколько цифр, ты их тоже будешь повторять. Только ты будешь начинать с конца, говорить в обратном порядке. Вот смотри, я, например, говорю «один-два» (показать рукой на разные места стола), а ты скажешь «два-один» (опять показать рукой на эти места, но в обратном порядке). Понял? Ну, давай попробуем
Внимание…»
Первая серия | Вторая серия | Оценка | |
---|---|---|---|
2-5 | 6-3 | 2 | |
5-7-4 | 2-5-9 | 3 | |
7-2-9-6 | 8-4-9-3 | 4 | |
4-1-3-5-7 | 9-7-8-5-2 | 5 | |
1-6-5-2-9-8 | 3-6-7-1-9-4 | 6 | |
8-5-9-2-3-4-2 | 4-5-7-9-2-8-1 | 7 | |
6-9-1-6-3-2-5-8 | 3-1-7-9-5-4-8-2 | 8 |
Субтест требует большой концентрации внимания и подвержен как внешним, так и внутренним помехам, особенно эмоционального характера. Нарушение этой помехоустойчивости считается многими авторами признаком внутреннего беспокойства, тревоги, мешающих сосредоточиться больному на задании. Результаты «Повторения» очень чувствительны к церебральной патологии (особенно височной локализации).
Перечень феноменов:
- ритм повторения — испытуемый повторяет цифры в прямом порядке в таком же ритме, каком произносил экспериментатор. Чтобы избежать этого феномен, экспериментатор должен ровным голосом произносить ряд цифр;
- просьба повторить ряд — встречается у лиц о слабой концентрацией внимания. Обычно повторяют нижний ряд из группы цифр;
- неверно повторена первая цифра при прямом повторении — чаще указывает на слабость концентрации внимания у невротиков;
- замена места — испытуемый меняет цифры местами при повторении, также встречается при неврозе;
- сравнение повторения цифр в прямом порядке с повторением цифр в обратном. Если разница между ними больше двух, то это является признаком снижения концентрации внимания по психоорганическому типу;
- невозможность повторения 4 цифр в прямом порядке — грубейшая психоорганика.
Количественный анализ результатов:
- если оценка «Повторения» значительно ниже «Словарного» – указание на наличие тревоги;
- если оценка «Повторения» выше «Словарного» — выхолощенность эмоций, особенно у шизоидов;
- высокие оценки «Повторения» могут встречаться у психопатов и демонстративных личностей с ярко выраженным эгоцентризмом;
- низкие оценки свидетельствуют об утомляемости, внутрненнем дискомфорте, с которым личность свыклась и не желает расставаться;
- сочетание снижения в субтестах «Повторения», «Сходства» и конструктивных пробах невербального интеллекта — все это говорит о большой вероятности органического поражения головного мозга.
70-74 года
оценка | IQ | оценка | IQ | оценка | IQ | оценка | IQ |
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Субтест 7. Недостающие детали
Общие правила:
- Испытуемый не обязательно должен правильно назвать обнаруженную им недостающую деталь. Достаточно, если он пальцем покажет или даст понять, что видит это. Например, ответы на задание № 14 «Пальца (или ногтя) на одной ноге» (правильно показанные) являются приемлемыми так же, как и ответ «шпора».
- При указании на другие отсутствующие детали быстро спросить: «А что еще?»
- При ответе: «Здесь все есть» быстро сказать: «Нет, у каждого предмета чего-то не хватает».
- Время для выполнения каждого задания – 15 секунд.
- Оценки: 1 балл за каждый правильный ответ.
Инструкция: «Сейчас я покажу тебе картинки. На них нарисованы разные предметы, но у каждого предмета чего-то не хватает, что-то не дорисовано. А ты попробуй мне сказать, чего там не хватает, или покажи пальцем. Хорошо? Ну, вот, например, что здесь нарисовано?» Показать картинку №1 и включить секундомер.
Начинать с задания №1. При неудаче помочь и перейти к заданию №2. При неудаче снова помочь и перейти к заданию №3. Больше не помогать! Прекратить при 3-х неудачах подряд.
№ п/п | Ответ | Оценка | № п/п | Ответ | Оценка |
---|---|---|---|---|---|
1. | Зуб. | 11. | Плавник. | ||
2. | Ножка. | 12. | Прорезь. | ||
3. | Ухо. | 13. | Усики. | ||
4. | Рот. | 14. | Шпора. | ||
5. | Усы. | 15. | Брови. | ||
6. | Петля. | 16. | Спирт. | ||
7. | Ноготь. | 17. | Поле у шляпы. | ||
8. | Шестерка. | 18. | Спицы у зонта. | ||
9. | Винт. | 19. | Копыто. | ||
10. | Петли. | 20. | Тень. |
Стимульный материал
При выполнении субтеста необходимы острота восприятия и понимание того, что является существенным в изображении, способность отдифференцировать существенную оотсутствующую деталь от пропущенных в рисунке несущественных. В некоторых случаях это просто недорисованная часть предмета, в других — менее заметная, но весьма важная по смыслу деталь, отсутствие которой носит в изображение элемент несообразности. Испытуемый может не знать точного названия недостающей детали, достаточно, если он покажет ее, где она находится.
Феномены:
- отсутствие «поддержки» — у лиц, которые нуждаются в постоянной поддержке со стороны окружающих: нет человека, древка и прочих атрибутов «поддержки»;
- незнакомый рисунок — испытуемый в качестве защиты от обследования заявляет, что он такой предмет раньше не видел. В таком случае советуют: «Посмотрите внимательно и вы увидите недостающую деталь»;
- вопросы к экспериментатору — чаще дают личности, сомневающиеся в себе, или же пунктуальные в своей работе;
- несущественные признаки — выделение несущественных признаков по картинкам может проводиться испытуемым по феномену отсутствия «поддержки», либо по конкретно-ситуационным признакам, либо по несущественным (у шизофреников) далеким признакам.
- быстрый ответ — может быть верным или неверным, но встречается при гипертимности, повышенном настроении, эйфории;
- оценивание — испытуемый критикует рисунок по форме или по содержанию, чаще это носит защитный характер от обследования.
На оценки влияют многие факторы: как клинические, так и уровень образования, умение системно работать. Высокие оценки могут отмечаться у паранойяльно настроенных лиц, у лиц с высоко наблюдательностью (чаще профессиональной). Высокие результаты дают лица педантичные (тщательный осмотр картинок). Низкие результаты в целом по субтесту отражают пассивность личности. больше заботу о своем физическом благополучии. Часто проба, в отличие от остальных, вызывает у акцентуированных личностей в состоянии декомпенсации — негативизм к обследованию, при истерии — демонстрирование тяжести своего состояния и невозможности «верно ответить». Феномен «отсутствия поддержки» можно интерпретировать двояко — если отсутствуют вещи — беспомощность и пассивность личности, если отсутствует человек — отчужденность от окружающих и поиск помощи в разрешении своих проблем.
Стандартная модификация для взрослого населения
Классический тест Векслера для взрослой возрастной категории представляет собой две шкалы:
- Шкала вербальная, состоящая из 6 заданий.
- Шкала с невербальным уклоном, включающая 5 заданий.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
1. «Общая осведомленность» (простые вопросы для установления уровня базовых знаний). Выявляется наличие элементарных знаний, не требующих специфической подготовки испытуемого. 2 балла дается за правильный ответ, всего будет задано 29 вопросов.
2. «Понимание». Это 14 вопросов, которые показывают понимание испытуемым смысла высказываний. Возможные баллы за ответ – 0-2.
3. «Арифметика». Состоит из 14 заданий, взятых из программы начальной школы, которые могут решаться устно. Баллы ставятся с учетом затраченного времени и правильности решения задачи.
4. «Нахождение сходства». Всего 13 вопросов, суть которых состоит в выявлении схожих свойств предметов. Возможные баллы – 0, 1 или 2.
5. «Запоминание цифр». Состоит из двух частей, в каждой из которых тестируемому нужно будет прослушать и повторить цифры.
6. «Словарный запас». Эти 42 задания направлены на то, чтобы оценить умение субъекта определять понятия и изучить его вербальный опыт. Результаты оцениваются в 0, 1 или 2 балла.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Невербальная шкала, которую также называют шкалой действий, в отличие от предыдущей, включает только 5 субтестов и выглядит следующим образом:
2. Задание «Найти недостающие детали». Оно заключается в том, что испытуемому предлагают пройти тест на определение недостающего элемента для конкретной карточки (всего их 21). Задача на время. Оценки выставляются из расчета 1 балл за каждое задание, если оно пройдено в установленный срок (20 секунд) и решено верно.
3. «Кубики Косса» (задания на 40 карточках, суть субтеста — конструирование по шаблону). Испытуемому предстоит собирать кубики по чертежам для определения способности визуально воспринимать окружающее и для оценки координации движений. Также оценивается по времени с учетом качества окончательного варианта решения.
Рекомендуем: Как развить интеллект?
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
4. Задание «Последовательность картинок». Всего предлагается 8 серий, в каждой из которых есть сюжет. Карточки расположены заведомо неправильно, и субъект должен из них собрать все 8 картинок. Баллы выставляются, как и в предыдущих заданиях.
Тест Векслера включает адаптивный алгоритм. Он состоит из базовой серии заданий и задач начального уровня, которые используются, когда есть подозрения на наличие у испытуемого отклонений в умственном развитии. Сначала ему предлагают выполнить основные задания из базовой серии. Если субъект, уровень интеллекта которого заведомо неизвестен, не справляется с задачами этой серии, ему предлагают решить задания попроще.
Оценивание полученных результатов исследования проводится в 3 этапа. Вначале обрабатываются первичные баллы по каждому из субтестов. Впоследствии первичные оценки заносятся в профиль и суммируются отдельно по каждой шкале. Таким образом получают оценку вербального и невербального, а также общего интеллекта, где очень высокий IQ – это 130 и больше баллов, 69 и меньше — показатель наличия умственного дефекта.
Субтест 11. Шифровка
Для детей младше 8 лет независимо от уровня развития: дается вариант «A» (фигуры).
Инструкция испытуемому: «Посмотри сюда, — показать верхний ряд фигур (ключ), — видишь, нарисована звездочка, а в звездочке вот такая черточка (показать). А вот кружок, в нем видны две таких черточки (и т.д. по каждой фигуре). А теперь посмотри сюда, — показать первый ряд, — видишь, здесь фигурки такие же, но в них ничего не нарисовано. Давай с тобой нарисуем так же, как вот здесь (показать на ключ). Ну, попробуй». К 33-й фигуры сказать «Побыстрее». После заполнения 5 фигур включить секундомер, не останавливая испытуемого, сказав: «Продолжать быстрее сам». По окончании 1-го ряда испытуемому быстро сказать: «Продолжай здесь», указав на начало второго ряда. Если испытуемый проставляет значки только в одной фигуре или пропускает фигуры, необходимо сказать: «Делай все подряд».
Время – 120 секунд.
Оценка равна количеству правильно заполненных фигур за 120 секунд. При правильном заполнении всех фигур менее чем за 120 секунд даются дополнительные баллы.
Оценки и временные лимиты для варианта А (с фигурами).
Дополнительные баллы | +5 | +4 | +3 | +2 | +1 |
---|---|---|---|---|---|
Время | ‹70 | 71-80 | 81-90 | 91-100 | 101-110 |
Примечание:
- 5 первых выполненных фигур (пробных) в оценку не включать.
- Если на 5-ти пробных образцах испытуемый все же инструкцию не освоил, дать еще несколько фигур для пробы, которые в оценку не включать.
- Дополнительные баллы складываются с количеством правильно заполненных фигур.
Для детей 8 лет и старше независимо от уровня развития: дается вариант «B» (цифры).
Инструкция и порядок проведения те же, но для пробы предлагается заполнить не пять, а семь знаков.
Время – 120 секунд.
Оценка равна количеству правильно заполненных знаков.
Стимульный материал
Вариант А:
Вариант B:
Субтест «Шифровка» требует сохранности визуальной перцепции и праксиса, зрительно-моторной координации, скорости образования навыка. Он чувствителен к психомоторной недостаточности, характеризует зрительную память, обучаемость, двигательную активность.
Феномены:
- соблюдение последовательности соответственно цифрам наблюдается в норме. В случае нарушения концетрации внимания, торопливости, испытуемый начинает заполнять коды, следуя порядку счета (1,2, и т.д.), а не их последовательности;
- темп работы — быстрый или медленный темп указывает на эмоциональное состояние личности — гипертимность или гипотимность.
Количественные характеристики:
низкие оценки «Шифровки» (порой значительно ниже «Словарного») говорят о депрессивных тенденциях, недостатке побуждения к активной деятельности;
оценки выше «Словарного» — уровень притязаний слишком высок, не соответствует интеллектуальным способностям;
важно соотношение «Шифровка» и «Повторение» — снижение «Повторения» (тревога) и повышение «Шифровки» (энергичность) говорят о глушении и контроле над тревожностью путем повышения активности;
повышение «Повторения» и снижение «Шифровки» может отмечаться у депрессивных личностей, стремящихся к отрицанию депрессивного синдрома через гиперактивность;
с этим субтестом хорошо справляются шизоиды, поскольку тест носит нейтральный и бессодержательный характер.
Субтест 3. Арифметический
Для детей младше 8 лет и старше подозреваемых в умственном снижении:
начинать с задания №1, прекратить при 3 неудачах подряд.
Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении:
начинать с задания №4. Если задания №4 и №5 оба не выполнены, нужно вернуться к заданиям №№ 1,2,3. Если выполнены оба или одно из заданий №№ 4,5, то дается аванс за №№ 1,2,3 и переходят к №6. Прекращать при трех неудачах подряд.
Оценки: 1-0.
Выполнение задания ограниченно временем. Отсчет времени начинать по окончании чтения задачи.
№ | Задания и контрольные ответы | Время | Время отв. | Оценка |
---|---|---|---|---|
Задания №№ 1-3 выполняются на кубиках. | ||||
1 | Сосчитать все кубики в ряду. | |||
(9 кубиков) | 45” | |||
2 | Убрать все кубики, оставить только четыре. | |||
45” | ||||
3 | Убрать все кубики, оставить только семь. | |||
45” | ||||
4 | Если разрезать яблоко пополам, сколько будет частей. | |||
(две) | 30” | |||
5 | У тебя было четыре рубля, мама дала тебе еще два рубля. Сколько стало? | |||
(6 рублей) | 30” | |||
6 | У тебя было 8 шариков, ты купил еще 6. Сколько стало? | |||
(14 шариков) | 30” | |||
7 | У продавца было 12 газет, он продал 5. Сколько осталось? | |||
(7 газет) | 30” | |||
8 | Сколько стоят 3 карандаша по 7 рублей каждый? | |||
(21 рубль) | 30” | |||
9 | У продавца было 25 бутылок молока. 11 бутылок он продал. Сколько осталось? | |||
(14 бутылок) | 30” | |||
10 | У 4-х мальчиков было 72 рубля они разделили их поровну. Сколько стало у каждого? | |||
(18 рублей) | 30” | |||
11 | Рабочий заработал 36 рублей. Ему платили 4 рубля в день. Сколько дней он работал? | |||
(9 дней) | 30” | |||
12 | Ты купил 3 десятка апельсинов по 30 рублей за десяток. Сколько получишь сдачи со 100 рублей? | |||
(10 рублей) | 60” | |||
13 | Каким будет число, если 2/3 его равняется 36? | |||
(число 54) | 30” | |||
Задания №№ 14-16 даются испытуемому на карточках. Испытуемый читает задачу сам, обязательно вслух. Секундомер включается по окончании чтения. Если испытуемый не запомнил задачу, то по его просьбе можно повторить вопрос, но время отсчитывается с момента первого прочтения. | ||||
14 | Если 3 карандаша стоят 5 рублей, то сколько будут стоить 24 карандаша? | |||
(40 рублей) | 60” | |||
15 | Если проезд на такси стоит 20 рублей за первую четверть километра и по 5 рублей за каждую последующую четверть километра, то сколько надо заплатить за 2-х километровую поездку? | |||
(55 рублей) | 120” | |||
16 | Саша и Боря играли в экономическую игру «Коммерсант». Они взяли себе капитал по 27 рублей каждый. При этом договорились, что в конце каждой партии поигравший выплачивает победителю одну треть того, что победитель выиграл. Саша выиграл первые три партии. Сколько имеет Боря к началу четвертой партии? | |||
(8 рублей) | 120” |
Субтест 10. Складывание фигур
Общие правила:
- Раскладывать детали каждого объекта строго по схеме, указанной на демонстрационных полях.
- Первые два объекта испытуемому назвать сразу («Мальчик» и «Лошадь»).
- Фигуры 3 и 4 не называть.
- В случае если испытуемый переворачивает детали лицевой стороной вниз, сказать, что это правилами игры не разрешается и предложить ему (самому!) перевернуть деталь.
Название фигуры | Критерии оценки | Баллы |
---|---|---|
№1 – «Мальчик» | 3 балла – если неправильно установлены ноги: левая переставлена с правой или ступни ног обращены кверху; | |
2 балла – если ноги отсутствуют вообще или приставлены вместо рук; | ||
1 балл – когда сложена верхняя часть туловища. | ||
№2 – «Лошадь» | 1 балл начисляется за одно правильное соединение двух элементов фигуры. | |
№3 – «Лицо»
при вопросе «Что это?», сказать: «А ты как думаешь?» (фигуру не называть), или «Сложи, что будет?» если испытуемый правильно назовет фигуру, не подтверждать, а сказать: «А ты попробуй». |
В 0,5 балла оценивается каждое соединение двух элементов фигуры, обозначенное на демонстрационном поле знаками «х». При получении дробного числа округлять в большую сторону. | |
№4 – «Автомобиль» | 1 балл начисляется за одно правильное соединение элементов фигуры. |
Оценки и временные лимиты.
Задание | Баллы | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | |
1. Мальчик
2. Лошадь 3. Лицо 4. Машина |
1-15”
1-35” 1-25” |
16-20”
36-45” 26-30” |
1-10”
21-30” 46-70” 31-45” |
11-15”
31-180” 71-180” 46-180” |
16-20” | 21-120” |
Стимульный материал
Феномены при выполнении субтеста:
- пробы и ошибки — при слабости эвристических способностей и при снижении активности и быстроты мышления испытуемые обычно работают путем проб и ошибок, порой не доводя до конца сложение фигур;
- перестановка 1-3 элементов фигур — своебразное застревание в ходе сожжения фигур, когда процесс сложения начат верно, затем встречается трудность и испытуемый начинает уже сложенную часть фигуры перекладывать;
- двигательная скорость — этот феномен замечен еще Рапопортом, и он встречается у лиц с гипоманией.
Выполнение субтеста «Фигуры» намного сложнее, чем «Кубики» у больных шизофренией, так как эти больные лучше оперируют абстрактным геометрическим мтариалом, систематизацией и формальным подходом к решению заданий кубиков, чем наличием догадки, интуиции в «Фигурах». Больные с органическим поражением головного мозга одинаково неэффективно выполняют как «Фигуры», так и «Кубики».