Тест векслера на интелект для детей

Возраст 13 лет 3 мес до 13 лет 7 мес

Вербальныеые субтесты Невербальныеые субтесты
Шакльныеоценки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Шакльныеоценки
0 — 3 0 — 2 0 — 2 0 — 1 0 — 13 0 — 3 0 — 3 0 — 3 0 — 2 0 — 6 0 — 14 0 — 1
1 4 — 5 3 — 4 3 2 14 — 16 4 4 4 — 5 3 7 15 — 17 2 — 3 1
2 6 5 4 3 17 — 18 5 5 6 — 8 4 8 — 9 18 — 21 4 — 5 2
3 7 — 8 6 — 7 5 4 19 — 21 6 6 9 — 11 5 10 — 11 22 — 25 6 — 8 3
4 9 — 10 8 6 5 22 — 24 7 12 — 16 6 12 — 14 26 — 27 9 — 10 4
5 11 9 — 10 7 6 25 — 28 7 8 17 — 20 7 — 8 15 — 17 28 — 33 11 — 12 5
6 12 — 13 11 — 12 8 7 — 8 29 — 32 9 21 — 23 9 — 11 18 — 19 34 — 37 13 6
7 14 13 9 9 33 — 36 8 10 24 — 25 12 — 16 20 — 21 38 — 40 14 7
8 15 — 16 14 10 10 37 — 39 9 11 26 — 28 17 — 22 22 41 — 43 15 8
9 17 15 11 11 — 12 40 — 41 12 29 — 30 23 — 28 23 44 — 46 16 9
10 18 16 12 13 42 — 44 10 13 31 — 33 29 — 33 24 47 — 49 17 10
11 19 17 14 45 — 47 11 14 34 — 36 34 — 37 25 50 — 52 18 11
12 20 18 13 15 — 16 48 — 49 12 15 37 — 39 38 — 40 26 — 27 53 — 56 19 12
13 21 — 22 19 17 50 — 52 16 40 — 42 41 — 43 28 57 — 60 13
14 23 20 14 18 53 — 55 13 43 — 44 44 — 46 29 — 30 61 — 63 20 14
15 24 21 19 56 — 58 14 17 45 — 46 47 — 48 31 64 — 66 15
16 25 22 15 20 59 — 60 15 47 — 48 49 — 50 32 67 — 70 21 16
17 26 23 21 61 — 63 18 49 51 — 52 33 71 — 73 17
18 27 16 22 64 — 65 16 50 53 — 54 74 — 75 18
19 28 24 23 66 — 67 17 19 51 55 34 76 — 77 19
20 29 — 30 25 — 28 24 — 28 68 — 80 20 52 — 57 78 — 93 20

Существующие вариации тестов

В настоящее время стандартизированы и применяются на практике только три варианта тестирования, разработанные американским специалистом в области психологии и психодиагностики Дэвидом Векслером.

Каждая из форм теста рассчитана на определенную возрастную группу:

  • Обычный, классический тест (WAIS) для взрослых, которые достигли 16 лет, но не превысили 64.
  • Опросник для детей, который также применяется для оценивания IQ подростков. Рассчитан на возрастной интервал 6,5-16,5 лет (WISС).
  • Для младшей детской группы 4-6,5 лет (WРРSI).

Стоит заметить, что адаптированными для использования в России являются лишь две первые версии тестов. Тест Векслера для дошкольников применяется крайне редко. И потому именно о тестах для взрослых (WAIS) и тестах для детей (WISС) мы будем говорить дальше более подробно.

Субтест 6. Повторение цифр

Общие правила.

  1. Цифры произносить предельно четко с интервалом в 1 секунду (в ритме стартового отсчета времени).
  2. В период от окончания счета экспериментатором и до начала его воспроизведения испытуемым не должно быть никаких звуков, команду к воспроизведению подавать жестом.
  3. Один и тот же ряд дважды не повторять.
  4. Начинать с прямого счета. По его окончании перейти к счету в обратном порядке.
  5. Предложить 1 ряд 1 серии. При удаче дать следующий ряд этой серии. При неудачном воспроизведении какого-либо ряда 1 серии дать аналогичный по длине ряд 2 серии. В случае правильного его воспроизведения предложить следующий ряд первой серии. При неправильном воспроизведении 2-х одинаковых по величине рядов 1 и 2 серий при прямом счете – перейти к обратному, при обратном – прекратить.
  6. Оценка за каждый вид счета (прямой или обратный) равна количеству цифр в максимальном ряду, воспроизведенном правильно. Общая оценка субтеста равняется сумме оценок за прямой и обратный счет.

Прямой счет.

Инструкция: «Сейчас я скажу тебе несколько цифр, а ты как только я кончу говорить, точно в таком же порядке их повтори. Хорошо? Ну, давай, попробуем

Внимание…»

Первая серия Вторая серия Оценка
3-8-6 6-1-2 3
3-4-1-7 6-1-5-8 4
8-4-2-3-9 5-2-1-8-6 5
3-8-9-1-7-4 7-9-6-4-8-3 6
5-1-7-4-2-3-8 9-8-5-2-1-6-3 7
1-6-4-5-9-7-6-3 2-9-7-6-3-1-5-4 8
5-3-8-7-1-2-4-6-9 4-2-6-9-1-7-8-3-5 9

Обратный счет.

Инструкция: «Сейчас я тебе скажу еще несколько цифр, ты их тоже будешь повторять. Только ты будешь начинать с конца, говорить в обратном порядке. Вот смотри, я, например, говорю «один-два» (показать рукой на разные места стола), а ты скажешь «два-один» (опять показать рукой на эти места, но в обратном порядке). Понял? Ну, давай попробуем

Внимание…»

Первая серия Вторая серия Оценка
2-5 6-3 2
5-7-4 2-5-9 3
7-2-9-6 8-4-9-3 4
4-1-3-5-7 9-7-8-5-2 5
1-6-5-2-9-8 3-6-7-1-9-4 6
8-5-9-2-3-4-2 4-5-7-9-2-8-1 7
6-9-1-6-3-2-5-8 3-1-7-9-5-4-8-2 8

Субтест требует большой концентрации внимания и подвержен как внешним, так и внутренним помехам, особенно эмоционального характера. Нарушение этой помехоустойчивости считается многими авторами признаком внутреннего беспокойства, тревоги, мешающих сосредоточиться больному на задании. Результаты «Повторения» очень чувствительны к церебральной патологии (особенно височной локализации).

Перечень феноменов:

  • ритм повторения — испытуемый повторяет цифры в прямом порядке в таком же ритме, каком произносил экспериментатор. Чтобы избежать этого феномен, экспериментатор должен ровным голосом произносить ряд цифр;
  • просьба повторить ряд — встречается у лиц о слабой концентрацией внимания. Обычно повторяют нижний ряд из группы цифр;
  • неверно повторена первая цифра при прямом повторении — чаще указывает на слабость концентрации внимания у невротиков;
  • замена места — испытуемый меняет цифры местами при повторении, также встречается при неврозе;
  • сравнение повторения цифр в прямом порядке с повторением цифр в обратном. Если разница между ними больше двух, то это является признаком снижения концентрации внимания по психоорганическому типу;
  • невозможность повторения 4 цифр в прямом порядке — грубейшая психоорганика.

Количественный анализ результатов:

  • если оценка «Повторения» значительно ниже «Словарного» – указание на наличие тревоги;
  • если оценка «Повторения» выше «Словарного» — выхолощенность эмоций, особенно у шизоидов;
  • высокие оценки «Повторения» могут встречаться у психопатов и демонстративных личностей с ярко выраженным эгоцентризмом;
  • низкие оценки свидетельствуют об утомляемости, внутрненнем дискомфорте, с которым личность свыклась и не желает расставаться;
  • сочетание снижения в субтестах «Повторения», «Сходства» и конструктивных пробах невербального интеллекта — все это говорит о большой вероятности органического поражения головного мозга.

70-74 года

оценка IQ оценка IQ оценка IQ оценка IQ
160
149
110
120
60
90
159
149
109
119
59
89
158
148
108
118
58
89
157
147
107
118
57
88
156
147
106
117
56
87
155
146
105
117
55
87
154
146
104
116
54
86
153
145
103
115
53
86
202
174
152
145
102
115
52
85
201
174
151
144
101
114
51
84
200
173
150
143
100
114
50
84
199
172
149
143
99
113
49
83
198
172
148
142
98
112
48
83
197
171
147
142
97
112
47
82
196
171
146
141
96
111
46
81
195
170
145
140
95
111
45
81
194
170
144
140
94
110
44
80
193
169
143
139
93
109
43
80
192
168
142
139
92
109
42
79
191
168
141
138
91
108
41
78
190
167
140
137
90
108
40
78
189
167
139
137
89
107
39
77
188
166
138
136
88
106
38
77
187
166
137
136
87
106
37
76
186
165
136
135
86
105
36
75
185
164
135
134
85
105
35
75
184
164
134
134
84
104
34
74
183
163
133
133
83
103
33
74
182
162
132
133
82
103
32
73
181
162
131
132
81
102
31
73
180
161
130
131
80
102
30
72
179
161
129
131
79
101
29
71
178
160
128
130
78
100
28
71
177
159
127
130
77
100
27
70
176
159
126
129
76
99
26
70
175
158
125
128
75
99
25
69
174
158
124
128
74
98
24
68
173
157
123
127
73
98
23
68
172
156
122
127
72
97
22
67
171
156
121
126
71
96
21
67
170
155
120
125
70
96
20
66
169
155
119
125
69
95
19
65
168
154
118
124
68
95
18
65
167
153
117
124
67
94
17
64
166
153
116
123
66
93
16
64
165
152
115
122
65
93
15
63
164
152
114
122
64
92
14
62
163
151
113
121
63
92
13
62
162
150
112
121
62
91
12
61
161
150
111
120
61
90
11
61

Субтест 7. Недостающие детали

Общие правила:

  1. Испытуемый не обязательно должен правильно назвать обнаруженную им недостающую деталь. Достаточно, если он пальцем покажет или даст понять, что видит это. Например, ответы на задание № 14 «Пальца (или ногтя) на одной ноге» (правильно показанные) являются приемлемыми так же, как и ответ «шпора».
  2. При указании на другие отсутствующие детали быстро спросить: «А что еще?»
  3. При ответе: «Здесь все есть» быстро сказать: «Нет, у каждого предмета чего-то не хватает».
  4. Время для выполнения каждого задания – 15 секунд.
  5. Оценки: 1 балл за каждый правильный ответ.

Инструкция: «Сейчас я покажу тебе картинки. На них нарисованы разные предметы, но у каждого предмета чего-то не хватает, что-то не дорисовано. А ты попробуй мне сказать, чего там не хватает, или покажи пальцем. Хорошо? Ну, вот, например, что здесь нарисовано?» Показать картинку №1 и включить секундомер.

Начинать с задания №1. При неудаче помочь и перейти к заданию №2. При неудаче снова помочь и перейти к заданию №3. Больше не помогать! Прекратить при 3-х неудачах подряд.

№ п/п Ответ Оценка № п/п Ответ Оценка
1. Зуб. 11. Плавник.
2. Ножка. 12. Прорезь.
3. Ухо. 13. Усики.
4. Рот. 14. Шпора.
5. Усы. 15. Брови.
6. Петля. 16. Спирт.
7. Ноготь. 17. Поле у шляпы.
8. Шестерка. 18. Спицы у зонта.
9. Винт. 19. Копыто.
10. Петли. 20. Тень.

Стимульный материал

При выполнении субтеста необходимы острота восприятия и понимание того, что является существенным в изображении, способность отдифференцировать существенную оотсутствующую деталь от пропущенных в рисунке несущественных. В некоторых случаях это просто недорисованная часть предмета, в других — менее заметная, но весьма важная по смыслу деталь, отсутствие которой носит в изображение элемент несообразности. Испытуемый может не знать точного названия недостающей детали, достаточно, если он покажет ее, где она находится.

Феномены:

  • отсутствие «поддержки» — у лиц, которые нуждаются в постоянной поддержке со стороны окружающих: нет человека, древка и прочих атрибутов «поддержки»;
  • незнакомый рисунок — испытуемый в качестве защиты от обследования заявляет, что он такой предмет раньше не видел. В таком случае советуют: «Посмотрите внимательно и вы увидите недостающую деталь»;
  • вопросы к экспериментатору — чаще дают личности, сомневающиеся в себе, или же пунктуальные в своей работе;
  • несущественные признаки — выделение несущественных признаков по картинкам может проводиться испытуемым по феномену отсутствия «поддержки», либо по конкретно-ситуационным признакам, либо по несущественным (у шизофреников) далеким признакам.
  • быстрый ответ — может быть верным или неверным, но встречается при гипертимности, повышенном настроении, эйфории;
  • оценивание — испытуемый критикует рисунок по форме или по содержанию, чаще это носит защитный характер от обследования.

На оценки влияют многие факторы: как клинические, так и уровень образования, умение системно работать. Высокие оценки могут отмечаться у паранойяльно настроенных лиц, у лиц с высоко наблюдательностью (чаще профессиональной). Высокие результаты дают лица педантичные (тщательный осмотр картинок). Низкие результаты в целом по субтесту отражают пассивность личности. больше заботу о своем физическом благополучии. Часто проба, в отличие от остальных, вызывает у акцентуированных личностей в состоянии декомпенсации — негативизм к обследованию, при истерии — демонстрирование тяжести своего состояния и невозможности «верно ответить». Феномен «отсутствия поддержки» можно интерпретировать двояко — если отсутствуют вещи — беспомощность и пассивность личности, если отсутствует человек — отчужденность от окружающих и поиск помощи в разрешении своих проблем.

Стандартная модификация для взрослого населения

Классический тест Векслера для взрослой возрастной категории представляет собой две шкалы:

  • Шкала вербальная, состоящая из 6 заданий.
  • Шкала с невербальным уклоном, включающая 5 заданий.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

1. «Общая осведомленность» (простые вопросы для установления уровня базовых знаний). Выявляется наличие элементарных знаний, не требующих специфической подготовки испытуемого. 2 балла дается за правильный ответ, всего будет задано 29 вопросов.

2. «Понимание». Это 14 вопросов, которые показывают понимание испытуемым смысла высказываний. Возможные баллы за ответ – 0-2.

3. «Арифметика». Состоит из 14 заданий, взятых из программы начальной школы, которые могут решаться устно. Баллы ставятся с учетом затраченного времени и правильности решения задачи.

4. «Нахождение сходства». Всего 13 вопросов, суть которых состоит в выявлении схожих свойств предметов. Возможные баллы – 0, 1 или 2.

5. «Запоминание цифр». Состоит из двух частей, в каждой из которых тестируемому нужно будет прослушать и повторить цифры.

6. «Словарный запас». Эти 42 задания направлены на то, чтобы оценить умение субъекта определять понятия и изучить его вербальный опыт. Результаты оцениваются в 0, 1 или 2 балла.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Невербальная шкала, которую также называют шкалой действий, в отличие от предыдущей, включает только 5 субтестов и выглядит следующим образом:

2. Задание «Найти недостающие детали». Оно заключается в том, что испытуемому предлагают пройти тест на определение недостающего элемента для конкретной карточки (всего их 21). Задача на время. Оценки выставляются из расчета 1 балл за каждое задание, если оно пройдено в установленный срок (20 секунд) и решено верно.

3. «Кубики Косса» (задания на 40 карточках, суть субтеста — конструирование по шаблону). Испытуемому предстоит собирать кубики по чертежам для определения способности визуально воспринимать окружающее и для оценки координации движений. Также оценивается по времени с учетом качества окончательного варианта решения.

Рекомендуем: Как развить интеллект?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

4. Задание «Последовательность картинок». Всего предлагается 8 серий, в каждой из которых есть сюжет. Карточки расположены заведомо неправильно, и субъект должен из них собрать все 8 картинок. Баллы выставляются, как и в предыдущих заданиях.

Тест Векслера включает адаптивный алгоритм. Он состоит из базовой серии заданий и задач начального уровня, которые используются, когда есть подозрения на наличие у испытуемого отклонений в умственном развитии. Сначала ему предлагают выполнить основные задания из базовой серии. Если субъект, уровень интеллекта которого заведомо неизвестен, не справляется с задачами этой серии, ему предлагают решить задания попроще.

Оценивание полученных результатов исследования проводится в 3 этапа. Вначале обрабатываются первичные баллы по каждому из субтестов. Впоследствии первичные оценки заносятся в профиль и суммируются отдельно по каждой шкале. Таким образом получают оценку вербального и невербального, а также общего интеллекта, где очень высокий IQ – это 130 и больше баллов, 69 и меньше — показатель наличия умственного дефекта.

Субтест 11. Шифровка

Для детей младше 8 лет независимо от уровня развития: дается вариант «A» (фигуры).

Инструкция испытуемому: «Посмотри сюда, — показать верхний ряд фигур (ключ), — видишь, нарисована звездочка, а в звездочке вот такая черточка (показать). А вот кружок, в нем видны две таких черточки (и т.д. по каждой фигуре). А теперь посмотри сюда, — показать первый ряд, — видишь, здесь фигурки такие же, но в них ничего не нарисовано. Давай с тобой нарисуем так же, как вот здесь (показать на ключ). Ну, попробуй». К 33-й фигуры сказать «Побыстрее». После заполнения 5 фигур включить секундомер, не останавливая испытуемого, сказав: «Продолжать быстрее сам». По окончании 1-го ряда испытуемому быстро сказать: «Продолжай здесь», указав на начало второго ряда. Если испытуемый проставляет значки только в одной фигуре или пропускает фигуры, необходимо сказать: «Делай все подряд».

Время – 120 секунд.

Оценка равна количеству правильно заполненных фигур за 120 секунд. При правильном заполнении всех фигур менее чем за 120 секунд даются дополнительные баллы.

Оценки и временные лимиты для варианта А (с фигурами).

Дополнительные баллы +5 +4 ­+3 +2 +1
Время ‹70 71-80 81-90 91-100 101-110

Примечание:

  1. 5 первых выполненных фигур (пробных) в оценку не включать.
  2. Если на 5-ти пробных образцах испытуемый все же инструкцию не освоил, дать еще несколько фигур для пробы, которые в оценку не включать.
  3. Дополнительные баллы складываются с количеством правильно заполненных фигур.

Для детей 8 лет и старше независимо от уровня развития: дается вариант «B» (цифры).

Инструкция и порядок проведения те же, но для пробы предлагается заполнить не пять, а семь знаков.

Время – 120 секунд.

Оценка равна количеству правильно заполненных знаков.

Стимульный материал

Вариант А:

Вариант B:

Субтест «Шифровка» требует сохранности визуальной перцепции и праксиса, зрительно-моторной координации, скорости образования навыка. Он чувствителен к психомоторной недостаточности, характеризует зрительную память, обучаемость, двигательную активность.

Феномены:

  • соблюдение последовательности соответственно цифрам наблюдается в норме. В случае нарушения концетрации внимания, торопливости, испытуемый начинает заполнять коды, следуя порядку счета (1,2, и т.д.), а не их последовательности;
  • темп работы — быстрый или медленный темп указывает на эмоциональное состояние личности — гипертимность или гипотимность.

Количественные характеристики:

низкие оценки «Шифровки» (порой значительно ниже «Словарного») говорят о депрессивных тенденциях, недостатке побуждения к активной деятельности;
оценки выше «Словарного» — уровень притязаний слишком высок, не соответствует интеллектуальным способностям;
важно соотношение «Шифровка» и «Повторение» — снижение «Повторения» (тревога) и повышение «Шифровки» (энергичность) говорят о глушении и контроле над тревожностью путем повышения активности;
повышение «Повторения» и снижение «Шифровки» может отмечаться у депрессивных личностей, стремящихся к отрицанию депрессивного синдрома через гиперактивность;
с этим субтестом хорошо справляются шизоиды, поскольку тест носит нейтральный и бессодержательный характер.

Субтест 3. Арифметический

Для детей младше 8 лет и старше подозреваемых в умственном снижении:

начинать с задания №1, прекратить при 3 неудачах подряд.

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении:

начинать с задания №4. Если задания №4 и №5 оба не выполнены, нужно вернуться к заданиям №№ 1,2,3. Если выполнены оба или одно из заданий №№ 4,5, то дается аванс за №№ 1,2,3 и переходят к №6. Прекращать при трех неудачах подряд.

Оценки: 1-0.

Выполнение задания ограниченно временем. Отсчет времени начинать по окончании чтения задачи.

Задания и контрольные ответы Время Время отв. Оценка
Задания №№ 1-3 выполняются на кубиках.
1 Сосчитать все кубики в ряду.
(9 кубиков) 45”
2 Убрать все кубики, оставить только четыре.
45”
3 Убрать все кубики, оставить только семь.
45”
4 Если разрезать яблоко пополам, сколько будет частей.
(две) 30”
5 У тебя было четыре рубля, мама дала тебе еще два рубля. Сколько стало?
(6 рублей) 30”
6 У тебя было 8 шариков, ты купил еще 6. Сколько стало?
(14 шариков) 30”
7 У продавца было 12 газет, он продал 5. Сколько осталось?
(7 газет) 30”
8 Сколько стоят 3 карандаша по 7 рублей каждый?
(21 рубль) 30”
9 У продавца было 25 бутылок молока. 11 бутылок он продал. Сколько осталось?
(14 бутылок) 30”
10 У 4-х мальчиков было 72 рубля они разделили их поровну. Сколько стало у каждого?
(18 рублей) 30”
11 Рабочий заработал 36 рублей. Ему платили 4 рубля в день. Сколько дней он работал?
(9 дней) 30”
12 Ты купил 3 десятка апельсинов по 30 рублей за десяток. Сколько получишь сдачи со 100 рублей?
(10 рублей) 60”
13 Каким будет число, если 2/3 его равняется 36?
(число 54) 30”
Задания №№ 14-16 даются испытуемому на карточках. Испытуемый читает задачу сам, обязательно вслух. Секундомер включается по окончании чтения. Если испытуемый не запомнил задачу, то по его просьбе можно повторить вопрос, но время отсчитывается с момента первого прочтения.
14 Если 3 карандаша стоят 5 рублей, то сколько будут стоить 24 карандаша?
(40 рублей) 60”
15 Если проезд на такси стоит 20 рублей за первую четверть километра и по 5 рублей за каждую последующую четверть километра, то сколько надо заплатить за 2-х километровую поездку?
(55 рублей) 120”
16 Саша и Боря играли в экономическую игру «Коммерсант». Они взяли себе капитал по 27 рублей каждый. При этом договорились, что в конце каждой партии поигравший выплачивает победителю одну треть того, что победитель выиграл. Саша выиграл первые три партии. Сколько имеет Боря к началу четвертой партии?
(8 рублей) 120”

Субтест 10. Складывание фигур

Общие правила:

  1. Раскладывать детали каждого объекта строго по схеме, указанной на демонстрационных полях.
  2. Первые два объекта испытуемому назвать сразу («Мальчик» и «Лошадь»).
  3. Фигуры 3 и 4 не называть.
  4. В случае если испытуемый переворачивает детали лицевой стороной вниз, сказать, что это правилами игры не разрешается и предложить ему (самому!) перевернуть деталь.
Название фигуры Критерии оценки Баллы
№1 – «Мальчик» 3 балла – если неправильно установлены ноги: левая переставлена с правой или ступни ног обращены кверху;
2 балла – если ноги отсутствуют вообще или приставлены вместо рук;
1 балл – когда сложена верхняя часть туловища.
№2 – «Лошадь» 1 балл начисляется за одно правильное соединение двух элементов фигуры.
№3 – «Лицо»

при вопросе «Что это?», сказать: «А ты как думаешь?» (фигуру не называть), или «Сложи, что будет?» если испытуемый правильно назовет фигуру, не подтверждать, а сказать: «А ты попробуй».

В 0,5 балла оценивается каждое соединение двух элементов фигуры, обозначенное на демонстрационном поле знаками «х». При получении дробного числа округлять в большую сторону.
№4 – «Автомобиль» 1 балл начисляется за одно правильное соединение элементов фигуры.

Оценки и временные лимиты.

Задание Баллы
9 8 7 6 5 4
1. Мальчик

2. Лошадь

3. Лицо

4. Машина

1-15”

1-35”

1-25”

16-20”

36-45”

26-30”

1-10”

21-30”

46-70”

31-45”

11-15”

31-180”

71-180”

46-180”

16-20” 21-120”

Стимульный материал

Феномены при выполнении субтеста:

  • пробы и ошибки — при слабости эвристических способностей и при снижении активности и быстроты мышления испытуемые обычно работают путем проб и ошибок, порой не доводя до конца сложение фигур;
  • перестановка 1-3 элементов фигур — своебразное застревание в ходе сожжения фигур, когда процесс сложения начат верно, затем встречается трудность и испытуемый начинает уже сложенную часть фигуры перекладывать;
  • двигательная скорость — этот феномен замечен еще Рапопортом, и он встречается у лиц с гипоманией.

Выполнение субтеста «Фигуры» намного сложнее, чем «Кубики» у больных шизофренией, так как эти больные лучше оперируют абстрактным геометрическим мтариалом, систематизацией и формальным подходом к решению заданий кубиков, чем наличием догадки, интуиции в «Фигурах». Больные с органическим поражением головного мозга одинаково неэффективно выполняют как «Фигуры», так и «Кубики».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector