Тест т. лири

Содержание методики

Для представления основных социальных ориентаций Тимоти Лири разработал условную схему — в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге, по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение и дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям.[прояснить] Для еще более тонкого описания, круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Тимоти Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник состоит из 128 оценочных суждений, которые при обработке объединяются в 8 октантов (по 16 пунктов в каждом). Испытуемому предлагается оценить, соответствуют ли данные суждения оцениваемому объекту (реальное Я испытуемого, его идеальное Я, или личность другого человека).

При обработке результатов подсчитываются индексы дружелюбия и индексы доминирования, а также преобладающий тип отношения к окружащим.

Лири выделял следующие типы отношения к окружающим (типы интерперсонального поведения) (в скобках указаны названия в модификации Л. Н. Собчик):

  1. Авторитарный (властный-лидирующий)
  2. Эгоистичный (независимый-доминирующий)
  3. Агрессивный (прямолинейный-агрессивный)
  4. Подозрительный (недоверчивый-скептический)
  5. Подчиняемый (покорно-застенчивый)
  6. Зависимый (зависимый-послушный)
  7. Дружелюбный (сотрудничающий-конвенциальный)
  8. Альтруистический (ответственно-великодушный)

VII. Дружелюбный тип отношений

От 9 до 16 баллов. Данный тип отличается направленностью на социальное принятие и одобрение, старается быть для всех хорошим, не учитывая при этом особенности ситуации. По отношению к окружающим дружелюбен и любезен. Среди защитных механизмов преобладают вытеснение и подавление. Характерна эмоциональная лабильность. Возможен истероидный тип характера (также возможно дополнительное использование теста MMPI).

От 0 до 8 баллов. Гибкий в решении проблемных ситуаций. В конфликтах стремится к сотрудничеству и компромиссу. Сознательно проявляет признаки конформности, так как стремится достигать согласия с окружающими. Подчиняется условностям, соблюдает правила хорошего тона. Инициативен, готов помогать другим. Также отличается стремлением быть в центре внимания, получать признание и любовь окружающих. Общительный и дружелюбный.

1 вариант

Часть А

A1. Особенная связь человека с окружающими людьми:

1) межличностные отношения
2) чувства
3) эмоции
4) конфликт

А2. Отношения между людьми, в основе которых лежат симпатия, взаимная тяга, стремление к контакту:

1) знакомство
2) антипатия
3) дружба
4) приятельство

А3. Чем отличается один народ от другого?

1) занятиями людей
2) традициями, фольклором
3) устройством государства
4) религией

А4. Деловое общение характеризуется:

1) соблюдением этикета
2) выражением эмоций
3) дружеским тоном общения
4) неформальным поведением

А5. Причиной наиболее острых конфликтов, перерастаю­щих межличностные отношения, являются:

1) противоположные интересы
2) эмоциональные барьеры
3) моральные барьеры
4) различное положение в обществе

А6. Верны ли суждения о стереотипах:

а) стереотип — это многообразие представлений о людях, их действиях и по­ступках;
б) стереотип отражает нестандартность поведе­ния человека?

1) верно только а
2) верно только б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А7. Верны ли суждения о групповых нормах:

а) групповые нормы существуют только в формальных группах;
б) груп­повые нормы могут различаться в разных группах?

1) верно только а
2) верно только б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А8. Верны ли суждения о санкциях:

а) санкции являются средством охраны групповых норм;
б) санкции носят ис­ключительно порицательный характер?

1) верно только а
2) верно только б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А9. Верны ли суждения об общении:

а) главным в обще­нии является передача информации;
б) основным сред­ством общения является речь?

1) верно только а
2) верно только б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

A10. Верно ли, что:

а) любой конфликт может быть раз­решен с помощью уступок;
б) в любом конфликте одна из сторон всегда права?

1) верно только а
2) верно только б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

Часть B

B1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за ис­ключением одного, характеризуют понятие «антипатия». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1. Комплимент
2. Злость
3. Грубость
4. Презрение
5. Враждебность
6. Неприязнь

В2. Какие из приведенных групп человек выбирает сам?

1. Семья
2. Спортивная секция
3. Место работы
4. Технический кружок
5. Класс
6. Нация

В3. Установите соответствие между вариантами исхода конфликта и их примерами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Варианты исхода конфликта

1. Подчинение
2. Компромисс
3. Прерывание конфликт­ных действий
4. Интеграция

Примеры

А. Брат с сестрой смогли догово­риться о взаимной помощи в вы­полнении домашнего задания
Б. Старший ученик отобрал мяч у младшего школьника на про­гулке
В. В ходе спора братья разделили между собой выполнение до­машних обязанностей
Г. Столкнувшись с грубостью, уче­ник перестал посещать спортив­ную секцию

Тест межличностных отношений на совместимость укажет на точки напряженности!

Тест межличностных отношений по психологической совместимости между женщиной и мужчиной.

Как проверяется прочность отношений? Насколько слабнет с годами любовная связь и крепнет другая составляющая. Как просчитать настоящую прочность межличностных отношений, позволяющих строить семейные отношения на перспективу? Где может быть слабина и причина разрыва? Тест межличностных отношений на совместимость покажет прочность и надежность ваших отношений в семье!Проверьте прочность ваших отношений по психологической совместимости! Проверьте, осталась ли любовь, есть ли она, проверьте свои чувства? Как они строятся и не назревает ли конфликт в паре!С годами появляются разногласия, недостатки. Присущие каждому человеку черты характера выявляются, мелкие трения перерастают в большие конфликты. Казалось, совершенно заурядные случайности начинают становиться источником скандалов. Вполне возможно, что это стресс или неприятности на работе, а если все серьезнее? И уже недолго ждать разрыва.Случайность может послужить источником разрыва, который зарождается не в момент выхода кризиса наружу, а гораздо раньше. Случилось нечто, чему своевременно не было придано значение и это послужило началом конца! Межличностные отношения всегда строятся на паритете, когда все участники должны в чем-то уступать друг другу.Когда подобного не происходит, то быть беде — разрыв неизбежен!

Пройдите тест на совместимость по знакам зодиака для проверки надежности.

Межличностная гармония будет определена точно и перспектива семьи доказана. А если получите отрицательный вариант на  астрологическую совместимость, вам будет показано, где конфликт и стоит исправить ситуацию!

Обзор межличностных аспектов взаимного воздействия на совместимость.

Сами вопросы тестирования на совместимость способны содержать подсказки по выявлению узких моментов в сфере наиболее подверженных кризису отношений. Невозможно представить конфликт, приведший к разрыву возникающий из-за разногласий в партийной симпатии. Обычным людям, мягко говоря, должно быть наплевать на то, какой политик лучше, конкретно вам они ничего давать не будут, и стремятся во власть в целях удовлетворения собственных амбиций. А вот в области разных мнений в кулинарных предпочтениях , теме встречаемой ежедневно вероятность межличностного напряжения большая. Если уровень образования одинаков и социальный статус равный проблемы возникают чаще из-за антипатии родителей или остывших чувств, недостаточно сильных для длительного использования. Недостатки воспитания могут проявиться аналогично, внося отпечаток на совместную жизнь

К примеру у супруги в семье отец занимался уборкой и стиркой(грубый пример), девочка привычная к такому положению и распределению семейных обязанностей будет требовать от мужа аналогичного поведения, не принимая во внимание тот факт, что времени у нее больше свободного и ее отец занимался ведением хозяйства из-за отсутствия времени у супруги или болезни жены! Тест поможет определиться с отклонениями в воспитании

ИЗУЧЕНИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ

Для изучения структуры малой группы, будь то
рабочий коллектив, класс или команда, в
социальной психологии нередко используется
процедура социометрии, впервые предложенная Дж.
Морено. Однако при исследовании
социометрических структур отдельные члены
группы, приобретая определенный статус,
воспринимаются как некая абстракция, безликая
единица

Высвеченная социометрией структура
группы отвечает лишь на вопрос: какова эта
структура, кто оказался в какой роли, в то
время как очень важно понять, почему
именно так сложилась структура отношений и какие
личности ее
сформировали. Именно на эти вопросы
позволяют дать ответ результаты тестирования
ДМО.
После того как испытуемый оценит себя и свое
идеальное Я, предлагается оценить таким же
образом всех членов группы

Испытуемый должен
обозначить среди них того, кого считает
фактическим лидером, затем — наилучшего для
сотрудничества и наихудшего для сотрудничества
члена группы, наилучшего для приятельских
отношений и наименее подходящего для этой роли.
Такое исследование проходит каждый член группы,
оценивая себя и свой идеал, затем —
конъюнктивные (притягивающие) и дизъюнктивные
(разделяющие, отталкивающие) выборы как в плане
сотрудничества, так и в плане дружеских
отношений, а также выделяя наиболее сильную,
инициативную, лидирующую личность в группе.
Анализ полученных данных позволяет сделать
выводы о сложившейся структуре отношений, о
взаимных притяжениях и отталкиваниях.

2 вариант

Часть А

A1. Чувство, прямо противоположное симпатии:

1) стереотип
2) антипатия
3) уважение
4) любовь

А2. Высокий уровень межличностных отношений харак­теризует:

1) знакомство
2) компромисс
3) апатия
4) дружба

А3. Быть лидером — значит:

1) быть членом группы
2) брать на себя руководство группой
3) знать всех членов группы
4) выполнять групповые нормы

А4. Примером неречевого общения может служить:

1) письмо другу
2) улыбка при встрече друзей
3) разговор пассажиров автобуса
4) беседа с приятелем

А5. Что необходимо для перехода конфликта из внутрен­него состояния во внешнее действие?

1) инцидент
2) перерыв в общении
3) план решения конфликта
4) стереотип

А6. Верны ли суждения о санкциях:

а) санкции могут быть только поощрительными;
б) для поощрения и под­держки человеку необходимы только материальные сти­мулы?

1) верно только а
2) верно только б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А7. Верны ли суждения о целях общения:

а) целью об­щения является общение ради самого общения;
б) в ходе общения человек получает и передает информацию?

1) верно только а
2) верно только б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А8. Верны ли суждения об особенностях общения между старшими и младшими:

а) в общении между родителями и детьми обе стороны нуждаются в чуткости и внимании; б) в общении младших и старших никогда не может воз­никнуть конфликтной ситуации?

1) верно только а
2) верно только б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А9. Верны ли суждения о поведении участников кон­фликтной ситуации:

а) избегание конфликта является одним из вариантов поведения в конфликтной ситуации;
б) в конфликтной ситуации одна из сторон может идти на уступки, стремясь сгладить противоречия?

1) верно только а
2) верно только б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

A10. Верны ли суждения о конфликтах:

а) конфликты бы­вают конструктивными и неконструктивными;
б) наилуч­шим исходом конфликтов можно считать интеграцию?

1) верно только а
2) верно только б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

Часть B

В1. Заполните пропуск в предложении.

Слово серебро — … золото.

В2. Установите соответствие между этапами конфлик­та и их примерами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Этапы конфликта

1. Возникнове­ние конфликт­ной ситуации
2. Проявление конфликтного поведения
3. Углубление конфликта
4. Разрешение конфликта

Примеры

А. Попытка царевича Алексея укрыться при дворе австрий­ского императора
Б. Верховный суд приговорил ца­ревича Алексея к казни
В. Равнодушное отношение царе­вича Алексея к делам Петра I
Г. Объединение вокруг царевича всех, кому деяния Петра I были чужды

В3. Найдите в приведенном списке качества, которые характеризуют лидера группы.

1. Хорошая успеваемость
2. Физическое превосходство
3. Способность увлечь за собой
4. Готовность взять ответственность на себя
5. Боязнь самостоятельно принять решение

Ответы на тест по обществознанию Человек среди людей 6 класс1 вариант
А1-1
А2-4
А3-2
А4-1
А5-3
А6-4
А7-2
А8-1
А9-3
А10-4
В1. 1
В2. 234
В3. 1Б 2В 3Г 4А2 вариант
А1-2
А2-4
А3-2
А4-2
А5-1
А6-4
А7-3
А8-1
А9-3
А10-3
В1. молчание
В2. 1В 2Г 3А 4Б
В3. 34

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЮ

При попытке выявить оценку учащимися своих
учителей в эксперименте, проведенном в одной
из московских школ, было обнаружено следующее.
В целом образ идеального учителя у большинства
учащихся характеризовался высоким альтруизмом,
ответственно-великодушным стилем
межличностного поведения в сочетании с чертами
лидерства и способностью к сопереживанию (VIII, VII и
I октанты). Обычно такими оценками учащиеся
удостаивали наиболее опытных педагогов с
большим стажем работы.
Учителя, использующие императивно-дидактический
стиль, наделялись большей агрессивностью (III
октант); формально хорошо выполняющие свою
работу, но несколько дистантные по стилю
поведения учителя получали оценку с
преобладанием II октанта (сноб, нарцисс,
самодостаточная личность).
Женщина-педагог чаще идеализировалась учениками
мужского пола, в то время как мужчина-педагог
чаще ученицами-девочками. По данным ДМО, это
проявлялось преобладанием баллов VIII октанта
(великодушие, альтруизм) при оценке личности
обожаемого педагога.
Образ малоуважаемого, низко оцениваемого в
профессиональном плане учителя отражался в
психограмме ДМО пустыми (незаштрихованными) VIII и
VII октантами, что свидетельствовало о
констатации отсутствия у него альтруизма и
способности к сопереживанию в мнении учащихся.
Итак, применение ДМО при дифференцированном
выборе воспитательных мер удобно из-за простоты
и лаконичности. Однако, учитывая незащищенность
методики перед лицом мотивационных искажений и
субъективизма самооценки, следует использовать
в дополнение к нему ИТО, метод цветовых выборов,
тест Сонди и другие психодиагностические
методики.
На сегодняшний день с уверенностью можно
сказать, что тест ДМО является весьма
эффективным инструментом психодиагностического
исследования, нашедшим свое применение в самых
различных сферах прикладной психологии, в том
числе в повседневной работе школьного психолога.

ВЫЯВЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ

Для того чтобы найти правильный подход к
коррекции того или иного типа межличностного
поведения, создающего конфликтную ситуацию, при
разработке индивидуализированных мер
воспитания и руководства, важно определить такой
ключевой фактор, как самооценка. У лиц с преобладающим стилем межличностных
отношений по типу лидирующе-властного или
независимо-соперничающего (I и II октанты)
самооценка высокая, а реакция на мнение других —
игнорирующая

Прямолинейно-упорствующий и
недоверчиво-подозрительный тип поведения (III и VI)
сочетается с преобладанием критического и
негативного отношения к иным мнениям при
тенденции к завышенной самооценке.
Покорно-застенчивый и зависимо-послушный тип
поведения (V и VI октанты) характеризуется
заниженной самооценкой и избыточным уважением к
мнению других, сотрудничающе-конвенциальный и
ответственно-великодушный — VI и VIII октанты —
отличаются колебаниями самооценки в связи с ее
неустойчивостью («ищущие признания») и
выраженной ориентацией на мнение значимых
окружающих.
При низкой самооценке (преобладание V, VI октантов)
и выраженной внутренней неудовлетворенности
собой (разница по октантам реального и
идеального Я более 4 баллов) реакция на мнение
окружающих позитивная, если это мнение больше
согласуется с субъективным идеалом индивида, чем
с оценкой своего Я. В процессе внутренней
переработки критических замечаний окружающих
при сопоставлении самооценки с идеальным Я у
такой личности под влиянием императивного
нажима формируется безоговорочная
соглашательская реакция, нивелирующая любую
творческую активность и подавляющая
самостоятельность решений.
Напротив, при совпадении актуального и
идеального Я, что чаще наблюдается у лиц с
преобладанием властно-лидирующего или
независимо-доминирующего стиля межличностного
поведения, выявляется полная удовлетворенность
собой (самодостаточность), завышенная самооценка
и критическое отношение к мнению окружающих, что
затрудняет коррекцию извне. Если в варианте с
заниженной самооценкой метод поддержки и
поощрения повышает мотивацию достижения и
готовность к ответственному выполнению указаний
руководства (воспитателя), то у самодостаточных
личностей такой подход мало результативен, в то
время как императивные способы воздействия
наталкиваются на протест и реакции эмансипации.
Особенно это касается импульсивных и ригидных
личностей. Критическое мнение других в этих
случаях должно опосредоваться через внутреннюю
интегративную оценку индивида таким образом,
чтобы оно не ощущалось им как навязанное извне, а
воспринималось как свое собственное,
подмеченное и подсказанное другими в
уважительной форме.
Наиболее распространенным является третий
вариант, когда самооценка не полностью совпадает
с идеалом Я, то есть отсутствует полная
удовлетворенность собой (разница по октантам
актуального и идеального Я в пределах 4 баллов),
когда при достаточно выраженном самоуважении и
позитивной в целом оценке своей личности имеется
тенденция к дальнейшему самосовершенствованию и
известное недовольство собой. В этом случае
реакция на критику окружающих наиболее
адекватная, как это свойственно зрелой
адаптивной личности, уровень достоинства и
гибкости которой может служить мерилом
гармоничных межличностных отношений. Такие
личности осуществляют в коллективах
бесконфликтное противодействие неразумным
формам авторитарно-императивного давления и
способствуют реализации других, более
демократичных методов руководства или
воспитания. Они как бы составляют устойчивое
ядро коллектива, на которое может опереться
организационная лидирующая «верхушка».
Таким образом, применение теста ДМО в социально-психологическом
исследовании малой группы позволяет
дифференцированно подойти к решению сложных
проблем комплектования эффективно
взаимодействующих коллективов и формирования
благоприятного психологического микроклимата.

Интерпретация результатов

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири предполагает достаточно широкий объем информации для исследования личности респондента. Если же тестирование проводилось в групповой форме, то исследователь, как уже упоминалось, имеет возможность сопоставить результаты отдельных индивидов с групповым профилем, а также друг с другом

При интерпретации результатов важно делать акцент не на абсолютные величины, а на доминирование показателей одного типа над другими. Это также важно учитывать, если имеет место негативное отношение родителей к дефекту своего ребенка (методики «ПАРИ» Лири)

Если проводится оценка как «Я» реального, так и «Я» идеального, то в норме не должно быть значительных расхождений между ними. В свою очередь, если имеется умеренный уровень расхождения, то это свидетельствует о возможности самосовершенствования, на которую, собственно, и указывает методика Лири. Интерпретация результатов опросника выявила тот факт, что чаще всего неудовлетворенность собой характерна для лиц с заниженным уровнем самооценки (что соответствует 5, 6 и 7-му октантам) либо для лиц, переживающих состояние длительного конфликта (соответствует 4-му октанту).

Если же у респондента наблюдается одновременное преобладание 1-го и 5-го октантов, то это свидетельствует о наличии у него проблемы авторитарности и болезненного самолюбия; 2-го и 6-го – имеет место противоречие между стремлением к независимости и необходимостью подчиняться (например, когда в силу служебной необходимости индивид обязан подчиняться, несмотря на свой внутренний протест). Конфликт между 3-м и 7-м октантами имеет место при конфликте мотивов самоутверждения и аффилиации; 4-м и 8-м – проявляется при подавлении индивидом враждебности по отношению к окружающим ради признания ими (стремление к признанию со стороны группы и одновременное чувство враждебности к ней).

Процедура проведения

Инструкция

«Вам будут представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Внимательно прочтите каждое суждение и оцените, соответствует ли оно Вашему представлению о себе.

Поставьте на бланке ответов знак » + » против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе, и знак » – » против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе. Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак » + » не ставьте.

После оценивания своего реального «Я» вновь прочтите все суждения и отметьте те из них, которые соответствуют Вашему представлению о том, каким Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале».

Если необходимо оценить личность кого-то другого, то дается дополнительная инструкция: «Таким же образом, как и в первых двух вариантах, дайте оценку личности Вашего начальника (сослуживца, подчиненного: 1. «Мой начальник, такой, какой он есть на самом деле»; 2. «Мой идеал начальника»).

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Процедура проведения и обработка результатов

Методика Лири включает в себя 128 оценочных суждений, в каждом из 8 типов отношений которых образуются 16 пунктов. Данные пункты расположены в порядке восходящей интенсивности. При этом методика построена таким образом, что характеристики, направленные на выявление определенного типа отношений, расположены особым образом: не подряд, а группами, по четыре суждения в каждой, повторяясь через равное количество суждений.

Методика Лири, на межличностные отношения направленная, может сопровождаться двумя видами инструкций. В первом из них респондентам предлагается внимательно прочитать и оценить суждения, характеризующие психологические особенности человека и взаимоотношения с окружающими людьми. Если, по мнению респондента, суждение соответствует его представлению о себе, то необходимо отметить его знаком «+», если не соответствует – знаком «-».

Во втором варианте инструкции методика Лири предполагает оценку не только реального «Я», но и идеального. Пример: «Оценив свое реальное «Я», прочитайте, пожалуйста, все суждения еще раз и отметьте знаком «+» те из них, которые соответствуют вашему представлению о том, каким бы вы хотели себя видеть в идеале». В таком случае впоследствии можно определить уровень расхождения между реальными и идеальными представлениями индивида о себе. Оценка отношений других также может быть отражена в инструкции, которую предлагает методика Лири. Пример: «Как и в первом случае, оцените, пожалуйста, личность вашего коллеги (начальника, супруга, ребенка и т. д.)». Соответствующим образом можно диагностировать систему видения одного индивида другим.

Обработка методики Лири включает в себя несколько этапов. Изначально подсчитывается количество баллов по каждому из выделенных 8 типов межличностных отношений (авторитарному, эгоистическому, агрессивному, подозрительному, подчиняемому, зависимому, дружелюбному, альтруистическому).

Следующим этапом является определение степени выраженности типа. Максимальная оценка уровня по каждому типу, которую предполагает методика Лири на межличностные отношения, может составлять 16 баллов, которые, в свою очередь, подразделяются на 4 степени выраженности отношения:

  • от 0 до 4 баллов: низкая степень выраженности (адаптивное поведение);
  • от 5 до 8 баллов: умеренная степень выраженности (также адаптивное поведение);
  • от 9 до 12 баллов: высокая степень выраженности (экстремальное поведение);
  • от 13 до 16 баллов: экстремальная степень выраженности (экстремальное до патологии поведение).

Третий этап обработки, который подразумевает методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, представляет собой определение показателей по двум основным векторам: доминирование – дружелюбие. Расчеты производятся с помощью следующих формул:

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI).

Дружелюбие = (VII – III) +0,7 х (VIII – II – IV + VI).

Наконец, в качестве завершающего этапа методика Лири подразумевает качественный анализ, осуществляемый за счет сравнения дискограмм, построенных на основе полученных данных по каждому респонденту, друг с другом. Также возможно построение среднего профиля межличностных отношений в той или иной группе. Оптимальным представляется использование опросника в системе общеобразовательных учебных заведений. Кроме того, показательным может оказаться лонгитюдное исследование (например, в рамках того или иного класса), возможность которого также предоставляет методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Интерпретация основных показателей отношения осуществляется по 8 типам:

ОПРОСНИК

Опросник методики представлен в виде 128
характеристик. Испытуемый должен на
регистрационной сетке (см. с. 7) зачеркивать
крестом номера, соответствующие тем чертам,
которые он у себя находит, оставляя
незачеркнутыми остальные номера. При этом
испытуемому предлагается придерживаться
следующей инструкции: Перед вами опросник, содержащий различные
характеристики. Следует внимательно прочесть
каждую и подумать, соответствует ли она вашему
представлению о себе. Если да, то перечеркните
крестом соответствующую порядковому номеру
характеристики цифру в сетке регистрационного
листа. Если нет, то не делайте никаких пометок на
регистрационном листе. Постарайтесь проявить
максимальную внимательность и откровенность,
чтобы избежать повторного обследования. Итак,
какой вы человек?
На следующем этапе исследования испытуемый
заполняет этот же опросник относительно своего
идеала (идеальный человек тот, который…).

Я — ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ:

1. Умеет нравиться
2. Производит впечатление на окружающих
3. Умеет распоряжаться, приказывать
4. Умеет настоять на своем
5. Обладает чувством достоинства
6. Независимый
7. Способен сам позаботиться о себе
8. Может проявить безразличие
9. Способен быть суровым
10. Строгий, но справедливый
11. Может быть искренним
12. Критичен к другим
13. Любит поплакаться
14. Часто печален
15. Способен проявлять недоверие
16. Часто разочаровывается
17. Способен быть критичным к себе
18. Способен признать свою неправоту
19. Охотно подчиняется
20. Покладистый
21. Благодарный
22. Восхищающийся и склонный к подражанию
23. Уважительный
24. Ищущий одобрения
25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи
26. Стремится ужиться с другими
27. Доброжелательный
28. Внимательный и ласковый
29. Деликатный
30. Ободряющий
31. Отзывчивый к призывам о помощи
32. Бескорыстный
33. Способен вызывать восхищение
34. Пользуется у других уважением
35. Обладает талантом руководителя
36. Любит ответственность
37. Уверен в себе
38. Самоуверен и напорист
39. Деловитый, практичный
40. Соперничающий
41. Стойкий и крутой, где надо
42. Неумолимый, но беспристрастный
43. Раздражительный
44. Открытый и прямолинейный
45. Не терпит, чтобы им командовали
46. Скептичен
47. На него трудно произвести впечатление
48. Обидчивый, щепетильный
49. Легко смущается
50. Неуверенный в себе
51. Уступчивый
52. Скромный
53. Часто прибегает к помощи других
54. Очень почитает авторитеты
55. Охотно принимает советы
56. Доверчив и стремится радовать других
57. Всегда любезен в обхождении
58. Дорожит мнением окружающих
59. Общительный и уживчивый
60. Добросердечный
61. Добрый, вселяющий уверенность
62. Нежный и мягкосердечный
63. Любит заботиться о других
64. Щедрый
65. Любит давать советы
66. Производит впечатление значительности
67. Начальственно-повелительный
68. Властный
69. Хвастливый
70. Надменный и самодовольный
71. Думает только о себе
72. Хитрый
73. Нетерпим к ошибкам других
74. Расчетливый
75. Откровенный
76. Часто недружелюбен
77. Озлоблен
78. Жалобщик
79. Ревнивый
80. Долго помнит обиды
81. Самобичующий
82. Застенчивый
83. Безынициативный
84. Кроткий
85. Зависимый, несамостоятельный
86. Любит подчиняться
87. Предоставляет другим принимать решения
88. Легко попадает впросак
89. Легко поддается влиянию друзей
90. Готов довериться любому
91. Благорасположен ко всем без разбора
92. Всем симпатизирует
93. Прощает все
94. Переполнен чрезмерным сочувствием
95. Великодушен и терпим к недостаткам
96. Стремится помочь каждому
97. Стремящийся к успеху
98. Ожидает восхищения от каждого
99. Распоряжается другими
100. Деспотичный
101. Относится к окружающим с чувством
превосходства
102. Тщеславный
103. Эгоистичный
104. Холодный, черствый
105. Язвительный, насмешливый
106. Злой, жестокий
101. Часто гневлив
108. Бесчувственный, равнодушный
109. Злопамятный
110. Проникнут духом противоречия
111. Упрямый
112. Недоверчивый и подозрительный
113. Робкий
114. Стыдливый
115. Услужливый
116. Мягкотелый
117. Почти никому не возражает
118. Навязчивый
119. Любит, чтобы его опекали
120. Чрезмерно доверчив
121. Стремится снискать расположение каждого
122. Со всеми соглашается
123. Всегда со всеми дружелюбен
124. Всех любит
125. Слишком снисходителен к окружающим
126. Старается утешить каждого
127. Заботится о других
128. Портит людей чрезмерной добротой

Обработка результатов

На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.

Ключ

  1. Авторитарный: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100.
  2. Эгоистичный: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104.
  3. Агрессивный: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108.
  4. Подозрительный: 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112.
  5. Подчиняемый: 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116.
  6. Зависимый: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120.
  7. Дружелюбный: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124.
  8. Альтруистический: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128.

На втором этапе полученные баллы переносятся на диаграмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (минимальное значение — 0, максимальное — 16). Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.

Психограмма

На третьем этапе с помощью формул определяются показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие»:

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)
Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

Таким образом, система баллов по 16 межличностным переменным превращается в два цифровых индекса, которые характеризуют представление субъекта по обозначенным параметрам.

В результате проводится анализ личностного профиля – определяются типы отношения к окружающим.

СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

ДМО позволяет констатировать межличностный
конфликт в семье, а также глубже понять причины
психологической несовместимости, которые могут
таиться как в разных характерах и поведенческих
паттернах членов семьи, так и в наличии у кого-то
из них внутриличностной неконгруэнтности
(внутреннего конфликта). Тест ДМО позволяет
структурировать сложившуюся картину отношений,
определить зону конфликта и понять причины его
возникновения, распознать антагонистически и
дружелюбно настроенных по отношению друг к другу
членов семьи. При этом каждый член семьи
оценивает свое реальное и идеальное Я, а затем
дает оценку другим членам семьи и обрисовывает
идеальный (в своем представлении) образ каждого
из них. Рассогласование идеала с реальным
образом оцениваемого лица представляет
значительный интерес для оценки сложившейся
ситуации в целом, а также для понимания степени
выраженности когнитивного диссонанса
обследуемого лица, то есть степени
несоответствия реально существующего индивида с
идеальным представлением о том, каким он должен
быть в глазах данного конкретного испытуемого.
Здесь обнаруживается большое разнообразие
существующих вариантов, в основе которых лежит
сопоставление как контрастных, так и
дополнительных характеристик, которые
выявляются с помощью ДМО. Для упрощения можно
отталкиваться от основных двух направлений:
доминантность-подчиняемость (соотношение
показателей I — II октантов с V — VI октантами) и
агрессивность-доброжелательность (соотношение
показателей III — IV c VII — VIII октантами).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector