Тест на творческие способности онлайн

Когнитивная сфера

Творческое мышление тесно связано со всеми когнитивными способностями человека.

Память

Люди, способные к творчеству, обладают специфическими видами памяти. Музыканты — слуховой, художники — зрительной, хореографы — двигательной, дегустаторы — вкусовой, скульпторы — тактильной и т. д. И абсолютно все они обладают образной и ассоциативной памятью. Обычные люди, решая задачу, используют только исходный материал. Креативные привлекают для этого весь свой прошлый опыт, который, казалось бы, совершенно не связан с проблемой. Психологи называют это «высокой готовностью памяти».

Внимание и концентрация

Креативные люди часто считаются рассеянными и несобранными. В большинстве случаев это правда. Просто они слишком заняты своим личностным восприятием окружающей среды и не мотивированы параллельно интересоваться чем-то другим. Например, на совещании они могут совершенно не слушать доклад начальника о подведении итогов за прошедший квартал. В этот момент они представляют на его месте мудрого филина (срабатывают ассоциации) или переносят его на берег лазурного моря и делают аниматором (желаемое вместо действительного). Зато, когда они увлечены процессом творчества, они могут работать часами, ни на что не отвлекаясь. Им не могут помешать ни посторонние звуки, ни голод. Психологи называют это полным погружением и вовлечённостью.

Восприятие

Креативные люди воспринимают мир не так, как все. Они способны увидеть в обыденных вещах и явлениях то, что раздвигает рамки привычного и дозволенного. Только для них «Чёрный квадрат» Малевича — чистое искусство во всей его красоте. Это они придумывают бытовые лайфхаки: чистят зубной щёткой подошву обуви, собирают ртуть с пола скотчем и выращивают рассаду в яичной скорлупе.

Воображение

Творческое мышление невозможно без воображения. Из всех когнитивных способностей между ними самая прослеживаемая связь. Только через воспроизведение в уме образов и ассоциаций человек способен создавать что-то новое, креативное, необычное, ни на что не похожее.

Интеллект

Как именно взаимосвязаны интеллект и творческое мышление, пока нет единого ответа. Множество талантливых людей, создавших бесценные шедевры искусства, имели IQ ниже среднего. Но известны и такие, у кого он зашкаливал. Точно такая же ситуация с обратной стороны: люди, обладающие высоким интеллектом, далеко не всегда отличаются творческим потенциалом. Особенно это заметно в школе. Отличникам, как правило, плохо даются музыка, рисование, прикладная деятельность. Но есть и исключения, когда ребёнок талантлив буквально во всём, демонстрируя высокие показатели по обоим критериям.

Многие склонны объяснять это конвергентностью и дивергентностью мыслительных процессов. Таблица наглядно продемонстрирует, что это такое.

Получается, что творческое мышление является основой мышления именно дивергента, а не конвергента.

Тесты оценки творческого мышления Торренса (ТОТМТ)

Торренс прославился своими исследованиями природы творчества. В 1966 году он развил метод сопоставления для определения степени творческой активности при помощи разработанных им тестов оценки творческого мышления (англ.)русск..

Построенные на трудах Джо Пола Гилфорда, они включали простые тесты на выявление уровня развитости дивергентного мышления и других навыков решения проблемных задач, результаты которых оценивались по четырём параметрам:

  • Беглость. Общее количество поддающихся интерпретации, значимых, соответствующих решаемой задаче идей, сгенерированных в ответ на раздражитель.
  • Гибкость. Количество различных категорий соответствующих ответов.
  • Оригинальность. Статистическая редкость ответов.
  • Тщательность. Количество деталей в ответах.

В третьем издании ТОТМТ 1984 года был исключён параметр гибкости.

Диагностика уровня невербальной креативности

Шкалы: уровень креативности

Тестируем: свойства личности · Возраст: младший школьный, подростковый, взрослым Тип теста: невербальный, проективный · Вопросов: 10 Комментарии: · написать

Инструкция к тесту

Вам предлагают выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения и фантазии. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное и хорошо бы такое, до которого далеко не каждый додумается. Перед вами 10 незаконченных фигур. Если вы добавите к ним дополнительные линии или штрихи, получаются интересные предметы или даже сюжетные картинки. Придумайте название для вашего рисунка и напишите его под ним. Время выполнения – 15 мин. Поэтому работайте быстро.

Обработка и анализ результатов теста

Количество баллов, полученное обследуемым, является одним из показателей креативности, способности выдвигать идеи, отличающие от очевидных. Оригинальность решений означает способность избегать легких и очевидных ответов. Максимальное количество возможных баллов – 20.

Критерии, используемые при проведении результатов тестирования

Рисунок №1.

  • 0 баллов. Абстрактный узор, лицо, голова человека, очки, птица, чайка.
  • 1 балл. Брови, глаза, волна, море, морда животного, облако туча, сердце, сова, цветок, яблоко, человек, собака.
  • 2 балла. Все остальные менее стандартные и оригинальные рисунки.

Рисунок №2.

  • 0 баллов. Абстрактный узор, дерево, рогатка, цветок.
  • 1 балл. Буква, дом, символ, указатель, след ноги птицы, цифра, человек.
  • 2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.

Рисунок №3.

  • 0 баллов. Абстрактный узор, звуковые и радиоволны, лицо человека, лодка, корабль, люди, фрукты.
  • 1 балл. Ветер, облако, дождь, шарики, детали дерева, дорога, мост, качели, морда животного, колеса, лук и стрелы, рыба, станки, цветы.
  • 2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.

Рисунок №4.

  • 0 баллов. Абстрактный узор, волна, море, змея, хвост, вопросительный знак.
  • 1 балл. Кошка, кресло, стул, ложка, мышь, гусеница, червяк, очки, ракушка, гусь, лебедь, цветок, трубка для курения.
  • 2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.

Рисунок №5.

  • 0 баллов. Абстрактный узор, блюдо, ваза, чаша, лодка, корабль, лицо человека, зонт.
  • 1 балл. Водоем, озеро, гриб, губы, подбородок, таз, лимон, яблоко, лук и стрелы, овраг, яма, рыба, яйцо.
  • 2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.

Рисунок №6.

  • 0 баллов. Абстрактный узор, лестница, ступени, лицо человека.
  • 1 балл. Гора, скала, ваза, ель, кофта, пиджак, платье, молния, гроза, человек, цветок.
  • 2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.

Необходимо зарегистрироваться

Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

Критерии для выводов, полученных при обследовании на выборке из 500 человек.

Группа Норма креативности в баллах Средний показатель норм
Учащиеся 4-8-х классов 5-13 9,6
Учащиеся 9-11-х классов 7-14 10,6
Студенты и взрослые 6-14 10,55
Источники

Диагностика уровня невербальной креативности / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.69-71.

Процедура проведения диагностики творческого мышления

Рекомендуется проводить тест в небольших группах — от 5 до 10 человек. Причём чем младше участники, тем меньше их должно быть в объединении. Испытуемому полагается сидеть за столом одному или с помощником экспериментатора, который пояснит задание или подпишет рисунок в том случае, если ребёнок недостаточно хорошо и быстро это делает сам. Для детей дошкольного возраста тест лучше организовывать в индивидуальном порядке.

Для получения объективных результатов тестирование не должно включать в себя элемент соревнования или подразумевать наличие «правильных» ответов. Напротив — исследованию полагается проходить в расслабленной и спокойной обстановке, в которой дети смогут раскрыть свой потенциал без страха получить плохую оценку. Лучше всего, если экспериментатор преподнесёт задания в игровой форме. Сделать это будет не так сложно, поскольку тесты изначально предназначались для детей старшего дошкольного и школьного возраста, поэтому автор старался сделать их небанальными, чтобы заинтересовать тестируемых. Рекомендации к подготовке детей к предстоящей работе включают в себя фразы вроде: «Ребята! Я уверен(а), что вам понравится предстоящая игра. Это поможет и нам понять, как вы умеете придумывать новое и решать разные вопросы. Вам потребуется подключить всю вашу фантазию и умение думать».

Оптимальное количество испытуемых — не более 5–10 человек

Для выполнения заданий участникам тестирования нужна бумага, карандаши и ручки. Лучше убрать со стола все лишние предметы, которые могут отвлекать детей. Испытуемым также предоставляются листы со стимульным материалом

Во избежание путаницы следует обратить внимание детей на то, что бланки необходимо подписать. Рекомендуется предварять выполнение теста примерно таким вступлением: «Перед вами незаконченные фигуры

Если дорисовать к ним что-то, у вас получатся интересные картинки и истории. Это вам нужно сделать за 10 минут. Постарайтесь выдумать такой предмет или сюжет, который больше никто не нарисует. Придумайте ещё и необычное название для каждого изображения».

В отдельных источниках говорится, что не следует ограничивать детей по времени, так как это может помешать гармоничному протеканию творческого процесса. В оригинальном же описании теста указывается, что на выполнение каждого субтеста отводится 10 минут, поэтому экспериментатору понадобится секундомер. Если участники обеспокоены по этому поводу, то следует предупредить их, чтобы не волновались и работали в своём ритме: «Вы работаете с разной скоростью. Кто-то успевает сделать всё очень быстро, а затем возвращается к заданиям и доделывает. Другие рисуют понемногу, но из каждой картинки делают сложные и интересные истории. Поступайте, как вам удобнее».

По окончании тестирования организатору нужно проследить, чтобы к каждому рисунку был дан соответствующий комментарий. Если ребёнок забыл подписать какое-либо изображение, экспериментатору или его помощникам стоит сразу же выяснить ответы и подписать стимулы самостоятельно. В противном случае могут возникнуть сложности с интерпретацией результатов. Именно поэтому ассистентов должно быть достаточно, чтобы охватить всю группу испытуемых.

Тест креативности Торренса можно проводить повторно для оценки развития творческих способностей. Рекомендуется использовать при этом следующие пояснения: «Мы хотим понять, как изменились ваши умения придумывать новое и решать проблемы. Люди измеряют рост и вес регулярно, чтобы узнать, насколько выросли и поправились. Мы делаем почти то же самое, но только с целью исследования ваших способностей. Постарайтесь проявить себя как можно лучше». Сравнивая результаты тестов, можно отследить динамику развития креативности ребёнка на протяжении всего периода обучения в школе.

Результат ребёнка обязательно должен включать не только дополненные фигуры, но и описания к ним

Признаки

Психологи выделяют следующие признаки творческого мышления:

  • быстрота генерирования идей;
  • гибкость — генерация бесконечного потока идей;
  • оригинальность — уникальность идей, их непохожесть на остальные;
  • детализация — в процессе работы добавляются важные мелкие детали;
  • эмоциональная сопричастность решаемой проблеме (как показывает практика, не замотивированный человек, способный к творчеству, даже не возьмётся за её рассмотрение);
  • многофункциональность — способность заниматься сразу несколькими делами одновременно без ущерба для их качества;
  • законченность — каждая идея и образ обретают логическую завершённость.

Последствия творческого мышления и деятельности

Представители гештальт-психологии нарисовали следующий портрет человека, которого отличает творческий склад мышления (они называют его «творцом»):

  • ничем не ограничен ни в мыслях, ни в действии;
  • не ослеплён привычками;
  • никогда ничего не повторяет, особенно за кем-то;
  • не действует механически;
  • не занимает одностороннюю, частичную позицию;
  • не способен сконцентрироваться на том, что ему не интересно;
  • не воспринимает мир и других людей по их внешним меркам и параметрам, но всегда старается заглянуть внутрь;
  • не рационален, не расчётлив, не равнодушен и не безразличен.

Психологи даже определили, в чём проявляются особенности характера людей, обладающих творческим складом ума:

  • идут против стандартов общества;
  • обладают яркой индивидуальностью;
  • очень чувствительны и ранимы;
  • слишком занижают свои способности;
  • даже в зрелом возрасте в душе остаются детьми.

Так что людей, склонных к творчеству, чаще всего можно заметить, даже не проводя каких-то дополнительных исследований, — характер обнаружит их в любом обществе.

Как развить творческое мышление

Психологи утверждают, что это вполне возможно. Главное — иметь высокую мотивацию (понимать, зачем это нужно) и заниматься регулярно, а не время от времени.

Условия

Прежде чем поднимать в себе творческий потенциал, нужно знать условия его развития. Чтобы получить результаты, придётся создать благоприятную ситуацию.

Что требуется для выработки в себе креатива:

  • яркая индивидуальность: надо разглядеть в себе того, кто отличается от остальных и может это продемонстрировать миру через взгляды, суждения, одежду, интеллект;
  • постоянное исследование всего интересного, что попадается на пути: анализ сложившейся ситуации, выводы из случившегося, сравнение двух разнородных понятий — мозг должен постоянно работать;
  • проблематизация: всё, что происходит в жизни, содержит в себе проблему — её надо учиться видеть, вычленять и успешно решать.

Так что, прежде чем приступить к развитию своего творческого начала, создайте для этого необходимые условия, иначе результатов можно так и не дождаться.

Методы

Психология предлагает использовать следующие методы активизации творческого мышления:

  • эмоциональная вживаемость в проблему;
  • визуализация;
  • метафоризация;
  • юмор, ирония, сарказм;
  • аналогии (прямые и личные, символические и фантастические);
  • ментальные карты;
  • бисоциации;
  • метод ментальной провокации;
  • риторические вопросы;
  • мозговой штурм.

Данные методы лежат в основе практически всех упражнений.

Упражнения

Ниже описаны эффективные упражнения для развития творческого мышления для взрослых.

Угадай сценарий

Найдите в Интернете любой фильм, который вы раньше никогда не смотрели. Выключите звук. Перемотайте на середину и просмотрите ровно 20 минут. Подумайте, что происходило на экране? Ответьте на вопросы: что этому предшествовало? что было потом? что говорили герои? Запишите вкратце свои догадки. На следующий день, уже не просматривая данный отрезок фильма, прокрутите его в своей голове и постарайтесь придумать ещё один сюжет, отличный от того, что вы описали вчера. Делайте так до тех пор, пока мысли не иссякнут. И только после этого просмотрите всю киноленту со звуком. Ну что, какой из вас сценарист?

Лавина вопросов

Сядьте за стол. Достаньте огромный лист бумаги и ручку (карандаш). Задание: записать как можно больше вопросов, касающихся того, что вас окружает, но как можно более нелепых. Например: почему стена прямая? сколько времени понадобится, чтобы я прочитал все книги на этой полке? что будет, если засунуть в принтер салфетку? сколько предметов треугольной формы находятся в поле моего зрения? Теперь вам понадобится помощник. Отдайте ему лист с вопросами. Чем больше из них ввергнут его в состояние ступора, тем лучше вы справились с заданием.

Бытовые лайфхаки

Среди блогеров бытовые лайфхаки сейчас в тренде. Интернет просто пестрит заголовками: «10 необычных способов использования зубочистки», «Как применять губку для мытья посуды не по назначению?», «Что можно сделать со сломанными часами?» и т. д. Несмотря на то, что они уже давно всем набили оскомину, те люди, которые их придумали, однозначно обладают креативным мышлением. Попробуйте повторить их подвиг. Возьмите за правило каждый день прописывать по 5 (а потом увеличивайте это количество) необычных способов использования какого-либо бытового предмета. Это могут быть скрепки, гвозди, пальчиковые батарейки, сломанный пульт. После теории перейдите к практике: попробуйте реализовать всё то, что вы придумали. Выставите себе оценки и попросите сделать то же самое кого-нибудь из близких. Ну как, они остались довольны?

Творческое мышление, вне всякого сомнения, делает честь тем людям, которые им обладают. Однако не нужно забывать о том, что оно требует постоянного развития и источников вдохновения. Если эти два фактора будут отсутствовать, потенциал может угаснуть, так и не реализовавшись на практике.

Что это такое

Креативность, или творческое мышление, — это деятельность, в результате которой человек создаёт нечто совершенно новое. Для этого он использует не только исходные данные, но ещё и ассоциации, опыт, личное восприятие, воображение, внутренние ощущения. В результате получается абсолютно уникальный продукт.

Изучается в психологии творчества — отдельном разделе, посвящённом исследованию созидания всего нового человеком в науке, искусстве, технике, быту и обыденной жизни. Здесь же рассматривается творческий потенциал — как он формируется и развивается. Эти данные активно используются другими направлениями:

  • культурно-исторической психологией;
  • экзистенциальной;
  • гуманистической;
  • когнитивной;
  • психоанализом;
  • деятельностным подходом;
  • гештальт-терапией.

Потенциал творческого мышления используется не только в психологии. Им заинтересованы и другие науки: философия, социология, политология, педагогика, информатика. Сегодня одним из критериев набора сотрудников на работу во многие крупные компании является креативность. Она необходима не только художникам, кинорежиссёрам, поэтам и музыкантам. Многие современные профессии также требуют способности созидать нечто совершенно новое, уникальное. Это дизайнеры, стилисты, копирайтеры, маркетологи, рекламщики и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector