Как открыть и развить в себе творческие способности: советы психологов

Содержание:

Создаём атмосферу для творческого развития ребёнка

Родители не могут находиться около ребенка постоянно, не отходя ни на шаг, да это и не нужно. Для творчества иногда полезно побыть наедине со своими мыслями

Но внимание малыша кратковременно и неустойчиво, поэтому необходимо пространство, в котором ему будет не только уютно, но и интересно. Для этого потребуется совсем немного:

  • стол и стул для рисования и лепки, застеленный клеенкой или имеющий легко моющуюся поверхность;
  • подставка или полочка для карандашей, фломастеров, красок;
  • ящик для игрушек, конструкторов, мозаики.

Здесь же можно разместить книги, раскраски, набор для творчества.

Творческая атмосфера

Такая организация пространства подходит для детей старшего школьного возраста, которые умеют аккуратно обращаться с вещами. знают, что книги рвать не стоит, иначе почитать их уже не получится. Для младшего возраста пространство наполняют яркими развивающими игрушками

не нужно выкладывать сразу весь набор, внимание ребенка рассеется. Лучше дать несколько предметов, а на следующий день заменить их на другие

Полезно разместить в игровом уголке несколько детских музыкальных инструментов: маракас, колокольчик, металлофон. Прекрасно, если есть возможность включить музыку, найти игрушечный микрофон и попеть вместе с ребенком, потанцевать или сделать веселую разминку.

Творческая среда

С помощью воображения возникают абсолютно новые идеи, образы. Это и зовется творчеством. Одаренные люди видят жизнь по-другому. Это не значит, что у них трава синяя, а кошка зеленая, хотя бывает и так. Удивительно, но факт, некоторые люди воспринимают звуки через цвет, так ощущал музыку великий композитор Скрябин. Творчество заключается в создании качественно новых материальных и духовных ценностей. Окружающие их воспринимают по-разному. Многие восторгаются талантом создателя Джоконды, но кто-то пытается облить картину кислотой, поэтому теперь она хранится за бронированным стеклом в специальной нише. Значит, она затрагивает определенные душевные струны, вызывает осязаемые реакции.

Раннее развитие ребенка подразумевает не только формирование речи, развитие памяти, внимания, навыков счета, письма, чтения. Гармоничное развитие личности невозможно без обращения к эмоциональной сфере.

Критерии креативности

Критерии креативности:

беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
гибкость

Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;

метафоричность — описание представлений одних областей знаний, языком и способом других, перенесение знаний и представлений из одних областей в другие, мышление в одних сферах знаний, обычно вновь создаваемых, средствами других, готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, упростить  сложное.
удовлетворенность — чувство понимания, что задача решена, итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

По Торренсу

  • Беглость — способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Выход за пределы замкнутости, границы известного — способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
  • Способность создавать обобщённые, абстрактные название, базирующееся на понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации представлений, образной информации в словесную форму

Кроме того, существует такой критерий, как способность к лёгкому генерированию большого количества идей.

Еще по теме «Как стать креативным человеком»:

Профдеформация

Не нашли то, что искали? Посмотрите другие обсуждения на тему «Зачем общаться со скучными и глупыми людьми»: Как развить креативное мышление : 4 упражнения. Как я был глупым. Почему быть глупым — полезно?

Реклама и связи с общественностью

Дочь — человек творческий (пишет, есть награды), вместе с тем — интроверт с пониженной самооценкой. Т.е. продавать или заниматься организацией мероприятий — это не ее. Хотелось бы услышать мнения от родителей студентов, выбравших это направление, а еще лучше от тех…

вопрос

Как развить креативное мышление : 4 упражнения. Это не так — существуют упражнения для развития креативности, они тренируют мозг так же, как физические тренировки — мышцы. А мой мозг требовал движения. Тогда я подошел к бабушке и строго заявил: — Пойду в лес за…

для Birke и тех кого заинтересовало точечное художество

Как развить креативное мышление : 4 упражнения. Центр творчества : 9 способов стать креативным. Качество преподавания зависит от количества человек в группе изостудии или новая система преподавания в Художественной школе рисунка…

Посоветуйте в Бауманке ИБМ или МТ.

Но потом вроде наполнили программу отчасти технарскими дисциплинами, и стало вполне норм. Да после нее. А почему у людей на ИБМ должен быть плохо подвешен ? о креативных деточках. Выбираем профессию. Как помочь ребенку в выборе будущей профессии.

Про игру

Как развивать креативность, воображение, лидерские качества? Позволить детям играть! Почему такие компании, как Google специально культивируют у себя игровую культуру? Именно игра развивает мышление и воображение, учит людей общаться и сотрудничать, быстро…

Смешно и глупо.

Не нашли то, что искали? Посмотрите другие обсуждения: Как развить креативное мышление : 4 упражнения. Как я был глупым. Почему быть глупым — полезно?

Нужен совет, очень нужен.

Ищите креативного адвоката! 1 Цель стать 100% собственником жилья. 2 При возможности выписать БМ. Но именно опыт (право)применения конкретными людьми самых разных статей из самых разных кодексов сделал для меня 2 полученные консультации очень ценными.

Кто скажет,креативный чел тупеет от возр

креативный человек вообще не совместим с рутиной. Ну, никак. Будет изворачиваться и весь свой ум приложит, чтоб рутины не было — очень креативно, или сбежит. Креативность связана с постоянной работой мозга и проявляется почти во всех областях жизни, от возраста такие…

Как развивать творческие способности?

Творческие люди – успешные люди. Как развить креативность в ребенке? Жизнь и творчество: развитие креативности. 16 мифов о творчестве и креативных людях. Версия для печати. Как развить в себе творческие способности, от которых будет зависеть дальнейшее…

«Умный» вопрос про глупость 🙂

Не нашли то, что искали? Посмотрите другие обсуждения: Как развить креативное мышление : 4 упражнения. Как я был глупым. Почему быть глупым — полезно?

Профессия — генератор идей:))

Человек, который за большие деньги тебя всегда выслушает и скажет, что все козлы — одна ты хорошая. Ну какую-нибудь идейку может и подкинет, но у них там вроде «Белые» люди обычно великолепные генераторы идей, но им порой недостает практичности. когда сможет себя…

Как стать толстокожей

Как стать толстокожей. Жизнь русских за границей: эмиграция, виза, работа, менталитет, воспитание детей. Есть различные психологические методики, как стать независимой от событий и деяний других людей. Можно почитать литературу.

Структура способностей к творчеству

Весь творческий потенциал в совокупности, принадлежащий отдельной личности, а также деятельность по его реализации составляют сложную структуру, подразделяющуюся на общие и специальные способности.

Общие способности

В этой области рассматривается ряд свойств, которыми характеризуется человек, наделенный творческими способностями. Американский психолог Джой Пол Гилфорд, внесший огромный вклад в исследование креативности, формулирует их так:

  • чувствительность к проблемам (быстрое их выявление);
  • умственная гибкость (умение адаптироваться ко всем ситуациям);
  • умение анализировать и синтезировать (дезинтегрировать структуры и использовать их в новых совокупностях);
  • возможность обрабатывать большое количество связанных идей.

Аналогичным образом в самых известных исследованиях творчества выделяются когнитивные и волевые индикаторы:

  1. Когнитивные показатели творчества – высокая степень интеллекта и сочетание восприятия информации, интуиции, воображения, абстракции и синтеза;
  2. Волевые показатели творческих субъектов – интеллектуальное любопытство, преданность делу, внутренняя мотивация;
  3. Другие – терпимость к двусмысленности, открытость новому опыту, универсальность, чувствительность, смелость и настойчивость.

Роль специальных способностей

Важно! При наличии у индивидуума творческого потенциала невозможно будет его использовать без обладания специальными способностями. Так, с помощью только креативного мышления нельзя создать реальные произведения искусства или изобрести что-то новое в науке и технике

Для этого нужны развитие навыков игры на музыкальных инструментах, освоение различных техник рисования и живописи, изучение точных наук и т.д. Затем человек, способный овладеть данными знаниями и навыками, получит возможность творить

Так, с помощью только креативного мышления нельзя создать реальные произведения искусства или изобрести что-то новое в науке и технике. Для этого нужны развитие навыков игры на музыкальных инструментах, освоение различных техник рисования и живописи, изучение точных наук и т.д. Затем человек, способный овладеть данными знаниями и навыками, получит возможность творить.

Креативность с точки зрения психологии

Явление это психическое, и психология давно и успешно его изучает. Начнем с того, что понятие «креативность» дословно можно перевести несколько корявым русским словом «творческость». Но креативность, хоть и связана с творчеством, не является его синонимом.

Под творчеством обычно понимают особый вид активности, направленной на создание чего-либо нового: новых вещей, идей, способов деятельности и т. д. Термин «креативность» ввел известный психолог, исследователь творчества Дж. Гилфорд в 50-х годах XX века. Он объединил под этим понятием качества личности, обеспечивающие человеку возможность создавать новое, оригинальное, нестандартное.

Креативность и творчество: в чем их различие

Если говорить кратко, то творчество – это особый вид деятельности, а креативность – способность к этой деятельности. Причем не только некий внутренний потенциал и готовность творить, но и совокупность психических качеств, обеспечивающих внешнюю активность, целеустремленность, решительность, потребность в креативной деятельности.

Поэтому далеко не всех людей, обладающих высоким творческим потенциалом, можно отнести к креативам, а только тех, кто достаточно активен, чтобы воплощать свои идеи в жизнь, организовывать и вести проекты, отстаивать свою точку зрения.

Креативность включает в себя не только качества личности, связанные непосредственно с творческим процессом, но и такие особенности, которые обеспечивают человеку высокий уровень активности: уверенность в себе, высокую самооценку и позитивный настрой.

Креативность и интеллект

Интеллект долгое время считался (да и сейчас считается) важнейшим качеством профессионала. Как способность к умственной деятельности, он необходим в любой сфере, но его недостаточно для успеха и тем более для творчества. Довольно долго коэффициент интеллекта – IQ – был определяющим фактором при приеме на работу специалиста. Иметь высокий IQ было престижно, и это открывало перед человеком широкие возможности.

Но к 50-м годам прошлого века стало ясно, что в тех сферах, которые требуют творческого подхода, специалисты-интеллектуалы далеко не всегда эффективны. Психологи Дж. Гилфорд и Э. Торренс (США) провели масштабные многолетние исследования, которые продемонстрировали, что, оказывается, способность к творчеству напрямую не связана с уровнем интеллекта. И нередко люди с высоким IQ (более 150 %) оказывались слишком рациональны для творчества, слишком прагматичны, расчетливы и… логичны. Но и низкий уровень интеллекта — менее 100 % — тоже не способствовал креативности.

Чтобы установить критерии креативности и связь этого качества с интеллектом, Дж. Гилфорд и Э. Торренс разработали специальные тесты, определяющие уровень творческой активности, и ввели понятие «коэффициента креативности» (Cr), аналогичного IQ. Как показали исследования, в которых принимали участие более 150 тыс. человек, наиболее оптимальным для творчества является уровень интеллекта чуть выше среднего. Но обязательное условие креативности – склонность человека к особому типу мышления, которое Дж. Гилфорд назвал дивергентным – разнонаправленным.

Фантазируем каждый день

Хотите раскрыть и развивать творческий потенциал? Хорошо бы внести творческие занятия в расписание, как приемы пищи, прогулки, спорт и другие дела

Важно при этом не переусердствовать, не превратить творчество в скучную обязаловку. Ведь для ребенка это в первую очередь игра

Добавляем творчество в бытовые дела

Даже уборка в комнате или приготовление еды могут быть интересными, если добавить в них творчество и фантазию. Соревнуйтесь, кто из вас лучше наведет уборку в комнате и получит приз как главный чистюля. Приготовьте вкусный ужин по секретному рецепту известного шеф-повара из Франции, а посуду помойте по поручению духа чистоты. Нужно показать ребенку, что даже скучное на первый взгляд занятие может быть увлекательным и веселым. С таким подходом вы и сами будете быстрее справляться с рутиной.

Какие-то вещи затерялись? Почему бы не превратить их поиски в квест!

Упражнение «Найди применение»

Подумайте вместе, как нестандартным образом применить бытовые вещи. Например, зубной щеткой можно расчесывать кошку, щекотать друзей, рисовать красками и т.д.

Как развивают творческие способности в дошкольных учреждениях

Если малыш посещает детский сад, то с товарищами ему повезло. Не секрет, что человек в любом возрасте тянется именно к сверстникам. У них складывается своя манера общения, круг интересных тем и занятий. Коллективное творчество подразумевает распространение накопленного опыта, поэтому при групповых занятиях не только весело, но часто получаются удивительные результаты.

Прекрасным примером служат рисунки на асфальте. Место для них не ограничено, но дети все – равно стараются быть поближе, редко кто отходит в сторону. В результате получается пестрая картина, где каждый выразил свою самобытность, но в ней есть общая идея. Не такая, как у взрослых, сухая и выверенная до мелочей, но есть.

Развитие творчества в ДОУ

Часто для явления и раскрытия творческих способностей нужен определенный толчок, поэтому детям предлагается несколько видов занятий. В программу общего развития в дошкольном учреждении включены:

  • рисование;
  • лепка из глины и пластилина;
  • моделирование из природного материала;
  • музыкальные занятия;
  • ритмика;
  • литературное чтение с декламацией стихов.

К чему потянется малыш? Наследственность не будет доминировать. Случалось, что в семье музыкантов рождался художник, а у строителя и швеи – танцор. Разносторонние занятия под руководством опытного педагога помогают выявить талантливый детей в раннем возрасте. Для этого существуют специальные диагностические технологии, но основным инструментом становится визуальное наблюдение за малышами в непринужденной обстановке.

Родители видят своих чад в привычном антураже, но очень полезно внимательно рассмотреть их поделки, стоящие рядком на шкафчиках в детской раздевалке, понаблюдать за поведением во время утренника. Пластика движений, удовольствие от пения, интересная задумка, реализованная в пластилиновой фигурке или рисунке, подскажет вектор развития ребенка.

Литература

  • Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
  • Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: «Академия», 2002.
  • Дружинин В. Н. Диагностика общих познавательных способностей. — М.: «ИП РАН», 1997.
  • Дружинин В. Н. Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) — СПб.; Питер,2007.
  • Льюис, Гарет. Как развить креативность за 7 дней. — М.: Издательство «Э», 2018. — 128 с. — ISBN 978-5-04-091600-9.
  • Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. М. 1997.
  • Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.
  • Станислав Райх. Психодиагностика креативности (обзорная статья) Киев, 2011 — 6 с.
  • Одарённость: способности, мотивация и творчество : пособие для педагогов, психологов, руководителей в сфере образования / Н. Д. Алексеев, А. С. Исаенко, Т. И. Кузей – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2006. – 88 с.
  • Mednich S.A. The associative basis of the creative process // Psychol. Rewiew . 1969. № 2.
  • Torrance E. P. Guiding creative talent — Englewood Cliffs. NY: Prentice-Hall, 1964.
  • Torrance E. P. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. Ill, 1974.
  • Wollach M.A., Kogan N.A. A new look at the creativity — intelligence distinction // Journal of Personality. 1965. № 33.

Когда же начинать творить?

В этом плане рано не бывает. Как только вы сами будете готовы к проведению с малышом подобных занятий. Обычно, когда ребенок уже более осмысленно подходит к первым навыкам творчества, это период после года. Здесь мы знакомим малыша с новыми материалами, делаем первые простые манипуляции, далее совершенствуем свои навыки и придумываем новые сюжетные линии.

Развивается фантазия и воображение. Иногда чересчур, но не блокируйте маленькие выдумки своего ребенка. Сделайте вид, что верите в его чудеса. Ведь фантазия — это дар, который дается маленьким детям для зарождения творческого потенциала в будущем.

Но если вы хотите погрузить своего ребенка в творческий мир, вы должны сами в нем присутствовать, по крайней мере на первых порах. В дальнейшем, если ребенку будет нравиться что-то мастерить или рисовать, он будет увлечен своим действием и может не заметить вашего отсутствия или даже просить вам не мешать, здесь все индивидуально.

Но, сначала вы должны заинтересовать ребенка и искренне начинать творить вместе с ним, заразить его, так сказать, своим энтузиазмом.

Развитие творческих способностей через игру

Игра как основной способ деятельности дошкольников влияет на формирование личности, в том числе и творческого начала. Развивайте малыша, играя с ним. В арсенале у ребёнка должны быть развивающие игры, игрушки, конструкторы, мозаики, раскраски, аппликации.

Займитесь с малышом и этими увлекательными играми-занятиями:1. «Весёлые картинки» Изобразите на бумаге геометрические фигуры и предложите ребёнку «превратить» их во что-то новое. Это может быть всё, что угодно: солнышко, цветок, кукла и т.д.2. «Угадай!» Поместите любой предмет какой-нибудь предмет в коробку с крышкой и предложите малышу угадать, что там. Пусть ребёнок размышляет: задаёт вопросы, фантазирует, выстраивает логическую цепочку.3. «Хорошо и плохо» Родители называют предмет либо явление, а ребёнок должен размышляет о его положительных и отрицательных качествах. К примеру, снег: хорошо, что можно кататься на санках, плохо, что можно простудиться. Печь: хорошо, что можно приготовить пищу, плохо то, что обжечься.4. «Слова» Едете в транспорте, стоите в очереди с малышом, гуляете – не теряйте время попусту, играйте в «Слова»! Скажите любое слово и предложите маленькому выдумщику подобрать к нему антонимы (противоположные по значению слова): холодный — горячий, весёлый — грустный; синонимы (близкие по значению): хороший — отличный, обманывать — врать и т. д.5. «Необычное использование предмета» Предложите ребёнку находить необычные способы использование самых обычных предметов. Здесь приветствуется безграничная фантазия! Например, в кувшин можно не только наливать компот, но и ставить туда цветы и т. д. Пусть он придумает необычный способ использования ложки, стула, гвоздя и других предметов! Не ленитесь, придумывайте различные логические задачки! Кстати, это прекрасный повод развить и ваше логическое мышление. Пополняйте запасы своих головоломок из специальной литературы или всемирной паутины.6. «А вдруг?» Предложите малышу развить какую-либо тему: а что бы было, если бы вдруг, например, все стали лилипутами или животные начали бы разговаривать по-человечески?

Погружаемся в искусство

Знакомьте ребенка с литературной и музыкальной классикой, прививайте любовь к чтению книг. Вместо игрушек или вкусностей можно купить билеты в театр, кино или на художественную выставку. Смена обстановки, поход в незнакомое место принесет новые эмоции, радость и вдохновение. Искусство в чистом виде — хороший учитель, способный пробудить у ребенка желание создавать собственные шедевры.

Упражнение «А что, если бы…»

Возьмите за основу сказку и измените в сюжете одну деталь (например, Красная Шапочка не сказала волку, где находится дом ее бабушки). Пофантазируйте, как бы дальше развивался сюжет сказки.

Хорошая книга составит детям компанию и научит мечтать.

Методы развития

Приемы развития творческих способностей у детей, которые мы перечислим, знакомы многим родителям, фактически это программа занятий в детском саду. Однако нельзя забывать о том, что на раннем этапе развития вы закладываете базовые представления о мире, которые лягут в основу личностных черт и качеств характера ребенка. Личность ребенка развивается непрерывно, а не от случая к случаю, поэтому задача родителей создать и постоянно поддерживать среду, которая будет побуждать к творчеству. Сделать это можно с помощью следующих методов:

  • Беседы об окружающем мире. Обсуждайте с ребенком все, что происходит вокруг (дома, в детском саду на игровой площадке, в общественном транспорте), рассказывайте ему о животных и растениях, которые встречаются вам на пути или обитают в вашей местности, объясняйте смысл природных явлений.
  • Развивающие игры. Отдавайте предпочтение игрушкам, которые не только соответствуют возрасту, но и допускают многовариантное применение, например, конструкторы, мозаики, мячи, посуда.
  • Изобразительное искусство. Приобретите большой альбом, краски, кисти, карандаши и фломастеры. Покажите ребенку, как нарисовать круг, квадрат, солнце и облака. Почитайте книги о том, как создается рисунок, и попробуйте передать ребенку эти знания.
  • Лепка. Начинайте занятия с лепки шариков и колбасок, затем переходите к более сложным объектам и композициям.
  • Чтение. Уделяйте чтению хотя бы полчаса в день. Это могут быть сказки, приключенческие рассказы, стихи. Вы можете читать книги по ролям, разыгрывать сценки, создавая импровизированный домашний театр.
  • Прослушивание музыки. Пойте ребенку колыбельные, давайте ему слушать детские песни и произведения классиков, даже если они кажутся сложными. Обсуждайте с ребенком, на что похожи звуки мелодий.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector