Применение методики детской апперцепции тест (сат, форма s) для исследования детей с онкологическими заболеваниями
Содержание:
Шкалы теста САТ
Базовые шкалы
Шкала компетентности во времени. Высокий балл по этой шкале свидетельствует,
во-первых, о способности субъекта «жить настоящим», то есть переживать настоящий
момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное последствие
прошлого или подготовку будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать
неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь
целостной. Именно такое мироощущение говорит о высокой самоактуализации личности.
Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков
временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее), дискретное восприятие своего
жизненного пути.
Шкала поддержки измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта
от воздействия извне. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно
независим в своих поступках, что, однако, не означает враждебности к окружающим или
конфронтации с групповыми нормами. Низкий балл свидетельствует о высокой степени
зависимости, конформности, внешнем локусе контроля.
Дополнительные шкалы
Блок ценностей
Шкала ценностных ориентаций измеряет, в какой степени человек разделяет ценности,
характерные для самоактуализирующейся личности. Здесь и далее высокий балл по шкале
характеризует высокую степень самоактуализации.
Шкала гибкости поведения измеряет степень гибкости человека в реализации своих
ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации.
Блок чувств
Шкала сензитивности к себе измеряет, в какой степени человек отдает себе отчет в
своих потребностях и чувствах.
Шкала спонтанности измеряет способность спонтанно выражать свои чувства. Высокий
балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным,
целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности другого, не
рассчитанного заранее способа поведения.
Блок самовосприятия
Шкала самоуважения измеряет способность субъекта ценить свои достоинства.
Шкала самопринятия регистрирует степени принятия себя вне зависимости от
оценки своих достоинств и недостатков.
Блок концепции человека
Шкала представления о природе человека. Высокий балл по шкале свидетельствует
о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную
(«люди в массе своей добры») и не считать дихотомии мужественности — женственности,
рациональности — эмоциональности и т.д. антагонистическими.
Шкала синергии характеризует способность к целостному восприятию мира и людей,
к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и
духовное и др.
Блок межличностной чувствительности
Шкала принятия агрессии. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности
принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление
человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего
антисоциального поведения.
Шкала контактности характеризует способность субъекта к быстрому установлению
глубоких контактов с людьми.
Блок отношения к познанию
Шкала познавательных потребностей измеряет степень выраженности у человека
стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
Шкала креативности характеризует выраженность творческой направленности личности.
Литература
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.
- Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. Минск: Полифакт, 1992.
- Алешина Е.Ю., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М., Кроз М.В. Измерение уровня самоактуализации
личности // Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987. - Самоактуализация личности и проблема её измерения (авторы не указаны), см.: http://www.psyserver.narod.ru/metodiki/preview/sat_my.htm.
Теория самоактуализации (c) Abraham Maslow, 1954.
Опросник POI (c) Everett Shostrom, 1963.
Тест САТ, описания шкал (c) Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз, 1987.
Структура SAT
Тест SAT делится на 4 части:
-
Reading;
-
Writing and Language;
-
Math (с двумя подразделами: No Calculator и Calculator);
-
Essay (по выбору).
Как заявляет College Board
(создатель SAT), все разделы работают сообща и нацелены на проверку того, «что вы изучали в старшей школе» и «что вам нужно для достижения успеха в колледже». Иначе говоря, цель SAT заключается в подтверждении того, что вы обладаете теми навыками в области чтения, письма и математики, которые считаются необходимыми для студента колледжа.
Каждая из частей SAT предлагается вам в течение экзамена лишь однажды. Разделы отличаются друг от друга числом вопросов, а также количеством времени, выделяемого на их решение.
Cамой длинной (как по времени, так и по числу задач) частью является раздел Math. Это объясняется тем, что он состоит из двух подразделов: No Calculator (всегда идет первым) и Calculator. Часть No Calculator относительно невелика — она занимает всего 25 минут и состоит из 20 вопросов, — а вот Calculator длится уже 55 минут и включает в себя целых 38 заданий.
Вы можете заметить, что разделы Reading и Writing and Language имеют несколько ключевых сходств. Они были разработаны специально для оценки одних и тех же навыков — работа с данными и слова в контексте — с разных позиций. Поскольку эти части оцениваются совместно, исходя из общих 800 баллов за Evidence-Based Reading and Writing (EBRW), то их единство становится очевидным!
Все разделы SAT (за исключением Essay) состоят в основном из тестовых вопросов с несколькими ответами. Большинство заданий предлагает 4 варианта решений, из которых вам нужно выбрать лишь один. Однако в разделе Math вам придется столкнуться с небольшим числом вопросов без вариантов, где необходимо найти, записать и обвести в кружок собственный ответ, используя исходные данные.
SAT: основная информация
«Академический оценочный тест» или «Scholastic Assessment Test» / «Scholastic Aptitude Test» — экзамен, который призван показать знания основных курсов школьной программы и общих интеллектуальных способностей. SAT обязателен для поступления в колледж или университет абитуриентам 8, 10 и 12 года обучения школы США и Канады.
Что нужно знать о тесте?
- Помните, что SAT стандартизирован, но существует несколько его вариаций (Subject Tests). Перед поступлением в учебное заведение, обязательно проконсультируйтесь с представителем ВУЗа или колледжа, какой именно тест необходим.
- Тест можно сдать 7 раз в год. Длительность — около 3 часа 45 минут + организационные моменты. Сдавать SAT I и SAT II в один день запрещено.
- Вы свободно можете сдать тест не только на территории США или Канады, но и в официальных представительствах в Европе. Традиционно SAT проходит в первую субботу месяца, однако точный срок можно узнать только у консультантов.
- Результаты текста известны через 10 дней, за отдельную плату их могут сразу доставить в выбранный вами ВУЗ.
- Стоимость: SAT I — 38 $ + 49 $ за SAT II.
Структура SAT
SAT делится на две части: SAT I (Reasoning test) и SAT II (Subject Tests). Первая часть универсальна, она включает три подраздела, каждый из которых оценивается от 200 до 800 баллов — так, чтобы результаты всегда были кратны 10. Зачастую все вопросы имеет 5 вариантов ответа, из которого нужно выбрать один верный:
Грамматика (письмо) оценивает знания орфографии, наличии определенного словарного запаса и умении правильно структурировать текст для его лучшего понимания (логика повествования). Эта часть представлена в виде блоков с вопросами, в которых есть правильные и неправильные ответы (иногда ошибки может и не быть). Помимо тестовой части, есть ещё и эссе — на него выдается 25 минут, за которые абитуриент должен ответить на какой-нибудь философский вопрос. Эта часть показательна для многих приемных комиссий, хотя само эссе оценивается в 12 баллов максимум из 800 за полностью выполненный весь блок. Время: 1 час.
Пример (вопрос к 5 заданию):
Математика — раздел, в котором три части, оценивающие ваше умение считать (алгебра, геометрия) и анализировать данные (математический анализ, статистика). Работать с калькулятором можно, однако в самом тесте практически сведена на нет возможность угадать ответ — помимо тестовых вопросов есть блоки с развернутыми ответами. Все 58 заданий идут в списке с увеличением сложности — максимальное количество баллов 800 (разные задания оцениваются по-разному + учитывается ход ваших мыслей). Время: 1 час 10 минут.
Пример:
Критическое мышление — блок, в котором вы должны продемонстрировать умение работать с информацией. Требуется дополнять предложения, используя лексику, интерпретировать графики, правильное соединять и структурировать разные тексты, а также отвечать вопросы по ним. Время: 1 час 10 минут, максимальное количество баллов — 800.
Пример (фрагмент текста и вопрос к нему):
SAT II или SAT Subject Tests
SAT II — это профильные тесты, которые нужно сдавать в зависимости от выбранного вами ВУЗа и профиля обучения. Сегодня можно получить документы о прохождении по следующим направлениям: литература, мировая история и отдельно история США, математика углубленная (2 уровня сложности), химия, физика и биология. Помимо стандартных предметов, вы можете сдать SAT по немецкому, французскому, итальянскому, испанскому, китайскому, японскому, корейскому, иудейскому языках + есть профильный тест по латыни. Заявок можно подать сколько угодно — главное, это справиться с программой и оплатить участие — за один день вы можете сдать до 3 профильных тестов. Максимальное количество баллов для всех одинаково — 800, которые вы можете набрать за 1 час экзамена (количество заданий различается в зависимости от предмета).
Общие принципы
После получения сырых оценок по каждой шкале, на их основе строится профиль. Сырые оценки могут быть переведены в стандартные оценки с помощью таблицы перевода сырых оценок в Т-баллы. Среднее значение оценок для каждой шкалы равно 50. Стандартное отклонение — 10. Для построения индивидуального профиля поставьте точку в том месте, которое соответствует Т-баллу по каждой шкале на профильном листе. Соедините эти отметки прямыми линиями.
Относительные оценки, помещенные на бланк ответов, расположены в верхней части профильного листа по заголовками «Отношение времени» и «Отношение опоры». Относительные оценки имеют тройную пользу, обеспечивая проверку процедуры оценивания, корректируя вопросы, на которые не было получено ответа и полученные оценки, которые наиболее тесно связаны с концептуальной структурой, лежащей в основе данного опросника. Относительная оценка Времени получается путем представления цифр, расположенных на линиях 1 и 2 бланка ответов в виде отношения. Отношение затем должно быть сокращено путем деления числителя и знаменателя на значение числителя. Например, сырые баллы оценки Ti=3 и То=20 сокращаются к отношению 1: 6.7 для получения отношения Времени. Значение знаменателя (в этом примере 6.7) записывается в профильный лист. Отношение Опоры определяется таким же образом, представляя цифры линий 3 и 4 в виде отношения. Для дальнейшей помощи в интерпретации результатов на каждом полюсе профиля дано короткое описание каждой шкалы.
В общем, оценки выше средней линии, означающей стандартную оценку 50, но ниже стандартной оценки 60, считаются наиболее характерными для взрослых самоактуализирующихся личностей. Если большинство оценок на профиле значительно выше 60 Т-баллов, то это значит, что индивид старается представить себя как слишком «здоровую» и чересчур свободную и самоактуализирующуюся личность.
Интерпретация результатов
Интерпретация результатов исследования производится в соответствии с приведенным ниже описанием шкал. В зависимости от целей использования тест может быть интерпретирован полностью или частично. Если тестирование преследует чисто исследовательские цели, например, выявление связи степени самоактуализации с эффективностью различных форм и методов обучения, то в некоторых случаях можно ограничиться лишь анализом результатов по двум базовым шкалам. Такой же выборочный анализ (с привлечением отдельных дополнительных шкал в зависимости от целей и задач конкретной работы) может быть достаточным и, например, при контроле изменений, наступивших в результате занятий социально-психологическим тренингом или групповой терапии.
Процедура проведения
Исследование проводится индивидуально, позиционируя не как тест, а как игру. После установления контакта с ребенком, ему предъявляют картинки. Можно сказать: » Мы собираемся поиграть в игру. Ты будешь рассказывать истории о картинках , которые я тебе дам. Расскажи, что происходит, что животные делают сейчас.» В подходящий момент ребенка можно спросить о том, что было в рассказе до показанного момента и что случится после. Возможно, придется ободрить ребенка, что-то подсказать ему; прерывать его не запрещается. Конечно же, подсказки не должны носить внушающий характер. Все ответы записываются буквально и позже анализируются. Следует записывать также все комментарии и действия ребенка, имеющие отношения к рассказу.
После того, как составлены все рассказы, можно вернуться к каждому из них для уточнения отдельных моментов, например: почему какой-либо персонаж назван именно так, а не иначе, указано именно это место действия персонажей, именно этот возраст, и т.п., и даже почему именно так окончен рассказ. Если ребенок не может сосредоточиться на исследовании, было бы неплохо попытаться сделать это позднее, но не откладывая надолго после предъявления теста.
Лучше держать все картинки за пределами взгляда ребенка, т.к. маленькие дети имеют тенденцию играть со всеми картинками сразу, выбирать их случайно для рассказывания историй.
Картинки были пронумерованы и упорядочены в определенной последовательности по определенным соображениям, поэтому следует показывать их в определенном порядке. Если ребенок беспокойный, можно уменьшить тест до тех нескольких картинок, которые освещают специфические проблемы. Так, ребенку, который определенно имеет проблему конкуренции с братом или сестрой, можно дать картинки 1 и 4 и т д.
История создания
Первый вариант CAT (1949) состоял из 10 картин, изображавших ситуации, героями которых являлись антропоморфизированные животные. В 1952 году была разработана дополнительная серия (CAT-S), картины которой охватывали ряд ситуаций, не учтённых в первом варианте CAT. Методика была предназначена для детей 3—10 лет и опиралась на предположение о том, что для детей этого возраста легче идентифицироваться с животными, чем с человеческими фигурами. Экспериментальные данные, однако, опровергли это допущение, и Беллак, хотя и не сразу согласившийся с его критикой, создал в 1966 году параллельный вариант с человеческими фигурами (САТ-Н). CAT стимулировал появление значительного количества валидных проективных методик исследования личности, ориентированных на изучение семейных и других отношений, аттитюдов детей. В последние годы тест в разных модификациях достаточно широко используется в работах психологов России, Украины и других стран СНГ. Опубликованы руководства и обзоры литературы (А. Г. Лидерс, А. Г. Колесников, 1992 и др.).
Дополнительные шкалы
2. Шкала Гибкости поведения (Ех)
Шкалы Ценностной ориентации и Гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют так называемый «блок ценностей». Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – особенности их реализации в поведении.
4. Шкала Спонтанности (S)
Шкалы 3 и 4 составляют так называемый «блок чувств». Первая определяет то, насколько человек осознает собственные чувства, вторая – в какой степени они проявляются в поведении.
8. Шкала Синергии (Sy)
Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию, их лучше анализировать совместно. Они составляют так называемый «блок концепции человека».
12. Шкала Креативности (С)
Шкалы Познавательных потребностей и Креативности составляют так называемый «блок отношения к познанию». Они не имеют аналогов в POI и были включены в CAT по результатам экспертного опроса при создании методики, а также в связи с некоторыми общетеоретическими соображениями. Речь в данном случае идет в первую очередь о том, что в тест было необходимо ввести блок показателей, диагностирующих уровень творческой направленности личности как одного из концептуально важных элементов феномена самоактуализации.
Психометрическая проверка теста
Надежность
Шкалы |
Те |
I |
SAV |
Ex |
Fr |
S |
Sr |
Sa |
Nc |
Sy |
А |
С |
Cog |
Cr |
Коэф-ты |
,91 |
,96 |
,89 |
,93 |
,80 |
,92 |
,95 |
,91 |
,87 |
,85 |
,81 |
,90 |
,89 |
,91 |
Все коэффициенты превышают критическое значение для α<0,01, по 9 шкалам из 14 значение показателя выше 0,90. Столь высокие показатели объясняются, вероятно, тем, что шкалы теста диагностируют глубинные свойства личности, мало подверженные значительным изменениям за относительно короткий промежуток времени.
Валидность
CAT был проверен по критерию эмпирической валидности использованием метода контрастных групп. В качестве испытуемых с предположительно низкой степенью самоактуализации были взяты две группы пациентов психиатрических клиник: 20 больных неврозами и 20 алкоголиков. В качестве испытуемых с предположительно более высокой, чем в среднем, степенью самоактуализации были протестированы 15 научных сотрудников одного из московских НИИ. В следующей таблице представлены средние оценки по шкалам теста и стандартные отклонения для каждой из указанных групп, а также различия в средних оценках по t-критерию Стьюдента между группой научных сотрудников, с одной стороны, и группами алкоголиков и невротиков, – с другой.
Результаты исследования продемонстрировали, что средние показатели CAT по группе научных работников превышают статистическую норму (50 Т-баллов) по 12 из 14 шкал (за исключением шкал Гибкости поведения и Си-нергии). Усредненные показатели у невротиков ниже нормы по всем 14 шкалам, у алкоголиков – по 12 из 14 шкал (исключения – Шкалы Гибкости поведения и Контактности). Как видно из таблицы, коэффициенты различий средних были значимыми на уровне α <0,01 по 11 и 6 шкалам между соответствующими группами. Можно предположить, что при более строгом отборе самоактуализирующейся группы различия в оценках будут более яркими. Частично данное предположение подтвердилось, когда из группы научных сотрудников была выделена подгруппа исполнителей творческих ролей – генератор идей, мыслитель, методолог.
Результаты проверки эмпирической валидности шкал CAT:
Шкалы CAT |
Научн. сотр. |
Невротики |
Алкоголики |
Коэф-ты t.1 и 2 группы |
Коэф-ты t.1 и 3 группы |
|||
μ |
δ |
μ |
δ |
μ |
δ |
|||
Те |
9,00 |
2,61 |
5,95 |
2,51 |
7,13 |
2,42 |
3,33** |
1,98 |
I |
48,15 |
7,04 |
36,15 |
8,45 |
43,00 |
8,41 |
4,42** |
1,80 |
SAV |
12,54 |
2,70 |
8,30 |
2,81 |
9,50 |
2,31 |
4,34** |
3,22** |
Ех |
11,15 |
2,90 |
9,35 |
2,83 |
12,13 |
3,81 |
1,76 |
-0,79 |
Fr |
6,69 |
1,52 |
5,10 |
1,92 |
5,06 |
1,99 |
2,65* |
2,47* |
S |
8,15 |
2,19 |
4,15 |
2,00 |
5,88 |
1,36 |
5,30** |
3,26** |
Sr |
8,38 |
2,26 |
5,10 |
3,09 |
7,00 |
4,00 |
3,44** |
1,15 |
Sa |
11,77 |
2,45 |
7,85 |
3,36 |
10,75 |
2,66 |
3,87** |
1,07 |
Nc |
6,31 |
1,55 |
4,80 |
1,54 |
4,69 |
2,50 |
2,74** |
2,14* |
Sy |
3,62 |
1,17 |
2,90 |
1,21 |
3,63 |
1,45 |
1,70 |
-0,02 |
A |
8,54 |
1,61 |
6,65 |
2,03 |
7,19 |
1,76 |
2,97** |
2,49* |
С |
10,85 |
3,01 |
7,55 |
2,25 |
9,50 |
2,61 |
3,39** |
1,26 |
Cog |
5,46 |
2,22 |
4,50 |
1,84 |
4,22 |
1,95 |
1,27 |
1,58 |
Cr |
7,46 |
1,86 |
4,90 |
1,20 |
5,44 |
1,33 |
4,40** |
3,29** |
μ – среднее арифметическое оценок;
δ – стандартное отклонение;
* – коэффициенты t, превышающие критическое значение для а<0,05;
** – коэффициенты t, превышающие критическое значение для а<0,01.
Отсутствие во время создания CAT других отечественных тестов, измеряющих степень самоактуализации, сделало невозможной его непосредственную проверку по критерию конструктной валидности . Однако, косвенные данные были получены путем сопоставлении результатов тестирования по CAT (12 из 14 шкал) с результатами заполнения других личностных тестов одними и теми же испытуемыми. В частности, определялись такого рода связи между CAT, с одной стороны, и MMPI (31 испытуемый) и 16-PF (30 испытуемых), – с другой. Эти данные приведены в таблицах 3 и 4.
Новости
Тест SAT – все, что нужно знать!
Американское высшее образование считается одним из самых престижных в мире. И это отчасти объясняет массовую миграцию российских подростков за океан. Сегодня в университетах Нового Света уже обучается около 5 тыс. россиян. Но чтобы получить право грызть гранит науки под звездно-полосатым стягом, необходимо пройти строгую систему отбора. Подробнее »
Что такое SAT тест?
Что такое SAT тест интересно всем желающим получить высшее образование в Америке. Scholastic Assessment Test дословно переводится как Академический Оценочный Тест. По сути, это стандартный экзамен для выпускников американских или иностранных школ, решивших продолжить обучение на степень бакалавра в высшем учебном заведении. По полученным результатам теста будущий студент выбирает себе доступный университет продолжения образования. Подробнее »
SAT Reasoning test – особенности структуры и секреты подготовки
При поступлении в университеты США все без исключения абитуриенты должны пройти специальное тестирование, оценивающее их общий уровень знаний и аналитические способности. Именно такую проверку позволяет провести стандартизированный экзамен SAT Reasoning test, еще известный как SAT I. Подробнее »
Что такое SAT тест: особенности структуры и подготовки
SAT – это общеобразовательный американский экзамен, используемый для оценки знаний абитуриентов, поступающих в вузы США. Сдают его выпускники школ для зачисления на программы бакалавриата университетов и коллежей. Однако чтобы лучше разобраться, что такое SAT тест, следует тщательно изучить его структуру и требования. Подробнее »
SAT Reasoning Test – описание тестирования
SAT Reasoning Test (или SAT I) – это стандартизированный экзамен, используемый для оценки академических знаний и аналитических навыков школьников. Его результаты позволяют приемным комиссиям оценить готовность абитуриента обучаться в американских университетах. Сдают его как граждане США, так и иностранцы. Причем для зачисления в выбранный вуз во время тестирования нужно набрать определенный проходной балл. Подробнее »
SAT test – кому нужно его сдавать?
Зарубежные университеты предъявляют особые требования к абитуриентам, желающим поступить к ним на учебу. Одним из обязательных условий для зачисления кандидата является сдача SAT test. Данный экзамен существует в двух вариантах: общий и предметный. И прежде чем проходить тестирование, стоит выяснить, какой именно экзамен нужно сдавать именно вам и в каком случае. Подробнее »
Адаптации и модификации
Первая адаптация
Первая попытка адаптации теста POI в России была осуществлена в Ленинграде Е.Б. Лисовской, однако широкого распространения эта методика не получила.
Вторая адаптация
В 1981–84 гг. на кафедре социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз предприняли еще одну попытку адаптировать этот тест. В процессе работы методика Э. Шострома претерпела существенные изменения, фактически, авторами был создан оригинальный психодиагностический инструмент, который получил название «Самоактуализационный тест» (CAT). Методика была опубликована в 1987 г. ограниченным тиражом и к настоящему времени стала библиографической редкостью, в связи с чем и предпринято ее повторное издание.
Самоактуализационной тест построен по тому же принципу, что и POI, и состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго альтернативными. Тем не менее испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.
СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Такая структура опросника была предложена Э. Шостромом для POI и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. 12 дополнительных шкал составляют 6 блоков — по две в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы фактически включены в основные, они содержательно состоят из тех же пунктов. Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом в значительной степени объем теста.
Третья адаптация
Ещё один вариант был создан в Ярославле в НПЦ «Психодиагностика» в 1996 году А.А. Рукавишниковым под руководством В.И. Чиркова. В отличие от методики САТ, ЛиО сохранил структуру из 150 вопросов и категоричную альтернативность предлагаемых утверждений.
Данный вариант теста содержит 14 шкал: Шкала времени (настоящее), Шкала времени (прошлое), Опора на себя, Опора на других, Ценность самоактуализации, Экзистенциальность (гибкость поведения), Реактивная чувствительность, Спонтанность, Самоуважение, Принятие себя, Природа человека, Синергия, Принятие агрессии, Способность к близким контактам. Кроме того, высчитывается два относительных значения из первых четырёх шкал: Отношение времени и Отношение опоры.
Все шкалы, входящие в «Опросник личностной ориентации» были полностью проверены по всем необходимым психометрическим параметрам (анализ пунктов, надежность по однородности, надежность по устойчивости результатов, конструктная и критериальная валидность). Психометрическая проверка шкал опросника показала его высокую диагностическую пригодность.
Выборку стандартизации опросника составили 567 испытуемых в возрасте от 18 до 45 лет (40% мужчин и 60% женщин). Поскольку достоверных различий между мужской и женской выборками обнаружено не было, приводятся обобщенные нормы для обеих групп.
Четвёртая адаптация
Четвёртый вариант русскоязычной адаптации методики был опубликован в 1998 году Н.Ф. Калиной при участии А.В. Лазукина. Структура опросника подверглась значительной переработке: была оставлена одна основная шкала и десять дополнительных, значительно переформулированы утверждения, авторы отказались от использования Т-баллов — вместо этого результаты приводятся в виде % к максимальному значению шкалы.
Подготовка к SAT
Любой международный экзамен, в том числе, и SAT, невозможно сдать на положительную оценку без тщательной предварительной подготовки. В зависимости от уровня владения английским, вы можете выбрать как самостоятельную подготовку, так и занятия с преподавателем индивидуально или в группе.
Подготовке к SAT посвящено несколько ресурсов:
- collegeboard.com
- sparknotes.com
На этих сайтах вы найдете множество примеров SAT, типичных заданий, а также учебников и полезных материалов, которые будут незаменимы при эффективной подготовке. Кроме этого, у вас будет возможность пообщаться с кандидатами, которые, как и вы, только собираются сдавать этот тест, а также с экспертами, которые поделятся с вами полезной информацией об особенностях сдачи экзамена.
Для начала, чтобы определить уровень владения иностранным языком, рекомендуем пройти пробный тест SAT в режиме online. Это можно сделать абсолютно бесплатно, перейдя по следующим ссылкам:
- sat.collegeboard.com/practice/sat-practice-test
- testpreppractice.net/SAT/
- proprofs.com/sat/exams/practice-tests.shtml
После прохождения пробного тестирования вы поймете, какие задания представляли наибольшую сложность, и на какие аспекты необходимо обратить повышенное внимание при подготовке.
Перейдя по ссылкам,
- sat.collegeboard.org/practice/sat-practice-questions
- sat.collegeboard.org/practice/sat-subject-test-preparation,
вы сможете бесплатно потренироваться в решении типичных для SAT заданий, которые разделены по секциям.
Кроме этого, рекомендуем обратить внимание на следующие учебники, которые помогут вам сделать подготовку более эффективной:
- The Official SAT Study Guide — учебник был составлен организацией College Board, которая, к слову, и составляла этот экзамен;
- The Princeton Review Cracking the SAT, 2018 Edition – в этом пособии вы найдете не только упражнения для регулярной практики, но и полезные советы для подготовки;
- — вам будут доступны пробные тесты и подробное руководство подготовки для родителей;
- Official Study Guide for All SAT Subject Tests, 2nd Edition — в этой книге вы найдете не только примеры заданий, но и детальное объяснение каждого из них.
Если вы хотите повысить свой словарный запас, воспользуйтесь следующими пособиями:
Vocabulary Cartoons: SAT Word Power — слова и выражения, встречающиеся на тестировании, представлены в таблицах и картинках, что делает их максимально удобными для запоминания.
Помните: чем раньше вы начнете готовиться, тем эффективнее будет результат и выше итоговый балл на тестировании! Удачи!
Раздел Writing and Language
Может показаться, что раздел Writing and Language (часто сокращенно называемый просто «Writing») похож на часть Reading, просто оценивает он не способность воспринимать прочитанное, а умение выявлять и исправлять в отрывках грамматические ошибки и стилистические неточности. Другими словами, раздел Writing полностью посвящен навыкам вычитки и редактирования теста!
Как и часть Reading, раздел Writing полностью построен на работе с пассажами. Речь в них может идти о самых разных вещах: о карьере, истории/обществознании, гуманитарных и естественных науках. Однако в отличие от текстов из Reading, все отрывки в Writing носят научно-популярный характер и выглядят как повествование, рассуждение или пояснение.
Ваша основная задача в разделе Writing — исправление (или — при отсутствии ошибок — сохранение в первозданном виде) слов и предложений из текста. В случае с основанными на исследованиях отрывками, дополненными диаграммами или графиками, вам может быть предложено заменить неверные высказывания новыми, более точно отражающими приведенные факты.
Раздел Writing and Language оценивает следующие навыки:
-
оперирование данными,
-
слова в контексте,
-
формулировка мыслей,
-
соблюдение норм английского литературного языка.