Сензитивный период в детской психологии: описание и рекомендации для родителей

Содержание:

Игры

Игры логического мышления для дошкольников

Если вы когда-либо пытались рассуждать с трехлетним ребенком, вы знаете, что ребенок в этом возрасте не мыслит логически. Маленькие дети очень конкретны и буквальны в своем мышлении, и только по мере приближения к школьному возрасту они начинают демонстрировать готовность к задачам, требующим более абстрактного мышления. Тем не менее, дошкольники часто находят удивительные связи, когда занимаются изучением и осмыслением мира, и есть несколько забавных игр с логическим мышлением, которые ответят ребенку на вопрос: что такое логика ?

Мышление дошкольников: этапы и особенности

Наглядно-действенное мышление

В самом раннем периоде свой жизни, в возрасте полутора — двух лет, малыш «размышляет» руками – разбирает, исследует, иногда ломает, таким образом, пытаясь в доступной форме исследовать и сформировать своё представление о том, что его окружает.

Поэтому можно говорить о наглядно-действенном образе мышления. То есть, мышление ребёнка полностью обусловлено его активными действиями, направленными на исследования и изменения окружающих его предметов.

Способы развития наглядно — действенного мышления

На этом этапе основная задача родителей — не мешать стремлению маленького исследователя опробовать все своими руками. Несмотря на то что, несомненно, в процессе своих действий малыш может что-то сломать, разбить, повредить, и даже пораниться сам

Поэтому важно поощрять его желание познавать, при этом, не забывая о мерах безопасности

Хорошо тренируют такой тип мышления игрушки, элементы которых, каким-то образом отражают результат действий ребёнка — сортеры, наборы для прикладной деятельности, занятия с разными материалами — сыпучим песком, крупами, водой, снегом.

Старайтесь, чтобы малыша во время игры формировалась четкая связь – «действие-результат действия», это будет полезно для будущих занятий логикой и математикой.

Наглядно-образный тип мышления

На следующем этапе, с трёх-четырёх лет и до первого класса, у ребёнка активно формируется наглядно-образный тип мышления. Это не означает что, предыдущий, наглядно-действенный, вытесняется, нет. Просто помимо уже имеющихся навыков освоения окружающих предметов путём активного восприятия их «руками», кроха начинает мыслить, оперируя системой образов. Особенно ярко этот тип мышления отражается в проявляющейся способности ребёнка к рисованию.

Рисуя любой предмет, например, домик, дети опираются на своё представление о нём, на те его характерные черты (крыша, стены, окошко), которые запечатлелись в их памяти. При этом полученное изображение не индивидуализируется – это лишь образ, сложившийся в представлении малыша на данный момент времени.

Этому хорошо способствуют занятия рисованием лепкой, конструированием, аппликацией.

Словесное – логическое мышление

В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий тип мышления — словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении.

Например, если малыша трёх-четырёх лет спросить, «Что такое кот?», то он скажет: «Котик – это Пушок, и он живёт у бабушки во дворе». Ребёнок пяти-шести лет на этот вопрос, скорее всего, ответит, так: «Кот — это животное, которое ловит мышей и любит молоко». Такой ответ демонстрирует наглядную способность ребёнка к анализу – одной из важнейших мыслительных операций, которая является своего рода «двигателем» развития мышления у детей дошкольного возраста.

Творческое мышление

Этот тип мышления характеризует способность к творчеству – то есть созданию новых, нестандартных решений. Успешное развитие творческих способностей ребёнка во многом будет зависеть от желания родителей развить в нём творческое начало.

В отличие от предыдущих типов мышления, творческий тип не обусловлен факторами роста и формирования интеллектуальных способностей ребёнка.

Такие формы психической деятельности, как фантазии и воображение свойственны любому малышу и являются неотъемлемым условием для возникновения творческого процесса

Важно лишь создать обстановку, в которой маленький человек сможет развить свои творческие порывы. В этом помогут абсолютно все виды творчества: литературное, изобразительное, хореографическое, музыкальное

Неспособных к творчеству детей – нет, об этом должны помнить родители дошкольника. Даже отстающие в развитии дети, способны находить оригинальные творческие решения предложенных задач, если занятия с родителями и педагогами способствуют этому.

Ошибки родителей

Современные родители стремятся загрузить ребенка большим количеством дополнительных занятий. У детей практически нет свободного времени, они не могут заняться тем, что им нравится, задуматься, чего они хотят. А ведь, чтобы стать успешным стратегом, добивающемся своих целей, с ранних лет нужно задавать себе вопросы: что будет со мной через год, два? Отказ от каких привычек изменит мою жизнь к лучшему? Но сегодня маленькие люди привыкают жить так, как говорят взрослые, реализуя программы родителей. Они не учатся планировать самостоятельно, разрабатывать свои собственные программы, принимать решения. Меняющийся темп жизни оставляет им все меньше шансов быть внимательным и вдумчивым, а значит, и стратегические задачи решать сложней. Такие мальчики и девочки вырастают в неорганизованных, растерянных взрослых. Выполняя одновременно несколько дел, им сложно будет даже задать себе вопрос: зачем я это делаю, какова моя конечная цель. Усугубляется ситуация тем, что занятые родители, все меньше разговаривают с детьми. Мам, пап и бабушек со сказками и прибаутками заменяют телефоны и планшеты. Из-за недостатка подвижных игр во дворе нарушается межполушарное взаимодействие, в частности пространственная ориентация, за которую отвечает правое полушарие, и упорядочивание информации в пространственно-временном контексте, подчиняющееся левой части головного мозга. Вообще, значимость подвижных игр для развития ребенка сложно переоценить. Например, играя в прятки, участнику необходимо быстро проанализировать все доступные укромные места; затаиться и проявить самоконтроль; выбрать подходящее время, чтобы выбежать из укрытия и преодолеть расстояние до конкретного места, то есть спрогнозировать результат своих действий. В сюжетно-ролевых играх, представляя себя какими-то персонажами, дети полностью отвечают, за то, как сложатся события – тут не обойтись без креативности и умения взаимодействовать с окружением.

Характерные для абстрактного мышления признаки

Способность мыслить позволяет отказаться от лишних деталей, увидеть сложную ситуацию с новой стороны. А это значит, что повышается возможность совершить открытие. Или найти оригинальное решение проблемы, когда ситуация кажется безвыходной. Необходимо помнить, какие есть у абстрактного мышления особенности.

  1. Не привязано к органам чувств (чем и отличается от конкретного) . Чтобы получить свежую информацию, необязательно быть рядом с объектом наших мыслей. Достаточно опираться на свой опыт. Например, получив двойку, школьник уже знает, что его ждет дома.
  2. Обобщает различные предметы и выявляет закономерности окружающего мира. Обобщение упрощает информацию, ускоряет доступ к ней (за счет запоминания характерных признаков). Например, если нескольких людей одновременно попросить представить себе собаку, они нарисуют в воображении собак разных пород, но все представят именно этих животных с присущими им чертами.
  3. Тесно связано с речью – вербальным выражением мыслей. Мысли имеют свойство «звучать» у нас в голове. Именно язык является средством выражения и закрепления информации.

Если помнить об этих трех характеристиках, можно легко отличить те вещи, что не являются формой абстрактного мышления. Например, представление. Ведь оно неотрывно связано с восприятием наших органов чувств. Даже если в данный момент вы не находитесь с объектом рядом, когда-то вы находились и могли его изучить, а потом просто вспомнить. Представления о вкусе пищи, образе человека, о холоде или тепле не относятся к мышлению, они гораздо ближе к восприятию.

Упражнения

Существует множество заданий и упражнений для развития мышления детей дошкольного и школьного возраста. Приведем некоторые из них.

«На что похоже?»

Нарисуйте на листе бумаги геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Спросите у малыша, на что они похожи. А также можете предложить дополнить эти фигуры какими-то деталями, чтобы они стали тем предметами, на которые похожи, например, пусть круг станет цветком, квадрат – домиком, а треугольник – крышей домика.

Имеется обратный вариант этого упражнения. Пусть ребенок скажет, на какие фигуры похожи солнце, крышка, коробка, книга и любая другая вещь.

«Что лишнее?»

Это упражнение с картинками, на которых изображены разные предметы. Такие наборы с картинками можно купить, а можно нарисовать самостоятельно. Например, на нескольких из них пусть будет нарисовано что-то съедобное, а на одной – несъедобное. Надо, чтобы малыш догадался, карточка с какой картинкой является лишней.

«Что это?»

Для этого упражнения нужно придумать словарные ряды и попросить ребенка назвать каждый из них одним общим названием. Например, перечислите разные предметы посуды, предложив ребенку подумать, каким общим словом можно назвать всё перечисленное. Также можно называть фрукты, овощи, цветы, разных диких и домашних животных, птиц.

«Игра в слова»

Здесь полет фантазии родителя ничем не ограничивается. Можно находить и придумывать любые ситуации, связанные со словами и цифрами.

А также можно загадать загадку с цифрами, живущими в предметах. Например, спросить, какая цифра спрятана в табурете, квадрате и кошке. Ответ – четыре ножки у табурета, четыре лапы у кошки, четыре угла у квадрата.

«Кот в мешке»

Для этой развивающей игры понадобится детское лото с картинками. Родитель берет и смотрит картинку, не показывая ее ребёнку. Затем описывает то, что изображено на карточке, не называя при этом самого предмета. Ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. По мере взросления можно поменяться ролями с ребёнком. Пусть он описывает, а взрослый отгадывает. С помощью такой игры тренируется навыки анализа и синтеза, а также развиваются речевые способности малыша.

«Следопыт»

Нарисуйте на белом листе бумаги разные следы (человека, животных, птиц). Скажите малышу, что это снежная полянка, по которой кто-то гулял. Он должен угадать, кто именно.

Усложненный вариант этого упражнения предполагает добавление логики. Например, босые человеческие следы на снегу. Пусть малыш догадается, что в картинке не совсем так. Если он скажет, что зимой человек босиком не ходит, значит, с развитием логики у него все отлично.

Способы развития наглядно образного мышления

В зависимости от возраста и предпочтений самого ребенка выбираются различные методы, однако, в основе каждого лежит создание результата с опорой на представленный образ.

В трехлетнем возрасте – это игра с пирамидкой и подобными сборно-разборными игрушками. Для начала взрослый показывает процесс разбора и правильного сбора игрушки, после чего ребенку предлагается повторить действия.

Для усложнения задачи понадобится пирамидка с кольцами различных размеров. Дополнительный эффект от игрушки – обучение выделять существенные свойства объектов, различать размеры, формы, оттенки. Утверждать о том, что процесс развития образного мышления начался, можно, когда перед действием малыш способен рассказать, что он сейчас будет сооружать или рисовать.

Основные методы, применимы в старшем дошкольном возрасте

В дальнейшем образное мышление старших дошкольников следует стимулировать, используя следующие методы и способы:

  • Наблюдение за природой с последующими описаниями и отображениями увиденного;
  • Сравнительный анализ предметов различных размеров и форм;
  • Сбор паззлов с постепенным усложнением задачи;
  • Рисование по памяти;
  • Творческая работа с пластичными материалами – лепка из глины, пластилина;
  • Экскурсии в музеи, на выставки;
  • Отображение на бумаге или холсте понятий, не имеющих визуальных признаков: любовь, дружба, мысль, звук, мелодия;
  • Создание панно с использованием природных материалов, картона, цветной бумаги.

Эффективность занятий, направленных на развитие наглядно образного мышления в дошкольном возрасте зависит от правильности выполнения этапов обучения:

  • Демонстрация;
  • Описание или объяснение;
  • Совместная деятельность;
  • Самостоятельная работа по образцу;
  • Творчество на основании обобщения представлений о явлении, не ограниченное какими-либо рамками.

Любое занятие не должно утомлять ребенка

Едва он чувствует усталость, необходимо переключить внимание на другую деятельность

Кроме того, важно постоянно поощрять и мотивировать малыша, воспитывая в нем истинную увлеченность процессом рисования или конструктивным творчеством

Тесты на определение выраженности абстрактного мышления

Прежде чем отвечать на вопрос, как развивать абстрактное мышление, нужно определить уровень его выраженности у человека. Психологи предлагают ряд методик, которые помогут определить уровень этого навыка рассуждать у человека. К таким методикам относятся:

  • методика, чтобы определить тип способности мыслить. В качестве положительного результата выступает показатель преобладания абстрактно-логического склада ума. Подобные тесты выпускаются в виде опросников. Как правило, в них человеку нужно выбрать наиболее подходящее для него утверждение. Также, возможна работа с различными картинками;
  • тестирования, с целью выявления причинно-следственных связей. В данных методиках испытуемому дают определенные условия, на основании которых он должен сделать логически верный вывод. Как правило, подобные тесты используются, как термины несуществующих слов, чтобы определить уровень абстрагирования человека от явных деталей;
  • методики по анализу предложенных словесных комбинаций. В ходе подобных исследований испытуемый должен выявить правильную закономерность, по причине которой разнообразные словесные комбинации между собой объединяются. Затем их нужно распространить на следующие словосочетания.

Чтобы получить точные результаты, специалисты рекомендуют пройти несколько методик. Как правило, абстрактное мышление характерно для людей склонных к саморазвитию. Этим владеют люди, которые посвятили свою жизнь науке:

  • математики;
  • физики-теоретики;
  • программисты.

Обладатели такого мышления отталкиваются от дальних понятий, а опираются на общее сведенья. За счет, специфике такого мышления, основываясь только на гипотезах, учеными были сделаны множество открытий во всех отраслях науки.

Специфика абстрактного мышления

Ученые выделяют два главных сведенья об абстракции, другими словами речь идёт о процессе, когда способность мыслить постепенно переходит к осознанию абстрактных понятий:

  1. Абстракция в пределах эмпирической психологии. Участники этого учения приводили абстрактное только к чувственному.
  2. Абстракция в рамках реалистической психологии. Ученые, которые размышляли в этом направлении отделяли абстрактное от чувственного. При этом они говорили, что именно мысль порождает абстрактное содержание явления.

Смотрите видео о тесте на абстрактное мышление.

https://youtube.com/watch?v=vnt0QeQwNao

Исходя из этого, можно сделать вывод, что абстрактное мышление свойственно только людям. Говоря об абстрактном мышлении и его формах, нельзя не сказать о том на какие цели направленно это мышление. Существует две главные цели:

  1. Формальная. В данном случае подразумевается выявление главных свойств, наиболее важных для теоретического анализа.
  2. Содержательная. В таком случае происходит вычисление качеств, которые имеют практическое значение.

Основные признаки абстрактного мышления

Изучая вопрос абстрактного мышления, следует уделить много внимания на ознакомление с его главными признаками:

  • возможность сделать правильный вывод удаленно без непосредственного контакта с объектом;
  • обобщение и анализ;
  • умение отыскать взаимосвязь и её анализ;
  • выявление точных причинно-следственных связей;
  • возможность легко оперировать понятиями, которых не существует в реальном мире;
  • отсутствует необходимость взаимодействовать с внешней средой, чтобы выявить её закономерности;
  • поиск взаимосвязи между качественными и количественными изменениями объекта;
  • чёткая систематизация полученной информации.

Абстрактное мышление считают основным инструментом в логике. Ученые утверждают, что это понятие и зародилось в рамках этой науки. Главным аспектом этого типа мышления можно назвать возможность рефлексии. Она рассматривается, как анализ собственных мыслей и шаблонов поведения в качестве чужих для их переосмысления.

Человек с развитым абстрактным мышлением может:

  • логически мыслить;
  • делать правильные умозаключения;
  • аргументировано рассуждать;
  • искать связи между событиями и объектами;
  • успешно находить благоприятные условия для приобретения новых знаний;
  • искать рациональные методы в решении различных проблем.

Таким образом, главным признаком этого типа мышления выделяют умение осознавать особенности своих мыслей в ходе активной познавательной деятельности.

Делитесь своим мнением на тему того, в каком возрасте формируется абстрактное мышление и какая его роль в психологии человека, в . А также смотрите видео о необходимости наличия абстрактного мышления.

Еще по теме «Критическое мышление развитие как развить мышление у ребенка»:

Как рассуждать логически (и видеть чужие ошибки)? Отрывок из книги «Критическое мышление»

Отрывок из книги » Критическое мышление «. В издательстве «Альпина Паблишер» выходит книга Тома Чатфилда о том, как мыслить правильно. Критическое мышление — модная штука. О нем пишут статьи и, как в случае молодого британского философа Тома Чатфилда, книги, ему…

Объясните логику

Вот объясните мне зачем она ему? Денег у неё нет, сидит с детьми на хлебе и воде из за ипотеки, красоты нет, и характер ну совсем не такой из за которого «и страшненьких любят». Да, она в курсе что дома у него полно романов с молодыми красивыми, но зачем он к ней ездит?

про кругозор

Почему так важно развивать у детей не просто » мышление «, а именно » критическое мышление «? Игрушки. Ребенок от рождения до года

Уход и воспитание ребенка до года : питание, болезни, развитие. Стоит! Мы с ребенком двоем целый день, все бабушки-ддедушки…

кубик рубика

Развитие критического мышления у детей. Если хотите, чтобы ваш ребенок был по-настоящему готов к школе, начните развивать у него критическое мышление как можно раньше. Чем занимаемся (в плане логики и мышления ): 1. книжки с задачками по логике 2…

Захват ложки и карандаша?

Критически мыслящий ребенок, опираясь на логику и на мнение собеседника, всегда сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен. Развитие критического мышления у детей. Развиваем логическое мышление у детей. Не учите ребенка считать!

Еще про развитие творческого мышления

А. Э Симановский, » Развитие творческого мышления детей «. Ярославль, «изд-во «Гринго». Вообще, в этой серии много интересных книжек было В ролевых играх, активизирующих творческое мышление, библиотекари попробуют… Развитие критического мышления у детей.

Как развивать логику и мышление?

Как развивать логику и мышление ?. Обучение чему-то. Раннее развитие. Методики раннего развития : Монтессори, Доман, кубики Зайцева Как развивать критическое мышление у детей и зачем это нужно? Критически мыслящий ребенок, опираясь на логику и на мнение…

Когнитивное мышление.

Когнитивное мышление .. Нужна консультация психолога. Детская психология. Как развить у ребенка когнитивное мышление ? И каким образом может помочь именно психолог? Развитие критического мышления у детей. Когнитивное мышление.

Как научить мыслить логически?

Как научить мыслить логически?. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби.

Тага и всем. Вопросы для проверки словесно-логического мышления (6-7 лет)

Развитие критического мышления у детей. Наглядно-образное мышление начинает формироваться у детей в возрасте полутора лет и окончательно формируется к пяти годам. Приведу пример их логического мышления

Как развить память и внимание у ребенка

Стили мышления

Тесты. Калейдоскоп. Развитие критического мышления у детей. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано отстоять свое мнение! Логик: развита математическая и логическая доминанта мышления. Вас можно поздравить.

Можно ли развить аналитические способности?

Развитие критического мышления у детей. Дошкольники готовы общаться, получать новые навыки, развивать имеющиеся способности. Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector