Упражнения по риторике для детей и правила проведения занятий, советы для родителей

Содержание:

Содержание занятий

Разные тренеры практикуют различные методики, они могут в чем-то совпадать, а в чем-то нет. Вот, например, план как овладеть ораторским искусством, рассчитанный на 8 занятий.

На первом уроке происходит знакомство с терминологией – риторикой, стилистикой, логикой, искусством ведения спора, ораторским мастерством. Обсуждаются сферы применения навыков, выясняются, для чего необходимо владеть грамотным литературным языком. Обычно в конце или начале занятия лектор дает возможность всем присутствующим выступить с кратким заявлением-приветствием о себе, своих привычках, увлечениях, качествах характера. Обсуждаются вероятные ошибки в речи, дается понятие ритма, норм произношения, интонации и артикуляции, ударения.

2 урок посвящается непосредственно началу обучения красноречию. Рассказывается о примерных упражнениях, способах совершенствования природных задатков оратора. Выясняется, кому человек подражает (если ли у него кумир среди известных людей) и почему. Проводятся практикумы, обсуждаются свои и чужие ошибки, изучаются примеры из классики (писатели, поэты, актеры). Изучается роль позы, жестов, мимики в ораторском искусстве, прорабатываются сила голоса, темп, артикулирование и интонации – когда их использовать и как. На 3 уроке проводится изучение поздравительной речи (социально-бытовое красноречие) – что это такое, когда ее произносят, на чем делается акцент. Что она значит для слушающего и говорящего, в чем разница.

Подробно разбираются основные канонические примеры таких выступлений, как научиться ораторскому искусству самостоятельно, в конце урока все присутствующие пробуют произнести поздравительную речь на заданную тему. Обсуждаются ошибки, проверяется ударение, интонации, ритм.

4 занятие посвящается деловым переговорам: как к ним готовиться, как вести, что можно (и что нельзя) делать. Изучается тактика принятия компромиссов. Дается понятие делового общения, как комплексного навыка по умению говорить, давать собеседнику возможность высказаться, предложение взаимовыгодных условий (с аргументацией), достижение договоренности, использование языка тела, жестов, мимики. Обязательно рассматривается навык использования аргументов в деловой речи: когда их приводить, на чем делать акцент.

Последующие уроки посвящены этике деловой речи, понятию имиджа делового человека, правильности и точности употребляемых слов, политическому красноречию (с примерами). Закрепляются навыки, подробно разбираются все ошибки, вносятся корректировки.

Завершается обучение формированием индивидуального стиля у каждого обучающегося, тематическим выступлением по самостоятельно подготовленному плану.

Техника речи и голос

Поставившим себе цель, как обучиться ораторскому искусству, обязательно нужно обращать внимание на технику ораторского мастерства: умение делать паузы, владение практикой постановки интонаций, языком тела, мимикой, жестами, позой, общая манера речи оратора. Не менее важен голос – его сила, тембр, обертоны, привлекательность для слушателей

Говорящий должен уметь увлечь присутствующих, буквально заворожить, как профессиональный декламатор заставляет публику в зале слушать то, что он произносит. Для этого придется серьезно тренироваться, исправляя ошибки речи, расширяя словарный запас, работая над мимикой и интонациями

Не менее важен голос – его сила, тембр, обертоны, привлекательность для слушателей. Говорящий должен уметь увлечь присутствующих, буквально заворожить, как профессиональный декламатор заставляет публику в зале слушать то, что он произносит. Для этого придется серьезно тренироваться, исправляя ошибки речи, расширяя словарный запас, работая над мимикой и интонациями.

Поведенческие приемы

Неплохо взять за основу манеру поведения какого-нибудь политика, публичного деятеля, выдающейся личности. Для этого нужно проанализировать выступление, детально разобрать, в какой позе стоит (сидит) человек, положение головы и корпуса, жесты рук, смена выражений его лица.

Работа с аудиторией

Наука под названием ораторское искусство, обучающая, как научиться говорить красиво, подразумевает обязательные публичные выступления. Только многократно шлифуя свое искусство оратора, пока не исчезнет страх перед аудиторией, а речь станет плавной, легкой, как пение соловья, можно добиться каких-то серьезных результатов. Основные примеры можно найти на нашем сайте – это практикумы, видеоуроки, интервью с актерами. Но лучше со временем выработать свой собственный, уникальный стиль, обобщив опыт известных ораторов.

Что значит говорить красиво и уверенно

Слушая речь собеседника, человек сразу может определить: красивая это речь или же нет. Этот вывод основывается на субъективных суждениях и общепринятых “негласных” правилах. Слова неосязаемы. Их невозможно определить взглядом, и поэтому собеседники полагаются исключительно на слух.

Давайте разберемся, что значит “говорить красиво”.

  1. Говорящий чувствует себя уверенно. Он разбирается в теме разговора и может ответить на вопросы. Следовательно, ему не требуется время, чтобы выудить нужную информацию из своей памяти. Отсутствуют паузы, долгое молчание, скомканные ответы. Мысли выражаются четко и грамотно.
  2. Речь поставлена правильно. Убраны все отвлекающие моменты: паузы, слова-паразиты, перескакивание с темы на тему. Чистая речь помогает доносить информацию и выражать свои мысли так, чтобы быть правильно понятым.
  3. Нейтральный или дружелюбный тон. Умение завоевать доверие одной только интонацией – настоящее искусство. Оно дается сложно, но придает колоссальную уверенность. Говорить красивым голосом приятно, а собеседнику не хочется прекращать разговор.

Сложно изменить уже сформировавшееся мнение о себе. Поэтому стоит формировать позитивные связи сразу. Для этого работают харизма и правильная речь.

Примеры разминок на уроках русского языка

В качестве легких скороговорок можно использовать следующие:

  1. Пять утят, пять котят, у Мити утята, у Вити котята.
  2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Чистоговорки для начального уровня отработки звуков подойдут подобные:

  1. Ба-ба-ба – так гудит труба.
  2. Бу-бу-бу – дую я в трубу.
  3. Ха-ха-ха – на дворе три петуха.
  4. Шу-шу-шу – красиво я пишу.
  5. Му-му-му – прибрался я в дому.

Таких чистоговорок можно много найти в детских книжках либо придумать самостоятельно. Главное – отработать слоги и звуки, добиться чистого и правильного их произнесения всеми детьми.

Очень хорошей игрой, направленной на развитие слуха у ребенка, является следующая. Педагог загадывает какой-либо звук, например, «п». Он по очереди спрашивает детей (или кидает им мячик), а те должны придумать слово, где встречается этот звук. Тот, кто повторяет уже сказанное ранее или ничего не может назвать, выбывает из игры (в качестве разнообразия можно отдавать какой-нибудь фант за проигрыш).

Чтобы отработать правильное произношение звуков, также существует много разных игр. Например, такая. Один из ребят (или учитель) – водящий. Он встает в одном конце кабинета, все остальные – в другом. На цыпочках, не издавая ни малейшего шума, дети должны добраться до водящего

Если же кто-то совершил неосторожное движение, раздался звук, то водящий должен громко сказать: «Ш-ш-ш-ш-ш!» – и тот, кто «провинился», замирает. Тот, кто первым сможет дойти до водящего, заменяет его

Из игр на развитие голоса также богатый выбор. Есть, например, такое упражнение: ребята соревнуются в парах друг против друга. По команде учителя они начинают тянуть гласные – сначала шепотом, а потом все громче. Кто тянет дольше, тот побеждает.

Разминка по английскому

Ученикам младшей школы (конечно, не всем) зачастую тяжело дается изучение чужого языка. Они с трудом запоминают сложные звуки и правила, да и вообще не очень понимают, зачем им учить иностранный язык

Именно поэтому так важно, чтобы на уроке была доброжелательная, непринужденная атмосфера, разбавленная игровыми заданиями: это поможет малышам немного отвлечься, одновременно повторяя лексику, грамматику и учась импровизировать – то есть живому, свободному общению, но на английском. Речевая разминка именно на все вышесказанное и направлена

Чаще всего учителя-«англичане» проводят подобную разминку в самом начале урока. Это подготавливает малышей к основному процессу занятия, постепенно вводит их в материал. Также целью речевой разминки на уроке английского языка можно считать стремление вызвать у детей интерес к языку и желание говорить на нем.

Педагогу, выбирая вид разминки для того или иного урока, очень важно (как уже говорилось выше) помнить о разных возможностях детей – ведь кто-то знает язык чуть лучше, кто-то – чуть хуже. Необходимо, чтобы в занятии были задействованы все школьники

Кроме того, речевая разминка обязательно тем или иным образом должна быть связана с основным материалом урока.

Методики и техники

Для того чтобы успешно тренировать красноречие, необходимо обращаться сразу к нескольким методикам развития устной речи. Комплексный подход включает в себя следующие составляющие:

  1. работа по оценочным листам (необходимо для каждого упражнения подготовить специальные чек-листы, по которым будет проводиться оценка содержательности, ясности и выразительности речи);
  2. работа со словарем (нехватка словарного запаса – одна из самых популярных причин проблем с выразительностью речи, поэтому рекомендуется завести специальный личный словарь, с которым нужно изучать по несколько новых слов каждый день);
  3. пересказ и устное изложение (для того, чтобы научиться излагать свои мысли, нужно постоянно в этом практиковаться, поэтому ежедневно рекомендуется вслух проговаривать своими словами какой-либо текст, часть литературного произведения или даже техническую инструкцию, главное – не учить текст, а воспроизводить его из собственной головы);
  4. домашняя презентация (одна из самых эффективных методик, не требующих вмешательства специалиста, это взять самый простой предмет быта – кастрюлю, поварешку, зубную щетку и т. д., и рассказать о ней как можно более интересно, используя литературные средства языка. Домашняя презентация должна получиться интересной и захватывающей, как будто это художественное произведение, а не рассказ о предмете ежедневного использования).

Как развивать ораторские способности

Чтобы овладеть секретами ораторского искусства, можно записаться на курсы и тренинги по риторике, брать уроки для начинающих, выбрать онлайн-обучение или проштудировать самоучитель по красноречию. Все эти варианты предлагает нашему вниманию необъятный интернет.

Если вам по душе самостоятельные занятия по развитию ораторского искусства, давайте поработаем над техникой произнесения речи, подготовимся к выступлению, научимся взаимодействовать с залом и возьмем на вооружение несколько дельных советов.

Техника произнесения речи

Звучание речи, которую хочется слушать, зависит от таких составляющих:

Дыхание. Темп должен быть размеренным, при этом вдох короче выдоха. Вдыхайте не «до упора», чтобы была возможность довздохнуть. То же самое и с выдохом. Совершенствованию речи способствуют специальные упражнения. Например, развитие навыка дышать нижней частью легких обеспечит силу вашему голосу и плавность речи.
Громкость. Управляя своим голосом, оратор влияет на восприятие публикой того, что говорит. Если ваш голос тихий от природы, можно сделать его громче. Для этого читайте выразительно вслух, считайте на выдохе до десяти, постепенно увеличивая громкость голоса.
Дикция. Говорить понятно, четко выговаривая звуки, помогут скороговорки, если не лениться и не забывать загружать ими свой артикуляционный аппарат.
Темп. Надо постараться излагать мысли в среднем темпе, не частить словами и не растягивать их

Так как здесь важную роль играет темперамент и внутреннее состояние человека на момент выступления, то важно успокоиться и настроиться на плодотворный диалог с залом.
Интонация. С ее помощью ваша речь запомнится слушателю, потому что будет живой. Тренируйтесь, как в школе, читать вслух с выражением художественные произведения.

Подготовка к выступлению

На этом этапе готовится текст речи. Каким должно быть правильно составленное публичное выступление, мы уже знаем. Чтобы не читать по написанному, следует прежде всего выучить текст, а для встречи со слушателями составить план и основные тезисы.

Чтобы быть готовым к импровизации, необходимо иметь развитое логическое и образное мышление, владеть богатым словарным запасом и широким кругозором. Читайте разную литературу, будьте в курсе общественных событий.

Для поддержания должного настроя у публики, запаситесь некоторым количеством интересных фактов, легких шуток, занимательных коротких рассказов.

Чтобы вас не застала врасплох техническая сторона вашего выступления, будьте в курсе организационных вопросов: зал, аудиоаппаратура, видеоматериалы.

Не забудьте, что «по одежке встречают». Позаботьтесь о том, чтобы выглядеть достойно и соответствовать моменту.

Взаимодействие с аудиторией

Хороший оратор умеет с первых минут встречи со слушателями понравиться им своим внешним видом, доброжелательной манерой общения. Такими качествами, как честность, открытость, вежливость, выступающий завоевывает доверие слушателя.

Он чувствует аудиторию, предугадывает ее реакции, управляет ходом своего выступления и виртуозно достигает его цели.

Советы начинающему оратору

Здесь мы ответим на самые часто возникающие вопросы.

  1. Как научиться выступать перед публикой? Только многократно выступая, можно наработать опыт публичных выступлений. На работе, дома, встречах с друзьями, участвуя в различных мероприятиях надо стараться развивать этот навык. Для этого понадобится расширять свой кругозор, чтобы было, что рассказывать; тренировать память, чтобы запоминать необычные факты, сюжеты.
  2. Как интересно подать информацию? Учиться владеть ораторскими инструментами. Мимика, жесты, язык телодвижений, интонация, тембр голоса вызовут неподдельный интерес у слушателей. Попробуйте. Создайте видеоролик со своим выступлением. Оцените его уровень. Похвалите себя.
  3. Как преодолеть страх перед аудиторией? Такое необходимое для этого качество, как уверенность в себе, приобретается с ораторским опытом. Легкое волнение может даже помочь вам сделать речь запоминающейся и воодушевить зал. Развивайте в себе лидерские качества, настраивайтесь на позитивное общение со слушателем. Это поможет преодолеть возникающее на первых порах сильное волнение.

Ораторское искусство

Как научиться говорить грамотно

Не пренебрегайте чтением хорошей литературы – отдавайте предпочтение классическим произведениям Достоевского, Пастернака, Толстого или иных известных писателей. Постепенно вы научитесь правильно строить предложения и обогатите свой словарный запас.

Займитесь тренировкой своей памяти – заучивайте интересные четверостишия или отрывки из книг. Это поможет вам в умении красиво излагать мысли – теперь вы не будете пытаться судорожно вспомнить какое-то слово, которое было бы уместно в вашей фразе, но забылось.

Как развить хорошую речь

Отправляйтесь в книжный магазин и попросите продавца порекомендовать вам книгу по ораторскому искусству. Также нелишним будет справочник по культуре речи. Стоит отметить, что сейчас довольно популярны различные занятия по риторике, как для детей, так и для взрослых. Также не следует забывать о видео-уроках, которые в изобилии присутствуют на просторах Сети.

Существует множество увлекательных и хороших упражнений, которые помогут вам в развитии речи. Каждый день выбирайте для себя какое-нибудь одно слово (глагол или существительное). В течение дня старайтесь подбирать к выбранному слову различные синонимы и антонимы. Например, ваш выбор пал на слово «привлекательный». Синонимы – красивый, приятный, восхитительный, притягательный и т.д. Антонимы – безобразный, некрасивый, неприятный и т.д.

Есть еще одно интересное упражнение. Обратите свой взор на любой предмет, который на первый взгляд может показаться совершенно неинтересным – это может быть утюг, часы, чашка, тапок и прочее. Теперь вам нужно в течение 3-х минут описывать этот предмет, рассказывая о его предназначении, преимуществах и недостатках – в характеристиках не повторяйтесь. На следующий день выберите другой предмет, и немного увеличьте описание до 5-ти минут. На протяжении недели, при наличии свободного времени, хотя бы раз в день делайте это упражнение, и вы заметите, как положительно это скажется на вашей речи.

Учимся выражать свои мысли красиво и культурно

Практически невозможно добиться красивой речи, если в ней будут звучать сленг или, того хуже, матерные слова. Возможно, вы полагаете, что употребление подобных слов придет вашей речь особый шарм, но, как правило, это вовсе не так. Многих людей попросту отталкивают нецензурные выражения, да и не все понимают значение слов из сленга.

Следите за тем, что и как вы говорите, не засоряйте речь некультурными словами, ведь так вы можете создать неверное впечатление о себе

Важно уметь выделять в своем рассказе то, на что слушателю стоит обратить особое внимание. Не нужно вникать в ненужные подробности и начинать с длинных предисловий – это может быть интересно лишь вам, но скучно собеседнику

Вы можете потренироваться доносить суть своего рассказа. Напишите какую-нибудь увлекательную историю, которая с вами произошла, и которой вы бы хотели поделиться с кем-либо. Перечитайте свой текст

Теперь посмотрите, какие предложения из рассказа можно убрать так, чтобы он не потерял изначального смысла и донес главное до слушателя? Таким образом, поступайте каждый раз – в переписке убирайте лишнее и оставляйте важное. Постепенно этот навык появится и в «живой» речи

Учимся быстро говорить по-русски

Для того чтобы научится быстро говорить, попробуйте начать с быстрого чтения

Важно отметить, что речь идет о чтении вслух. Прочитайте пару абзацев с выражением, в нормальном темпе – засеките, сколько времени у вас на это ушло

В следующий раз постарайтесь немного ускориться, пока не добьетесь нужного результата. Даже при быстром чтении необходимо оставлять четкость произношения – никаких «проглоченных» окончаний, неправильных ударений

Также обратите внимание на выразительность

Умение быстро говорить может оказаться весьма полезным, но ни к чему его применять без острой надобности в обычной жизни. Многим людям не нравится, когда собеседник «тараторит», они не успевают ухватить смысл произнесенной фразы и общение становится довольно проблематичным.

Что такое риторика и зачем она детям?

Под риторикой, или ораторским искусством, понимается умение четко и правильно излагать свои мысли, высказываться таким образом, чтобы у собеседников не возникало вопросов. Такое умение очень пригодится в дальнейшей жизни – в учебном процессе, на работе.

Кроме того, возможность четко излагать свои мысли сделает любого ребенка приятным собеседником, у него появится много новых друзей и знакомых, что благоприятным образом скажется на самооценке. Некоторые приемы риторики помогают овладеть наукой убеждения, что в современной жизни просто бесценно.

Многие родители могут сомневаться в целесообразности занятий по риторике, полагая, что дошкольники и младшие школьники еще не должны постигать основ красноречия, что это умение придет само с возрастом, а небольшой словарный запас все равно не позволит превзойти Цицерона.

Однако такая позиция считается неверной. И причин тому несколько:

  • Чем раньше начнется знакомство крохи с богатствами родного языка, тем более грамотной и гармоничной личностью он вырастет.
  • Овладение приемами риторики поможет ребенку в процессе обучения, избавит от стрессов и волнений, станет помощником в получении отличных оценок. Нередки ситуации, когда ребенок знает ответ на вопрос, но не может его сформулировать. Учитель недоволен, обвиняет ученика в том, что тот не готов, а такая несправедливость вдвойне обидна. В результате из-за неспособности управлять своей речью ребенок может утратить интерес к учебе.
  • Из-за неумения разговаривать ребенок может стесняться общаться с ровесниками, заслужит репутацию нелюдимого буки, у него не будет друзей.

Не стоит думать, что занятия не подходят по возрасту. Есть множество упражнений, которые вполне по силам дошкольникам и младшим школьникам, их можно смело использовать.

Польза

Какие же коммуникативные навыки способны развить упражнения по риторике?

  • Задавать вопросы и четко формулировать ответы на них.
  • Использовать интонацию, мимику, жесты для того, чтобы более четко донести свою идею до слушателя.
  • Проработать дикцию.
  • Обрести уверенность в себе.
  • Улучшить навык выразительного чтения.
  • Делать публичные выступления более яркими и интересными.
  • Научиться общаться.

Таким образом, занятия по ораторскому мастерству не только ценны сами по себе, но и помогут формированию самодостаточной и духовно развитой личности. Тренировки речи вполне способны раскрыть творческий потенциал.

Речевые дидактические игры как вид деятельности

Игра является основной личностной потребностью в дошкольный период развития ребёнка, поэтому необходимо организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы использовать интерес, желания дошкольников в педагогических целях. Правильно организованные игровые занятия, наглядный и дидактический материал, комфортная психологическая атмосфера обеспечивают не только передачу нужный знаний, овладение соответствующими возрасту навыками, но и формирование определенного уровня культуры.

И родители, и учителя могут использовать дидактические игры, чтобы помочь ребёнку в речевом развитии. Когда был поставлен диагноз, можно подобрать дидактические игры по соответствующей проблеме и остановиться на тех, которые эффективны, интересны, увлекательны, обогащают внутренний мир, расширяют кругозор.

Виды дидактических игр, развивающих речь

Дидактические игры первого и второго типа развивают тактильность, моторику, способствуют активизации внимания и мышления, актуализации уже имеющихся знаний и навыков, развитию зрительной памяти, творческого воображения.

Словесные дидактические игры используются в педагогической деятельности в организации учебно-коррекционного процесса для решения проблем с развитием речи у детей. Слова и действия – это основные инструменты игровых занятий с дошкольниками

Словесные дидактические игры формируют навыки диалогической речи, активизируют внимание. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, формируют лексический запас для выражения своих желаний и мыслей

Они отрабатывают правильное звукопроизношение, уточняя и закрепляя артикуляцию, способствуют активизации лексического запаса.

Правила организации и проведения дидактических игр для развития речи

Чтобы результаты дидактических игр и всей коррекционной работы были положительными, необходимо следовать ряду инструкций.

Прежде чем выбрать игру следует изучить интересы ребенка, учитывать их, поощрять общение и участие в игре.
Сотрудничество логопеда и родителя обеспечит регулярное использование игровых методов терапии, это важно, потому что дети с задержкой развития речи нуждаются в постоянном повторении.
Опыт использования дидактических игр показал, что нужна среда, способствующая развитию речи. Возможность в процессе игры общаться со сверстниками даёт ребёнку большие преимущества, потому что моделируется ситуация общения, дети учатся друг у друга.
Чтение и пение во время игры обеспечивают ребенку возможность повысить частотность звучания, употребления слов и дают структуру предложения.
Ребёнку с речевыми задержками очень поможет использование простого языка жестов

Он даёт ещё один способ общения, помогает участвовать в игре и удовлетворять потребности в общении. Простые знаки, как «да», «нет», «больше», дни недели и времена года, будут полезными, лёгкими и актуальными.
Проведение игровых занятий будет создавать более комфортную атмосферу, если использовать визуальные подсказки для поощрения общения. Это могут быть карточки, символы, изображения и любые другие наглядные пособия.

Упражнения по технике речи

Существует огромное количество упражнений для развития техники речи: для дикции и дыхания, для логического мышления и памяти и прочие. Приведём лишь избранные, которые родители могут легко использовать в домашних занятиях:

  1. «Объясни». Показывая обычные бытовые предметы, просим ребёнка дать подробное описание каждому из них.
  2. «Слова по теме». Называем тему (например, «человек», «город», «кухня» и т. д.) и просим ученика назвать все слова, которые он сможет помнить на эту тему. Упражнение может иметь вид соревнования, где играют несколько человек.
  3. «Придумай рифму». Предложите ребёнку слова или пары слов, на которые нужно придумать рифмы.
  4. «Повтори дословно». Взяв детскую книгу, зачитывайте выборочно по одному предложению и просите ребёнка повторить его дословно. Лучше делать это играючи и с юмором, иначе интерес к игре может быстро улетучиться.
  5. «Слушаем тишину». Игра на сосредоточение. Предложите помолчать и прислушаться к окружающим звукам: в доме и за окном. Пусть ребёнок опишет услышанное.
  6. «Поиски пропажи». Ребёнок запоминает всё, что видит в комнате, выходит, а после ему сообщают, что один предмет пропал. Ребёнок с помощью наводящих вопросов ведущему пытается отгадать, какой предмет пропал.
  7. «Отличия». Нужно кратко описать отличие между двумя словами. Например, мячик-апельсин.
  8. «Рассказ по картине». Это школьный приём эффективен и дома. Попросите ребёнка подробно описать картину. Можно описывать картину, глядя на неё, а можно убрать её и попросить ребёнка вспомнить, что он увидел. Можно попробовать разнообразно проявлять фантазию: «Что происходит на картине? Как ты думаешь, а что было до этого действия? А что будет потом? Как бы ты сам назвал картину?».

Зачем нужна речевая разминка

Как уже упоминалось выше, целью проведения данного этапа урока является поддержание интереса младших школьников к ходу занятия

Более старшие ребята способны сами управлять своим вниманием, младшим же (особенно первоклассникам, только пришедшим из детского садика) трудно концентрироваться на материале в течение довольно продолжительного времени (а сорок пять минут для малышей, несомненно, очень продолжительное время). Именно поэтому необходимо не просто объяснять им материал на протяжении всего занятия и не заставлять их записывать, а делать разнообразные «включения»

Довольно популярны еще и так называемые физминутки – все, наверное, помнят «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…» – но они нацелены просто на непродолжительный отдых от занятия; речевая разминка же удачно сочетает в себе и игру, и усвоение необходимой информации. Она помогает выработать четкое произношение слов, выразительность, улучшает память и обогащает речь школьников.

Способы развития красноречия

Развитие красноречия — это длительные и регулярные упражнения. Успех зависит от настойчивости и трудолюбия ученика. Если правильно подойти к решению задачи, то процесс будет увлекательным, а результат не заставит себя ждать. Даже если выбирать занятия с профессионалами ораторского мастерства, не помешают самостоятельные тренировки. Для того чтобы понять, как овладеть красноречием, существуют методики и средства, которые делают обучение быстрым и легким:

  • Чтение книг — любая тематическая, специализированная и художественная литература увеличивает объем памяти, количество новых слов и выражений, которые можно применить при общении.
  • Изучение скороговорок — с их помощью улучшается артикуляция, плавность и скорость произношения звуков.
  • Декламация стихов или прозы — позволяет выработать красивое изложение материала.
  • Выработка ораторского стиля — создание индивидуального образа и подачи себя путем изучения поведения других знаменитых ораторов.
  • Использование вспомогательных средств — для начала лучше тренироваться перед зеркалом или близкими людьми, чтобы перешагнуть психологический барьер и избавиться от страха публичного выступления.
  • Задействовать материалы на нашем сайте — мы располагаем большим количеством видеоинформации. Можно смотреть тренинги и уроки, в которых специалисты рассказывают, как понять красноречие и получить полезный навык.

Способность красиво и правильно излагать мысли напрямую зависит от душевного состояния и внутреннего равновесия. Очень важным условием ораторского искусства является умение контролировать страх и переживание. Дополнительным фактором хорошего выступления перед публикой является предварительная подготовка доклада. Профессионалы всегда, накануне лекции или съемки, тренируют не только речевые навыки, но и жесты, и позиции. Качественная работа оратора — это показатель уважительного отношения к собеседникам.

Работа над речью через изучение алфавита

Дети в возрасте до 10 месяцев имеют способность запоминать буквы алфавита. Казалось бы, это не совсем логично, что дети понимают его, когда в месяц начинают гулить. Однако если вы проанализируете уникальные преимущества алфавита, успех в его понимании детьми становится понятен.

В русском алфавите 33 буквы, каждая из которых предлагает вашему малышу поэкспериментировать с упрощёнными звуками. К примеру, гласные содержат только один звук, в то время как короткое слово, состоящее из трёх букв, содержит уже три звука.

Хоть и шаги к достижению понимания алфавита маленькие, зато награда за это большая. Такое обучение влияет на малыша с разных сторон, хоть мы часто этого просто не осознаём. Естественно, это достижение способно поднять самооценку ребёнка и развить чувство самоуважения, положительно повлиять на развитие речи у детей

Важно ещё и то, что из-за этого не пропадает интерес, и развивается способность сосредоточиваться на уроке, как и то, что развивается чувство доверия к вам. Вы тот человек, который начал этот урок, и вы же объясните малышу, что у него всё получится

Ребёнок будет доверять вам.

И, наконец, самое большое преимущество алфавита заключается в том, что урок продолжается даже тогда, когда вы уже закончили. Буквы окружают ребёнка везде, раньше он их просто не замечал. И вдруг надписи на игрушках или на экране телевизора превращаются в возможности попрактиковаться в изучаемом вопросе. Такой урок может быть бесконечным.

Упражнения для навыков общения

Согласно определению, риторика – это ораторское искусство. Поэтому недостаточно просто знать большое количество слов и уметь составлять из них предложения

Важно уметь говорить так, чтобы собеседник хотел слушать

И научить ребенка живому общению на практике оказывается гораздо труднее, чем раскрыть перед ним богатство родного языка. Следует проработать с такие моменты:

  • извинение и ответ на него;
  • комплимент и как на него ответить;
  • неязыковые средства общения (жесты, мимика).

Добиться желаемой цели помогут регулярные занятия

Важно обратить внимание на 3 главных правила:

  1. Побольше практики. Следует репетировать с ребенком телефонные переговоры, публичные выступления, ведение диалога различной тематики и различных жанров.
  2. Проведение уроков должно войти в привычку, регулярность – залог успеха.
  3. Развитие творческого потенциала. Лучше всего предложить ученику самому написать текст, например сказку, короткий рассказ или стихотворение.

Такие уроки помогут развитию гармоничной личности ребенка, сделают его уверенным в себе, коммуникабельным и успешным.

Мы рассмотрели понятие риторики и ее роль в жизни современного человека

Очень важно с детских лет прививать любовь к слову, умение пользоваться им, общаться с ровесниками и взрослыми. Регулярные занятия, в том числе и в домашних условиях, ведут к избавлению от страха публичных выступлений, что поможет в дальнейшей учебной и рабочей деятельности

Готовьте текст

Работать над своей речью стоит, даже если у вас нет на носу важного выступления: учите стихи, читайте качественную литературу и подпишитесь в соцсетях на тех, кто выкладывает классные тексты. Перестаньте использовать «как бы», «в общем», «ну, вот» и другие слова-паразиты

Если вам предстоит участвовать в конференции, переговорах, вести вебинар или лекцию, обязательно подготовьте текст. Причём учтите, короткое выступление всегда требует гораздо больших усилий. Если вам дали всего 15-20 минут, то стоит прописать всю речь. Если у вас будет возможность говорить от часа и больше, достаточно подробного плана

Перестаньте использовать «как бы», «в общем», «ну, вот» и другие слова-паразиты. Если вам предстоит участвовать в конференции, переговорах, вести вебинар или лекцию, обязательно подготовьте текст. Причём учтите, короткое выступление всегда требует гораздо больших усилий. Если вам дали всего 15-20 минут, то стоит прописать всю речь. Если у вас будет возможность говорить от часа и больше, достаточно подробного плана.

Придумайте цепляющее начало, заготовьте несколько классных историй, шуток и цитат, оставьте место для многозначительных пауз, подберите эффектные метафоры.

Подробнее о том, как разработать классную структуру публичного выступления, вебинара, презентации вы можете узнать на онлайн-тренинге «Личный бренд».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector