Сироты. права детей, оставшихся без попечения родителей

Вторичное сиротство

Об этом явлении говорят в том случае, когда несовершеннолетний, утративший по каким-то причинам своих родителей или не получающий от них необходимого воспитания, устраивается в приемную семью, но и там не чувствует себя комфортно. Причины возникновения вторичного социального сиротства – это:

  1. Недостаточный уровень психолого-педагогической готовности приемных родителей.
  2. Несогласованность интересов ребенка и взрослых.
  3. Отсутствие взаимной симпатии и невербального контакта.
  4. Проявление наследственных или иных болезней.
  5. Корыстные мотивы усыновления (установления опеки).

Все эти факторы возникают вследствие недостаточного внимания государства и общества к вопросам профилактики социального сиротства и семейных конфликтов. Для решения существующих проблем необходимо повысить эффективность деятельности структур, занимающихся подбором, подготовкой, контролем и сопровождением приемных семей.

Истоки явления

Социальные сироты, в отличие от сирот фактических, имеют живых родителей, но в силу различных обстоятельств лишены их заботы. Иногда к ним причисляют детей, родители которых фактически заботятся о них, но не имеют возможности обеспечить свою семью на уровне.

Причины социального сиротства могут быть разными:

  • лишение родителей родительских прав в отношении их несовершеннолетних детей;
  • помещение родителями своих детей в интернаты и, как следствие, редкие контакты с ними;
  • отказ родителей от родительских прав;
  • отказ от ребенка в раннем младенчестве (оставление матерями детей в родильных домах).

В некоторых случаях к домашним сиротам причисляют детей, проживающих вместе с такими родителями, которые живут своей жизнью, не принимая участия в воспитании ребенка.

По общему мнению специалистов, истоки проблемы кроются в тяжелом материальном положении семей; в жизненных неудачах, которые провоцируют девиантное поведение родителей — пристрастие к алкоголю, наркотическим веществам. Эти формы зависимости создают крайне непростые условия для развития детей — здесь проявляется их “заброшенность”, вынужденность самостоятельно обслуживать себя в бытовом плане. Разумеется, ни о каком семейном тепле и ласке, крайне важным для гармоничного взросления ребенка, речи не идет.

Однако важно понимать, что далеко не всегда семьи с низким достатком не способны создать для своих детей теплую, доброжелательную атмосферу — слабая финансовая обеспеченность не имеет прямой связи с аморальным поведением части родителей. И этот факт должен учитываться уполномоченными органами при принятии судьбоносных для социальных сирот решений

Причины социального сиротства

У социального сиротства нет единой причины, устранив которую можно было бы решить проблему. Если говорить о тех детях, которые оказываются в детском учреждении, то среди них много детей выпускников тех же учреждений. Как это получается?

Сироты, дети сирот

В государственном учреждении ребенок будет одет, умыт, накормлен, но никогда не получит тот важный опыт, который он получает дома — опыт жизни в семье, ответственности за близких, опыт распоряжения деньгами. Спонсоры и жертвователи часто жалеют воспитанников детских домов и стараются одарить их тем, что кажется им доступным — материальными благами, но, получив в подарок очередной телефон или планшет, подросток-сирота не научится ценить эти вещи, зарабатывать своим трудом, нести ответственность за свои слова и дела и, главное, что он нуждается совсем не в этом. Лучшей помощью было бы общение, возможность бывать в семье хотя бы на гостевом режиме или, по крайней мере, переписываться с близким взрослым, куратором, иметь возможность обсудить свои проблемы, выбрать профессию, получить образование.

После выхода из детского дома бывший ребенок зачастую совершенно не приспособлен к жизни, где почти все решали за него, а подарки сыпались как из рога изобилия, не заменяя душевное тепло. Подросток не привык думать о последствиях и, оказавшись на руках с ребенком, просто не знает, что с ним делать. При должной поддержке, курировании, психологической помощи молодые родители могут справиться. И службы, способные оказать эту поддержку, могли бы решить проблему. Хотя ее первопричина по-прежнему остается актуальной.

«Вы себе еще родите»

Еще одна ситуация, которая ведет к социальному сиротству — недостаточное информирование, поддержка и помощь родителям детей с особенности развития. Ребенок, который больше других нуждается в родительской поддержке и любви часто оказывается в государственном учреждении, потому что в больнице родителям сказали «вы себе еще здорового родите». Часто ярлыки «необучаемый», «агрессивный», «не сможет вас узнавать» навешиваются на ребенка, который может и должен воспитываться в семье. Более того, именно в семье будет иметь хорошие перспективы.

Не получив должной поддержке на самом первом этапе пути, родители пугаются возможного диагноза ребенка и оставляют его в «системе», где медицинская помощь оказывается в недостаточном объеме или не оказывается совсем, если речь идет о дальних регионах.

За чертой бедности

Социальными сиротами часто становятся дети родителей, которые не могут обеспечить ребенка, так как сами социально не защищены. Речь идет о трудовых мигрантах, но не только о них. Оказавшись в трудном положении одинокой матери, не имея возможности вернуться домой так, чтобы не получить осуждение родственников и не попасть в социальную изоляцию, матери решаются отдать своих детей. Одиночество, незнание языка, законов, традиций, плохие условия труда приводят к тому, что ребенок оказывается в базе данных детей сирот.

Поместить ребенка временно по заявлению родителей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, можно и сейчас. Этого можно было бы избежать, если бы семье предоставили помощь, именно этим занимаются кризисные центры для женщин с детьми, но спрос, к сожалению, превышает предложение.

Как работают «Детские деревни — SOS» в России

Модель детских деревень — SOS работает в 136 странах. В России эта благотворительная организация появилась 25 лет назад. Главные задачи «Детских деревень — SOS» — проводить профилактику социального сиротства и давать детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, семейное воспитание.

Профессиональные родители — это SOS-родители и приемные родители, сотрудники «Детских деревень — SOS», они проходят обучение, получают вознаграждение от благотворительной организации и/или от государства (в зависимости от формы воспитания и регионального законодательства), всегда могут советоваться с педагогами и психологами организации.

При этом профессиональные родители живут вместе с детьми в предоставленных благотворительной организацией домах, водят детей в обычные школы, готовят с ними уроки, вместе с детьми выбирают кружки и секции, вместе проводят свободное время. В семьях могут жить и кровные дети профессиональных родителей. Такой формат позволяет выстраивать долгосрочные детско-родительские отношения, многие воспитанники «Детских деревень — SOS» продолжают общаться с SOS-родителями и после выпуска.

Сейчас «Детские деревни — SOS» работают в восьми регионах России, но их опыт можно масштабировать на всю страну при большей финансовой поддержке. Воспитание в профессиональной семье может полностью заменить формат детских домов. Это прописано в Национальной стратегии действий в интересах ребенка на 2012-17 годы, которую президент России подписал 1 июня 2012 года.

«Государство постепенно меняет ситуацию в лучшую сторону, но трансформация идет долго, а дети растут. Каждый день и каждый год для конкретного ребенка очень дорого стоит», — рассказывает директор «Детских деревень — SOS».

Крупные фонды, которые профессионально занимаются профилактикой сиротства и семейным устройством в России:

  1. «Арифметика добра»
  2. Фонд профилактики социального сиротства
  3. Фонд Тимченко
  4. Фонд «Солнечный город»
  5. «Волонтеры в помощь детям сиротам»
  6. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  7. «Дети наши»
  8. «Аистенок»
  9. «Дети Марии»
  10. «Большая перемена»

Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Нормативная база

Орган попечительства и опеки – ключевая государственная структура, занимающаяся социальной работой. С сиротством, как с отрицательным общественным явлением, бороться достаточно сложно. К сожалению, действующее законодательство содержит множество пробелов, и далеко не все вопросы можно решить.

Деятельность органов попечительства и опеки основывается, в первую очередь, на Конституции. В 38 статье Основного Закона гарантируется государственная защита материнства, детства и семьи. Обязанности взрослых по отношению к своим детям предусматриваются в СК. Поэтому Семейный кодекс тоже включен в нормативную базу деятельности органов попечительства и опеки. Кроме этого, в СК содержатся положения, регламентирующие деятельность указанных структур, устанавливающие порядок и основные формы устройства сирот в семьи, интернаты, приюты.

Важнейшее значение в системе нормативных актов имеют федеральные законы, закрепляющие гарантии для несовершеннолетних. Речь, в частности, о 159-ФЗ, 48-ФЗ. Нельзя не сказать и об указе Президента от 2008 г. № 1688, в соответствии с которым Правительство должно усовершенствовать государственную политику в области защиты сирот.

Положения, регламентирующие устройство детей в семьи или специализированные учреждения, закреплены также в ГК. На уровне субъектов тоже принимаются разные нормативные акты, предусматривающие материальную поддержку несовершеннолетних.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 января 2017 г. № ВК-58/07 «О зачислении на полное государственное обеспечение»

6 февраля 2017

В связи с вступлением в силу 15 июля 2016 г. Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закона № 359-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон № 159-ФЗ), Минобрнауки России в целях единообразной правоприменительной практики относительно права на полное государственное обеспечение лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, сообщает.

Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона № 159-ФЗ в редакции Федерального закона № 359-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя (далее — дети-сироты), обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.

В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам.

Согласно статье 1 Федерального закона № 159-ФЗ к лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель;

Внесенные Федеральным законом № 359-ФЗ изменения не являются нововведением. Положения Федерального закона № 159-ФЗ и в предыдущей редакции подразумевали, что лица, не относящиеся к категории детей-сирот, однако обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, также имели право на все дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования наравне с детьми-сиротами и на тех же условиях.

Рассматриваемые положения Федерального закона № 359-ФЗ носят редакционный характер, так как анализ и многочисленные обращения образовательных организаций и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации показал, что существовавшая ранее редакция Федерального закона № 159-ФЗ не позволяла однозначно применять норму закона на практике.

Учитывая изложенное лица, потерявшие в период обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих приравниваются в правах к детям-сиротам при зачислении на полное государственное обеспечение и предоставлении дополнительных гарантий по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения.

 
 
В.Ш. Каганов

Попечительство и опека

Эти формы устройства детей-сирот описаны в положениях 48-ФЗ. Опека и попечительство устанавливаются над малолетними и несовершеннолетними, лишенными родительской заботы, для их воспитания и содержания, защиты их интересов и прав. Данные формы отличаются только возрастом детей. Опеку устанавливают в отношении ребенка, не достигшего 14 л., попечительство – 14-18 л.

В отличие от усыновления, решение принимается органом попечительства и опеки. Заинтересованному лицу следует подать заявление в эту организацию.

Опекуном или попечителем может стать совершеннолетний, дееспособный гражданин, соответствующий требованиям 146 статьи СК. Надо сказать, что приоритетное право в этом принадлежит близким родственникам несовершеннолетнего. Часто опекунство является промежуточной формой перед усыновлением.

В законодательстве предусмотрено 2 формы попечительства и опеки: возмездная и простая. Отличаются они тем, что в первом случае заинтересованное лицо заключает с органом попечительства и опеки договор, согласно которому получает вознаграждение. Нормами отечественного права установлены два вида возмездного попечительства (опеки): приемная семья и патронат. Рассмотрим их особенности.

Почему ребенок попадает в детский дом

Детей, которые живут и воспитываются в российских детских домах можно разделить на три категории: дети-сироты, чьи родители умерли; социальные сироты — их родителей или опекунов лишили родительских прав (см. справку) и так называемые дети «по заявлению». Из 47 тыс. детей, которые в России сейчас нуждаются в устройстве в семьи, только у 1% погибли оба родителя.

Социальные сироты — это дети, которые имеют родителей, но воспитываются в государственных учреждениях, а не в родных семьях. Причины бывают разные: родителей лишили родительских прав или ограничили в правах, родители отказались от ребенка, их признали недееспособными.

Каждый четвертый ребенок в российском детском доме относится к третьей категории. Из-за тяжелого материального положения семьи или болезни ребенка родители просят временно забрать их сына или дочь. «По заявлению» дети могут находиться в детдомах годами. Количество сирот в последние годы снижается, но детей, которые попали в детский дом по заявлению родителей, не становится меньше.

В 2019 году благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко проводил исследование и выделил основные причины, почему дети попадают в дома ребенка и детские дома. Часто на один случай приходится сразу несколько причин.

Примечания

  1. . Министерство образования Оренбургской области. Дата обращения 17 мая 2019.
  2. . Известия (5 сентября 2018). Дата обращения 13 июня 2019.
  3. ↑ . ДетиЖдут. Дата обращения 2 мая 2019.
  4. ↑ , с. 102—110.
  5. . Милосердие (23 октября 2007). Дата обращения 21 мая 2019.
  6. , с. 41—50.
  7. ↑ .
  8. . Дом-музей Марины Цветаевой. Дата обращения 13 июня 2019.
  9. . Московская сретенская духовная семинария. Дата обращения 13 июня 2019.
  10. . Детские деревни SOS Россия. Дата обращения 13 июня 2019.
  11. . КИтеж. Дата обращения 13 сентября 2019.
  12. . ”Открытие”. Дата обращения 13 сентября 2019.
  13. . Без формата. Дата обращения 13 сентября 2019.
  14. Лилия Овчарова. . Forbes. Дата обращения 2 мая 2019.
  15. Регина Гималова. . Idel.Реалии (12 ноября 2018). Дата обращения 17 мая 2019.
  16. . Свои дети. Дата обращения 2 мая 2019.
  17. Нинель Карасева, Анна Чупракова. . Помоги сейчас (17 января 2019). Дата обращения 17 мая 2019.
  18. . Regnum. Дата обращения 17 мая 2019.
  19. . Известия (5 сентября 2018). Дата обращения 17 мая 2019.
  20. . Национальная служба новостей (1 февраля 2019). Дата обращения 17 мая 2019.
  21. Радослав Руднев. . РАПСИ. Российское агентство правовой и судебной информации (19 марта 2019). Дата обращения 17 июня 2019.
  22. ↑ .
  23. . Такие дела (12 ноября 2018). Дата обращения 17 мая 2019.
  24. . Нужна помощь (12 ноября 2018). Дата обращения 2 мая 2019.
  25. ↑ .
  26. . АНО «Родительский центр «Подсолнух». Дата обращения 13 сентября 2019.
  27. . Абсолют-Помощь. Дата обращения 18 июня 2019.
  28. ↑ . Усыновление в России. Дата обращения 18 мая 2019.
  29. . Волонтёры в помощь детям-сиротам. Дата обращения 18 июня 2019.
  30. . Наши дети. Дата обращения 13 сентября 2019.
  31. . Агентство социальной информации. Дата обращения 13 сентября 2019.
  32. . domchance.com. Дата обращения 29 мая 2020.
  33. . Профилактика социального сиротства в России. Дата обращения 22 мая 2019.
  34. . Родительский мост. Дата обращения 13 сентября 2019.
  35. . Демоскоп. Дата обращения 17 мая 2019.
  36. ↑ . Министерство Юстиции Российской Федерации. Дата обращения 17 мая 2019.
  37. . ДетиЖдут. Дата обращения 2 мая 2019.
  38. . Профилактика социального сиротства в России (29 декабря 2012). Дата обращения 17 мая 2019.
  39. . Правительство России. Дата обращения 17 мая 2019.
  40. . Известия. Дата обращения 28 июня 2019.
  41. , с. 38—44.
  42. . Федерал Пресс (29 июня 2017). Дата обращения 17 мая 2019.
  43. ↑ . РБК (17 января 2017). Дата обращения 18 июня 2019.
  44. ↑ . Обзор законов. Дата обращения 17 мая 2019.
  45. . Бюджет.ru. Дата обращения 17 мая 2019.

30 сентября 2017, поездка в ДРЦ «Забота»,г. Королев.

В детский реабилитационный центр «Забота», расположенный в городе Королев, мы приехали рано утром. Нас приветливо встретили: доброжелательный сотрудник охраны и нянечка записали имена всех гостей и проводили подождать в библиотеку. Разные мысли приходят к волонтерам во время таких вот моментов ожидания: опытные участники поездок весело шутят и проигрывают в уме предстоящие мероприятия для ребят, ну а волонтеры, приехавшие к деткам впервые, могут попытаться представить, каково это — впервые встретиться с абсолютно новыми для себя эмоциями: колоссальным сочувствием и желанием помочь этим деткам, наряду с пониманием ограниченности собственных возможностей..

Мы бесконечно счастливы, что смогли согреть этим днем замечательных ребят! Ну а впреди, конечно же, новые поездки, новые поступки, от которых должно непрестанно увеличиваться количество добра на нашей с вами планете. Присоединяйтесь и вы!

Социальное сиротство

В научной литературе этот термин используется для обозначения жизни несовершеннолетних, оставшихся без родительской заботы при живых родителях. Такая ситуация возможна, если родители:

  • Были лишены прав на ребенка судом.
  • Отказались от ребенка при его рождении.
  • Признаны судом без вести отсутствующими или недееспособными.
  • Без уважительных причин не исполняют свои обязанности перед ребенком.

Безусловно, это далеко не все обстоятельства возникновения социального сиротства. Это явление обуславливается также падением нравственности, распространением наркомании и алкоголизма, отсутствием надлежащей господдержки и пр.

К группе социальных сирот относятся также так называемые скрытые сироты. Такие дети формально не лишены родительской заботы, но получают ее из-за равнодушия, незаинтересованности взрослых, живущих вместе с ними.

Социальное сиротство и безнадзорность – тесно связанные явления. Отсутствие надлежащей заботы приводит к семейным конфликтам, асоциальному поведению несовершеннолетних. В России социальное сиротство имеет большие масштабы, чем биологическое. Оно распространено среди 85 % несовершеннолетних. Именно из-за таких огромных масштабов перед государством стоит задача выявить и устранить причины социального сиротства.

Российская ситуация

Законодательство

  • Положение 38 Конституции РФ регулирует государственную защиту материнства, детства и семьи.
  • Федеральный закон № 48-ФЗ от 24 апреля 2008 года «Об опеке и попечительстве» определяет основные положения семейного или иного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Статья Семейного кодекса № 145 «Об опеке и попечительстве» от 1995 года содержит описание порядка установления опеки и попечительства над детьми. В 2008 году к ней были внесены поправки, уточняющие права детей, а также обязанности опекунов и попечителей.
  • Федеральный закон от 21.12.1996 № 159 определяет принципы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Статьи 29-41 и 155 Гражданского кодекса регулируют основные аспекты содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая устройство детей в государственные организации, патронаж над воспитанниками, обязанности опекунов и попечителей.

Современность

Основная статья: Сиротство в России

Солдат кормит ребёнка, у которого убили мать. 1 октября 1943 года

Согласно данным 2018 года, в сиротских учреждениях проживало около 70 000 детей. Из них только 40 000 было зарегистрировано в федеральном банке по усыновлению (ФБД), потому что около 40 % сирот находились под опекой родителей, не лишённых родительских прав. Примерно 82 % от проживающих в детских домах составляют подростки. По состоянию на май 2019 года в ФБД числится 47 000 детей-сирот. Однако официальная статистика не включает данные о детях, временно находящихся на попечении государства по заявлению родителей. Такие дети не попадают в базу из-за временного характера заявлений, которые подразумевают, что родители заберут детей из государственных учреждений. Однако зачастую родители таких детей не возвращаются за ними. Более того, детей, достигших 18-летия также удаляют из базы данных в год совершеннолетия, поэтому их не учитывает статистика.

В ряде регионов с высоким уровнем религиозности, феномен социального сиротства практически отсутствует. В число таких субъектов входят республики Северо-Кавказского федерального округа (Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесская и Чечня), Калмыкия, Татарстан. Самыми неблагополучными регионами по масштабам социального сиротства являются Еврейская автономная область и Магаданская область. За все годы расчёта рейтинга (с 2014 по 2019-й) ситуация в данных двух регионах остается самой сложной.

Профилактика отказов

На 2019 год системная программа по профилактике отказов от детей развита слабо, несмотря на государственную политику сохранения семьи, которая ведётся с 2012 года. Профилактикой занимаются как государственные структуры, так и благотворительные фонды. Основные направления — замещающая забота о детях, интеграция детей, реабилитация «кризисных» семей, профилактика ранних отказов.

Профилактика отказов от новорождённых детей проводится на нескольких уровнях. Социальные организации пытаются выявить беременных женщин с высоким риском отказа от ребёнка. Как правило, в эту группу попадают представители среднего социально-экономического класса, в том числе и женщины-мигрантки с разрушенными социальными связями, а также девушки младше 18 лет. Чаще всего отказываются от детей женщины среднего возраста (25—35 лет) в трудной жизненной ситуации, которые уже имеют одного или двух детей. Задача организаций предотвратить отказ, оказывая психологическую помощь.

На Органы опеки и попечительства (ООП) возложены следующие функции профилактики социального сиротства и работы с неблагополучными семьями:

  • Раннее выявление таких семей через информацию от детских садов, школ, участковых полицейских и врачей.
  • Реабилитация, в ходе которой сотрудники опеки должны помогать семьям в трудных жизненных ситуациях посредством психологической и материальной помощи.
  • Просветительская и разъяснительная работа с родителями, которая включает в себя распространение информации об изъятии ребёнка из семьи.

Последствия отрыва социальных сирот от семьи

Для органов опеки наиболее простой путь — изъять “неблагополучного” ребенка из трудной семьи и передать его на содержание в закрытое учреждение. Однако зачастую специальные ведомства не учитывают масштабы психологической травмы, которая наносится детям, разлучаемым с родными. Если расставание с сильно пьющими, морально разложившимися родителями, ограничивающими свое общение с ребенком побоями и криками, является для несовершеннолетнего неким освобождением, то во всех остальных случаях нельзя быть уверенным, что переезд в приют принесет ребенку пользу.

Какими бы ни были условия жизни детей в семье, в спецучреждении им не будет лучше. И никакое сбалансированное питание или исправно работающее отопление не заменит детям материнского тепла и заботы. Фактор привязанности к своим родителям, какими бы они ни были, игнорировать нельзя. И практически всегда момент принужденного расставания с близкими воспринимается ребенком, как наиболее значительное и горькое событие всей жизни. Происходит перелом, утрата доверия к окружающим, провоцирующая как расстройства нервной системы, так и долгое время сохраняющееся подавленное состояние.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector