Феноменология лидерства

Что такое лидерство

Лидерство часто изображается как нечто, отличающее кого-либо от других. Что-то, что помогает выделяться больше, чем другие. Лидеры развивают свои навыки, идут к намеченной цели, становясь в итоге тем, кого мы называем “великий лидер”. Как, например, Тим Кук или Джефф Безос.

Лидерство возникает внутри, поскольку оно стремится достичь высшей цели. Эта цель не для личной выгоды, а для общего блага. Как бы лидер ни выигрывал от руководства другими, самое главное для него – видеть, что жизнь других людей изменилась к лучшему.

Многие хотят стать лидерами. Причин предостаточно: социальный статус, больше денег, способность заставлять людей делать то, что вы хотите, и т.д. Но что такое лидерство на самом деле?

За эти годы лидерство приобрело множество различных значений. Не потому, что его смысл постоянно меняется, а потому, что на него можно смотреть по-разному. Были даны различные объяснения относительно того, как возникло лидерство и как определить лидера. Они более известны как теории лидерства.

Об основных стилях поведения

К прогрессивным теориям и стилям лидерства часто обращаются руководители крупных предприятий и политики. Стилем называют манеру поведения руководителя с подчиненными. С помощью той или иной стратегии поведения лидер может призвать коллектив к порядку или стимулировать представителей своей группы к созданию новых идей.
Выделяют 5 основных лидерских стилей.

  1. Демократический. Важные решения лидер принимает совместно с членами своей группы. Руководитель доверяет коллективу и умело мотивирует его. Каждый человек может проявить свои умения при выполнении общей задачи.
  2. Авторитарный. Заручившись властью, автократический руководитель принимает решения в одиночку. Используя административные методы воздействия, лидер навязывает их членам своей группы.
  3. Либеральный. Вмешательство руководителя в процесс принятия решений сведено к минимуму. Он задает общее направление деятельности. Дальнейшая работа зависит от действий и решений группы.
  4. Патерналистский. Лидер общается с членами своей группы, как внимательный и заботливый отец. Он готов выслушать и подбодрить каждого последователя. Такой руководитель тактично указывает подчиненным на совершенные ими ошибки, хвалит за успехи. В ответ на чуткость и заботу о них люди с восторгом откликаются на все идеи и новые проекты и добросовестно трудятся для достижения общей цели.
  5. Транзакционный. Чтобы улучшить или сохранить на высоком уровне показатели работы, руководитель создает стратегию наград и поощрений. С их помощью мотивировать членов коллектива становится проще. Такой тип управления используется в менеджменте.

Теории и стили лидерства

Лидерство является важнейшим фактором в системе управления современной организации. В зависимости от того, что считается источником результативности лидерства. И какой смысл вкладывается в его феномен, выделяют пять групп теорий лидерства:

  • Теория черт. Лидерство и эффективность лидерства рассматривается как свойства личности.
  • Поведенческие теории. Эффективность лидерства есть функция поведения.
  • Ситуационные. Эффективность лидерства является следствием действия в ситуации.
  • Атрибутивные теории лидерства. Утверждают, что лидерство в группе являются не существующим феноменом, определяемым качествами личности и поведением лидера. А результатом субъективных восприятий и социальных представлений подчиненных.
  • Теории обмена. Представляют лидерство, как сложный процесс взаимодействия и взаимовлияния лидера и подчиненных. Ведущими среди них является теория диад, теория харизматического и трансформационного лидерства.

Современные специалисты считают, что лидерство – это сложный социальный процесс, а не следование определенному подходу.

Стили руководства

В зависимости от методов и средств, сегодня выделяют следующие стили. Которые характерные для лидеров в политической, деловой, религиозной и других сферах:

1. Демократический стиль руководства основан на том, что подчиненные участвуют в принятии решений и разделяют ответственность. Сегодня по праву считается лучшим.

Согласно специальным исследованиям, он в полтора-два раза эффективнее всех других стилей. Ничего более эффективного в способах управления не придумано.

2. Либеральный стиль заключается в том, что руководитель предоставляет широкую свободу и автономию подчиненным.

Оказывается, есть конкретные ситуации, в которых либеральный стиль будет предпочтительнее демократического. Таких ситуаций две – это творческий и высококвалифицированный коллективы.

3. Авторитарный стиль состоит в том, что руководитель единолично принимает решения. И требует от подчиненных их точного исполнения. Этот стиль связан с властью (авторитетом) должности. Личностные черты руководителя особого значения не имеют.

Инициатива и последнее слово всегда остаются за руководителем. Есть три ситуации, в которых авторитарный стиль руководства эффективнее других. Это: низкоквалифицированный, проблемный либо военизированный коллективы.

4. Диктаторский стиль руководства понимается, как полное подчинение лидеру. Не только в делах, но и в мыслях. Диктатура – неограниченная власть.

Таким образом, современная теория управления допускает лишь одну ситуацию, в которой оправдан диктаторский стиль руководства.

Это военная или равная ей ситуация «жизни и смерти» организации. Диктаторский стиль отличается крайней жесткостью, недопущением не только свободомыслия, но и инакомыслия.

5. Гибкий стиль руководства, означает варьирование в зависимости от ситуации и индивидуальности. Ситуативность стиля двойственна.

Во-первых, она связана с индивидуальным подходом менеджера к подчиненным. Во-вторых с учетом сложившихся обстоятельств в связи с динамикой коллектива.

Гибкий стиль является сочетанием трех стилей. В следующих пропорциях: демократического 60%, либерального 20% и авторитарного 20%.

Теория лидерства

Теория черт является одной из старейших существующих теорий, стремящихся описать лидерство. Теория великого человека разработана и популяризирована шотландским философом и учителем Томасом Карлайлом в 1840-х годах.

Томас Карлайл прочитал лекции по лидерству в 1840 году и привел в пример весьма влиятельных деятелей общества, обладающих разными способностями. К ним относятся Мухаммед, Шекспир, Наполеон, Кромвель и Один (персонаж скандинавской мифологии).

Теория стала очень популярной и выдвинула на передний план идею, что великое лидерство основывалось на определенных способностях, которыми обладали лидеры. Долгое время считалось, что черты лидера не приобретенные, а врожденные.

Десятилетиями теория изменялась и развивалась. Многие исследователи вносили свой вклад и изучали какие именно качества присущи лидерам. Важные выводы сделал Ральф Мелвин Стогдилл. Он утверждал, что лидерство имеет место среди всех людей, а не только у “особых людей”.

Стогдилл сделал два основных вывода:

Исследования черт, проводившихся до этого, не учитывали то, как именно та или иная черта используется лидерами. Некоторым чертам лидерства уделялось больше внимания, чем другим, однако это ничего не доказывало

Важно найти и исследовать конкретные черты, которые важнее других. Сужая список черт, было бы легче определить потенциальных лидеров

Кроме того, было бы легче определить тех, кого считают великими лидерами в истории.
Черты, которыми обладает лидер, должны соответствовать ситуации, в которой он функционирует. По сути, это означает, что лидеры в одной ситуации не обязательно должны быть лидерами в других ситуациях. Это значит, что стоит учитывать сферу работы, региональные особенности и т.д.

На сегодняшний день теория имеет более или менее четкий перечень черт, которыми должен обладать лидер. Однако, стоит учитывать, что исследования продолжаются до сих пор

Например, в последние годы очень важной для лидера чертой признана харизма

Ситуационные теории лидерства

Главное отличие заключается в том, что в ситуационных теориях отрицается существование универсального стиля руководства. Вместо этого утверждается, что подходящий стиль руководства зависит от ситуации.

В рамках ситуационного подхода выбирается основной фактор. Он описывает взаимодействия лидера и ведомых, и предлагаются стили наилучшего лидерского поведения в различных ситуациях.

Существует достаточно много подходов к ситуационному лидерству. Наиболее известными концепциями последнего является, ситуационная модель Фидлера (1967 г.).

Ситуационные теории лидерства Фидлера

Модель американского психолога Ф. Фидлера, является важным вкладом в развитие ситуационных теорий лидерства. Так как она опирается на взаимосвязь между стилем лидерства и ситуацией.

Ф

Фидлер сосредоточил внимание на ситуации и выявил три группы ситуационных переменных, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:

  • Отношения руководителя с подчиненными. Они могут быть хорошими, то есть подчиненные лояльны, готовы выполнить любое указание. И плохими, когда подчиненные скрыто или открыто сопротивляются указаниям.
  • Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее формули­ровки и структуризации. Она может быть хорошо известной, либо новой, нетрадиционной.
  • Властные полномочия руководителя. Эти полномочия могут быть сильными, когда подчиненные обязаны выполнять указания руководителя. И слабыми, когда руководителю приходится убеждать подчиненных.

Основываясь на этих трех переменных, Ф. Фидлер предложил восемь вариантов ситуации и применил их для анализа стиля управления.

Модель Фидлера

Для измерения и определения лидерского стиля, Фидлер предложил использовать шкалу характеристик наименее предпочитаемого работника (НПР).

В соответствии с этой шкалой. Респонденты должны, отмечать баллы по каждой из позиций шкалы. Описать гипотетическую личность, с которой они могли бы работать наименее успешно. Пример — отдельных позиций этой восьмибалльной шкалы приводится выше.

  • Недружественен 1 2 3 4 5 6 7 8 Дружественен
  • Приятный 8 7 6 5 4 3 2 1 Неприятный
  • Все отвергающий 1 2 3 4 5 6 7 8 Все принимающий
  • Напряженный 1 2 3 4 5 6 7 8 Расслабленный

После того, как баллы подсчитаны по всем позициям шкалы, определяется стиль лидера. Так, лидеры-респонденты, набравшие более высокие баллы. И описавшие своего НПР очень позитивно, обладают стилем, ориентированным на отношения. А набравшие более низкие баллы — имеют стиль, ориентированный на работу.

Соответственно, эти два типа лидеров получили название. Лидер с высоким НПР и лидер с низким НПР. Согласно выводам Фидлера, лидерский стиль остается относительно постоянным.

И почти не меняется от ситуации к ситуации. Так как в стиле отражены основы мотивации индивида: мотивированность — на отношения и мотивированность на работу.

О современных концепциях

Современные лидерские теории основываются не только на достижениях талантливых концепций прошлого, но и на результатах исследований, которые проводит психология, социология и медицина. В контексте современных теорий акцент делается на лидерских возможностях, которые можно реализовать в мирное время, без возникновения острых социальных проблем.

В 1960 годах немалую популярность обрела ситуационная теория лидерства. Ее принцип: разные обстоятельства требуют разных форм лидерства. Ни один стиль управления нельзя считать идеальным. Если руководитель умеет проявить разные грани своего характера: жесткость, дипломатичность, эмпатию, чувство юмора, то он не допустит возникновения серьезных кризисных ситуаций внутри коллектива.

Трансформационные теории рассчитаны на людей ответственных и творческих. В основе этих концепций – принцип внутренней мотивации. Если последователи искренне прониклись идеями лидера, они будут прикладывать максимум усилий, чтобы работа шла успешно. Руководитель трансформационного типа не может быть пассивным или авторитарным. Он изобретательный стратег, мастер своего дела. Такой менеджер сумеет вдохновить своих последователей, т. к. работа является его призванием и источником гордости.

О классических учениях

Концепции, описывающие феномен лидерства:

Теория качеств. Эту концепцию, возникшую в XIX веке, можно назвать продолжением и дополнением древних учений о лидерах. Родоначальники теории – философ Томас Карлайл и психолог сэр Фрэнсис Гальтон. Британские мыслители в своих размышлениях о лидерстве придавали большое значение врожденным характеристикам выдающихся людей (харизме, способности убеждать). Философы были склонны идеализировать качества и таланты, которыми обладают представители правящих классов. По мнению Карлайла и Гальтона, народ будет иметь много лидеров при условии высокой рождаемости среди аристократии. Философы утверждали, что важными факторами в формировании «великого человека» являются не только его происхождение, но и опыт, образование. О том, что сын мельника или садовника может стать выдающимся человеком, речь не шла.
Теория среды возникла в середине XX века. Основной ее принцип: выдающуюся личность формирует среда, в которой человек живет, обстоятельства, толкающие его на неординарные поступки. Главные приверженцы этой концепции – Т. Манн, Р. Стогдилл, С

Миллз
По мнению философов, рассматривая поступки того или иного лидера, важно учитывать его статус, мотивы, которыми он руководствовался, обращать внимание на общественный имидж «вожака». Среда, в которой человек живет, его друзья, близкие, духовные авторитеты – все эти факторы важны в развитии лидерских талантов
Важным достижением теории среды является стремление изучить мотивы и психологию последователей, которые доверяют лидеру

Характер и поступки лидера – это отражение группы, внутри которой он реализует себя.
Личностно-ситуационная теория. Этот подход к изучению лидерства объединил две «враждующие» концепции: теорию о врожденных качествах и концепцию среды. Эту теорию активно разрабатывали профессоры из Мичиганского университета, а также – Д. Макгрегор. Объектом исследований ученых были не только качества лидера, но и его поведение. Результатом исследований стали выводы: для успешной самореализации лидера важно, насколько внимательно он относится к своим последователям, оценивает происходящее в коллективе и умеет организовать подчиненных для эффективной работы.

Что такое лидерство

Лидерство часто изображается как нечто, отличающее кого-либо от других. Что-то, что помогает выделяться больше, чем другие. Лидеры развивают свои навыки, идут к намеченной цели, становясь в итоге тем, кого мы называем “великий лидер”. Как, например, Тим Кук или Джефф Безос.

Лидерство возникает внутри, поскольку оно стремится достичь высшей цели. Эта цель не для личной выгоды, а для общего блага. Как бы лидер ни выигрывал от руководства другими, самое главное для него – видеть, что жизнь других людей изменилась к лучшему.

Многие хотят стать лидерами. Причин предостаточно: социальный статус, больше денег, способность заставлять людей делать то, что вы хотите, и т.д. Но что такое лидерство на самом деле?

За эти годы лидерство приобрело множество различных значений. Не потому, что его смысл постоянно меняется, а потому, что на него можно смотреть по-разному. Были даны различные объяснения относительно того, как возникло лидерство и как определить лидера. Они более известны как теории лидерства.

VI. Обзор теорий лидерства

Лидерство – это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Имеется множество средств, с помощью которых можно оказывать влияние на других и вести людей за собой. Какие средства влияния и стили поведения показали себя наиболее эффективные для направления усилий на достижение целей организации?

Подход с позиции личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт – это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

Однако изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Но в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Учеными был сделан вывод, что человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств.

Поведенческий подход. Такой подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства

Этот подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным

Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства. Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой, управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории.

Ситуационный подход. Ни подход с позиции личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.

Основные теории лидерства

«Основными» или «популярными» теориями лидерства принято считать следующие:

1. Великих личностей. Согласно теории лидером рождаются, а не становятся. Например, таким личностям, как; Александру Македонскому, Юлию Цезарю, Ленину, Сталину и другим «великим».

Им было предназначено исполнить свою миссию. Они появляются точно в нужное время. И сыграли судьбоносную роль в жизни не только современников, но и будущих поколений.

2. Личностных черт. Содержит в себе элементы экспликации. Сторонники теории пытаются обосновать, какой именно набор личных качеств обеспечивает индивиду выполнение роли лидера.

Тем не менее, подход с точки зрения «личностных черт» имеет определенную прагматическую ценность. Ибо способствует созданию и весьма успешному применению различных тестов профессиональной пригодности.

3. Ситуационная теория лидерства в какой-то мере соединяет предыдущие две теории. Поскольку успех или провал лидерства объясняет, насколько адекватно лидер, предпринимает определенные действия. И как способен учитывать изменения ситуации.

4. Случая. Заключается в том, что нет наилучшего стиля лидерства, пригодного при всех обстоятельствах. Чей-то даже самый удачный опыт в какой-то области. Может себя не оправдать в другой области, при ином лидере.

Следует учитывать особенности как среды, так и последователей; лидер должен быть способен и готов действовать по обстановке.

5. Поведенческая. По теории, лидерами не рождаются, а становятся. Любой человек способен стать лидером, если его не только обучат профессии. Но и искусству человеческих взаимоотношений, сформируют у него необходимые коммуникативные умения.

6. Партисипативная теории лидерства. Лежит идея командной работы, соучастия подчиненных в принятии управленческих решений, мотивации к соучастию. Своим собственным примером, чутким отношением к мнению сотрудников.

А также, обеспечением условий для свободного выражения замечаний и предложений. Лидер способствует сплоченности членов организации, осознания ими общности целей и аккумуляция их сил и способностей.

7. Трансакционная теории лидерства — это некая прагматическая философия сделки. Поскольку лидер и его последователи находятся на разных уровнях властной структуры.

То, он уже в силу своего высшего статуса имеет право требовать исполнения. Из чего следует также его право, как награждать прилежных работников, так и наказывать нерадивых.

8. Трансформационная теория лидерства, делает акцент на нравственной стороне взаимосвязи лидера и последователей. Их взаимной зависимости, взаимопомощи, взаимном доверии.

Сторонники этой теории особо подчеркивают важность личного примера лидера. Который, выдвигая перед своими последователями и подчиненными общие цели

Сам же собственным поведением способствует их достижению.

Происходит своего рода трансформация ролей — лидер сам выступает исполнителем, его же идеи, целеполагания передаются последователям.

Трансформационные лидеры служат для последователей примером подражания: доверяя и уважая лидера, последователи интериоризируют его идеи.

Как найти хорошего лидера

Вопрос, который волнует всех менеджеров отдела кадров и рекрутеров: как же найти отличного лидера? Этот вопрос не имеет однозначного ответа. Особенно, если вы ищете человека со стороны, а не выбираете из своих сотрудников. 

Наиболее действенный способ – это проведение тестирования или нескольких на наличие лидерских качеств и оценка soft skills, которые очень важны для такой работы. Помимо этого, стоит отдавать предпочтение повышению, а не найму нового сотрудника на руководящую должность. Потому что так у вас будет больше шансов оценить, насколько тот или иной человек подходит на роль лидера.

Если вам кажется, что новый менеджер недостаточно хорош в качестве лидера, помогите ему развить профессиональные навыки лидера, которые, несомненно, будут полезны не только для него, но и для команды.

Теория ситуационного лидерства

Эта теория родилась в результате многолетних наблюдений американских психологов, которые, стремясь понять, что такое эффективное управление, вели наблюдения, записывали и анализировали как эффективные и неэффективные менеджеры выполняют свои ежедневные задачи. После обработки полученных данных был получен ошеломительный результат: эффективен только тот руководитель, который обладает таким управленческим качеством как лидерство. Только лидер может быть эффективным управлением вне зависимости от стиля управления, особенностей задачи и других условий.

Авторы теории определяли лидерство как способность использовать имеющиеся ресурсы (в том числе и человеческие) для получения результата. Так лидерство стало предметом психологического анализа. В настоящее время существует достаточно большое количество концепций лидерства. Однако, теория «ситуационного лидерства», которую мы будем сейчас рассматривать, является классической и имеет самое прямое отношение к управленческой деятельности. В чем суть теории?

Авторы теории П. Херси и К. Бландэд исходили из следующих позиций.

  • Лидерство есть способ взаимодействия руководителя и коллектива. Однако далеко не любой способ взаимодействия личности и группы является .лидерством. Лидером будет только тот руководитель, чей стиль руководства в наибольшей степени подходит, соответствует уровню развития группы.

  • Существует четыре уровня (стадии) развития группы. Каждая группа, при условии умелого руководства ею, может достичь самой высокой стадии своего развития. Каковы эти стадии?

    • группа, не способная и не желающая работать (А уровень);

    • группа, восприимчивая (частично желающая), но не способная работать (Б уровень);

    • группа, желающая и частично способная работать (В уровень);

    • полностью способная и желающая работать (Г уровень).

  • Каждому уровню развития группы соответствует подходящий для нее стиль управления. Этот соответствующий уровню зрелости группы стиль не только является самым эффективным для управления ею, он создает предпосылки для развития группы, для перехода ее на более высокий этап развития. Существует четыре основных стиля управления:

    • «Указывание» (для группы А уровня);

    • «Распределение» (или «популяризация») (для группы Б уровня);

    • «Участие в управлении» (для группы В уровня);

    • «Передача полномочий» (для группы Г уровня);

VII. Как стать лидером

Действительно, как люди становятся лидерами? Это приходит с опытом, с возрастом, с образованием или истинный лидер рождается таковым?

Известный ученый, автор книги «Психология лидера» А. Менегетти, убежден, что человек получает определенные задатки лидера от рождения, но это не означает, что он лидером станет. Чтобы стать лидером, надо достичь соответствующего уровня культуры, образования, жизненного опыта и профессионализма. Менегетти указывает на то, что создает человека с задатка настоящего лидера.

Первая ступень на пути к лидерству – это культура и образование

Они включают в себя общую культуру (важно знать культуру своей страны и среды, а также немного разбираться в искусстве, музыке и т.д.), профессиональную культуру (быть профессионалом в своем деле) и опыт дипломатических отношени (умение создавать людей, способных реализовать цели, потому что готовых людей лидеру не найти)

Вторая ступень – это способность преодолевать стереотипы. Для этого нужна внутренняя зрелость. Лидер должен уметь подниматься над традиционными ценностями. Этот второй аспект всегда должен находиться в согласии с первым. Нельзя обижать людей, разрушая гуманистические, идеологические и другие ценности, следует подняться над ними. Второго уровня формирования лидера нельзя достичь в университете или академии, к нему приводят только опыт и учителя жизни.

Третье, что формирует истинного лидера – это знание своего бессознательного. Бессознательное – это кладезь жизни и разума, который мы до конца никогда не используем. За свою долгую историю человечество выработало немало различных приемов активизации потенциала, хранящегося в подсознании человека. Особенно известны среди них медитативные техники восточного происхождения. Получается, что истинное лидерство – это работа, работа и еще раз работа. Прежде всего, работа над собой. А врожденные задатки лидера – это тот внутренний потенциал, который надо подчинить себе и направить в нужное русло, иначе дальше лидера дворовой команды по футболу прирожденный лидер не пойдет.

Говоря о становлении лидера, приведу слова из книги

П.Сенге, где он отвечает словами своего героя: «Таких людей вообще нельзя создать, ибо они создаю себя сами. Большинство выдающихся лидеров не были ни высокими, ни стройными, ни особенно привлекательными. Зачастую они довольно посредственные ораторы, не выделяются в толпе, а их красноречие не способно воспламенять слушателей. Их, как правило, отличает ясность и убедительность идей, глубина убеждений и постоянная готовность учиться. У них нет готового ответа на все, но они умеют внушить окружающим уверенность, что вместе «мы можем научиться всему, что нам нужно для достижения желаемого. Способность таких людей быть прирожденными лидерами является побочным результатом всей их жизни, подчиненной развитию умения формулировать и убеждать, слушать и оценивать идеи других людей. Они размышляют над личными ценностями и увязывают с ними собственное поведение. Если личная харизма (безотчетная привлекательность для других) не опирается на такие усилия, то это всего лишь стиль, лишенный содержания. И тогда каждый, кто поддается обаянию пустого стиля, теряет последнюю способность мыслить самостоятельно и принимать разумные решения. Такой лидер опасен как для общества, так и для организации».

Задача лидера – мечтать. Мечтать и воплощать мечты в такие слова и дела, что способны вселить энтузиазм в равнодушных, пассивных, безразличных, а то и враждебных людей. Это он должен помогать людям воплощать свои мечты в жизнь, преодолевать трудности и кризисы на этом пути, служить им наставником и тренером.

Литература

  1. Кричевский Р.Л., Если Вы – руководитель. М.: Издательство «Дело», 1998.
  2. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Лидерство как структурный феномен. М., «Аспект Пресс», 1999.
  3. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Стиль руководства и основные направления его исследования. М.: «Аспект Пресс», 1999.
  4. Кудяков С.С., Лидерство и руководство в малых группах.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector