Стили лидерства и руководства

Понятие лидерства и лидера

В отличие от управления лидерство – это способность влиять на людей для достижения целей организации. При этом лидером нельзя стать по воле организации, лидер влияет на людей независимо от своего формального положения во внутренней иерархии организации. Лидерство не может быть ограничено полномочиями или структурами.

Природа лидерства связана с процессом социальной организации и управления внутри любых организационных структур, в том числе коммерческих и некоммерческих предприятий, государственных учреждениях и т.д.

Лидерство опирается на отношения типа «лидер–последователи», а не «руководитель–подчиненные». При этом не каждый руководитель может стать лидером коллектива, а в любом коллективе может возникнуть неформальный лидер. Таким образом, возможно существование формального и неформального лидерства.

Формальное и неформальное лидерство

Формальное лидерство

Неформальное лидерство

Формальное лидерство обуславливается тем, что лидер занимает определенную позицию в группе (должность в организации).

Конкретный человек принимает роль лидера.

Основа – властные полномочия.

Неформальное лидерство определяется способностью лидера оказывать влияние на людей.

Человек берет на себя роль лидера.

Основа – естественное возникновение лидера в групповой среде.

Является следствием внутриорганизационных процессов.

Может не вписываться в рамки оргструктуры организации.

Руководитель назначается официально, а лидер выдвигается группой.

Главный критерий эффективного руководства организацией – руководитель является и формальным, и неформальным лидером.

В этом случае, лидер не только руководит своими последователями, но и хочет вести их за собой, а члены коллектива организации хотят следовать за лидером.

Обязательное условие лидерства:

Ситуационный подход к властным полномочиям и формированию лидера в коллективе предполагает наличие ряда условий, при которых появляется лидер в коллективе:

  • Возникновение ситуации, касающейся группы людей и требующей решения.
  • Наличие в группе индивида, который обладает способностями и опытом для разрешения данной ситуации.
  • Объективно успешное разрешение ситуации данным индивидом с учетом интересов всей группы людей.

Отсюда следует, что существуют разные виды лидеров и лидерства.

Типы лидеров

Признак

Типы лидеров

Характер деятельности

— универсальный лидер

— ситуативный лидер

Содержание деятельности

— лидер-вдохновитель

— лидер-исполнитель

— деловой лидер

— эмоциональный лидер

Стиль руководства

— авторитарный лидер

— демократический лидер

Очевидный вывод:

С точки зрения масштаба решаемых задач, существует 3 вида лидерства:

Виды лидерства

Бытовой лидер всегда может выдвинуться в лидеры другого типа. Обратный порядок практически не работает.

Изначально имеющие организаторские способности люди в состоянии быстро и правильно оценить ситуацию, определить приоритеты, отличить реально осуществимые действия и достаточно точно определить сроки решения задач.

Лидерство и руководство в психологии

В психологии эти два понятия рассматриваются в плане особенностей взаимодействия руководителя — лидера, руководителя — подчинённых, лидера — последователей. В ходе их взаимодействия осуществляется психическое влияние сторон друг на друга.

В связке руководитель — подчинённые воздействие часто одностороннее: руководитель при помощи использования манипулятивных приёмов и административных мер влияет на подчинённых, которые, признавая его главенство, подчиняются.

Психологическая характеристика связки лидер — последователи базируется на использовании лидером методов убеждения, поощрения. Последователи тоже влияют на лидера, выражая одобрение его деятельности, стимулируя его активность.

Самая сложная связка — это руководитель — лидер. Часто между ними возникают конфликты. Подчинённые и последователи находятся в сложных условиях: им приходится выбирать — стабильное положение в группе либо верность лидеру. Основная причина конфликтов — раздел сфер влияния.

Встречаются руководители, заинтересованные в сильном лидере, способном сплотить коллектив на благо организации. Некоторые руководители прилагают усилия для развития навыков эффективного руководства у лидеров.

Ситуационная модель принятия решения Врума — Йеттона — Яго

В. Врумом и Ф. Йеттоном была предложена ситуационная модель принятия решений, позже которая была дополнена А. Яго. Этот подход предполагает выбор метода принятия решения лидером в зависимости от имеющейся в распоряжении информации, значимости решений, заинтересованного круга лиц и пр. В данной модели для принятия решений в зависимости от степени привлечения подчиненных и ситуации предложено использовать стили:

автократический, когда руководитель сам принимает решение, используя имеющуюся на данное время у него информацию;
автократический, при котором руководитель от своих подчиненных получает необходимую информацию и затем принимает сам решение. Работники включаются на этапе сбора информации. Выработка решений и их принятие осуществляется руководителем;
консультативный, при котором руководитель делится на индивидуальной основе соображениями по проблеме с подчиненными, имеющими к ней отношение, дабы получить от них предложения и идеи, не собирая их в группу при этом. Затем он принимает решение сам, которое может либо основываться на вкладе подчиненных, либо нет;
консультативный, когда руководитель делится с подчиненными соображениями по проблеме, вместе собрав их. Во время совещания он аккумулирует их предложения и идеи, принимает затем решение, которое может как отражать, так и их вклад не отражать;
групповой, или совместный, в котором руководитель делится с подчиненными соображениями по проблеме, собрав в группу их. Вместе с ним они оценивают альтернативы и вырабатывают и пытаются достигнуть консенсусов в части решения

Роль, при этом выполняемая руководителем, похожа больше на роль председателя собрания, концентрирующего внимание на проблемах и все делающего для того, чтобы рассматривались самые важные аспекты проблем. На группу руководитель не пытается влиять для того, чтобы она его решение приняла, и проявляет готовность выполнить и принять любое решение, приобретшее поддержку у всей группы.

История

Первые способы осознания проблемы политического лидерства относятся к античным временам. Геродот, Плутарх, Тит Ливий заметили, что там, где складывается какая-либо общность, обязательно находятся и свои лидеры – сильнейшие. Н. Макиавелли, Т. Карлейль, Р. Эмерсон вкладывали в это понятие разный смысл, но были схожи в том, что лидерство – своеобразная социально-историческая потребность человека в организации своей деятельности. В современной политологии нет единого истолкования п.л. В различных подходах оно объясняется по-разному: как влияние, авторитет, власть и контроль над другими; своеобразное предприятие, что осуществляется на политическом рынке, где предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои социальные программы и способы решения общественных задач на руководящие должности; символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать её интересы, с помощью власти.

Как стать лидером

Один из вопросов, который задавали себе большинство исследователей: «Лидерами рождаются или становятся?». Как ты ответишь на этот вопрос? Мое мнение, что лидерами становятся. Любой может стать любым. Но не сразу! В подтверждение этому есть большое количество примеров людей, которые слепили себя своими собственными руками и стали лидерами во многих областях. Да, лидерские потенциал может и есть у определенного процента людей, но сам потенциал еще не является гарантией, что человек станет настоящим лидером по жизни.

Понятие лидерства довольно широкое и неоднозначное. Поэтому я приводить его не буду. Лучше прочитай вот эту цитату.

Более важным является понимание, как необходимо развиваться, чтобы стать лидером. А для этого следует пройти определенные этапы развития личности успешного лидера. И всего их 4.

Сам себе лидер. Это нулевой уровень, являющийся предпосылкой для становления лидера. Здесь необходимо понимать себя, брать ответственность за свою жизнь, уметь мотивировать и дисциплинировать себя, ставить цели и достигать их.

Лидер в ситуации. Это первый уровень — лидерство на микроуровне, когда человек берет на себя ответственность за действия целой группы в какой-либо ситуации. Такое лидерство мы больше всего видим в детстве или юношестве, когда среди друзей в компании появляется лидер.

Лидер в коллективе. Это второй уровень – лидерство уже на более высоком уровне. Такое лидерство предполагает решение более важных и сложных целей. Как правило, лидерские качества начинают остро проявляться именно на это уровне от 20 до 30 лет, когда человек устраивается на работу.

Лидер в команде.  Это третий уровень – лидерство на макроуровне. У человека появляется амбициозная цель в жизни и он собирает команду для ее достижения. Для успешного руководства на этом уровне требуется развитие определенных лидерских качеств.

СМОТРИ ВИДЕО! 3 эффективные методики для развития лидерских качеств!

Естественно, я думаю, что ты хочешь дойти до последнего уровня! Поэтому теперь поговорим о том, какие качества необходимо развивать, чтобы стать лидером.

Типологии

В основу типологии М. Вебера положены типы общественного управления.

Виды:

  • традиционное (основано на традиции, которое предполагает веру подчинённых в то, что власть законная, поскольку существовала всегда),
  • рационально-легальное (лидерство на основе закона во многих странах пришло на смену традиционному; лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур),
  • харизматическое (харизматический лидер наделён необычайными качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей; как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды).

Виды лидеров согласно прочим классификациям: правящий и оппозиционный; революционеры, консерваторы и реформаторы; формальные и неформальные; кризисные и рутинные; большие и малые; пролетарские, буржуазные, мелкобуржуазные; общенациональные и региональные; диктаторские и демократические.

М. Херманн подразделяет лидеров по имиджу на: 

  • «знаменосцев» 
  • «служителей»
  • «торговцев»
  • «пожарных»

Лидеры «знаменосцы» стремятся к воплощению «великой мечты», изменению политической системы. Имидж «служителя» формируется у политика, который стремится выступить в роли выразителя интересов своих приверженцев. «Торговец» — отличается способностью убеждать людей, «продавать» им свои идеи. И наконец, лидер «пожарник» откликается на порожденные ситуацией экстремальные события и проблемы, насущные требования момента. Для проявления качеств этого типа лидера необходимы экстремальные ситуации. В реальной политической практике большинство лидеров используют, все четыре образа лидерства в различном порядке и сочетаниях.

На основе эмоционального отношения к лидеру его последователей С. Джибб формулирует три типа лидеров:

  • «патриарх», по отношению к которому члены общества испытывают одновременно чувство любви и страха;
  • «тиран», в отношении к которому доминирует чувство страха;
  • «идеальный» лидер, к которому испытывают симпатии большинство социальных групп.

Типы политического лидерства по Ж. Блонделю

Измерение 2 Измерение 1
Сохранение

существующего

положения

Умеренные

изменения

Широкомасштабные

Изменения

Типы политических лидеров
Широкая сфера деятельности «Спасатели»

(УЧерчилльШ. де Голль)

«Патерналисты» и

«популисты»

(О. БисмаркИ. Сталин)

«Идеологи»

(МаоА. Гитлер)

Умеренная сфера деятельности (аспект системы) «Успокоители»

(Д. Эйзенхауэр)

«Пересмотрщики»

(Р. РейганМ. Тэтчер)

«Реформаторы»

(Ф. Рузвельт)

Узкая сфера деятельности Менеджеры

(министры, которые занимаются повседневными проблемами)

Улучшатели

(министры, которые модифицируют какой-то аспект политики)

Новаторы

(кладут начало новой политике, например, земельной)

Концепция харизматического лидерства

Харизматический характер управления свойственен формальному и неформальному руководителю, который признается коллегам и является образцом для подражания. Харизма этого человека предопределяет результат внутриколлективного регулирования. Человек с  яркой харизмой притягателен, обаятелен, умеет четко ставить задачи, дозировать поощрения и штрафные санкции, профессионал своего дела, держит коллектив на дистанции. Харизматический вид лидерства, зачастую, воспринимается как  классический, канонический образ руководителя — вождя, растиражированный в книгах и голивудских фильмах. Он — сильная личность, способная воодушевить людей и повести их за собой. К нему  прикованы  все взоры в момент трудных решений. Он — человек-Титан.

Выберите верные суждения о политическом лидерстве. Задания из ЕГЭ с правильными ответами

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо разбираться в типах политического лидерства и уметь распознать верные суждения о политическом лидерстве. Для примера разберем ряд заданий из тестов прошлых лет:

Задание 1Выберите вер­ные суж­де­ния о ли­дер­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.1) Формальное ли­дер­ство может быть оха­рак­те­ри­зо­ва­но как управ­лен­че­ский статус, со­ци­аль­ная позиция, свя­зан­ная с при­ня­ти­ем власт­ных решений.2) Чем проч­нее идео­ло­ги­че­ские убеж­де­ния лидера, тем более вероятно, что эти убеж­де­ния по­вли­я­ют на его ру­ко­во­дя­щую деятельность. 3) Влияние ли­де­ра все­гда опи­ра­ет­ся на пря­мое при­ме­не­ние силы, с по­мо­щью ко­то­рой он до­би­ва­ет­ся при­зна­ния пра­во­мер­но­сти сво­е­го руководства.4) Власть тра­ди­ци­он­но­го ли­де­ра ос­но­вы­ва­ет­ся на своде пра­во­вых норм, при­знан­ных всем обществом, его ком­пе­тен­ция четко очер­чи­ва­ет­ся кон­сти­ту­ци­ей и нормативно-правовыми актами.5) Харизматичного ли­де­ра окру­жа­ю­щие склон­ны на­де­лять свой­ства­ми исключительности, сверхъестественности, непогрешимости.Правильный ответ: 125

Задание 2Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.1) Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие лидера на подчиненных.2) Демократическое лидерство предполагает учёт лидером мнений членов организации.3) Эффективность деятельности лидеров определяется только их личностными качествами.4) Традиционное лидерство предполагает признание исключительных, сверхъестественных качеств лидера.5) Политическим лидером в современном обществе становится, как правило, человек, чьи качества оказываются наиболее востребованными в конкретной ситуации.Правильный ответ: 125

Задание 3Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о по­ли­ти­че­ском ли­де­ре и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.1) По стилю об­ще­ния ли­де­ра с под­чиненными раз­ли­ча­ют ха­риз­ма­ти­че­ский и ра­ци­о­наль­но-ле­галь­ный типы ли­дер­ства.2) По­ли­ти­че­ским ли­дер­ством на­зы­ва­ют спо­соб­ность опре­делённого лица ре­ша­ю­щим об­ра­зом по­сто­ян­но вли­ять на всё об­ще­ство, груп­пу, ор­га­ни­за­цию.3) Де­мо­кра­ти­че­ское ли­дер­ство пред­по­ла­га­ет еди­но­лич­ное на­прав­ля­ю­щее воз­дей­ствие ли­де­ра на под­чиненных.4) По­ли­ти­че­ский лидер при­зван объ­еди­нять своих сто­рон­ни­ков для до­сти­же­ния власт­но зна­чи­мых целей.5) Не­ко­то­рым по­ли­ти­че­ским ли­де­рам под­чиненные го­то­вы по­ви­но­вать­ся в силу тра­ди­ции.Правильный ответ: 245

Задание 4Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.1) К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделенные, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.2) Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.3) По способу легитимации власти различают легальный (рационально-легальный), традиционный и харизматический типы лидерства.4) Политическое лидерство — это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.5) Любой политический лидер обязательно является лидером партии.Правильный ответ: 134

Задание 5Выберите верные суждения о функциях политического лидера в демократическом обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.1) Интегративная функция направлена на нахождение и принятие оптимальных политических решений.2) Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать.3) Новаторская функция предполагает разработку новых политических программ, стратегических планов общественного развития, реорганизацию политических структур.4) Координационная функция направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований — институтов и учреждений власти.5) Выполняя мобилизующую функцию, лидер изучает ситуацию, оценивает наиболее важные проблемы и устанавливает, что и как должно быть исправлено.Правильный ответ: 234

Соотношение лидерства и руководства

Несмотря на имеющиеся различия, руководство и лидерство часто успешно взаимодействуют, что приносит ощутимые результаты. Детальному рассмотрению подлежат сходные черты и различия между этими двумя понятиями.

Сходство

В одной группе обычно присутствуют и руководитель, и лидер. И тот, и другой держат в своих руках бразды правления, воздействуя на людей при помощи определённых средств. Иногда их несколько, если организация крупная.

Благодаря руководству и лидерству координируются все процессы, происходящие в рамках одной группы. Они добиваются подчинения, оказывают влияние людей и процессы, которые ведут к существенным изменениям, но разными способами.

Различия

Руководство возникает вследствие формальных предписаний и осуществляет свою деятельность в соответствии с ними. Лидерство бывает формальным и неформальным. Во втором случае оно формируется спонтанно или под влиянием членов группы. Руководство основано на управленческих методах, среди которых главенствует принцип разрешено — запрещено. Лидерство базируется на применении методов, связанных с социальной властью. Авторитет руководителя часто формируется из-за страха перед ним, лидерский авторитет возникает благодаря уважению.

Объектом приложения усилий, предпринимаемых руководителем в ходе управления, выступают производственные процессы, связанные с деятельностью организации

В сфере деятельности лидера большое внимание уделяется решениям личных проблем членов группы. Руководитель действует по плану, который нередко спущен ему сверху, функционирование лидерства не обусловлено никакими предписаниями, не сдерживается рамками

Руководитель принимает решения единолично, лидер стремится к применению навыков эффективного самоуправления в группе. У руководителя имеются подчинённые, которые в случае точного выполнения всего получают вознаграждение. Лидерскую основу в отличие от руководства составляет влияние через нематериальные факторы, члены группы признаются последователями лидера.

Разновидности

Стиль лидерства характеризует способы, которые использует лидер для управления и мотивации подчинённых. Стиль определяется личными качествами: мировоззрением, особенностями характера и опытом. Для разных ситуаций подходящими являются разные стили, например, в чрезвычайных условиях и при значительном превосходстве компетентности лидера наиболее эффективен авторитарный стиль, а в сообществе людей близкого уровня знаний и высокой групповой сплочённости более подходящим является демократический стиль.

  • Автократический стиль — решения принимает лидер, власть сильно централизована. От подчинённых не требуется инициатива, только беспрекословное исполнение.
  • Демократический стиль — в принятии решений участвует всё сообщество. Такое лидерство также называют распределённым.
  • Либеральный стиль — лидер свободно делегирует полномочия на нижестоящие уровни. Такой тип лидерства способствует повышению креативности и инициативности подчинённых.
  • Нарциссический стиль — лидер игнорирует интересы группы в пользу личного. Однако этот стиль не обязательно будет деструктивным, хотя обычно подобным лидерам присущи высокомерие и агрессивность.
  • Токсический стиль — использование лидерства таким образом, что управляемая группа оказывается в худшем положении, чем ранее.
  • Ориентированность на результат — характеризуется следованием определённому набору шагов, которые должны привести к заданной цели в заданный срок.
  • Ориентированность на отношения — противоположность ориентированности на результат. Вместо выполнения задачи лидер стремится к улучшению взаимоотношений внутри управляемой группы в ущерб остальным целям.

Различают также: формальное и неформальное лидерство (в зависимости от того, осуществляется ли влияние с позиции занимаемой должности или при помощи своих способностей, умения или других ресурсов; лидерство по популярности и по способности, а также лидеров типа «чёрная овца».

Если руководитель группы и её лидер не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счёте, определяется уровнем группового развития[источник не указан 1108 дней]. Так, например, в просоциальных и асоциальных ассоциациях, как правило, функции лидера и руководителя выполняют разные члены группы. При этом чаще всего лидером в сообществах этого уровня социально-психологического развития оказывается член группы, отвечающий преимущественно за сохранение и поддержание позитивной эмоциональной атмосферы в группе, в то время как руководитель, будучи ориентирован прежде всего на повышение эффективности групповой деятельности, нередко не учитывает, как это отразится на социально-психологическом климате сообщества[источник не указан 1108 дней].

В корпоративных группировках также, как и в группах высокого социально-психологического уровня развития, как правило, функции лидера и руководителя возлагаются на одно и то же лицо. В то же время основания лидерства и руководства в этих двух типах высокоразвитых в психологическом плане групп носят принципиально различный характер. Так, если в корпоративных группировках совпадение статусных позиций лидера и руководителя связано с явным приоритетом отношений власти в ущерб эмоциональному плану отношений, то в просоциальной группе высокого уровня развития типа коллектива именно эмоциональная «подпитка» властных полномочий нередко выступает как необходимый фундамент реализации формальной власти[источник не указан 1108 дней].

Модель 4. Многомерная

P. Chelladurai с соавторами (1993) попытались формализовать лидерские отношения в модели лидерства, состоящей из трех взаимодействующих компонентов:

  • (а) стабильные факторы, которые предшествуют поведению лидера – характеристики ситуации, лидера и членов;
  • (б) поведение лидера – обязательное, фактическое и предпочтительное (со стороны участников);
  • (в) последствия сочетания (а) и (б) для удовлетворенности и эффективности членов команды.

Автократичные, властные тренеры эффективны в некоторых видах спорта, таких как баскетбол, футбол, регби и единоборства, потому что члены команды предпочитают властный подход.

Будет ли это работать с другими видами спорта? Определенно, не в теннисе, не в гольфе и, вероятно, не в некоторых других видах спорта, которые требуют индивидуального суждения и инициативы.

Интересной особенностью этой модели является ее включение в культурные предпочтения.

Стили лидерства, которые эффективны в одной культуре, могут иметь неприятные последствия в другой, даже в том же виде спорта.

Этот факт подчеркивается в фильме Фреда Шеписи «Мистер Бейсбол» (1992), в котором опытный профессионал Высшей лиги бейсбола Том Селлек хочет выстроить свою спортивную карьеру в японской лиге, где он обнаруживает, что его новый тренер чересчур требователен в плане дисциплины и совершенно не похожим на его бывших тренеров. Неизбежно, следуют столкновения.

Преемственность лидерства – замена успешного менеджера или тренера – это проблема, с которой сталкивается любой вид спорта.

Выбор преемника с выдающимся послужным списком с другими командами или клубами никогда не является гарантией преемственности, поскольку меняются предпочтения и ожидания игроков, а также другие ситуационные обстоятельства.

Члены команды могут не оказать своему новому менеджеру или тренеру должного почтения или уважения; они могут противостоять новичку как «законному наследнику» на должности, которую когда-то занимал кто-то, кого они знали и которому доверяли.

В спорте есть множество примеров того, как тренеры с солидными полномочиями переходили в новые клубы и терпели неудачу.

Существует также возможность образования в группах влиятельного неформального лидерства, что иногда может угрожать подрыву форм лидерства, однако не всегда дело обстоит именно так. Например, в исследовании, проведенном Тоддом Лугхедом с соавторами (Todd M. Loughead et al., 2006) два типа лидера (формальный и неформальный) играли взаимодополняющие роли. Неформальные лидеры помогали членам группы – своим сверстникам, «понимая неоднозначные сценарии» (например, уточнение инструкции тренеров).

Для достижения успеха, тренеры, менеджеры и спортсмены должны в полной мере располагать информацией о том, какие существуют модели лидерства, и применять знания на практике.

Эллис Кэшмор. Психология спорта и упражнений. Ключевые понятия. С. 246-249.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector