Урок 1. теории и стили лидерства

Понятие и признаки руководителя

Руководитель — человек, наделённый полномочиями, позволяющими ему исполнять функции управления в группе. В его задачи входит:

  • формирование стратегии деятельности, планирование процессов;
  • распределение обязанностей внутри коллектива в рамках приказов;
  • контроль за исполнением поручений, за поведением подчинённых;
  • меры по обучению и мотивации персонала.

Руководители относятся к категории работники, если речь идёт об организации, но находятся на высшей ступени иерархической лестнице внутри группы. Руководителей бывает несколько в рамках одной организации, каждый из них отвечает за свой участок работы. Обычно выделяют руководителей:

  • высшего звена;
  • среднего звена;
  • низшего звена.

Круг полномочий такого управленца закреплён в должностных инструкциях, на которые он опирается в своей деятельности.

По результатам деятельности руководителя можно судить о том, насколько он плох и хорош в своем деле. Различия заключаются в подходах к организации рабочих процессов. У плохого руководителя нередко возникают проблемы с влиянием на людей, которыми он управляет.

Необходимо стремиться стать хорошим руководителем, который обладает следующими признаками:

  • вежливое и корректное обращение с подчинёнными;
  • проявление готовности всегда прийти на помощь сотрудникам для облегчения их труда;
  • ровные отношения со всеми подчинёнными без явного предпочтения кому-то одному;
    требовательность к себе, а не только к окружающим;
  • неподдельный интерес к делу, во главе которого поставлен этот руководитель;
  • чёткая постановка задач без подводных камней;
  • умение выслушивать разные точки зрения подчинённых;
  • стремление побудить всех сотрудников принимать участие в жизни группы/организации;
  • применение адекватных наказаний в случае необходимости;
  • способность брать на себя ответственность за все аспекты деятельности.

Современные теории лидерства

1. Теория эмоционального интеллекта Д.Голдмана

Составляющие эмоционального интеллекта: самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия, социальные навыки. Эти качества должны быть присущи лидеру и развиты.

2. Теория «внутреннего стимулирования» лидерства К.Кэшмана

Лидерские навыки необходимо развивать изнутри. Достигая мастерства в семи областях:

  • Самопознание
  • Целеполагание
  • Управление изменениями
  • Межличностные отношения
  • Бытие
  • Нахождение равновесия
  • Умение действовать

3. Теория опосредованного лидерства Р.Фишера и А.Шарпа

Для реализации процессной функции лидерства вовсе не обязательно занимать формальную позицию лидерства. В центре – мотивация к лидерскому поведению.

4. Теория «двигателя лидерства» Н.Тичи

Должна быть система подготовки лидеров на всех уровнях организации. Для этого в организации должна быть «передаваемая точка зрения».

Которая становится мерилом деятельности для всех лидеров. По Тичи это система из трех взаимосвязанных элементов:

  • Бизнес-идеи
  • Ценности и эмоциональная энергия
  • Решительность

5. Идея «распределенного» или «разделяемого» лидерства

Проект делится на несколько этапов, на каждом из которых превалирует определенная компетенция. Носитель которой, становится временным лидером и осуществляет координацию. Происходит эстафетная передача лидерства с этапа на этап.

6. Теория связующего лидерства и концепция «горячих групп»

Современный лидер должен уметь устанавливать связи между своими побуждениями и целями. А также целями и побуждениями других людей. Сплоченная эффективная группа людей полностью поглощенная выполнением задания.

Человек, владеющий связующим лидерством, может создать горячую группу. Затем, либо руководить ею, либо быть ее членом, возможно реализуя идеологию распределенного лидерства.

Теория Д. Мак Грегори

Данная научная гипотеза относится к направлению, рассматривающему поведенческий характер лидерства. Ее автором было четко обрисовано два основных стиля руководителя. Это авторитарный (теория Х) и демократический (теория Y).

Что же представляют собой данные стили лидерства в менеджменте? Первый из них предполагает отношение к сотрудникам, основанное на понятии о том, что:

  • все люди не любят работу и по возможности избегают ее;
  • нечестолюбивые сотрудники всегда стремятся уйти от ответственности и хотят, чтобы ими руководили;
  • каждый хочет защищенности;
  • для того чтобы люди трудились, над ними нужен постоянный контроль, а также использование принуждений и создание угрозы наказаний.

Обладая подобными убеждениями, лидер-автократ производит централизацию своих полномочий. Он постоянно контролирует подчиненных, не позволяет им принимать собственные решения, а для достижения той или иной цели оказывает значительное психологическое давление.

Теория Y полагает, что:

  • труд является процессом естественным, и при благоприятных условиях люди не отстраняются от ответственности, а, напротив, стремятся к ней;
  • сотрудники, приобщенные к организационным целям, используют самоконтроль и самоуправление;
  • интеллектуальный потенциал среднестатистического человека используется лишь частично.

Демократичный руководитель в своей работе предпочитает использовать такие механизмы воздействия на подчиненных, которые апеллируют к их потребности быть приобщенными к высокой цели. Своей основной задачей такой начальник видит создание атмосферы благожелательности, доверия и открытости.

Лидерство в менеджменте – создание классики Фидлером и Хаузом

Следующей попыткой создать всеобъемлющую теорию лидерства с системе менеджмента, стала работа Ф.Фидлера. В ней он предлагает новые идеи:

  • Стиль лидерства в менеджменте отражает мотивацию лидера
  • Конкретные формы поведения лидера зависят от ситуационных факторов
  • И то и другое сочетаясь создают эффективность деятельности лидера

По теме: Новый взгляд : настоящий лидер должен предоставить принятие решений сотрудникам компании

Однако в теории Фидлера по-прежнему прослеживаются признаки лидерских качеств.Несмотря на это, он вводит принципиально дополняющую характеристику лидера – терпимость к наименее предпочтительным членам группы. Фидлер выстроил связь между этой «терпимостью» и эффективностью лидерства в системе менеджмента через степень контроля над подчинёнными, состоящей из:

  1. Отношений между лидером и подчинёнными
  2. Силы его позиционной власти
  3. Степени структурированности задания

Несомненно в работе Фидлера есть и пионерность в реалистичности, но целенаправленная деятельность лидера в этой ситуационной модели, оказывается далеко не в центре событий.

Следующей попыткой описать более полноценно вопросы лидерства в менеджменте было создание «следующего поколения» ситуационного лидерства в системе менеджмента Р.Хаузом в 1971 году.

Главное новшество этой теории было «путь-цель», то есть лидер выбирает из четырёх стилей:

  • Директивный
  • Поддерживающий
  • Партисипативный
  • Ориентированный на достижения

учитывает личность последователя (локус внимания и личную эффективность) и на этих основаниях управляет достижением цели.

Если Вам интересны тренинги по лидерству и  системному мышлению для руководителей,  можете  провести данный проект с автором статьи.

Алексей Широкопояс, тренер-консультант, главный редактор журнала «КОМПЕТЕНЦИИ»

8-926-210-84-19. consult2005@inbox.ru

По теме: Программы лидерства поколения Y. Восток создаёт новых лидеров: «люди – мосты»

Лидерство в менеджменте — это важная составляющая эффективного бизнеса!

Теория Д. Гоулмана

Данная концепция является самой молодой. Согласно ее идей, лидерство в теории менеджмента можно определить как руководство людьми, основанное на эмоциональном интеллекте. Разработкой данной теории занимался профессор Чикагского университета Д. Гоулман в 80-90-х гг. прошлого столетия. Согласно выдвинутой им идее, эффективным считается такое лидерство, которое способно управлять эмоциями людей. Что это означает? Согласно данной теории, лидер, у которого присутствует высокий эмоциональный интеллект, способен осознать не только собственные чувства, но и чувства других людей, благодаря чему он впоследствии начинает управлять членами коллектива.

При этом такой человек обладает следующими навыками:

  • осознанием собственных чувств, умением их замечать и тонко дифференцировать;
  • управлением собственными чувствами с умением справляться с разрушительными импульсами негативных эмоций и контролировать их, что позволяет гибко приспособиться к любой ситуации и настроить себя на победу;
  • осознанием чувств, которые присутствуют у другого человека, а также их пониманием и способностью быть участливым;
  • управлением чувствами сотрудников с умением оказания эмоционального воздействия на подчиненных в форме воодушевления, влияния, урегулирования конфликтов, создания коллектива и укрепления в нем командного духа.

Модель эмоционального интеллекта предлагает руководителю развивать и совершенствовать все четыре описанные выше способности. При этом стоит отметить, что подобная гипотеза подтверждена целым рядом многочисленных исследований.

Роль лидерства в организации

Роль лидерства трудно переоценить, без него организация обречена в лучшем случае на стагнацию, в худшем случае — на прекращение своего существования. Лидерство координирует все процессы, происходящие внутри, направляет их в наиболее благоприятное для всех русло. Оно часто эффективнее воздействует на работников, чем четко организованная вертикаль власти в компании.

Лидер полноценно участвует в функционировании организации, ставя цели, формулируя задачи, находя пути их решения.

Иногда со стороны лидерства истинные потребности организации видятся в ином ракурсе, что позволяет удовлетворить их быстрее.

Объединяет управленцев и подчиненных, побуждая сосредотачивать усилия для решения единых задач. Не исключено, что обеим сторонам будет сложно, лидерское влияние должно сгладить все шероховатости, найти компромиссы, помочь избежать конфликтов или найти верные пути выхода из конфликтных ситуаций.

Активно участвует в подборе персонала. От этого зависит успех и продвижение организации, поэтому неформальная оценка потенциального работника приносит пользу всем сторонам рабочего процесса.

Лидерские роли не всегда четко регламентированы, они могут выражаться в спонтанно организованных мерах поддержки, позитивном влиянии, вдохновении на новые свершения, разрядке рабочей обстановки. Настроение сотрудников является одной из основных сил, позволяющих им справляться с трудностями, идти к намеченной цели.

Концепция лидерства, как объяснить такое понятие

К основным концепциям лидерства относят:

  1. Традиционные.
  2. Ситуативные.
  3. Современные.

Первый вид исторически был выявлен раньше, чем остальные два, он предполагает сочетание определенных человеческих качеств и стиля поведения. Не имеет значения, являются черты лидера врожденными или приобретенными в результате специальной практики, но основной задачей разработчиков понятийной базы остается выяснение механизма их развития. В этом случае значительно упрощается методика генерирования практически у любого гражданина задатков вождя.

Изучению лидерства уделял внимание еще Платон. Более углубленно, с разработкой теории и ее обоснованием, занимался немецкий ученый Макс Вебер

Именно он стал основоположником концепции харизматического лидерства: эта тема тесно связана с процессами, протекающими в обществе, и характерными чертами государственного строя.

В частности, данная разновидность базируется на вере людей в исключительно одаренную, разносторонне развитую личность, которая выводит ситуацию из кризиса. Большинство специалистов единодушны в признании лидерских качеств врожденными, а не приобретенными: если они не проявляются, значит, их попросту нет.

Несколько противоречит данной концепция ситуационного лидерства (автор – американский исследователь Френк Фидлер): в прямом соответствии с ее положениями лидер ничем не выделяется из рядов себе подобных. До тех пор, пока, под влиянием определенных факторов, не получит толчок к расконсервации. Причем ведущую роль в «пробуждении» отводят внешним воздействиям. Сама по себе теория лидерства достаточно любопытна и имеет полное право на существование, вместе с прочими. Только лидер, согласно ее постулатам, получается какой-то блуждающий, непостоянный.

Постоянное изучение, попытки выяснить предпосылки развития характерных черт ведущего, привели к созданию школ, в которых кандидаты учатся вырабатывать у себя требуемые качества.

Виды лидерства

Влияние на группу людей или на коллектив бывает формальным и неформальным. Если рассматривать первый вариант (кратко) лидерства в менеджменте, то в этом случае влияние на подчиненных будет оказываться с позиции занимаемой должности. Но бывают и другие ситуации. В них влияние на людей оказывается человеком благодаря своим личным умениям, способностям и другим ресурсам. В таком случае разговор идет о неформальном лидерстве. Но и при том, и при другом варианте такой человек всегда будет обладать эмоциональной, психологической или социальной опорой в коллективе, что и позволит ему повести за собой людей.

Нередко признается менеджментом лидерство в организации за руководителем, если он смог доказать свою ценность и компетентность не только для организации, но и для групп, а также отдельных сотрудников. В этом случае наиболее характерными чертами такого начальника считаются:

  • доверие персонала;
  • способность видения ситуации в целом;
  • гибкость принятия решений;
  • коммуникативные способности и т.д.

Все это позволяет сделать однозначный вывод о том, что лидер представляет собой доминирующее лицо любой организации, группы или общества.

Исходя из направленности влияния на людей и работу компании в целом выделяют такие виды лидерства, как:

  • конструктивное (функциональное), способствующее достижению целей, поставленных перед организацией;
  • деструктивное (дисфункциональное), наносящее компании ущерб;
  • нейтральное, неспособное оказать влияние на достижение производственных целей.

Однако стоит отметить, что применяя теории, существующие в менеджменте о руководстве и лидерстве, к реальной жизни, порой бывает достаточно сложно провести определенную черту между всеми описанными выше видами данного явления. Ведь жизнь коллектива достаточно многогранна, и разложить все отношения «по полочкам» не представляется возможным.

Одним из самых важных условий максимально эффективного руководства компанией является наличие конструктивного лидерства. Это позволяет максимально быстро прийти к намеченной цели. Оптимальным, но при этом трудно достижимым вариантом служит сочетание в одном человеке качеств как формального, так и неформального лидера

На эффективность руководства оказывает немаловажное влияние и та позиция, которую начальник занимает в сфере эмоциональных отношений. Она не должна находиться на чересчур низком уровне

В противном случае эмоциональная неприязнь начнет существенно подрывать должностной и деловой авторитет руководителя, что приведет к снижению эффективности его деятельности в целом.

Проблемы лидерства в менеджменте рассматриваются с точки зрения ключевых моментов, необходимых для решения организацией поставленных задач. Ведь, с одной стороны, это явление рассматривают в виде определенного набора качеств, которыми обладает тот человек, который оказывает влияние на других людей, а с другой, оно подразумевает под собой процесс, как правило, не силового воздействия, приводящий к достижению группой лиц намеченных целей.

Многообразие концепций

В изучении проблемы главенства одних людей над другими можно выделить три основных направления: традиционное, ситуационное и новое. Исторически самыми ранними являются традиционные концепции лидерства. Согласно им организовать толпу может только личность исключительная, наделенная уникальными качествами. Известные приверженцы этой теории — Эдвин Гизелли, Уоррен Беннис и Вальф Стогдилл.

Основные концепции лидерства в современном мире появились на базе традиционных. Одна из них — ситуационная теория. Ее предложил Френк Фидлер, который считал, что личность может обнаружить способность к руководству только при возникновении соответствующих обстоятельств. Общим для ситуационного и традиционного подхода в изучении проблемы является то, что результат управленческой деятельности в них напрямую зависит от личностных качеств лидера.

Позднее были созданы новые концепции лидерства. К ним относятся теории атрибутивного (аналитик), харизматичного и преобразующего (реформатор) лидерства. Все они остроумны и вполне имеют право на существование, однако не отражают изучаемый феномен полностью. Этот вопрос по сей день является неразрешенным. Основные концепции лидерства будут изложены ниже.

Лидерство в менеджменте – определение и составляющие

Для того, чтобы качественно рассматривать лидерство в системе менеджмента и проблематику, связанную с ним, необходимо подойти к этому вопросу методологически грамотно – и начать с определения предмета исследования. Здесь мы сразу же обнаружим интересный языковой феномен. С одной стороны, «лидерство» — это процесс, с другой положение в группе. Такое положение дел ещё более запутывает исследователей данной проблемы, не владеющих в полной мере методологией. Однако мы с Вами сразу вскрыли этот дуализм. Итак:

  •   Лидерство – положение индивида в группе, определённое признанием высоких результатов деятельности  другими членами группы
  •   Лидерство – процесс внутреннего управления, основанный  на инициативе членов группы

Из этих определений вытекает – чтобы добиться лидерства в менеджменте необходимо:

  1. Достигать высоких результатов деятельности относительно других членов группы.
  2. Заставить остальных членов группы признать ценность этих результатов.
  3. Постановка общегрупповых целей по собственной инициативе.

Процессуально это выглядит так: рядовой член группы добивается высокой индивидуальной результативности в достижении мотивирующих группу целей, после этого доносит информацию об этом под предлогом работы на общее благо, и  заявляет о новых общегрупповых целях во благо группы. Всё, лидерство в системе менджмента захвачено!

Теории Лидерства — восемь Главных Теорий Лидерства

1. Теории «великого человека»

Теории «великого человека» предполагают, что способность к лидерству является врожденной — что великими лидерами рождаются, а не становятся. Эти теории часто изображают великих лидеров как нечто героические и мифические, предназначение которых стать вождями, когда в этом возникнет необходимость. Термин «великий человек» был использован, потому что, в то время, о лидерстве думали, прежде всего, как о мужском качестве, особенно с точки зрения военного лидерства.

2. Теории «личностных черт»

В некотором роде похожи на теории «великого человека».
Теории черт предполагают, что люди наследуют определенные качества и черты, которые делают их более подходящими для лидерства. Теории черт часто определяет особенности личности или поведенческие характеристики, общие для руководителей. Но если специфические черты — главные особенности лидеров, как объяснить тот факт, что некоторые люди, которые обладают этими качествами, не всегда являются лидерами? Этот вопрос — главная трудность в объяснении проблемы лидерства через эту теорию.

3. Теории «обстоятельств»

Эти теории сосредотачивают свое внимание конкретных ситуациях, и контексте в котором они происходят, это позволяет определить, какой стиль руководства лучше всего подходит для каждой конкретной ситуации. Согласно этой теории, нет универсального стиля поведения для лидера, который бы одинаково хорошо работал во всех ситуациях

Успех зависит от целого ряда факторов, включая стиль руководителя, особенностей последователей, а также различные аспекты ситуаций.

4. Ситуационные теории

Ситуационная теория рассматривает лидерство как характерную черту ситуации, а не конкретного типа личности. В ее основе лежит привлекательная идея, что различные обстоятельства требуют различных форм лидерства.

Например, в ситуации, когда лидер является наиболее знающим и опытным членом группы, может быть наиболее подходящим авторитарный стиль. В других случаях, когда члены группы являются опытными экспертами, будет более эффективным демократический стиль.

5. Бихевиористские теории

Бихевиористские теории лидерства основаны на убеждении, что великими лидерами, не рождаются, а становятся

Уходя своими корнями в бихевиоризм, в этой теории лидерства основное внимание уделяется действиям лидеров, а не их психическим качествам или внутренним состояниям. Согласно этой теории, люди могут учиться и становиться лидерами через обучение и наблюдение

6. Теории силы и влияния

Эта теория концентрирует основное внимание на сетях власти и влиянии, которые создает лидер. В основе этой теории лежит пред­положение, что все дороги ведут к лидеру, и отрицается значение последователей и силы культуры организации

7. Трансакционные теории «Теории Управления»

Все более входящая в моду трансакционная теория уделяет основное внимание отношениям между лидерами и последователями. В ней анализируется взаимная выгода от отношений на основе обмена, когда лидер предлагает определенные вещи, такие, как ресурсы или вознаграждение, в обмен на признание последователями его власти

8. Трансформационные теории

В то время как модели трансакционного лидерства базируются на внешних, неглубинных мотивациях при отношениях обмена, в основе трансформационного лидерства лежит внутренняя мотивация. Таким образом, здесь акцент делается не на лести и преданности последователей, а на их действительной приверженности идеям лидера. В связи с этим лидер трансформационного типа является активным и творческим человеком, умеющим думать широко и образно.

  • Gill, R. (2011). Theory and practice of leadership. London: SAGE Publications.
  • psychology.about.com

Теги: Лидерство, Социальная психология

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector