Лидерство

Введение

Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех.

Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Более детально природу лидерства раскрывают его различные теории.

Теория черт объясняет феномен лидерства выдающимися качествами человека, такими как ум, воля, целеустремленность, организаторские способности, компетентность и др. Согласно концепциям харизматического лидерства последователи испытывают вдохновение от лидера и стремятся во всем ему подражать. В факторно-аналитической теории вводится понятие целей и задач, связанных с конкретной ситуацией, которые формируют стиль поведения лидера. Разработчики ситуационной теории исходили из того, что конкретные обстоятельства определяют отбор лидера и детерминируют его поведение. Теория конституентов признает роль последователей решающей в феномене лидерства. Психологические теории описывают, как внутренние побуждения человека к занятию руководящих позиций влияют на становление, характер и направленность лидера.

Значимость лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т. е. Выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров.

Важная роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет различные функции.

Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер.

Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его способностях управлять социальными конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов. В зависимости от характера конфликта и особенностей его участников лидер, старающийся управлять конфликтом. Может выбирать роль посредника или судьи.

Стратегия развития организации и эффективность лидерства связаны с объективными и субъективными возможностями лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать и укреплять отношения сотрудничества и партнерства с организациями, взаимодействие с которыми становится существенным фактором эффективной деятельности организации.

Незаменимая роль лидера в осуществлении изменений состоит в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений.

Основные теории

Первая теория лидерства – харизматическая. Ее приверженцы считали, что руководителем не может быть любой индивид. Человек должен обладать определенным набором качеств и черт с рождения. Подчинение и организация работы других людей – это искусство, а не наука, поэтому научиться быть лидером невозможно.

Бихевиористы считали, что есть определенные закономерности и черты характера не только врожденные, но и приобретенные в процессе социализации. Исследуя процессы и закономерности, специалисты обнаружили более 200 качеств, необходимых для успешного руководства группой людей. Известны случаи, когда человек, не обладая основными лидерскими талантами, прекрасно справлялся с обязанностями руководителя.

Так была выведена ситуационная теория.

Психологи Запада придерживаются синтетической концепции лидерства. Согласно ей, лидерство является способом организации отношений между группой людей, где руководитель – его куратор. Концепция основана на комплексном подходе к рассмотрению управленческих процессов, которые базируются на 3-х составляющих.

  • Наличие лидерских качеств.
  • Личностные особенности ведомых людей.
  • Характер ситуации.

Не только сам лидер оказывает влияние на ведомых людей и пытается смоделировать ситуацию. На проявление лидерских качеств определенного индивида также оказывает воздействие сама ситуация и окружающие люди.

Минусы лидерства

Каждая модель поведения руководителя группы имеет свои плюсы и минусы. Положительные характеристики мы рассмотрели, перейдем к “ложке дегтя”.

При конкурентной модели поведения руководитель не настроен на кооперацию и полезную коммуникацию. Он будет всеми правдами и неправдами стараться получить корысть только для себя. Это основное отрицательное качество лидера, ведь такие люди, как правило, “идут по головам”, не обращая внимания на окружающих.

Он настроен только на дело, его не интересуют человеческие взаимоотношения и понимание. Наблюдения за такими людьми показывают, что такой семьянин сознательно или неосознанно делает жизнь своих близких адом. Он втянут в тотальную конкуренцию, постоянно находится на лезвии бритвы. Такие лидеры опасны, ведь они мало когда заботятся о народе, социальном аспекте.

При кооперативной модели есть опасность лидера-тряпки. Он ориентирован на понимание, человечность, стремится никого не обидеть. Как правило, это приводит к тому, что он теряет четкую линию руководства. Один сотрудник ему скажет такой макет подавать, второй настоит на другом макете и т. д. А он, чтобы угодить всем, будет мучиться и выберет максимально среднее решение, зная, что оно провальное.

Это чревато появлением тревожности, эмоциональным выгоранием, нарушением общения в коллективе. Он сам теряет навык эффективного управления группой. Это основные минусы лидерства. Плюс, проблемы могут оказать влияние и на здоровье физическое.

Оптимальным, как всегда, является золотая середина. Когда умный капитан своей команды на производстве или любой другой группы может быть настолько гибким, чтобы в принципиальных вопросах проявлять доминантность и конкурентность, а в жизни оставаться хорошим и добрым человеком, умеющим проявить эмоциональный интеллект.

Отрицательное качество лидера

Необходимые личностные качества руководителя

Характеристика на руководителя должна отображать все сильные стороны личности управленца. Она должна быть емкой и содержательной. Чтобы занять руководящую должность, необходимо обладать большим арсеналом личностных качеств: моральных, физических, психологических и умственных.

Особенности памяти

Управляющий компанией должен уметь обрабатывать большие объемы информации за короткий период времени, при этом, не упуская из виду важных деталей. У него должны быть хорошо развиты различные виды памяти:

  • зрительная;
  • слуховая;
  • моторная;
  • эмоциональная;
  • логическая;
  • кратковременная;
  • долговременная.

Интеллект

Важной составляющей интеллекта является гибкость и оперативность мышления. Для повышения эффективности своей работы человек должен задействовать такие виды мышления, как понятийное, образное и действенное

В то же время оно должно иметь четкую практическую направленность, т. к. при жестком цейтноте времени выдвигать большое количество разных гипотез недопустимо.

Оптимальная самооценка

Чтобы деятельность приводила к достижению нужного результата, директору необходимо иметь адекватную самооценку, т. к. она напрямую и косвенно влияет на все процессы, в которых задействован человек. Самооценка складывается из отдельных знаний о себе как о личности. При негативном отношении к себе человек подсознательно настраивает других на негативное восприятие собственной личности, что не лучшим образом сказывается на рабочем процессе.

Профессиональный опыт

Чтобы стать профессионалом в своей сфере деятельности, нужны знания, умения и богатый опыт. Без этих 3 составляющих невозможно достичь профессионального и карьерного роста, поэтому управляющему компанией необходимо все время повышать свой профессиональный уровень.

Высокие амбиции

Успешный руководитель всегда имеет высокие амбиции, что стимулирует его к развитию и достижению поставленных целей. Человек без амбиций не строит планов и чаще всего не добивается больших карьерных высот, т. к. не стремится к этому.

Теоретическое и практическое мышление

Важную роль играет наличие у управленца как теоретического, так и практического мышления. Эти 2 типа взаимосвязаны между собой и образуют одно целое. Теория без практики мертва, а практика без теории слепа, поэтому умение применить свои знания в работе ценится высоко.

Решительность и настойчивость

Чтобы эффективно управлять персоналом, необходимо быть настойчивым, решительным и целеустремленным. Директор должен четко озвучивать поставленные задачи и требовать четкого их исполнения.

Уравновешенность и терпеливость

Стрессоустойчивость необходима при работе с людьми, в особенности на руководящей должности. Вовремя абстрагироваться и отсекать поток ненужной или негативной информации – ценный навык, который необходимо освоить каждому управленцу.

Ответственность

Успешный руководитель всегда готов брать на себя ответственность за свой коллектив, собственные решения и их последствия. Высокая степень ответственности предполагает моральную готовность человека к возникновению непредвиденных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций.

Уважение и чувство такта

Чтобы добиться уважительного отношения окружающих к себе, необходимо проявлять уважение по отношению к ним. Тактичность – важная поведенческая черта, которая позволяет расположить к себе людей.

Признаки

О наличии в группе системы лидерства свидетельствует признание большинством ее членов авторитета какого-либо человека.

Эта личность принимает решения, организует деятельность, несет ответственность. Основные характерные признаки лидера:

  1. Дальновидность. Он умеет прогнозировать развитие событий и убеждать других в правильности выбранной стратегии.
  2. Вдумчивость. Он всегда подходит к решению любых проблем спокойно и рассудительно, без суеты и поспешных выводов.
  3. Умение разбираться в людях. Он понимает сущность человека, свойственные индивиду слабые и сильные стороны. Это помогает объективно оценивать способности каждого и максимально грамотно использовать эти способности в общем деле.
  4. Активность. Подобная позиция очень сложна в эмоциональном плане, поскольку ответственность всегда является источником стресса. Руководитель должен быть вынослив физически и психологически, только в этом случае возложенная на него ноша будет посильной.
  5. Решительность. Неудачи не становятся поводом для отказа от своих идей, а воспринимаются как полезные уроки на пути достижения поставленных задач. Столкновение с трудностями не смущает, а лишь стимулирует искать пути их преодоления.
  6. Последовательность. Люди комфортно чувствуют себя только в том случае, когда окружающая их действительность предсказуема и стабильна. Именно умение выстраивать соответствие между выбранными стратегиями, используемыми приемами и достижением ожидаемых результатов является залогом доверия членов группы. Непоследовательность и изменчивость вожака всегда становятся причиной разрушения любых сообществ.
  7. Справедливость. Коллектив или социальная группа будет доверять тому, кто одинаково относится ко всем окружающим его людям без исключения. Наличие любимчиков и приближенных всегда приводит к ухудшению психологического климата в любой группе.
  8. Холодный ум. Часто приходится принимать решения мгновенно для спасения общей идеи, но они могут ущемлять права отдельных людей. Нередко нужно жертвовать меньшим, чтобы не потерять большее. Лишняя эмоциональность и мягкость не идут на пользу лидеру, который всегда должен руководствоваться рациональными соображениями.

Классификация лидерства

В зависимости от функций ведущего человека выделяют разные виды лидеров:

  • Организатор. Человек не только думает о достижении цели, но с уважением относится к коллективу. Он не позволяет оскорблять подчиненных. Такой лидер часто прибегает к поощрению, что вдохновляет на действие. Он всегда уверен в благоприятном исходе событий и передает свой настрой окружению;
  • Творец. Лидер нетрадиционно подходит к решению проблем. Он ищет новые идеи и не боится браться за опасные дела. Такой лидер берет креативом, завлекая коллектив. Он никого не принуждает сотрудничать, а заинтересовывает;
  • Борец. С легкостью приступает к проблеме, готов к любым испытаниям. Верит в свои силы и не думает о промахе, никогда не отступает. Для него главное – скорость и оперативность, поэтому не всегда продумывает все ходы и варианты;
  • Дипломат. Такой человек хитрый и расчетливый. Он знает все подробности дела, возможные исходы, пользуется не только достоверными данными, но и слухами. Лидер ведет обсуждения в узком кругу за спинами других членов коллектива. Поэтому он знает, как воспользоваться ситуацией, изменить ее. Всегда имеет запасной план действий, но не оглашает, чтобы перейти к нему при необходимости;
  • Утешитель. Лидер готов оказать поддержку любому, выслушать и дать совет. Климат в коллективе для него на первом месте.

Особенности понятия

Этот крайне специфический тип лидерства имеет свою специфику, которая определяется необходимостью работать с широкими массами и самим характером политической борьбы. Выделяют три основных особенности.

  • Лидер в политике взаимодействует с обществом не столько непосредственно, сколько через ряд посредников — СМИ, доверенных лиц, организации сторонников, которые занимаются агитацией.
  • Современный лидер вынужден окружать себя большим количеством профильных специалистов, которые обладают навыками работы в информационном пространстве. Это аналитики, эксперты в разных областях, специалисты по пиару и рекламе, имиджмейкеры, авторы речей и выступлений, организаторы мероприятий.
  • Лидер заинтересован в том, чтобы расположить к себе разные социальные группы, из чего вытекает необходимость учитывать потребности и устремления разных общностей, необходимость эксплуатировать и выполнять множество ролей.

Лидерство в политике: цели и особенности

Психологические стили

Модели лидерства базируются на психологических особенностях темперамента. Классификация лидерства по Д. Кейсрич выделяет 4 стиля:

  • интуитивно-эмоциональный;
  • интуитивно-логический;
  • сенсорно-решающий;
  • сенсорно-воспринимающий.

Интуитивно-эмоциональный

Руководитель является своеобразным катализатором для стимуляции роста ведомых людей. Такой лидер внимательно относится к проблемам подчиненных, старается перенаправить их личностный потенциал на общее благо. Для него на первом месте стоит психологический комфорт сотрудников.

Проблемы, возникающие в процессе работы, воспринимаются лидером как личное поражение. Из-за такого стиля правления сотрудники часто становятся слишком своевольными и не выполняют работу вовремя.

Интуитивно-логический

Такому лидеру мало важны чувства окружающих. Вся его работа основана на создании и развитии планов. Любую свою точку зрения он яростно отстаивает. Не слишком нуждается в последователях.

В подчинение себе выбирает людей самостоятельно, никого рядом силой не удерживает.

Сенсорно-решающий

Планирует все заранее. Требует четкого следования плану. Главным критерием в его работе является сохранение установленных правил, материальных ресурсов, традиций. Порядок устоявшейся системы является главной ценностью, не приемлет новых идей.

Такой лидер очень ответственно относится к обязанностям своим и окружающих. Минусами такого правления являются узколобость руководителя в вопросах введения новшеств и тоталитарные предпочтения в общении с подчиненными.

Сенсорно-воспринимающий

Подходит для реализации в силовых структурах, службах скорого реагирования. Лидер быстро находит решение, опираясь только на свои ощущения и знания. Не всегда уважительно относится к установленным законам.

Определение и признаки лидерства

Термин лидер переводится как «ведущий, идущий впереди». Определение лидерства многогранно. Это процесс, в ходе которого оказывается влияние на людей, объединившихся для достижения общей цели. Под ними могут подразумеваться установки, заложенные в основу деятельности различных организаций. Во главе стоит человек, наделённый определённым набором качеств.

Стать лидером можно, воздействуя не на всю компанию в целом, а на отдельных сотрудников, являясь для них авторитетом.

Сущность лидерства выражается в:

  • доминировании над другими членами группы благодаря наличию признаков, которых нет у других представителей коллектива;
  • признании прочими членами группы данных свойств;
  • достижении конкретных результатов вследствие влияния лидерства.

Это основные составляющие лидерства, без которых оно существовать не сможет.

Отсутствие хотя бы одного компонента приведёт к дисбалансу.

Выделяют следующие признаки лидерства:

  • лидер имеет мотивацию и мотивирует окружающих на совершение активных действий;
  • существуют видимые положительные результаты или ожидается их появление в ближайшем будущем;
  • лидер готов к самосовершенствованию и может приспособиться к любым изменениям;
    всегда имеет положительную направленность, таково отношение и окружающих в большинстве случаев;
  • основной объект воздействия — люди, а не материальные ценности;
  • присуща внутренняя уверенность и стойкость;
  • свойственны самокритика, признание ошибок, постоянное стремление к их исправлению.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector