Информатика
Содержание:
- Виды научной информации
- 1.9. Что такое информационные ресурсы и информационные технологии?
- Непосредственное добывание информации
- Плюсы и минусы применения ИКТ
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЕСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…
- 1.10. Что понимают под информатизацией общества?
- Источники
- 1.5. Как измеряется количество информации?
- Разработка информационных систем
- Методы сбора информации
- Это интересно
- Роль ИКТ в обществе
- Академическая дисциплина
- А где же побитовое исключающее ИЛИ (XOR)?
Виды научной информации
Есть несколько основных видов информации, которые классифицируются по методам ее отображения, шифрования или хранения. Рассмотрим основные:
- Графическая — это информация, которая изначально передавалась в виде каких-то схем на скалах, а потом преобразовалась в полотна, чертежи, фотографии. Этот вид подразумевает, что все данные и сведения отражаются в изобразительном виде.
- Звуковая – это та информация, которая передается или хранится при помощи звукозаписывающих устройств. Отдельным ее видом является музыкальная информация, которая позволяет кодировать данные с помощью определенных символов, что практически приравнивает ее по эффективности к звуковой информации и графической.
- Текстовая, для которой используется способ кодирования с привлечением речи человека. Мы оперируем буквами и различными символическими группами для отражения того, что хотим сказать. Этот вид информации приобрел максимальное развитие после того, как была изобретена возможность печатания книг и появилась бумага.
- Числовая — это современный вид информации, который все измеряет м представляет в виде чисел. Она наибольшего своего пика достигла во время расцвета торговых отношений, денег и экономики. Так же, как и для текстовых данных, здесь требуется особые методы кодирования. Оперирующими символами являются цифры.
- Видео — это такой способ хранения информации, который использует определенные носители. Особенность метода в том, что он позволяет фиксировать как бы живые картины.
1.9. Что такое информационные ресурсы и информационные технологии?
Информационные ресурсы это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство. |
Это книги,
статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская
документация, технические переводы, данные о передовом производственном
опыте и др. [].
Информационные
ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов трудовых,
энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их
расходуют.
Информационная технология это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации. |
Человечество занималось обработкой информации тысячи лет. Первые
информационные технологии основывались на использовании счётов
и письменности. Около пятидесяти лет назад началось исключительно
быстрое развитие этих технологий, что
в первую очередь связано с появлением компьютеров.
В настоящее время термин «информационная технология»
употребляется в связи с использованием компьютеров для обработки
информации. Информационные технологии охватывают всю вычислительную
технику и технику связи и, отчасти, бытовую
электронику, телевидение и радиовещание.
Они находят
применение в промышленности, торговле, управлении, банковской системе,
образовании, здравоохранении, медицине и науке, транспорте и связи, сельском
хозяйстве, системе социального обеспечения, служат подспорьем людям различных
профессий и домохозяйкам.
Народы
развитых стран осознают, что совершенствование информационных технологий
представляетсамую важную, хотя дорогостоящую и трудную задачу.
В настоящее время создание крупномасштабных информационно-технологических
систем является экономически возможным, и это обусловливает появление
национальных исследовательских и образовательных программ, призванных
стимулировать их разработку.
Непосредственное добывание информации
Поставленные задачи нуждаются в конкретизации с учетом имеющихся данных о возможных источниках информации, их нахождении, способах доступа и преград, параметрах используемых технических средств и т.д. В результате анализа задач и конкретных данных разрабатывается замысел операции.
На результативность операции влияют многочисленные мешающие факторы – противодействие контрразведки и службы безопасности, недостаточность информации, отказы аппаратуры, погодные условия и т.д. Эти факторы учитываются при планировании и постановке задач конкретным исполнителям с указанием места и времени действий. Нормативное управление предусматривает постановку задач исполнителям перед проведением разведоперации, оперативное – внесение в ходе добывания информации корректив в план, вызванных изменениями обстановки.
Сведения и данные добываются соответствующими органами путем поиска источников информации и ее носителей, их обнаружения, установления разведывательного контакта с ними, получения данных и сведений.
Поиск объектов разведки (источников и носителей информации, источников сигналов) производится в пространстве и во времени, а для носителей в виде полей и электрического тока — также по частоте сигнала. Поиск завершается обнаружением объектов разведки и получением от них данных.
Плюсы и минусы применения ИКТ
Преимущества:
- Облегчают доступ к информации.
- Благоприятствуют созданию различных образовательных центров.
- Обеспечивают цифровую грамотность пользователей.
- В области образования они помогают сократить разрыв между учащимися и преподавателями.
- Это инструмент для образовательного и административного управления, так как технологии позволяют мгновенно получить доступ к базам данных и статистике, чтобы узнать академическое поведение студентов.
Недостатки:
- ИКТ могут быть источником отвлекающих факторов, которые мешают субъекту достичь цели.
- Устройства и инструменты, такие как платформы, непрерывно меняются, что означает, что прилагаются постоянные усилия по их обновлению.
- Увеличивается риск уязвимости персональных данных.
В области образования можно добавить следующие недостатки:
- Существует значительное неравенство в доступе к технологиям. Это обусловлено такими факторами, как нищета или отсутствие государственной политики в области образования.
- Эффективность использования зависит от степени включения ИКТ в школьную программу;
- Использование технологий требует наличия достаточного пространства и оборудования;
- Без надлежащей подготовки или хорошо структурированного плана преподавания, разработанного государством, школой и учителем, ИКТ не будут эффективны.
На этом все, обязательно дополни статью, оставив комментарий ниже.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЕСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…
1. Независимости информации
2. Изменения информации
3. Копирования информации
4. Сохранности информации
5. Преобразования информации
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
0 Размер: 37.39K Скачано: 46 26.09.18 в 08:48
Важно! Все представленные Тесты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов. Добавить работу
Добавить работу
Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
1.10. Что понимают под информатизацией общества?
Информатизация общества организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов []. |
Цель информатизации улучшение качества жизни людей за счет
увеличения производительности и облегчения условий их труда.
Информатизация
это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями
в образе жизни населения. Он требует серьёзных усилий на многих направлениях,
включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры
использования новых информационных технологий и др.
Источники
Источники научной информации — это носители, которые содержат определенные сведения. К основным источникам относят диссертации, рукописи, отчеты о каких-либо исследовательских работах, конструкторские разработки, переводы, обзоры и аналитические материалы. Все перечисленное является документальными источниками, которые делятся на первичные и вторичные.
К первичным документам относят материал, содержащий в себе основную информацию, которая передает непосредственно суть результатов научных исследований. Вторичные документы рассказывают о том, как полученная исследователями информация была проанализирована, какие логические связи были найдены и т. д. Вторичные документы выполняют всего лишь две функции. Они позволяют оперативно получить данные о каком-либо процессе или событии, а также позволяют в сжатом виде изучить основные тезисы.
1.5. Как измеряется количество информации?
Какое количество информации содержится, к примеру, в тексте романа
«Война и мир», во фресках Рафаэля или в генетическом коде человека? Ответа на
эти вопросы наука не даёт и, по всей вероятности, даст не скоро.
А возможно ли объективно измерить количество информации? Важнейшим
результатом теории информации является следующий вывод:
В определенных, весьма широких условиях можно пренебречь качественными особенностями информации, выразить её количество числом, а также сравнить количество информации, содержащейся в различных группах данных. |
В настоящее время получили распространение подходы к определению понятия
«количество информации», основанные на том, что информацию, содержащуюся
в сообщении, можно нестрого трактовать в смысле её новизны или, иначе,
уменьшения неопределённости наших знаний об объекте.
Эти подходы используют математические понятия вероятности и логарифма.
Если вы еще не знакомы с этими понятиями, то можете пока
Подходы к определению количества информации. Формулы Хартли и Шеннона.
Американский инженер Р. Хартли в 1928 г. процесс получения
информации рассматривал как выбор одного сообщения из конечного наперёд
заданного множества из N равновероятных сообщений, а количество информации I,
содержащееся в выбранном сообщении, определял как двоичный логарифм N.
Формула Хартли:
I = log2N
Допустим, нужно угадать одно число из набора чисел от единицы до ста. По формуле
Хартли можно вычислить, какое количество информации для этого требуется:
I = log2100 > 6,644. Таким образом,
сообщение о верно угаданном числе содержит количество информации,
приблизительно равное 6,644 единицы информации.
Приведем другие примеры равновероятных сообщений:
при бросании монеты: «выпала решка», «выпал орел»;
на странице книги: «количество букв чётное», «количество букв
нечётное».
Определим теперь, являются ли равновероятными сообщения «первой выйдет
из дверей здания женщина» и «первым выйдет из дверей здания мужчина».
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того,
о каком именно здании идет речь. Если это, например, станция метро, то
вероятность выйти из дверей первым одинакова для мужчины и женщины, а если
это военная казарма, то для мужчины эта вероятность значительно выше, чем
для женщины.
Для задач такого рода американский учёный Клод Шеннон предложил в 1948 г.
другую формулу определения количества информации, учитывающую возможную
неодинаковую вероятность сообщений в наборе.
Формула Шеннона:
I = ( p1log2
p1 + p2
log2 p2
+ .
+ pN log2
pN),
где pi вероятность того, что именно
i-е сообщение выделено в наборе из N сообщений.
Легко заметить, что если вероятности p1, …, pN
равны, то каждая из них равна 1 / N, и формула Шеннона превращается
в формулу Хартли.
Помимо двух рассмотренных подходов к определению количества информации, существуют
и другие
Важно помнить, что любые теоретические результаты применимы
лишь к определённому кругу случаев, очерченному первоначальными допущениями.
В качестве единицы информации Клод Шеннон предложил принять один бит (англ.
bit binary digit двоичная цифра).
Бит в теории информации количество информации, необходимое для различения двух равновероятных сообщений (типа «орел»»решка», «чет»»нечет» и т.п.). В вычислительной технике битом называют наименьшую «порцию» памяти компьютера, необходимую для хранения одного из двух знаков «0» и «1», используемых для внутримашинного представления данных и команд. |
Бит слишком мелкая единица измерения. На практике чаще применяется более крупная
единица байт, равная восьми битам.
Именно восемь битов требуется для того, чтобы закодировать любой из
256 символов алфавита клавиатуры компьютера (256=28).
Широко используются также ещё более крупные производные единицы
информации:
-
1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт
= 210 байт, -
1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт
= 220 байт, -
1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт
= 230 байт.
В последнее время в связи с увеличением объёмов обрабатываемой информации входят в
употребление такие производные единицы, как:
-
1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт
= 240 байт, -
1 Петабайт (Пбайт) = 1024 Тбайт
= 250 байт.
За единицу информации можно было бы выбрать количество информации, необходимое для
различения, например, десяти равновероятных сообщений. Это будет не двоичная
(бит), а десятичная (дит) единица информации.
Разработка информационных систем
Информационно-технологические отделы в крупных организациях, как правило, сильно влияют на развитие, использование и применение информационных технологий. Ряд методик и процессов может быть использован для разработки и использования ИС. Многие разработчики теперь используют такой инженерный подход как жизненный цикл программного обеспечения (SDLC), который представляет собой систематизированный порядок разработки информационной системы через этапы, происходящие в определенной последовательности.
ИС может быть разработана в рамках организации или внешним источником. Это соглашение может быть достигнуто путем аутсорсинга определенных компонентов или всей системы. Технологически реализованная среда для записи, хранения и распространения языковых выражений, для составления выводов из таких выражений – все это включает в себя понятие «информационные системы».
Термины, определения, относящиеся к ИС, довольно сложны и не имеют узкой направленности, благодаря чему они могут быть использованы практически в любой сфере. Но имеются и конкретные области их применения.
Методы сбора информации
Существует множество методов сбора информации
Для качества информации, получаемой с точки зрения предполагаемой цели, и для затрат на сбор информации крайне важно использовать правильные методы
Качество информации
Прежде чем начать собирать информацию, необходимо рассмотреть (и желательно записать) с какой целью требуется собрать информацию. Анализы, которые «относятся к теме», но не дают большой выгоды для принятия решения, не имеют значения и не должны использоваться в смысле эффективного использования ресурсов.
Срок действия и актуальность
Информация, которая ближе всего по временной шкале к началу сбора, должна быть собрана в первую очередь. Устаревшие исследования не должны использоваться при проведении анализа.
Надежность и достоверность
Ошибки обследования, измерения и оценки должны быть сведены к минимуму. Необходимо включать параллельное использование различных измерительных инструментов (для обеспечения согласованности) или повторение исследования в разное время (для обеспечения стабильности). Во многих случаях простая проверка достоверности уже может показать слабые стороны полученной информации.
Объективность
Зависимость результатов от “человеческого фактора” должна быть сведена к минимуму. Это особенно верно для информации, которую можно трактовать под различным углом.
Это интересно
По некоторым растениям можно узнавать время, как по часам. Например, в ясный солнечный день цветки шиповника (рис. 14) и цикория (рис. 15) раскрываются в 4—5 часов утра, одуванчика — в 5—6, тюльпана — в 6, льна, картофеля — в 6—7, кувшинки белой (рис. 16) — в 7—8, полевой гвоздики, ноготков (рис. 17) — в 9, мать-и-мачехи — в 9—10 часов утра.
После получения информации необходимо её обработать. Обработку информации человек производит или в уме, или с помощью технических средств: калькулятора (рис. 18), компьютера (рис. 19).
Пример 2. Вы сходили в магазин и купили там хлеб, батон, йогурт и конфеты. В кассе магазина вам дали чек. Вы захотели проверить, сколько денег потратили. Для этого вы взяли калькулятор и пересчитали стоимость продуктов. Источник информации здесь — магазинный чек. А обработали вы информацию с помощью калькулятора.
В результате обработки получается новая информация, которая может сохраняться (запоминается, записывается). Так, когда друзья рассказали вам о фильме, вы эту информацию запомнили и вечером включили телевизор. Когда учитель объясняет новую тему, вы записываете информацию в тетрадь.
Объекты, на которых хранится информация, называются носителями информации. Носителями информации являются книги (рис. 20), газеты, лазерные диски (рис. 21), фотографии, знаки (рис. 22) и даже сам человек (рис. 23).
Новую информацию можно получать при обработке «старой». Когда школьник выполняет домашнее задание по математике, он изучает условие задания (получает информацию), анализирует данные (обрабатывает информацию), решает задачу и записывает решение в тетрадь (сохраняет новую информацию).
Коротко о главном
• Информацию мы получаем из различных источников.
• После получения информации человек обрабатывает её и получает новую информацию.
• Объекты, на которых хранится информация, называются носителями информации.
Упражнения
1. Назовите источник информации в следующих ситуациях:
а) бабушка читает письмо от внука;
б) учитель объясняет классу новую тему;
в) школьник утром просыпается от звука будильника;
г) учитель проверяет тетрадь ученика;
д) регулировщик управляет движением транспорта и пешеходов;
е) девочка смотрит фильм по телевизору;
ж) мальчик набирает текст на клавиатуре компьютера.
2. Прочитайте ряды слов. Назовите в каждом ряду лишнее слово:
а) морковь, капуста, апельсин, картофель, лук;
б) Брест, Минск, Париж, Гродно, Гомель;
в) до, ре, ми, фа, соль, ля, сахар.
3. Запишите имена в тетрадь по алфавиту: Наташа, Артём, Саша, Вера, Юля, Зина.
Как вы сохранили информацию? Что является носителем информации в этом случае?
4. Летние каникулы длятся три месяца: июнь (30 дней), июль (31 день) и август (31 день). Сколько всего дней продолжаются летние каникулы? Обработайте информацию, посчитайте, получите ответ на вопрос и сохраните его в тетради.
Роль ИКТ в обществе
ИКТ изменили параметры получения информации с помощью коммуникационных технологий (газеты, радио и телевидение) путем развития Интернета и новых технологических устройств, таких как компьютер, планшет и смартфон.
Информация в этом контексте относится к трансляции данных инновационным образом, включающим текст, изображения и звук.
Под коммуникацией понимаются инструменты, которые позволяют получателю правильно расшифровать сообщение.
Говоря об ИКТ, можно ссылаться на различные критерии в зависимости от контекста употребления термина.
А именно:
- Сети. Речь идет как о радио- и телевизионных сетях, так и о стационарных и мобильных сетях.
- Терминалы и оборудование. Имеются в виду все типы устройств, через которые работают информационные и коммуникационные сети. Например, компьютеры, планшеты, мобильные телефоны, аудио- и видеоустройства, телевизоры, игровые приставки и т.д.
- Услуги. Речь идет о широком спектре услуг, предлагаемых с помощью вышеуказанных ресурсов. Например, почтовые службы, облачное хранилище, дистанционное обучение, электронный банкинг, онлайн игры, развлекательные сервисы, виртуальные сообщества и блоги.
Информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью современной рабочей среды. Они облегчают хранение сложных баз данных, как на локальных серверах, так и в облачных сервисах.
ИКТ необходимы также для развития онлайн торговли, электронного банкинга, поиска информации, инвентарного контроля, производства информационных материалов, и, по сути дела, непосредственной эффективной связи.
Все это может положительно повлиять на производительность труда и конкурентоспособность бизнеса.
Однако информационно-коммуникационные технологии также могут создавать определенные проблемы, поскольку их все более частое использование заставляет работников отвлекаться от выполнения своих задач.
Академическая дисциплина
Область исследования понятия ИС охватывает различные темы, в том числе системный анализ и проектирование, компьютерные сети, информационную безопасность, управление базами данных и системы поддержки принятия решений.
Определение «классификация информационных систем» в настоящее время не имеет единой трактовки. Оно подразумевает некоторые операции по управлению данными, с практическим и теоретическим решением проблем их сбора и анализа. В зависимости от сферы деятельности, это могут быть средства повышения производительности бизнес-приложений, программирование и внедрение ПО, электронная коммерция, использование электронных средств массовой информации, интеллектуального анализа данных и поддержки принятия решений.
Информационные системы (определение данного понятия приводилось ранее), служат объединению экономики и информатики. Они являются полем для изучения компьютеров и алгоритмических процессов, в том числе их принципов, программных и аппаратных проектов, способов применения, а также их влияния на общество. Многие современные ученые обсуждали природу и основы информационных систем, которые имеют свои корни в других справочных дисциплинах — например компьютерных науках, инженерии, математике, управлении, кибернетике и др.
ИС также можно определить как совокупность аппаратных средств, программного обеспечения, данных, людей и процедур, которые работают вместе, чтобы производить качественную информацию. Они имеют непосредственное отношение к информационным технологиям, информатике и бизнесу. Изучение теории и практики, связанных с социальными и технологическими явлениями, которые определяют развитие, использование и влияние их на жизнь человека – это область интересов тех, кто изучает информационные системы.
Определение, которому была посвящена статья, также используется для описания организационной функции, которая применяет это знание в промышленности, государственных учреждениях, а также для некоммерческих организаций. Они часто сводятся к взаимодействию между алгоритмическими процессами и технологиями.
Область изучения ИС включает в себя изучение теории и практики, связанных с социальными и технологическими явлениями, которые определяют развитие, использование и влияние информационных систем в организации и обществе. В широком смысле термин «информационные системы» означает научное направление исследования, которое рассматривает стратегическую, управленческую и оперативную деятельность по участию в сборе, обработке, хранении, распространении и использовании информации и связанных с ней технологий в обществе и организациях.
Термин «нформационные системы также используется для описания организационной функции, которая применяет это знание в промышленности, государственных учреждениях, а также для некоммерческих организаций. ИС часто сводятся к взаимодействию между алгоритмическими процессами и технологиями. Это взаимодействие может происходить в пределах или за пределами организационных границ. Информационная система является технологией, которую различные организации использует в своих целях.
А где же побитовое исключающее ИЛИ (XOR)?
Побитовое исключающее ИЛИ (XOR) — это логический оператор, который используется в некоторых языках программирования для проверки на истинность нечётного количества условий.
Побитовое исключающее ИЛИ (XOR) | ||
Левый операнд | Правый операнд | Результат |
false | false | false |
false | true | true |
true | false | true |
true | true | false |
В языке C++ нет такого оператора. В отличии от логических И/ИЛИ, к XOR не применяется короткий цикл вычислений. Однако его легко можно сымитировать, используя оператор неравенства ():
if (a != b) … // a XOR b (предполагается, что a и b имеют тип bool)
1 | if(a!=b)…// a XOR b (предполагается, что a и b имеют тип bool) |
Можно также расширить количество операндов:
if (a != b != c != d) … // a XOR b XOR c XOR d (предполагается, что a, b, c и d имеют тип bool)
1 | if(a!=b!=c!=d)…// a XOR b XOR c XOR d (предполагается, что a, b, c и d имеют тип bool) |
Следует отметить, что вышеприведенные шаблоны XOR работают только, если операнды имеют логический (а не целочисленный) тип данных. Если вы хотите, чтобы это работало и с целыми числами, то используйте .
Форма XOR, которая работает и с другими типами данных (с помощью оператор static_cast мы можем конвертировать любой тип данных в bool):
if (static_cast<bool>(a) != static_cast<bool>(b) != static_cast<bool>(c) != static_cast<bool>(d)) … // a XOR b XOR c XOR d, для любого типа, который может быть конвертирован в bool
1 | if(static_cast<bool>(a)!=static_cast<bool>(b)!=static_cast<bool>(c)!=static_cast<bool>(d))…// a XOR b XOR c XOR d, для любого типа, который может быть конвертирован в bool |