Коммуникации в менеджменте
Содержание:
Лидеры мнений и их роль в коммуникационном процессе
Лидеры мнений и их роль в формировании общественного мнения
Лидеры мнений — это люди, способные оказывать влияние на мнение собеседников. Это не обязательно кто-то старший и мудрый: лидеры мнений есть в любой демографической группе. Отличительными признаками лидеров мнений являются активная жизненная позиция, большой круг общения, желание постоянно узнавать новое, умение и желание давать советы и решать чужие проблемы, заинтересованность и вовлеченность.
Лидеры мнений бывают четырех типов, если провести классификацию по интенсивности общения их и их собеседников, слушателей:
1) Обычные лидеры – это общительные и способные влиять на мнение своего круга люди из близкого окружения — коллеги, друзья, родные.
2) Мега-лидеры – звезды кино, телевизионные ведущие, спортсмены, то есть люди, которые достигли определенных высот, популярные, влияние которых на выбор масс порой самими массами и не ощущается.
3) Лидеры мнений – эксперты, настоящие знатоки в определенных областях.
4) Социальные лидеры — люди, пользующиеся доверием благодаря своей харизме, обаянию, активной жизненной позиции.
Лидеры мнений всегда первыми знакомятся с новыми брендами, пробуют технические новинки, получают и анализируют новую информацию, с радостью делятся ей. Лидеры мнений не только дают советы – они вполне могут воспользоваться советом своих знакомых.
Лидеры мнений распространяют идеи, являются сторонниками модернизации, весьма активны в социальном плане. Для руководителей компаний лидеры мнений – отличный способ продвижения товаров, однако необходимо сначала завоевать их внимание. Во-первых, в этом поможет креативная, необычная реклама
Во-вторых, максимум полезной информации. Не стоит опасаться критики со стороны лидеров мнений – они часто жалуются, но к этому нужно относиться внимательно, исправляя по мере сил то, на что поступили жалобы, и лидеры мнений оценят ваши усилия. Активная общественная позиция, благотворительность, помощь в решении экологических проблем в глазах лидеров мнений только прибавит очков компании.
Завоевать расположение лидеров мнений – задача довольно сложная, но решаемая. Тот, кто потратит время на работу с лидерами мнений, и приложит к этому все усилия, имеет гораздо больше шансов на успех и в текущий момент, и в будущем.
В опубликованной в 1955 г. книге Лазарсфельд и его соавтор Катц указали, что лидеры мнения существуют на всех уровнях общества и во всех демографических группах, из чего следует, что отличаются они определенными чертами и характеристиками.
1. Активная жизненная позиция
2. Разветвлённая сеть социальных контактов
3. Доступ к источникам информации, закрытым для других членов социальной группы;
4. Стремление распространять полезную информацию
5. Уверенность при формировании тренда
6. Вовлечённость в процесс решения проблем
Лазарсфельд и его соавтор Катц разработали теорию двухшагового потока. Ее суть заключается в следующем. Коммуникативный поток можно описать как серию расширяющихся контактов
Предполагается, что лидеры общественного мнения первыми обращают внимание на сообщения, дошедшие до них по средствам связи. Они анализируют и интерпретируют эти сообщения, а затем передают информацию своим друзьям и знакомым
Существуют официальные лидеры общественного мнения, например выборные должностные лица или руководство компании. Но есть и неформальные лидеры
Все мы обращаемся к разным людям за информацией или советом, считая их экспертами в своей области — не важно, спорт ли это или компьютерные технологии
Информационные системы в коммуникациях
Специфика управленческого труда (менеджмента):
- В процессе управления (менеджмента) не создаются материально-вещественные ценности, т. е. управленческий труд не материален.
- Предметом труда в управлении (менеджменте) является информация.
- Средствами труда в управлении (менеджменте) является современная оргтехника, перерабатывающая информацию и видоизменяющая ее в соответствии с требованиями каналов коммуникационной связи.
- Продуктом труда в управлении (менеджменте) является решение в различной информационной форме.
Критерии проектирования информационных и коммуникационных систем
Центральная задача — улучшение информированности ЛПР. Степень информированности — отношение фактического уровня информации к требуемому. Потребность в информации — разница между ними. Вспомогательными критериями обеспеченности информацией являются:
- количество информации (полнота);
- ее значимость;
- точность;
- надежность;
- понятность (например, отсутствие семантических ошибок);
- актуальность;
- гибкость
- экономическая эффективность информационного процесса (соотношение прибыли от информации и затрат на нее);
- учет защищенности информации.
Современные управленческие системы функционируют на базе информационных систем, обеспечивающих производственный процесс в масштабах предприятия (организации).
Информационные системы делятся на:
- локальные;
- корпоративные;
- глобальные.
Локальная информационная система — это совокупность информационных подсистем, обеспечивающих функционирование предприятия (организации) посредством внутренних коммуникаций.
Локальная (внутренняя) информационная система состоит из следующих подсистем:
- Административно-распределительная информационная подсистема
- Производственная информационная подсистема
- Финансовая информационная подсистема
- Экономическая информационная подсистема
- Коммерческая информационная подсистема
- Инновационная информационная подсистема
- Стратегическая ИП
- Социальная ИП
Корпоративная информационная система представляет собой внутренние коммуникации одного предприятия (организации), функционирующие на различных территориальных объектах данного предприятия (организации).
Глобальная информационная система представляет собой внешние коммуникации, обслуживающие неограниченное количество пользователей (предприятий, организаций).
Примером современной информационной системы, функционирующей на базе внешних коммуникаций, является компьютерная система Интернет.
Внешние информационные системы (Глобальная информационная система):
- Системы информационной связи с общественностью
- Система информационной связи с потребителями
- Система информационной связи с региональными структурами
- Система инф. связи с федеральными структурами
- Система инф. связи с международными структурами
Экономика фирмы
Менеджмент фирмы
[править] Этапы процесса коммуникации
- Зарождение идеи
- Кодирование и выбор канала
- Передача
- Декодирование
Простая модель процесса обмена информацией представлена на схеме
Зарождение идеи
Ключевая роль в процессе коммуникации у отправителя. Она заключается в формировании идеи и отбора информации, предназначенной для передачи другому или другим участникам процесса. Выполнение данной роли начинается с идентификации себя (кто я?) в рамках данного процесса и формулировании значения или смысла того, почему и что нужно передать другому участнику. Далее отправитель кодирует свою идею.
Кодирование и выбор канала
Кодирование — это трансформирование передаваемого сообщения в послание или сигнал, который может быть передан.
Прежде чем начать передавать идею отправитель должен с помощью символов (слов, интонации или жестов) закодировать её. Такое кодирование превращает идею в сообщение. Также отправитель должен выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. Обмен информацией будет не эффективен, если канал связи не соответствует зародившейся идее. Желательно, чтобы выбор средства передачи сообщения не ограничивался одним каналом. Конечно, процесс передачи информации при этом усложняется, поскольку отправителю приходится устанавливать последовательность использования этих средств и определять временные интервалы в последовательности передачи информации. Однако передача информации, например, с использованием средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем, скажем, только обмен письменной информацией.
Передача
На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Как только началась передача послания или сигнала, коммуникационный процесс выходит из-под контроля средства или человека, его пославшего. Отправленное сообщение назад вернуть уже нельзя.
С момента передачи информации заканчивается этап отправления и начинается этап получения передаваемой информации и понимания её значения. Канал передает послание на приемник. Если в канале в послании меняются его носители (кодовые знаки) или формы, то прием считается не состоявшимся. Того, кому было адресовано послание называют получателем. Это еще одна ключевая роль, выполняемая участником межличностной коммуникации для того, чтобы процесс состоялся. Роль получателя заключается не только в фиксации получения послания, но и в декодировании этого послания в понятное и приемлемое для него значение.
Декодирование
Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Оно включает восприятие (факт получения) послания получателем, его интерпретацию (как понял) и оценку (что и как принял). Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея.
Однако есть причины, по которым получатель может придать сообщению несколько иной смысл, чем тот, который вложил отправитель.
Стратегии повышения эффективности коммуникаций
Рассмотрим теперь некоторые средства совершенствования информационного обмена в организации.
Регулирование информационных потоков. Руководители на всех уровнях организации должны представлять потребности в информации: собственные, своих начальников, коллег и подчиненных. Руководитель должен научиться оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей информации в организации. Он должен стараться определить, что такое «слишком много» и «слишком мало» в информационном обмене. Информационные потребности в значительной степени зависят от цели руководителя, решений, которые он принимает, и характера показателей оценки результатов его работы, а также его отдела и подчиненных.
Управленческие действия. Руководитель может практиковать короткие встречи с подчиненными для обсуждения грядущих перемен, новых приоритетов, распределения работы и т.п. Руководитель может также по своему усмотрению отдать предпочтение периодическим встречам с участием подчиненных для рассмотрения тех же вопросов.
Планирование, реализация и контроль формируют дополнительные возможности управленческой деятельности в направлении совершенствования информационного обмена. Обсуждение новых планов, вариантов стратегии, целей и задач, необходимых для более эффективной реализации намеченного, контроль хода работ по плану-графику, отчеты по результатам такого контроля — это дополнительные действия, подвластные руководителю.
Системы обратной связи. Такие системы составляют часть системы контрольно-управленческой информационной системы в организации. Один из вариантов системы обратной связи — перемещение людей из одной части организации в другую с целью обсуждения определенных вопросов.
Опросы работников — еще один вариант системы обратной связи. Такие опросы можно проводить с целью получения информации от руководителей и работников буквально по сотням вопросов:
- четко ли доведены до них цели их деятельности;
- с какими потенциальными или реальными проблемами они сталкиваются или могут столкнуться;
- получают ли они точную и своевременную информацию, необходимую им для работы;
- открыт ли их руководитель для предложений;
- проинформированы ли они о грядущих изменениях, которые отразятся на их работе и т.п.
Системы сбора предложений. Они разработаны с целью облегчения поступления информации наверх. Все работники получают при этом возможность генерировать идеи, касающиеся совершенствования любого аспекта деятельности организации. Цель подобных систем — снижение остроты тенденции фильтрации или игнорирования идей на пути снизу вверх.
Организация может создать частную телефонную сеть, через которую работники получают возможность анонимно звонить и задавать вопросы о назначении и продвижении по службе. Ответы направляются либо непосредственно работникам (если вопрос не анонимный), либо печатаются в информационном бюллетене фирмы.
Другой вариант системы обратной связи предусматривает создание группы руководителей и рядовых работников, которые встречаются и обсуждают вопросы, представляющие взаимный интерес.
Информационные бюллетени, публикации организации. Относительно крупные организации, как правило выдают ежемесячные бюллетени, содержащие информацию для всех работников. В них могут входить статьи с обзором предложений по поводу управления, на темы охраны здоровья работников, нового контракта, нового вида продукции или услуги, которые планируется предложить в ближайшем будущем потребителям, подборка «работник месяца», ответы руководства на вопросы рядовых сотрудников.
Структура процесса коммуникации
Приведенная выше схема коммуникации показывает, что в структуре процесса коммуникации существует три элемента:
- Отправитель информации – коммуникант.
- Передаваемая информация – какое-либо сообщение.
- Получатель информации – реципиент.
При этом субъектами процесса коммуникации являются коммуникант и реципиент, а объектом процесса коммуникации выступает передаваемая информация.
Признаки процесса коммуникации:
- Участники коммуникации – два субъекта, в качестве которых могут выступать отдельные люди, группы людей, общественные группы, общество в целом. Иные взаимосвязи и взаимодействия процессом коммуникации не являются.
- Передаваемый объект – информация. В процессе коммуникации обязательно наличие передаваемой информации. Вместе с тем, передаваемый объект может иметь или не иметь материальной сущности, например, книга, лист бумаги с текстом, видеосообщение, аудиозапись, речь, жест. При отсутствии явной материальной сущности передаваемой информации, субъекты коммуникации все равно могут взаимодействовать, например, внушать друг другу доверие, антипатию, любовь и т.п.
- Признак целесообразности или функциональности информации. Если передаваемая информация не соответствует данному признаку, то процесс коммуникации не осуществляется.
Требования к процессу коммуникации:
- Отправитель информации должен обладать возможностями и знаниями, чтобы облечь информацию в форму, которая может быть передана, и собственно передать ее.
- Информация должна быть конкретизированной, определенной и иметь определенное значение.
- Получатель информации должен быть способен получить ее, понять, осознать значение и усвоить.
Интересные примеры процесса коммуникации:
Таким образом, можно объективно утверждать следующее: коммуникация есть опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов.
Элементы процесса коммуникаций
Можно выделить 4 базовых элемента:
- Отправитель, лицо, собирающее и передающее информацию.
- Сообщение, информация, закодированная с помощью символов.
- Канал, средство передачи информации.
- Получатель, лицо, которому адресована информация и которое её интерпретирует.
Отправитель и получатель при обмене информацией проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача состоит в составлении сообщения, которое необходимо передать по каналам связи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Этот процесс далеко не легкий, так как каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен.
Цели процесса коммуникации
Субъекты коммуникации осознанно преследуют три цели:
- Познавательная цель – коммуникант распространяет, а реципиент приобретает новые знания или умения.
- Побудительная цель – коммуникант стимулирует других людей к каким-либо действиям, а реципиент получает нужные ему стимулы.
- Экспрессивная или выразительная цель – коммуникант выражает, а реципиент приобретает определенные переживания, эмоции, опыт, впечатления.
Чтобы достичь поставленные цели (или какую-либо конкретную цель), коммуникационный процесс должен включать следующее:
- Знания, умения, сведения, данные – коммуникант знает или умеет нечто такое, чем может и хочет поделиться с другими людьми. Наиболее простой пример: накопленный опыт.
- Стимулы – сюда относятся определенные волевые воздействия, побуждающие к активности.
- Эмоции – коммуникант ищет эмоциональной разрядки, сочувствия, а реципиент ищет новых положительных эмоций, душевный комфорт, интересные впечатления.
В наиболее общем процессе коммуникации на уровне всего общества происходит движение, т.е. передача, информации в общественном пространстве и с течением времени различных знаний, умений, стимулов и эмоций. Поэтому в современном обществе очень велика роль коммуникации.
Барьеры в процессе коммуникации
В первую очередь, говорят о том, что сбои в процессе коммуникации, могут быть вызваны личностными факторами или факторами, связанными с личностными характеристиками коммуницирующих людей (психологические комплексы, патологии, антипатии и т.п.).
Очень часто причиной барьера коммуникации являются физические факторы, например, когда в помещении вы пытаетесь кому-то что-то сообщить, и фоновый шум мешает вам это сделать. Еще один серьезный фактор – это семантический фактор. Возникает он тогда, когда люди придают тем или иным сообщениям неправильный смысл, не тот смысл, который в него изначально вкладывал человек, пытающийся это сообщение передать.
Существуют организационные факторы. Это одна из типичных проблем в организации, когда в этой организации плохие каналы коммуникации, слишком бюрократические процедуры, неправильно построены бизнес-процессы и т.д.
Также, можно выделить такие интересные факторы, как: различия в статусе (сотрудники с более высоким статусом не готовы слушать сотрудников с более низким), культурные (сотрудники в силу различий в культуре не в состоянии понять друг друга), временные (на коммуникацию не хватает времени), коммуникативные перегрузки (слишком большие потоки информации, и, наконец, нежелание делиться информацией из-за каких-то личных интересов.
- Видео 1
- Видео 2
- Видео 3
- Видео 4
https://youtube.com/watch?v=YA6u91xWwao
Сохраните ссылку на статью, чтобы использовать в спорах!