Психотипы человека. вы аудиал, визуал, кинестетик или дискрет? правила коммуникации людей

Глазные сигналы доступа

Легко обнаружить, когда человек думает картинками, звуками или

ощущениями. Существуют видимые изменения, которые происходят в нашем теле,

когда мы думаем различными способами. Способ нашего мышления оказывает

влияние на наше тело, а то, как мы используем наше тело, действует на то,

как мы думаем.

Мы систематически передвигаем глазами в различных направлениях в

зависимости от того, как мы думаем. Неврологические исследования показали,

что движения глаз по горизонтали и вертикали оказываются связанными с

активацией различных частей головного мозга. Эти движения называют

латеральными движениями глаз в литературе по неврологии. В НЛП они

называются глазными сигналами доступа, потому что они являются визуальными

сигналами, которые позволяют нам понять, как люди получают доступ к

информации. Существует определенная внутренняя связь между движениями глаз

и репрезентативными системами, поскольку одни и те же паттерны оказываются

распространенными во все мире.

Когда мы визуализируем что-то из нашего прошлого опыта, наши глаза имеют

тенденцию перемещаться вверх и влево по отношению к нам. Во время

конструирования картинки из слов или в то время, когда мы пытаемся

“вообразить” себе нечто такое, что мы никогда раньше не видели, наши глаза

поднимаются вверх и вправо. Глаза перемещаются по горизонтали влево, когда

вмы вспоминаем звуки и по горизонтали вправо, когда мы конструируем их. При

получении доступа к ощущениям типичным является движение глаз вниз и

вправо. Когда мы разговариваем сами с собой, наши глаза чаще всего

находятся внизу слева. Расфокусированный взгляд прямо перед собой, когда

собеседник смотрит на вас и не видит вас, тоже говорит о визуализации.

Хотя в процессе мышления мы можем сознательно двигать глазами в любом

направлении, получение доступа к определенной репрезентативной системе

оказывается, но в общем случае, значительно более легким, если использовать

подходящие естественные движения глаз. Они представляют собой инструменты

тонкой настройки нашего мозга на определенную репрезентативную систему.

Обычно мы не осознаем свои латеральные движения глаз, и не существует

причин, заставляющих нас это делать, но “высматривать” информацию в

правильном месте — это полезное умение.

Сигналы доступа позволяют нам узнать, как другой человек думает, и важную

часть тренингов НЛП составляет наблюдение за глазными сигналами доступа

людей.

Движения глаз происходят очень быстро, и следует быть достаточно

наблюдательным, чтобы увидеть их. Они будут показывать последовательность

репрезентативных систем, которые человек использует, чтобы ответить на

поставленный вопрос. Например, отвечая на аудиальный вопрос о самой громко

скрипящей двери, человек может визуализировать каждую дверь, мысленно

почувствовать, как он ее открывает и затем услышать звук. Возможно, он

будет вынужден сделать это несколько раз, прежде чем даст ответ. Часто

человек будет обращаться сначала к своей ведущей системе, чтобы ответить на

вопрос.

Предикаты

Мы используем слова, чтобы описать наши мысли: таким образом, наш выбор

слов будет показывать, какую репрезентативную систему мы используем.

Представьте себе трех человек, которые прочитали одну и ту же книгу.

Первый может отметить, как много он УВИДЕЛ в этой книге, как хорошо

подобраны примеры, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ предмет, и что она написана с БЛЕСКОМ.

Другому может не понравиться ТОН книги,ее РЕЗКИЙ стиль. Он, фактически,

не смог НАСТРОИТЬСЯ на идею автора и хотел бы ПОТОЛКОВАТЬ с ним об этом.

Третий почувствует, что предмет разбирается очень ВЗВЕШЕННО. Ему

импонирует манера, и он легко УХВАТИТ все новые идеи. Он ЧУВСТВУЕТ симпатию

по отношению к автору.

Они все читали одну и ту же книгу. Можно заметить, что каждый из них

выражает свое отношение к книге различными способами. Независимо от того,

что они думают о книге, их отличает то, как они думают о ней. Первый мыслит

картинками, второй — звуками, третий — ощущениями. Эти сенсорноопределенные

слова, прилагательные, наречия и глалолы — называются в литературе по НЛП

предикатами. Привычное использование одного вида предикатов будет указывать

на предпочитаемую репрезентативную систему человека.

Можно найти предпочитаемую ситему автора любой книги, обратив внимание на

тот язык, которым он пользуется. (Исключение составляют книги по НЛП, в

которых авторы могут предпринять более расчетливый подход к употребляемым

словам.) Классическая литература всегда содержит богатый и разнообразный

набор предикатов, используя все репрезентативные системы равным образом.

Такие слова, как “понимать”, “объяснять”, “думать”, “процесс”, не

являются сенсорноопределенными, и следовательно, оказываются нейтральными

по отношению к репрезентативным системам. В научных трудах авторы отдают

предпочтение именно нейтральным, а не сенсорноопределенным словам,

вероятно, неосознанно понимая, что сенсорноопределенные слова оказываются

более личностными по отношению к автору и читателю, и, следовательно, менее

“объективными”. Однако, нейтральные слова будут переводиться читателем

различными способами (кинестетичным, аудиальным, визуальным) и положат

начало множеству академических споров, зачастую по поводу этих слов. Каждый

будет уверен в том, что он прав.

Каждая репезентативная система имеет свой собственный “язык”. Если вы

способны понимать и говорить с человеком, используя “язык” предпочитаемой

им репрезентативной системы, то вы прокладываете путь к доверию, которое

очень важно для любых тесных взамоотношений. Дже когда человек демонстрирует предпочтение одной репрезентативной

Дже когда человек демонстрирует предпочтение одной репрезентативной

системы, это не означает, что он не использует и другие системы. Наоборот,

мы все используем все системы все время. Однако, вне зависимости от

привычек, в ответ на стрессовые ситуации, люди обычно зависят от свой

предпочитаемой системы, в которой они могут наилучшим образом различить

мир.

Сенсорно-определенные слова и выражения

Визуальные: смотреть, картина, фокус, воображение, прозрение, сцена, слепой, визуализировать, перспектива, блестеть, отражать, прояснять, рассматривать, глаз, фокусировать, предвидеть, иллюзия, иллюстрировать, замечать, вид, взгляд, точка зрения, показывать, появиться, анонс, видеть, обзор, обозрение, зрение, зрелище, наблюдать, неясный, темный.

Аудиальные: говорить, акцентировать, рифма, громкий, тон, резонировать, звук, монотонный, глухой, звонок, спрашивать, ударение, внятный, слышать, дискуссия, заявлять, делать замечание, слушать, звенеть, замолчать, неразговорчивый, вокальный, звучать, голос, говорит, тишина, диссонанс, созвучный, гармоничный, пронзительный, тихий, немой.

Кинестетические: хватать, вручать, контактировать, толкать, тереть, жесткий, холодный, шершавый, взяться, сдавить, взять, напрячься, осязаемый, ощутимый, напряжение, твердый, мягкий, нежный, зажимать, держать, задевать, сносить, тяжелый, гладкий.

Нейтральные: решать, думать, помнить, знать, медитировать, понимать, намереваться, осознавать, оценивать, учить, мотивировать. Изменять, сознательный, относиться.

Визуальные выражения:

  • Я вижу, что Вы имеете в виду.
  • Я внимательно рассматриваю эту идею.
  • Мы смотрим глаза в глаза.
  • Я имею смутное представление.
  • У него слепое пятно.
  • Покажите мне, что Вы имеете в виду.
  • Вы посмотрите на это – и рассмеетесь.
  • Это прольет немного света на существо вопроса.
  • Он смотрит на жизнь сквозь розовые очки.
  • Это прояснилось для меня.
  • Без тени сомнения.
  • Смотреть скептически.
  • Будущее выглядит светлым.
  • Решение возникло перед его глазами.
  • Приятное зрелище.

Аудиальные выражения:

  • На той же длине волны.
  • Жить в гармонии.
  • Говорить на тарабарском языке.
  • Пропускать мимо ушей.
  • Звонить в колокол.
  • Задавать тон.
  • Слово за слово.
  • Неслыханный.
  • Ясно выраженный.
  • Давать аудиенцию.
  • Держать язык за зубами.
  • Манера говорить громко и отчетливо.

Кинестетические выражения:

  • Я связался с вами.
  • Я ухватил эту идею.
  • Задержаться на секунду.
  • Я своей печенкой чувствую это.
  • Человек с холодным сердцем.
  • Хладнокровный человек.
  • Толстокожий.
  • Руки чешутся.
  • Пальцем не тронуть.
  • Палец о палец не ударил.
  • Твердое основание.
  • Загореться желанием.
  • Не хватать звезд с неба.
  • Плавно регулировать.

Ежедневно уделяйте некоторое время тому, чтобы слушать свою и чужую речь, игнорируя содержание, а обращайте внимание только на сенсорно-определенные слова, специфические для сенсорного опыта. На первых порах это будет требовать некоторого сосредоточения, но вскоре необходимость в этом отпадет, и вы научитесь автоматически распознавать паттерны репрезентативных систем

Сенсорно-определенные слова и выражения

Визуальные

: смотреть, картина, фокус, воображение, прозрение, сцена, слепой, визуализировать, перспектива, блестеть, отражать, прояснять, рассматривать, глаз, фокусировать, предвидеть, иллюзия, иллюстрировать, замечать, вид, взгляд, точка зрения, показывать, появиться, анонс, видеть, обзор, обозрение, зрение, зрелище, наблюдать, неясный, темный.

Аудиальные

: говорить, акцентировать, рифма, громкий, тон, резонировать, звук, монотонный, глухой, звонок, спрашивать, ударение, внятный, слышать, дискуссия, заявлять, делать замечание, слушать, звенеть, замолчать, неразговорчивый, вокальный, звучать, голос, говорит, тишина, диссонанс, созвучный, гармоничный, пронзительный, тихий, немой.

Кинестетические

: хватать, вручать, контактировать, толкать, тереть, жесткий, холодный, шершавый, взяться, сдавить, взять, напрячься, осязаемый, ощутимый, напряжение, твердый, мягкий, нежный, зажимать, держать, задевать, сносить, тяжелый, гладкий.

Нейтральные

: решать, думать, помнить, знать, медитировать, понимать, намереваться, осознавать, оценивать, учить, мотивировать. Изменять, сознательный, относиться.

Визуальные выражения:

  • Я вижу, что Вы имеете в виду.
  • Я внимательно рассматриваю эту идею.
  • Мы смотрим глаза в глаза.
  • Я имею смутное представление.
  • У него слепое пятно.
  • Покажите мне, что Вы имеете в виду.
  • Вы посмотрите на это – и рассмеетесь.
  • Это прольет немного света на существо вопроса.
  • Он смотрит на жизнь сквозь розовые очки.
  • Это прояснилось для меня.
  • Без тени сомнения.
  • Смотреть скептически.
  • Будущее выглядит светлым.
  • Решение возникло перед его глазами.
  • Приятное зрелище.

Аудиальные выражения:

  • На той же длине волны.
  • Жить в гармонии.
  • Говорить на тарабарском языке.
  • Пропускать мимо ушей.
  • Звонить в колокол.
  • Задавать тон.
  • Слово за слово.
  • Неслыханный.
  • Ясно выраженный.
  • Давать аудиенцию.
  • Держать язык за зубами.
  • Манера говорить громко и отчетливо.

Кинестетические выражения:

  • Я связался с вами.
  • Я ухватил эту идею.
  • Задержаться на секунду.
  • Я своей печенкой чувствую это.
  • Человек с холодным сердцем.
  • Хладнокровный человек.
  • Толстокожий.
  • Руки чешутся.
  • Пальцем не тронуть.
  • Палец о палец не ударил.
  • Твердое основание.
  • Загореться желанием.
  • Не хватать звезд с неба.
  • Плавно регулировать.

Ежедневно уделяйте некоторое время тому, чтобы слушать свою и чужую речь, игнорируя содержание, а обращайте внимание только на сенсорно-определенные слова, специфические для сенсорного опыта. На первых порах это будет требовать некоторого сосредоточения, но вскоре необходимость в этом отпадет, и вы научитесь автоматически распознавать паттерны репрезентативных систем

Репрезентативная система человека

Для начала следует напомнить, что под репрезентацией следует понимать процесс представления и выражения определённого опыта (мыслей, идей и т.п.) человеком. А человек, получая информацию, поступающую к нему из внешнего мира, всегда опирается на свои органы чувств. Человеческое тело снабжено огромным количеством чувствительных рецепторов, которые являются единственным способом получать информацию. Если говорить проще, то весь опыт человека формируют следующие ощущения (модальности): зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и тактильные. Кроме них есть ещё и другие, но они играют второстепенную роль. Эти модальности и называются в НЛП репрезентативными системами.

Получая информацию при помощи наших органов чувств, мозг кодирует её и затем представляет в форме соответствующих данных, чувств и эмоций, даже малая часть которых способна вместить в себя целый диапазон всевозможных значений. И уже эти данные и значения человек оценивает и систематизирует. Вкратце, так происходит процесс восприятия. Но здесь следует учитывать главную пресуппозицию (истину, не подлежащую обсуждению) НЛП – «Карта не есть территория», где карта – это восприятие человеком реальности, а территория – это сама объективная реальность. Получается, что то, как человек воспринимает полученную информацию, имеет лишь субъективное значение, не отражая объективное положение дел. У каждого человека имеется своя карта, являющаяся основой его восприятия, и эта карта, в силу своей индивидуальности, никогда не станет отражением истины. Но зато, зная о том, что у каждого человека есть своя карта, можно успешно этим пользоваться, что, в свою очередь, позволяет понимать людей на более глубоком уровне и доносить информацию в таком виде, в каком она будет воспринята максимально точно. Можно также оказывать влияние на карту человека, тем самым, меняя её.

В общем, если говорить более конкретно, то, зная о карте человека и его особенностях восприятия, а также о своей карте и своих особенностях, можно максимально повысить уровень взаимопонимания с окружающими и сделать любую коммуникацию максимально эффективной, взаимовыгодной и продуктивной. И одним из главных способов воздействия на себя и других является именно общение на основе репрезентативных систем. О них мы и поговорим далее.

Репрезентативная система

Репрезентативная система— понятие, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира.

У  каждого из  нас  есть  несколько  различных  способов  репрезентации собственного взаимодействия  с  миром. Ниже описывается несколько конкретных репрезентативных  систем,  которыми каждый  из нас может воспользоваться для репрезентации собственного опыта.

У   нас  есть   пять  несомненных   чувств,   посредством   которых  мы соприкасаемся с миром  — мы видим, мы слышим,  мы  ощущаем, мы  обоняем, мы испытываем вкусовые ощущения. В придачу к этим сенсорным системам у нас есть еще языковая  система, которую  мы  также применяем,  чтобы репрезентировать собственный  опыт.  Свой  опыт мы  можем хранить в репрезентативной системе, которая  теснее  других  связана  с  каналом,  по  которому  этот  опыт  был воспринят.  В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на шесть категорий:

Визуальная система опирается на зрительные образы, на то, что человек видит. Визуалы обычно любят кино, у них зачастую хорошая память на лица, они замечают разные мелочи и детали, которые остальным могут показаться просто «фоном». Многие визуалы не испытывают проблем с правописанием, так как часто запоминают, как пишутся слова, не по буквам или согласно правилам правописания, а помнят их целиком, как иероглифы.

Аудиальная репрезентативная система опирается на слуховой канал информации и подразделяется на аудиально-тональную и аудиально-дигитальную подсистемы. Люди с аудиально-тональной подсистемой хорошо различают интонации, обладают хорошим музыкальным слухом. Носители же аудиально-дигитальной подсистемы улавливают, в первую очередь, слова, хорошо понимают устные инструкции.

Кинестетическая репрезентативная система опирается на такой канал информации, как осязание. Кинестетики зачастую выбирают максимально удобную и приятную к коже одежду, распространено мнение, что они любят со всеми обниматься, но это не так. Поскольку осязательный канал у кинестетиков – ведущий, им часто трудно дотронуться до неприятного им человека, даже просто, чтобы пожать руку, но к приятным им людям они достаточно часто прикасаются при разговоре – могут застегнуть не застегнутую пуговицу на собеседнике, стряхнуть пылинку или что-то поправить, что обычно кажется бестактностью не кинестетикам.

Олфакторная репрезентативная система опирается на обоняние, и поскольку она встречается реже, чем перечисленные выше, и знаний о ней у людей меньше, то часто ее относят к кинестетической. Олфакторы лучше всего чувствуют запахи, и приятный или неприятный, резкий запах может существенно отвлечь их от всего остального. Если человек при рассказе, допустим, о каком-то путешествии обязательно упоминает запахи – свежий морской воздух, запах кофе на туристической улочке старого города – или не может в принципе отвлечься от неприятного запаха, скажем, моющего средства для окон или пластика, то, скорее всего перед вами олфактор.

Густаторная система опирается на вкусовые ощущения. Так как она тоже достаточно редкая, не такая как олфакторная, но куда реже аудиальной, ее часто относят к кинестетической. Обладатели этой репрезентативной системы запоминают, в первую очередь, вкусовые ощущения, зачастую именно эти люди ездят в гастрономические туры по странам и в их воспоминании о детстве почетные места занимают бабушкины пирожки и манная каша с комочками из детского сада.

Дискретная репрезентативная система опирается на логическое осмысление полученной извне информации. Часто ее вообще отказываются считать таковой, ведь она опирается не на конкретные сигналы из внешнего мира, а на собственные умственные построения. Обычно такие люди воспринимаются другими как немного «оторванные от реальности», но обычно они очень практичны, хорошо понимают свои потребности, любят все «раскладывать по полочкам» и алгоритмизировать, оптимизировать неприятные или неинтересные им процессы для того, чтоб упростить и ускорить их выполнение.

Как видите, не все так просто в психологическом делении человека на типажи. И, как правило, оно не ограничивается четкими рамками – каждый человек многогранен и несет в себе определенную долю любого из перечисленных типов.

Репрезентативные системы

Если разобраться в том, как человек воспринимает информацию, получаемую от других людей, то можно найти в этом вопросе очень много нюансов и особенностей. То, что эффективно при общении с одними людьми, может оказаться совсем неэффективным при общении с другими. Кто-то понимает нас с полуслова, а до кого-то мы можем пытаться «достучаться» очень и очень долго, и часто попытки так и останутся безуспешными. В то время как одни гадают над тем, почему же их взаимодействие с окружающими не приносит желаемого результата, другие применяют в своей повседневной жизни знания о репрезентации информации, т.е. о тех особенностях, которыми отличается преподнесение и восприятие разными людьми. В двух наших предыдущих уроках мы познакомили вас с базовыми техниками нейролингвистического программирования. Но они касались именно языкового аспекта этого направления практической психологии. И было очень немного сказано о воздействии нейропроцессов на психику и восприятие человека. Представленный урок посвящён именно этой теме.

Из данного занятия вы узнаете о том, что такое репрезентативные системы, и какую роль они играют в НЛП, а также о том, какие существуют способы передачи опыта и виды систем восприятия (визуальная, аудиальная, кинестетическая и другие). В статье будут представлены и способы определения ведущей модальности (основной репрезентативной системы) у человека, включающие в себя различные методы диагностики, такие как тесты, специальные вопросы, наблюдения и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector