Научная коммуникация

Как журналисты начали писать о науке?

Случилось, это, конечно, уже довольно давно. Отматывая временную ленту назад, мы попадаем в начало XIX века. Тогда интеллектуальным центром цивилизованного мира был Лондон. Наука становилась очень хайповой темой. Учёные активно просвещали обычных людей о своих открытиях, в воздухе витал дух ментальной революции. В 1831 году Британская ассоциация по распространению научных знаний собрала первую встречу, на которой был принят основной постулат этой организации — содействие развитию науки и работа по привлечению национального внимания к ней. В этом же году ассоциация по сути провела первую конференцию, где собирались учёные из различных областей и обменивались друг с другом и с общественностью результатами исследований. Наука становилась публичной. На лекциях ведущих исследователей всегда был аншлаг. Это рождало информационные поводы, которые с удовольствием подхватывала пресса.

В 20-м веке, в Великобритании возникло движение, целью которого было решение проблемы слабой общественной осведомленности о научной деятельности. Называлось оно Public Understanding of Science. Тогда оно обозначило основные негативные последствия такой ситуации. Как выяснилось, недостаток знаний у общества о науке приводит к:

  • кадровому дефициту в научной и технологической отрасли, а значит замедлению экономического прогресса;
  • невозможности населения принимать взвешенные демократические решения о научной сфере;
  • культурному обеднению общества.

Что решили со всем этим делать тогда, в прошлом веке? Был создан Комитет общественного понимания науки (Committee on the Public Understanding of Science, или COPUS). Одним из проектов этого Комитета стала практика ученых оформляться в качестве стажеров в медиа, где они могли учиться у журналистов писать о науке доступным и интересным языком.

Развитие межкультурных и научных связей

Существует необходимость совершенствования форм и содержания межкультурной научной коммуникации. Современные народы активно используют чужой национальный опыт во всех сферах жизни и так же активно предоставляют собственный для изучения и использования.

Межнациональное общение — это одно из средств познания мира, но достаточно сложное, так как связано с разницей в традициях, с личными представлениями (не всегда объективными) о людях другой национальности, с особенностями понимания и толкования языковых кодов.

Межкультурная научная коммуникация занимается проблемами общения научных кадров разных стран, популяризацией отечественной науки во всем мире. Молодые люди выезжают за границу для обучения в престижных вузах и затем, возвращаясь на родину, внедряют в жизнь новейшие достижения мировой науки, рассказывают о культуре других народов.

Научная коммуникация — это общение ученых разных стран на личном и общественном уровне, обмены кадрами между вузами, стажировки, научные конкурсы, совместные научные разработки, издание печатных материалов. Перед субъектами культурной и научной коммуникации встает задача овладения иностранными языками с учетом их смысловых конструкций. Это поможет избежать искажений смысла при переводе устного или письменного текста с одного языка на другой.

Понятие об уровнях коммуникации

Этот вопрос по-разному рассматривается в научной литературе. Одни авторы определяют уровень коммуникации по числу участников процесса: межличностный, в малой группе или массовый. Другие (Конецкая В. П., 1977 г.) — по способам общения:

  1. Знаковый, или семиотический уровень — передача информации с помощью общепринятых условных знаков, воспринимаемых зрительно, на слух. Например, венки у памятников героям — знак уважения и памяти о них; изображение солнца в прогнозе погоды обозначает солнечный день; сирена на переезде предупреждает о приближающемся поезде.
  2. Словесный, или лингвистический. Слово — устное или письменное — главный способ общения людей.
  3. Межъязыковой, или металингвистический уровень коммуникации. Характерен для научной области, где преобладает употребление специальных терминов, понятных узкому кругу людей.
  4. Околоязыковой, или паралингвистический уровень. Информация передается с помощью не словесных средств и их сочетаний: жест, движение, взгляд, междометия, высота голоса и пр. Они могут использоваться намеренно и неосознанно для большего воздействия на собеседника.
  5. Искусственный (синтетический) уровень. Передача экспрессивной информации с помощью разнообразных визуальных и невизуальных видов искусства — кино, графики, музыки и пр. Ее цель — формирование эстетических и нравственных чувств, переживаний, знаний.

На практике происходит не изолированное, а смешанное использование этих способов, форм коммуникации с целью компактной передачи и максимально понятной для объекта информации.

Что люди думают о науке

В прошлом году Институт современных медиа совместно с телеканалом «Наука» провел телефонный опрос среди 1600 человек на тему того, какие ассоциации у них вызывает российская наука. 42% респондентов ответили, что никаких ассоциаций она у них не вызывает. При этом 11% от всех опрошенных (это каждый десятый) дали еще и негативные оценки: «отчаяние», «все в упадке», «в России нет науки». Как у людей вообще формируется образ науки? В первую очередь, они составляют его на основе информации, которую получают из СМИ. Однако журналисты не всегда хорошо понимают научную повестку. И вместо того, чтобы писать о конкретных достижениях, генерируют новости о каких-то кадровых перестановках в университетах, о размере финансирования отраслей науки и т. п.

Почему между медиа и научным сообществом происходит недопонимание? Да все просто – в науке без пол-литра не разберешься. «Пол-литра» в данном случае означают огромное количество часов, потраченных на прочтение и перечитывание книг и статей.

Язык науки действительно непрост для уха неспециалиста. Он содержит множество терминов, которые невозможно чем-то заменить, иначе вы утратите саму суть сообщения. Получается, что нужно либо закопаться в словарях, либо оставить в покое попыки просвещения. Но есть и третий вариант: прочесть «перевод» научной информации на человеческий язык, который сделает кто-то другой (читай: закопается в словарях). Лучшими переводчиками являются научные журналисты. Люди, которые занимаются осмыслением исследований постоянно, и со временем становятся подкованными в этой области.

Коммуникация внутри научного сообщества

Профессиональные научные общества обладают необходимыми информационными и организационными ресурсами, которые позволяют им привлечь специалистов к работе над наиболее значимой проблемой и продвигать научные идеи и разработки внутри научных кругов. На данном этапе внутренней научной коммуникации происходит обмен информацией между членами научного сообщества, а также оформление научной идеи в соответствие с научным методом и научными критериями в научную литературу

На данном этапе при научной коммуникации используется научный стиль языка, особое внимание уделяется эмпирической части работы.
Форматом научной коммуникации внутри научного сообщества являются:
а) непосредственные связи — личные беседы, очные научные дискуссии, устные доклады, семинары; б) связи, опосредствованные техническими средствами тиражирования информации, — публикации научных журналов, реферативных журналов, монографий; в) научные конференции, конгрессы, научно-технические выставки.

Средством научной коммуникации внутри научного сообщества являются системы указателей научных ссылок, например Web of Science (Индекс цитирования научных статей) с тремя базами (Индекс цитирования естественных наук Science Citation Index (SCI), Индекс цитирования социальных наук Social Science Citation Index (SSCI) и Индекс цитирования в гуманитарных науках, литературе и искусстве Arts and Humanities Citation Index» (AHCI)). Данная система была создана в 1961 году в институте научной информации (Филадельфия, США). Система WoS включает в себя библиографическую информацию о текущих публикациях и сведения об их авторах, ссылки, указанные в этих работах. Система позволяет осуществить поиск информации, определить связи между публикациями, проанализировать динамику развития науки.

Социальная коммуникация: критерии классификации

Отправителем информации, как и ее получателем, может быть не одно лицо, а группа лиц, коллектив, организация, общество. Объем коммуникационного процесса бывает небольшим (прохожие поздоровались друг с другом) и масштабным, глобальным, охватывающим много стран (решение территориальных притязаний).

Это определяет следующие уровни социальной коммуникации:

  1. Аутокоммуникационная — общение со своим «Я». Человек наедине с собой познает, оценивает собственные возможности и способности.
  2. Интерперсональная — межличностное взаимодействие двух или нескольких лиц.
  3. Групповая коммуникация, отличающаяся количеством участников и содержанием общения (деловое, дружеское и пр.) в различных вариантах: индивида с группой,членов одной группы между собой, членов различных групп.
  4. Личностно-групповая (лектор — аудитория).
  5. Публичная — касается социальных проблем и интересов. Как правило, это общение представителей властных структур с народом, работников сферы торговли, обслуживания, образования, культуры с клиентами.
  6. Межгосударственная — коммуникации между государствами на дипломатическом уровне по вопросам войны и мира, культурного обмена, торговли, науки и пр.
  7. Глобальная охватывает громадные территории Земли, обеспечивает межнациональное общение ее населения.
  8. Массовая коммуникация.
  9. Организационная осуществляется между иерархическими уровнями управленческой пирамиды.

Массовая коммуникация направлена на большие аудитории и исходит от различных субъектов, имеющих свои цели, средства и способы воздействия на сознание населения.

История развития научной коммуникации

Республика ученых, или невидимый колледж

Начиная с XVII века в Европе формируется практика научной коммуникации, основанной на личных связях и закрепляемой личными встречами, обменом письмами. Деятельность неформальных сообществ наиболее образованных людей Европы, которые вошли в историю под такими названиями, как «Невидимые колледжи» (Незримая Коллегия) (термин ввел Роберт Бойль, 1646 год), или «Республика писем» (впервые у П. Бейля, 1684 год), а позже — «Республика ученых» (М. Мерсенн, который был добровольным распространителем научной информации, организатором научной переписки с 78 корреспондентами в разных странах). Республика ученых объединила таких интеллектуалов Нового времени, как Ф. Бэкона и Г. Галилея, И. Ньютона и Р. Декарта, Б. Паскаля, Р. Бойля, Г. Лейбница, М. Мерсенна и др.
Роль научной коммуникации этого периода заключалась в координации научной информации, ее трансляции с помощью переписки и периодических изданий, ее внедрении в образовательный процесс.

Дерек Джон де Солла Прайс выдвинул гипотезу о «невидимых колледжах» — самоорганизующихся коммуникативных объединениях исследователей, работающих над новой перспективной проблематикой; это группы учёных, работающих одновременно над одним кругом проблем в разных организациях и странах. Консолидация ученых в «невидимом колледже» кратковременная: на период решения конкретной научной задачи.

Переход к открытой науке

На рубеже XIX—XX веков наблюдается рост интереса широких масс к научным достижениям и науке как таковой. Общество переходит к идеалу доступной, открытой науки. Это обусловлено несколькими причинами: во-первых, появились новые формы взаимодействия между субъектами в рамках научного сообщества. Наука вышла за рамки традиционных научных центров (университетов), стали появляться независимые научные лаборатории, повысился уровень ответственности ученого перед обществом

Во-вторых, в эпоху информационного общества возрастает важность информирования общества. Наука вынуждена взаимодействовать с другими подсистемами общества, так как это необходимо для ее существования.
В 1970-е года Юрген Хабермас отмечает, что средствами осуществления научной коммуникации становятся средства массовой информации (СМИ)

СМИ соединили внутренний и внешний этапы научной коммуникации, стали важным инструментом популяризации науки.

Каналы научной коммуникации

Обмен научной информацией осуществляется различными путями.

  1. Личные, непосредственные, связи — беседы, доклады и дискуссии, письма. Происходит очное обсуждение проблемы, совместный поиск новых научных аспектов.
  2. Тиражирование, распространение научных знаний в специальных журналах, книгах — опосредованный обмен научными данными.
  3. Связи смешанные: на конференциях, научных выставках, презентациях используются и личное общение, и обмен научными публикациями, материалами, демонстрация опытов, их обсуждение, оценка.
  4. Научно-технический прогресс дал возможность общаться ученым с помощью телефона, Интернета.

Их контакты по характеру бывают официальными, формальными, адресными, межличностными и, наоборот, неофициальными, неформальными, безадресными, безличностными. Современные научные коммуникации предоставляют ученым широкие возможности для профессионального общения.

Задачи

Потребности людей в информации удовлетворяются посредством массовой коммуникации — деятельности, имеющей свои функции, собственную систему знаний, приемы, нормы и правила, средства.

Основными задачами массовой коммуникации являются:

  • просветительская;
  • регулирующая — формирование общественного сознания и связей индивида и общества;
  • контрольная — надзор за различными процессами в социуме, пропаганда желательных норм поведения;
  • культурфилософская, или культурологическая — ознакомление с традициями, наследием, достижениями в области искусства, развитие интереса к творчеству.

Действуя на всех уровнях коммуникации, массовая коммуникация посредством убеждения, просвещения, внушения через СМИ формирует общественное мнение, организует социальную деятельность как индивидуальную, так и различных групп населения.

Какие функции выполняют письменные сообщения?

Прежде всего, это документальное фиксирование информации. Таким образом, письменный документ, прежде всего, выступает как инструмент деловых взаимоотношений. Но он выполняет и другие функции — отбора и представления информации, передачи информации на расстояние, накопления и хранения информации, доказательства (при необходимости может служить свидетельством в судопроизводстве), учета (с реквизитами, позволяющими идентифицировать информацию), планирования (при ведении сложных и трудоемких дел).

Преимущества письменных коммуникаций

В чем заключаются преимущества письменных сообщений по сравнению с другими видами бизнес — коммуникаций?

Преимущества письменных сообщений достаточно очевидны и тесно связаны с их традиционным назначением:

с их помощью фиксируется информация, на которую можно сослаться впоследствии;
одно и то же сообщение можно отправить одновременно многим людям
они позволяют планировать, отбирать и правильно оформлять Ваши мысли;
играют ведущую роль в передаче важной и официальной информации
могут служить средством передачи конфиденциальной информации;
позволяют четко сформулировать и согласовать определенные договорные условия;
служат прекрасным средством для поддержания деловых и личных взаимоотношений;
обеспечивают постоянный «информационный след» сообщения, так как могут храниться получателем и просматриваться им на досуге.

Основные недостатки письменных коммуникаций

По сравнению с современными коммуникационными каналами, письменные сообщения обладают и рядом недостатков, таких как:

  • однонаправленность. В отличие, например, от телефонного разговора получатели письменных сообщений не могут в срочном порядке потребовать пояснения или дополнительной информации. Поэтому Ваше письменное сообщение должно быть ясным и исчерпывающим. Старайтесь предвосхитить вероятные вопросы и пояснить все то, что получатели вряд ли поймут иначе.
  • затраты времени и средств на подготовку сообщения. Чтобы подготовить хорошее письменное сообщение Вам потребуется время не только на то, чтобы сформулировать свои мысли, но и на то, чтобы грамотно их оформить в соответствии с общепринятыми правилами. Кроме того, практически каждый вид письменных сообщений потребует определенных затрат на бумагу, дизайн, типографские работы или ксерокопирование, услуги почтовой рассылки и т.д.
  • задержка по времени между отправкой и получением. Письма явно не годятся для неотложных сообщений, поскольку на их доставку уходит определенное время. Как отправитель, Вы не всегда знаете, прочитал ли адресат Ваше письмо. Когда важен быстрый ответ, лучше рассматривать комбинацию телефон плюс факс или электронная почта.
  • «что написано пером, не вырубишь топором». Оборотной стороной известной пословицы является то, что Вам будет невозможно вернуть попавшие в письмо неточности, поспешные или непродуманные обещания, обидные замечания или сиюминутные эмоции. А если речь идет о плохо проработанном коммерческом контракте, несоблюдение его условий может повлечь за собой самые печальные последствия для Вас и Вашего бизнеса!

Полезные советы

1. Коммуникация в бизнесе — это в основном ваше общение с другими людьми.

2. Чтобы общаться эффективно, необходимо правильно выбрать нужный вид коммуникации. 

Милехина Е. Стратегия письменных коммуникаций, 2004.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector