Развитие ребенка в 5 лет: что должен уметь делать

Содержание:

Психология воспитания детей 2 лет

Воспитание детей 2 лет — это не такое уж простое дело, как кажется на первый взгляд. Трудности, связанные с воспитанием малышей, неоднократно возникают у многих родителей. Малыш, которому исполнилось два года, зачастую доставляет родителям много хлопот своим упрямством, капризами, истериками. В этом возрасте кроха для своих родителей может стать «тяжелым испытанием». Маленький тиран нередко возражает взрослому, который в несколько больше него. Наиболее трудно приходится тем родителям, которые уверенны, что малыш должен их слушаться в любом случае. Нередко малыш 2 лет показывает свой характер, реагирует с раздражением, закатывает истерики, отвергает помощь взрослых, и родители зачастую не могут понять, что происходит с крохой.

У малыша в возрасте 2 лет хорошо развита двигательная функция и для него не существует таких мест, куда бы ни смог он дотянуться. Кроха уже лучше владеет своей речью и благодаря своим умениям он старается быть «самоуправляемым». Если взрослые будут понимать, что это лишь его физические достижения, то свою терпимость им легче будет проявить, чем предположить то, что он хочет специально вывести из равновесия своих родителей.

Психология воспитания детей до 3 лет — советы

Малышу следует задавать вопросы, на которые он может ответить или «да» или «нет», при этом взрослый должен быть готов принять оба эти варианта. Например, когда необходимо оставить с малышом игровую площадку, то следует сказать ему об этом так: «уходим через 5 минут». По истечении времени – следует приступить к действиям. Необходимо уверенно сказать: «пора идти», если ребенок противится, то требуется настойчиво увести его.

Следует давать крохе право на выбор – например, выбрать свой вариант одежды из предоставленных двух.

Психология воспитания детей до 3 лет включает гибкость в воспитании

Важно поддерживать любой выбор малыша и учить его с ответственностью относится к своему выбору. Например, если малыш голоден, но отказался от еды, то не стоит категорически настаивать на приеме пищи именно в этот момент, следует просто отставить в сторону еду

Малыш обязательно вернется к предложенной пище. Если взрослые будут придерживаться данных советов, то трудный возраст двухлетней крохи пройдет незаметно.

Развитие ребенка 5 лет: занятия и общие рекомендации

Родителям стоит уделять большое внимание занятиям с малышом. Лучше всего составлять список занятий на неделю и не пропускать их

Это поможет малышу выработать усидчивость и приведет к хорошему результату. Вы сразу заметите, насколько бурно идет развитие вашего ребенка. Не стоит впадать в крайности и перегружать малыша. Если он ходит в детский сад, то в день будет достаточно одного занятия.

Развивающие занятия для детей 4-5 лет могут быть представлены следующим образом:

  • штрихование картинки;
  • дорисовка картинки по пунктирным линиям;
  • отгадывание загадок;
  • обобщение предметов и выявление лишнего;
  • нахождение отличий на двух кажущихся одинаковыми картинках;
  • составление картинок из пазлов;
  • обучение грамоте и письму.

Конечно, каждый малыш является личностью, и его развитие может отличаться от сверстников. Но в любом случае родители должны сделать все, чтобы драгоценное время не было потеряно, и каждый новый день наполнялся для ребенка интересными занятиями и открытиями.

Физическое развитие ребенка в 6 лет

Для того, чтобы оценить физическое развитие шестилетки используют различные тесты. В этом возрасте четко видна разница между строением тела мальчика и девочки. На рост и вес детей влияют следующие факторы:

  • Питание
  • Наследственность
  • Гормональные особенности организма
  • Физические нагрузки
  • Продолжительность сна
  • Психологическая обстановка в семье
  • Пол ребенка
  • Климатические и географические условия проживания
  • Этническая принадлежность.

Темпы роста в 6 лет ускоряются, дети вырастают приблизительно на 5-6 см, их вес увеличивается на 2,5-3 кг. На протяжении года они растут неравномерно, весной и летом быстрее, осенью и зимой медленнее. Такая тенденция сохраняется до пубертатного периода. Мальчики могут вытягиваться чуть быстрее девочек. Заметна разница физического развития и в активности детей. Мальчишки более подвижны любят спортивные игры. Для девочек характерна усидчивость, лучшее развитие мелкой моторики, у них больше проявляются творческие способности.

Шестилетки прекрасно владеют своим телом. Они быстро бегают и прыгают, даже на носочках и на цыпочках. Катаются на двухколесном велосипеде, легко преодолевают препятствия, взбираются на возвышенности и лазают по гимнастической стенке. Способны выполнять сложные упражнения, проявляют настойчивость в освоении новых трюков.

Самое время отдать малыша на спортивную секцию или танцы. Это укрепит его здоровье перед школой, поможет достичь физического совершенства. Детки охотно посещают кружки, там они могут вдоволь двигаться, общаться со сверстниками. Ведь сейчас они начинают отдаляться от родителей и активно вливаться в общество.

Мелкая моторика рук хорошо развита

Мелкая моторика рук на шестой год жизни значительно совершенствуется. Дошкольник складывает сложные конструкторы, пазлы, хорошо рисует. Он может создавать интересные поделки из бумаги, ткани и других материалов. Лепит из пластилина фигурки, максимально приближенные по форме и внешнему виду к реальным. Знает, как надеть бусинки на ниточку, пробует пришивать пуговички.

Распорядок дня малыша

В 5 лет  необходимо приучать к порядку в доме. Особенностью этого возраста считается то, что большинство детей с удовольствием спешат на помощь взрослым, например, пыль протереть, убрать игрушки, помыть посуду. Именно поэтому в список дел на день нужно обязательно включить уборку. Для этого придется ограничить время на игры и развлечения. Если малыш ходит в секции или кружки, тогда это стоит учесть, а вот время, затраченное на дорогу до этих мероприятий можно чем-то заполнить, например, разучивать стихи или просто рассказать что-то новое. В режим необходимо включить четырех разовое питание и дневной сон, длительностью от 1,5 до 2 часов в день, игры и прогулки.

Преступление и наказание, любовь и ласка

Дети в 5 лет, особенно мальчики, склонны к шалостям, пререканиям, отступлению от правил, которые кажутся родителям несомненными. Это возрастная особенность. Ребенок уже в достаточной мере владеет речью, чтобы отстаивать права, которые, как ему кажется, он получил, вступив в определенный возраст. Это особенно проявляется, если ребенок один в семье, и взрослые расходятся во взглядах на его поведение. Там, где папа считает наказание справедливым, мама и бабушка вступаются, утверждая, что он еще совсем маленький. Особенно тяжелые ситуации возникают, когда взрослые вступают в споры о взглядах на воспитательный процесс, переходя к взаимным оскорблениям при ребенке.

Это не означает, что наказывать мальчика следует за малейшую провинность, но излишняя мягкость, равно как и излишняя суровость, часто приводит к обратному результату. В этом возрасте наказание необходимо, но, прибегая нему, следует помнить о некоторых условиях.

  • Наказание необходимо, если до этого ребенок уже совершал подобные действия и ему неоднократно, мягко и доступно разъясняли, почему так делать не следует. Наказание не должно быть физическим, потому что это иногда травмирует не только психику. Лучше лишить чего-то, что ощутимо подействует, например, возможности поиграть в компьютерную игру или давно ожидаемого похода в зоопарк, цирк.
  • Процесс должен осуществляться без участия посторонних. Если на него пожаловались на улице, лучше увести ребенка домой и поговорить там, где он не будет подвергаться публичному унижению. Это актуально даже в тех случаях, когда проступок значительный.
  • Мера воздействия не должна касаться жизненно необходимых вещей. Нельзя наказывать лишением ужина, сна, отбирая одежду, заставляя испытывать унижение и беспомощность. Лучше попросить ликвидировать последствия сделанного, например, извиниться перед родным или близким человеком.
  • В этом возрасте следует прививать понятие о половой принадлежности и связанных с ней обязанностях. За проступки по отношению к девочкам или женщинам наказание следует проводить с подробным разъяснением недопустимости их повторения.

Мальчик 5 лет может получить непоправимую психологическую травму в результате несправедливого наказания, если не дать ему возможности оправдаться. В этом возрасте родителям следует как можно больше разговаривать с ребенком, чтобы он чувствовал в них друзей, людей, которым можно рассказать о своих проблемах, поделиться наболевшим.

Занятия для развития памяти

Не расстраивайтесь, если ваш малыш плохо запоминает стихи или картинки. Память нужно тренировать каждый день, и результаты не заставят себя ждать. Имейте в виду, что малыш может запоминать около пяти предметов за один раз. Поэтому в качестве тренировки хорошо подходит игра, в процессе которой вы показываете ребенку картинку с несколькими предметами. Он разглядывает ее в течение минуты, затем картинка убирается, а малыш должен назвать все, что он запомнил.

Хорошо тренируют память игры на ассоциации. Вы должны подобрать две картинки, связанные общим смыслом, и показать их малышу. К примеру, на одной картинке изображен цыпленок, а на другой курица. После нескольких чередований таких картинок (не более трех пар) вы показываете ему только одно изображение из пары. Ребенок должен вспомнить и назвать вторую картинку.

10 принципов развития ребенка 5–6 лет

Я – Родитель предлагает вам десять принципов воспитания ребенка (http://www.ya-roditel.ru/parents/base/) в возрасте от пяти до шести лет, которые помогут ему успешно преодолеть сложности данного этапа развития.

1. Начинайте готовить ребенка к обучению

С пяти лет ребенок может и хочет систематически учиться. Для того, чтобы в будущем малышу было легче адаптироваться к школе, постарайтесь организовать регулярные обучающие занятия для ребенка. Это могут быть как развивающие занятия с педагогом с обучением грамоте и основам математики, так и домашние уроки вместе с родителями. Не стоит относиться к занятиям так же серьезно, как в школе, – обучение проводится в более легкой и игровой форме, однако оно способствует формированию привычки к регулярному получению и усвоению знаний.

2. Формируйте навык концентрации внимания

Пяти-шестилетка еще очень нуждается в игре, он не умеет в нужной мере контролировать свое внимание и отвлекается на внешние раздражители. Задача родителей – постепенно, в игровой форме, помочь ему сформировать навык удержания внимания на одной задаче с целью довести ее до завершения

3. Расширяйте кругозор ребенка

Доказано, что в пять лет ребенок способен запомнить максимальный объем информации. Именно сейчас он начинает активно интересоваться окружающим миром. Взрослым стоит поощрять этот интерес: читайте с малышом энциклопедии об окружающем мире, посещайте музеи и выставки, рассказывайте о том, что знаете сами.

4. Тренируйте память

Пока у малыша в большей степени функционирует непроизвольная память, он хорошо запоминает только то, что ему интересно. Нужно тренировать и память произвольную: учить стихи, пересказывать рассказы, играть в игры на запоминание.

5. Следите за развитием речи

Родителям важно обратить внимание на то, насколько четко ребенок произносит звуки, связна ли его речь, может ли он четко выразить свои мысли. При появлении проблем стоит обратиться к логопеду: сейчас самое время для коррекции речевых нарушений. Лучше устранить все проблемы до школы, чтобы они не стали причиной трудностей в обучении и общении со сверстниками

Лучше устранить все проблемы до школы, чтобы они не стали причиной трудностей в обучении и общении со сверстниками.

6. Начинайте учить чтению

Многие дети, с которыми часто занимались, уже сами проявляют интерес к грамоте. Необходимо больше читать ребенку, выбирая яркие и интересные книги. Читая, посадите ребенка так, чтобы он видел текст: водите пальцем по строкам или используйте закладку для чтения. Так закладывается связь между звучанием слов и их написанием.

7. Играйте в сюжетно-ролевые игры

В пять-шесть лет ребенок начинает придавать значение правилам игры и соблюдать их. Также в этом возрасте начинает бурно развиваться фантазия. Поэтому важна осмысленная игровая деятельность. Если ребенок не ходит в детский сад, он обязательно должен регулярно проводить время вместе со сверстниками: сейчас он особенно нуждается в обществе детей того же возраста и совместных, так называемых, свободных играх.

8. Развивайте таланты ребенка

Старший дошкольный возраст – самый плодотворный возраст для занятий рисованием, музыкой, конструированием. Если вы не сделали этого раньше, то теперь самое время выбрать малышу кружок по интересам. Хорошо, если родители найдут время и для домашних занятий: ребенок уже может вырезать ножницами, самостоятельно делать аппликации, рисовать, лепить.

9. Привлекайте ребенка к трудовой деятельности

С возраста пяти–шести лет ребенок уже готов к осмысленной трудовой деятельности. Нужно понемногу приучать его к домашнему труду, пусть у него будут свои обязанности по дому.

10. Подавайте детям хороший пример

Родители по-прежнему остаются для ребенка главным авторитетом. Одновременно он приобретает способность анализировать и оценивать их поведение, подмечать особенности взаимоотношений между взрослыми. Поэтому грамотное поведение родителей и позитивные отношения в семье станут залогом полноценного развития и душевного здоровья ребенка.

Насколько самостоятелен будущий школьник?ПРОЙТИ ТЕСТ!

Екатерина Кушнир

Социально-эмоциональное развитие ребенка 2,5 лет

Сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды бодрствования.Проявляет специфические свойства: веселый, активный, неугомонный, шумный, любознательный, безразличный, спокойный, вялый, капризный и др.Может определить свое состояние. Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.Появляется долговременная эмоциональная память. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях — весело; при болезни — неприятно, плохо.Бывает эмоционально сдержан при указаниях: «нужно», «надо», «подожди» и др. (осознание ситуации на основе эмоционального опыта).Увлекается интересной игрой (трудно отвлечь). Эмоционально заинтересован. Спокойно выполняет знакомые действия.Неинтересные непонятные игры отвергает (трудно привлечь к действиям, если не заинтересовать).Огорчается, сердится на свои неудачи при выполнении малознакомого действия.Радуется, смеется при получении результата, выполняя знакомые действия.Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.Испытывает эмоциональное удовольствие (зарождение эстетических чувств), слушая знакомые музыкальные произведения, песни.Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения (один и с группой детей).Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.Начинает чувствовать красоту.Присущи тонкие эмоциональные состояния: нежность, любовь к ближнему, сочувствие, жалость, обида, зависть, тоска, радость, гнев (агрессия), боязнь, интерес к животному и растительному миру, явлениям природы.Нуждается в доброжелательном отношении взрослых, их положительной оценке.Сохраняется чувство привязанности к маме, папе, близким взрослым. Беспокоится при их уходе, но быстро успокаивается.Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для понимания ситуациях.Способен понять радость или печаль (огорчение) другого ребенка.Оценивает взрослых («плохой», «хороший») в зависимости от их эмоционально-индивидуальных черт характера и отношения к нему самому.Чувствует сильно- и слабохарактерных людей в семье. Ведет себя с ними по-разному (подчиняется или не слушается).Не всегда может оценить доброту или понять наказание.Настораживается при общении с незнакомыми взрослыми, но легко вступает в контакт при их доброжелательном отношении.Подражает малознакомым людям, ситуациям, если глубоко затронуты эмоции (игра в театр, в поликлинику и др.).

Что делать, если ребёнок неуправляем

В большинстве случаев неуправляемое поведение поддаётся контролю, хоть и с трудом. Посмотрим, что можно сделать в каждом конкретном возрасте:

1,5-2 года. Лучше с самого раннего детства составить список ваших требований к ребёнку и следить за их исполнением. В этом возрасте на ребёнка можно воздействовать любым методом, который работает: отвлечение яркой игрушкой или сладостью, интересной игрой. Малыш не кушает, не убирает игрушки – так будет продолжаться до тех пор, пока вы не измените отношение его к этим делам. Помните: не вы зависите от малыша, а он от вас. Для малышей должно работать правило «абсолютного запрета», которое надо строго соблюдать. Например, ни в коем случае не подходить к плите или утюгу.

3-4 года. В этом возрасте малыш учится быть самостоятельным, он всё хочет делать сам. Дети исследуют, что можно, а что нет. Если они хорошо себя ведут – родители одобряют их улыбками. Если нет – ничего страшного

Обратите внимание на то, что у малыша хорошо получается, и чаще хвалите его. С помощью поощрения можно изменить малыша в лучшую сторону

Задача родителей – не ругать (и ни в коем случае не бить) детей, а мягко направлять их, показывая, как вести себя хорошо.

6-7 лет. Это период интенсивного развития познавательных процессов ребёнка, а также вхождения в новый социум – в школу. Ребёнок начинает интенсивно учится, привыкает к новому режиму дня, пытается наладить отношения с одноклассниками. Родителям нужно быть внимательным к ребёнку, помочь включиться в учебный процесс, преодолеть коммуникативные трудности, поддержать.

9 лет и старше. Приблизительно в этом возрасте начинаются гормональные изменения, которые могут влиять на поведение ребёнка. Ученик растёт, меняются его интересы, он развивается физически и эмоционально. С подростками нужно работать особым способом, ведь им важна солидарность родителей, понимание. Воспитывайте в оптимистичном духе. Найдите общие увлечения, проводите вместе выходные. Будьте авторитетом для вашего ребёнка.

Смотрите видео, в котором психолог советует, как справиться с шалуном

Если родители будут работать не только над детьми, но и над собой, задумываясь о методах воспитания, то они достигнут успехов и преодолеют неуправляемость ребёнка.

Игра как метод общения с ребенком

Фокусировать свое внимание на чем-то одном долго ребенку трудно. Но его можно увлечь игрой на 10-15 минут (пусть это будет хотя бы пять минут)

При этом игра может быть просто занимательным способом потратить время, а может быть отвлекающим маневром, или способом донести до него важную мысль (мораль). Так в форме игры можно научить ребенка мыть руки или чистить зубы, выучить цвета или освоить основы этикета.

В этом возрасте малыш уже может быть режиссером игры. Следует дать ему роль главного, разрешить распределять роли и определять правила игры. Родители будет удивлены проницательностью и остроумием ребенка. Посредством игры можно сообщить малышу о социуме, он может примерить на себя роль доктора, учителя, повара и т. п.

Особенности развития ребенка трех лет и причины кризиса

Развитие нервной системы и моторики

К трем годам головной мозг ребенка уже достаточно развит, чтобы совершать несколько движений одновременно и координировать работу тела. Это самое большое достижение трехлетнего ребенка. Он начинает овладевать навыками различной деятельности, и то, чему он научится сейчас, останется с ним на всю жизнь. Активно развивается как крупная, так и мелкая моторика. Можно и нужно постепенно привлекать его к домашним делам, отдать в малышковую развивающую группу или детский сад.

Осознание своего «Я» и начало становления личности

Организм и психика в этот период активно развиваются: формируются речь, навыки игры, общения с другими людьми. Важнейший психический процесс этого периода — формирование собственного «Я». Основная причина кризиса состоит в том, что происходит качественный скачок в развитии, становление самостоятельной личности.

Изменения в поведении

Обычно этот этап жизни длится от нескольких месяцев до двух лет. Признаком приближающегося кризиса является узнавание себя в зеркале: если раньше карапуз говорил о себе в третьем лице, называя по имени — например, «Это Саша», то теперь говорит: «Это Я!» Основные симптомы того, что кризис уже начался:

  • негативизм;
  • упрямство и строптивость;
  • своеволие;
  • деспотичное поведение;
  • обесценивание взрослых;
  • истерики.

Главная фраза в это время — «Я сам».

Развивающие игры

Развиваем координацию и зрение

Игра 1. «Делаем бусы»

Игра направлена на развитие координации движений обеих рук, а также совершенствование зрительно-моторной координации.

Вам понадобятся:

10 крупных бусин (колёсиков от пирамидки или любых других деталей со сквозным отверстием), толстая леска или проволока, непрозрачный пакет.

План игры:

  • Сложите бусины в пакет и сядьте рядом с ребёнком, положив пакет за собой;
  • Покажите малышу леску, достаньте одну из бусин и медленно нанижите её на леску;
  • Достаньте из пакета вторую бусину и предложите ребёнку сделать то же самое;
  • Когда все бусины окажутся на леске, завяжите концы узлом и наденьте на шею ребёнка. Выразите своё восхищение получившимся украшением.

Родителям на заметку:

  • Если ребёнку понравится игра, можно постепенно уменьшать размер бусин для развития ловкости рук;
  • Не оставляйте малыша без присмотра с готовыми бусами, чтобы он не причинил себе вред, пытаясь надеть или снять их.

Режим питания ребенка 5 лет.

В этом возрасте ребенок очень подвижен, соответственно и питание должно быть более сбалансированным и восполнять потраченную в течении дня энергию.

Режим питания ребенка 5 лет имеет множество отличий от меню детей раннего возраста. Стоит постепенно приближать его к рациону взрослого человека. Но следует учитывать, что пищеварительная система еще не достаточно развита.  Из рациона следует исключить острую, пряную, горькую и очень жирную пищу

Консервы можно давать осторожно и как можно реже. Представим мнение экспертов

Специалисты считают, что норма питания составляет примерно 1980 ккал в день. Норма белков, углеводов и жиров должна быть в соотношении 1:4:1. Идеальное число приемов пищи в день – 4. Разрешается разнообразить меню самыми разными вкусами, пусть ребенок и дальше познает мир.

В весе дневной рацион питания ребенка 5 лет должен составлять примерно 1800 грамм полезных продуктов. Соответственно его надо разделить на количество приемов пищи.

Процесс переваривания у пятилетнего ребенка составляет примерно 3,5 часа, поэтому нормальный режим питания ребенка 5 лет выглядит так:

  • 8-00 завтрак — 25% от суточных колорий
  • 12-00 обед — 40% от суточных колорий
  • 15-30 полдник — 10% суточных колорий
  • 19-00 ужин — 25% суточных колорий

Ежедневно в меню должны присутствовать мясо. овощи , фрукты, сливочное масло. Рыбу и яйцо можно давать 2 раза в неделю. Раз в неделю можно побаловать ребенка пицами и бургерами.

Размер ребенка в 5 лет интересует родителей, когда они подбирают ему одежду. Разумеется, стоит знать размеры. Чтобы понимать, входит ли ваш малыш в норму. Статистика показывает следующие цифры:

  • рост от 104 до 113 см;
  • вес от 17 до 20 кг;
  • окружность головы от 51 до 53 см;
  • размер одежды 30-32.

Читайте: Ребенок 6 лет- что нужно знать об этом возрасте?

Немного о дружбе

Этот год содержит в себе формирование глубоких и, как показывает практика, фундаментальных понятий о дружбе. Девочки заводят себе подруг. В силу личностных особенностей ими могут быть несколько ровесниц или одна, но уж очень близкая. Привязанность к подруге, связанная с эмоциями, в этот период может быть очень сильной, и малышке стоит ненавязчиво пояснять и помогать выстраивать личные границы. Многие зададутся вопросом о том, зачем это надо, ведь они так прекрасно дружат и хотят быть вместе, играть и общаться. Да, это правильно, но бывают и другие ситуации. Нередко родители встречаются с тем, что их девочка страдает, так как ее лучшая подруга играет не только с ней, но и с другими. Это явление очень частое, ведь воспитание и характер у всех детей разные.

Чтобы помочь своему ребенку, нужно как можно чаще разговаривать с ним. Необходимо понять, что дочку обижает в отношениях с подругой, какие качества нравятся в ней. Отлично в этом возрасте действует сказкотерапия. Не стоит пугаться этого слова, терапия в переводе обозначает лечение, а лечение сказкой — это самый лучший вариант для детей дошкольного возраста.

Родителям стоит выбрать подходящую сказку (а лучше не одну) на тему дружбы. Знакомиться с ней необходимо поэтапно. Так, прочитав часть, стоит обсудить ее с ребенком: как он видит эту ситуацию, кто прав, а кто нет

Нередко родители сами сочиняют подобные сказки, но только важно избегать прямых и неприкрытых намеков на настоящую жизненную ситуацию ребенка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector