Структурные элементы конфликта: перечень

Основные элементы управления конфликтами

  • Диагностика – идентификация необходимых признаков конфликта;
  • Прогнозирование – обоснованное предположение о возможном возникновении и развитии конфликта;
  • Профилактика – организация производственных процессов, которая исключает или сводит к минимуму вероятность деструктивных конфликтов;
  • Урегулирование – согласие сторон или результат организованного побуждения или принуждения одного из противников к тому или иному способу действий, соблюдения определенных “правил игры” без устранения причин конфликта;
  • Разрешение – определение существующих разногласий и позиций участников, прекращения противостояния путем согласования интересов сторон, приводящие к устойчивому равновесию в отношениях, удовлетворяющему обе стороны.

Основные признаки наличия коллизийной ситуации

Для того чтобы охарактеризовать какую-либо ситуацию в качестве конфликтной, необходимо убедиться в наличии трех основных признаков. В том случае, если выделить характерные черты не удается или же они отсутствуют, называть событие или явление конфликтным не стоит. Например, далеко не каждый спор, ссора или же полемика относятся к данному типу социального взаимодействия. Иногда разногласия, особенно если люди стремятся к их обсуждению и достижению консенсуса, не имеют негативной окраски.

В ситуации должны присутствовать следующие отличительные структурные элементы конфликта:

  • биполярность;
  • активность;
  • субъект.

Под биполярностью понимаются оппозиционность, противопоставление или же иные разновидности противоречий, как правило, взаимосвязанных, относящихся к одному предмету интересов.

Активность в данном случае — это своего рода борьба с противоположной стороной. К примеру, в военных конфликтах – это непосредственные боевые действия, а в семейных – отъезд «к маме», подача документов на развод и прочее. В разногласиях, вспыхивающих между людьми внутри закрытых сообществ, к примеру, в школьном классе или рабочем коллективе, активность нередко принимает форму бойкотов, игнорирования.

Субъект – это сторона конфликта, как правило, его инициатор. Однако если сторона, на которую направлена активность инициатора, принимает ответные шаги в том же психологическом ключе, то она тоже становится субъектом. Таким образом, для создания конфликтной ситуации социального типа требуется минимум два субъекта, а для внутриличностного достаточно одного.

Чем отличается организационный конфликт?

Отличие этих разногласий от прочих заключается в том, что ситуация бывает вызвана спецификой деятельности организаций и ее особенностями.

Среди таких конфликтов выделяются:

  • внутренние или же дисфункциональные;
  • внешние, межорганизационные;
  • позиционные, связанные с расколами в коллективах.

Основные структурные элементы организационного конфликта не имеют отличия от прочих. Особенностью же является то, что в качестве субъектов неизменно выступают руководители как высшего, так и среднего звена и ведущие специалисты.

Как правило, все организационные конфликтные ситуации возникают в рамках одной из следующих систем:

  • организационно-технологическая;
  • экономическая;
  • микро-социальная.

Эти системы оказывают влияние на причины зарождения конфликтных ситуаций в организациях, но не на их структурную решетку и закономерности развития. Иными словами, конфликт, возникший между различными организациями или же развивающийся внутри одной из них, будет подчиняться тем же закономерностям, что и все прочие.

К примеру, возникший в рамках экономической системы конфликт может заключаться в недовольстве сотрудников оплатой труда. В этом случае люди могут устроить забастовку, саботировать рабочий процесс или же как-то иначе проявить свое недовольство. Эти действия являются не чем иным, как структурным проявлением активности. Разумеется, завершением или же исходом ситуации в рассматриваемом примере станет повышение заработной платы или же увольнение недовольных.

То есть организационные конфликты развиваются в соответствии с общими закономерностями, отличаясь от прочих только причинами зарождения.

Раздел II. Общая теория конфликта

3.2. Объект и предмет конфликта

Различия между объектом и предметом конфликта

Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта. Столкновение между индивидами или социальными группами не бывает беспочвенным, а происходит только в том случае, если его участники не могут “поделить” что-то между собой. Этим “что-то”, из-за чего субъекты конфликта вступают в противоборство, могут быть самые различные материальные и духовные ценности: собственность, власть, ресурсы, статус, идея и т.д.

Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, называется объектом конфликта.

Следует различать понятия “объект” и “предмет” конфликта. В общем смысле объектом конфликта можно назвать ту часть реальности, которая вовлечена во взаимодействие с субъектами конфликта. В отличие от этого предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.

1 Можно сказать, что конфликты возникают по поводу какого-либо объекта, но их сущность выражается в предмете конфликта. Поэтому и разрешение или урегулирование конфликта в первую очередь связано с устранением не его объекта, а его предмета. Хотя это не исключает того, что то и другое могут происходить одновременно. Более того, случается и так, что объекта конфликта уже нет, а противоречие между субъектами конфликта остается. Так, например, если премия, на которую претендовали служащие организации и из-за которой возникло противоборство, уже распределена или отменена, то вместе с этим в большинстве случаев исчезает и конфликт. Но может случиться так, что он будет продолжен, если конфликтные отношения между участниками спора зашли слишком далеко.

2 Важно также отметить, что объект конфликта может быть как истинным, реальным, так и потенциальным, ложным, иллюзорным. Люди вступают в борьбу не только за реальные материальные блага и ресурсы, но и утверждая и отстаивая призрачные идеалы и идеи

Но предмет конфликта всегда реален и всегда актуален. Борьба, являющаяся выражением противоречия между оппонентами, всегда реальна и порой ведется не на жизнь, а на смерть, даже когда отстаиваются утопические идеи.

3 Следующее различие между объектом и предметом конфликта состоит в том, что объект конфликта может быть как явным, так и латентным (скрытым). Но предмет конфликта — противоречие между его оппонентами всегда проявляется отчетливо. Родители могут не понимать, из-за чего вдруг на них обиделся ребенок, но они не могут не заметить самого факта этой обиды. Да и сам человек порой не представляет отчетливо, почему вдруг ему стало “не спокойно на душе”, хотя факт беспокойства налицо.

Характеристика объекта конфликта

1 Объект конфликта не существует сам по себе, безотносительно к его участникам. Для того чтобы какая-либо вещь, свойство или отношение сделались объектом конфликта, они должны быть вовлечены в процесс взаимодействия интересов и потребностей индивидов, социальных групп или общностей. Так, природа, ресурсы, машины и т. д. сами по себе еще не являются объектами конфликта. Таковыми они становятся лишь тогда, когда к ним начинают проявлять интерес, когда появляется желание их контролировать, использовать или присвоить.

2 Но и в этом случае конфликт может не возникнуть. Интерес является необходимым, но недостаточным условием конфликта. Например, если тех или иных природных ресурсов имеется в избытке, то по поводу них конфликта не возникает. Он возникает тогда, когда объект, вовлеченный в сферу интересов и потребностей социальных субъектов, имеется в ограниченном количестве или качестве и не способен удовлетворить в полной мере всех взаимодействующих сторон. Другими словами, объект конфликта становится таковым только тогда, когда он является дефицитным, недоступным для всех, кто на него претендует.

Структура конфликта: объект, предмет и участники

«Конфликтные ситуации – это норма жизни», – как писал Чарльз Ликсон, психолог из Америки. Он шутил: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс!».

Преподаватель-практик Н.В. Зуева из ГБПОУ ВО «Ковровский транспортный колледж» в своей презентации рассматривает структуру конфликта, разложив его на следующие составляющие:

  • стороны инцидента (участники);
  • предмет или объект инцидента;
  • мотивы столкновения;
  • позиции конфликтующих сторон;
  • образ ситуации раздора.

Все эти составляющие тесно связаны между собой и являют структуру любого разногласия.

Стороны инцидента

Участники конфликта бывают основными и второстепенными. Инициатор спорного момента входит в основной противоборствующий состав конфликта. Второстепенный состав включает в себя организаторов и разжигателей стычки.

Организаторы зачастую остаются в тени и помогают ситуации разгораться, привлекая дополнительных участников и снабжая инициатора информацией и необходимыми средствами. Сила инициатора и влияние зависят от его возможностей, связей и ресурсов.

Часть людей, поддерживающих инициаторов с каждой из сторон, образуют группы поддержки.

Внимание! Для решения конфликтных ситуаций без радикальных мер (насилия) привлекаются сторонние лица – судебные органы, арбитры или субъекты, имеющие весомый авторитет и объективный взгляд со стороны. По форме участников конфликта можно разделить на следующие виды:

По форме участников конфликта можно разделить на следующие виды:

  • отдельные граждане;
  • общественные группы;
  • организации;
  • государства.

Интересно. В результате конфликта, возникшего между государствами нацистского блока и странами антигитлеровской коалиции, 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Её участниками было 62 государства.

Предмет или объект инцидента

Предмет конфликта – это противоречие, возникшее из-за чего-либо между двумя сторонами.

Часто до сути раздора докопаться очень трудно. Даже в обычной бытовой ссоре, закончившейся насилием, следственные действия по установлению объекта инцидента занимают значительное время. Порой даже сами участники не могут точно определить объект конфликта, и это неверное понимание только осложняет ситуацию.

Главная черта, присущая объекту конфликта, – это ценность, которая бывает:

  • материальной;
  • духовной;
  • социальной.

Причину или повод разногласий также можно считать объектом конфликта.

Мотивы столкновения

К мотивам относят внутренние силы, которые побуждают стороны к появлению и дальнейшему разжиганию столкновения. Мотивы наполняют противостояние эмоциональной составляющей. Мотивами могут быть:

  • разного рода потребности: признание, обеспечение безопасности, причисление к определённой социальной принадлежности и т.д.;
  • личностные интересы и ценности;
  • убеждения и идеалы;
  • цели.

Кстати! Цель, как мотив, своей возможностью предполагаемого результата очень часто ужесточает борьбу. «Цель оправдывает средства!».

Позиции конфликтующих сторон

Они включают в себя то, что стороны предъявляют друг другу в ходе процесса разногласий. Это требования, обоснования и предъявление дополнительной информации.

Образ ситуации раздора

Это переживания втянутых в конфликт индивидов со всеми индивидуальными дополнениями и домыслами. Обе стороны, распалённые противостоянием, видят ситуацию такой, какой они хотят её видеть, а не такой, какой она является на самом деле. К этому образу добавляется и представление о среде, в которой развивается конфликт.

Субъективное восприятие инцидента

Ранги субъектов конфликта

Классификация рангов введена по силовым характеристикам субъекта. Самым слабым считается первый ранг, а самым сильным — третий. Именно силовая характеристика определяет границы конфликта и его сценарий. Итак:

  1. Первый ранг

Эти субъекты представлены частными лицами. Их противоборство чаще всего носит межличностный характер. В качестве силы используются аргументы на основе личной мотивации. Такие конфликты кратковременны, но ярко выражены.

2. Второй ранг

В этом случае участниками конфликта выступают социальные группы или объединения. Иногда интересы группы представляет частное лицо, но мотивировано оно интересами целого сообщества. В подобных ситуациях противостояние может длиться долгое время, а аргументами в спорах выступают силовые ресурсы большой группы людей, поддерживающих одну идею или преследующих единую цель.

3. Третий ранг

Субъектами конфликтной ситуации становятся общественные организации. Причем мотиватором действий и аргументом является надгрупповой интерес. Силы и ресурсы подобных участников конфликта постоянно пополняются, можно сказать, что они безграничны.

Хотелось бы уточнить, что ранги не являются статичными. На разных этапах проблемной ситуации субъекты могут иметь абсолютно разные ранги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector