Структурные элементы конфликта: перечень
Содержание:
Основные элементы управления конфликтами
- Диагностика – идентификация необходимых признаков конфликта;
- Прогнозирование – обоснованное предположение о возможном возникновении и развитии конфликта;
- Профилактика – организация производственных процессов, которая исключает или сводит к минимуму вероятность деструктивных конфликтов;
- Урегулирование – согласие сторон или результат организованного побуждения или принуждения одного из противников к тому или иному способу действий, соблюдения определенных “правил игры” без устранения причин конфликта;
- Разрешение – определение существующих разногласий и позиций участников, прекращения противостояния путем согласования интересов сторон, приводящие к устойчивому равновесию в отношениях, удовлетворяющему обе стороны.
Основные признаки наличия коллизийной ситуации
Для того чтобы охарактеризовать какую-либо ситуацию в качестве конфликтной, необходимо убедиться в наличии трех основных признаков. В том случае, если выделить характерные черты не удается или же они отсутствуют, называть событие или явление конфликтным не стоит. Например, далеко не каждый спор, ссора или же полемика относятся к данному типу социального взаимодействия. Иногда разногласия, особенно если люди стремятся к их обсуждению и достижению консенсуса, не имеют негативной окраски.
В ситуации должны присутствовать следующие отличительные структурные элементы конфликта:
- биполярность;
- активность;
- субъект.
Под биполярностью понимаются оппозиционность, противопоставление или же иные разновидности противоречий, как правило, взаимосвязанных, относящихся к одному предмету интересов.
Активность в данном случае — это своего рода борьба с противоположной стороной. К примеру, в военных конфликтах – это непосредственные боевые действия, а в семейных – отъезд «к маме», подача документов на развод и прочее. В разногласиях, вспыхивающих между людьми внутри закрытых сообществ, к примеру, в школьном классе или рабочем коллективе, активность нередко принимает форму бойкотов, игнорирования.
Субъект – это сторона конфликта, как правило, его инициатор. Однако если сторона, на которую направлена активность инициатора, принимает ответные шаги в том же психологическом ключе, то она тоже становится субъектом. Таким образом, для создания конфликтной ситуации социального типа требуется минимум два субъекта, а для внутриличностного достаточно одного.
Чем отличается организационный конфликт?
Отличие этих разногласий от прочих заключается в том, что ситуация бывает вызвана спецификой деятельности организаций и ее особенностями.
Среди таких конфликтов выделяются:
- внутренние или же дисфункциональные;
- внешние, межорганизационные;
- позиционные, связанные с расколами в коллективах.
Основные структурные элементы организационного конфликта не имеют отличия от прочих. Особенностью же является то, что в качестве субъектов неизменно выступают руководители как высшего, так и среднего звена и ведущие специалисты.
Как правило, все организационные конфликтные ситуации возникают в рамках одной из следующих систем:
- организационно-технологическая;
- экономическая;
- микро-социальная.
Эти системы оказывают влияние на причины зарождения конфликтных ситуаций в организациях, но не на их структурную решетку и закономерности развития. Иными словами, конфликт, возникший между различными организациями или же развивающийся внутри одной из них, будет подчиняться тем же закономерностям, что и все прочие.
К примеру, возникший в рамках экономической системы конфликт может заключаться в недовольстве сотрудников оплатой труда. В этом случае люди могут устроить забастовку, саботировать рабочий процесс или же как-то иначе проявить свое недовольство. Эти действия являются не чем иным, как структурным проявлением активности. Разумеется, завершением или же исходом ситуации в рассматриваемом примере станет повышение заработной платы или же увольнение недовольных.
То есть организационные конфликты развиваются в соответствии с общими закономерностями, отличаясь от прочих только причинами зарождения.
Раздел II. Общая теория конфликта
3.2. Объект и предмет конфликта
Различия между объектом и предметом конфликта
Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта. Столкновение между индивидами или социальными группами не бывает беспочвенным, а происходит только в том случае, если его участники не могут “поделить” что-то между собой. Этим “что-то”, из-за чего субъекты конфликта вступают в противоборство, могут быть самые различные материальные и духовные ценности: собственность, власть, ресурсы, статус, идея и т.д.
Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, называется объектом конфликта.
Следует различать понятия “объект” и “предмет” конфликта. В общем смысле объектом конфликта можно назвать ту часть реальности, которая вовлечена во взаимодействие с субъектами конфликта. В отличие от этого предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.
1 Можно сказать, что конфликты возникают по поводу какого-либо объекта, но их сущность выражается в предмете конфликта. Поэтому и разрешение или урегулирование конфликта в первую очередь связано с устранением не его объекта, а его предмета. Хотя это не исключает того, что то и другое могут происходить одновременно. Более того, случается и так, что объекта конфликта уже нет, а противоречие между субъектами конфликта остается. Так, например, если премия, на которую претендовали служащие организации и из-за которой возникло противоборство, уже распределена или отменена, то вместе с этим в большинстве случаев исчезает и конфликт. Но может случиться так, что он будет продолжен, если конфликтные отношения между участниками спора зашли слишком далеко.
2 Важно также отметить, что объект конфликта может быть как истинным, реальным, так и потенциальным, ложным, иллюзорным. Люди вступают в борьбу не только за реальные материальные блага и ресурсы, но и утверждая и отстаивая призрачные идеалы и идеи
Но предмет конфликта всегда реален и всегда актуален. Борьба, являющаяся выражением противоречия между оппонентами, всегда реальна и порой ведется не на жизнь, а на смерть, даже когда отстаиваются утопические идеи.
3 Следующее различие между объектом и предметом конфликта состоит в том, что объект конфликта может быть как явным, так и латентным (скрытым). Но предмет конфликта — противоречие между его оппонентами всегда проявляется отчетливо. Родители могут не понимать, из-за чего вдруг на них обиделся ребенок, но они не могут не заметить самого факта этой обиды. Да и сам человек порой не представляет отчетливо, почему вдруг ему стало “не спокойно на душе”, хотя факт беспокойства налицо.
Характеристика объекта конфликта
1 Объект конфликта не существует сам по себе, безотносительно к его участникам. Для того чтобы какая-либо вещь, свойство или отношение сделались объектом конфликта, они должны быть вовлечены в процесс взаимодействия интересов и потребностей индивидов, социальных групп или общностей. Так, природа, ресурсы, машины и т. д. сами по себе еще не являются объектами конфликта. Таковыми они становятся лишь тогда, когда к ним начинают проявлять интерес, когда появляется желание их контролировать, использовать или присвоить.
2 Но и в этом случае конфликт может не возникнуть. Интерес является необходимым, но недостаточным условием конфликта. Например, если тех или иных природных ресурсов имеется в избытке, то по поводу них конфликта не возникает. Он возникает тогда, когда объект, вовлеченный в сферу интересов и потребностей социальных субъектов, имеется в ограниченном количестве или качестве и не способен удовлетворить в полной мере всех взаимодействующих сторон. Другими словами, объект конфликта становится таковым только тогда, когда он является дефицитным, недоступным для всех, кто на него претендует.
Структура конфликта: объект, предмет и участники
«Конфликтные ситуации – это норма жизни», – как писал Чарльз Ликсон, психолог из Америки. Он шутил: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс!».
Преподаватель-практик Н.В. Зуева из ГБПОУ ВО «Ковровский транспортный колледж» в своей презентации рассматривает структуру конфликта, разложив его на следующие составляющие:
- стороны инцидента (участники);
- предмет или объект инцидента;
- мотивы столкновения;
- позиции конфликтующих сторон;
- образ ситуации раздора.
Все эти составляющие тесно связаны между собой и являют структуру любого разногласия.
Стороны инцидента
Участники конфликта бывают основными и второстепенными. Инициатор спорного момента входит в основной противоборствующий состав конфликта. Второстепенный состав включает в себя организаторов и разжигателей стычки.
Организаторы зачастую остаются в тени и помогают ситуации разгораться, привлекая дополнительных участников и снабжая инициатора информацией и необходимыми средствами. Сила инициатора и влияние зависят от его возможностей, связей и ресурсов.
Часть людей, поддерживающих инициаторов с каждой из сторон, образуют группы поддержки.
Внимание! Для решения конфликтных ситуаций без радикальных мер (насилия) привлекаются сторонние лица – судебные органы, арбитры или субъекты, имеющие весомый авторитет и объективный взгляд со стороны. По форме участников конфликта можно разделить на следующие виды:
По форме участников конфликта можно разделить на следующие виды:
- отдельные граждане;
- общественные группы;
- организации;
- государства.
Интересно. В результате конфликта, возникшего между государствами нацистского блока и странами антигитлеровской коалиции, 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Её участниками было 62 государства.
Предмет или объект инцидента
Предмет конфликта – это противоречие, возникшее из-за чего-либо между двумя сторонами.
Часто до сути раздора докопаться очень трудно. Даже в обычной бытовой ссоре, закончившейся насилием, следственные действия по установлению объекта инцидента занимают значительное время. Порой даже сами участники не могут точно определить объект конфликта, и это неверное понимание только осложняет ситуацию.
Главная черта, присущая объекту конфликта, – это ценность, которая бывает:
- материальной;
- духовной;
- социальной.
Причину или повод разногласий также можно считать объектом конфликта.
Мотивы столкновения
К мотивам относят внутренние силы, которые побуждают стороны к появлению и дальнейшему разжиганию столкновения. Мотивы наполняют противостояние эмоциональной составляющей. Мотивами могут быть:
- разного рода потребности: признание, обеспечение безопасности, причисление к определённой социальной принадлежности и т.д.;
- личностные интересы и ценности;
- убеждения и идеалы;
- цели.
Кстати! Цель, как мотив, своей возможностью предполагаемого результата очень часто ужесточает борьбу. «Цель оправдывает средства!».
Позиции конфликтующих сторон
Они включают в себя то, что стороны предъявляют друг другу в ходе процесса разногласий. Это требования, обоснования и предъявление дополнительной информации.
Образ ситуации раздора
Это переживания втянутых в конфликт индивидов со всеми индивидуальными дополнениями и домыслами. Обе стороны, распалённые противостоянием, видят ситуацию такой, какой они хотят её видеть, а не такой, какой она является на самом деле. К этому образу добавляется и представление о среде, в которой развивается конфликт.
Субъективное восприятие инцидента
Ранги субъектов конфликта
Классификация рангов введена по силовым характеристикам субъекта. Самым слабым считается первый ранг, а самым сильным — третий. Именно силовая характеристика определяет границы конфликта и его сценарий. Итак:
- Первый ранг
Эти субъекты представлены частными лицами. Их противоборство чаще всего носит межличностный характер. В качестве силы используются аргументы на основе личной мотивации. Такие конфликты кратковременны, но ярко выражены.
2. Второй ранг
В этом случае участниками конфликта выступают социальные группы или объединения. Иногда интересы группы представляет частное лицо, но мотивировано оно интересами целого сообщества. В подобных ситуациях противостояние может длиться долгое время, а аргументами в спорах выступают силовые ресурсы большой группы людей, поддерживающих одну идею или преследующих единую цель.
3. Третий ранг
Субъектами конфликтной ситуации становятся общественные организации. Причем мотиватором действий и аргументом является надгрупповой интерес. Силы и ресурсы подобных участников конфликта постоянно пополняются, можно сказать, что они безграничны.
Хотелось бы уточнить, что ранги не являются статичными. На разных этапах проблемной ситуации субъекты могут иметь абсолютно разные ранги.