Причины и условия развития конфликта

Участники и последствия

Участниками конфликта являются все субъекты, так или иначе принимающие участие в конфликтной ситуации: от непосредственных сторон до тех, кто оказывает влияние на его течение.

Участники делятся на:

  1. Основных – противоборствующие силы.
  2. Группы поддержки – оказывающие помощь, разделяющие взгляды и т.д.
  3. Других участников – стимулирующих конфликт, провоцирующих и т.д.

Последствия конфликта могут быть различными:

  1. Благоприятные
    . Это те, которые приемлемы для обеих сторон. Это дает участникам ощущение причастности к решению общей проблемы, а также позволяет строить перспективы на сотрудничество в дальнейшем.
  2. Дисфункциональные.
    К ним относят:
  • неудовлетворенность;
  • низкую степень сотрудничества;
  • неконструктивную, непродуктивную конкуренция с другими группами;
  • формирование мнения о другой стороне как о «враге»;
  • окончание взаимодействия сторон;
  • враждебность.

Социально-психологические причины конфликтов

Вследствие возможных значительных потерь и искажения информации в процессе межличностного общения (ограниченность словарного запаса человека вообще и конкретного человека в частности, недостаток времени, сознательное утаивание информации, трудности понимания из-за фильтров информации, невнимательности, трудностей быстрого понимания) услышанное человек не воспринимает на веру, а оценивает, делая выводы, отличающиеся, а иногда противоположные тому, что сказал собеседник.

Несбалансированное ролевое поведение при взаимодействии двух людей приводит к непониманию людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть связано не с действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а с подходом к проблеме с различных сторон.

Различные способы оценки результатов деятельности и личности друг друга приводит к тому, что одна и та же работа оценивается совершенно по-разному.

Объективным источником конфликтов выступает ценностно-нормативная система общества. В любом конфликте наряду с борьбой за те или иные блага присутствует соперничество из-за ценностей, в том числе культурных образцов. Изменения, происходящие в обществе, вызывают необходимость в преобразовании нормативно-ценностной системы. Кроме того, в обществе постоянно сосуществуют культура и субкультуры, соперничая между собой. В этих условиях неизбежны противоречия между ожиданиями и их реализацией.

Источник конфликтов содержится в управленческом процессе. Управление — это выбор альтернатив, мобилизация ресурсов, употребление власти, что означает принуждение управляемых к определенным действиям, ограничение стихийного поведения. В целом процесс управления включает в себя постоянное возникновение и разрешение противоречия между субъектом и объектом управления. А это наполняет управленческую деятельность чередой конфликтов.

Какие действия могут привести к конфликту

Причины возникновения конфликтов, так же многочисленны, как и конфликты. Основные причины возникновения конфликтов в организациях следующие:

1. Ограниченность ресурсов, распределяемых в организации. Как известно, ресурсы в любой экономической системе ограничены, а потребности людей ограничения не имеют. Поэтому даже самые крупные и богатые организации всегда испытывают дефицит ресурсов. Необходимость их распределения неизбежно ведет к конфликтам. Люди хотят получать все больше и больше и ищут способы удовлетворения собственных потребностей, которые кажутся им вполне обоснованными. То, что является препятствием в получении доступа к ресурсам, будет для них причиной возникновения конфликта.

2. Взаимозависимость задач. Возможности возникновения конфликтов существуют везде, где люди зависят друг от друга в выполнении общих задач. В организациях тесно взаимосвязан линейный и штабной персонал. Неудовлетворение взаимных требований приводит к конфликтам.

3. Различия в целях. Возрастание вероятности конфликтов такого рода происходит по мере увеличения организации и выделения специализированных подразделений. Например, вновь созданный на предприятии «Отдел маркетинга» имеет цель обеспечить организацию как можно большим объемом заказов с перспективой сбыта продукции на самых выгодных условиях. Производственные подразделения имеют свою цель — выпускать продукцию, не требующую внедрения новых технологий, переподготовки кадров и т. д. У высшего руководства свои цели — и обновить портфель заказов, и поменьше потратиться на нововведения. Отдельные работники организации преследуют часто собственные цели, отличающиеся от целей других.

4.Различия во взглядах и представлениях. Руководители и исполнители могут иметь различные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. Каждый отстаивает свою точку зрения, считая ее единственно верной, а своего оппонента может принимать за врага.

5. Неудовлетворительные коммуникации. Конфликты в организации часто связаны с неточной и неполной передачей информации или отсутствием необходимой информации, неправильным ее толкованием. По этой причине очень сложно управлять конфликтом.

6. Обманутые надежды. Обещания, данные людям, не выполняются.

7. Различия в психологических особенностях людей

Важной причиной конфликтов могут быть различия в темпераменте, характере, потребностях, мотивах и других психологических особенностях людей. Эти различия особенно часто являются причинами межличностных конфликтов

Иногда встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность, враждебность, негативно воспринимают то, о чем им говорят. Они постоянно либо «нападают», либо «защищаются», оспаривают каждое слово, не вникая в смысл сказанного оппонентом.

Классификация конфликтогенов

Стремление к превосходству:

  • Прямые проявления превосходства (приказывание, угроза, критика, обвинение, насмешка, сарказм);
  • Снисходительное отношение;
  • Категоричность;
  • Навязывание своих советов;
  • Перебивание собеседника.

Проявление эгоизма:

  • Обман или попытка обмана;
  • Перекладывание ответственности на другого человека;
  • Утаивание информации, чтобы “владеть ситуацией”.

Нарушение правил этики:

  • Пренебрежение обязанностями;
  • Нарушение субординации.

Правила устранения конфликтогенов:

  • Критичное отношение к себе и своим действиям;
  • Терпимость к действиям и словам оппонентов;
  • Доверие к собеседнику (если нет объективных причин недоверия)

В чем причины данного явления?

Специалисты считают, что целесообразно упомянуть о таких видах причин, как:

  • Внутренняя, которая содержится в противоречиях самой личности;
  • Внешняя, обусловленная статусом человека в обществе;
  • Внешняя, которая представляет собой статус человека в конкретной социальной группе.

Можно говорить о наличии взаимосвязи между перечисленными видами причин. Их дифференциация будет носить условный характер

Важно понимать, что внутренние факторы, способные привести к внутриличностному конфликту, будут представлять собой именно результат взаимодействия человека с обществом, коллективом. Нельзя говорить о том, что подобного рода явление возникает ниоткуда

Внутренние причины касаются наличия противостояния абсолютно разных мотивов личности, отсутствии согласованности внутреннего устройства. Человек больше страдает от внутренних конфликтов, если обладает более замысловатым внутренним миром, сформированным чувством ценности, способностью к самоанализу.

Внутриличностный конфликт будет зарождаться в случае следующих противоречий:

  • Между потребностью и социальными нормами;
  • Рассогласованием интересов, потребностей и мотивов;
  • Борьбой социальных ролей (когда нужно выполнить срочную работу и отправиться с семьей на запланированную прогулку);
  • Противоречием между имеющимися устоями и социокультурными ценностями (необходимость выполнять долг защиты Родины и желание придерживаться христианских заповедей).

Рассмотренные противоречия обязаны обладать по-настоящему глубоким смыслом для человека, чтобы произошло зарождение внутриличностного конфликта. Различные аспекты имеющихся противоречий по степени динамики своего воздействия на человека обязаны быть равными. В ином случае личность из двух благ все же выберет более привлекательное, в то время, как из зол- именно меньшее. Иначе внутриличностный конфликт не появится.

Стоит говорить о том, что внешние факторы, которые провоцируют возникновение внутриличностной конфронтации, обусловлены именно статусом в коллективе (см. Подсидели на работе).

Можно говорить о многообразии причин, которые касаются положения человека в определенной группе

Их можно объединить в соответствии с невозможностью удовлетворить важные потребности и мотивы, в наличии которых глубокий смысл, немаловажное значение для человека в отдельной ситуации. Таким образом, можно утверждать про такие ситуации, которые провоцируют появление внутриличностного конфликта, как:

  • Препятствия физического характера, который способны помешать удовлетворению основного ряда потребностей (запертый в камере заключенный не может свободно передвигаться, выходить за строго очерченные пределы);
  • Отсутствие объектов, которые необходимы, чтобы удовлетворить актуальную потребность (человек хочет выпить кофе, но все заведения закрыты);
  • Преграды именно биологического типы (наличие физических изъянов, серьезных изъянов, у которых трудность содержится непосредственно в организме человека);
  • Обстоятельства именно социального характера, которые представляют собой первопричину внутриличностных столкновений.

Специалисты выделяют причинно-следственную связь, способную привести к пробуждению внутриличностного конфликта, которые связаны с такими видами противоречий, как:

  • Между строго отведенными правами и повышенной ответственностью для возложения на себя обязанностей (человек был переведен на более высокую должность, с расширением ряда функций, но права при этом будут такими же небольшими);
  • Между ужесточением требований и некомфортными условиями труда;
  • Между существующими заданиями и 2 несовместимыми задачами;
  • Между четко установленными рамками задания и неясным механизмом для его реализации;
  • Между существующими нормами, определенными традициями, разработанными требованиями профессии, которые были установлены в компании, ценностями и индивидуальными потребностями;
  • Между стремлением к самоутверждению, творческой самореализации, карьере и потенциальными возможностями, чтобы осуществлять их в рамках организации;
  • Конфликт, который вызван противоречием между социальными ролями;
  • Между желанием получить выгоду и ценностными ориентирами.

Факторы внешнего характера, которые вызваны соответствующим статусом в обществе, способны иметь связь с отличиями, имеющимися на стадии макросистемы самого общества. Они заключены в специфике непосредственного социального строя, политико- экономического устройства, ценностей, принятых в обществе.

Поведение в конфликтах

Тактики поведения в конфликте

Название Описание
Жесткие
  • Тактика захвата и удержания объекта конфликта
  • Тактика физического насилия или ущерба;
  • Тактика психологического насилия: грубость, оскорбление, клевета;
  • Тактика давления: приказ, ультиматум, шантаж, угроза, предъявление компромата.
Нейтральные
  • Тактика демонстративных действий: публичные высказывания и жалобы на состояние здоровья, невыход на работу, заведомо неудавшаяся попытка самоубийства, бессрочное голодовки, перекрытие железнодорожных путей, плакаты, лозунги;
  • Санкционированные: воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения рабочей нагрузки, наложение запрета, установление блокад, невыполнение распоряжений под каким-либо предлогом, открытый отказ от выполнения;
  • Тактика коалиций: усиление своего ранка в конфликте за счет образования союзов, увеличения группы, поддержки руководителей, общественности, друзей, родственников, СМИ, органов власти (используется в одной трети конфликтов).)
Мягкие
  • Тактика фиксации своей позиции: использование фактов, логики для подтверждения своей позиции, убеждение, просьба, критика, выдвижение предложений и др.;
  • Тактика дружелюбия: корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, оказание услуги, извинение, поощрение.

В любом конфликте важно, чтобы стороны получили позицию так называемую Win/Win, обе стороны должны победить. Этого можно добиться только если идти на сотрудничество или пойти на компромисс в каком-либо решении

Поведение в конфликтах

Избегание(уход) Проигрыш/Проигрыш
Уступка Проигрыш/Выигрыш
Соперничество Выигрыш/Проигрыш
Компромисс ???
Сотрудничество Выигрыш/Выигрыш

Управление конфликтом

Управление конструктивными конфликтами включает в себя следующие основные приемы:

Четкое разграничение предмета конфликта и его участников. Недопустимо критиковать личные качества или интересы

Таким образом, все внимание концентрируется непосредственно на проблеме.
Разработка вариантов, удовлетворяющих обе стороны. Чтобы прийти к общему решению, участники конфликта должны направить все свои усилия не на личное противостояние, а сконцентрировать их на поиске альтернатив

Стоит сплотиться против проблемы, а не противостоять друг другу. Здесь хорошо работает метод «мозгового штурма», к которому можно также привлечь третьих лиц.
Использование объективных критериев подразумевает объективный взгляд на проблему безотносительно к интересам сторон конфликта. В таком случае может быть принято решение, которое будет стабильным и нейтральным.
Исключение влияния принципиальных позиций. В первую очередь каждая из сторон должна определиться с тем, какой ее рациональный интерес в том или ином развитии событий. Вполне возможно, что у конфликтующих сторон они будут общими или, по крайней мере, не будут исключать друг друга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector